FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Второе нашествие марсиан

Повесть, год (1966 год написания); цикл «Послесловие к Уэллсу»

Перевод на английский: D. Matias, P. Barrett (The Second Martian Invasion), 1970 — 1 изд.
G. Kern (The Second Invasion from Mars), 1979 — 1 изд.
Перевод на немецкий: T. Reschke (Die zweite Invasion der Marsmenschen, Die zweite Invasion der Marsmenschen: Aufzeichnungen eines Mannes mit gesundem Menschenverstand), 1976 — 2 изд.
Перевод на чешский: O. Uliěný (Druhá invaze martanů), 1981 — 1 изд.
Перевод на польский: I. Piotrowska (Drugi najazd Marsjan), 1974 — 2 изд.
Перевод на болгарский: А. Мелконян (Второто нашествие на марсианците), 1979 — 1 изд.
Перевод на венгерский: A. Apostol (A marslakók második inváziója), 1974 — 1 изд.
Перевод на китайский: L. Yàn, Q. Péng (火星人第二次入侵), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 100

 Рейтинг
Средняя оценка:7.88
Голосов:1375
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Остроумное «продолжение» книги Герберта Уэллса — памфлет «Второе нашествие марсиан» (1967), в котором земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам, которые в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров», в обмен на дармовой марсианский «самогон».

Примечание:


Первая публикация в журнале «Байкал» номер 1 за 1967 год.

Входит в:

— цикл «Послесловие к Уэллсу»  >  Произведения отечественных авторов

— антологию «Vortex. New Soviet Science Fiction», 1970 г.

— журнал «Байкал № 1, 1967», 1967 г.

— антологию «Pozemštaně a mimozemštaně», 1981 г.

— антологию «A marslakók második inváziója», 1974 г.

— сборник «Стажёры. — Второе нашествие марсиан», 1968 г.

— сборник «Жук в муравейнике», 1983 г.

— сборник «Избранное», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 89

Активный словарный запас: средний (2785 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 4% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Стажеры. — Второе нашествие марсиан
1968 г.
Жук в муравейнике
1983 г.
Второе нашествие марсиан
1983 г.
Избранное. Том II
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранное
1990 г.
Сочинения. Том 2
1990 г.
Второе нашествие марсиан
1990 г.
Второе нашествие марсиан. Записки здравомыслящего
1990 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1992 г.
Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан. Отель «У Погибшего Альпиниста»
1995 г.
Трудно быть богом
1996 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
1997 г.
Хищные вещи века. — Второе нашествие марсиан. — Град обреченный
1997 г.
Гадкие лебеди
2000 г.
Собрание сочинений. Том четвёртый. 1964-1966
2001 г.
Четыре Стихии: Вода
2003 г.
Люди и боги
2004 г.
Второе нашествие марсиан
2005 г.
Град обреченный. Второе нашествие марсиан
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Понедельник начинается в субботу
2006 г.
Бегство вперед
2007 г.
Бегство вперед
2007 г.
За миллиард лет до конца света
2008 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2009 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 4. 1964-1966
2010 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 4. 1964-1966 гг. Хищные вещи века. Беспокойство. Улитка на склоне. Второе нашествие марсиан
2013 г.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
2016 г.

Периодика:

Байкал № 1, 1967
1967 г.

Аудиокниги:

Второе нашествие марсиан
2006 г.
Второе нашествие марсиан
2009 г.
Хищные вещи века. Второе нашествие марсиан
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Vortex
1970 г.
(английский)
Trudno być bogiem
1974 г.
(польский)
A marslakók második inváziója
1974 г.
(венгерский)
Die zweite Invasion der Marsmenschen
1976 г.
(немецкий)
Far Rainbow: The Second Invasion from Mars
1979 г.
(английский)
Второто нашествие на марсианците
1979 г.
(болгарский)
Pozemštaně a mimozemštaně
1981 г.
(чешский)
La seconde invasion des Martiens
1983 г.
(французский)
Trudno być bogiem
1983 г.
(польский)
La Seconde invasion des Martiens
2002 г.
(французский)
Gesammelte Werke 3
2011 г.
(немецкий)
火星人第二次入侵
2014 г.
(китайский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2011 г.

Нечто весьма не характерное для Стругацких, как мне показалось.

С одной стороны, я понимаю Харона, который не хочет, чтобы человечество удовольствовалось ролью дойной скотины, а с другой стороны — понимаю конформистское большинство. Для меня большой вопрос, кто же действительно относится к людям, как к дойной скотине — сильные мира сего или марсиане. Ведь до появления марсиан никому не было дела до наркоторговца, все о нём знали, но никто ничего не мог с ним сделать. Никому не было дела до пенсий, до здорового питания людей, до отсутствия в городе простейшей канализации. Очень жаль, что даже инопланетяне смогли за несколько дней сделать для людей больше, чем за многие десятилетия все политики вместе взятые, тем более что марсиане не сделали ничего такого, что было бы не в силах людей.

Поэтому политикам нужно бы задуматься о том, чем они занимаются и обратить своё внимание на настоящие ценности. В благополучном обществе сценарий повести был бы невозможен.

P.S. Прочитал отзывы ниже и понял, что большинство людей горазды навешивать ярлыки «мещанин» и «быдло». Некоторые высказывают презрение к главному герою, Апполону. Дескать он безвольный, безыдейный слабак, которому интересны только марки да коньяк. Ребята, он пенсионер, который 30 лет проработал учителем. Посмотрим какими вы сами станете на пенсии.

Остальных героев повести тоже можно оправдать. Им не до высоких идей, один всю жизнь возит дерьмо, другой ловит пьяниц, остальные сеют хлеб и разводят скотину — у них просто нет времени думать о чём-то возвышенном. Неужели вы думаете, что кто-то сознательно всё своё детство мечтал возить дерьмо, а теперь, став дерьмовым извозчиком, считает, что достиг в жизни всего, о чём он мечтал? Нет же. У него просто не было выбора, за долгие годы все его мечты были растоптаны, а самому ему было показано его место в жизни. Нашёл он, чем заглушить свою боль, вот и пьёт коньяк или водку. Но каждый из них добросовестно делает своё дело с 9 до 18, до самой пенсии, как об этом и говорилось в «Стажёрах».

И самое главное — марсиане ведь никому ничего не запрещали, никого не заковывали в кандалы, не гнали на скотобойню. Те, кто находил удовольствия в жизни помимо выпивки и марок, останутся при своём. Другие же станут чуточку счастливее — вам от этого плохо?

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2014 г.

Смешная до жути сатира, которая представляется жутковатым предвидением в век глобализации и постиндустриализации. Власть захватили марсиане. Перебили бандитов, разогнали коррупционеров, покончили с наркотиками, покончили с гонкой вооружений, занялись вопросами ЖКХ и сельского хозяйства, внедрили кое-какие технологии. И предложили всем желающим регулярно сдавать желудочный сок. Добровольно, за очень хорошие деньги. Неизвестно, зачем им сок, но теперь они непобедимы. Любая оппозиция развалится раньше, чем успеет оформиться.

Так то марсиане — прогрессоры или паразиты? Для проверки поставим эксперимент. Допустим, дон Румата сверг дона Рэбу и стал править Арканаром. Править будет как прогрессор-реалист. Распустит серую гвардию, прижмёт непокорных баронов, отменит пытки, заведёт библиотеки, ослабит сословные барьеры (хотя бы в столице), внедрит кое-какие технологии, пригодные в этом мире, попробует переловить разбойников (это вряд ли получится), объявит о снижении феодальных податей (бароны станут насмерть, но указ нужен). Издаст указ об обязательном ежедневном умывании. Чтобы подданные выполняли это малопонятное требование, им придётся платить. Выходит, марсиане — прогрессоры.

Как жить тем, кто попался под руку прогрессорам? Есть два мнения. Аполлон, конечно, человек здравомыслящий, занудный, адекватный до безобразия, но очень неглупый. Его позиция неуязвима. Если мы сами не можем решить свои проблемы, пусть этим займутся марсиане. Всё равно их не одолеть. Да может, и нет никаких марсиан. Никто их не видел, действуют через посредников. Синий хлеб — это не обязательно с Марса. Синий самогон — ну, этим нас точно не удивишь.

Есть только одно НО. Марсиане как прилетели, так и улетят. Либо наступит момент, когда они уже ничего не смогут дать землянам. И останутся люди, способные только сдавать сок и получать деньги. Разучились работать, разучились создавать, разучились соображать, разучились наводить у себя хоть какой-то порядок. Всё придётся начинать с нуля.

Получается, прав Харон. Интеллигент-шестидесятник, редактор маленькой газеты. Дело журналистов — убеждать людей в своей правоте. Собственно, их дело — доносить до людей неискажённую информацию, но этим давно никто не занимается. И тут выясняется, что журналист умеет убеждать только своих единомышленников. Остальных он не знает, и знать не хочет, и они его, разумеется, тоже не слышат. Когда аргументы кончаются, интеллектуал берёт автомат и начинает стрелять. Но стрелять он тоже не умеет.

Что же делать? У каждого своё решение. Каждый по-своему прав. Моё — прожить жизнь до конца, по возможности не теряя человеческого облика, и постараться сохранить, что возможно, из домарсианской эпохи. Когда-нибудь это пригодится.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2013 г.

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2012 г.

Обыватели редко становятся героями произведений, тем более, фантастических. И, действительно, что может быть увлекательного в жизни в одном и том же маленьком городке, со знакомыми с раннего детства соседями, с монотонным, каждодневным и не очень интересным трудом? В размеренной жизни, когда весь остальной мир воспринимается только через газеты, радио и телевизор, а его заботы и события менее важны, чем пропажа соседской кошки.

В обывателях нет ничего героического, и мало кто открыто и добровольно причисляет себя к ним, презрительно называя их «быдлом», более мягко -«мещанами» или еще более корректно «электоратом», в зависимости от сиюминутной политической ситуации или предпочтений.

А между тем, именно эта масса обычных, ничем не примечательных людей своим равнодушным молчанием или гневным словом решает судьбу стран и правителей. И решает, исходя только из одного своего шкурного интереса, поскольку их мало интересует, кто там у власти — диктатор, президент, парламент, король или марсиане, пока эта власть выполняет то, что от нее ждут: обеспечивает стабильность и привычный образ жизни, работу, определенный уровень благосостояния, доступность основных услуг и развлечений, защищает от преступности. И по большей части им все равно, как это происходит, главное, чтобы цена за сытую, обеспеченную и безопасную жизнь не была слишком велика. А в данном конкретном случае, вряд ли сдача желудочного сока — слишком большая плата за безопасность, работу, хорошую пенсию и решение бытовых проблем. И жителя маленького городка вряд ли интересуют отвлеченные проблемы свободы и нарушения различных прав, пока не нарушают его право ходить по пятницам в бар и судачить о мировых проблемах с друзьями за кружкой пива.

И в этом плане «Второе нашествие марсиан» — сегодня еще более актуальная повесть, чем в момент ее написания. Неоднозначная и оставляющая больше вопросов, чем ответов. Правильный подход: такие вопросы каждый решает для себя сам. Но вот что не дает покоя: в повести мы видим только начало истории, а вдруг ее развитие будет более оптимистичным и это — не паразитизм, а симбиоз, который приведет к новому процветанию? В конечном итоге, ведь все сводится к тому, что мы понимаем под «счастливой жизнью» и какую цену готовы за нее заплатить.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2008 г.

Вот так и надо проводить вторжения — обыденно, просто, сонно и неотвратимо. Обыватели себе суетятся, как потревоженные муравьи, придумывают страшилки. Версий масса: взрывы то ли на ракетных, то ли на мармеладных заводах, маневры, «марсианцы с кометы». Но постепенно все стихает: жить-то надо. А много ли требуется старичку-обывателю? Была бы пенсия побольше, да чтоб экзема не мучила, да о марках чтоб было с кем поговорить, да в трактире посидеть с такими же, как сам, «пикейными жилетами» (ничего не могу с собой поделать — все эти разговоры пенсионеров в трактире у меня вызывают постоянную аллюзию с «Чемберлен — тоже голова»). Да еще чтоб Гермиона не слишком пилила... А там — марсиане, не марсиане...

А между тем по марсианским машинам и их пассажирам стреляют, странные молодые люди в узких пальто бьют шофера господина Лаомедонта... И в то же самое время — все вроде бы как всегда. Живем себе, синий хлеб кушаем, желудочный сок сдаем (пять монет за стакан — шутка ли!). Синюховку дегустируем...

Неужели все этим закончится?

Отличная вещь: прекрасный «дневниковый» стиль, великолепные персонажи и фирменный юмор!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2015 г.

Данное произведение из жанра сатиры, и конечно же, наверняка, стоит сравнивать его с такими глубокими произведениями, как, например «Понедельник начинается в субботу» или «Сказа о тройке». Но если вдуматься и посмотреть на это произведение, как на объект культурного наследия советского общества, в котором данные персонажи и ситуации рассматривались тогда с точки зрения плохого примера, высмеивались вместе со всеми пороками потребительства, тогда можно открыть для себя совершенно иной смысл, которого авторы по идее не вкладывали, но который назрел сам из-за уникальности и универсальности сюжета, а так же сменившихся моральных ценностей и устоев нашего времени.

И тогда сатира и юмор обращаются в сарказм и иронию, причем злую и совершенно не смешную иронию. События, которые происходят имеют действительно довольно сатирический подтекст, но он настолько резонирует с нашим реальным современным положением вещей, что перетекает из разряда небылицы и становится каким-то страшным пророчеством от авторов, которые, сами того не подозревая, составили его довольно емко.

Главным действующим лицом этой повести является типичный мещанин, приспособленец, склочник — типичный психотип обывателя, находящегося на пенсии. И до конца не понятно, хотят ли авторы сделать его антигероем на столько максимально, чтобы снова высмеять все потребительские пороки общества, или же все таки показать мир с его точки зрения и подчеркнуть всю сложность выбора именно такого мировоззрения, когда в принципе у описываемого общества отсутствует хотя бы какое-то понимание моральных ценностей или собственного назначения.

Все что нужно в жизни главному герою — это высокая пенсия, да такая, чтобы ее хватало на покупки и коллекционирование редких марок. В момент, когда его обвиняют в причастности к оппозиции против марсиан, упоминая его зятя, который туда вступил, вместо того, чтобы за него вступиться, Аполлон решает встать на сторону склочников и быстро откреститься от собственного родственника. А когда оказывается, что из-за его экземы желудочный сок теперь будет цениться в несколько раз больше, чем у остальных, он искренне начинает думать, что наконец настало та самая белая полоса в его жалкой жизни. Сопереживать такому герою совершенно не хочется и воспринимать его как-то иначе тоже, но весь цимус в том, что есть плохой пример, в лице главного героя, но в противопоставление ему никто не ставится. Да, существует некая оппозиция, которая начинает бороться с нашествием, но быстро распадается и расходится мирно по домам. Даже тот самый зять Харон возвращается обратно на дорогой машине и в чистой одежде со стыдом в глазах продавшего родину приспособленца.

И в конечном итоге получается, что нет никого, кто бы мог встать и пойти против назревающей системы. Человечество не нужно завоевывать, с ним не нужно воевать, когда в обществе процветает мещанство и потребительство, человечество можно просто купить. Именно к таким выводам приходит герой другой повести «Хищные вещи века» Иван Жилин, к таким же выводам, видимо, приходят и марсиане. И по речи Аполлона, которую он затем захочет переписать и поставить в рамочку, становится совершенно не смешно. Люди — это доеные коровы, обеспеченные сытостью на всю жизнь, которых как на убой будут кормить специальным синим хлебом. Именно эту преамбулу Аполлон переиначивает и возводит в апофеоз, идеализирует, ссылаясь на наступившее спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

В конечном итоге у Стругацких снова получилось произведение с двойным дном. Возможно, именно из-за сатирического направления в нем отсутствует какое-либо противопоставление назревающей катастрофе, с целью показать максимально всю глупость превращения человеческой цивилизации в домашний скот. Да, вот только смеяться над этой глупостью в 2015 году нет никакого желания, а вот поражаться и пугаться, наверное, все еще можно. Именно это и цепляет. 10 из 10

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2015 г.

Если вдуматься, страшная вещь. Пожалуй, самая страшная из того, что успели написать братья Стругацкие. А с учетом того, что практически все их книги, созданные в 60-70 годы, стали явлением не только в советской, но и в мировой фантастике…. И причем, не столько из-за таланта братьев, как рассказчиков (хотя, конечно, и он бесспорен), сколько из-за мыслей, навеваемых читателям их произведениями….

В этой небольшой повести авторы предлагают читателю не только задуматься, насколько хрупка наша цивилизация, но и поразмыслить, что же представляет из себя простой человек, так называемый обыватель, каких в нашем мире насчитывается едва ли не 100%. Тот самый, который по словам братьев Стругацких, вместо слов «Что надо сделать?» говорит: «Что с нами сделают?»... То, что они написали, получилось не столько смешным, не столько увлекательным, сколько страшным. А ведь, на самом деле, авторы всего-навсего только и предложили нам посмотреть на самих себя со стороны. И то, что мы увидели, надо думать, понравилось большинству совсем не очень... Хотя многие еще и спорят о правоте Аполлона и иже с ним. :)

А повесть вышла на все времена: актуальная на момент написания, не менее актуальная сейчас, актуальная, надо думать, еще долго-долго в будущем... И, вот, как раз в этой постоянной современности книг братьев, и заключается один из секретов их популярности уже более, чем на протяжении 60-ти лет.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2008 г.

Ничего нового и интересного я для себя здесь не нашел. Очередная констатация того факта, что основной массе населения Земли ничего не нужно, кроме как наесться, напиться и заниматься своими увлечениями, которые чаще всего не имеют ничего полезного для развития цивилизации. Хотя здесь опять дилема: что мы называем развитием? Если развитие — это стремление к полному удовлетворению наличествующих потребностей населения, то марсиане именно это и дали людям. Но если под развитием понимать развитие интеллекта у населения, развитие науки и, в конечном счете, расширение возможностей человечества, то на этом развитии прийдется поставить крест с приходом марсиан, т.к. в новой системе ценностей важны не плоды человеческого труда, а колличество вырабатываемого желудочного сока.

Наука об обществе людей говорит нам, что главная задача экономики это удовлетворение постоянно растущих (!) человеческих потребностей в мире ограниченных рессурсов. А мнимое благополучие и стабильность, которое дали людям марсиане, занимают только нижние ступени пирамиды в системе ценностей Маслоу. Так что, получив необходимый минимум, люди захотят удовлетворить свои потребности в самовыражении, в признании, в самореализации. Ну а для марсиан-узурпаторов продукты высшей нервной деятельности человека не представляют какой-либо ценности. Вся проблема в том, что в нашем мире становится все больше и больше людей, которым это тоже не интересно. Было бы пиво бесплатное и женщины доступные, а ещё телевизор с кабельным :)

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2012 г.

Самое любимое мое произведение у Стругацких. Почему человек должен непременно мечтать об высоком? Покорить космос или центр Земли или дно морское? Ведь если подумать то обычная травинка интереснее чем все галактики вместе взятые! Нужно уметь радоваться простым вещам типа куска хлеба или яблока или кружки молока. ГГ — мещанин, но это ничуть не хуже чем капитан космолета или великий ученый. Самое ценное что есть в Мире это человеческая жизнь! Все звезды мира не стоят ее! Человек должен любит ее и заботиться о ней! Марсиане смогли реально улучшить жизнь людей, честь им и хвала! Если человек пожелает может искать приключений или открытий. Это будет его выбор. Но тупо заставлять его отказаться от простой жизни нельзя никому. Каждый человек имеет право выбора! И это право священно! Хочет он простой мирной жизни! Пусть получит ее ! Инсургенты явно не знают жизни сироты или матери-одиночки или калеки если протестуют. Хотя все-таки слишком быстро события в книге развились.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2010 г.

Читается не очень легко. Читать скорее не нравилось. Хотя оглядываясь назад видно насколько многоплановая получилась вещь.

В какой-то момент показалось, что АБС пытались написать антиутопию , а получилась утопия (а ведь обычно получается наоборот).

Античные греческие имена наводили на мысль, что действие происходит в Греции. Большой столичный город марАфины (в моей голове быстро превратился в Марфино :)). И вообще ощущение, что недавно свергнута фашистская Хунта (год опубликования совпадает с годом захвата власти Хунтой). Но городок в двух шагах от столицы живет своей жизнью. И плевать ему на эту самую столицу. Слухи о полном уничтожении столицы со всем населением им по барабану.

Большая часть повествования никакой фантастикой и не пахнет, если не считать слухов про марсиан. При том, что всем известно на Марсе жизни нет.

Жесткая сатира против обывателей и мещан немного смягчается вопросом «А что делать». Да можно уйти воевать против марсиан, можно при некотором раскладе за марсиан, можно за себе против всех. А зачем? Ведь абсолютно не ясно, что происходит. У жителей маленького городка в целом нет никакой возможности влиять на большой мир, кто бы в этом большом мире не был у власти. А все отличие марсианской власти от земной заключается в +накормили напоили -причиняют некоторые физиологические неудобства (опять-таки добровольно).

Действие происходит конечно же не в том мире, который чуть не уничтожили марсиане. Да и не марсиане это. Но мысль заданная артиллеристом нашла продолжение. Умные «лжемарсиане» Войну Миров» конечно же читали. И выбрали идеальный путь захвата. 6 миллиардов нельзя перестрелять, зато 5 990 000 000 из них можно купить.

Античные имена плохо сыграли. Назвался груздем...Хотелось бы что бы характеры хоть немного соответствовали именам.

Желудочный сок для марсиан что-то типа алкоголя, что бы он получался чистым нельзя употреблять наркотики и он хорошо получается если кушать синий хлеб и пить сивуху.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2016 г.

Повесть писалась, как предчувствие советских семидесятых годов, со сладостным застоем, прекрасным ничегонеделанием, моральной деградацией и социальным маразмом. 1967 год. Провалившийся юбилей «октябрьской революции», предверие «пражской весны» и окончательного предательства всех возможных идеалов.

Тогда, когда вышла повесть, пророчество не реализовалось, потому что на протяжении десятилетия нарастала нищета советских людей и это обстоятельство будило в них беспокойство, не давало полностью превратиться в свиней.

Но час «Второго нашествия марсиан» настал в нулевые годы. Вот тогда-то всё сбылось на сто процентов. И непрерывно возрастающее благополучие, и упоительное безделье на госслужбе, и отстрел диких бандитов энергичными мальчиками из госбезопасности, и ликвидация демократии за ненадобностью, и культурная деградация, и упоение собственным скотством... Ну, всё в точности по книге.

Ещё одно подтверждение социальной трезвости и ясности ума братьев Стругацких.

Характерно, как томно жалуются на скуку от чтения этой блистательной повести современные российские читатели. В самом деле, кому приятно видеть своё отражение в таком заркале?

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2012 г.

Мне почему-то кажется, что во «Втором нашествии марсиан» Стругацкие обрисовали самую реалистичную картину вторжения, причем реалистичную не по происходящим событиям, а по реакции на них)

Такое странное, гуманистическое что-ли, вторжение марсиан дается читателю не с точки зрения героя, не с точки зрения простого человека, который меняется под давлением обстоятельств, и даже не с точки зрения «простого человека» такого усредненного, умозрительного. Господин Аполлон живой, настоящий. У него свой мир, подробно описанные друзья, привычки. Стругацкие как бы приближают к нам этого суетного, милого старика. И потом, когда ближе к концу повести, идет такое столкновение идеологий, нальзя уже просто отмахнуться от старика, как от «просто обывателя». Он ведь живой, со всеми своими марками, хлопотами о пенсии, он живой человек, которого не стоит забывать в угоду самым высоким, благородным идеям.

Милая, ироничная, очень мудрая повесть. Мне кажется, что ее полезно читать молодым восторженным людям, которые как раз часто в благородном увлечении забывают о конкретном человеке и даже готовы им жертвовать.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2013 г.

Иронические, сатирические Стругацкие.

Скажу прямо: не слишком мне нравятся такие Стругацкие. Возможно они имеют право на существование, вернее они даже должны были бы существовать, ибо такие сильные авторы как они должны были себя попробовать и в таком направлении тоже.

Но мне гораздо ближе ироничность Стругацких устами Изи Кацмана в Граде Обряченном. Ироничность на фоне, а не фон из ироничности.

К прочтению рекомендую только настоящим любителям авторов.

Остальным же лучше почитать нечто другое.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2010 г.

Всё-таки Стругацкие видели будущее. Именно в таких обывателей и превратилось население нашей страны! Все сидят и думают: кому-бы подороже свой желудочный сок продать..., или мозги, или ещё что-нибудь. Хоть марсианам, хоть чёрту лысому.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2010 г.

Только истинный мастер способен в таком лаконичном произведение суметь так полно раскрыть обыгрываемую тему, так ярко обрисовать характеры героев. Пусть диалогов крайне мало, но какие они! На первый взгляд разговоры (как собственно и всё произведение) могут показаться сумбурными и не информативными, но это произведение нужно слушать, а не слышать; видеть, а не смотреть. И вот тогда каждый диалог покажется вам значимым, а каждая сцена незаменимой!

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу