Станислав Лем «Сказка о цифровой машине, которая с драконом сражалась»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Юмористическое | Ироническое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Король Партобон более всего ценил кибернетику как военное искусство. Королевство его кишело мыслящими машинами, а сам король Партобон постоянно создавал механические армии, какие впоследствии с успехом же и побеждал.
Но все это быстро наскучило ему, ведь грезил он о космических войнах и походах. И решил он тогда поместить на Луну цифровую машину, которая в свой черед должна была изготавливать всяческие войска и самопальное оружие. Но однажды в машину закралась ошибка и вместо того, чтобы учинить драку, она учинила дракона, который стал всерьёз угрожать королю Партобону…
Также: С Лем «Сказка о цифровой вычислительной машине, победившей дракона» журн Юный техник №5 1964г.
Входит в:
— цикл «Кибериада» > цикл «Сказки роботов»
— газету «Литературная Россия № 13 1964», 1964 г.
— сборник «Сказки роботов», 1964 г.
— журнал «Юный техник 1964'05», 1964 г.
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2», 1965 г.
— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.
— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 24 мая 2016 г.
Фирменный сказочный Лемовский язык в сочетании с блестящей работой переводчика — зачитаешься. Идёт легко и смешно.
От добра добра не ищут, да видно на то он и король со своими заскоками, чтобы придумывать себе на одно место приключений да осложнений. И главным образом — своим подданным.
Хорошая юмористическая штучка для тех, кто соскучился по остроумию Лемовского толка.
god54, 5 августа 2016 г.
И показал нам автор силу математики. А для чего показал нам это автор? А чтобы детки в школе хорошо учились и про математику не забывали, ибо она нам так пригодится в жизни. Более пятидесяти лет прошло, как школу закончил, и все время алгебру вспоминаю, покрываясь холодным потом: ах, как она мне в жизни пригодилась...
zmey-uj, 18 марта 2011 г.
Ну уж если сказка начинается с того, что короля зовут Воемуж Храброватый, и речь в ней идет о войнах этого короля, за неимением других врагов, с собственноручно созданными армиями, можно ожидать любых нелепостей и всяческой суеты. Так и есть: вместо драки машина изготавливает дракона (в оригинале был заказан «elektroskok», а получился «elektrosmok». Ну то что «смок» это дракон, уже понятно, а что за «электроскок» на самом деле, хотелось бы знать). Избавиться от чудища помогает другая машина, стратегическая, но у нее при этом свои запросы... И тут нас ждет еще сюрприз.
Словом, хорошо все, что хорошо заканчивается. Вот только по поводу действий дракона с самим собой у меня сомнения. Ведь если он делит себя на самого себя, то в результате должен получиться — нет, не он же сам, а абстрактная математическая величина Единица. Судите сами. 1а : 1а = 1. Не 1а! Значит, дракон должен был исчезнуть уже тогда?
Но пусть его, не стоит, наверное, копаться в подробностях. Сказка хороша, весела и заканчивается вполне мирно и радостно. Читаем и перечитываем.
Alexandre, 14 февраля 2009 г.
» Когда говоришь, что думаешь — думай, что говоришь!» — эта сентенция вполне подходит и для героя сказки короля Полеандра Партобона. Пока играл он с мелкими игрушками, да безответными подданными — мог делать что хотел.
А вот когда появился у него, по его собствнной ошибке (не подумал!), серьезный и никак от него не зависящий противник — тут-то пришлось королю идти на поклон к своему забытому главному консультанту, стратегической машине.
Вот машина та и дала королю несколько советов, которые позволили в итоге победить чудовище. Но неблагодарный король сразу же забыл все свои торжественные обещания. Такого мудрая машина простить не могла. «И со скрежетом и дребезжанием стала она обращаться в электродракона...» — хорошо, что туфля оказалася у короля на ноге, да сделана машина была на основе хрупких ламп, а не твердых транзисторов. Вот и разломал король машину, но потом-таки поумнел настолько, что военной техники не касался вовсе.
Урок всем руководителям, а читателям совет — читайте, да на ус мотайте!
mitra, 21 августа 2007 г.
Иногда игры могут привести к неожиданным результатам. И хорошо еще, что король смог вынести хоть какой-то опыт из этого происшествия.
tevas, 16 ноября 2005 г.
Мастерство писателя поражает. Вроде бы из банальной идеи нельзя состряпать рассказ изюминку. Ан нет! Лему это удалось, причем с легкостью необычайной.