FantLab ru

Дмитрий Глуховский «Метро 2034»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Голосов:
2740
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2034

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Действие романа «Метро 2034» разворачивается во вселенной, описанной в первой части дилогии, но прямым продолжением первого романа не является.

Весь мир разрушен ядерной войной. Остатки человечества коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых — Московский Метрополитен... Все те, кто оказался в нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после Судного дня метро стало новым Ноевым ковчегом. Поверхность планеты заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под землей. Станции превратились в города-государства, а в туннелях властвует тьма и страх. Жители Севастопольской — маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают на своей станции и обороняют ее.

Но однажды Севастопольская оказывается отрезана от большого метро, и всем ее обитателям грозит страшная гибель. Чтобы спасти людей, нужен настоящий герой.

Примечание:

Книга вышла 10 марта 2009 года.

На сайте проекта роман выкладывается по-главно (полностью роман должен быть выложен к маю 2009 года) — www.m2034.ru.

Как и первая книга — главы (но пока не все) на сайте сопровождены соундтреками, для более полного погружения в атмосферу мира.

В произведение входит:

7.44 (98)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «МЕТРО»

— журнал «Смена № 4, 2009», 2009 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 282

Активный словарный запас: высокий (3093 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Метро 2034
2009 г.
Метро 2034
2009 г.
Метро 2034
2009 г.
Метро 2033. Метро 2034. Коллекция
2013 г.
Метро 2034
2015 г.
Метро
2017 г.
Метро
2017 г.

Периодика:

Смена № 4 (1734), апрель 2009
2009 г.

Аудиокниги:

Метро 2034
2009 г.
Метро 2034
2009 г.
Метро 2034
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Metro 2034
2009 г.
(сербский)
Metro 2034: Roman
2009 г.
(немецкий)
Metro 2034
2010 г.
(польский)
Métro 2034
2011 г.
(французский)
Metro 2034 : försvaret av Sevastopolskaja
2011 г.
(шведский)
Метро 2034
2012 г.
(болгарский)
Metro 2034
2014 г.
(английский)
Metro 2034
2015 г.
(польский)
2034 مترو
2016 г.
(персидский)
Metro 2034
2016 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2009 г.

Глуховский своим появлением взорвал любителей фантастики в целом, и поклонников постапокалипсиса в частности. Его «Метро 2033» либо превозносили, либо ругами. Каких-то промежуточных вариантов на моей памяти не было. Первое «Метро» обладала всеми необходимыми качествами атмосферной книги. Мрачный, разрушенный мир Москвы после непонятной катастрофы (именно непонятной), интересный мир самого метро с делениями на фракции, аномальные зоны и таинственных мутантов. И несмотря на то что сюжет был классическим квестом, книга читалась на ура. Затем Дмитрий как то затих, занялся радиовещанием, попутно выпустил «Сумерки» (говорят тоже хорошая книга, но я до нее пока не добрался). Все фанаты и поклонники ждали, что будет дальше. А дальше внезапно вышло ЭТО.

«Метро 2034», не продолжает сюжет первой книги, а рассказывает совершенно другую историю, хотя в ней и играет роль Хантер. Но при этом, книга на фоне первой части выглядит совершенно не вразумительной. Вместо нагнетания таинственно вокруг мира, автор открывает все карты. Была банальная ядерная война. Те, кто читал, помните мурашки по коже от сцены возле Кремля, или как страшно было читать про Библиотекарей? А сейчас все банально. Ну война, ну радиация, ну мутация. Аномальные пси-зоны к слову в этот сценарий вписываются с большим скрипом. Зато мутанты в самый раз. И Библиотекари, которых нет в новом Метро, уже не так страшны. Как то поблекла та атмосфера. Как то обыденнее стал мир. Как то скучнее.

Про героев и сюжет говорить собственно нет необходимости. Они картоны и вторичны. Все как один. Хантер непонятен, Гомер похож на юношу, в момент переходного возраста. Сюжет практически повторяет первую часть. Опять нависла опасность, опять надо идти. Но если впервой части, ты сопереживал героям. Пытался понять почему. То здесь все как то серо. Ну, идут, ну Ганза, ну не пускают. Ну, по подворотням. Скучно. Нет масштаба! Не веришь. Финальные сцены вообще вызывают какой-то нездоровый смех, как будто смотришь плохое кино, где актеры с серьезными минами играют полный бред.

Увы и ах, повтора не получилось. Книга неинтересна и скучна. Хочется верить, что Глуховский написал ее лишь под давлением фанатов и издательства, которое под шумок запустит межавторскую серию «Метро» (привет S.T.A.L.K.E.R.). Не хочется верить, что Дмитрий уже исписался. Рановато как-то для хорошего автора. Впереди у меня еще «Сумерки», просмотр «9» над переводом которого работал Глуховский и, есть такое мнение, новая книга автора.

Оценка: 3
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2011 г.

Автору удалось поразить меня в самое сердце. После первого тома я не верил, что он сможет написать хуже. Автор доказал — для него нет ничего невозможного.

Понимаю, что за краткий слабомотивированный отзыв получу по шапке, но писать развернутое эссе на такую чушь выше моих сил. Скажу единственное — все то, что примирило меня с первым романом («родные» места, забавный финал, редкие проблески интересных характеров), во второй части даже между строк не появлялось. Конечно, поджанр постапа должен навевать тоску и безнадегу, но ведь не качеством же авторского текста!

Оценка: 2
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2012 г.

Считаю, что любая книга должна быть дочитана до конца. Иногда это позволяет раскрыть довольно неожиданные и интересные перипетии сюжета, идеи или впечатлить неожиданным финалом.

Вчера Судьба ниспослала на меня невероятное испытание под названием «Метро 2034». Будучи знакомым с серией и с первым романом, я знал, в принципе, что будет на страницах книги, но то, что меня ожидало на страницах нового творения Глуховского, полностью перевернуло моё представление о серии и о первой книге. О выводах, после прочтения книги, я напишу в конце комментария.

Теперь о прочитанном: После первых глав книги меня охватила невероятная тоска, но, помня ошибки первой книги (описания там так же были довольно надоедливы, но, по-крайней мере создавали атмосферу) я всё-таки надеялся, что вот-вот и начнётся самое интересное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но после первого похода на Тульскую станцию меня прошиб лёгкий, неприятный озноб, когда Хантер, буквально на первых же страницах романа, приказал Гомеру: «Пошли назад». Далее шло краткое описание возвращения на станцию:«И пошли они назад, щли-щли, щли-щли и вот пришли назад». Нет, тут я не упомянул блокнот, который будучи прочитанным Гомером, полностью убил и без того, кое-как придуманную интригу романа и похоронил его.
Дальнейшее прочтение просто накрыло меня невероятной по своей силе депрессией.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После того, как персонажи «шли-шли и опять пришли назад» и пустились опять в путь, случилось самое страшное — Хантер сказал второй раз фразу «Пошли назад».
Тут то я окончательно понял, что попал, но никуда не деться. Можно, конечно, отложить книгу в долгий ящик, но тогда я никогда не начну читать новую книгу, не прочитав эту (принцип, будь он неладен). Вытерев со лба холодный пот, я принялся читать дальше, уже понимая, что воскресный вечер окончательно испорчен, и ничто не сможет спасти его. К счастью, дальше роман представлял собой лишь набор слов и букв, лишённых какого-либо смысла и действия — сплошные воспоминания, словоблудие персонажей, «ходьба на месте» и вялое развитие чего-то, что даже отдалённо не напоминает сюжет. О финале. Если и была надежда на яркую концовку в книге, то и она не сбылась. Кульминация книги была всё так же предсказуема, с кучей слов и наличием воспоминаний там, где должна была быть драма, неожиданный поворот сюжета, идейный смысл всего творения, максимальный накал страстей, раскрытие персонажей и развязка. Ничего этого не было и в помине. Повествование так же не спеша текло, как началось с первой буквы книги «Г» (Глава) и закончилась последним знаком «.» (точка). В течении повествования были не большие всплески на электроэнцефалограмме жизни романа, но они скорее всего свидетельствовали о том, что пациент уже почти мёртв, и скоро санитары завернут его многострадальное тело в большой мешок и положат на полку в холодном помещении, для того, что бы в последствии закопать его по глубже в землю. И лишь иногда, хмурым ноябрьским воскресным вечером, с грустью вспоминать о попусту потраченной части жизни на эту книгу....

После прочтения этого произведения, я долго ещё сидел в кресле, соображая, закончилось моё страдание или нет, и потом несколько часов не верил своему счастью.

Резюме.

Плюсы: — симпатичные картинки после названия каждой главы; — до возвращения обратно со станции Тульская даже было не много интересно читать, по крайней мере надежда, что будет потом интересно, была.

Минусы: — в начале романа автор разрешил все интриги, дальнейшее чтение лишь перевод времени; — шаблонные персонажи, не раскрытые, не интересные, тупые и бездушные; — отсутствие сюжета как такового; — слабая, практически едва уловимая атмосфера; — полное не соответствие жанру, в котором издавались предыдущие книги серии (большинство, я думаю, стали читать эту книгу именно из-за жанра).

Вывод по творчеству Достоевского (зачеркнуто) Глуховского: в данном произведении автор показал довольно посредственный писательский талант и вскрыл истинное лицо первого романа (за это и единица, а не ноль) — автору тогда просто повезло, что книга стала популярна. Ну, или, ещё предположение: Глуховский решил заработать денег на популярности первой книги, подошел к работе очень халтурно.

Второй вариант предпочтительнее, поскольку он позволяет надеяться, что книги были прочитаны не зря, и, при трудолюбии и самоотдаче автора, его последующие книги войдут в российскую классику. Ну, а первые его книги будут читать, с содроганием, но будут, как пример раннего творчества великого российского писателя Дмитрия Глуховского, не канувшего в небытьё, вопреки прогнозам скептиков, как многие-многие другие российские авторы.

P.S. Глуховскому: «Не в деньгах счастье, Зин» (из к/ф «Бриллиантовая рука»)

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2011 г.

«Что ещё?»

Вспоминая столь любимый автором романа вопрос, мне искренне хочется задать его самому Глуховскому.

Что ещё взбредет ему в голову и заставить «одарить» нас третьей частью? Какие ещё законы физики, химии, биологии, да даже банальной логики будут нарушены в угоду его фантазии или, скорее, безграмотности в данных вопросах?

А, впрочем, бог с ней, с химией и биологией. Нескончаемую вереницу ляпов и ошибок романа воспроизводили уже не раз. В конце концов, всё это, при особом желании и благодушном настроении, вполне можно списать на жанр и уникальное творческое видение автора. Не это важно.

Важны герои, соответствие их мыслей и действий заявленным образам. Важен сюжет и его динамика, умение автора удержать внимание читателя. Важно наличие четко выстроенной структуры и логики повествования, не позволяющей запутаться в потоке сознания писателя, в его изложенных на бумаге идеях и размышлениях. Существует немало аспектов, которые легко позволяют отличить качественное литературное произведение от творения рук графомана. Но озвучивать их все нет смысла, у меня возникли непримиримые разногласия ещё на первых двух.

Всё нижесказанное, разумеется, исключительно субъективное мнение, но для меня любой роман, в первую очередь – это герои. Герои могут быть отрицательными или положительными, отталкивающими или напротив, располагающими к себе. Но они должны быть живыми. По иронии судьбы сам Глуховский в «Метро 2034», в лице Гомера, долго и, признаться, довольно скучно пытается найти способ создания правдоподобных, живых героев книги. Получилось ли это у Гомера остаётся неизвестным, но Глуховский явно сплоховал.

Ну не может мужчина преклонных лет, потерявший семью в сознательном возрасте, и, судя по всему довольно образованный, рассуждать как неопытный юнец! Что за мальчишеское раболепство перед «страшно загадочным и суровым бригадиром», что за попытки пофилософствовать с 17-ней девушкой, которая всю жизнь провела в изоляции и знания о жизни которой ограничиваются парой десятков книг и общением с 1 человеком. В конце концов, откуда такая прыть? Я понимаю — вдохновение, мечта жизни и всё-такое, но годы всё равно должны давать о себе знать! А он как бойкий мальчуган не ведает ни голода, ни усталости.

Да чего уж там, я вообще не заметила практически никакой разницы между Артёмом из первой части и Гомером из второй. Характер рассуждений практически идентичный, оба одержимы идеей фикс, правда у юноши на первом месте стоит спасение мира, а Гомер помешан но своей книге, но это не мешает обоим с утра до вечера твердить о собственной избранности. Оба героя ведут себя как неопытные, наивные, безвольные подростки, и если Артёму это ещё можно простить, ссылаясь на возраст, то к пенсионеру возникают серьёзные вопросы.

По правде сказать, тут к каждому персонажу возникают серьёзные вопросы, которые очень быстро сменяются полнейшим недоумением, не покидающим читателей до последней страницы.

Про сюжет я даже не буду заикаться, а то мой опус и так грозит превратиться в эпопею, а это слишком благодатная почва для возмущений.

Читать или не читать — вопрос индивидуальный. Справедливости ради следует отметить, что пара-тройка любопытных моментов в книге всё-таки были, но совесть не позволяет мне поставить оценку выше, чем….

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2009 г.

Так получилось, что прочитал «Метро 2034», совершенно не познакомившись с первой частью.

Впечатление плохое. В книге несколько мало связанных друг с другом слоёв, чувствуется что автор старался угодить всем; чтоб и боевик получился, и чтоб философией попахивало, и фантастика чтоб тоже кое-где проглядывала. В итоге получился малосъедобный винегрет.

Вообще не люблю постапокалиптику, здесь же все описания реально существующих событий и обстановки показывают одно — ни в чём нет никакого смысла и никакой надежды ни на что, только гибель, более или менее ужасная.

Да, сражение ради сражения — это есть, напоминает старинную игру DOOM в которой монстры не кончаются, и драка с ними идёт просто ради драки.

С точки зрения научной — нуль абсолютный, только страшилки, и всё; лучше бы сразу написал бы про кошмарных пришельцев, а не придумывал бы атомной войны — непохоже совсем.

Описания станций, мне, немосквичу, ничего не говорят. Характеры героев шаблонны, видно, что написаны наспех — похоже что действительно в погоне за деньгами.

В общем не понравилось, денег на книгу жалко, впечатление об авторе испорчено совершенно. Хотя, кажется где-то мелькало что-то похожее на литературу — но не запомнилось.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2009 г.

После прочтения данного опуса дал себе зарок: никогда более Глуховского не читать.

Абсолютно беспомощный в художественном смысле текст, «усиленные» идеями, достойными школьного сочинения 5 класса. «Философский боевик» явно не удался.

Если первое Метро было незатейливым боевичком, в котором динамика повествования помогала «проглотить» коктейль из неновых идей, смешанный автором, то второе Метро безнадёжно провисло сюжетно и абсолютно не затягивает.

Мотивация и поступки героев не выдерживают никакой критики. Картонные герои, населяющие новый «шедевр» автора, похоже не знают что вообще им нужно делать и зачем они оказались на страницах этого романа. Так и бродят, бедные, от одной станции МЕТРО к другой...

Возникает вопрос, который правильно было бы адресовать не к автору, а к издателям.

Зачем торопились?

Зачем, в погоне за длинным рублём, они напечатали такой вялый и сырой роман, фактически запоров интереснейшую франшизу, которая в перспективе могла принести гораздо более ощутимый доход?

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2014 г.

Человеческое сознание очень сложный и трудно изучаемый инструмент. С рождения и до самой смерти оно формируется за счёт нашего характера, опыта, учёбы и случая. Поэтому одни и те же явления или объекты зачастую находят в сознании разных людей диаметрально противоположные оценки. И хотя объективный мир на свете только один, наши сознания, будто кривые зеркала, искажают поступающую информацию, создавая уникальную для каждого человека картину мира. Во многом об этом, как мне кажется, и была написана первая часть авторской трилогии (из доверенных источников достоверно известно, что роман «Метро 2035» уже находится на стадии написания). «Метро 2033» при всей своей литературной примитивности и схожести с компьютерной игрой, выражало очень здравую идею о существовании самых разных мировоззрений и доктрин, и о том, что среди них нет ни одной, которую можно было бы назвать Универсальной. Каждая «философия» находит свою нишу и целевую аудиторию занимая своё место в экосистеме метро, и взаимодействую (иногда мирно, иногда агрессивно) с другими философскими течениями и их носителями. Этакое наглядное воплощение идеи мема Ричарда Докинза.

«Метро 2034», на мой взгляд, чисто с литературной точки зрения написано на порядок лучше предыдущей части. Да, интриг и квестов стало меньше, но сам язык — лучше, да и потом, книга не обязательно должна быть комиксом или компьютерной игрой, с крутыми виражами. Ситуация аналогична кинематографу: кто-то засыпает на любом менее динамичном фильме , чем «Мстители», а кому-то по нраву долгие, выдержанные и наполненные поисками глубокого смысла работы Тарковского. И не нужно никого ни в чём упрекать, как и насмехаться над зрителями иной категории: темпераменты, опыт, возраст и настроение у всех разные, и если Вам хочется поразмышлять над вопросами Бытия, а Вашему товарищу по нраву женские прелести и перестрелки, то пусть одному достанутся вопросы, а другому прелести и перестрелки — к чему нам лишние споры?

С точки зрения смысла, лично меня, «Метро 2034» подкупило размышлениями о природе человека, о том, что именно делает нас людьми, и что в конечном итоге является границей между человеком и зверем внутри него. Может быть Глуховский и не Жан-Поль Сартр, а с высоты глубинных философских познаний обитателей сайта его рассуждения кажутся пустыми и глупыми, но на меня, как на представителя рабоче-крестьянской молодежи, его суждения произвели огромное впечатление своей искренностью и простотой. Более того, у романа «Метро 2034» есть второй слой, который многие люди, разочарованные несовпадением ожиданий и реальности попросту не заметили, ибо по сути своей это притча о смысле человеческого существования. А главный герой, сказочник будущего Гомер, вознамерившийся создать Эпос, который вдохнет новую Жизнь в задыхающееся в потёмках метро человечество — ничто иное, как ретроспекция самого читателя, который как и всякий живущий на свете человек, должен отыскать свой Смысл Жизни, чтобы не задохнуться в рутине серых будней или, чего доброго, не превратиться в зверя, как это почти случилось с Хантером.

Резюме: не слушайте никого, в том числе и меня, и если в ваших планах на чтение стоит Глуховской — смело его читайте, а если не стоит — уверенно идите дальше своим Путём, на встречу собственному Смыслу.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2014 г.

Первая часть была ужасна. Но, вообще говоря, там было несколько интересных идей. Вот я и решил прочитать продолжение. А вдруг, вдруг автор исправится?

Не исправился. Невыносимо. Я даже готов снять обвинения по нескольким пунктам с первой книги. Это просто ужасно. Никогда не думал, что такую блёклую вещь может выпустить хоть кто-нибудь, даже книги издательства «Миллион пишущих обезьян» веселее. Жанр, кажется, потсапокалипсис, но у меня есть сомнения, потому что это больше походит на тысячелетний философский труд, написанный отшельником, который постиг смысл жизни, нирвану, а также создал теорию всего, а с господом богом он вообще по вечерам чай пьёт. Есть загвоздка. От всего этого только подача. Автор пытается философствовать, но выходит глупо и не убедительно. Пытается нагнать атмосферу, но всё выходит безумно скучно и затянуто. Если в первой части сюжет напоминал болото, то теперь, я даже не знаю, как это назвать. Нет таких слов, который бы выразили «динамичность» этого сюжета. Интрига и напряжённость. Пффф. Они стремятся даже не к нулю. И не к минус бесконечности. Он вышел за пределы комплексной плоскости и покоряет всё новые и новые вершины тоски и безвкусия. Когда я читал, мне было жаль, что нет такого языка, в котором есть несколько сотен синонимов и оттенков слова скука, ну, знаете, как у северных народов со словом снег. Метро 2034 заслужила бы их всех. Бывало я бросал книгу на середине, бывало бросал почти у самого конца, но никогда, нет не так, НИКОГДА не бросал на трети.

Безвкусно, глупо и чертовски скучно. Итог: неуд.

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2009 г.

Разрекламированный бестселлер. Хоть я не падуч на рекламу, но решил прочитать. И причина была – посмотреть, лучше ли стало по сравнению с предыдущей книгой, «Метро 2033».

И что же я увидел? Много изменений. Но ничего сверхъестественного по сути. Просто акцент сдвинулся на другие вещи.

А теперь поподробнее. Что мы видели в 2033? Довольно достаточный для жанра боевик. Ну несколько «тайн» метро, до которых можно и самому догадаться. И всё равно как автор, так и мы можем ошибаться. И путь где-то от ВДНХ до Библиотеки им. Ленина.

Что видим в 2034? Первостепенным уже становится не боевик, а жизнь людей в этом постъядерном метро. История старика Гомера, девочки Саши и давнего знакомого Хантера. Смесь жизни этих людей далеко не нова. Бывало и раньше такое. Боевик остаётся, конечно, но его уже значительно меньше. Описывания разных станций, историй и прочего стало меньше, зато кратких упоминаний о них – много, то есть книга рассчитана на подготовленного читателя (который прочёл 2033). А путь изменился: теперь от Севастопольской через Библиотеку до Спортивной где-то. И не знаю почему, возможно, из-за уменьшения доли боевика, книга иногда кажется нудной. Настраивает на одно настроение, а читается по-другому.

В целом ничего особого эти изменения ни дали. Не блистает книга, ничем. Одна из сотен, что сейчас штампуют день за днём.

Хотя одно отличие от других есть. Цена. Слишком дорого для книг такого рода, да ещё и в мягкой обложке. А покупают многие… Ну правильно, рекламу окупают. Рекламу, а не качество книги.

Я не покупал книгу, я просто взял и скачал. И читал с ридера. Так что жаль только времени. Хотя в принципе прочитал за два дня. Не так уж и много.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2010 г.

Пытаясь смотреть на «Метро — 2034» как на боевик, легко придти к выводу — скучно. Слишком много философской воды. Перестрелки вялые, персонажи шаблонные и вообще люди себя так не ведут. Все наигранно и глупо.

Я же хочу рассмотреть эту книгу не как обычный фантастический боевик, про расстрел мутантов, а как притчу. Раскрыть некоторые образы, содержащиеся в книге.

Хантер. Олицетворяет сошедшее с ума, покалечившее само себя (вспомним его шрам) человечество.

Три героя — Гомер, Леонид, Саша — три пути спасения его из постапокалиптического ада. Какой из них верен? Какой приведет к спасению, а какой к погибели?

Гомер — знание. Старый сказочник, знающий множество баек — мало кто принимает его всерьез. Он одержим стремлением дать миру нового героя, а вместе с ним и новую надежду, но так же, проявив неосторожность, способен без колебаний уничтожить его (вспомним эпизод с «болезнью» Гомера).

Леонид — искусство. Почти всегда держится в стороне. Искусство создается человеком, но будучи созданным существует отдельно от своего создателя. Так Саша впервые только слышит музыку Леонида, и лишь позже знакомится с ним самим. Их любовная линия вполне закономерна — искусство не может существовать без любви. Но может ли оно быть силой само по себе, способно ли искусство останавливать войны? В последней главе Глуховский дает ответ на этот вопрос. Соглашаться или нет, личное дело каждого.

Саша — любовь. Нужна ли она Хантеру? Нужна ли она человечеству? Много лет он обходился без нее и кем он стал? Именно Саша дает ему зеркало, именно она позволяет ему понять во что он превратился.

Четыре судьбы, четыре символа сойдутся в финале. Что из этого выйдет? Читайте сами.

Взглянув на книгу под таким углом, легко обнаружить ранее незамеченные глубины, наполнятся новым смыслом отношения и поступки героев. А в эпилоге автор ставит жирную точку в ответе на заданный в книге вопрос.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2012 г.

От «Метро 2033» я не был в восторге, но решил что работая над второй частью автор учел критику в свой адрес и я прочитаю чтото стоящее.Как бы не так:mad:!Почитав несколько страниц я уперся носом в первый ляп.Хантер жив-как он может быть живым,если в первой части было написано более чем ясно что он умер«Артем мысленно задал им тревоживший его вопрос – что же случилось с Хантером, и ему ответили: в ответ на возникший в его голове образ Охотника ему просто пришел другой образ, объяснявший: его больше нет. Он был солдат, а не дипломат, он не хотел и не мог установить мир между ними, он был создан для уничтожения. Его пытались убедить в бесполезности и глупости войны, но ничего не вышло, и тогда ему просто приказали умереть. Артем увидел его смерть, тихую и безболезненную, и даже не ощутил в себе гнева и желания отомстить, только жалость по отношению к этому человеку, который оказался неспособен понять.».Зачем он вобще здесь появился?Никакой связи с «Метро 2033» он не вносит.Как он выжил автор не объясняет.На протяжении всей книги он ведет себя как конкретный даун .Я помню епизод-военный попросил Хантера показать документы,Хантер лениво взглянул на него и вмял кадык ладонью:roof:.Вобще все персонажи-шаблонные и скучные:frown:.Каждый поворот сюжета я предсказовал за много страниц до того как он случится.Любовная линия жалкая и не развитая.Одним словом роман намного хуже своего предшественника абсолютно во всем. Концовка,единственное что мне хоть както понравилось в первой части,здесь бредовая и высосана из пальца.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2010 г.

Ну и дела. После прочтения Метро 2033 с радостью взялся за продолжение. но черт меня подери, как же нудно-то — особенно в начале и в середине. Атмосферности — ноль, автор начисто стер ее на станицах романа. Эта лав-стори, может и хорошо в условиях апокалипсиса, может и романтично, но Так описывать ее, как Господин Глуховский не надо. Да,в романе есть интересные моменты (особенно жаль отца девочки, еще понравился переход через метро-мост), да, я понимаю, что роман другой по стилистике, можно сказать и по жанру, но это к сожалению не дает ему форы.

Вот, честное слово, прочитал Метро 2033 достаточно давно, но многое помню, прочитал 2034 недавно — не помню практически ничего. Прочитал и забыл, как говориться.

У меня складывается мнение, что роман — чисто содрать денег с читателей (и еще этот дурной шрифт, как для первоклассников, честное слово). Да и написан таким странным языком, вроде несложным, но читается и воспринимается тяжело.

Еще понравилось небольшое упоминание об Артеме. Люблю такие небольшие флэшбеки в продолжениях. Это несомненно маленький плюс.

Каков вывод? Не читайте это. Эта книга какое-то неуважение к читателю. Много крупных букв, мало сюжета, куча страниц невнятного изложения. Но конечно, если вы фанат этой вселенной Метро 2033, то конечно вы ее прочитате и без всяких там рецензий....

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2011 г.

Первое впечатление, еще когда я сравнивал оформление и общее содержание обеих частей (в книжном варианте), что вторая часть написана только для того, чтобы «срубить» денег (крупный шрифт, большие интервалы между строками — возникло такое ощущение, что пытались «вытянуть» объем книги до объема первой части). Немного грубый анализ произведения, скажите вы, но ведь это был только первый пункт сравнения и далеко не самый важный. В общем, надеялся, что содержание изменит мое мнение, ан нет...

1. Восприятие. Первая книга, как новый вид цветка среди огромного гербария. Его восприятие, как всего нового, это смесь восторга, удивления и страха. Второй цветок (книга), найденный (прочитанный) впоследствии, уже не всколыхнет так внутренний мир. Читая «Метро 2034» — мы подготовлены книгой «Метро 2033».

2. Масштабность и опасность. В первой части мы проходим путь от небольшой до освоения большей части обжитого метро. Мы попадаем в такие «крупные» узлы метро, как Полис, пересекаем Ганзу, попадаем в плен к нацистам, чуть не остаемся с секстантами, выходим на поверхность, то вторая часть ограничивается двумя ветками с дополнением «красной линии» и небольших вкраплений Полиса.

Беда может настигнуть все метро (во второй части), но, во-первых, такое оказывается уже было и есть способ лечения (хотя он тоже «небезгрешный», от радиации, то есть лучевой болезни, тоже многие умирают). Во-вторых, задача решается локально. Не надо обходить все метро, чтобы добиться цели. Тем более если чума враг хоть и опасный, но с ним можно бороться доступными методами — карантин, огнеметы, то в первой части так просто решить задачу не получилось, пришлось многих втянуть и многое сделать (пошло ли это на пользу это другой разговор).

С первой частью, кроме самого метро, нас связывают два персонажа, и как ни странно, оба «погибшие» в боях за уничтожение «коварных» и «жутких» черных. Если с Хантером понятно — ему открыли глаза на его настоящую цель (а именно убийства, убийства и еще убийства), и он не смог выдержать этого, не смог вернуться с приобретенными знаниями «о себе» к людям. Мельник же «погиб» от яда, но здесь странным образом оживает (уточним, в инвалидном кресле и без руки), можно догадаться, что его получилось спасти от яда, хотя всех в первой части бросали после попадания иглы. Но автор не стал вдаваться в подробности относительно таких «мелочей», зато он частенько отвлекался на продолжительные отступления типа «я не тварь дрожащая», пытался оправдать людей, рассуждая о светлом в жизни. приводит доводы о том, что делает человека человеком, то есть всячески пытался «обелить» своих героев и людей в государстве под название «Метро».

Если в первой книге была любовь Артема к погибшей матери, к отчиму, то в этой книге появляются и другие проявления этого чувства. Любовь, основанная на благодарности и жалости, Саши к Хантеру. Хотя это скорее даже не любовь, а борьба за человека, который скрыт и никак не может простить себе гибели черных, который видит в себе только чудовище, способное только убивать.

Любовь Гомера к Саше, скорее как к внучке; любовь Геннадия к той самой Саше; любовь Гомера к своему труду, который он оставит будущим поколениям,увековечив больше Сашу, чем самого себя. Девочку, которая боролась до конца за людей, которых даже не знала. она связывает в романе главных героев, дает силы и надежду Гомеру, «удерживает» Хантера на границе между собой нормальным и собой монстром, ну и влюбляет в себя Геннадия.

Как сказал геннадий «прокаженный не может лечить прокаженных». В первой части не прокаженным был Артем, во второй — Александра.

«Метро 2034» уступает по насыщенности и наполнению первой книге. В ней поднимаются более философский вопрос — что делает человека человеком, чем в первой — «меня выбрало провидение и я пойду до конца». Рассуждения по этому поводу затягивают роман.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2009 г.

«Метро 2034», по моему мнению, заслуживает читательского внимания. Новая книга Глуховского не столь объёмна и насыщена действием, как «Метро 2033», но также увлекательна. Действие романа не привязано жёстко к «Метро 2033», поэтому его можно читать как самостоятельное произведение. Сохранены общие идеи, атмосфера и замечательные декорации — метро, знакомое и привычное каждому из москвичей, но отражённое в кривом зеркале мрачной пост-апокалиптической фантазии.

Не могу согласиться с мнением, что характеры героев «Метро 2034» — сырые; автор рассказывает о чувствах, мыслях, мечтах и воспоминаниях Саши, её отца, Гомера и Евгения достаточно, чтобы читатель мог понять этих героев и мотивы их поступков. Жизнь и внутренний мир Александры — юной девушки, родившейся после катастрофы и не знающей иной жизни, кроме постоянной борьбы за выживание — показаны очень хорошо. Стремление к доброте и справедливости, искренность, сомнения, робкое пробуждение женственности — автору удалось всё это передать. Флёр таинственности сопутствует лишь Хантеру, моё воображение нарисовало этакого Терминатора, и я всё ждала, когда же он научится плакать... В отношение Хантера осталась некоторая недосказанность, также как и в отношение судьбы Саши и юноши-флейтиста — всего этого любовного треугольника. Хотелось бы продолжения...

В книге есть философские отступления и рассуждения автора, но в разумном соотношении с действием. В «Метро 2033» этого было мало, в «Сумерках», на мой взгляд — слишком много, а здесь — «золотая середина». Моя оценка — ниже, чем за «Метро 2033», так как роман меня немножко огорчил тем, что слишком быстро кончается и не оставляет проблесков надежды, которые виделись в зарождающихся чувствах, музыке, предании об Изумрудном городе, самом образе главной героини...

Рекомендую прочитать «Метро 2034», но предупреждаю, что людям впечатлительным некоторые эпизоды могут показаться очень страшными или вызвать отвращение.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2009 г.

Конец книги — много вопросов без ответов... а жаль. Чувтвуется, что автор подстраховался на тот случай, если придёт вдохновление на продолжение. (Надеюсь, что оно всё же придёт)

Душераздираюший эпилог. Особенно момент, когда Хантер начал неумело напевать мелодию без названия. Так затронуло, что даже слёзы наворачивались.

Леонид — смазливый, взбалмошный негодяй! Столько жерв из-за него.

Саша — прям какой-то вундеркинд. Не смотря на суровое детство в изгнании, очень хорошо находит обший язык с другими людьми, флиртует и свободно общяется на высокие темы.

На мой взгляд, в МЕТРО 2034 очень не хватает той таинственной атмосферы, которая царила на станциях и в перегонах МЕТРО 2033. Думаю, что это осознанный выбор автора. В МЕРТО 2034 он углубился не в то, что творится вокруг, а в то, что происхдит в душе.

Обе части сравнивать нельзя т.к. они совершенно разные, но первая меня впечатлила больше.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх