FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Холодный воздух»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Голосов:
533
Моя оценка:
-

подробнее

Холодный воздух

Cool Air

Другие названия: Холод

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Доктор Муньос — прекрасный врач, полностью посвятивший себя борьбе со смертью. Но из-за тяжелейшей болезни он вынужден жить в помещении, температура в котором не поднимается выше 12 градусов Цельсия...

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— журнал «Weird Tales» September 1939», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «Histoires étranges et récits insolites», 1965 г.

— антологию «Mad Scientists», 1980 г.

— антологию «Rod Serling's 'Night Gallery' Reader», 1987 г.

— антологию «Rivals of Weird Tales», 1990 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «The Dead That Walk: Flesh-Eating Stories», 2009 г.

— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.


Экранизации:

«Cool Air/Camera Obscura/Quoth the Raven» 1971, США, реж: Джон Бэдэм, Джефф Кори, Жанно Шварц

«Прохладный воздух» / «Cool Air» 1999, США, реж: Брайан Мур

«Свежий воздух» / «Cool Air» 2006, США, реж: Альберт Пьюн

«Холод» / «Chill» 2007, США, реж: Серж Роднунски



Похожие произведения:

 

 


В склепе
1993 г.
Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Погребенный с фараонами
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.

Периодика:

«Weird Tales» September 1939
1939 г.
(английский)

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.
Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
Cry Horror!
1958 г.
(английский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
Histoires étranges et récits insolites
1965 г.
(французский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
Mad Scientists
1980 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
Rod Serling's Night Gallery Reader
1987 г.
(английский)
Rod Serling's Night Gallery Reader
1990 г.
(английский)
Rivals of Weird Tales
1990 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Dead That Walk: Flesh-Eating Stories
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, «Холодный воздух» — это потрясающий рассказ. Люди, которые увлекаются творчеством великого Эдгара Аллана По, сразу поймут что данным рассказом Лавкрафт отдал дань творчеству этого гениального писателя.

Рассказ написан в духе новелл По, и заканчивается соответственно. Но вместе с тем Лавкрафт сумел сохранить и свой потрясающий стиль. В результате смесь получилась отменной. Данное произведение — один из наиболее запомнившихся мне рассказов автора.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ в контексте творчества Лавкрафта, очень викторианский по своей идее — победа над смертью и разложением. Получил у меня высший бал не столько за мастерство, сколько за вызванные ассоциации с нерадивыми домохозяйками, желающими спасать любые продукты в морозилке, лишь бы не почили их труды походов в магазин или собственного умения готовить то, что никто не оценит. Тут та же проблема, доведенная до эгоцентризма, то бишь спасение собственного бессмысленного существования, когда, казалось бы, смерть в таком случае не хуже.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Буквально живой труп живет затворником, и все его занятия сводятся лишь к одному — поддержанию собственной живучести. Превращение в слизь очень наглядно, потому что именно это напоминают размороженные продукты тех самых домохозяек.

Рассказ вызвал улыбку, раскрыв очень частый предрассудок живых людей с их страхом перед смертью или потерей тела. Что не менее важно, так это то, как действия по преодолению подобных страхов вызывают в людях новые фобии. От безмолвия, мрака и одиночества — к боязни холода. Переход заявлен в самом начале, ясно показан и доведен до логического финала. Хорошо, что главный герой не оборвал повествование своим обмороком, скинув обязательный элемент на долю пришедшего электрика, забившегося в эпилептическом припадке при виде морозящего себя постояльца (это мне тоже показалось смешным: электрика долбануло без всякого электричества. так и захотелось поинтересоваться, частенько он вообще пребывает в таком состоянии на работе?..).

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычная история от Лавкрафта. Необычная и тем более привлекательной она получилась. Рассказ «Холодный воздух» — это очередное веское слово в жанрах мистики и хоррора. Изначально история кажется не слишком интересной и даже какой-то вымученной, словно автор клещами вытягивает из себя каждое предложение повествования. К счастью, подобное впечатление также обманчиво, как и мираж в пустыне. Уже к концу первой страницы произведение начало интриговать, а чуть позже захватило посильнее любого аркана.

Атмосфера всегда была коронным приёмом Лавкрафта и в данном рассказе она удалась автору на все 10000%. Чтение захватывает полностью и без остатка. Сюжет построен таким образом, что перевести дух удаётся лишь прочитав последнюю строчку. Браво, Лавкрафт!

В «Холодном воздухе» прослеживаются некоторые параллели с творчеством Эдгара Аллана По, но они минимальны. В основном же рассказ наполнен «духом Лавкрафта», коим пропитано почти каждое произведение отшельника из Провиденса.

Максимальный балл — это наименьшее, что я могу поставить произведению:wink:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле слабый рассказ, но тем не менее наиболее колоритный. Лавкрафт явно всегда пытался писать наиболее распространенные вещи, причем выбирая всегда разные темы. Так и сейчас получился рассказ про холод, а вернее про человека, который связал свою жизнь с низкой температурой и вынужден до конца своих дней поддерживать ее, постоянно остужая свое тело.

То, что действительно открылось в самом конце, напрашивалось с самого начала. Ведь холод и мертвецы связаны между собой наиболее тесно, и то, кем же на самом деле оказался этот необычный персонаж, не является здесь какой-то яркой интригой, хотя автор явно претендует на тот факт, что это главная изюминка рассказа. А ведь на самом деле нет. Но в то далекое время начала 20 века, эта идея была наиболее актуальна и не затерта, поэтому для того читателя это было в новинку.

Сюжет практически отсутствует, вернее, его можно рассказать по памяти в двух-трех предложениях. Поэтому я даже не в силах как-то описывать его или давать какую-то адекватную оценку. Наверняка важен сам факт, сам феномен такого персонажа, его судьба и кончина. Всем остальным рассказ зацепить увы не в силах.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

животрепещащий рассказ, особенно если представить себе всю картину до мельчайших подробностей: этот смрад, зловоние... А если рассуждать более глубоко, человечеству всегда было свойственно желать бессмертия, только какой ценой оно достигается в этом рассказе, и бессмертие ли это вообще?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению для всех, наш любимый нигилист Говард Лавкрафт относился к женщинам намного спокойнее, чем абсолютное большинство мужчин. Он не был к ним совсем безразличен, что подтверждает его пусть и сравнительно недолговечный брак, но всё же предельно очевидно, что женщины занимали аномально низкую по меркам мужчин строчку в списке его одержимостей. Печальным последствием этого для нас, его читателей, является то, что герои произведений Лавкрафта никогда не испытывают романтических чувств, что, в свою очередь, серьёзно ограничивает писателя в вариантах развития сюжета в его произведениях.

Рассказ «Холодный воздух» тому очередной и прекрасный пример. Главный герой встречает старика, который неспособен покидать свою квартиру, ибо только в ней он может поддерживать абсолютно необходимую ему для жизни низкую температуру. Будь Говард хоть чуть более заинтересован в женском поле, он бы вне всякого сомнения тут же выжал бы из этой задумки романтику. Старый хрыч оказался бы отцом прелестной юной девушки, и именно эта девушка, а не старик, была бы не в силах выйти из квартиры, причём уже на протяжении многих лет. Герой, разумеется, влюбился в неё, а дальше дорога к финалу разветвлялась бы на множество путей.

Например, герой и героиня были бы счастливы, но девушка из-за состояния своего тела, разумеется, была бы неспособна к деторождению, и герою пришлось бы думать над тем раздобыть ли ему ребёнка, а если и да, то где и как подобрать такого, который был бы устойчив к морозу. Или отец невесты перед смертью поведал бы герою, что его дочь все эти годы выживала только благодаря сыворотке, которую он готовил из крови христианских младенцев, и протагонисту пришлось бы хорошенько подумать над тем, насколько сильно он любит страдалицу и продолжать ли ему поддерживать в ней жизнь. А может быть герой из-за постоянного пребывания в вечно сыром и неотапливаемом помещении вместе со своей любимой подхватит неизлечимый туберкулёз, и старик-доктор, дабы спасти его и душевное состояние своей дочери, превратит протагониста в постоянного обитателя холодной комнаты.

Но Говард, как уже сказано, был прохладен к женщине как к существу и идее, поэтому его протагонист обнаружил старика, только чтобы спустя некоторое время обнаружить его мёртвым. То, что могло бы затмить любой будущий роман о возлюбленной, сгорающей от смертельной болезни, — никто бы и не взглянул на ремарковских «Трёх товарищей» — осталось в истории лишь относительно пристойной короткометражкой.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я начал спешно читать настоящий рассказ, получив большую и пахнущую свежей типографской краской рисованную книгу Алана Мура и Джейсона Берроуза «Провиденс», ибо уже в первом же эпизоде в ней следуют прямые отсылки на «Холод».

Сама идея «холодного» доктора мне очень понравилась, да и все излюбленные ходы Лавкрафта здесь сконцентрированы по ускоренной формуле. А именно, загадка — безумие -болезнь -финальный исход. Не вполне понятно, разве что, по какой причине автор наделил хозяйку дома и самого Муньоса испанскими корнями.

А эти фирменные фразочки...

«Из комнаты и лаборатории постоянно исходило жуткое зловоние, распространявшиеся по всему дому....»

«С некоторых пор он взялся составлять какие то пространные документы, которые тщательно запечатывал и отдавал мне, поручая отправить их после его смерти по тем или иным адресам, большей частью в Индию...»

« Он ужасно сдал за последнее время -его внешность и голос вызывали ужас даже у меня, и я чувствовал себя весьма неуютно, оставаясь с ним наедине...»

Итого: великолепный (но подзабытый) рассказ, который благодаря Алану Муру и его издателям, несомненно, вновь привлечет к себе читательское внимание.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каждой кухне есть блюдо, которое лучше подавать холодным. В Лавкрафтовской «кухне ужасов» этот рассказ — одно из таких блюд. Мороз, как говорится, пробирает до самых костей. Но весь парадокс в том, что он здесь не сообщник «кошмара», а наоборот — его враг.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По замыслу и сюжету, фактически ремейк рассказа Эдгара По, «Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром», выполненный на несколько более прагматичной платформе. Изрядно оживлён некоторыми физиологическими и псевдобиологическими подробностями. Сценизм и переживания героев переданы не плохо, но всё очень предсказуемо, уже с завязки.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранний рассказ Лавкрафта, несколько напоминающий по стилистике творчество Эдгара Алана По. Пугающее произведение о столкновении с Ужасом в самых обычных условиях.

Герой, репортер какого-то дешевого издания, живет в меблирашках, где и знакомится с неким доктором Муньосом и его тайной.

Написан рассказ очень хорошо, он местами пугает, хотя о сути происходящего не трудно догадаться (особенно, если видел экранизацию – одну из новелл фильма «Некрономикон»).

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самый увлекательный рассказ Лавкрафта. Предсказуемый. Но обладает и плюсами. Во-первых, показана именно «лавкрафтовская» атмосфера. Во-вторых, местами пугает.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уверена, что любой читатель буквально сразу догадается о сути этого сюжета. И все дальнейшее повествование не содержит уже никакой интриги. Последняя фраза же, предназначенная по замыслу автора вызывать потрясение и ужас, вызывает лишь раздраженное чувство — «экая новость!»

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрел экранизацию раньше, чем прочитал. К счастью из фильма ничего не осталось в памяти. Может благодаря этому я снова испытал приступ безграничного интереса к рассказу.

Атмосферы здесь нет. Есть просто история, которую захотел рассказать автор. Интересную, пугающую (правда только после прочтения). Концовка не повергает в шок, о ней можно догадаться практически с первых строк. Поэтому довольно скучновато читать последние строки.

Меня очень позабавило то обстоятельство, что во время прочтения рассказа я ежился от порывов холодного ветра:) невольно начинаешь понимать главного героя в его неприязни к холоду.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне это произведение очень понравилось, не важно как все закончилось, просто читать это в удовольствие

Оценка: нет
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне расссказ понравился, очень даже не плохо, живо, интересно, напряженно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх