КИНОрецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «КИНОрецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

КИНОрецензии


Рубрика для отобранных и качественных рецензий на кинофильмы.

Модераторы рубрики: fox_mulder, Ny

Авторы рубрики: Sabazios, AlexNeimor, olezhka1860, leroev, Виктор Red, gremlin__91, Selin1787, domenges, jacob.burns, Клован, SarButterfly, whostakoslavegod, tema.cheremuhin, Econom, swordenferz, grief, kim the alien, Lena_Ka, glupec, armitura, fox_mulder, Aleks_MacLeod, alexsei111, Barros, rusty_cat, Ригель_14, С.Соболев, Mierin, Fadvan, atgrin, InterNet, febeerovez, Timsviridov, Вертер де Гёте, V.L.A.D.I, Paf, TOD, kraamis, Вареный, angels_chinese, coolwind, sergeigk, Frodo Baggins, Fearless, Kuntc, Kons, Petro Gulak, creator, Сноу, streetpoet, Kiplas, Optimus, xotto, WiNchiK, Мэлькор, skaerman, Энкиду, Salladin, 777serg777, Green_Bear, DukeLeto, Rainbow, Лилия в шоколаде, ergostasio, tencheg, sid482250, mikereader, Samiramay, Rubin1976, demetriy120291, beskarss78, iRbos, Evil Writer, Nexus, zmey-uj, Samedy, PiterGirl, Haik, vovun, ДмитрийВладимиро, vrochek, Russell D. Jones, isaev, Karnosaur123, ХельгиИнгварссон, killer_kot, Ugrum-75, Pouce, osipdark, Igor_k, Толкователь, georgkorg, Roland23, Gourmand, Valentin_86, holodny_writer, aleks-predator, Caspian, rim_x, Deliann, Нарисмер, Farit, jelounov, mif1959, neo smile, Frd981, smith.each, Lartis, speexx, sergiek, magister, dobrikus7, Viktor_Rodon, alex1970, Angvat, Double Black, Zac228, Zangezi, altaevvd, skravec679, wpryag, Ofort, Nero Caesar



Статья написана 23 января 2021 г. 22:12



Энштейн умер, встретился с Богом. Согласился принять любой приговор за жизнь на земле, но с оговоркой — если Бог покажет, как Мир устроен на самом деле. Бог провёл учёного в кабинет, усадил за чертежи и вышел. Позже Эншейтн выскочил с бумагами и сказал:

— Боже, я всё понимаю. Замысел твой сложен и велик. Структура Вселенной отточена до мельчайшего винтика, каждый из элементов дополняет друг друга. Но вот здесь, в первом чертеже, — не та фигура. Это же корень всего! В нём — просчет.

Бог, неловко почесав голову, виновато улыбнулся:

— Ну, извини. Ошибся.


Изучая жанровый кинематограф, я старался обходить фильмы, где корнем сюжета выступают социальные проблемы. Дело в моих принципах. Вопросы типы расизма, гендерного/социального неравенства воспринимаются мной не как общественная заданность, а как личностная данность, которую каждый из нас способен изменить. Важно лишь играть на рычажках той системы, где мы находимся — тогда она откроет перед нами свои блага. Хотя, в качестве справедливости, и отберет то, что у нас есть по умолчанию. Наверное, это принято называть способом приживания. Но, если посмотреть шире, здесь легко просматривается закон «неравной справедливости». Вопрос лишь в альтернативе: может ли социальная справедливость быть равной?

Об этом нам рассказывает сериал «Сквозь снег», вопрос неравенства в котором — основной. Интересно, что в картине неравенство подано не как приговор, а как вопрос, нуждающийся в разрешении, но прежде – в точной формулировке, которая невозможна без исчерпывающей интерпретации. Интерпретация состояния, в коем пребывает наше общество – это, наверное, наиболее ёмкая характеристика сериала. Потому как раскрывается неравенство именно в рамках озвученной формулы и, насколько видно из режиссёрского замысла, это неравенство – не заданность, а данность, которая не делит героев на хороших и плохих, но даёт им возможности. И показывает, что благодаря способности приживаться в социальных группах возможности можно как получить, так и потерять.

Причина — в социальной системе. На Поезде «Сквозь снег» её структура показана оригинально. Мы не видим привычной вертикали с категориями «выше» и «ниже». На первый взгляд, это отражает знакомую нам модель общества. Согласно ней, чтобы попасть в привеллигированный класс, нужно «вырасти». Вроде бы, так и есть. Но всё сложнее. Вертикаль – это условность, существующая в нашем воображении. И оторванность классов друг от друга – такой же миф. Поезд «Сквозь снег» это доказывает, предлагая другую форму общества. В ней работает только один принцип: нищие живут в вагонах Хвоста, а богатые ближе к Локомотиву. Чтобы первым добраться до вторых, достаточно сделать усилие, пройти дальше — тогда уровень жизни на порядок улучшится. Как видим, вертикаль здесь заменена горизонталью. А это в корне меняет дело, потому что оба враждующих класса оказываются в одной плоскости.

Из-за чего, они не могут не соприкасаться. На пересечении классов построен конфликт сериала. Главный герой – пассажир Хвоста, лидер своего сословия, которое намерено путём революции отобрать блага у первого класса. Также лидер хвостовцев — бывший коп, человек с принципами, но без хладнокровия и жёсткой руки. Его решительность в отстаивании прав терпит испытания, ибо он нужен не только родному вагону, но и всему Поезду. Особенно вражескому 1-му классу, в стане которого произошло убийство. Конечно, чтобы раскрыть преступление, находят единственного специалиста. Но, по иронии судьбы, он – революционер.

Как видим, бывший представитель власти нанят восстановить справедливость силами, которые воплощают несправедливость в новом обществе. Учитывая узнаваемость такой ситуации, возникает резонный вопрос: «настолько общество Поезда отличается от нашего?» Ведь и в нашей, не утопической, модели заложен Порок, когда одна сила договаривается с другой в обход решения большинства. Вроде бы, это тоже несправедливость. Но и здесь всё не так просто. При частном договоре сила под названием «общество» уступает «личности», которая встаёт во главу угла, так как благодаря своей компетентной «услуге» получает привилегию занять место выше, в обход существующих общественных рамок. Конкретно, это социальный лифт, открывшийся через договор с идейным врагом благодаря убийству-пороку, что был в этом обществе создан. Можно считать такую ситуацию обратной стороной «несправедливости». Светлой вспышкой на Чёрном солнце. Но ведь и мы находимся в такой же «грязной» системе. Больше того, каждым вдоль и поперёк освоены её частные выгоды. Признайтесь, согласны ли вы лишиться частных выгод, если система развалится из-за революции?

Те, кто хотел, абстрагировались от «гнилой» системы и, вместе с тем, от Общества. Чтобы не быть запятнанным его пороками, «отшельники» нашли себя в чистой на вид социальной группе. Конкретно, в числе верующих, чья система ценностей, на первый взгляд, по-настоящему справедлива. Составу же Поезда она кажется вечной — таким себе оплотом Традиции. Если в реальном обществе оплотом Традиции кажутся клирики, «пекущиеся о душах», то в «Сквозь снег» это обслуживающий персонал, заботящийся о комфорте уцелевших.

Схожесть двух социальных групп наглядно раскрывается в единственной детали – незримом символе Локомотива, которым проводники осеняют себя в знак причастности к делу выжившего Общества. Казалось бы, их вера в идею помогать уцелевшим крепка. Но вера в свое дело отличается от веры в чистоту своей группы, стоящей якобы вне вагонов-сословий. Последняя охраняется лишь до тех пор, пока при углублении в неё не понимаешь, что жизнь «человека вне категорий» зависит от общественного Порока. Признать это страшно, особенно когда ты – член группы с самой чистой репутацией. Но шок от понимания приходит медленно. Словно давая максимально осознать, что ты – часть системы. Разочарование, ужас и чувство зависимости от врагов за стенкой посещают многих – особенно проводницу, узнавшую суть Того, Кто руководит Поездом.

Он же выступает в роли Главного Инженера. Человек, сконструировавший поезд, не появляется и, в то же время, находится у всех на виду. Отмечу, что речь сейчас не о технологиях, поддерживающих связь с пассажирами. Дело в типаже Создателя. На первый взгляд, главным, что должно интересовать нас, живущих в обществе, с коего была списана модель жизни Поезда, это вопрос «почему Главный Инженер, создав Ковчег-на-колесах, допустил в нём социальную несправедливость?» Всё становится понятно, когда мы видим кадр с человеком-Создателем и его дочерью, которую он оставляет «за бортом», чтобы успеть на отправку. Ибо у него есть ответственность перед массой пассажиров, нуждающихся в спасении. Такая жертва собственным ребёнком – явное пренебрежение личной ролью родителя ради блага общества. По сути, человеческий инстинкт подчиняется социальной необходимости. Причём, не из-за страха перед обществом, а добровольно – осознанно.

Это отличает Инженера от людей, находящихся на его Ковчеге. Делает его иным, не зависящим от привычных рамок и, в частности, от рамок справедливости. Статус Инженера, как личности, стоящей вне привычных критериев, подтверждён системой, в которой он раскрывает себя. Так как структура общества в Поезде горизонтальна, Творец не может быть выше или ниже своих пассажиров. Но, будучи вне сословий, он находится одновременно в каждом из них. Здесь кроется важная характеристика Инженера. Для социума в Ковчеге он является Богом, но не Господом. Что приближает Инженера к иудейской трактовке Создателя как Высшего Существа, сотворившего группу/этнос людей — но не Господина, этой группой повелевающего.

Такая трактовка Бога-Инженера напоминает и христианскую мифологию, где Бог даёт свободу воли пастве, взамен требуя от неё смирения при встрече с последствиями своих же неверных, принятых свободно, решений. То есть, не приказывает вести себя так-то, но просит. Такая же роль у Творца Поезда. Не будучи Выше пассажиров по статусу, он находится вокруг и рядом со всеми в качестве прислуги. При этом, действует тайно, поддерживая в массах идею, что управляющий Ковчегом разум выше общества в нём.

Эта же роль соответствует и масонскому образу Бога как Великого Архитектора. Контролируя общество в вагонах, он делает это не под видом Закона как Власти, диктующей свои условия пассажирам. Наоборот, Бог Ковчега на поезде – это физический закон и разумная сила, которая ни во что не вмешивается, но всё обуславливает. Так что, «несправедливый» Создатель Ковчега или, согласно масонской традиции, Великий Архитектор– сложная личность. Радует, что при просмотре она раскрывается, обнажая человеческие черты. В частности, свои слабости, которых у Инженера хватает. Потому как на Он – женщина (это раскрывается в первой же серии).

Нужно отметить, сценаристы грамотно подали такой феминистический посыл. Если гендерная принадлежность в современном кинематографе – это, как правило, дань времени, то в «Сквозь снег» она — интересное переосмысление привычного нам образа Творца. По сути, смещение акцента в изображении того, что нам привычно.

Показать по-новому – один из приёмов, обеспечивающих картине успех. Но следует признать, что режиссёры воспользовались этим аккуратно, остановившись там, где нужно. Конкретно, не изменив постановку вопроса. Благодаря чему «Сквозь снег» интерпретирует проблему расслоения общества, не расставляя новых акцентов. Но очень точно обнажает то, что есть, без приукрашиваний и сгущения красок. Например, если в любой антиутопии началом всего оказываются войны между государствами, обществами и классами, в корне поменявшие мир, то в сериале роковые события не поставлены во главу угла — изменились лишь обстоятельства, обуславливающие сохранившийся конфликт. Последний же таков, каким был до Катастрофы и такой, каким является сейчас.

Так что, «Сквозь снег» — не антиутопия. Но интерпретация существующего порядка с обнажением социальных законов, на первый взгляд сокрытых от наших глаз. Сокрытых намеренно Творцом Поезда, в котором живёт оставшийся цивилизованный мир. Вопрос, для чего сокрыты. Вероятно для того, чтобы мы не видели, насколько сложно и, особенно, хрупко человеческое общество. Любая мелочь может нарушить механизм и вывезти его из строя. Тем более — революция со сломом классов. При таком раскладе, есть ли смысл что-то менять?

Я уверен, что на перечисленные вопросы вы сами дали себе ответ еще по ходу прочтения. «Кем?», «Для чего?» — это всё вторично. Важно знать, «почему?» Почему в тонко устроенной, хрупкой, системе так много несправедливости и недочётов? Почему низший класс должен терпеть? Может быть, потому, что по-другому нельзя? И существующая система – компромисс, уступка. Следствие ошибок, проделанных Человеком-Создателем Поезда ранее. В таком случае мы – не первые пассажиры, и «несправедливый» поезд – не клетка, а необходимость.


Статья написана 19 января 2021 г. 13:52


Есть всем известный жанр «mockumentary», в котором вымышленное выдают за действительное посредством стилистического закоса под документальную съемку. Когда-то многие зрители, благодаря мощному и грамотному пиару («Ведьма из Блэр») поверили, что где-то в лесной чаще были «найдены пленки» и теперь их воспроизвели на мировых экранах. Конечно после того как фильм собрал кучу денег, секрет был раскрыт, что никакое это не «реальное шок-видео», а мастерская постановка, взорвавшая прокат. С тех пор псевдодокументальных картин было выпущено великое множество, одни из которых также обернулись большими хитами, а другие прошли незамеченными. Но сам жанр больше не мог обмануть публику и просто стал частью современной массовой культуры.

Кроме «мокьюментари», с давних времен существует и другой тип жанрового кино – «основано на реальных событиях». И здесь с точки зрения прямых отсылок к реальности всё неоднозначно. Безусловно есть фильмы, в основе которых и правда всамделишные истории, но еще больше лент, чьи создатели бессовестно врут. Пресловутое «based on real events» и его производные – не более чем маркетинговый ход, невольно распаляющий зрительское любопытство, но не имеющий под собой ничего правдивого. Плохо ли это – вопрос спорный. Ведь игровое кино по сути – сконструированная иллюзия, лишь в разной степени отражающая реальность, но не тождественная по отношению к бытию. А если речь идет о сугубо развлекательном синема любого жанра, то зритель и не хочет видеть сермяжную правду. Он как раз и идет в кинотеатр, чтобы максимально отключиться от окружающей бытовухи и очутиться в «стране грёз», веселой или жуткой, в зависимости от настроения. А «реальное основание», заявленное в начальных титрах, работает как специя, усиливающая эмоции в процессе просмотра.

«Незнакомцы» Брайана Бертино относятся к «ложным» проектам, ибо несмотря на заявление в начале ленты, конкретно эта история никогда не происходила. Безусловно можно найти подобные реальные случаи, включая печально известное убийство актрисы Шэрон Тейт и ее друзей членами банды Чарльза Мэнсона. Но всё же в данном случае это лишь страшные источники вдохновения для вымышленного повествования. При этом режиссер в прологе совершает странный поступок, буквально поясняя – что будет происходить и чем это закончится. То есть собственноручно рубит интригу на корню, не оставляя сомнений касаемо судеб главных героев. Но фокус в том, что именно таким ходом Бертино четко вводит в заблуждение публику, заставляя подсознательно поверить в дальнейшее зрелище. Ну правда, если создатели открытым текстом заявили, что парня и девушку ждет неизбежный каюк, значит зрителю покажут жуткую реконструкцию настоящей трагедии. А чем достовернее история, тем она психологически страшнее.

Таким образом зрительский интерес возбуждается не оригинальностью сюжетных ходов и привычно ожидаемым финальным твистом, а детализацией кошмара, когда будет только реальный хардкор и никакой надуманной фантастики. И надо отдать должное Бертино, он действительно сделал жесткое кино, в котором сложно раскритиковать хоть какую-то сцену с позиции «так не бывает». Более того, режиссер отошел от привычных штампов касаемо образов героев слэшера. Видя персонаж Лив Тайлер, мы априори рассчитываем, что она эволюционирует из «бедной овечки» в «бесстрашную амазонку». Но вопреки прогнозам Кристен так и останется перепуганной девчонкой, далекой от отчаянной бой-бабы. Ее бойфренд Джеймс в исполнении Скотта Спидмена, пусть и пацан не робкого десятка, но также совсем не железный мачо, учащийся давать отпор по ходу драки. Отсюда возникает вопрос; отчего маньяки возятся с ними почти полтора часа экранного времени, если жертвы – настолько легкие мишени? А ответ ужасающе прост – психам нравится сам процесс, на то они и чокнутые изверги. Посему «Незнакомцы» — не история душераздирающего противостояния, а рассказ о медленно-изощренном умерщвлении героев.

Подобный авторский замысел определяет и методику устрашения, когда после однозначной констатации в прологе, нет смысла играть со зрителем в «надежду». Кристен и Джеймс обречены, значит превратим их последние часы в кошмарный аттракцион. Причем не за счет физического насилия, а путем доведения жертв (и зрителя) до состояния крайней паники. Зачем врываться в дом сразу, если куда занятнее без конца нервировать «дичь» обрывочными стуками, резкими звуками и страшнорожими масками в окне. Можно беспрепятственно выпустить жертву из заточения и тут же ошарашить ее внезапной атакой. А еще чиркать зловещие надписи где ни попадя, играть в прятки и циничное оттягивать кровопускание, когда добыча осознает, что шансов у неё вообще нет. Таким образом «Незнакомцы» — то еще «пыточное порно», но на психическом уровне, без кровавых рек в кадре.

По меркам жанра картина Брайана Бертино – образец бюджетного маньячного хоррора, в котором вся соль в леденящем саспенсе, даже при заранее известной развязке. Издевательская осада была разыграна настолько убедительно и стрёмно, что фильм при девятимиллионном бюджете собрал по миру более 82-х миллионов долларов. Подобный результат лишний раз подтверждает, что стилистика фильма ужасов зачастую куда важнее его содержания. Здесь при простом и безинтрижном сюжете продемонстрирован высокий уровень «напряженной» режиссуры наравне с хорошей актерской игрой. А что до моральной подоплеки (художественный вымысел выдан за смерть реальных личностей), то она на совести постановщика и пиарщиков. И не стоит их строго судить. Ведь в нашу эпоху многочисленной лжи, постоянно льющейся с новостных каналов, псевдореальный жутик про придуманных людей – меньшее из зол.

Автор — Алексей Петров, редактор сайта "Клуб Крик"


Статья написана 18 января 2021 г. 17:03

Продолжаю препарировать фильм "2001: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика.

Сегодня — о том, как режиссер передает смыслы через музыку и перспективу съемок; а также анализирую образ космической каморки, в которой единственный выживший член экспедиции к Юпитеру Дэйв Боуман коротал свои дни, стремительно старея.

В следующей части — сопоставление с фильмом "Искусственный интеллект", который Спилберг снимал по советам Кубрика, на базе идей из "Одиссеи".


Статья написана 17 января 2021 г. 14:19

2020-й закончился, но ещё не закончилось обсуждение его сериалов. Мы с Мишей, который снова помогает мне в этом деле, разобрали те из них, которым не хватило место в течение самого года.

Их набралось аж 20 штук...Список сериалов и тайминг — под видео.


Статья написана 16 января 2021 г. 14:16

К жанру отечественного horror-а в кино отношение неоднозначное. Конечно, он потихоньку набирает обороты в объемах, но достойные работы все еще находятся на уровне исключений из правила. «Прекратить съемки нельзя продолжить» — запятую в этом предложении каждый ставит для себя сам.

Все вышесказанное справедливо, в первую очередь, для полнометражек. Однако в коротком метре ситуация немного иная: это направление развивается куда динамичнее, и сегодня нередко выходят российские короткометражки, держащие в напряжении сильнее «длинных» работ. Например, «Анафора» Светланы Дроздовой, с которой мы и поговорим об этой провокационной, немного эпатажной и «мясной» картине, снятой на тему психологической травмы.

Алексей: В частной беседе вы сказали, что «Анафора» — это фильм о расставании. Признаться, его подача несколько специфична. На экране мы видим женщину в маске, унижающую мужчину посредством боли и пыток. Итак, скажите, Светлана, какую параллель вы, как режиссер, проводите между болью героев и фактом их расставания?

Светлана: Хе-хе, на экране видите женщину ВЫ. Ну, т. е. вы не можете сказать точно, какого пола существо, потому что не знаете наверняка. Внешне оно более походит на женщину, конечно. Но утверждать, что это на 100% женщина, нельзя. Про пытки: мы снова говорим об индивидуальном восприятии. Но не для каждого человека пытки равны унижению или даже боли. Для «тематиков», например, пытки, как и унижение, приносят наслаждение. Я не буду утверждать, что мой герой тематик, конечно. Но это так, к слову. К тому же существо это не только пытает и мучает героя, но и проявляет в некотором роде заботу: лечит, восстанавливает, кормит.

Алексей: Да, забота здесь двойственна. И «унижение» — условное понятие, учитывая образ, в котором подано доминирующее существо (не будем называть его женщиной, дабы избежать штампов). Однако нельзя сказать, что забота и унижение нравятся мужчине, которого калечат, судя по его реакции. Дело в том, что реакция неприятия у мужчины тоже заметна. Или дело в переигрывании актера?







  Подписка

Количество подписчиков: 523

⇑ Наверх