Филип Дик «Короткая счастливая жизнь коричневого тапка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Доктор Лабиринт сделал самое грандиозное открытие со времён изобретения колеса! Он сконструировал гениальный прибор, Оживитель, действие которого основывается на Универсальном Принципе Достаточного Раздражения. С помощью этого прибора можно добиться потрясающих результатов, а именно — создавать жизнь из мёртвой материи. Ну вот берём, например, коричневый тапочек и помещаем его в Оживитель...
Входит в:
— цикл «Доктор Руперт Лабиринт»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, January 1954», 1954 г.
— антологию «Histoires fausses», 1984 г.
— сборник «I Hope I Shall Arrive Soon», 1985 г.
— сборник «Король эльфов», 1987 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.
- /языки:
- русский (6), английский (2), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Жаворонков (4), В. Корсун (1), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxxx8721, 7 сентября 2013 г.
Какими были бы ваши ощущения или действия, если бы вы увидели, что один из ваших тапков ожил и бегает по квартире, как заправский болид Формулы-1? Куда бежать: в оружейный или к психиатру?
В рассказе Дика такая ситуация возможна и герои никуда бежать не собираются! Видывали и не такое, ведь док Лабиринт, образ сумасшедшего профессора из трилогии «Назад в будущее», и не такое может придумать. Хотя в этот раз изобретение действительно монументальное – Оживитель, аппарат, способный превращать неживую материю в живую.
Как и многие изобретения человечества, это тоже проявило свою уникальность по случайности, когда друг безумного дока положил промокшие тапки сушиться в Оживитель, б/у печку. Что произошло – см. первый абзац.
Рассказ читается легко и непринужденно. Вроде бы и нет смешных фраз, однако ощущается, что рассказ юмористический. Не буду искать глубокого смысла, да, пожалуй, его здесь и нет. Тапок жив и приобретает инстинкты живого существа. Какой же инстинкт главный? Герои думают, что это способность есть, поэтому готовы перерыть все энциклопедии, Советскую и Британика, чтобы узнать, чем же питаются тапки. Однако, Дик считает иначе. Какой инстинкт главнее – узнаете, прочитав рассказ. Скажу одно, что этот инстинкт, по мнению Дика в рассказе «Вера отцов наших», единственное, что может спасти наше человечество.
Правда, в рассказе так и не понятно, почему оживился лишь один тапок и почему не ожила пуговица дока?
Читая рассказ подумывал над сюжетом и склонялся к тому, [h]что раз Оживитель работал весь день, то
Но ситуация разрешилась куда лучшим образом. И думаю, с таким темпом проблем с обувью у главных героев в ближайшее время не намечается.
whynot, 17 января 2024 г.
Очень разочаровывает, особенно при знании имени автора. Всё, что можно тут увидеть, — подтрунивание над учёными, но сделано настолько безыдейно, неинтересно и плоско... Какие-то скабрезные шуточки в конце вместо эффектного финала (пока читаешь, успеваешь придумать несколько шаблонных вариантов, которые бы всё равно смотрелись намного лучше) или хоть какого-то объяснения фантастической концепции в основе этого рассказа.
Hell-lie, 20 июля 2014 г.
Милое подтрунивание над учеными мужьями и их изобретениями. Но не более.
Вопрос. Если Оживитель – та же духовка, о чем прямо говорит изобретатель, то почему из обычных кухонных духовок не выпрыгивают, к примеру, ожившие пирожки? Почему не ожила пуговица? Почему не ожил второй тапок?
Еще вопрос. Почему в названии фигурирует слово «короткая»? До последней строки, до последнего слова ждала каким-то образом трагического финала для коричневого тапка.
Ожидала, что его, перебегающего улицу, задавит автомобиль, и Лабиринт начнет доказывать, что тапочек мертв _теперь, в то время как профессура и пресса лишь покрутят пальцем у виска. Ну или что-то в этом роде) И соглашусь с maxxx8721, была мысль, что затея выйдет боком и оживёт весь дом. Даже видела намеки в том самом шевелении, которое краем глаза уловил герой.
В общем, когда я сама нафантазировала кучу всего, как-то уже и не тянет смеяться над брачными играми обуви. Забавно, но ждала большего. Подтекста, если хотите. Даже просто проработки, чтобы не возникало у меня вышеперечисленных вопросов. Пусть парой слов, но ответы бы очень даже не помешали. Да, я могу оправдать всё тем, что пирожки выпрыгивают, просто хозяйки молчат и тихонько звонят в службу психиатрической помощи, что пуговица жила, просто успела умереть в спичечном коробке, что второй тапок был настолько мокр, что его состояние «а-ля утопленник» было несовместимо с жизнью. Только вот где это всё в данном рассказе? Мне кажется, мастерство писателя в том и заключается, чтобы охватить картину целиком. Благо в фантастике, тем более юмористической, простор огромен. Так нет же, я должна смеяться от слова лопата и говорить автору за это спасибо... Ну уж нет, извините.
deepnight79, 1 марта 2019 г.
Когда читал «Сохраняющую машину», думал о том, какая все же богатая фантазия у Дика (превратить музыку в живого мыша — это не казий мозет), и еще о том, что фантастика, как жанр, для него, все ж больше — инструмент, помогающий реализовать замыслы и идеи, которые невозможно обыграть с помощью реалистической прозы. В эту цель метил «Коричневый тапок»? Попал. Лично с Диком знаком не был и допросить не имел возможности.
Читая, во всю веселился. Дик еще не был по-чёрному мрачен, и в его опусах реальность не так сильно съезжала с катушек. Да и слегка чокнутый доктор Лабиринт подавал неплохую заявку на то, чтобы стать персонажем очень интересным и живым. Немного жаль, что он засветился только в двух рассказах: потенциал для развития был просто безграничный, и вполне годный, чтобы заставить читателя проглотить на одном дыхании увесистый сборник таких вот творений (как, к примеру, «Азазел» Азимова).
Вот мне думается, возможна ли была в реальности такая ситуация, когда Дик, Шекли и Эрик Фрэнк Рассел за одним столом соображали бы «на троих»(что-то есть в их писанине друг от друга), делясь своими веселыми идеями и планами на такие вот произведения? В ментальной «инфосфере», где обитает писательская Муза, похоже, что вполне.
Gourmand, 4 января 2015 г.
Произведение, удивительно несоразмерное другому рассказу цикла. Никакого философского смысла я в этой поделке не увидел. И даже ха-ха не увидел. Очень слабый юмор, на уровне «лучше бы мы купили другие тапки, синие». Из идеи Оживителя можно было выжать как прекрасный юмористический рассказ, скажем, о захвате власти тапком (не туфельку тапок пошёл оживлять, а роту сапог, ну и далее) или о тапочном бизнесе, так и неплохой философский рассказ. Но нет ни того, ни другого.
Пустой рассказ.
god54, 20 января 2011 г.
Прочитал, и сразу захотелось поспорить с автором по основам науки живого и мертвого, логики отдельных сюжетных ходов... Но постепенно успокоился, осознав иронию рассказа. Легкий, ни к чему не обязывающий ироничный рассказ на тему необычного. Как мне кажется, написано для развлечения публики и легкого подтрунивания над фантастикой. С этой позиции рассказ стал восприниматься лучше. Прочитайте и определите свою позицию.
Дарья_Глюк, 11 января 2009 г.
Вроде и комедийный рассказик, но есть в нем что-то философское для размышления. Что если бы люди и правда научились оживлять неживые предметы, а они бы были такими сметливыми, что их становилось бы больше и больше. Останется ли тогда человеку место на земле?
Как и во многих других случаях эта история об ответственности перед видом и миром в целом.
zmey-uj, 15 июля 2008 г.
Такой добрый рассказ, по моему, сам рассказ и есть Оживитель — читая его, относишься к тапку как к живому существу.
romanpetr, 25 июля 2012 г.
Второе произведение дилогии о докторе Лабиринте продолжает тему юмористической фантастики.Открыв новый уникальный принцип Раздражения для неодушевленных предметов, доктор создает соответственно уникальный прибор — Оживитель (где-то у Шекли, по-моему, в рассказе «Кое-что задаром» тоже звучала тема Одушевления устройства, когда оно вдруг стало убегать от главного героя). Оживляется обычный домашний тапок, который вместе с сознанием, получает мужской пол и подобно требовательному Адаму , оживляет в приборе свою собственную Еву — очаровательную дамскую туфельку. Звучит триумфальная музыка, доктор Лабиринт раздувается от гордости, профессора и ученые мужи в восторге цокают языками, наворачиваются слезы умиления — всё замечательно и хорошо в этом прекрасномм рассказе!
ivanna33, 11 октября 2006 г.
:))
кроме откровенного юмора мне понравилась позиция автора, который довольно саркастически отнесся к поведению женщины... Ну как можно бояться тапка, да еще и коричневого? :) мне, например, его даже жалко было — маленький, бедный, голодный наверное...
vam-1970, 27 января 2019 г.
Юмор и только юмор. Автор решил отдохнуть от сюжетов, напрягающих читателей. Смешно и весело. Доктор Лабиринт оправдывает свою фамилию. Жаль, что на этом рассказе и закончились его выдумки.
Narizhna, 5 марта 2009 г.
Очень милый рассказик, даже не похоже на Дика: такое умиротворенное, веселое, жизнерадостное настроение :smile: Настоящий текст-тоник. По интонациям напомнил мне некоторые работы Каттнера-Мур, вроде «Жилищного вопроса». Но самый смак, безусловно, в последних репликах :lol: Так что читайте — и дочитывайте до конца!
tevas, 22 сентября 2005 г.
Умилительный рассказик! Бегающие тапочки и туфельки, не чем не отличающиеся от людей. Особенно понравился момент,когда тапочек начал ухаживать за туфелькой, ну так на людей похожи!
Pupsjara, 5 февраля 2008 г.
Замечательный смешной рассказ, сцены погони за ожившим тапком и ухаживания тапка за женской туфелькой просто великолепны.
Козлов, 4 января 2022 г.
Рассказик ни о чем, от которого перестаешь чего-нибудь ждать. Просто, в определенный момент, начинаешь наслаждаться веселеньким, не напрягающим повествованием. Философских рассуждений не ждешь. И в конце настолько пафосный и многозначительный вывод, что начинаешь смеяться. Да, ведь, это и так просто анекдот! Ботинки поставили сушиться в Оживитель и, под воздействием Универсального Принципа Достаточного Раздражения, один из них ушел. Ну, вы поняли, поняли?! Потому, что он левый! Ха-ха!.. Никто не смеется... Жизненно.