fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Храм»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
1146
Моя оценка:
-

подробнее

Храм

The Temple

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

После нападения германской подводной лодки на британское грузовое судно в руках экипажа субмарины оказывается в качестве трофея вырезанная из слоновой кости голова юноши. После этого начинаются необъяснимые события, в ходе которых в живых остаётся лишь командир. Именно ему предстоит увидеть загадочный храм, который покоится на морском дне.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рассказ написан летом 1920 года и впервые опубликован в сентябре 1925 года в журнале «Weird Tales». В «Храме» впервые в творчестве Лавкрафта возникает образ Древней Цивилизации, многократно превосходящей человеческую в культурном, а может быть и в технологическом плане. Этот образ прочно укоренится в творчестве автора и найдет свое лучшее воплощение в его поздних работах.


Входит в:

— журнал «Weird Tales, September 1925», 1925 г.

— журнал «Weird Tales, February 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Hauntings and Horrors, Ten Grisly Tales», 1969 г.

— антологию «Безумная Луна», 1990 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— антологию «Кукла-чудовище», 1993 г.

— антологию «Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep», 1994 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

Похожие произведения:

 

 


Безумная Луна
1990 г.
Храм
1990 г.
Безумная Луна
1991 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Реаниматор
1993 г.
Кукла-чудовище
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Другие боги
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Иные боги
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Хребты безумия
2021 г.
Мгла над Инсмутом
2022 г.
Иные боги
2022 г.
Хребты безумия
2023 г.
Большое собрание сочинений в одном томе
2023 г.
Зов Ктулху
2024 г.
Тень Ктулху
2025 г.

Периодика:

«Weird Tales» September 1925
1925 г.
(английский)
«Weird Tales» February 1936
1936 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
Hauntings and Horrors, Ten Grisly Tales
1972 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep
1994 г.
(английский)
Da un altro mondo
1995 г.
(итальянский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дневник капитана немецкой подлодки, описывающего странную гибель всего экипажа, таинственный храм и вернувшуюся голову юноши. Вот умеет Лавкрафт описать происходящее так, чтобы подстегнуть воображение читателя и напустить мороку своей недосказанностью. Жаль, рассказ не стал повестью, но нашел лучшую реализацию образа Древней Цивилизации в последующих, гораздо более известных работах Говарда

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Храм» входит в число моих самых любимых творений Лавкрафта. Читая его, я смаковал каждое слово, страницу за страницей. Многогранный писатель предстал перед нами в новом прекрасном свете, создав одного из самых запоминающихся главных героев, капитана немецкой подводной лодки — Карла Генриха. Читая новеллу я был в лёгком шоке. То, как Лавкрафту — американцу по происхождению, удалось создать и детально описать образ настоящего до мозга костей немца, просто выше всяких похвал. Я верил в реальность происходящего на протяжении всего произведения и смог перевести дух только когда закончил чтение. Такого гротескного ужаса до прочтения «Храма» я не испытывал ни разу в жизни. Автор потряс меня до глубины души. Чувство было такое, будто на меня молот обрушился. Ещё нигде мне не доводилось читать хоть сколько-нибудь похожее описание безвыходности, которое стало бы сопоставимым тому, что почувствовал на собственной шкуре весь экипаж подводной лодки. И с точки зрения мистики и с точки зрения психологии, к рассказу не может быть ни малейших нареканий. Настолько...натурально, я бы сказал, написано произведение. Ощущение такое, что «Храм» — это не очередное беллетристическое творение, а кем-то написанный дневник происходивших на самом деле событий. Автору удалось донельзя удачно, что называется, размыть границы реального и сверхъестественного. Потому эффект читательского присутствия вышел столь явным и правдивым. Никогда не забуду апогей рассказа, когда главный герой остался наедине со своим свихнувшимся помощником, ну и саму концовку, разумеется. Данное произведения является полновесным началом дальнейших повествований Лавкрафта о загадочной Древней Цивилизации в своих более зрелых творениях, например, таких как «Зов Ктулху».

Мне хотелось бы также заострить внимание на двух вещах: антрацитной, совершенно непроницаемой тьме и ограниченном пространстве. Те люди, которые страдают данными фобиями, могут очень тяжело воспринять эту новеллу. Поэтому им самим остаётся решать, стоит ли знакомиться с сей работой автора или нет. Для всех же остальных «Храм» послужит образчиком выдающейся мистической литературы, которую, безусловно необходимо прочитать хотя бы один раз.

Последнее, чем хотелось бы поделиться, это одно интересное наблюдение. Как мне кажется, создатели фильма «Глубина», вышедшего в 2002 году, были частично вдохновлены рассказом «Храм». Очень уж похож фильм своей атмосферой и местом действия с новеллой Ловкрафта. Но только этим. Ни о каком плагиате и речи быть не может. «Глубина»- это вполне самостоятельное и независимое произведение кинематографа.

Поставил рассказу оценку 10, но будь шкала больше, к примеру от одного до 100, я бы выставил самый максимальный балл.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

История представляет собой дневник немецкого (точнее, прусского) офицера-подводника, посланного кайзером в Атлантику, чтобы топить вражеские корабли. Вроде бы, обычная военная история типа U-429 Тони Джильо. Но Лавкрафт не был бы Лавкрафтом, если б не добавил в нее мистического тумана. После очередной пиратской акции, где подводники пускают на дно британское грузовое судно «Виктория», к борту подлодки пристает странный труп, в кармане которого обнаруживается фигурка из слоновой кости. Собственно, может, это и не труп был вообще: некоторые свидетели утверждали, что после того, как его сбросили обратно в воду, он открыл глаза и уплыл прочь, словно заправский пловец. А вот фигурку прикарманил себе один из офицеров. И тем самым навлек на лодку ужасное проклятие... Несомненно, этот рассказ принадлежит к лучшим творениям Лавкрафта. В нем имеется увлекательный сюжет, харизматичный герой (точнее, негодяй) и потрясающая развязка. Впрочем, о развязке нам фактически сообщают в самом начале: весь рассказ был найден в бутылке, выловленной моряками возле побережия Юкатана. А это значит, что сам герой произведения не выжил. Но интерес представляет не его биография, а те приключения, что он испытал после появления на борту лодки непонятно кем сделанной фигурки. По ее описанию можно сделать вывод о ее происхождении — это либо Древний Рим, либо даже Древняя Греция (об этом, в частности, говорит внешний вид «мертвеца», у которого фигурку обнаружили). Казалось бы, всё ясно: мертвый юноша совсем не зря прицепился к поручням кайзеровской подлодки — пахнет проклятьем за свершенные моряками злодеяния. Но, как оказывается в дальнейшем, ситуация и впрямь оказывается нестандартной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
судя по конечной точке маршрута, мы имеем дело с жителями мифической Атлантиды, утонувшей в океане еще в допотопные времена. Видать, немецкие подводники окончательно достали ее жителей, сбрасывая им на головы свои потопленные корабли. Так что мертвец появился не случайно, да и никаким мертвецом на самом деле не был. Просто за тысячелетия жизни на морском дне все жители Атлантиды сильно изменились и перестали походить на своих сухопутных братьев. Им явно не импонировало стремление разных карлов генрихов усеять территорию их страны всяким непотребным мусором. Вот и подослали на лодку своего «казачка». Видать, могущественные у них боги, раз смогли победить высокую немецкую технологию! И не просто победить, а заставить понять собственную ошибку и сполна за нее заплатить.
Концовка, как и положено в подобных историях, остается неопределенной. Так что придумывать ее придется самим, хотя общее представление всё же имеется: топить чужие корабли (особенно, невоенные) нехорошо, ибо есть вероятность настроить против себя могущественного морского бога Посейдона, бывшего основателем и первым правителем легендарной Атлантиды. Наверно, именно его и изображала та фигурка, которую нашли у фиктивного мертвеца.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о проклятии, постигшем экипаж германской подлодки, посланной топить мирные суда в Атлантике. Советую всем подводникам брать пример с капитана Немо или Жака-Ива Кусто — тогда никакое проклятье вам будет не страшно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, прусская надменность здесь иногда достигает карикатурной высоты. Но в этом же есть и своеобразие – в рассказе события Первой мировой войны, однако, можно представить эту же историю и во времена Второй мировой – так ярка там немецкая жестокость. А немецкая логичность и рассудительность героя-рассказчика хорошо подчёркивает сверхъестественные странности, происходящие с экипажем подводной лодки.

Видно, что рассказ на самом деле ранний – уже есть затопленные циклопические сооружения, есть странные артефакты и сверхъестественные ритуалы призраков. Но всё это близко, но ещё не воплотилось в атрибуты авторского мира «мифов Ктулху»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и таинственный город, это ещё не Р’льех, а не мене таинственная, но более «попсовая» Атлантида)
. Но уже очень-очень близко. И эффект от таинственных сооружений на дне морском
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(как и от странных дельфинов – или душ погибших по вене безжалостных немцев моряков?)
уже есть – создается фирменная лавкрафтовкая тревога.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, какой роскошный рассказ! Тайна, мистика — все в нем присутствует. Но — сама атмосфера солдафонского, угнетенного пропагандой сознания капитана корабля! Все люди кругом живые, которые могут бояться, плакать, сходить с ума. Капитан же как робот. Когда в конце у него просыпается хотя бы одно человеческое свойство — любопытство, я испытала облегчение: нет, он свой, он человек, он не странная зомбированная кукла, просто заблудший человек. Наверное, для меня этим ценнен рассказ — своей атмосферой, как исторической, так и эмоциональной. А тайна, мистика — хоть и приятное, но все же дополнение, не суть. :glasses:

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически чистейшая готика, погружение в ужасающей красоты сказку, параллели избранного народа Германии и Атлантиды, бездыханные создания и уходящий свет.. Это целая поэзия. Читаешь с пониманием, что до конца, до самого демонического храма, дойдет лишь самый худший из героев, что умрут те, кто обладал не «прусским рассудком и здравым смыслом», но люди, еще не растерявшие человечности. И как будто смерть их будет спасением от худшей участи.

Комментарий говорит, что это единственное произведение Лавкрафта с сатирой на немецких военных. Не нашла сатиры и иронии, но сближение германского мифа с мифом об Атлантиде и лавкрафтовых мифологией. И это превращает новеллку в готическую в кубе с этими слоями художественных домыслов, дополняющих друг друга. Здесь четко видна эволюция жанра, когда все «темные силы» приходят в единый храм на дне океана. Бездна ужаса в глубинах, лишенных света и воздуха. Тьма рождает здесь жизнь, которой это и не нужно, хаос производит свой свет и дышит иначе, хоть и использует тела дышащих воздухом созданий. Поражает эта иная живучесть поглощенных темным началом существ, живучесть и многочисленность (как в случае с дельфинами).

Один из немногих произведений Лавкрафта, где наконец-то умело используется недосказанность. Излишняя документированность и концовки с объяснениями в других рассказах часто портили впечатление. Но здесь ужас остается довлеть над сознанием и не отпускает до конца.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это действительно редкий случай, когда рассказ имеет довольно удобоваримый сюжет, героев, и главное, саму идею — идею показать безысходность ситуации, неизбежность конца, а так же пробудить в читателе чувство маниакального любопытства, сотворить уникальную интригу и сеттинг, в котором эта интрига способна развернуться в полный рост.

По сюжету все происходит в довольно замкнутом пространстве — в подводной лодке. Экипаж сталкивается с трупом, которого прибило к корме, в наличии у которого имеется очень диковинная вещь — толи статуэтка, толи безделушка — представляющая собой голову юноши, вырезанную из слоновой кости. И с этого момента начинают происходить странности. Петля понемногу стягивается, злой рок начинает хозяйничать внутри субмарины, а экипаж начинает редеть, и в итоге в живых остается только один капитан. Это довольно сильная и упертая личность. Этот человек привык рассуждать слишком здраво. Он, имея немецкую выучку, а так же намеки расовых предрассудков в характере, каким-то образом не поддается этой демонической силе, что явно говорит о его силе характера и личных качествах настоящего стоика. Но так или иначе даже он останется обреченным на смерть в сложившихся обстоятельствах, выжить в которых довольно сложно.

И в принципе на этом сюжет можно заканчивать. Ведь то, что уже получилось, можно назвать неплохой новеллой с отличной атмосферой и хорошо продуманным сюжетом. Атмосфера постепенно сгущается, саспенс постепенно нагнетается, интрига неумолимо приближается к своей разгадке. Но...Это был бы не Лавкрафт, если бы не смог не дописать самое главное — Храм. Это олицетворение всего самого загадочного, что могло бы существовать. Это вариация представления загадочности и гротескности одновременно. Лавкрафт пытается описать древнюю цивилизацию, древний город, который лежит в руинах на морском дне. И несомненно, даже на читателя не сможет не подействовать этот магнетизм и дичайшее любопытство, когда автор предлагает прикоснуться к древним знаниям, к истории древнего мира. Тут можно много рассуждать на тему Атлантиды и т. д. Главное, что в таком, можно сказать, коротеньком рассказе уместилось столько мистики и загадочности, столько сочной и гротескной атмосферы.

Именно своей кульминацией произведение оставляет за собой очень глубокий след в памяти читателя. Ведь четкий ответ на вопрос — из-за чего все это произошло? — не был дан. Но была дана картинка, которую может дорисовать в своем воображении каждый, кто дочитал до конца. Была дана надежда на то, что главный герой все таки доберется до истины, пусть уже и за кулисами. И получается, что интрига продолжает жить. Мы никогда не узнаем, о каком ужасе говорили участники экипажа, говоря о нем, обращаясь к нему как какому-то злому божеству. Мы никогда не узнаем, что скрывалось за той дверью, и что именно было источником того самого свечения. Мы никогда не поймем до конца поведение дельфинов, преследовавших субмарину. И очень много, много «мы никогда..». Но в этом и смысл. Ведь именно Лавкрафт — это один из редких писателей, рассказы которого не оканчиваются после прочтения последнего слова и переворота последней страницы.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ поражает воображение, и самое интересное что совершенно не похож на другие рассказы Г.Ф. Лавкрафта, где он напрямую играет на чувстве страха человеческого. Здесь же главным мотивом является обречённость. Обречённость команды на сумасшествие и смерть, Лавкрафт не оставил команде судна никакой надежды на спасение. Карл Генрих -капитан морской подводной лодки оказался заложником очень неприятной ситуации, и очень жаль что совершённое им открытие подводного города останется неизвестным. Ведь возможно, что он открыл давно затонувшую Атлантиду. Это конечно лично мой довод, но почему бы так не думать. Храм, в который Карл побоялся войти, манил своими чарующими звуками и невероятно ярким светом, но что остаётся капитану, если знаешь что гибель неминуема? Естественно удовлетворить своё любопытство перед смертью. И я думаю, что не случайно рассказ обрывается именно на том месте, где капитан входит в храм. Конечно обидно, что не раскрываются в рассказе тайны этого удивительного места, но может быть есть вещи, которые человеку знать не то, что не нужно, а просто опасно. Капитан на редкость удивительно смелый, что не удивительно, ведь он чистокровный ариец! И другого выхода у него не было. Ещё один не безынтересный факт, так это сопровождение тонущей подводной лодки дельфинами. Как они могут так долго обходиться без воздуха? А может быть они были стражниками Атлантиды? Кто знает, — на этот вопрос Г.Ф. Лавкрафт ответа не дал...:super:

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятный рассказ! В кои-то веки Лавкрафт ведет повествование не от лица свихнувшегося «от непостижимого ужаса» персонажа, а от холодного, расчетливого и прагматичного человека — немецкого офицера, командира подводной лодки. Несмотря на небольшой объем рассказа, этот образ выписан очень достоверно и, не побоюсь этого слова, аутентично. Лавкрафт показывает, как ведет себя крепкий ум при встрече с неведомым: он не ломается, не теряет голову, но пытается оставаться беспристрастным и найти выход из тяжелейшей ситуации. Было безумно интересно почитать новую ипостась Мастера, в которой он рассказывает историю с «другой стороны баррикад», ведь обычно автор показывает противоборство прагматизма и мистики, симпатизируя последней, а здесь в рассуждениях героя превалирует как раз прагматизм. Несмотря на жесткость, немецкий офицер вызывает симпатию и, конечно, уважение, пытаясь сохранить дух и самообладание в ужаснейшей ситуации безысходной изоляции и сверхъестественности происходящих событий.

К сожалению, не увидел как таковой серьезной проработки окружения — и в частности, интерьера подлодки и прочих атрибутов военного антуража, — виной всему краткость рассказа, да и не в описании окружения была цель Лавкрафта. А цель она всегда одна: показать беспомощность человека перед силами, неподвластными его действиям, и продемонстрировать ужас неведомого. В этом рассказе автор справился замечательно; постепенно, шаг за шагом события развиваются, и картинка сюжета полностью отливается перед глазами в законченную форму. Правда, хотелось бы более внятной концовки, но и недосказанность оставляет своеобразное послевкусие — приходится самому фантазировать, что случилось героем — окажется ли он сумасшедшим или прикоснется к непознанному — тому, во что он никогда не верил. Не факт, что концовка автора получилась бы более удачной, чем такой вот открытый финал.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интригующе. Удивляет стойкость и мужество главного героя. А может, это тупость и наивность? Лавкрафт ярко показывает, насколько в капитане сидит ненависть к другим нациям, даже некоторые члены его команды, в его размышлениях, — не являются истинными сынами великой Германии! Так же под вопросом остается техническое оснащение и возможности субмарины, но это абсолютно не напрягает. Если уж на то пошло, главный герой и сам удивлен! Дельфины, матросы, свечение и сам город — отлично дополняют всю эту атмосферу, царящую вокруг загадочного храма, скрытого в толще подводного скального массива. Мощно! Пугающе! Безумно!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафту неизменно удается малая форма — именно в ней он король и бог. Атмосфера безысходности и движения к концу, к ужасу и мраку пронизывает весь рассказ, а повествование от лица материалистически упертого «фрица» еще больше подчеркивает ее. Сама идея не нова для Лавкрафта, появляясь, так или иначе, в большинстве его рассказов, так же, как и замкнутое пространство, под которым здесь выступает тесная подводная лодка, но это совершенно не портит впечатления, а просто является элементом того стиля, который и сделал автора знаменитым.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафт — один из моих самых любимых и почитаемых авторов. Миры, которые он создает поражают своим разнообразием красок и впечатлений. Постоянное нагнетание атмосферы «ощущением невыразимого древнего ужаса», при том, что фактически ничего ужасного не происходит/еще не произошло — вот что чувствуешь, когда читаешь «Храм». Для меня — произведения Лавкрафта создают впечатление полной ДОКУМЕНТАЛЬНОСТИ происходящего, как будто читаешь отчет о реально имевших место быть событиях..... Лавкравта надо не ПОНИМАТЬ, а ЧУВСТВОВАТЬ. Можно разобрать все его произведения по буквам, вывести все особенности стиля, но это не приблизит к пониманию, а можно просто почувствовать — и тогда он для Вас навсегда встанет на несколько голов выше всех последователей, хотя они пользовались теми же приёмами, теми же сюжетами, и, зачастую, просто копировали стиль.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой, конечно, ещё та сволочь, но его воли и рациональному мышлению вполне можно позавидовать. Он не паникует перед всякой мистикой, а ищет рациональное объяснение и вполне вероятно прав. В реальном мире был бы прав точно.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ написан в типичной для автора манере повествования, и здесь она мне кажется не самой удачной. Гораздо выразительнее и эмоциональнее, ИМХО, было бы описание в виде реального дневника.

Сама же история получилась довольно атмосферной. И еще одним ее достоинством является то, что возникает — из поступков и рассуждений — образ героя. В других прочитанных мной рассказах Лавкрафта герой оказывается совершенно невыразительной абстрактной фигурой...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ изумительный. Стиль и язык — безупречны. Тот редкий случай, имхо, когда ни одного слова из произведения не выкинешь. Текст очень выразителен и, в сочетании с несколько отстраненной манерой повествования главного героя, убежденного материалиста (что немаловажно и используется для создания некой антитезы), превращает простую, и, по большому счету, безыскусную историю в настоящий шедевр.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх