Пол Андерсон «Патруль времени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эверарду предложили довольно странную работу, связанную с «заграничными поездками». Но он и не предполагал, что на самом деле ему предстоит вступить в Патруль времени и в дальнейшем посетить множество эпох. А самое главное — ему предстоит устранять временные несоответствия, как, к примеру, тот факт, что в кургане 5 века появились радиоактивные предметы.
Печатался в журнале «Звезда» №8 за 1981 год
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Отдельные повести и рассказы
— цикл «Патруль времени»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1955», 1955 г.
— сборник «Патруль времени», 1960 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.
— журнал «Звезда № 8 1981», 1981 г.
— антологию «Патруль времени», 1985 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— сборник «Патруль Времени», 1991 г.
— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.
— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dmitry Ivanov, 19 августа 2023 г.
...Недурственный хронобоевичок.
…Но образ главного злодея Штейна не очень убедительный.
И с такими вот навыками борьбы против покушений и заговоров Штейн сумел три года интриговать при дворе варварского короля?!
Не верю!
Да и развязка сюжета довольно неестественная, нарочитая, а-ля deux ex machine.
Как-то простенько.
...Недурственный хронобоевичок. Но и не выдающийся.
Однако время, проведённое с книжкой, было приятным. 7 из 10.
artem-sailer, 17 января 2023 г.
Читается легко, картинки меняются стремительным водоворотом событий, но, увы, логика и правдоподобие страдают. Скорее — приключенческое чтиво, чем что-либо серьёзное. Случайно на страницах истории столкнулись с хронопреступником, быстренько выяснили, что к чему, раз-раз и нейтрализовали, молодцы — вернулись в своё время. По дороге один из героев решил подправить кое-что и в своей судьбе, преступление, конечно, но тоже всё благополучно закончилось. Сегодня такие сюжетные ходы кажутся тривиальными, хотя, следует признать, вполне возможно, что именно с этого произведения и стартовал весь жанр.
Боюсь, в памяти особо не задержится, хотя в своё время, в юности, был впечатлён. С другой стороны, этот рассказ — вступление в целый цикл произведений о патруле времени и носит вводный характер: знакомство в героями, с устройством хроноспецслужбы. В общем, почитаем ещё — посмотрим, что там дальше.
Deliann, 19 октября 2019 г.
«Патруль времени» – это, конечно, знаковая вещь для развития хронооперы, но сегодня она уже не впечатляет. При этом, я имею в виду не весь цикл, а только одноименный рассказ. Глобальная история получилась неплохой, но вот ее начало…
Мэнсон Эверард устроился на работу в достаточно необычную организацию. На собеседовании ему задавали странные вопросы, при этом, не особо интересуясь его ответами, обследовали непонятными медицинскими приборами, а в самом конце объявили, что он им подходит, и теперь Эверард будет служить в Патруле времени. Поразительно, но это оказалось чистой правдой.
Еще более поразительно, что самое интересное в рассказе – это его идея. В остальном «Патруль времени» страдает от своей избыточности. Смешать в одном рассказе путешествия по шести или даже семи временным линиям, детективный сюжет, Шерлока Холмса, радиацию, обилие внутренних конфликтов персонажей и затем использовать концовку в духе появления Бога из машины – это надо постараться. Рассказ попросту перегружен деталями, которые сюжету не особо нужны. При этом персонажи получились совсем безликими, а мотивы их действий не всегда понятными. Про логические неувязки я вообще молчу. Вот и получилась история, которая содержит в себе так много, но дать читателю может так мало.
С рассказом стоит ознакомиться, если хотите прочитать весь цикл целиком. Тогда увидите, как из слабой истории выросло что-то действительно интересное. В противном случае ничего особенного ждать не стоит.
Мах Асаматман, 9 декабря 2018 г.
Писать много о рассказе размером в полсотни страниц не буду, да и нечего. Интересная, но сыроватая идея, очень сухое повествование — этот рассказ нужно было растянуть хотя бы раза в три, вышла бы добротная повесть, а вышло... ну что вышло. Жутко скомкано, очень прямолинейно, сухо...
Понравилась аллюзия на Дойля, успел вызвать симпатию антагонист. Правила (или Устав) кажутся несколько надуманными: с одной стороны время пластично и мелкие изменения роли не играют, с другой — наплевательское отношение к собственным сотрудникам, на подготовку которых потрачено столько сил, но даже ради их спасения запрещается проводить любые, в том числе незначительнейшие вмешательства.
Кстати, да, азимовский «Конец Вечности» сразу же вспомнился, особенно после появление «людей будущего».
По большому счету, у рассказа есть лишь одно серьезное достоинство — он является своеобразным введением в цикл, в котором есть очень достойные произведения.
AlisterOrm, 17 июля 2017 г.
Я никогда не читал научную фантастику от Пола Андерсона. А тут — классический, как все говорят, сборник темпоральной фантастики с боевитым наименованием «The Time Patrol», предполагающий набор приключенческих сюжетов и исторических загадок. Не то, чтобы я любил приключенческий жанр, но, зная внимание автора к видимости правдоподобности своих сюжетов, связанных с историей, я решил, что определённо стоит ознакомится с его сочинениями на эту тему, вдруг там будет что-то интересное?
Ну что же, в первом рассказе почему-то чувствуется неуверенная рука молодого автора. Причём был он опубликован через год после выхода весьма сильного стилизованного романа «The Broken Sword», и вызывает удивление сам несколько нелепо построенный текст, куда автор (если бы он не был к тому времени человеком, написавшим нескольких романов, я бы сказал, «неопытный»). Такое бывает, когда классический, но талантливый «МТА» фонтанирует идеями, и пытается всё сразу запихнуть в свежий текст.
Самое интересное, конечно, это сама концепция Времени и путешествий в нём, с помощью которой он полемизирует со свежим тогда высказыванием небезызвестного Рэя Брэдбери. С его точки зрения, «эффект бабочки» не будет работать, так как в глобальной, «большой истории» роль будут играть законы больших чисел, популяций и генетических наборов. Никак не изменит историю, например, убийство саблезубого тигра, поскольку в своём глобальном измерении это не повлияет на общую судьбу всего вида и их потомков. проблему упрощает и высказанная Андерсоном идея, что Время является эластичной структурой, стремящейся вернутся к первоначальной, неискажённой форме материи, и сама по себе компенсирует издержки бурной деятельности Патруля. Это исключает и вероятность временных парадоксов. Концепция Андерсона на удивление просто-материалистична: если человек убьёт своих родителей, он не исчезнет, поскольку уже существует как материальный объект, совокупность молекул, однако его прошлое стирается из истории вследствие её разрыва.
Всё это очень интересно, и компенсирует многочисленные недостатки повести. Скажем, откровенную мешанину сюжетов и времён, приплетение сюда совершенно ненужных сущностей (вроде Шерлока Холмса). Рассказ о Патруле, первое задание, романтическая история друга и всесильные Транслюди — всё это в одном рассказе, и это сильно перегружает его. Не говоря уже о некоторых логических нестыковках (скажем, навязчивой идеи Уиткомба, которую мега-тесты Патруля не вычислили). Особенно неуклюже выглядит и «Q-эффект» в конце, который явно вставлен для разрубания Гордиева Узла сюжета, который ну никак не давался несчастному полу Андерсону.
И всё-таки интересная «миротворческая» гипотеза автора компенсирует недостатки. Возможно, в более поздних вещах Андерсон ещё покажет себя, а пока авансом можно ему и твёрдую четвёрку поставить.
P. S. Кстати, случай с таинственной находкой в древнем кургане упоминается в рассказе Артура Конан Дойла «The Adventure of the Golden Pince-Nez». Товарищ Андерсон щеголяет начитанностью...
Роджер_Янг, 2 июня 2017 г.
Довольно интересно написанный рассказ о кастинге) на темпорального полицейского. Но все же он более ценен, как предыстория цикла, рассказывающая о том кто такой Эверард и откуда он взялся.
Oleh_Gladky, 14 сентября 2016 г.
Понравилась завязка сюжета, предвкушение будущих приключений всегда радует, а классный автор может развернуться на этой стези.
В «Патруле времени» интересные герои и неожиданные решения автора, хотя у Андерсона всегда так, без особой тягучести подается все главное и все очень доступно. Но потом, когда сюжет переносит нас прошлое,
Концовка тоже немного разочаровала, но вообще повесть совсем нельзя назвать плохой. Особенно для любителей хронофантастики.
Dimova, 26 августа 2016 г.
Интересная повесть. Путешествия во времени раскрывают большие возможности перед человеком, но это и всегда риск для уже сложившегося хода истории. В таком случае создание патруля неизбежно, кто-то должен следить за порядком и исправлять ошибки, если таковые возникнут. Однако в патруле работают обычные люди. Не смотря на то, что агентов подбирают очень тщательно, психологический фактор исключить не возможно, отсюда и трудности при выполнении задания, особенно когда дело касается близких. Оставаться беспристрастным в таком деле довольно сложно и автору удалось показать эту внутреннюю борьбу. Судьба постоянно ставит персонажей перед выбором. Ярчайший пример тому агент,который был индейцем. С каким нежеланием он помогал товарищу исполнить долг, понимая что восстанавливая ход истории, обрекает собственный народ на мучительные страдания. Соблазн ничего не предпринимать был очень велик, но он с этим справился. Повесть понравилась, рекомендую к прочтению!
Корделия, 8 июня 2016 г.
Когда я читала этот рассказ в школьные годы, была в восторге: всё было так ново, необычно, захватывающе — путешествия в иные времена, возможность изменять историю! Это было настоящее открытие... Конечно, раньше я уже читала «Машину времени» Уэллса, но там путешествия во времени показаны под другим углом зрения.
Потом был «Конец Вечности» Азимова и многое другое, включая замечательную кинотрилогию «Назад в будущее». Но я всегда мечтала перечитать «На страже времён», чтобы ещё раз пережить незабываемое ощущение загадочности и лёгкости временных перемещений, почувствовать, что всегда всё можно исправить, переписать историю...
И вот в моих руках новое прекрасное издание с оригинальным названием «Патруль времени». Но где же оно — то ощущение захватывающего дух восторга?
Впечатление совсем иное: никакой новизны переживаний, всё безнадёжно устарело, покрылось пылью и пахнет нафталином. Андерсон давно задвинут в угол в той самой нише путешествий во времени, которую занял ещё в 55-м. Его давно обогнали и превзошли последователи.
Персонажи невыразительные, события схематичные. Разве что Шерлок Холмс с Уотсоном порадовали — но и этим приёмом уже давно никого не удивишь...
Чтобы заново ощутить прелесть андерсоновского рассказа, стоит и впрямь воспользоваться услугами Патруля времени и перенестись обратно в детство!
Оценку ставлю из уважения к прошлому.
igor_pantyuhov, 3 мая 2016 г.
Долго я думал, прежде чем купил этот цикл. Вот приобрел недавно и начал читать. Прочитал сие произведение и, и..., остался очень доволен.. Довольно увлекательно.. Понравилось прежде всего тем, что написано без «провисаний«сюжета. Весь рассказ это непрекращающееся приключение.. И не особо быстрое. Скорость ровно такая, какая надо. Только вот, хотелось бы конечно услышать/прочитать немного больше о самом Патруле времени а также о периоде обучения кандидатов. Оценка 9/10. Если бы не было этих двух недочетов, поставил бы десятку. А так, к сожалению только 9.
AlexR, 30 апреля 2016 г.
[восстанавливаю свой счезнувший отзыв 2013 года]
Первый прочитанный мною рассказ из сборника этого автора. К чтению незнакомого писателя обычно приступаешь со смешанным чувством опасения и надежды: чего ждать от него?
В данном случае моё итоговое ощущение – лёгкое разочарование.
В рассказе нет никакой «изюминки», всё слишком прямолинейно и банально (так и хочется сказать – «топорно», что вполне соответствует одному из ключевых звеньев сюжета). Так, проблема быстрой общей подготовки (всего за три месяца) агентов Патруля и получения нужных для работы в конкретном временном отрезке знаний (например, изучение латыни) (всего за час) решается с помощью гипнопедии.
Конечно, надо отдать должное автору. Он всё-таки как-то пытается решить проблему временных парадоксов и вложенными в уста своих героев рассуждениями убедить читателя, что «эффект бабочки» при путешествиях в прошлое отнюдь не является неизбежным.
Запомнилась находчивость Эверарда в разговоре со Штейном, когда он сумел уверить Штейна, что история пошла именно по тому пути, о торжестве которого тот мечтал.
Удивительно, что тщательно отобранные по результатам сложнейших тестов и прошедшие специальное обучение (вплоть до выработки рефлекса «о неразглашении») сотрудники Патруля уже на первом своём задании проявляют поразительное своеволие.
С какой целью в рассказе появляются (хотя всего на двух страницах) два персонажа, столь похожие на Шерлока Холмса и доктора Ватсона? Правда, их имена не называются, но слишком уж много совпадений. Связанные с этим предвкушения читателя оказываются напрасными. Никакой роли в сюжете эти персонажи не играют. Если это просто шутка автора, то совершенно бесполезная. Выстрел оказывается холостым.
Любопытно, что имя Сталина упоминается в одном ряду с Гитлером и японскими генералами. Для автора – американца 1955 года – очевидно, что все они – виновники мировой войны.
Ещё одна привлекшая моё внимание деталь: Уиткомб сожалеет о том, что «нельзя вернуться в прошлое и застрелить этого проклятого ублюдка Гитлера в колыбели». Вспомнилась буквально соответствующая этому сцена из «Иди и смотри» Элема Климова, когда главный герой как бы поворачивает время вспять, стреляя во всё более молодого Гитлера, но останавливается перед младенцем на руках у матери. Естественно, такой уровень нравственной интерпретации проблемы – не для проходного фантастического рассказа.
Igolo4ka, 28 января 2016 г.
Какой-то невнятный рассказ. Начинается как боевик, развивается как детектив, а заканчивается сопливенькой мелодрамой. Основной объем произведения — размусоливания автора о том, как историю можно изменить, а как — не очень. При чем, объяснения эти незаконченные и не складываются в единую картину. Сам сюжет страниц на пять и также полон недомолвок. Ну, или недоработок — кому как нравится. И судя по отзыву предыдущего оратора, не только мне померещился корявенький реверанс в сторону Шерлока Холмса.
kokododo, 28 сентября 2012 г.
Книга мне не понравилась — как-то все натянуто и не убедительно, много нестыковок.
- Почему, если проводился такой строгий отбор, не забраковали англичанина? У него же явное депрессивное состояние и
- Почему, если им
- Почему,
И таких вот ляпов полно по всей книге.
Umiko, 3 мая 2012 г.
Странно, но не самая лучшая книга в серии. Обычно первые наиболее содержательные, но не в этом случае.
Сказочник, 28 ноября 2011 г.
В первой же повести цикла автор попытался объять необъятное и впихать невпихуемое: тут вам и любовная лирика, и вытекающая из нее трагедия, и попытка пойти против системы, и приключения, и психология, негодяй, и хэппи энд. Это не считая, собственно, путешествий во времени и впечатлений от них. Но больше всего неприятно кольнула мысль, что Андерсон, даже будучи великим фантастом, все равно является дитем пропаганды и своей эпохи — он действительно искренне верит, что фашистскую Германию победили американцы и англичане :frown: «Тем, кто позже меня, не выбраться из колеи...»
Ну, и рояли в кустах немного разочаровали.