fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Зона ужаса»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.50
Оценок:
266
Моя оценка:
-

подробнее

Зона ужаса

Zone of Terror

Другие названия: Оживший ужас

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Возможна ли встреча с самим собой? Психолог утверждает, что при расстройстве психики это вполне возможно и ничего страшного здесь нет. Так не думает Ларсен, остерегаясь встреч со своими двойниками, и не напрасно.

© vve
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Публикации в периодике:

* Боллард Дж. «Зона ужаса». Перевод А. Бурцева, оформление О. Беседина. Газета «Восток-Запад» (Иркутск), 1992 г., № 3 (11-16/02), стр. 7-10. (Вкладка под рубрикой «Вечернее чтение», стр. 1-16);

* Рассказ в переводе И. Найденкова печатался также в газете «Навiны АН Беларуси», №№ 45-47, 1992 год.


Входит в:

— сборник «The Voices of Time and Other Stories», 1962 г.

— сборник «Зона ужаса», 1967 г.

— сборник «Chronopolis and Other Stories», 1971 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— журнал «Если 1993'2», 1993 г.

— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Cyber-Killers», 1997 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.

— антологию «Тёмное благословение», 2002 г.

— журнал «Супер Триллер №27 (114)», 2006 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма (перевод)


Возвращение злого духа
1993 г.
Фата-Моргана 6
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.
Хрустальный мир
2000 г.
У врат преисподней — ветрено... Зона ужаса
2001 г.
Тёмное благословение
2002 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 1993
1993 г.
«Супер Триллер» №27 (114), 2006
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Территория бедствия
2018 г.
Поющие статуи
2023 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Voices of Time and Other Stories
1962 г.
(английский)
The Voices of Time and Other Stories
1966 г.
(английский)
The Disaster Area
1967 г.
(английский)
The Disaster Area
1967 г.
(английский)
Chronopolis and Other Stories
1971 г.
(английский)
Chronopolis
1972 г.
(английский)
The Disaster Area
1973 г.
(английский)
Chronopolis
1979 г.
(английский)
The Disaster Area
1979 г.
(английский)
The Voices of Time and Other Stories
1984 г.
(английский)
Cyber-Killers
1997 г.
(английский)
Cyber-Killers
1998 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже при перечитывании это не сразу понял ,а только когда обкатывал послевкусие от рассказа в голове.

Ведь Ларсен, трагический герой рассказа, не абы кто. Он занимался тем, что создавал искусственный психонейронный симулятор. Нейросеть, по нынешнему курсу, только способную еще и моделировать эмоции.

И что же? И сам кукухой поехал, и тот ,кто за ним наблюдал и должен был страховать тоже с глузда слетел. Баллард буквально вопиет (и буквально в пустыне!): вы еще с собственным разумом и мозгом не разобрались, а уже лезете создавать искусственные интеллекты с неизвестным исходом таких опытов!

В общем он как встал, сочиняя первые рассказы, на обочине с плакатом «Осторожно! Впереди крутой поворот!», так пятьдесят лет там и простоял, героически не покидая пост. И наша задача сделать так, чтобы дело его жизни и таких же ответственных художников и мыслителей не пропало втуне вместе с родом людским.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финал определил качество сюжета. Долечили парня разными таблетками. Да и работа видно доканала обоих — ИИ начал самостоятельную игру. Опасность неизведанного в том, что никогда невозможно просчитать последствия- но мы снова и снова лезем в неизведанное.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поднятый в рассказе вопрос уже давно волнует не только парапсихологов, но и физиков: если наши визуальные ощущения строятся на обычном потоке фотонов, сумеет ли наше сознание отличить световой фантом от настоящего объекта? С точки зрения науки, никаких отличий в такой подмене быть не должно. Наверное, именно поэтому в фантастике так много сюжетов связано с подменой кого-либо из ключевых персонажей на его световую копию («Основание» Азимова, «Корабль-призрак» Мариетта и даже «Пиковая дама» Пушкина). Как правило, окружающие покупаются на подобную замену, из-за чего в сюжете возникает целая россыпь фантастических последствий. В основном они вполне серьезны и даже ужасны. Но Станислав Лем в своих «Звездных дневниках Йона Тихого» сумел сделать их смешными и несуразными — в седьмом путешествии вторничная и четверожная копии звездоплавателя спорят по поводу того, кто должен съесть последнюю оставшуюся в запасе яичницу. А Баллард по традиции попытался сделать из подобной ситуации леденящий кровь триллер: двойники главного действующего лица, хоть и не несут в себе непосредственной угрозы, но путают окружающих, приводя своего оригинала не только к распаду личности, но и к вполне реальной гибели. Правда, если внимательно вчитаться в текст, становится явной и другая подоплека: герой рассказа работал над проектом мозгового имитатора. Так что читатель должен разрываться от сомнений — какая из причин будет настоящей, и не является ли описанная в рассказе реальность всего лишь мозговой имитацией? Вопрос действительно серьезный, ибо в одиночку наш разум не способен справиться с подобной задачей. Недаром в пару к главному герою дан второй персонаж — местный доктор, который пытается решить проблему научно, но вскоре и сам запутывается в ней. А когда не остается никого, кто мог бы объективно оценить ситуацию, истина перестает быть очевидной и превращается в свою собственную противоположность. «Верь своему рассудку и не слишком доверяй своим глазам!», говорит писатель. Сложно не согласиться с ним в наш суматошный век, где электронные личности человека иногда становятся важнее его самого.

------------

РЕЗЮМЕ: мистический триллер, рассказывающий о том, как тень человека возобладала над ним самим. Совсем не лишнее предупреждение тем, кто ратует за полную «цифровизацию» всей бумажной документации. Как бы при этом не выплеснуть из колыбели и самого человека...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный , небольшой, психологический рассказ Балларда «Зона ужаса» , созданный в мистическом ключе, с легким намеком на сюрреалистические художественные наброски. Ларсен, сотрудник Электронной компании, три месяца без выходных, корректировал программу мозгового стимулятора, пока оказался в состоянии крайнего переутомления. Его отправляют в Комплекс (что-то вроде свободного санатория), расположенный в пустыне среди песчаных барханов, где он должен прийти в себя.

Кроме него в Комплексе, живет только его проверяющий и лечащий психиатр Бейлис. Ларсен, начиная приходить в себя, случайно в гараже мимолетно замечает человека, который , как две капли воды похож на него. Доктор Бейлис объясняет это приступом галлюцинаций. И все бы хорошо, но «галлюцинации» начинают навязчиво повторяться и преследовать Ларсена. Сможет ли помочь ему психиатр?

Хороший, динамичный и напряжённый сюжет создает в истории небольшой психологический накал, когда начинаешь вместе с главным героем метаться и переживать. И понимаешь, что нервы у главного героя — ни к черту! А его врач-психиатр откровенно небрежный врачеватель за которого просто становится стыдно и обидно, насколько можно так поверхностно относиться к своему пациенту. Обычно судьба таких наказывает и ... Концовка у автора получилась неожиданной — и это приятно, потому что первоначальный прогноз не оправдался. Такие рассказы легко читаются и очень хорошо запоминаются.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Врач — исцелись сам!

Возможно, самим названием рассказа Баллард невольно ввел в заблуждение читателей. Некоторые из них ожидали ужастик, какое-то предчувствие грядущего Стивена Кинга, а получают сюрреалистическую пародию. И пишут разочарованно: «мне страшно не было». А Баллард никого пугать и не хотел. Это очередная вариация на тему его идеи фикс — слияние-взаимодействие-конфликт внутреннего и внешнего Космоса. Плюс незлая сатира на психиатров-коновалов с их погоней за непроверенными медицинскими новинками.

Но вообще есть тут и серьезный аспект. Потому что ращепление сознания — даже кратковременно, под воздействием веществ — это очень страшно. Требуется много психической энергии, чтобы совладать с подобным страхом. А человеку на грани нервного срыва это практически невозможно. Поэтому Ларсен и не справился, а наука ему помочь не смогла. Обвинять его в трусости, все равно, что в том же обвинять человека, попавшего под бомбежку. Ты сам-то постой под сыплющимися на тебя психобомбами, а мы поглядим, какой ты смелый.

Трагический, а не «ужасный» рассказ.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посредственный мистический детектив с нелогичным финалом. Вначале он затягивает своей мистикой и недосказанностью. Хочется узнать что будет дальше и разобраться. Но финал сводит всю историю к какому-то абсурду.

Главные герои — перетрудившийся программист, которому стали видеться фантомы, и психолог, живут в отдалённом от цивилизации коттеджном посёлке. Программист продолжает видеть фантомов, а психолог пытается это рационально объяснить. А дальше логика пропадает напрочь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Программист внезапно видит множество фантомов, большинство из которых являются копиями его самого. Фантомы гонятся за ним. Он от них убегает к психологу. Тот почему-то тоже видит всех этих фантомов. По какой-то странной причине они жутко их боятся, хотя никакого логического объяснения панического, животного ужаса перед ну просто ещё одним таким же человеком нет. В конечном итоге психолог начинает стрелять во всех фантомов программиста и убивает самого программиста. Это всё.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот рассказ мне сначала стало скучно.Я подумал что это какое то пособие по психиатрии.И сейчас будет описание ощущений сумасшедшего и как с этим справится.Но вот доктор предложил радикальный метод лечения.И мне стало очень интересно.Чем же всё закончится.Но уж точно я ни как не ожидал что закончится вот так...Браво автор -удивил.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В немецких мифах встреча с двойником предвещала смерть, двойники несли всякие беды (что неплохо обыгрывается например в фильме Ави Нешера «Доппельгангер» с Дрю Берримор). Здесь как раз такой случай – ученый на грани нервного срыва встретил двойника.

Автор создал нервную атмосферу – чувствуешь, что нервы героя уже за гранью, психиатр-гад измывается и так далее.

Скорее, не мистическая, а некая сюрреалистическая трактовка событий. Менее страшно от этого не становится.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В таких рассказах самое главное-это атмосфера, сюжет стоит на втором плане. И именно атмосфера не очень получилась у автора, нет чувства безумия, опасности, надвигающейся катастрофы, все совершенно блекло, нет никакого погружения в мир рассказа. А вот сам сюжет довольно хорош, да и финальная сцена рассказа на высоте.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ напоминающий сюрреалистические картины художника Магритта — многочисленные двойники на фоне отстранённого, равнодушного пейзажа. Ужаса рассказ не вызывает, но ощущение тревоги и некоторого раздвоения сознания- ему вполне по силам. Качественное, запоминающееся произведение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх