Александр Волков «Тайна заброшенного замка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Детская литература
Инопланетяне с далекой планеты Рамерия прилетают на Землю, чтобы захватить цветущую планету, и приземляются в самом укромном, по их мнению, месте на Земле — в Волшебной стране. Теперь опасность грозит не только Волшебной стране, но и всему человечеству. На помощь в борьбе с инопланетными захватчиками вновь спешат Энни и Тим в сопровождении старшего брата Альфреда Каннинга, уже побывавшего в Волшебной стране вместе с Элли. Они усыпляют захватчиков и помогают найти средство для освобождения покоренного народа планеты Рамерия, превращенного в рабов.
Фрагменты первоначального авторского варианта повести — четыре главы под названием «Вторжение клювоносых» — были напечатаны в казахской газете «Дружные ребята» в 1971 году.
Повесть была закончена Волковым в 1975 году и была опубликована с сокращениями в той же газете в 1976 году, при этом сокращениям подверглись в том числе фрагменты, опубликованные пятью годами ранее.
Полностью впервые издана только после смерти автора, в 1982 году, причём со значительными, по сравнению с первоначальным вариантом, изменениями в сюжете. По утверждению художника Леонида Владимирского, который много лет сотрудничал с Волковым и проиллюстрировал все шесть сказок о Волшебной стране, текст «Тайны заброшенного замка» после смерти Волкова дорабатывался другим автором. По словам внучки Волкова, Калерии Волковой, этим автором была поэтесса и редактор Алла Стройло.
Входит в:
— цикл «Истории о Стране Оз» > Российские книги о Волшебной стране > цикл «Волшебник Изумрудного города» > цикл «Энни»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 118
Активный словарный запас: средний (2929 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (93), украинский (1)
- /тип:
- книги (89), аудиокниги (5)
- /перевод:
- М. Зяблюк (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 3 апреля 2008 г.
Что ж, если книгу и впрямь дописывал Л. Владимирский — тогда многое становится понятно: и то, что финал, по сути, повторяет «Подземных королей» (тот же трюк с Усыпительной водой, почти слово в слово), и почему нам показано, как Ойххо летал за канзасцами, но нигде не говорится, когда и как Страшила решил его отправить :confused: В общем — много нестыковок. Судя по тому, что в первых двух частях романа практически через слово появлялся Урфин Джюс со своим филином, я бы предположил, что в конечном счёте Волшебную страну от инопланетян должны был бы избавить они... Жаль, что мы так и не узнаем, какой финал предполагался сначала :frown:
И всё-таки — сильно, очень сильно. Именно как «подростковая приключенческая фантастика». Та же булычёвская «Алиса» — вроде бы, тоже ППФ, но по сюжетной динамике и напряжению — на голову ниже «Тайны» (ИМХО). У Булычёва как-то с первых строк знаешь, что всё хорошо кончится, а тут... тут это прямо не говорится :wink:
Собственно, не вижу причины, почему бы не поставить «Тайне» все 10 баллов. :wink: В своём жанре — это образцовое произведение... хоть и не совсем уже волшебная сказка.
Lost, 1 апреля 2008 г.
А я вот в восторге от этой книги! И инопланетяне ИМХО гармонично вписались. И вообще после «Волшебника Изумрудного города» и «Урфина Джюса» это моя самая любимая книга. К тому же в ней много юмора, взять хотя бы эпическую рукопись генерала Баан-Ну «Покорение Беллиоры», или проделки «невидимки» в лагере пришельцев. Также надо признать, чА еще мне е давние времена моего глубокого детства мне уже сильно нравились описания огромных звездолетов, анабиоза, военной техники, стратегических действий ; поэтому я читала взахлеб. Опять же, все, что связано с вертолетами пришельцев — очень сильные моменты, взять хотя бы полет над Черными камнями или битву с орлами.
Хорошо прописаны также сами пришельцы — очень коротко, но в то же время так... как бы сказать исчрпывающе. Разве это не говорит о том, что книгу написал действительно Мастер?
Еще, помнится, мне запал в душу романтичный звездный штурман Кау-Рук, который, собственно, потом перешел на соторону землян:biggrin:
И хотя, будучи взрослым человеком, я отчетливо вижу, с кого , по большей части, были списаны менвиты:lol:, тем не менее я все равно вспоминаю об этой книге с большой ностальгией)
Большевик, 1 мая 2018 г.
Сейчас, на пятом десятке, с удовольствием вспоминаю те книги, которые в школе читал с фонариком под одеялом, потому что строгая мама следила за режимом дня и ночи.. :) Особенно любил наши белые ленинградские ночи, можно было как у Пушкина «..сижу, читаю без лампады..». Среди прочитанных тогда и были все книги цикла Волкова об Урфине Джюсе. Лично для меня это книги выше всякой критики.
horasast, 18 января 2012 г.
В упор не понимаю, почему Тайну считают самой слабой книгой. Она не слабая, это просто другой жанр в тех же декорациях. Книга полюбилась за живые характеры в мире сказочных архетипов (это я сейчас так выражаюсь, а в четыре года просто всей кожей чувствовала их живость).
По прижизненной, журнальной редакции — финал с Усыпительной водой был авторским ходом. И с полетом в Канзас целая история была.
Вообще, после прочтения старой версии поняла, что редактору, который дописывал книгу, руки мало поотбивать. За ляпы в географии, истории и отдельно — за образ Ильсора, который в последней редакции получился чересчур сладким. В старой версии он намного живее выглядит.
Ladynelly, 2 апреля 2008 г.
Самая любимая книга у из цикла! Почему? Да потому что, здесь есть все то за что я люблю фантастику, звездолет, путешествие сквозь космос, бластеры и т.д. и т.п...
Из это книги я впервые узнала, что такое анабиоз, световая скорость...
Согласна с Lost — Кау-Рук — мой любимый герой...
Darinella, 2 апреля 2008 г.
Замечательная интересная книга, практически научная фантастика. Единственное, что раздражало — некоторая тупость инопланетян. Можно было захватчиков и посообразительней... А так — интересно. По поводу того, что автор стал выдыхаться — это чувствуется. Но все-таки идея во многом делает книгу выигрышной, несмотря на все слабости воплощения.
Dimson, 2 апреля 2008 г.
Переход от мира магии к миру инопланетных существ показался неожиданным, но хуже от этого книга не стала.
Gourmand, 31 декабря 2020 г.
Я за смешение жанров. Тем более, что цикл изначально был ориентирован на проникновение в волшебную страну современных людей и современной техники. Вспомним, с чего цикл начинался — с воздушного шара, на котором улетели Элли и Гудвин. Вспомним корабль пустыни Чарли Блэка, вспомним механических мулов (чистая фантастика) и Тилли-Вилли — гигантского робота (да, слеплен он был как управляемая машина, но, внимание!, благодаря магии Волшебной страны, обрёл самосознание). Извините, если уж вам такая техномагия, или, вернее, роботомагия, пришлась по вкусу, то чем же не угодили пришельцы?
После эпохального сражения с древней колдуньей-гигантом, действительно, угроз Волшебной стране не осталось. Ну не возрождать же ещё одного злыдня-колдуна?! При этом сами жители заметно прогрессировали, научились давать отпор врагам, действовать сообща. Это закономерное окончание «Жёлтого тумана». Поэтому логично, что следующая угроза мирным обитателям должна прийти извне. Откуда же? Из прогнившей Америки? Какие-нибудь жадные империалисты ведут свои войска для захвата кусочка суши, где вечно царит лето? Это был бы сложный, неоднозначный ход, ведь американские фермеры поддерживают Волшебную страну. Люди из-за гор — друзья, спасители. Вводить в детскую серию конфликт между двумя группами американцев, да при этом следить, чтобы конфликт не перекинулся за пределы Кругосветных гор — неподходяще, это рушит структуру мира.
Волков придумал гениальное решение, отлично укладывающееся в продолжение серии. Да, империалисты. Но не американцы, а пришельцы. И они угнетают своих работяг, не американцев. Таким образом, Волков и создал угрозу извне, и ушёл от текущей политики с неоднозначным поведением родителей Энни и Тима, Альфреда Каннинга, Чарли Блека и других. Больше того, победа над пришельцами даёт завершение угроз. Если уж жители Волшебной страны справились с лучевыми пистолетами и вертолётами пришельцев, есть уверенность, что они справятся и с обычными танками и самолётами, вздумай правительство США распространить свою власть на заповедную территорию. Серия заканчивается идеально.
Исполнение — да, к исполнению есть претензии. Скажем, не сыграли ружья и пистолеты, привезённые Каннингом. Да они и не нужны были. Как и он сам. Как и бомба. Вся эта линия провалена, ибо она лишняя. В крайнем случае, Альфред должен был что-то дать подросткам, но не отправляться сам. Как это было с мулами в «Огненном боге марранов». Или слишком затянуто начало с обустройством пришельцев.
Зато прекрасно показали себя гномы. С их вовлечением в повествование, уже на стороне добра, Волшебная страна обретает дополнительные незаметные силы, а ведь именно незаметная сила, как разлитая повсюду магия, это и есть главная особенность цикла.
Зная историю создания, считаю, что огрехи исполнения можно простить, ведь главное, что повестью «Тайна заброшенного замка» автор закрывает громадную дыру в возможных угрозах. Не только техника сегодняшнего дня, а даже техника будущего, техника цивилизации, способной на космические перелёты, не устояла против объединённых усилий обитателей Волшебной страны и фермерских ребят из Канзаса. Ура-ура!
ant_veronque, 6 апреля 2019 г.
Спустя 12 лет я еще раз перечитала вслух весь цикл про Волшебную страну (первый раз старшему ребенку, второй -- младшему) :))
Сюжет этой книги, с одной стороны, очень интересный и новый по сравнению с предыдущими, как никак нашествие высокоразвитых инопланетян — это вам не какие-то привычные волшебства. А как здорово такой сюжетный поворот, наверно, смотрелся во время выхода книги! Переплетение жанров (научная фантастика, сказка, фэнтези) здесь очень органичное. Но, с другой стороны, меня не покидало всю книгу ощущение какой-то топорности то ли в стилистике, то ли в сюжете. Как-то тут с идейной борьбой угнетенных и угнетателей немножко перебор, впрочем как и в «Семи подземных королях», но там мне это меньше в глаза бросалось — сюжет был более насыщен событиями что ли.
Возможно, дело в том, что книга дорабатывалась и перерабатывалась после смерти Волкова. Хотя зачем это было нужно, если был прижизненный изданный газетный вариант истории?
Кстати, то, на что я слегка роптала при чтении прошлых книг цикла — пересказ «предыдущих серий», здесь, можно сказать, отсутствует. Интересно, это Волков от этого отказался или переработчики так устроили? Но без пересказа лучше. Просто, где нужно ввести в курс дела не читавших или забывших, очень кратко упоминаются прошлые дела, касающиеся только текущего эпизода.
KrokoBill, 28 декабря 2010 г.
Странно, что так многие считают «Тайну заброшенного замка» худшей книгой серии. Я ее в свое время зачитала до совершенно неприличного состояния (из белой и целой она превратилась в неравномерно грязную и скрепленную скотчем, а затем зачитанную еще раз)). Как-то она мне очень сымпонировала космической угрозой, опасными менвитами (до сих пор не забуду, как один из них «за так просто» сжег птиц). Арзаков было жалко… Сколько раз я носилась, разыгрывая сцены из книги…
Больше всех мне нравился Ильсор. Нет, ну тот еще лис – столько лет вершить двойную игру, преданно и безоговорочно служить на глазах у всех и быть тайным вождем сопротивления. Не скрою, по мелкости лет я была в него влюблена)
А история-то не заканчивается на этом. Основная борьба арзаков за свободу еще впереди. Неизвестно даже, будет ли у них время передышки или травля со стороны менвитов начнется сразу же. Да и в любом случае впереди бои, повстанческая деятельность. Выстоят ли слабые, доверчивые арзаки, даже и с изумрудами, против мощных, вооруженных менвитов? Это уже совсем не волшебная история. И я боюсь, что по законам несказочного мира победа не на стороне добрых и слабых.
Коля_Молчанов, 30 апреля 2018 г.
Как это ни странно, книга напоминает мне арку «Новый Орден Джедаев» из вселенной Звездных войн.
И тут и там — в привычный мир, где, как кажется, побеждено зло и наконец-то наступила мирная размеренная жизнь , приходит угроза из далекого Космоса. В обоих случаях враги сперва затаиваются и ведут разведку, а потом лишь начинают вторжение; присутствуют расы пришельцев-злодеев и их рабов. Складывается впечатление, что враг непобедим, и только очень нестандартно действуя, удаётся врага одолеть. В обоих случаях в мир волшебства вторгаются грубые, жестокие пришельцы с более продвинутыми технологиями, в борьбу с ними вступают все силы привычного мира, включая антагонистов главных героев из предыдущих произведений . Да и при всем при этом победа дается лишь при условии, что часть врагов переходит на нашу сторону. В школе читал с большим удовольствием.
Baskk, 6 апреля 2023 г.
Подумалось — какой я старый? Но помню себя пионервожатым как я семиклассник читаю пионерам третьего класса в 1971 году газету «Дружные ребята» (аналог «Пионерской правды» в Казахской ССР), где были опубликованы четыре главы из этой книги под названием «Вторжение клювоносых». Да после этого было прочитано много хороших фантастических книг, но изумление и восхищение от пересечения героев уже выученной наизусть сказки с космическими пришельцами осталось навсегда.
Блофельд, 12 августа 2013 г.
В «Тайне заброшенного замка» Волков полез не в ту степь, введя в сюжет пришельцев с Рамерии. Он же писал волшебную сказку, а инопланетяне — это атрибут научной фантастики. Но, что ни говори, менвиты с их гипнотическим взглядом и лучевыми пистолетами — интересные злодеи. Порабощённые и загипнотизированные арзаки вызывают сочувствие. В общем и целом, «Тайна заброшенного замка» удалась Волкову, хотя инопланетяне всё равно не в тему.
iwan wan, 9 мая 2017 г.
Прощание с данным циклом вышло совсем грустное, как не крути а сказка когда нибудь заканчиваеться
Anastasia2012, 11 мая 2010 г.
Книга принципиально обновлена идеей новых миров. И эта попытка проникнуть в космос, уже не ограничиваясь землёй (подземной, наземной и воздушной) стала лично для меня дорогой в мир космической фантасики. Путешествия к неизведанным мирам сейчас не вызывают, возможно, восторга у детей. А вот лет 20 назад — это был повод помечтать.