Роберт Сальваторе «Дзирт До'Урден»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | На основе игровой вселенной
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия | Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Фантастические существа (Гномы | Демоны, черти | Драконы | Орки | Эльфы ) | Боевые искусства
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Дзирт До'Урден — один из самых известных героев Забытых Королевств (Forgotten Realms). Темный эльф, родившийся в подземном городе Мензоберранзане, он не захотел мириться с нравами и обычаями своих сородичей, и бежал на поверхность земли. Его ждут многочисленные приключения и встречи с новыми друзьями... и врагами.
По содержанию цикла согласно хронологии событий в их временной последовательности 7-й цикл — Stone of Tymora / Калмень Тиморы (2008) повествует в основном и пересекается с главными героями цикла «Дзирт До'Урден» по событиями с 2-м циклом — Долина Ледяного Ветра / The Icewind Dale Trilogy (1990), а точнее с третьим романом «Проклятие рубина».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Забытые королевства»
- /языки:
- русский (114), английский (32), итальянский (1)
- /тип:
- книги (143), периодика (1), графические (3)
- /перевод:
- А. Гварньери (1), Е. Гуляева (11), В. Двинина (6), В. Иванов (11), А. Кострова (11), Т. Кухта (1), Е. Ластовцева (1), В. Лушников (8), Ю. Никифорова (1), О. Ратникова (13), И. Савельева (9), М. Савина-Баблоян (1), А. Соловьев (7), С. Топоров (16), Е. Фурсикова (40)
Периодика:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 4 сентября 2008 г.
Если бы многоуважаемому Р.Сальваторе выпала честь родиться на 100 лет раньше, то его цикл о темном эльфе Дзирте, несомненно издавался бы в виде коротких выпусков в бумажной обложке, наподобие очень популярных в то время анонимных сериалов о приключениях Ната Пинкертона и Ника Картера, а из уст крикливых продавцов «бульварного чтива», сонные улицы городов оглашались зазывной рекламой, примерно подобного содержания:
» Не проходите мимо! Только здесь и сейчас! Чудеса примерного благородства, доблестной чести — и коварной зависти с нечистыми помыслами! Невероятная отвага, всепоглащающая любовь — и изощренная лютая месть! Невероятные приключения героев — и ужасные интриги злодеев! Только сегодня, и только в нашей книжной серии!»
Самое прискорбное, что к данному синопсису, по большому счету, и добавить то нечего. Да, есть у Сальваторе самые геройские герои, настолько поражающие читателя своей честностью и благородством, что если бы в мире «Забытых королевств» присутствовали оживленные автомобильные потоки, они бы неприменно переводили через них, каких-нибудь эльфийских старушек. Да, в саге о Дзирте присутствуют и ужасные — преужасные злодеи, которые настолько злобны и коварны, что в минуты, когда их не видит читатель наверняка, заходятся от громогласного демонического смеха, при этом прижимая ко рту гламурно оттопыренный мизинец. А еще есть килограммы, тонны бумажных приключений, интриг, козней и благородных подвигов, у которых есть одна специфическая особенность: они имеют обыкновение кочевать из тома в том в однотипном порядке и одинаковой последовательности, с точностью до знака припинания в конце предложения. Скажите, вы видели, когда-нибудь настоящий бразильский сериал? Говорят, стоит один раз посмотреть любой из образчиков этого «пенистого «жанра, и сразу поднимаешь левел до уровня эксперта в подобном зрелище, смело предугадыая, в какой серии похитят очередного ребенка, а в какой — у героини произойдет чудесная потеря памяти. Простите меня, уважаемые фанаты творчества Сальваторе, но его бедная творческая кухня происходит из той же серии; романы лепятся, как блины из перестановки однотипных элементов, а потом вместо сметаны заливаются однотипными сражениями, схватками, побоищами.... В финале очередного романа, когда все напасти уже вроде бы подкатываются к закономерной развязке, на нужном месте из кустов выкатывают очередной рояль в лице новых злодеев, еще ужаснее предыдущих, или «неожиданных обстоятельств», который делает очередной «та-дам!», означающий сигнал к очередному продолжению, уже и без того практически резиновой серии.
Вот ,собственно, и все. Остальные «атавизмы», по недоазумению присутствующие в творениях других коллег по цеху, как то психология и характеры персонажей, детальные описания мира, у Сальваторе отсутствуют напрочь. А зачем они, вы и без них ее купите!
Конечно, можно списать все эти недостатки на новеллизацию настольной игры, дескать, хотите психологии — читайте руководство. Но беда не в особенностях цикла «Забытых королевств», а в манере и почерке автора, который не единожды не предпринимает попытки как-то раскрасить, оживить и сделав героев, чуть менее плоскими, в итоге оторвать их от злосчастного игрового поля. Это примерно, как если бы во время Вашего любимого телесериала, вдруг заиграла таинственная музыка из фильмов Дэвида Линча, а герои, вместо выяснения отношений по поводу распределения койкомест, вдруг озаботились бы вопросом философского смысла жизни. Хотя нет, вру, есть и у Сальваторе собственные философские отступления в стиле закадрового коментария к прочитанному «А теперь поговорим о серьезных вещах, мой маленький друг». И поговорим, конечно же: о том, что быть честным и благородным — очень хорошо, а иметь разного рода злодейские помыслы — не очень. Детский сад!
А сейчас о самом печальном — о читательской аудитории, на которую это расчитано. Почитав сегодня восторженные отзывы и посчитав общее количество «девяток» и «десяток», я ни на шутку озадачился. Нет, это понятно, что если человек всю жизнь ел только блюда из морковки, не зная других вкусов, то для него морковка — это верх гурманства. Но это не значит, что такая пища сугубо полезна для здоровья. В голове невольно созрел проект «флэш-моб» акции: собрать всех поклонников Сальваторе вместе и бесплатно раздать им по томику Мартина, Уильямса, Джордана, Киза...
Пользу подобного действа невозможно переоценить: с одной стороны, стройные ряды армии поклонников приключений темного эльфа мигом поредеют, как минимум наполовину, а с другой, сам автор — далеко не самый бездарный из полка старательных ремесленников, увидев как стремительно тает его семейный бюджет, вероятно возьмется за ум или изобретение нового жанрового велосипеда, который на этот раз будет иметь сходство, все-таки с фэнтези, а не с подростковым телесериалом! В конце концов, я не имею ничего против качественной коммерческой литературы. Как говаривали древние римляне: «требуем хлеба и зрелищ». Но, кто сказал, что повседневный хлеб не может являться увлекательным зрелищем? (с)
Адамантиум, 11 января 2016 г.
Почитал-почитал здесь отзывы, да решил оставить свой.
С детства меня интересовали такие литературные жанры, как фантастика и фэнтези. В детстве фэнтези даже больше (и понятно, почему). И вот, в уже далеком 2004 году, мне, 12-летнему мальчишке, вдруг попалась на глаза книга Роберта Сальваторе «Темный эльф» (точнее, первая трилогия в одном томе). Кажется, мой старший брат взял ее у кого-то почитать. Я же, узнав, что книжка чем-то напоминает обожаемый мной «Властелин колец» (ну, там мир фэнтези, орки-эльфы-гномы, магия всякая, и т.п), решил тоже почитать. И в итоге не дал больше брату книгу, пока сам ее полностью не «проглотил». А потом начал скупать книжки про Дзирта до'Урдена и поглощать их с неимоверной скоростью. Надо сказать, что отнюдь не все саги были доступны сразу. Уже на трилогии «Темные тропы» пришлось притормозить, поскольку книжки только переводились на русский язык. Интервал между книжками составлял, елки-палки, в среднем по пол-года! В интернете их, само собой, еще не было. Ух, сколько радости во мне бурлило, когда я видел на полке книжного магазина заветный томик! Эх...
Не буду здесь давать даже краткое общее пояснение о сюжете книг и главном герое. И так до меня уже сказано очень много. Поясню только одно — книги рассчитаны на детей и подростков! Сальваторе четко ориентируется на целевую аудиторию в возрасте 12-15 лет, и из этой планки не выходит. Все его книги — самое что ни есть классическое фэнтези, сказка. Поэтому лично мне весьма странно читать заумные отзывы критиков, которые с унылым видом рассуждают, как же в книгах всё шаблонно и примитивно. Вы бы еще сказки Пушкина сравнили с творчеством Достоевского... Что, то абсурд? Ну, то-то ж...
Возвращаемся к сути отзыва. Итак, чем меня, двенадцатилетнего пацана, так захватили книжки Сальваторе?
Ну, в первую очередь, это детализация. Весь окружающий героев мир, все локации и пейзажи описаны так скрупулезно и красиво, что поневоле ощущаешь, к примеру, укусы ледяного ветра на лице, ощущаешь его свист в ушах... Находишься в огромных темных подземельях, в горах или в тундре, в широком бескрайнем океане или в узких городских улочках... Полное погружение в выдуманный мир, что весьма важно.
Во-вторых, это сами персонажи. Образы как Дзирта, его друзей-товарищей и лютых вражин прописаны с любовью. Автор сумел к каждому найти подход, каждого персонажа сделать живым. Да, их мысли и поступки могут показаться для взрослого человека детскими и наивными. Но... вспоминаем, для кого книжки. Сколько харизматичных и ярких персонажей подарил нам Сальваторе! Некоторые из них (Артемис Энтери, Кэддерли Бонадьюс) даже удостоились отдельных книжных серий, приквеллов-вбоквеллов. А персонажей, кстати, ух, немало. И среди них отнюдь не все полные добрячки или полные злыдни... Да, некоторые персонажи со временем приедаются и начинают даже раздражать, но... Как ни странно, если они выйдут из игры, то по ним начнешь скучать. Это даже сам Сальваторе понял, судя по его серии «Кодекс Компаньона».
Ну, и в-третьих (и в-главных) — это экшн. Можно сидеть и зевать, наблюдая за разговорами, мыслями или похождениями персонажей, но когда дело доходит до драк и сражений, то ты про всё забываешь и читаешь взахлеб, не в силах оторваться. Экшн очень яркий и живой, скрупулезно и очень подробно прописанный. Наверное, никто не рассказывает подробно про бои на холодном оружии так, как Роберт Сальваторе. Причем (и это очень важно!), что в более, чем трех десятков романов саги о темном эльфе, ни одно (!) сражение не похоже на другое, будь то одиночные поединки, драка «стенка на стенку» или баталии с участием многотысячных войск. Автор не боится всякого рода чудных оригинальностей, и многое из придуманного им вы вряд ли еще где-то встретите (чего только стоит персонаж Тиблдорфф Пвент со своими чудными доспехами или штучки-примочки эльфов-дроу). Кроме того, сражения почти всегда являются действительно СРАЖЕНИЯМИ (а не резней в стиле «они все жутко тупят, а я, такой крутой, кладу их пачками»). Даже так называемое «пушечное мясо» оказывает героям (или злодеям) должный отпор по мере своих сил, и героям придется повозиться, дабы расправиться с ними. Тот факт, что даже безликие пешки (у которых даже имен-то нет) кажутся живыми и упорными, еще больше внушает уважения главным героям. Мол, вон, им пришлось на самом деле поработать, а не сделать вид. Фанфары им!
Сюжет. Здесь всё не так радужно, поскольку почти все книги (за исключением, разве что, первой трилогии, и еще нескольких) просты как рублевая монетка. Есть друзья, есть враги, есть еще кое-какие проблемы личного характера. По ходу сюжета враги и проблемы устраняются, дружба еще больше укрепляются, герои кричат: «УРА!» и идут навстречу новым приключениям. Так заканчиваются если не все книги, то последние сюжеты трилогий, уж точно. Иногда имеют место быть (увы) «рояли в кустах», а сама идея сюжета часто обычно сводится к фразе: «Давайте прикончим их всех» (Хотя отнюдь не все романы такие. Некоторые из них (например, третья книга цикла «Невервинтер») таковы, что фиг посвятишь в суть дела, не пересказав до мельчайших подробностей весь сюжет). При этом мир почти всегда предстает в «черно-белом» свете. Есть друзья и есть враги. Одних мы любим и лелеем, других гоним и давим. Хотя не все сюжеты такие. А серия «Невервинтер» так вообще рвет все шаблоны о «биполярном» мире... Развитие персонажей крайне медленное и незначительное. Мотивы и поступки, как я уже говорил, детские. НО! Во всех сюжетах есть хоть и детская и наивная, но мораль. Во всех томах саги о темном эльфе поднимаются различные вопросы психологии и просто «пищи для ума», ответы на которые как раз необходимо получить в возрасте 12-15 лет. Так сказать, подготовиться к жизни взрослой. Так что и здесь Сальваторе во много выигрывает по сравнению с кое-какими иными произведениями.
Еще чего нет в книгах Сальваторе, так это интриги. Даже если вы не догадываетесь изначально, что задумал главгад, то не расстраивайтесь — вам сам автор всё подробно объяснит. Да что там разъяснит, разжует таким языком, чтобы и ребенок понял. И в книгах всегда минимум две сюжетных линии — главгероя и главгада. Но обычно — больше.. Но есть и обратная сторона медали в таком приеме — ты даже острее начинаешь переживать за героев, зная, что враг подготовил смертельную ловушку для Дзирта и (или) компании там-то и там-то. Так и хочется, читая, сказать герою: «Стой, не ходи туда!», «Не делай это!!!», и т.п. Еще очень большой плюс автора-фантаста — нагнетание атмосферы. Весь роман нас так или иначе готовят к генеральному сражению между Дзиртом и компанией и злодеем (злодеями). И вот это ощущение ожидания боьлшой заварушки, этот бьющий в кровь адреналин очень хорошо передается от героев к читателю. Что тоже немаловажно! Чего только стоит в этом плане книга «Нашествие Тьмы», подготовка к войне между Мифрил Халлом и Мензоберранзаном. Уххх... А за сцену с летающим на аркане и бьющемся головой о сталактиты гномом-берсерком в этом романе я должен сказать Роберту отдельное спасибо. Едва ли не самый любимый момент из книг про Дзирта вообще, очень смешной и позитивный (хоть и сильно неадекватный).
В этом плане сюжеты держат в напряжении, и за это Сальваторе тоже плюс.
Кстати, если кто не знал, самая первая трилогия — это не «Темный эльф», а «Долина Ледяного Ветра». Да-да, Дзирт впервые появился в «Магическом кристалле», а главным героем изначально вообще должен был стать не он, а варвар Вульфгар. Но... редакторы потребовали от Сальваторе придумать Вульфгару необычного учителя-наставника, и в итоге родилась задумка о темном эльфе (Особо внимательные фанаты заметят несостыковки в том, как Дзирт получил статуэтку Гвенвивар в «Отступнике» и как это было описано в «Магическом Кристалле»). Которому уже потом была придумана предыстория, считающаяся всеми фанатами первой трилогией! Кстати, для тех, кто кричит во всю глотку о простоте сюжета: это всё писалось аж в 1980-х годах, раньше многих и многих. Хотя сюжет книги «Серебряные стрелы», например, очень уж напоминает кое-кого (Мория... «ТЫ НЕ ПРОЙДЕШЬ!»... ;)), но всё равно, это произведение по-своему яркое, и акцент там сделан больше именно на приключения и на восприятие другими личности Дзирта.
И при всём этом, Сальваторе ни в коем разе не забывает про свои предыдущие произведения. Нет-нет, да мелькнет воспоминание Дзирта или еще кого о том или ином событии или персонаже (или о словах персонажа, сказанные лет эдак пятьдесят-сто назад, ага...). Что еще раз напоминает о целостности всего сюжета, и о том, что перед вами не простое хаотичное нагромождение сюжетов, а некая логическая цепь. Или даже паутина...
Любовная линия и отношения между персонажами. Гм... В первой трилогии (я, как и остальные, считаю первой ту трилогию, где рассказывается про рождение и становление Дзирта) любовной линии нет вообще (нисколько), а в остальных она прослеживается, но достаточно слабо. Но зато нет никаких любовных треугольников и прочей розово-сопливой лабуды, за что автору большое спасибо. Хотя в итоге тема любви становится всё ярче и, наконец, достигает апофеоза, но это показано отнюдь не так, как в каких-нибудь «Сумерках», что, на сегодня, тоже большой плюс. Отношения между персонажами практически не меняются. Почти всегда кто-то кем-то приходится либо другом, либо врагом и на протяжении сюжетов эти отношения практически не меняются. Но есть и очень странные и неоднозначные отношения между Дзиртом и Ко и, к примеру, Джарлаксом и Артемисом Энтери. Или самим Джарлаксом и Энтери. Эдакая «заклятая дружба-ненависть», постоянно ныряющая из крайности в крайность.
Стиль — вот здесь я был крайне удивлен, когда увидел заявления от некоторых, что язык у автора бедный и грубый. По мне, так вполне себе хороший язык у Сальваторе. То, что написано просовато, это да. Но (в очередной раз напоминаю), что книга для детей. Не сунешь же ребенку сразу же книжки Хайнлайна, Лема или Стругацких... Отдельное спасибо хочу сказать официальным русским переводчикам саги. Вы сделали это великолепно. И еще раз большое спасибо за то, что вы перевели имена так, чтобы они благозвучнее звучали на русском языке (сами посудите, как звучало бы, если бы вместо Дзирта был Дриззт, вместо Ллос — Ллохх, а вместо Джарлакса — ДжарлаксЛ).
Подводя общие итоги:...
Сага о темном эльфе — очень хорошее приключенческое фэнтези, с прекрасной атмосферой, харизматичными и по-своему милыми героями и качественным экшном. Отличный выбор для того, чтобы просто хорошо отдохнуть часок-другой в свободное время, а юному поколению еще и найти ответы на некоторые важные вопросы. Да, взрослым и уже сформировавшимся людям читать «Темного эльфа» — это всё равно, что смотреть мультики про какого-нибудь человека-паука. На полном серьезе все равно уже не выйдет — либо отключаешь мозги и развлекаешься, либо ностальгируешь, либо пытаешься выцепить для себя что-нибудь интересное (например, рисовку или логичность сюжетов). Либо просто не смотришь.
Да, я понимаю тех людей, которые здесь кричат о том, что книжки Сальваторе чересчур просты и что серия слегка подзатянута. Но, в то же время... Автору, выпустившему уже три десятка романов об одном и том же персонаже (!), это делать еще не надоело. И, что самое интересное, читателям и поклонникам Сальваторе тоже не надоело, раз его книги до сих пор востребованы.
Если Вы уже серьезный и состоявшийся в жизни человек, и у Вас есть собственные (или знакомые) детки 12-15 лет, порекомендуйте им сагу о Темном эльфе. Пусть лучше дитя прочтет сначала его, чем сразу погрязнет во всяких «Сумерках» и «Голодных играх». И уж точно ему следует прочесть его до того, как его отрезвляюще ударит по голове более циничный и жестокий Джордж Мартин или кто-нибудь из мировых классиков. Почему?
Судите сами:
Эти книги заставили меня увлечься холодным оружием и записаться на курсы фехтования.
Эти книги заставили меня полюбить путешествия и полюбить окружающий мир (что крайне важно для прикованного к компьютерам поколения).
Эти книги помогли мне понять, насколько важно ценить друзей и близких.
Еще вопросы есть? ;)
melnick, 12 сентября 2021 г.
Дзирт До'Урден — это легенда, что бы о нем ни говорили! Да, его благородность чрезвычайно наивна. Да, его склонность к регулярной рефлексии часто заставляет читателя скучать. Да, его любят периодически смертельно ранить без надежды на выживание. Да, его друзья и враги гибнут, чтобы потом чудесным образом вернуться. Но, несмотря на всякие такие косяки, этот парень почему-то симпатичен его фанатам, а его приключения — (по большей части) увлекательные, притягательные, захватывающие и волнующие.
Arfistov, 22 июня 2018 г.
Приключенческое героическое фэнтези шаблонного типа. Артефакты, квесты и путешествия на месте. Однако, написано всё это таким примитивным языком школьных сочинений троечника, что читать совершенно неинтересно. Тем не менее, это отличная адаптация вселенной Forgotten Realms и механики Dungeons And Dragons на бумагу. Мир есть, он зрим и осязаем. Бесконечные же похождения и приключения начинают быстро утомлять уже к середине цикла, ничего большего, чем тупые схватки и резня, из них не получилось.
Deus4el, 12 сентября 2017 г.
В свои 18-19 лет я считал этот цикл если не пределом писательского искусства, то по крайней мере одним из лучших литературных произведений, когда либо прочитанных.
Масштабы мира, его разнообразие просто поражают. В чем Сальваторе мастер, так это в описании поединков. Юмор также имеет место и вполне годный.
Годы спустя, мое мнение несколько поменялось, начали проступать явные недостатки, как, например, скука, которая наступает при прочтении очередной, скажем 15 или 20 книги серии, или разочарование от осознания того, что
Чего только стоят воспоминания о ДнД играх, построенных на мире, придуманном Сальваторе!
Last Resort, 30 июля 2011 г.
Прочитав множество негативных отзывов о творчестве Сальваторе я решила попробовать сказать пару слов в его защиту.
Небольшое лирическое отступление: я предпочитаю твердую научную фантастику. Мне интересна реалистичная научная база произведения; интересен взгляд автора на какие-либо научные и/или социальные вопросы, актуальные для его времени; интересны сюжетные экскурсы в различные области естественных наук и математики. Моими любимыми авторами являются Лем, Уэллс, Азимов и другие мэтры т.н. Hard Science Fiction. Фэнтези не читаю и, в общем-то, отношусь к этому жанру предвзято. Может потому, что многие фэнтезийные циклы имеют громадное число поклонников по всему миру и, превращаясь в изживший себя «бренд», погибают в гробу масс-медиа.
Лишь однажды в захолустном книжном магазине у меня в руках надолго задержалась книга, которую можно было охарактеризовать как фэнтези — Р. Сальваторе трилогия «Темный эльф». Задержалась в руках, зацепила за сердце, осталась в разуме. Эта трилогия и все следующие книги в цикле.
Можно сколько угодно обсуждать штампованность сюжета; элитарно рассуждать о фантастической литературе, бегло почитав авторов, которые помечены в Википедии как классики НФ и предаваться прочим сомнительным радостям.
Пришло время говорить честно и по возможности объективно.
Есть простые по сюжету и наивные по содержанию истории Сальваторе о похождениях темного эльфа Дзирта. В этих книгах все просто и понятно — вот здесь зло, а вот здесь добро. Вне зависимости от расы, цвета кожи, роста, бедности или богатства, но в зависимости от поступков, которые по ходу сюжетной линии расставляют все по своим местам, позволяя понять, кто есть кто. Не это ли те книги, которые воспитывают в человеке самые лучшие качества?
Оглянитесь вокруг. Прямо сейчас. Прислушайтесь. Доблесть, честь, благородство, достоинство — звучат ли эти слова в современном мире? Или они давно потеряли свой смысл? Потеряли в нездоровой атмосфере душных многолюдных офисов. В серых, тоскливых городах. За тонированными стёклами автомобилей.
Нужны ли книги Сальваторе читателям?
Да.
Заслуживает ли цикл наивысшей оценки?
Думаю, да.
Archer., 3 февраля 2009 г.
Что ж после столь жесткой критики тяжелей начинать. Но я не побоюсь. А встану на защиту.
Серия книг о Темном эльфе является одной из самых любимых, когда-либо прочитанных мною книг. Коих почти два десятка. Ни об одной книге я не пожалел.
Главный герой Дзирт До'Урден(Дриззт Ду'Арден) ничто иное как воплощение благородства, честности и твердости принципов. Первые книге о нём похожи на испытания. Благородный, по нашим меркам, эльф оказался не прав, по меркам дроу. Всё общество его соплеменников презирало его, и герою не осталось ничего кроме изгнания. Но Дзирт не был сломлен и нисколько не изменился. Остался тем кем он есть. Окажись я на его месте я бы не выдержал.
Пусть Дзирт придерживается совсем уж правильных детских и наивных принципов. Но не на таких бы надо ровняться?
Теперь об особенностях цикла.
Одна из самых приятных особенностей, то что автор всегда вспоминает прошлое. Никогда не покажется, что ты о чем-то забыл или какой-то момент потерял. Читать, конечно, желательно с самого начала, но и с любой книги из цикла не страшно.
Автор очень любит берсерков. Чуть ли не каждый герой по той или иной причине становится таковым. Например, Вульфгар в порыве ярости становится неистовым войном и не ощущает боль. Или, например, более редкий персонаж Фред, распыляется, если пачкается. Кэтти-бри становится берсерком, благодаря своему мечу Хазид-хи. Корону всех берсерков автора, конечно, держит сам Дзирт, становясь «Охотником» действующим на основе инстинктов, не потому что жаждет крови, а потому что встает на защиту друзей.
На протяжении всего цикла всегда присутствует приколист. Роберт без этого не может. По очередно эту должность занимают дворфы, реже гномы или люди(имею ввиду Морика и Белвара). Начинается эта должность с гнома Белвара Дисенгальпа, продолжая Бренором Боевым топором, потом Тиблдорфом Пуэнтом, позже Пайкелом Валуноплечим.
Выскажусь о отношении к наиболее ярким персонажам:
- Дзирт До'Урден — ко всему выше сказанному стоит добавить. Обычно каким-то любимым героям подражают, стараясь как можно больше походить на них. Но Дзирту, честно скажу, я нисколько не подражал. Все наши взгляды на мир и на вещи похожи. Поэтому сей персонаж на меня почти не влиял. И по сей день остается любимым, не смотря на то, что с момента, когда начал читать цикл прошло много времени, я изменился, повзрослел, и часть некоторых взглядов поменял.
- Артемис Энтрери — на протяжении большей части цикла казался занудным, уж больно ему захотелось быть Лучшим в мире. Отношение оставалось таковым до «Служителя кристалла». Уж там автор заставил ему сопереживать.
- Гвенвивар — верная спутница Дзирта, еще с первых книг завоевала мою любовь и симпатию. Кто-кто и даже после сотен лет не изменятся только она. Мне кажется, вот кто больше всех любит Дзирта и останется с ним до конца.
- Джарлакс Д'эрт — некий симпатичный злодей, появляющийся во второй части. Загадочный персонаж. Хитрый и находчивый. Для всего общества дроу является заразой с которой приходится мириться. Ему это нравится. Мне это нравится. Большинство его действий вызывают либо улыбку либо хохот. А наглость и харизма не знают границ. Кто-кто, а этот злодей у Роберта удался лучше всех. Такой ублюдок вызывает симпатий не меньше чем сам Дзирт. Остается только мечтать, что автор уделит ему пару романов о его прошлом. Страшно интересно узнать, как он таким стал.
- Кэтти-бри — объект обожания главного героя. С первых книг казалась этакой «Рыжей бестией», автор говорил о ней, мол: «...Сильная и независимая девушка...», хоть и особого впечатления не производил. После «Нашествия тьмы» началось... Бедняжка Кэтти мучает себя мыслями о Дзирте, об их отношениях. Становилась занудой. Но слава богу это прошло(хоть и не скоро). И, тем не менее, персонаж хороший, симпатий вызывает не больше всех, но и их не лишена.
- Бренор Боевой топор – дворф, который держит не малую лепту приключений на себе. Нарушитель спокойствия с рыжей, как огонь бородой и не менее горячим сердцем. Некоторое время был, лично мной обожаем, но бремя правления изменило его. И он так и остался лишь старым добрым знакомым для меня.
- Вульфгар сын Беорнегара — больше всего понравился в «Магическом кристалле». Сильный и ловкий с грацией оленя, совершенно владеющий молотом супротив бешено крутящихся сабель. Рисковал жизнью ради друзей. Ценой кучи сокровищ спас всю долину. Да еще и после этого отказался от власти. Настоящий герой. Достойный всяческой похвалы. Но... Дебют варвара на этом завершается. Дальнейшие его решения и действия не вызывают практически ничего. Автор сделал из него сначала алкаша, затем невзрачного персонажа. И всё же обошелся с ним щедро.
- Реджис — минимум как пол цикла являлся ходячим приколом. Одно бааальшое приключение произошло по его вине. Сам по себе никакой не идеал, но хорош как человек... В смысле хафлинг. Под конец автор изменил его и стал вовсе о нём забывать. А жаль.
Есть еще персонажи достойные внимания, но появляются они в цикле реже других. Поэтому упомяну только двух:
- Дуид Пайкел Валуноплечий — малость глуповатый дворф, но не обделеный харизмой. Довольно противоречивый персонаж. Дворф умеет то от чего эльфы обалдевают. Вызвал у меня много смеха.
- Монтолио Де Бруши — верный служитель богини Милики. Особых симпатий не вызвал, но некое впечатление произвел. Появился домысел, что богиня природы подарила ему бессмертие. Он по-прежнему живет в своей роще. Только не в образе человека, а в образе Единорога. Возможно, я не прав и сей домысел ошибочен. Но я всё, же так думаю.
На этом заканчиваю о персонажах, и упомяну о качестве всего цикла.
На мой взгляд, у Роберта лучше всего получились две первые трилогии. «Темные тропы» — его худшая работа. Только после автору более-менее удались часть книг.
Цикл о Темном эльфе — я рекомендую для прочтения. Прежде всего потому что это приключение, где все беды и несчастья не валят на некоего Темного владыку. А злодеи живые, могут изменить свое мнение и стать хорошими.
На этом заканчиваю. Спасибо за внимание.
O.K., 25 декабря 2016 г.
Если честно, то даже легкость чтения не пересиливает пустоты содержания.
Приключения ради самих приключений – уже само по себе диагноз. Если герой геройствует не в одиночку, его сопровождает команда, подобранная по всем канонам: от каждого возраста, пола и расы по представителю. Раздражает. Бесит количество «гибелей» героев и их фантастических «воскрешений». И вообще, уже в основе первого романа парадокс: человек (и эльф) не может не быть продуктом среды, его породившей. В мире, где добра, как явления, в принципе не существует, человек (и эльф) просто не может оказаться носителем добра! Как не может в прайде львов в африканской саванне родиться белый медвежонок. Прекрасно при этом осознающий, что он белый медведь, а не лев. Это просто по законам природы невозможно!
primorec, 5 апреля 2012 г.
«Так себе романчик, средненький, но почитать можно». О скольких книгах, теснящихся на полках книжных магазинов, такое можно сказать и сколько их еще появится при нашем молчаливом попустительстве. Десятки и десятки романов, вырастающих в межавторские циклы и эксплуатириующие наше стремлением просто провести вечерок за чтением книжки с необременяющим мозги сюжетом и простенькими героями.
Вот и я купилась на это. И первая трилогия «Темный эльф» заинтриговала и понравилась. Необычный темный мир жестоких убийц и психопатов/психопаток/, пещеры, полные тайн, и бесконечные опасные пути подземного мира. Мрачный и не лишенный шарма герой, одинокий и гордый, бросивший вызов жестоким традициям своего народа — ах, разве это не должно найти отклик в женском сердце?
А его окружение? Такие колоритные персонажи темных эльфов — завистливых интриганов, проводящих дни в плетении козней против своих соседей, таинственная и зловещая богиня, необычные традиции — вот бы казалось, где простор для фантазии, но этот мир оказался практически невостребован даже как декорация для приключений главного героя и после первого романа появляется только эпизодически.
Его сменяет обычный земной мир, до боли знакомый по десяткам фэнтезийных саг — эльфы, гномы, гоблины и еще, еще , еще. Мир блеклый, неинтересный и пустой.
И вот вместо увлекательного рассказа о таинственных путях одинокого героя, благородного рыцаря и верного друга, получаем очередную бесконечную вариацию на тему «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что» и бессмысленные скитания по миру. В результате, последние романы стали просто скучным повторением уже использованных и избитых сюжетных ходов, как будто автор решил перенести какую-то «Санта-Барбару» в фэнтезийную страну, а герои так явно надоели автору, что удивляешься, что он не подвергает их пыткам на каждой странице./Убивать нельзя — контракт и все такое: надо будет оживлять и писать еще десяток романов про благородного зомби/.
И если бы все это хотя бы подавалось хорошим языком. Но нет, в этом плане автор так лаконичен, что вообще начинаешь сомневаться, что в мире есть сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ну и как итог: хорошая задумка была убита только потому, что автор не смог вовремя остановиться и предпочел штампованные поделки литературе. Но это грех многих современных писателей.
BromDumhammer, 21 августа 2012 г.
Прочитав заметки нижеотписавшихся широко улыбнулся:)
Ну во-первых: лично я рассматриваю цикл о Дзирте До'Урден только и исключительно в разрезе книги (трилогии? — не знаю, читал как одну книгу) «Темный эльф». Прочитав еще книг наверное 5-7 кроме нее понял — все остальное либо откровенный шлак, либо просто «так себе». Иходя из вышеизложенного...
Во-вторых: читатели, во всяком случае нижеотписавшиеся, делятся в абсолютном большинстве на две категории — откровенные фанаты и читатели откровенно не понимающие «чемтутможновосторгатсявпринципе»:)Это печально. Печально потому, что:
* с моей точки зрения следует, если и оценивать, то только лишь «Темного эльфа», а не весь цикл целиком (кто его вообще смог осилить?);
* не вижу, если принимать предыдущее условие как истинное, поводов к спору.
Поясню свою мысль. Даже не рассматривая слог там или художественную ценность — хорошая, добротная книга. Если, не дай Бог, привлечь к оцениванию фанатов...:)))...то сие — шедевр:) Как уже было сказано моими предшествинниками, быт, взгляды, да что там — весь жизненный уклад целой расы, прописаны просто великолепно и главное...это не то, что «не скучно», это — заявка на классику. Опять же, обосную — больше литературы (пардон, — столь качественной литературы) на заданую тему (и снова, и опять простите меня, — про расу, которая встречается через раз в практически любой фентезийной книге) я просто мало того, что не встречал...я пока даже вынужден допускать, что возможно и не встречу. Да-да, даже вот так. Излишне смелое заявление? Возможно. Пока сие — есть мое скромное мнение.
В поддержку таких читателей, как многоуважаемый fox_mulder | 2008-09-04, все же вынужден признать и даже акцентировать на этом внимание — чем дальше (я даже не учитываю реальную хронологию написания книг) от трилогии «Темный эльф», тем автор даже не то, чтобы повторяется, я просто надеюсь, что кто-то за него по ошибке нажимал «ctrl+c», «ctrl+v».Это просто унизительно для мало-мальски уважающего себя читателя, обладающего интеллектом. Если кратко — сюжеты всех последующих книг копируются с добавлением где нужно других имен и названий местности. Это тупо. Жаль.
Касательно того, что мол дать бы тем, кто поставил «10» книги «мэтров»... ну я вот например читал:) И все-равно за «Темного эльфа» ставлю «9»:)
андрей174, 18 июля 2014 г.
Долгий промежуток своей жизни не читал книги. Прошлой осенью что то накатило и захотелось взять книгу и забыться от всей суеты. Выбор пал на Темного эльфа. Приобрел 2 первые трилогии, а потом собрал все что вышло из цикла «Дзирт До'Урден» в «Gold Collection». Впечатления очень противоречивые. Сначала первые 2 романа шли тяжеловато, вроде не более клаустрофобией но мрачные замкнутые пространства подземелья угнетали. Потом пошло лучше) Много кто писал в отзывах что из романа в роман Дзирт становился все сопливей и сопливей, не соглашусь. Мне кажется наоборот видно как персонаж вырвавшись из жестокого мира подземелий с каждым годом становится более человечным и мягким, ему уже присуши такие черты характера как жалость к окружающим, взаимовыручка, забота о ближних, страдания... Он познаёт любовь, чувства утраты близких. Одно смущает, если в первых книгах он был почти непобедим, то с каждым последующим романом Сальваторе как бы выравнивает баланс сил. Жаль что автор так держится за персонажей и не разменивает их как в шахматной партии. Смотря на главных положительных героев вспоминается с улыбкой фраза: «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить! « . Не смотря ни на какие ранения и почти смертельные схватки ты все равно понимаеш что все будет хорошо, это со временем начинает утомлять как и объем цикла. Все же оценку я поставил 9, повторюсь я очень давно не брал в руки книги может поэтому смог прочитать так много в этой серии без перерывов на других авторов. Очень бы хотелось чтоб автор все таки закончил уже серию, а то уже смахивает на долго срочный контракт с издательством. Порадовала 3 романа отступления«Наемники» они дают небольшую передышку) вроде все тот же мир, знакомые герои, но уже не Дзирт с его друзьями. Советую всем попробовать первые 2 трилогии думаю не разочаруют, а дальше уже каждый сам решит интересны ли ему бесконечные приключения без переживаний за непобедимых героев.
nasypov_i, 28 февраля 2015 г.
Согласен, что первая трилогия лучше; согласен, что дальше развитие сюжета идёт по наклонной. Но, чёрт возьми, я буду также с нетерпением ждать выпусков продолжения, и я так же считаю эту сагу самой лучшей фэнтези! Ставлю оценку 10
b.u.r.u.n.d.u.k, 23 апреля 2013 г.
ну скажем так, сама задумка очень даже не плохая, но когда можешь с лёгкостью предугадать развязку событий ( пошли туда-то, победили , все счастливы), читать становится скучно и не интересно! да даже когда один из героев погибает, ты начинаешь плясать от счастья и разубеждаешься в их неуязвимости, но он ,засранец, потом оживает и... бросил книгу ко все чертям
Rattyone, 18 марта 2010 г.
Забытые королевства. Гигантская вселенная, хорошо проработанная, отличные игры по вселенной, но вот книги... книги , конечно, мягко говоря плохие. Помню начинали выпускать с Гельминстера, книги про этого мага были вообще гадкие. Так что в этом омуте второсортной литературы Забытых королевств книги Сальваторе о Дзирте — этого очень и очень хорошо...Хотя это я конечно перегнул по поводу «очень хорошо», потому, что это самое «очень хорошо» относится только к лишь начальным романам цикла...
Итак Сам цикл. Сальваторе написал трилогию «Долина ледяного ветра» (и почему все они пишут трилогиями:smile:). Так себе сборник трех романов — неплохой и нехороший, прочитал вообщем-то не без удовольствия (но читал я все романы цикла по порядку, и всем советую). Фанаты потребовали предысторию — получите! Автор написал лучшую трилогию (опять трилогию) о Темном Эльфе — очень атмосферную, интересную, увлекательную. Читать было не просто интересно, а очень интересно. Написано сильным качественным языком. Воспринималось отлично. вообщем — после этой трилогии — цикл скакнул на лучший во вселенной «ЗК».
Далее, автор на волне успеха пишет «Темное наследие» — четыре романа, эмоционально и по стилистике чем-то похожи на первую трилогию. Неплохо — и даже я бы сказал хорошо. Сборник «Темные тропы» — классный сборник спин-оффов к основному циклу. Я бы сказал, что персонажи Джарлакс и Энтрери получились даже более обаятельными, чем вылизанные Дзирт и еще более пафосная Кэти-Бри. Сюда же я бы приплюсовал квадрологию о волшебнике Кеддерли. Тоже своеобразный Спин-офф.
А вот дальше цикл пошел по наклонной, романы стали самокопированными, битвы неинтересными, персонажи перестали развиваться, читать стало банально неинтересно. Последний на этот момент роман «Король пиратов» — вообще был куплен, но так и не прочитал. Хотя думаю скоро и до него доберусь, но судя по отзывам — ситуация с циклом не меняется.
Каковы выводы всей этой писанины? Цикл, хоть и не без изъянов, в принципе не плох. Вобщем даже хорош. Но либо его нужно заканчивать автору, либо кардинально менять. Одно из двух. Читать опять же рекомендую. Но лучше читайте по порядку.
Оценка за цикл? даже не знаю. Поставить высокую не могу из-за наличия ужасных романов, поставить низкую — тоже не могу, из-за наличия хороших и даже отличных романов в цикле. Оставлю без оценки — сложно судить всё это одной цифрой...
cze, 17 марта 2011 г.
Соглашусь с бытующим мнением, что стоит прочесть первых книг шесть. Дальше начинается непонятные связывание, обсолютно левых нитей в сюжет, и просто падает атмосфера.