fantlab ru

Франц Кафка «В исправительной колонии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
504
Моя оценка:
-

подробнее

В исправительной колонии

In der Strafkolonie

Другие названия: В поселении осуждённых

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Ученый-путешественник во время пребывания в неназванной стране удостоен почетного права присутствовать на довольно необычной, шокирующей процедуре отправления правосудия.

Входит в:

— сборник «Кары», 1914 г.

— антологию «Timeless Stories for Today and Tomorrow», 1952 г.

— журнал «Иностранная литература № 1, 1964», 1964 г.

— антологию «European Tales of Terror», 1968 г.

— антологию «Gabinet figur woskowych. Opowieści niesamowite.», 1980 г.

— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.

— антологию «The Penguin Book of Horror Stories», 1984 г.

— антологию «Убийца и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.

— антологию «Strange Dreams», 1993 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— антологию «От Эсхила до Кафки», 2019 г.


Экранизации:

«Исправительная колония» / «La colonia penal» 1970, Чили, реж: Рауль Руис



Похожие произведения:

 

 


Роман. Новеллы. Притчи
1965 г.
Избранное
1989 г.
Превращение
1990 г.
В исправительной колонии. Превращение
1991 г.
Замок. Новеллы и притчи. Письмо отцу. Письма Милене
1991 г.
Приговор
1991 г.
Убийца и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Замок
1995 г.
Том 1
1995 г.
Реальность абсурда
1998 г.
Америка. Новеллы и притчи
1999 г.
Америка. Новеллы и притчи
1999 г.
Избранное
1999 г.
Рассказы. Пропавший без вести
1999 г.
Превращение
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Избранное
2001 г.
Новеллы
2001 г.
Процесс. Новеллы. Письма
2001 г.
Превращение. Рассказы. Афоризмы
2004 г.
Замок. Превращение
2005 г.
Превращение
2005 г.
Превращение
2005 г.
Процесс. Замок. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание
2005 г.
Наказания / Strafen
2006 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2006 г.
Превращение
2007 г.
Процесс. Замок. Новеллы и притчи
2007 г.
Процесс. Замок. Превращение. В исправительной колонии
2007 г.
Рассеянно глядя в окно
2007 г.
Замок
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Превращение
2008 г.
Процесс
2008 г.
Превращение
2009 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2009 г.
Малое собрание сочинений
2010 г.
Превращение
2010 г.
Замок
2011 г.
Рассказы
2012 г.
Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.2
2012 г.
Превращение
2012 г.
Превращение
2014 г.
Превращение
2014 г.
Процесс. Замок. Избранные произведения
2014 г.
Превращение
2014 г.
Превращение
2015 г.
Замок
2015 г.
Превращение
2015 г.
Процесс
2015 г.
Процесс. Рассказы
2015 г.
Превращение
2015 г.
Превращение
2016 г.
Процесс. Замок. Новеллы
2016 г.
Приговор
2016 г.
Превращение
2016 г.
Америка
2017 г.
Замок. Новеллы
2017 г.
Превращение
2017 г.
Америка
2017 г.
Замок. Новеллы
2017 г.
Замок. Новеллы
2017 г.
Америка. Новеллы и притчи
2017 г.
Кары. Процесс
2018 г.
Замок. Рассказы
2018 г.
Замок. Рассказы
2018 г.
От Эсхила до Кафки
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Превращение
2019 г.
Процесс. Рассказы
2019 г.
Замок. Превращение. Процесс. Полное собрание сочинений
2020 г.
Превращение
2022 г.
Превращение
2022 г.

Периодика:

«Иностранная литература» № 1, 1964
1964 г.

Аудиокниги:

Бегущие мимо
2004 г.
Превращение
2009 г.
Новеллы и притчи
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Timeless Stories for Today and Tomorrow
1952 г.
(английский)
European Tales of Terror
1970 г.
(английский)
European Tales of Terror
1975 г.
(английский)
Gabinet figur woskowych. Opowieści niesamowite.
1980 г.
(польский)
The Penguin Book of Horror Stories
1984 г.
(английский)
Black Water: The Anthology of Fantastic Literature
1984 г.
(английский)
Strange Dreams
1993 г.
(английский)
Strange Dreams
1993 г.
(английский)
Твори: оповідання, романи, листи, щоденники
2012 г.
(украинский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно странный и ужасающий рассказ. Не вызывает сомнений, что это рассказ — аллегория, но вот аллегория на что?

Аналогию можно найти и в тоталитарном обществе, и в религии, и в судебной системе, в-общем везде, где люди склонны к фанатичности не считаясь с гуманизмом и справедливостью, где наказания слишком жестоки и они вовсе не решают проблему, лишь отупляют общество и угнетают развитие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь наказание описанное в рассказе ни в коей мере не соответствует преступлению, а приверженность Офицера старым порядкам — прямое описание фанатичности. Ведь фанатик, свято верующий в идею, не делает различия ни для других, ни для себя. Наказывает он себя так же, как и других, даже за самую мелкую оплошность, даже за мысль.

Конец истории немного разочаровал, хотелось какого-то финального твиста. Но, как всегда, читая Кафку, надо размышлять над концовкой, так же как и над всем смыслом рассказа. Мне показалось, что в конце автор намекает на то, что подобные явления постоянно повторяются, история циклична и после периода послабления режима старые порядки могут «воскреснуть» с новой силой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое странное, что Путешественник бежит из этого места, не желая взять с собой ничего и никого, как будто здесь всё и вся настолько порочно, что приносить в нормальный мир даже малую частицу этого безумия — слишком опасно.

В любом случае атмосфера рассказа — жуткая, угнетающая. В конце становится понятно, что некому сочувствовать. Все действующие лица либо тупы, либо жестоки, либо слишком безразличны. Думается мне, что в обществе Путешественника — тоже полно пороков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Преступник — жалок и безволен, солдат — безразличен, Старый комендант — безумен и жесток, а Новый — безволен и труслив, Офицер — настоящий фанатик, ставящий принципы выше даже своей жизни, ну а Путешественник — просто сбегает от проблемы, не решаясь вмешиваться никаким образом в ситуацию, трусость это или желание остаться в стороне, не столь важно, т.к. уважения он тоже не вызывает, ведь он готов спокойно сидеть и смотреть на мучения и смерть человека, что он собственно и делает, когда офицер приговаривает себя к мучительной смерти. Разрушение машины правосудия символично, ведь она разрушается со смертью последнего приверженца старых порядков. Но это временно, ведь всегда найдется кто-то, кто изобретет новую машину, не даром на надгробии старого коменданта указано, что однажды он вернется.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — аллегория, посредством которой автор раскрывает суть тоталитарных режимов. Тема не нова и не особо интересна, но Кафка сумел создать удивительно яркий образ офицера-судьи. Раскрывается этот образ не сразу. Большую часть рассказа кажется, что офицер олицетворяет садистские элементы бесконтрольной власти, когда судья выступает в роли следователя и палача, а комендант лишь откуда-то издали выражает неодобрение и не дает денег на запчасти для пыточной машины.

Но в завершающей части истории офицер внезапно раскрывается с совершено иной стороны — мы видим безумного фанатика, убежденного в своей правоте. Не в силах предотвратить изменения, он добровольно ложится под пыточную машину и принимает мучительную смерть в стремлении постигнуть суть справедливости.

Почему он сделал это? В его системе мира машина есть инструмент внушения человеку надлежащего поведения. Нарушивший устав караульной службы солдат должен был научиться уважать начальника. А какую цель преследовал офицер, сам себе определивший меру наказания в постижении сути справедливости? В чем заключался проступок, за который офицер приговорил сам себя? Не в тайном ли сомнении, внезапно прокравшемся в сознание при виде человека из другой системы? Или в желании использовать машину против путешественника? Ответа нет. Ясно лишь одно: в короткие минуты подготовки к экзекуции офицер совершил нечто, что счел несправедливым и требующим соответствующего наказания. Он не ставит себя над системой, не требует поблажек в том, в чем сам никому их не давал.

Порыв офицера оказывается способен оценить лишь случайный зритель — путешественник. Солдат и осужденный проявляют только любопытство к процедуре казни, значение происходящего остается не доступным для их спящих умов. Гибель человека, вершащего убийственное правосудие, приводит к гибели машины.

Глобальное изменение режима свершилось, и этого никто не заметил. Солдат и осужденный ушли в свои казармы, народ пьянствует в таверне, новый комендант по-прежнему где-то вдалеке, а путешественник бежит из безумного мира, где убийство считается синонимом правосудия. Аллегория проста: тоталитарный режим держится на машине правосудия, приводимой в действие убежденными в своей правоте фанатиками. Машина и фанатизм существуют только совместно, гибель одного автоматически разрушает другое. А что придет на смену, неясно.

Судя по дистанцированности окруженного дамами коменданта, он не является фанатиком какой-либо идеи. Это хорошо. Но и четкой идеи в его действиях не прослеживается, видно лишь желание угодить духовенству и светскому обществу, — это страшно. Машина правосудия ведь не обязательно должна быть стеклянной. И в действие ее не обязательно должен приводить фанатик, жаждущий справедливости.

Рассказ оставляет крайне тяжелое впечатление. Логические построения автора возражений не вызывают и некоторая абсурдность мира и поведения людей не мешает понимать суть и видеть аналогии с реальностью, но осадок настолько негативный, что по прочтении уже ничего не хочется: ни читать Кафку, ни размышлять над устройством общества и психологией людей. Хочется сбежать, как сбежал путешественник, и побыстрее, чтобы не успело накрыть безумие.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читаю Кафку, меня будто затягивает в болото. Бредешь среди трясины, кругом тишина и мрак, но что-то блестит в мутной воде — это смысл. Тянешься за ним, он принимает причудливые очертания, дразнит и ускользает, и в этой погоне ты весь перемажешься в болотной жиже. А где-то по этому же болоту идет кто-то другой, и для него смысл тоже выглядит по-другому...

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я восхищен краткостью и изобразительной силой этого произведения. В общем-то,что было у Оруэлла в 400 страницах уместилось у Кафки на 30. Бесподобно!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Со знанием дела, с чувством самопожертвования, с гордостью за свое дело и заслуги — уходит человек из этого мира под роспись изящного пера! Жуткое и одновременно теплое произведение о том как надо любить то чем ты занимаешься!(Для ценителей черного юмора так совсем находка) Но чтобы постичь глубину, надо в нее нырнуть! Прочитайте это произведение — оно того стоит.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачаровывающая псевдорациональность карательной системы, прообраз Холокоста... Удивительно талантливый рассказ.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В исправительной колонии» — относительно большое произведение для творчества Кафки, хотя размер всё ещё не превышает рамки длинного рассказа или небольшой повести. Данную работу нельзя назвать особо успешной или идейной. Примечательна одна разве что подробностями описания пытки, но даже та же финальная сцена «Превращения» у Кафки получилось более жесткой и эмоциональной. И хотя объём данного произведения доходит практически до авторского листа, сказать, что он оправдан нельзя. По сути, мы имеем всё тот же свойственный Кафке непонятный мир, законы и правила которого поражают главного героя-наблюдателя. Кафка снова показывает, сколь мало в этом социуме значит жизнь человека, и как слепы люди даже к столь внушительным поступкам как аскетизм и самопожертвование. В принципе, жертва в его мировосприятии всегда оставалась бессмысленным и бесполезным действием — криком в пустоту безликих бюрократическо-социальных реалий. Не самая лучшая работа автора, лишённая самых сильных сторон его таланта: лаконичности, абсурда и безупречной логики. Читать желательно, уже имея опыт знакомства с его манерой и более удачными работами.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Колония. Тропики. Жара. Осужденный. Экзекуция. Двенадцатичасовая пытка с летальным исходом за то, что человек заснул на посту. С подробным описанием процесса, поведения пытуемого и прочими прелестями, которые очевидно должны нам дать понять (по замыслу автора) как жесток наш мир. Лично мне они дали понять, что я хочу держаться подальше от творчества автора, от этой квинтэссенции мрачности и депрессивности, после которых хочется удавиться и забыться.

Для кого-то этот автор близок, кто-то считает его гением. Не буду спорить. Но форма подачи, стиль изложения и пронизывающее насквозь, как эта дурацкая пыточная машина, ощущение темной болезненной абсурдной безысходности, просто вывели меня из себя и не дали возможности оценить глубину таланта писателя.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Холодный, тонкий, дерзкий, абсурдный, реалистичный, глубоко продуманный и умный рассказ. И опять таки ничего античеловечного. Просто описание пыточной машины. Достаточно оригинальное, кстати. Что-то вроде ткацкого станка вкупе с печатной машинкой. Начинаешь понимать первоисточники современных пустых ужастиков. Но в новелле есть ИДЕЯ, в отличии от них.

Просто мир жесток, и Кафка, чем мог, тем и ответил на эту жестокость. И этот сторонний наблюдатель, он, конечно, был не трус, он смог твердо ответить «Нет» офицеру, но он просто не хотел вмешиваться во все это.

Как это похоже на нас, людей.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытный рассказ. И снова у Кафки идет, казалось бы, обыденное повествование… о машине экзекуции, о странной исправительной колонии со странными правилами. При этом вся «странность» возникает уже после прочтения; во время же – чувствуешь только лёгки холодок от происходящего. Машина, которая пытает, вырезая на осужденном соответствующие правила, которые он нарушил… и экзекуция длится двенадцать часов и двенадцать часов подсудимый жив и чувствует спиной свой «грех» (причём осужден он за какую-то ерунду по человеческим меркам, но не по меркам места, в котором всё происходит) и на шестом часу к пытаемому приходит предсмертное прояснение сознания. А потом зубцы протыкают его и швыряют в специальную яму. И старый комендант, создатель машины, которому так поклоняется палач… Его странная могила в кофейне, могильный камень под столом в углу, с почти религиозными надписями. И главное это, наверное, ещё одно произведение Кафки на тему «человек-власть». Власть эта – комендант. Был старый комендант, и люди толпами ходили любоваться казнью, с интересом ожидали «шестого часа» и все хотели посмотреть на «просветление» так, что приходилось даже ввести правило «дети первые» так много было желающих. Но он умер и пришёл новый комендант с новыми взглядами. И люди тотчас же, мгновенно, приняли его идей… Но ведь люд- то в обоих случаях были одни и те же. Почему так? Откуда это скотское желание походить, угодить и даже думать, так как это делает власть? Вот вопрос…

Возможно, палач – единственный кто ведёт себя по-человечески. Да, он жесток, но он идёт до конца со своей верой, со своей правдой и не прилизывается к новому…

И, в конце концов, делает с собой то, что делал со своими жертвами. Ложится под убийственные шипы. И машина, рушась, уничтожает его. Он делает это, потому что не может измениться, потому что измениться для него – предать. Это не преданность старому коменданту, это преданность себе, своему достоинству.

Так я понял этот рассказ.

Рассказ легко читается. Странные подробности, странные вещи (наподобие могильной плиты под столом в кофейне) делают рассказ каким-то… нет, словами не передам. Читать его стоит. Он – нечто особенное. И он запоминается, оседает в памяти.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне Кафка очень нравится. Он заслужил быть мирового уровня писателем множеством своих произведений. А это — лишь одно из них. Сам он, кстати, был человеком закомплексованным и несчастным. Этот рассказ похож, как и др произведения на ночной кошмар, оттого и неприятное ощущение и оттого же это ощущение несусветицы, через некоторое время после прочтения (направление-то «абсурдизм», м/у прочим). Конечно нереально, да и такой машиной — таким способом невозможно «прописать» человека насквозь.. потому что человек — не кусок фанеры)) просто не в том суть, к тому же неприятного ощущения это не уменьшает.

В общем, кому-то нравится. кому-то нет. Сногсшибательную идею я там для себя нашла:smile: — это то, что власть и порядки меняют и уродуют людей, а когда они устаревают, и эти люди с их взглядами.. приходят в негодность! Настает новое время, а тех — на свалку, значит. Там много идей, это произведение, староватое, далековатое от Кинга, например. Оно — притча (тоже многие знают) и герои там — «плоские» потому что они — символы, они не индивидуальности в полном смысле слова, путешественник, к примеру — взгляд со стороны на тоталитарную бесчеловечную машину (общество)... и т. д.

Так что РУКИ ПРОЧЬ от Кафки! Он- классик, а это автоматически уже перечеркивает невежественые отзывы о нем.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего экстраординарного в этом рассказе нет. Всё описано настолько подробно, что ничего «додумывать» читателю не остаётся — как в старом анекдоте про жену и мужа: Кафка сказал, Кафка сделал, Кафка поспорил, Кафка оценил. Какой-то сногсшибательной внутренней идеи я также не приметил. Да, немного мрачно, немного мерзко, немного страшновато, но и всего лишь. Вся эта мерзость изобретённой машины, которая должна вроде шокировать — не шокирует. Страх, который она должна возбуждать в читателе — не возбуждает. Мрачная атмосфера улетучивается настолько же быстро, насколько быстро растворяется дым от сгоревшей спички, — и даже пахнет так же: кому-то вкусно (я знаю людей, которым нравится запах сгоревшей спички), кому-то не очень. Что этому способствует? Я думаю, что сама манера повествования, такая обыденная, подробная до атома, но более всего — персонажи. Эти безымянные четверо — офицер, путешественник, солдат и осуждённый — словно рисунки на картоне от коробки или на обёрточной бумаге: серые, безжизненные и аморфные. Некоторым исключением присутствует здесь лишь офицер, да и то потому, что вся его «жизненность» и хоть какое-то присутствие эмоций обусловлены лишь фанатизмом по отношению к системе, беззаветной преданностью старому коменданту и машине. В остальном же, серо, а грубо говоря — никак.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кафка это Кафка! Жутковатый рассказ. Хотя автор нарочито не пугает читателя: использует обыденный язык, действия рассказа происходят днем при ярком солнце. Но от этого только страшнее. Вот только концовка немного скомкана.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх