FantLab ru

Филип Дик «Фостер, ты мёртв!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Оценок:
462
Моя оценка:
-

подробнее

Фостер, ты мёртв!

Foster, You're Dead

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Что должен иметь каждый добропорядочный гражданин на случай ядерной войны? Правильно, личный бункер. Ведь если у тебя нет самого современного бункера, можно считать, что ты уже мёртв!

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первое произведение Филипа Дика, напечатанное в СССР.

Впервые на русском: Журнал «Огонёк», 1958, №16/перевод Ю. В. Семнова и В. В. Кривощекова.

Также на украинском языке с ошибочном указанием автора Айзек Азімов (США). Сховище: Оповідання / Пер. Олександра Берга; Галини Петровської; Худ. А. Йовлєв // Всесвіт, 1970, №5.

По мотивам рассказа снят 9 эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Safe and Sound»). Дата выхода в эфир: 11.01.2018 года.


Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories No. 3», 1954 г.

— антологию «8 Science Fiction Stories», 1967 г.

— антологию «Histoires de fins du monde», 1975 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

— журнал «Если 1993'1», 1993 г.

— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.


Похожие произведения:

 

 


Свихнувшееся время
1993 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Вспомнить все
2015 г.
Электрические сны
2018 г.

Периодика:


1958 г.
Если № 1, январь 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1962 г.
(английский)
8 Science Fiction Stories
1967 г.
(немецкий)
Star Science Fiction Stories No. 3
1972 г.
(английский)
Histoires de fins du monde
1974 г.
(французский)
Histoires de fins du monde
1984 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень трагичный и проникновенный рассказ, наполненный возможной горькой правдой от которой мы все были недалеки. Вспоминая своё детство конца 70-ых — начало 80-ых невольно возвращаюсь к мысли, а ведь сколько военных псевдо-ядерных тревог пришлось пережить в прошлом. Сколько раз нас собирали в организованные стада и отправляли в подшкольные бункера-бомбоубежища? А сколько я застал на бывших Советских заводах подобных укрытий? Со счета можно было сбиться — их было много и , как мне кажется, они были почти везде. Даже некоторые подвалы были переоборудованы во временные защитные бункера. Нас буквально готовили к войне и тёмный дух ядерной угрозы витал в воздухе, которую пытались прервать истинные мировые гуманисты, взывая к мудрости человечества и любви жизни, предостерегая от легкомысленных шагов.

Эх, хорошо, что это позади осталось, потому что пришлось бороться с другими жизненными трудностями....

Филип Дик главной темой избрал лицемерный поведенческий характер крупных компаний, которые на «рекламе» и искусственном нагнетании ужаса перед войной, сколачивают сумасшедшие деньги на простых потребителях , продавая бомбоубежища и защитные бункера , манипулируя новостями. Средства защиты пичкают всякими ноу-хау и старят в течение трёх месяцев. То есть рынок потребителя остаётся постоянно в деле, а бомбоубежища напоминают сегодняшние электронные средства общения и «гаджеты», которые лихорадочно обновляются в короткие сроки. Ты, главное, только покупай! Бери в рассрочку!

Хищный мир деловых акул, творящих беспредел в бизнесе, в описании у Дика получился здорово...Но всё же автор не был бы, так популярен, если бы не смог заглядывать в душу к людям и показывать все их искренние переживания. И описания внутренних терзаний маленького Майка Фостера , пропитаны искренней чистой детской надеждой и жестоким драматизмом, в которых сквозит черная ирония, разделяющая общество на разные социальные слои. Хотелось для финала этого рассказа более счастливой концовки, но в противном случае, такое произведение просто не запало бы в душу. Автору удалось попрать безумный мир дикого капитализма и раскрыть его грязные подноготные стороны. Но судить всё же читателю, потому что кто-то посчитает данное описанное сообщество даже нормальным для повседневности, но нужно оставлять место и добру. И учить людей именно добру и делать хорошие поступки за которые можно было бы гордиться. Рассказ выдался очень мощным по накалу и переживаниям .

Очень понравилось...

ПС. Из недавних воспоминаний выплыла Албания — Вы не поверите, но в этой стране везде и повсюду были созданы многочисленные бомбоубежища и минибункера, как нигде в мире! Это страна лидер по защитным бункерам, убежищам и закуткам! И будучи там, Вы удивитесь, как там ждали войны и сторонней агрессии, а теперь это бесчисленные памятники по далеко ушедшим временам...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное дело. Рассказ написан в 1955 году, а как будто в 2021. Он настолько актуален, что даже неловко... даже страшно. Включаешь телевизор, а там всë то же самое: вакцины, новая гонка вооружений, болтающие политики, запуганное население, которое не чувствует себя защищëнным, и бесконечная реклама – втюхивание новинок под любым предлогом, на любой вкус и цвет. В рассказе всë гипертрофированно, конечно, но если отбросить мишуру – это совсем не фантастика...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, услышав название, я ожидал, что история будет из ряда «реальна ли реальность?», или «является ли человек человеком?». Но прочитав, я увидел совершенно иную историю – весьма глубокую, социальную, безрадостную, но сильную.

Тут, как всегда у Дика, есть мир – альтернативный (теперь уже)1972 год, погружённый в истерию холодной войны в ожидании атомного конфликта. В школах основные предметы – выживание в постядерном мире; а торговые корпорации производят всё новые и новые средства защиты. Мир отрезвляюще неприятный, как это бывает у Дика, но главное, на мой взгляд, даже не столько мир, а удивительная многоплановость, которую он в нём создал.

Во-первых, автор представил, как выглядел бы мир, где производство средств защиты встало на такой поток, что задавило весь остальной бизнес, заставляя покупать всё новые и новые модели – ведь это лучшая реклама: покупай, или умрешь! И разве не превращается тогда военная машина в молоха зарабатывания денег? И как тут не подумать, что угроза войны – эта фикция для большего роста продаж? Может быть настолько сильная фикция, что в ней участвует не одно государство...

Во-вторых, а где та тонкая грань, когда житель перестаёт чувствовать себя частью государства? В этом рассказе всё случилось, когда народ перестал чувствовать себя защищённым, когда он понял, что брошен, когда правительство сказало: что ж ваша защита дело ваших рук и вашего кошелька. И хотя оно и не было осознанным пониманием, скорее неким чутьём, но вызвавшим страх, истерию… Но ужас, на мой взгляд, в том, что эта грань не выглядит далёкой. Ведь этот ход государства выстроен до жути логично – а чем ещё поступиться правительство, чтобы сократить свои расходы, может, возьмёт и отменит пенсии? А если так, то нет ничего удивительного, если когда-нибудь, закрывая дыры в бюджете, мы окажемся в ситуации, что будем сами платить за свою безопасность таким вот образом…

Ну и, в-третьих, помимо всех идей и антиутопии, от которой становиться жутковато, так как она пусть с ничтожной долей вероятности, но возможна, это ещё и конфликт отцов и детей. Конфликт яркий, вечный, хоть развивающийся в фантастическом мире, но узнаваемый и потому добавляющий реалистичности. Отец – пожалуй, единственный не охваченный безумием гонки за оплаченным спасением, понимающий, что к чему (и потому изгой в своём обществе), да ещё и разоряющийся из-за этой гонки (и наверняка в этом мире он такой не один). И сын, чадо своего времени, для которого иметь своё бомбоубежище, это быть таким как все, быть не изгоем и посмешищем… И драматичность в том, что обоих их можно, и действия их можно понять, но примириться им не на чем, и всё движется пусть к маленькой, семейной, но оттого не менее печальной трагедии.

Да, я не назвал бы этот рассказ динамичным или интригующе закрученным, но он очень хорош своим наполнением, как идейным, так и психологическим, а последнее даже не уступает тем вещам, которые принято называть «высокой литературой» – на мой взгляд.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать.

Жуткий рассказ, при условии что внешне, собственно, ничего и не происходит. И фантастического в нём почти и нет.

Только мне опять, как и всегда при чтении Ф. Дика, приходит в голову сравнение с восприятием предложенной автором ситуации, но в нашей стране того времени.

Были убежища? Были. Были учения по Гражданской Обороне? Были. Противогаз тренировались надевать? Да это было любимым занятием школьников! Были противоатомные бомбоубежища? Да я сам по нему лазил под поликлиникой, в которой мой дед работал. Была угроза американской атомной бомбардировки? А как же!

А чего не было? Не было страха, паники! Нас учили, что выжить можно только сообща! Что государство заботится о тебе, только не паникуй и выполняй инструкции ГО. Никого не заставляли рыть себе нору и покупать противогаз новой модели на последние деньги.

А ведь у американцев была дикая фобия атомной угрозы! И ведь именно они первые и единственные применили атомную бомбу!

Вывод: знает кошка, чьё мясо съела! Не рой другому яму!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор тут совмещает две вещи: страх всеобщего уничтожения глобальной войны и коммерческое начало дикого капитализма доведённое до абсолюта. С одной стороны — Фостер, если у тебя нет убежища, то ты уже фактически мёртв, а с другой стороны, у всех есть убежище, а у моего папы, а значит и у меня нет, значит мы не такие как все и мой папа ненормальный. На нас все косо смотрят и будь папа хоть трижды прав, всё равно ребёнку это объяснить сложно, он дитя общества, он хочет быть как все. И это проблема современного общества, современной культуры, быть как все, даже если это нелепо. Хотя разве может быть нелепым бункер во время ракетного удара?

Вот такая вот дилемма. И папа нашего Фостера, хоть и чувствует, что всё нелепо, всё замешано на деньгах, что правительство хочет переложить часть финансового бремени безопасности страны на её жителей, взамен всучив им кусок зелёной ткани под гордым названием «флага Готовности». Ака жертвуйте жизнями пока я тут командую, родина вас не забудет и даст вам медаль.. посмертно... И папа ломается покупает бункер, потом он понимает, что на нём наживаются и коммерсанты, а он не может всё это вытянуть финансово, даже если ментально он уже согласился участвовать во всеобщем безумии. Но коммерсанты придумывают новые апгрейды своих штучек, апгрейды на апгрейды и так до бесконечности только ввяжись, иначе вся эта дорогостоящая конструкция становится бесполезной или гарантированно проработает лишь три месяца.

Вот такая вот беспросветная безнадёга царит в этом рассказе, удивительно как ещё хозяин семейства не сошёл с ума или того хуже, не свёл счёты с жизнью, в такой обстановке, когда все вокруг против тебя, ты белая ворона, хоть чувствуешь свою правоту, но опереться не на кого, сынишка обвиняет тебя в том, что он стал изгоем, жена устало и непонимающе смотрит на тебя, глазами как же ей с тобой не повезло и что теперь делать, если её суженый не платит взносы на ПВО и даже не может обустроить дома самый захудалый бункер!

Коммерческая квинтэссенция рассказа: «Знаешь, это куда умнее, чем заставлять людей покупать машины и телевизоры. Такие вещи мы просто обязаны покупать. Не купишь — умрешь. Ведь известно: чтобы вещь продавалась, надо создать в ней нужду. Всели в человека чувство неуверенности: тверди ему, как странно он выглядит и как дурно пахнет. Но по сравнению с этим реклама всяких там дезодорантов или лосьонов — детская забава! Идеальный стимул: покупай новенькое, сверкающее бомбоубежище фирмы «Дженерал Электроникс» — или тебя убьют!»

Кстати здесь в качестве примера вспоминали всякие девайсы вроде айфонов, а мне это напоминает современный автопром: «Чудеса современной технологии включают в себя изобретение пивной банки, которая, будучи выброшенной, пролежит в земле вечно, и дорогого автомобиля, который при надлежащей эксплуатации заржавеет через два-три года»...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна илюстрация, того как легко нашим обществом манипулировать.

При соответствующей рекламе, професиональной обработке сознания нас можно заставить делать что угодно: от покупки всякой ерунды до ненависти и истребления целых народов. А критически мыслящие становятся изгоями. Со времён написания рассказа проблема только усилилась и обрела более страшные и изощренные формы.

Оценка: 10
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, я отчасти был таким же запуганным ребенком, как и Майк. Как раз в 1955-м у нас во дворе строили бомбоубежище. А по ночам мне порой снились атомные взрывы — ведь эти ужасные плакаты ГРОБ (ГРажданская ОБорона) висели везде. И в последующие годы тоже.

Но рассказ мне понравился, а тот давний страх уже как-то рассеялся. И я вижу в тексте и другие современные для нас вещи — «Всели в человека чувство неуверенности — тверди ему, как странно он выглядит и как дурно пахнет.» — Ведь сегодня, через 50 лет после написания рассказа у нас в России это и происходит! «А вы, где одеваетесь?» — В своей комнате я одеваюсь, черт бы вас всех побрал!

И современный кризис — это последствие той кошмарной гонки за потреблением — каждый год новая автомашина, каждые 5 лет — новая квартира или дом — вот вам, крах ипотеки, банкротство автомобильной отрасли — покатилось!

И ведь видел, чувствовал, предупреждал писатель — жаль только рецептов не давал.

Мне понравилось, потому что правда.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ мне напомнил современную гонку за новыми моделями айфонов. Времена разные, а проблемы не меняются.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже интересно, о чём именно думал Дик, когда писал этот рассказ. Ибо он (рассказ) точно отражает сразу два явления.

Первое — жуткие страхи американцев периода Холодной Войны. Тогда действительно все через одного бомбоубежища себе заказывали. Да что греха таить, в СССР детей учили противогазы одевать и антирадиационные таблетки правильно кушать.

А второе явление, вольно и невольно показанное в рассказе — это реклама и маркетинг. Если забыть про сам товар, убежища, то описанное в рассказе мы наблюдаем прямо сейчас. Ребёнок приходит домой и ноет что у всех его друзей уже есть смартфон нового поколения, и начинается «папа купи». Да что дети, и взрослые через одного такие же... письками меряются давно уже не письками, а гаджетами... И это стремление быть как все, иметь самое новое доводит до психозов, долгов, серьёзных проблем.

По сумме двух явлений — рассказ и вовсе стал гениальным. И очень страшным. Использовать в маркетинге инстинкт самосохранения.... да ещё не намёками, а с одобрения государства на всю катушку... это жесть.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До чего может довести всеобщая паранойя -когда — « только не было бы войны...».Прожили похожее в 70-80-х годах 20-го столетия. Когда предполетное время ракет было 20 минут.

С обеих сторон. И разного рода пропагандисты нагнетали обстановку, читая лекции. А потом разрядка и все стало нормально.

Жалко героя рассказа -мальчика и его искалеченное детство.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна любимая тематика Филипа Дика — критика общества потребления.

Данный рассказ в очень ироничной манере показывает до чего может довести бездумное и безумное потребление. Особенно, когда потреблять необходимо товары от которых зависит жизнь твоих близких. А ведь и вправду, нет лучшего способа продаж, чем убедить клиэнта в том, что товар жизненно необходим. Тогда у последнего не будет выбора.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Три темы затронул Дик в рассказе. Первая — реклама и гонка за новинками. Это тема вечная. У соседа телевизор-айфон новый, а у нас — старый, и меня в школе чморят, маме стыдно глядеть в глаза подругам и т.п. Социум. Быть как все. Вечная тема. Дик её вполне раскрыл. Какие бы у тебя не были убеждения, но давление социума непреодолимо, живёшь среди людей — будь на них похож.

Вторая тема — страх. На первое место тут выходит не отец, а сын. Запугали парня до усрачки, малец уже спать не может вне бомбоубежища. Всеобщая истерия. Как тут можно не свихнуться, даже не знаю. Читал в трёх переводах, но нигде я не прочувствовал до конца мир мальчика. Вывод: Дику не удалось меня вовлечь в этот страх. Ну, может, я толстокожий. Жалко, конечно, парня, но не сильно.

Третья тема — оборона есть дело личное. Дик лишь слегка эту тему затронул. Почему каждый город должен иметь частную армию, содержать на свои отчисления патрульные самолёты — это я не понял. Нигде не читал ничего подобного про Америку. Хотя история с ураганом Катриной наводит на мысль, что такое в США либо практикуется, либо возможно. Мне кажется, что в условиях, когда каждый город сам озабочен свой противоракетной обороной, государство исчезает. Полиция и суды и так местные, армия — единственный общегражданский институт, связывающий страну в целое. Эту тему Дик вообще не стал раскрывать, а жаль. Очень интересно было бы почитать, как страна распадается не после всеобщей войны, а до неё. Распадается только из-за того, что каждый город и округ обзаводятся частной армией.

Вот и получается, что рассказ Дика про рекламу и социум в первую очередь, про страх мальчика и чуть-чуть про частные войска.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Серый антиутопический мир. Счастливые взгляды к Солнцу и небу над головой превратились во всеобщее умение копать. Школьник Майк Фостер не может прятаться в общественном убежище, потому что его отец не платит налоги на развитие обороны. Единственной радостью его под Рождество являются магазины. Нет, нет, не с наряженными ёлками. И в подарок он хочет лишь личный бункер с незастревающим подъёмником.

Воспоминания отца о встрече с президентом. Борьба желаний. Нерентабельный магазин деревянной мебели против бункер + адаптеры + адаптеры для адаптеров +… Бесконечно.

Сын и отец напомнили мне дочь и отца из романа другого классика

“Она взвилась, как кинозвезда двадцатых годов, и отомстила мне тут же, без промедлений:

— Когда ты разбогатеешь?”.

Только отец не попытается тут совершить ограбления и Майк не получит подарок на праздник.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, даже несмотря на то, что у меня нет никаких воспоминаний и историй из своей жизни касаемо бомбоубежищ и прочих бункеров, а также я никогда не испытывал страха перед возможной опасностью войны – как-то всё это я не застал, или прошло оно мимо меня, всё-таки рос я уже в другое время, когда о «холодной войне» говорили в прошедшем времени. Но это вовсе не означает, что я не смогу понять Майка Фостера: его чувства, его желания, его страхи. Филипп Дик, этот великолепный и неповторимый Мастер, описал и показал всё очень чётко и правдиво. Мне стало очень жаль этого мальчугана, ведь страх перед войной и гнетущая боязнь смерти поглотила его без остатка, съела, не пережёвывая. Но самое неприятное в том, что эти страхи и боязнь оказываются для него гораздо сильнее желания жить.

Мечта об убежище, об этом новеньком бункере – разве это хорошо, разве это детская мечта, разве такой она должна быть – детская мечта?! Кто виноват, что всё так выходит для Майка? Я бы в первую очередь назвал его отца: мягкотелого, тряпичного мужчину, оказавшегося не способным идти до конца в своих убеждениях. Скажете, он отступил под напором семьи и ради Майка? Может быть, но затем он отступил снова, вернув бункер в магазин, и став опять не в состоянии обеспечить семье безопасность. Конечно, система беспощадна, раз за разом убеждая покупать новые и новые предметы самозащиты и повышать обороноспособность страны, но с другой стороны, падающая бомба не остановится и не спросит у Майка, хорошо ли он себя вёл, и не свернёт в сторону при положительном ответе. Мальчик должен жить, он не виноват в том, что мир жесток.

Фостер, ты ещё жив!

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо показано то, как формируется общественное мнение и как маркетинговые механизмы приобретают власть над обществом. В сущности, рассказ даже не является фантастическим. Не будь в нем некоего «визора», пожалуй, он сошел бы за вполне реалистическую зарисовку о ближайшем будущем в рамках холодной войны глазами американцев. Тем более что в Японии, например, производство личных бомбоубежищ было коммерчески освоено, так что ничего фантастического в этом нет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх