fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Метро 2035»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Оценок:
1202
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2035

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Третья мировая стерла человечество с лица Земли. Планета опустела. Мегаполисы обращены в прах и пепел. Железные дороги ржавеют. Спутники одиноко болтаются на орбите. Радио молчит на всех частотах. Выжили только те, кто, услышав сирены тревоги, успел добежать до дверей московского метро. Там, на глубине в десятки метров, на станциях и в туннелях, люди пытаются переждать конец света. Там они создали себе новый мирок вместо потерянного огромного мира. Они цепляются за жизнь изо всех сил и отказываются сдаваться. Они мечтают вернуться наверх – однажды, когда радиационный фон от ядерных бомбардировок спадет. И не оставляют надежды найти других выживших…

«Метро 2035» продолжает — и завершает историю Артема из первой книги культовой трилогии. Эту книгу миллионы читателей ждали долгие десять лет, и права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до того, как роман был окончен. При этом «2035» – книга независимая, и именно с нее можно начать посвящение в сагу, которая покорила Россию и весь мир.

Для этого произведения есть карты:

Входит в:

— цикл «МЕТРО»

— журнал «Газета Метро № 9», 2015 г.

— журнал «Еженедельник Metro № 10», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 382

Активный словарный запас: средний (2759 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 35 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Книжная премия Рунета, 2015 // Художественная литература (выбор пользователей)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
РосКон, 2016 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Метро 2035
2015 г.
Метро
2017 г.
Метро
2017 г.
Метро 2035
2019 г.
Метро
2019 г.

Периодика:

Газета Метро № 9 (152)
2015 г.
Еженедельник Metro № 10 (15)
2015 г.

Аудиокниги:

Метро 2035
2015 г.
Метро 2035
2016 г.
(немецкий)
Metro 2035
2017 г.
(английский)
Metro 2035
2017 г.
(английский)
Trylogia: Metro 2033/2034/2035
2017 г.
(польский)
Metro 2035
2019 г.
(чешский)
Metro 2035
2019 г.
(польский)
Métro 2035
2020 г.
(французский)
Метро 2035
2022 г.
(болгарский)

Издания на иностранных языках:

Metro 2035
2015 г.
(польский)
Metró 2035
2015 г.
(венгерский)
Метро 2035
2016 г.
(болгарский)
Metro 2035
2016 г.
(польский)
მეტრო 2035
2016 г.
(грузинский)
Metro 2035
2016 г.
(немецкий)
Metro 2035
2016 г.
(словацкий)
Metro 2035
2016 г.
(чешский)
Metro 2035
2016 г.
(сербский)
Metro 2035
2016 г.
(итальянский)
Trylogia Metro: 2033/2034/2035
2016 г.
(польский)
Metro 2035
2016 г.
(испанский)
Metro 2035
2016 г.
(шведский)
Metro 2035
2016 г.
(английский)
Metro 2035
2017 г.
(турецкий)
Métro 2035
2017 г.
(французский)
Metro 2035
2017 г.
(эстонский)
Metro 2035
2017 г.
(финский)
Metro 2035
2018 г.
(испанский)
مترو2035
2018 г.
(персидский)
Metro 2035
2018 г.
(немецкий)
Metro 2035
2018 г.
(шведский)
Metro 2035
2018 г.
(греческий)
Metro 2035
2019 г.
(чешский)
Metro. Triloji
2019 г.
(турецкий)
Metro 2035
2019 г.
(испанский)
Metró. A trilógia
2019 г.
(венгерский)
Metro. Trylogia
2019 г.
(польский)
Metro 2035
2019 г.
(французский)
Metro. Die Trilogie
2019 г.
(немецкий)
Metro 2035
2020 г.
(румынский)
Metro 2035
2020 г.
(испанский)
Metro la trilogia
2020 г.
(итальянский)
Метро 2035
2021 г.
(украинский)
地铁2035
2021 г.
(китайский)
Metro 2035
2022 г.
(испанский)
მეტრო 2035
2023 г.
(грузинский)
Metró 2035
2024 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прекрасно понимаю, что Глуховский в кругах «ценителей фантастики» — персона нон грата. Хвалить его не принято, зато ругая легко заработать репутацию знатока фантастики и вообще человека с тонким литературным вкусом. При чем ругают, как правило, за мелочи: выдранные из контекста фразы, несоответствие мутантов законам биологии, прочие фактологические ошибки, имеющие крайне мало общего с идеями книги.

Если честно, нормальных критических рецензий, которые судили бы смысловое наполнение книги, мне не попадалось. При том, что фантастический сюжет всегда был для автора лишь оберткой, в которую он заворачивал свои идеи (см. мой отзыв на «Метро-2034»).

В целом, несмотря на сюжетные мостики к первым двум частям и даже к компьютерной игре (за которую небыдло-читатели, наверняка, кинут в автора еще один камень) «Метро-2035» стоит особняком среди других книг цикла и гораздо ближе к предпоследнему роману Глуховского, «Будущее». Который я, кстати, считаю полным провалом, неубедительной попыткой развести читателя на эмоции за счет чернушных сцен со слабо проработанной социальной проблематикой.

В «Метро-2035» еще больше «чернухи», а социальная составляющая даже не оттеняет, а заменяет собой фантастику. При этом роман становится своеобразной «работой над ошибками», по отношению к всему раннему творчеству автора. Глуховский буквально перевернул «Вселенную метро» с ног на голову. Здесь больше нет перестрелок с мутантами, нет спасителей-Черных, а подземный постапокалиптический эпос разрушается о железобетонный гиперреализм автора.

В качестве примеров можно рассмотреть, как развивались судьбы персонажей цикла.

Хантер.

В «Метро 2033». Один из лучших боевиков ордена, совершивший множество вылазок на поверхность, способный в трудные моменты принимать жестокие, но необходимые решения.

В «Метро 2034». Человек, получивший ужасные шрамы, живущий в постоянной борьбе со своим внутренним зверем, в тайне ищущий спасения и находящий его, пусть и на краткий срок. Олицетворение покалечившего само себя, обезумевшего человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Спился. Живет на задворках метро, происходящим не интересуется, в повествовании не участвует.

Саша.

В «Метро 2034». Светлый лучик. Девушка, мечтающая выйти на поверхность, увидеть мир таким, каким он был до катастрофы. Жертвует собой, пытаясь предотвратить бойню.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Выжила. Стала шлюхой. Полностью порвала со своей прошлой жизнью и мечтами.

Гомер.

В «Метро 2034». Летописец метро, составляющий современный эпос, мечтающий написать книгу, которая изменит мир к лучшему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». С каждым разом добавляет в свой эпос все больше вранья, чтобы сгладить нелицеприятную действительность. В конце концов превращается в обычного наемного писаку, готового сочинять такую историю, которую закажут.

Мельник.

В «Метро 2033». Бессменный глава ордена, человек, невероятной моральной силы, готовый пойти на все, ради сохранения жизни людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Метро 2035». Ради сохранения ордена был вынужден пойти на сделку с правящей верхушкой. Постепенно, сам того не понимая, стал служить не людям, а тем, кто обеспечивает его деньгами.

И так далее. Практически все персонажи потерпели сокрушительное моральное поражение по всем фронтам. Оставили свои мечты, идеалы и цели, стараясь просто выжить и слепо подчиняясь обстоятельствам.

Остался лишь один идеалист, верящий в то, что человечество сможет изменится, выйти из метро, отринуть скотское существование и зажить новой, лучшей жизнью. Как не трудно догадаться, это Артем, главный герой романов «Метро-2033» и «Метро-2035».

Даже в самое сложное для себя время он не теряет надежду поймать сигнал от выживших из других городов, каждый день выходя на поверхность. И каждый раз возвращается назад. Радио молчит. И вот однажды он встречается с Гомером, продолжающим писать свой эпос, который, к тому моменту, больше похож на красивую, добрую сказочку, слабо отражающую действительность. Гомер хочет включить в свою сказку и Артема, а чтоб посадить того «на крючок» рассказывает еще одну байку, о человеке, связавшимся со ставшими притчей во языцех «Полярными Зорями». Любому читателю сразу понятно: байку сочинил он на ходу, и правды в ней не больше, чем в остальной гомеровской писанине. Но Артем готов уцепиться даже за этот призрачный шанс, поэтому отправляется в путешествие... которое изменит облик метро, написал бы я, будь автором книги любой другой писатель. Но нет. С самого начала и до финальных строк роман полностью разрушает традиции, заложенные самим жанром фантастики.

Сюжет можно условно разделить на три примерно равные части.

Первая: путешествие Артема по метро, в том числе по тем местам, где он бывал в прошлом. Уже здесь можно увидеть главные отличия романа от предшественников: куда более мрачная атмосфера, ощущение всеобщего упадка, даже на фоне и без того мрачного метро. Очень много сильных пробивающих до костей сцен. Приёмная Свинолупа, история с курицей — маленькие шедевры.

Вторая: лихорадочные поиски истины. Артем узнает правду: выжили многие, по всему миру. Но глушилки, установленные по периметру Москвы, глушат любой радиосигнал, делая связь с другими городами невозможной. Но кому это нужно? Кто удерживает жителей метро под землей и зачем? Артем ищет ответ на этот вопрос, находя под одним слоем лжи другой, еще более неприглядный. Пока, наконец, не докапывается до правды, ставящий привычную картину мира на голову.

Третья: лихорадочные попытки донести истину до людей. Тут проявляется основной посыл книги, если смягчить выражения, всем наплевать на правду. Каждый хочет жить своей жизнью и чтобы его как можно меньше трогали. И не важно, что творится за окном. Куда проще отмахнуться от правды, заменить ее своими собственными представлениями, пусть и далекими от нее или попытаться подстроится под текущее положение дел, не задумываясь о завтрашнем дне. Борьба за светлое будущее — ненужный и глупый идеализм, о котором хорошо писать только в книгах. В реальной жизни она или подчиняется нуждам правящей партии, как произошло с Орденом Мельника, или остается в границах кухонных баталий и «ах вот если бы...» за рюмкой водки.

Поэтому от Артема отворачиваются и не хотят слушать. Поэтому он, по большому счету, безразличен правящей верхушке — они прекрасно осознают его бессилие. Ну слил очередной Сноудед информацию, что от этого изменилось в политическом устройстве США?

Артема поддерживает только его жена. Но из-за любви к нему или из-за любви к истине? Большой вопрос.

Итог.

Новым романом Глуховский не угодил всем читателям сразу. И «ценителям прекрасного», которые будут плеваться на любую его новую книгу, даже не открывая, и поклонникам его межавторского цикла подростковых боевичков, для которых социальная проблематика «Метро-2035» будет непонятна или неинтересна. Отсюда низкий средний балл и разгромные отзывы при полном нежелании понять, о чем эта книга. Хотели мутантов, постапокалипсиса и прочего, а книга о другом совсем. Непорядок.

Наверное, осталась лишь узкая прослойка читателей, которым роман будет интересен. Что, на самом деле, весьма печально. На мой взгляд «Метро-2035» — одна из лучших книг в российской фантастике за несколько лет.

P.s. Вынужден признаться, что роман я не читал, а слушал. И не могу не отметить просто потрясающую, на грани гениальности, работу декламатора Дмитрия Креминского, который смог передать сложнейшие, эмоционально-насыщенные сцены романа так, что в них веришь от первого слова, до последнего. После этой озвучки несостоятельны любые претензии к тому, что диалоги слишком просты, схематичны и просто «так не говорят». Нет, говорят, причем именно так. Да и мат в книге удивительно к месту.

P.p.s. Уже после написания отзыва задумался, а что, собственно, дает читателю эта книга? Осознание собственного бессилия, подтверждение известной поговорки «Один в поле не воин», заряд депрессии и мрачного настроения на весь день? Не знаю, правда.

Как все-таки хорошо, что есть другие книги, светлые, без чернухи и матерных слов, где герой раскрывает мировые заговоры, ставит на колени дорвавшихся до власти злодеев и получает за это заслуженную награду. Книги, которые заставляют поверить в лучшее в людях, что мы все можем и вообще ого-го.

Гомер по заказу Полиса как раз такие пишет.

Оценка: 9
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне третичная и неинтересная книжка.

По сути — обычный памфлет, причем памфлет крайне скверный (пример хорошего фант. памфлета — Звёздный десант, Аполлон расправляет плечи, Час Быка, Диктатор, Бойня номер пять, Бесконечная война) на уровне поста старшеклассника «В контакте» на тему «как плохо мы живем, а вот заграницей». И на этом всё. Даже не хочется заострять внимание на том, насколько глупо и безвкусно говорить о таких вещах в постапе, где и без политики все должны друг друга преспокойно резать.

Автор не старается донести свою мысль и убедить в ней читателя, он просто декларирует её — прямо у тупо, и интересна она будет только тем, кто разделяет (мягко говоря, наивные) общественные и, в особенности, политические воззрения автора. Ибо ничего другого вы просто не встретите: в каждой строчке Глуховский будет только грубо тыкать вас моськой в то, что он считает «откровением», а на остальное ему будет плевать. Если персонаж отрицательный, то он будет нарочито каким-нибудь уродливым, тупым, носить странную фамилию, будет по-дебильному разговаривать, нести какую-то ахинею — короче говоря, будет тем, кого автор видит в среднестатистическом россиянине. Зато любой другой положительный персонаж станет на его фоне образцом здравомыслия, обладать критического взгляда на вещи и просто будет шекспировским страдальцем: будет глубокомысленно разглядывать крыс, соотнося их природу с природой человека, разбрасываться глубокомысленными цитатами, пока будет с помощью велосипедной тяги вырабатывать электричество для целой станции (к третьей книге Глуховский либо так и не прознал про свой кретинизм по матчасти, либо ему не хватило ума просто не браться за то, в чём он не сведущ) и вообще демонстрировать свой глубокий внутренний мир. Но раздражать он (в данном случае Артём) будет не меньше, чем и отрицательные, ибо в уста каждого персонажа автор вкладывает ТАКУЮ ахинея, что не передать словами. Вы только послушайте мотивацию местного Большого Брата (да-да, в метро, где, по-хорошему, не удастся сколотить ничего сложнее общины, таки завелись свои массоны)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказывается, после Третьей мировой, которую развязал Мордор (ага, кто бы сомневался) правительство РФ НАРОЧНО держит людей в метро потому что... ИМ ТАК БУДЕТ ЛУЧШЕ, ВЕДЬ ТУТ О НИХ ЗАБОТЯТСЯ. Я бы ещё поверила, если они держат людей под землёй (обретая на гибель, о чём говорит и сам автор) потому что на поверхности бушуют болезни, вызванные биологическим оружием — попробуй объяснить света белого не видавшего метрошнику, что это такое. Или что на поверхности не утихла война и гэбня держит людей, выжидая, когда Россия проиграет — это показало бы их предателями и трусами, но и прагматиками.
Причём это настолько тупо и нелепо, что я сперва подумала, что гэбня угорает с Тёмы (читай, дикаря). Но нет, это всерьёз. И ладно бы, если на поверхности и впрямь радиация, но ОНА ИСЧЕЗЛА, хотя и бушевала во всю ещё год назад (к слову о матчасти). Эта логика на уровне, если оголодавшие моряки набрели на сушу, но капитан сказал «не, нам и так нормально». Даже если на корабле царствуют анархия. И болезни. И каннибализм. И некрофилия.

Хотелось ещё сказать как топорно подводит автор нас к знаку равенства между коммунизмом и нацизмом (опустим, что после конца света люди станут резать друг друга за сухие носки и без высоких материй), но скажу только одно: если только коммунисты и нацисты в метро сколачивают штрафбаты, трудовые лагеря и т.п., то это самые гуманные его жители. Ибо выходит, что остальные пленных просто съедают — не свои же харчи на них тратить!

Вот так Глуховский и будет целуют книгу выставлять себя очень незрелым, неопытным, неэрудированным человеком, который смотрит на этот мир откуда-то из своей страны эльфов; человеком, который не разбирается не то, что в политике — в обычных людях. Ибо перед нами не будут люди, перед нами всё время будет картон, который будет говорить и поступать так, как надо автору. Вернее, так, как автор думает, что так поступают, говорят и ведут себя люди. Это было простительно тому школьнику, который писал первые «Метро», но не уже взрослому дядьке. Ибо пассажи на тему «кругом одно дерьмо, быдло, ватники и морлоки, а я один умный и все понимаю» могут звучать только из уст крайне инфантильного подростка. Причём он даже не попытается для разнообразия удивить читателя чем-то иным: написана книга отвратительно, каким-то нерусским языком, диалоги построены по типу 50-ти Оттенков серого (просто откройте любую страницу этих двух книг и сравните), сюжета в ней, как такого, нет, интриги тоже; фант. допущения используются только ради одного — капанья на мозг своими взглядами; а в идиотской концовке

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Артему хочется пожелать удачи доехать на простоявшей несколько лет без движения машине до Владивостока. Или хотя бы до МКАДа, но почему-то я не верю, что аккумулятор и шины выдержат хотя бы до Садового. Стоп, а почему машина вообще сдвинулась с места?
Короче, нет ничего такого, что делает художественную книгу — художественной. Но оно автору и не надо. Ему надо показать клятую Рашку, тупых ватников, несчастных борцов за демократию и «как нам перестроить Россию». На этот счёт у Пелевина в книге «Священная книга оборотня» имеется отличная цитата про проституток и дальнобойщиков.

Но как веха всего произведения мне больше всего понравился эпизод с автомобилем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То есть, по мнению Глуховского, человек, который всю жизнь прожил под землей и видел машину только на картинках, вот так просто сядет и поедет! Это ещё можно поверить, что незнающий городской житель, если сядет на лошадь, то как-то сдвинется с места. Да и то сохраняется риск, что она помчит не куда ему надо и просто скинет ездока. Машина — не лошадь. Она не поскачет, если ей врезать по капоту. Это всё равно, если среднестатистического человека усадить за штурвал авиалайнера — даже если он до этого видел самолёт и видел его внутреннее устройство, каковы шансы, что он сразу на нём взлетит? В конце концов, с какого раза начинающий автомобилист стартует с места?
Что тут скажешь — японская техника!

Единственная задача книги — забить сюжетный пробел между второй и скорой третьей частью игры. Ну а поскольку и без наших графоманов за рубежом хватает фантастики на любой вкус: от «низшей» до «высокой», то единственное, чем она может привлечь зарубежного читателя — ПравдЪ про тоталитарно-кровавый Мордор.

Оценка: нет
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как так можно обос...тся ?? как будто соавтор Новодворская ... Не покидает ощущение что Глуховскому зам. посла по культуре из английского посольства премию Букера пообещал и снять фильм по серии Метро ... если тот в своем романе обгадит историю СССР ... и вставит низкопробные клише аля 1990 год по злых коммунистов и 100 млн. расстрелянных лично Сталиным и Берией ... про подлых (как настоящие англосаксы) коммунистов которые гнобят народ в подземельях ради власти (опять как настоящие англосаксы) ... в 2015 году это выглядит искусственно и натянуто ... на фоне остальных последних книг Глуховского ... по моему исписался ...

Оценка: 2
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я ждала очень долго. Сначала дожидалась, пока Глуховский её допишет, потом – пока она полностью появится в Интернете. Дождалась. Прочла. И пожалела об этом.

Вот сейчас вспоминаю о прочитанном, и представляется мне море грязи пополам с кровью и дерьмом. Там копошатся люди – голые, во тьме. А может уже и не люди… Каждый старается урвать побольше, порвать глотку соседу, чтобы самому занять место посуше, потеплее, посытнее. Они считают себя самостоятельными, думают, что живут, как сами хотят, но на самом деле ими руководят, и руководителям этим нужна только власть. А какая же власть без людей? Вот и прикрыли метро глухой крышкой, оборвали связь с миром, чтобы не узнали люди, что на поверхности уже можно жить, и не расползлись кто куда.

Об этом узнаёт Артём, пытается вывести людей на поверхность, но к концу романа понимает, что людям метро уже не нужно высокое небо и чистый воздух. Им нужна полная кормушка и тёплый угол, а что там над головой – небо или закопченный потолок – неважно.

Вот и получается у Глуховского, что люди – свиньи или крысы туннельные, и ничего человеческого в них не осталось. И правительство у них то, которое они заслуживают. И человек против системы – как муравей против слона. Возможно, это всё и правда, но мне совсем не хочется читать об этом.

Глуховский превратил мой любимый постапокалипсис в некую антиутопию с политическим уклоном. Давненько не читала я столь мрачного и депрессивного произведения. Ходили по Интернету слухи, что в конце романа Артём найдёт детёныша чёрных. Неправда это. Ничего Артём не находит, он только теряет – друзей, любимую, веру в человечество. Если Глуховский на самом деле так думает о людях, то… Мне его жаль, потому что жизнь его – беспросветный мрак.

Я крайне разочарована и рада, что не купила эту книгу на бумаге.

Оценка: 1
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я разочарована. Мне жалко потраченных на книгу пятисот с лишним рублей, хотя на предыдущие книги, тратила, не задумываясь. Во-первых, мат. Да писалось, что «Метро 2035» будет жестче, но так? Кто бы, что бы не говорил, я не считаю мат крутым и достойным употребления в художественном произведении! Ещё могу смириться, когда у героя вырвется такое словечко в экстримальной, до нельзя напряженной ситуации (я и сама не без греха, но не в повседневном разговоре), а когда слова на б е х употребляются просто везде — это бескультурье и неуважение к собеседнику (в данном случае к читателю). Даже в уста Гомера автор вложил ругательство, хотя уж от этого персонажа не ждешь ничего такого. Сам стиль написания. Очень часто мне хотелось выкрикнуть – так не говорят по-русски! Какие-то непонятные, обрубленные предложения, частые пропуски слов. Один раз попался абзац полостью без знаков препинания. Если это не ошибка редактора, то я не поняла юмора. Плюс часто в тексте проскакивают слишком разговорные фразы, Я понимаю, такое в речи персонажей такое встретить, но не в обычном тексте. Во-вторых, главный герой Артем. Понятно, что он не может быть тем наивным маленьким мальчиком, каким был в Метро 2033, он должен измениться, возмужать, повзрослеть, не думала, что это означает бухать по черному, материться и курить, хотя, у меня сложилось впечатление, что Артем так и остался наивным маленьким мальчиком, только приобрел вредные привычки. Не удивительно, что за ним никто не идет. Промямлил пару несвязных предложений, почему не рассказал ВСЁ? На конец, сюжет. В Метро 2033 был поразительный мир, выход на поверхность был подвигом и не потому, что там радиация, а потому что там мутанты и на каждом шагу тебя могут сожрать. В Метро 2035 самый страшный зверь — человек (это, в принципе, известно из покон веков). Путешествие по туннелям было не меньшим подвигом. Где аномалии, где вся та необъяснимая чертовщина, от которой кровь стынет в жилах? Всё это являлось частью вселенной «метро» Глуховского, это отличало книгу от других. Такое впечатление, что автору стало лень влетать мутантов в сюжет, и он их просто исключил. В «2035» политика, людская грызня, у кого власть — тот в шоколаде, всё это может быть где угодно. Я помню первое Метро, как вместе с главным герое замираешь, не зная, что там за поворотом, как мурашки по коже бегут, когда «идешь» по туннелям. В этой книге ничего похожего (даже близко) нет. Автор, кажется, решил сделать уклон на то, что человек по натуре своей свинья и любит жить в дерьме. По моему вышло не жестко, а отвратительно. У меня, при прочтении книги, возникла следующая ассоциация: в музей, где выставляются шедевры, от которых захватывает дух, забрались хулиганы и разрисовали все стены, картины, экспонаты неприличными надписями и картинками, нагадили там, и помочились на бесценные достояния искусства. Кажется в романе не осталось ни одного «чистого» персонажа. Автор окунул в дерьмо всех. Я люблю постапакалипсис, и читала жесткие, и жестокие романы, написанные нормальным русским языком, без мата. После прочтения «Метро 2035» хочется помыть руки, а книгу сжечь. Автор перегнул палку. Если следующая книга Дмитрия Глуховского тоже будет с маркировкой 18+, то я сначала прочитаю ее в интернете, а потом уже подумаю, покупать, или нет. Надеюсь, очень, надеюсь, что следующая книга будет в духе Метро 2033, или Сумерек, иначе я окончательно разочаруюсь в этом авторе.

Оценка: 1
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это Глуховский написал? — задавал я себе этот вопрос раз пятьдесят. Автор походу насмотрелся «Левиафана» и «Дурака» с примесью придурАшного Коляна из «Реальных Пацанов» который все время косячит в лице главного героя Артема. В книге сплошное дерьмо и безнадега. Автор в этой книге вымазал дерьмом абсолютно всех героев примешав какие-то политические игры и интриги. Метро 2033 я перечитывал три раза и еще столько же перечитал бы, но после этой книги как-то не хочется... Обговнял Глуховский свою трилогию окончательно и бесповоротно.

Оценка «2» только за первые две книги, а так оценка «0»

Оценка: 2
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно ужасное и пошлое произведение. Самое удивительное, что главы этой, с позволения сказать, литературы печатались в уважаемом издании «Мир фантастики», а теперь все книжные магазины наводнены этой красной книженцией... Сказать, что мне жаль потраченного времени на прочтение этого опуса, — просто промолчать... Но есть такое правило — дочитывать начатое до конца... Убогий язык, куча никчемной вымученной нецензурщины, предсказуемый высосанный из пальца сюжет, выпирающая над всем главенствующая идея, абсолютно не удивляющая, зная о мировоззрении автора, — все вокруг говно, нам все врут, мы живем в подземелье, питаясь ложью каждый день... Глуховский умер как литератор, даже не успев родиться....

Оценка: 2
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Творчество» Глуховского обычно ниже всякой критики и пока он занимался написанием «постапокалипсисов» для подростков воспитанных компьютерными играми его можно было не замечать. Но сейчас он уверен, что ставит диагноз нашему обществу, хотя в действительности медицинская помощь нужна ему самому. Ибо акунинская болезнь прогрессирует и кажется достигла терминальной стадии. И мы бы уже услышали душераздирающий вопль: «Я больше не могу жить в этой стране!» — да, видно, у автора ещё недостаточно средств, что бы свалить из нашего мордора в мир светлых эльфов. Что бы быть практикующим либералом, космополитом и гражданином мира, нужно, прежде всего, быть очень обеспеченным человеком. Акунин, до того как совершить свой диссидентский каминг-аут, успел сколотить капиталец для безбедной жизни за рубежом на попсовых псевдоисторических квазидетективах. А Глуховский припоздал и теперь торопится вскочить на последнюю подножку улетающего в пропасть русофобско-либерального проекта.

Шпарит как по методичке: все набившие оскомину фетиши отечественных либерал-фашистов присутствуют в тексте. Народ не тот, ленив, убог, пьян, раболепен, инертен. Коммунизм то же, что и фашизм или даже хуже. Заградотряды. И т.д. и т.п.

Надо отдать ему должное, несмотря на полное отсутствие одарённости, он всё-таки проделал некоторую литературную работу: сумел облечь инфицировавшие его убеждения в художественную форму, нашёл подходящие образы и коллизии. И у определённого контингента это имеет успех. Некоторых книга «заставляет задуматься». Когда они смотрят по сторонам, их ничто не заставляет задуматься, а вот книга Глуховского заставляет!

Хочется пожелать автору скорейшего выздоровления. Для этого необходимо всего лишь завязать со злоупотреблением «Эхом Москвы» и телеканалом «Дождь». Всё таки людям с тонкой душевной организацией вредно такое слушать и смотреть — это неизбежно вызывает деформацию их нежного внутреннего мира и неокрепшего интеллекта.

Ну и с писанием книжек тоже нужно завязывать, потому что показывать широкой общественности такой до нелепости неумело написанный текст — это ж как обгадится прилюдно — срам на весь свет. А собирая рекордные количества отзывов, полезно почаще повторять себе пастернаковское: «Позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех».

Оценка: 1
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга которую бросил читать после 80 страниц. После интересной первой части и не самой худшей второй — третья оказалась сплошным разочарованием. Когда я узнал, что книга «Метро 2035» станет сиквелом «Метро 2033» и продолжит похождения Артема, я обрадовался и очень сильно ждал выхода книги. Но едва получив ее в руки и начав читать, я с каждой страницей морщился от отвращения. Артем стал каким то обиженным на жизнь и пофигистом которому плевать на все и всех. Сюжет туп до неприличия. Очень много политики, не просто много, а колоссально много, к тому же абсолютно ни к месту. Атмосфера пропала, нет той интриги, диалоги безнадежны.

Глуховский смог испоганить серию до невозможности, стыдно.

Оценка: 1
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне халтурный роман:

Как приключение / квест / фантастика — абсолютно никак.

Как посыл, что мыл надо что-то менять, а то все как быдло — не закончено... Как менять? Что делать? Какой план?

Если позволите, приведу неуместный пример халтуры книги, как посыла:

Условно герой книги провозглашает очевидное для него самого: покупайте Android смартфоны! а не iРhone!... Почему вы! как быдло хотите iРhone? На Androide смартфоны дешевле и лучше! Все! Весь посыл.

Дальше герой истерит, т.к. не видит реакции т.н. быдла и уходит в закат. Почему кто-то должен покупать на Androide? Что в нем хорошего? Об этом молчок. Главное с эмоциями, с соплями, с матом и грязью, а дальше уйти, потому что все тупые.

А что должно быть, чтобы посыл удался? Наверное: покупайте Android смартфоны! а не iРhone! На Androide смартфоны дешевле и лучше! Но перед тем как покупать Android, надо почитать про смартфон, есть ли возможность поставить custom recovery и xРosed. Купить, поставить recovery, сделать бэкап, поставить xРosed, накрутить телефон по своему разумению, сократить жор батареи, удалить ненужное, поставить нужное, снова сделать бэкап... 40 минут! и ни один iРhone не идет в сравнение за меньшие деньги! Ах вы все равно хотите iРhone! Всего 40 минут усилий людиииии! Разницу в цене можно отдать сиротам! Никому ничего не надо! Не хочу думать и что-то делать! Дайте iРhone! Ну и быдло же вы!

Вот законченный посыл...

Если переложить на книгу: что они, к кому обращается ГГ, будут жрать наверху? где жить? что делать? как там с радиацией?... А истерика ГГ, без плана — лишь не желание автора работать над книгой... так выкрикнуть (пусть очевидное) и состричь бабла...

Оценка: 3
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор очень сильно не любит свою страну . Чувствуется коллега предателя Резуна , то же этакого своеобразного фантаста . Только та мразь писало о прошлом. Предполагаю , что у этого писмэнныка в друзьях ходят Ходорковские и подобные ему упыри. Почему же им так не даёт покоя Советская власть ? Заводов и школ понастроила для работяг ? Или они себя относят к тем господам , которые похрустывали французскими булками . Когда уже вы захлебнётесь своей ядовитой слюной .

Главный герой Артём (Ходорковский , Навальный , Каспаров ) узнаёт , что в мире выжило множество людей и хочет вести народ к свету на поверхность. . Но народ в метро ( России ) является генетическими рабами и к свету не хочет . Они зазомбированы руководством ( Кремлём ) и верят , что проклятая Америка до сих пор хочет уничтожить Россию , или что там от неё осталось . Они согласны жить в дерьме , голодать , рабски преклонятся перед фюрерами и комиссарами , но на поверхность ( В Эвропу ) идти не хотят . А Америка в это время весело живёт , судя по радиоперехватам и думать о Рашке и не думает . Да и ядерный конфликт развязали параноики из Кремля , хотя запад и не думал России ничего плохого делать и всегда желал только добра . Чтобы освободить путь к свету , автор даже всех мутантов ликвидировал . Бегает Навальный (Артём ) по поверхности без проблем.

Фантастики в романе нет . Единственной целью романа мне кажется , было поставить знак равенства между фашизмом и социализмом и показать рабскую сущность русского народа . Автор хорошо отработал свои серебренники . Молодое поколение воспитывается дословно по монологу Лахновского . Один в один . Белые сагибы будут довольны . Молодое стадо должно презирать свою страну и свою историю .

Оценка: 1
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

С «Метро 2035» в плане отзывов складывается довольно интересная ситуация.

Некоторые давние любители серии обиделись за героев и не могут «есть» новый стиль Глуховского, захлебываясь имитацией потока сознания. Чернушная социальщина им тоже не нужна.

При этом между качеством романов 2033 и 2035 просто пропасть. За годы между этими двумя книгами автор преизрядно вырос, и если 2033 был текстом в духе баек у костерка/незамысловатым квестом с очень простыми героями-функциями, то 2035 — это политическая агитка с очень классно проработанным фокалом главного героя (мысли, рефлексия, ощущения и изменения картины мира изнутри чужой головы переданы прям отлично).

Единственное — жаль, что в сравнении с «Будущим» последнее Метро проигрывает и выглядит несколько попроще.

С другой стороны, если бы оно было посложнее, любители простых, как три копейки, квестов и героя-Мельника возрыдали бы еще громче.

А любители «высокой литературы» в рамках инерции «Метро — это не литература» все равно бы не оценили.

Прямо безысходность какая-то :)

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

С сожалением вынужден констатировать, что сегодня многие авторы, написав одно произведение, и, как говорится, «попав в точку», начинают штопать продолжение за продолжением, хотя всем, в том числе самому автору, очевидно, что удачная книга, это не есть свидетельство таланта, а скорее дело случая. Я не стану утверждать, что случай с Глуховским именно такой, но как иначе объяснить, что после вполне успешных «Метро 2033» и «Сумерки», мы видим такой провал, как «Метро 2034», «Будущее» и, наконец, «Метро 2035»?

Первая книга этой серии была на мой взгляд очень удачной — Глуховский первым затронул тему московского метро, тему, которая у многих вызывает интерес, но при этом окутано полной таинственностью — а что там, под рельсами? Есть ли оно, таинственное Метро-2? Где те правительственные поезда и бункеры? А уж у любителей постапокалиптики — Фаллаута, Матрицы, Безумного Макса и.т.п. книга и вовсе вызвала восторг. И нет бы Глуховскому остановиться — да он поначалу так и сделал — написал отличную книгу «Сумерки» — по правде говоря, я ожидал подобного финала для «Метро 2035», вот сейчас ГГ проснется и ...

Но денег, как известно, хочется всем и всегда, вот и выходят книги, типа уже десятого или двадцатого «Правила Волшебника», «Колеса Времени», которое парадоксальным образом пишется и после смерти автора, седьмого или восьмого «Дозора» и «Метро 2035».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой, кроме отвращения, уже ничего не вызывает — где тот робкий мечтатель Артем из «Метро 2033», вместо него мы видим действительно человека «с шизой». Всю книгу Артем прет как танк на новые ворота, чудесным образом в самый последний момент выбираясь из передряг. Причем он отвергает любую помощь, ведет себя, как последняя свинья — и с родными и с друзьями, и, тем ни менее, все ему помогают и спасают.

Количество мата в книге просто зашкаливает, столько грязи я не видел давно. Хуже этого только разве что «Будущее» — совсем бессмысленное произведение, а тут хоть какой то сюжет есть.

Концовка оказалась довольно прозаичной — а-ля «и они ушли в закат рука об руку», но, как ни странно, это место в книге мне понравилось больше всего.

На самом деле, если бы не обилие мата, что, кстати, отлично характеризует культурный и писательский уровень автора, то могла бы получиться неплохая книга — под словом неплохая я имею ввиду так, на «троечку». Хотя даже и без мата я бы вряд и кому порекомендовал бы «Метро 2035».

И, напоследок, пожелание — надеюсь денег от продажи последних книг Д.Глуховскому хватит до конца жизни, и мы больше не увидим подобных продолжений серии «Метро».

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С трудом дослушал роман — нет привычки бросать. Скучно, фальшиво, натянуто. Глуховский решил стать солженицыным(в прямом и переносном) от фантастики. Выбрал свою сторону — решил что «там» лучше кормят. Недаром «права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до...». Потому и приравнял фашистов к коммунистам, причем к фашистам в романе симпатий гораздо больше. Добавил библейскости — превратив Сашу в этакую «Магдалену»- и все, ты в тренде! Во всяком случае на Западе. Вот правда коммунисты не жгли немецкие деревни вместе с мирными жителями, не отправляли их на минные поля, не прикрывались как живым щитом — нет подобных обвинений даже от самых зацикленных идеологических противников. Ну да то история, а Дима пишет фантастику — то о чем душа поет! Кто запретит? Ну а я как читатель ставлю этому «произведению» единицу — и за художественные достоинства, и за моральные. Коньюнктура. )

Оценка: 1
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да не в идеологии дело. Пусть бы он трижды смешал русских с грязью, но сделал бы это изобретательно. (Литература — это все-таки игра, где за талант простится многое). Но тут-то фиговый листок актуальной русофобии навешивается на полный литературный провал. А ведь когда-то, в свободное от жизни время, Глуховский написал свое «Метро33» — неровный, но все же языкастый, с оригинальной идеей, боевик. Издание АСТом было само то. Но автор уверовал в Предназначение, и вот уж который год эта литературная катастрофа ширится в строкаже. И, вот ведь зараза, убеждает юные умы, что если поидеологичнее накатывать, то писательские качества можно отправлять в игнор, не сомневаясь.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх