Франц Кафка «Сельский врач»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сельскому врачу надо ехать к больному ребёнку, но нет никаких возможностей к этому. Вдруг выясняется, что в сарае запрятана пара лошадей. Однако цена, которую впоследствии придется заплатить доктору, высока и весьма фантасмагорична...
В 2007 году японский режиссер Ямамура Кодзи снял практически дословную анимационную экранизацию этого произведения.
Входит в:
— сборник «Сельский врач», 1919 г.
— антологию «Убийца и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— журнал «Всесвіт 1993'03-04», 1993 г.
Экранизации:
— «Сельский врач» / «Franz Kafka's A Country Doctor; яп. Kafka Inaka Isha» 2007, Япония, реж. Ямамура Кодзи
- /языки:
- русский (58), украинский (2)
- /тип:
- книги (58), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Архипов (11), В. Белоножко (1), Р. Гальперина (28), І. Кошеливец (1), О. Логвиненко (1), Г. Ноткин (7), Н.А. Самойлова (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Пешком домой, 16 июня 2020 г.
На днях я повстречал сельского врача. Он представлял собой печальное зрелище — полон безысходности и влекомый чувством долга, исполнить который он, увы, не в силах. Некая мрачная сила нависла над ним, погрузив в цикличный кошмар. Вся его жизнь — это полусон, и в коридорах между дремотой и явью он мечется, стараясь найти своё «я». А в это время зловещий конюх охотится на верную служанку, лошади заглядывают ему в душу, а смертельно больной пациент с немым укором шепчет, чтобы тот прежде исцелил себя сам. Но не держите на него зла, ведь сельский врач, он совсем не плох и не бездарен, он просто потерян и обманут «ложной тревогой своего ночного колокольчика».
Groucho Marx, 8 августа 2019 г.
Вероятно, это лучший рассказ Франца Кафки, даже превосходящий прославленные «Превращение» и «Приговор». В тех рассказах есть, по крайней мере, выход в смерть, в финал, воспринимаемый с облегчением, а в «Сельском враче» выходя нет вовсе. Смерти не будет, будет бесконечно повторение невыносимой ситуации, не «ужасный конец», а «ужас без конца».
Именно эта неспособность остановить вращение событий, сцепленных друг с другом, как колесики в хороших часах, придаёт «Сельскому врачу» масштабы воистину космические.
Стронций 88, 21 ноября 2009 г.
Знаете, после первых двух произведений мною прочитанных у Кафки («Замок» и «Приговор») которые мне показались, скажем так, не лучшими, остальные мне приходятся по сердцу. Я прямо влюбляюсь в Кафку. И всё из-за его этой атмосферы в его рассказах. Атмосферы сна наяву, сна даже и не страшного, но какого-то неприятного. И все страшное, неестественное кажется во время прочтения вполне обыденным, само собой разумеющимся – опять же, как во сне, причём неотличимом от реальности. Надо ли говорить, что такого может добиться только Мастер. К тому же рассказы его глубоки. Их можно интерпретировать, разгадывать и всё время по-новому.
Так и данный рассказ. Это ощущение «реальности-нереальности» присутствует от заглавия до финальной точки. Особенно сгущаясь в моменте осмотра больного мальчика и в том, когда его, врача, раздевают до нога и кладут в постель рядом с больным. Все мистические моменты показаны так естественно, что сомневаться в их подлинности нет возможности. А если оторваться от повествования во время прочтения (а это очень трудно, так как рассказ читается на одном дыхании) и спросит себя: что это, что я сейчас видел? То ответ, наверное, один – кошмар из которого нельзя вырваться. А по сути это повествование о человеке, о том как он зажат в колодках обстоятельств и путь перед ним один – узкий и вычерченный навек, так что нет возможности свернуть или вернутся назад. И если что-то потерянно (как Роза) то потерянно безвозвратно. И еще это рассказ о новом (на тот момент) времени, когда всё что причиталось святым взвалено на плечи людей, пусть и учёных. Когда от людей ждут свершений. Но есть ли они? И врач не может побороть беса, не может излечить смертельно больного, и главное, не может сказать, что надежды на него напрасны. И оттого он кормит пустыми обещаниями людей и самого себя, обещая и излечить и спасти, хотя знает, что всё не так. А остановись он, дай людям правду и будет ввергнут в ад людской злобы и недоверия.
Замечательный рассказ.
Silvester, 11 октября 2009 г.
Именно с этого произведения началось моё знакомство с таким жанром литературы, как абсурд. Происходящее в рассказе напоминает бредовый сон, и это здорово.
Произведения, написанные в таком ключе, отличает полное или частичное отсутствие логичности сюжета. Действия сменяют друг друга под воздействием некого подсознательного, сюрреалистичного сценария, понятного только автору и его герою — точно так же, как это происходит в сновидениях, когда логика развития событий кажется правильной и естественной лишь до того момента, пока не проснёшься.