В этой рубрике публикуются материалы о литературе, которая не относится к фантастической: исторические романы и исторически исследования, научно-популярные книги, детективы и приключения, и другое.
«То тесное пространство под покатой крышей, что Борис Борисович задумывал как чердак при строительстве особняка, называлось теперь лофт и служило домом его внучке Роуз и ее супруге Хелен. Косые линии бордовой черепичной крыши, которые полвека назад казались возмутительной пошлостью в заносчивом городе, не ослепленном еще рекламой и подсветкой фасадов, были теперь нарушены врезанными окошками. Они, как волнорезы, были настолько искусственны и неуместны, что вызывали гримасы недовольства у старожилов Вест-Энда, похожих на мраморные бюсты римской знати своей белесостью, худобой и безжалостными горбатыми носами. Но и эти джентльмены ушли из Шотландии на тот свет, оставляя за собой короткое эхо тростей, стучащих о каменные бордюры»
Борис Лейбов. Дорогобуж
Многослойная фантасмагория, в которой причудливо перемешаны времена, страны, парадоксы и смыслы. Революционные потрясения столетней давности плавно перетекают в события, похожие на Смутное время, и тут же попадаются персонажи из бурных 90-х годов. И вьюжная рождественская неделя в городе, где даже фонари не горят, полна воспоминаний о пластах прошлого, своего и чужого.
Русалки тут совсем не так красивы и трепетны, как персонажи картин романтически настроенных художников, и даже та опасная водяница, что изображена на знаменитом рисунке Билибина. Они и на вид страшноваты, и откровенно хищны. Хотя, конечно, жизнь вокруг такая жестокая, что бедняжкам есть за что мстить.
Отправившись к Черному морю можно попасть в Туманный Альбион. Перемешаны и житейские атрибуты — и смартфоны-планшеты есть, и лапти-зипуны. Средневековые послы и князья перемешаются на транспорте, снабженном магнитной подвеской. Или, как минимум, на чем-то, похожем на автомобили. А летучие гусары не просто снабжены декоративными крыльями, как их исторические прототипы, но и способны летать.
И всё это замкнуто на маленький, но древний городок Дорогобуж, давший название всему роману. Слишком многое отпечаталось в его памяти, вот и бродят среди эпох, перешагивая через годы и рельсы на местном вокзале самые разные персонажи с детскими страхами, взрослыми надеждами, коварными планами…
«Многих ли девушек истерзал князь по уделам? Уж немало. Да вот только не каждая сумела пережить смерть. Зарытая однажды Заборовым, наспех, в собственном огороде, она и вправду побыла до поры в мертвых. Смерть ее была глубоким сном. Он повторялся. Виделось ей, что молния ударила в колокольню и замерла фиолетовой полосой в небе. Кремль полыхал, из него рвались люди. Они тыкали пальцами в свои светящиеся прямоугольники и кричали в них о помощи обожженными ртами. То были московские наемники — управляющие областью и их семьи. Из полыхающих ворот Фроловской башни выехал князь Иван Дмитриевич с приспешниками полюбоваться чужой бедой. В этом месте из раза в раз ход времени преломлялся, как бывает только во снах. В этом месте из раза в раз ход времени преломлялся, как бывает только во снах. Войско, гнавшее людей, замедлялось, а беглецы, наоборот, ускорялись».
«С утра Маугли сидит на постаменте у какого-то бронзового то ли революционера, то ли героя войны, гладит Багиру и, болтая ногами в стоптанных кроссовках, смотрит – к метро стекаются оборотни… Подземка, зевнув стеклянными воротами, открывается, шипит внутренностями тоннелей…»
Александра Давыдова. Zарисовка О
В свое время эта захватывающе причудливая и сложная книга была названа книгой года по версии Фантлаба (FantLab's book of the year award) в номинации «Лучшая антология». Объединить в одном издании почти сто микрорассказов отечественных авторов, да так, чтобы они воспринимались в гармоничном единстве, задача и впрямь нетривиальная. Без единства и борьбы противоположностей тут тоже не обошлось. Книга-перевертыш состоит из двух книг, черной и белой. Содержание соответствует – в одной половине собрано более оптимистичное, в другой максимально хмурое. Есть истории по мотивам любимых страшилок советских детей, есть фэнтези в средневековом духе, есть переосмысления русских сказок.
В зависимости от своего настроения можно читать рассказы одной из книг, а потом – другой, для чего достаточно лишь перевернуть издание. Нумерация книги тоже идет в двух направлениях. Иные из рассказов посвящены диковинкам, фантасмагориям окружающего мира и Будущего, отчасти похожего на сказку из старинных русских преданий, да и сами тексты (вернее будет сказать – некоторые из них) похожи на истории из повседневной внеземной жизни или небылицы, слегка адаптированные под взыскательный вкус современного читателя. Полное фантасмагорий, издание позволяет взглянуть по-другому на окружающий мир. Совсем не как мы привыкли, и найти прежде не замеченную изюминку. Ведь порой за нарядными диковинками и парадными чудесами мы не замечаем реальное Настоящее. А всего лишь надо уделять внимание и зайчику, и другим персонажам...
«Зайчик был славный. Еще крепкий, хотя и старенький. Толстое пузико, широкие крепкие лапы, большущие глаза на лобастой башке, гладкая, с проседью, блестящая шерстка. Уши, длинные-предлинные, и еще длиннее – хвост с кисточкой на конце. Он смотрел на Вячика сквозь прутья решетки и чуть слышно попискивал. Вибриссы подрагивали в возбуждении, чуткий нос шевелился, вынюхивая угощение... Подумаешь – заяц. В пустыне их полным-полно. Чего на них таращиться в зоопарке, где и других, настоящих чудес хватает?».
«Лучи предзакатного солнца освещали каменную площадку, в центре которой возвышался жертвенный алтарь. Жар понемногу спадал, но камни алтаря еще хранили накопленное за день тепло. Никого из жрецов не было у святилища Баал-Хамона, воздвигнутого на самом высоком холме острова, похожего на вытянутую чашу. Лишь высокий черноволосый мужчина в богато изукрашенных доспехах, со шрамом на щеке, наблюдал, сложив на груди руки, как военный флот огибает «края чаши», заходя между островом и побережьем материка в хорошо защищенную гавань. Попутный ветер раздувал паруса грозных квинкерем, вытянутые обводы которых венчали загнутые вверх хвосты мифических животных, а высокие мачты — штандарты с изображениями диска и полумесяца. Хищные носы кораблей вспарывали морские волны, скрывая под белыми бурунами жала своих смертоносных таранов.
Во взгляде военачальника сквозила гордость за собственный флот. Но к ней примешивалась и тихая скорбь, незаметная, впрочем, со стороны, хотя мужчина и не пытался скрыть своих чувств. Ведь рядом с ним сейчас никого не было, кроме очень похожего на него, черноволосого же, девятилетнего мальчика, одетого в белую тунику. Телохранители остались за пределами святилища, не смея нарушать уединение Гамилькара и его сына. Ведь они беседовали с богами.
Мальчик молчал, взирая вместе с отцом на приближавшийся к берегу флот, потрясавший своей мощью. Гамилькар Барка, между тем, перевел взгляд с бухты на море, простиравшееся вокруг острова на сколько хватало глаз. Там, в направлении к Мелькартовым столбам, за которые уже не раз проникали смелые финикийцы, виднелись десятки высоких мачт и яркие пятна парусов. Из Африки продолжали прибывать все новые корабли, перевозившие солдат и осадную технику. На подходе был второй флот — тридцать квинкерем и два десятка трирем, а кроме них около дюжины больших торговых судов, переправлявших из Карфагена в Гадес, где Гамилькар собирал сейчас свои силы, необходимые припасы для армии вторжения. Завтра придет и третий флот под началом Гасдрубала. С ним прибудут боевые слоны из самого сердца Африки — наступательная мощь Карфагена, перед которой не устоять никому. Когда все эти силы окажутся здесь, можно будет начинать наступление вглубь испанских земель».
Александр Прозоров, Алексей Живой. Легион: Рим должен пасть
Что может случиться с нашими доблестными дембелями, особенно только что отслужившими в морской пехоте? Да что угодно и где угодно! Федор и Леха, решив восстановить справедливость в одном отдельно взятом российском местечке, побили нехороших нерусских вымогателей и, дабы избежать ненужных вопросов от правоохранительных органов, отправились порыбачить в родном Черном море. Шторм, чудные корабли, словно взявшиеся из исторических блокбастеров. "Ты хочешь сказать, что они из прошлого в наше время перенеслись? – зашебуршал ногами морпех. – Во влипли мужики!". Но влипли не мужики, а наши дембеля, угодившие на пару с лишним тысячелетий назад, во время грандиозной войны между Римом и Карфагеном. Где наша не пропадала? Воину в любом времени найдется место как для подвига, так и для радости. Став доблестным римским легионером, он в свободное время (предварительно купив нужный жетон) развлекается в элитном публичном доме. Все было бы хорошо, но ведь любви не прикажешь – он полюбил ее, а она – его. Он – Федор Тертуллий, младший командир, а она – Юлия, дочь одного из самых могущественных людей Рима, и должна выйти замуж по расчету, безропотно следуя воле отца. И все это на фоне красот и опасностей древнего мира, еще знающего моды на истории о попаданцах.
«— Мы доплыли, путник, — заявил капитан. — Я выполнил уговор. Пора бы и рассчитаться.
— Это Карфаген? — спросил Федор.
Капитан ухмыльнулся.
— А ты думал, я привез тебя в Александрию?
— Хорошо, — кивнул Федор, взявшись за мачту и всматриваясь в приближавшуюся полосу прибоя. — Как только я окажусь в порту, ты получишь свои деньги.
Капитан с неудовольствием поморщился, но Федор остался неумолим.
Вдоль берега, укрепленного мощной крепостной стеной с башнями, выстроенными на расстоянии полета стрелы друг о друга, курсировало несколько квинкерем. Там же имелись внешние массивные каменные причалы. А вход во внутреннюю гавань был перегорожен мощной дамбой, рассекаемой надвое узким сквозным проходом. Метров тридцати, не больше. В него, едва не задевая веслами край, чтобы разойтись со встречным транспортом, сейчас заходило крупное военное судно. А помимо зерновоза из Сардинии, ко входу в гавань спешило еще с десяток судов. Движение здесь оказалось оживленным, и вполне могла образоваться очередь.
«Да, тут и мышь не проскочит, — подумал Федор, переводя взгляд с дамбы на живописный город, поражавший воображение. Его внимание привлек высокий холм с защищавшей его со всех сторон могучей цитаделью и выстроенным на вершине пирамидальным храмом, служившим как бы продолжением самого холма. От подножия храма земля расходилась террасами, поросшими яркими цветами. — Так вот где обосновалась царица Элисса».
С моря город казался огромным. Это был лучший порт в западной части Средиземного моря, где обитало чуть меньше миллиона жителей. Если историки, труды которых он читал в прошлой жизни, не обманывали, то Федор приближался сейчас к берегам одного из самых крупных и богатых городов античного мира. И на первый взгляд, это весьма походило на правду».
«Имперская идеология требовала от монарха постоянного расширения государства — приходящая по воле богов военная удача способствовала поддержанию авторитета царя. В письмах персидский царь именовал себя «господином всех людей от восхода солнца до заката». Его власть ограничивалась лишь морями, а вода из приграничных рек как символ подчинения хранилась в царской сокровищнице. Подобная идеология Ахеменидов считается восходящей к ассирийской с определенными иранскими особенностями.
Поводом же для войны могла послужить месть за неспровоцированное нападение, как это было в случае со скифами, восстание, помощь союзникам с намерением расширить свои владения, оскорбление царя. Так походы Дария и Ксеркса на Элладу «Отец истории» объяснял местью афинянам и эретрейцам за вторжение в Азию и сожжение Сард и храма Кибелы, а на самом деле – стремлением подчинить Грецию».
Александр Нефёдкин. Военное дело древних персов
В научном издании подробно рассказывается о военной машине Ахеменидской империи и разнообразии используемых в войнах средств, от осадных машин до морских судов. Также Нефедкин сравнивает персидскую армию при Ахеменидах и Сасанидах, в том числе — её основное вооружение. "В Сасанидский период сохранилась традиция стрельбы знаменитых персидских стрелков, хотя лучники теперь стали верховыми и стреляли из более мощного так называемого "сасанидского" сложносоставного лука". Уделено внимание и царской гвардии.
Персидские воины во времена всего за несколько десятилетий смогли сокрушить соседние великие державы (Мидии и Вавилонии), покорив огромные территории селения, многочисленные немирные племена и взять самый легендарный город древнего мира — Вавилон. При его осаде персы умело использовали знание окрестностей. В Ахеменидской империи были должности начальников разведки — так называемые «царево око» и «царево ухо», упоминаемые в документах. Так Ксенофонт утверждал, что в персидской армии разведка велась уже при самом Кире Великом. Так Геродот упоминает, что даже будучи простым мальчиком, во время игры с детьми, юный Кир назначил одного из своих товарищей "оком царя".
По традиции, царь (или руководивший войсками от его имени полководец) размещался в центре построения армии и отдавал приказы своим военачальника. Царской колесницей управлял доверенный правителя, высокого происхождения, чьи члены рода были приближенными Ахеменидов. Как гласил древний обычай, самому властелину не полагалась брать в свои руки вожжи упряжных лошадей своей колесницы.
Присутствие самого владыки воодушевляло воинов, ожидавших достойной награды за свои предстоящие подвиги. Или гнева – в случае отступления, бегства, разгрома.
«Из собственно персидских городов наиболее укрепленными считались Персеполь и Пасгарды. Согласно описанию Диодора, цитадель Персеполя была окружена тройными стенами высотой в 16, 32 и 60 локтей (7, 14, 26 м). Судя по археологическим раскопкам, двойные стены (с башнями) на террасе Персеполя были сделаны из сырцового кирпича и имели толщину 4,5-15 м. Обнесение акрополя тройной стеной не было чем-то уникальным – таким образом, например, была укреплена цитадель персидских Сард».
Карина Сарсенова. 39 попугаев. Наставления для долгой и счастливой жизни
Сборник коротких стихотворений-притч посвящен одновременно и вечным проблемам мироздания, и острым вопросам современности – от кредитов до одиночества посреди толпы. Попугаи в названии напоминают о давней культурной традиции считать эту птицу символом мудрости. За свое умение подражать человеческой речи попугай в былые века в равной мере был почитаем и на Востоке, и на Западе. А красота и яркость оперения усиливала это восхищение. Художники Ренессанса очень любили изображать попугаев на своих полотнах. Считалось, что попугай способен замечать, когда люди ступают на неверный путь, грозящий не только житейскими невзгодами, но и духовным падением, и своими криками он старается предупредить об этой опасности.
Каждая притча сборника рисует картинку из нашей жизни, напоминая о том, сколь важно уметь вовремя взглянуть на себя и ситуацию со стороны. Осознанность поведения и отказ от токсичных мыслей, равно как и от общения с людьми, привносящими ненужное даже им самим беспокойство, способны действительно изменить жизнь. На страницах книги нашлось место и острой сатире, и философским размышлениям, и мягкому юмору. Графические иллюстрации дополняют текст, придавая изданию дополнительную выразительность.
«Настоящая мать
Или отец
Не та и не тот,
Кто родил
Или воспитал,
Наконец.
А тот, кто не сделает зла другому ребенку.
Щенку, птенцу,
Котенку…»
«Когда Фараби, следуя Аристотелю, говорит, что человек по своей природе немыслим вне цивилизации, он тем самым утверждает необходимость общества и города; свой совершенный город он противопоставляет существующему городу, а также всем другим городам, которые когда-либо были или будут. Этот город — не плод воображения, философ чертит его план согласно своим теоретическим воззрениям; гипотетически существует возможность его построения на земле. Хотя совершенный город не был построен, его основополагающий принцип, согласно которому философия является основой государственного управления и цивилизации, в продолжение истории Запада в некоторой степени был претворен в жизнь — но, увы, все построенные города оказались либо невежественными, либо заблудшими, и среди них не оказалось ни одного совершенного. Однако если, исследуя совершенный город Фараби, мы станем воспринимать его как практическое руководство и инструкцию и рассуждать об осуществляемости или неосуществляемости начертанного им плана, то не поймем намерения Фараби»
Ишрак №10
Классическая философия Востока высоко ценилась на Западе еще в Средние века. Недаром многие восточные мыслители были известны и под латинизированными именами – например, Авиценна (Ибн Сина), Альфарабиус (ал-Фараби), Аверроэс (Ибн Рушд). Ал-Фараби был автором знаменитых комментариев к трудам Аристотеля и Платона, за что получил от арабских интеллектуалов почетное прозвание «Второй учитель».
Исследованию научного наследия ал-Фараби посвящен первый раздел нового выпуска философского ежегодника «Ишрак» («Озарение»). Труды этого мыслителя оказали заметное влияние на европейскую философию и ряд других дисциплин. В частности, представление об идеальном городе, развитое ал-Фараби на основе работ Платона, и сегодня остается популярным как среди урбанистов, так и среди фантастов. Правда, попытки воссоздать такой город в реальности обычно терпели неудачу. Это учение ал-Фараби подробно рассматривается в одной из статей сборника — как и то обстоятельство, что его идеальный город имел, в первую очередь, характер философской задачи, а не практического руководства по градостроению. Ведь ал-Фараби особое внимание уделял жителям такого города, которые были описаны им как абсолютное воплощение всех добродетелей.
«Цель существования человека — достижение предельного счастья и конечного совершенства путем совершения благих дел. Человек теоретически имеет бесконечное количество возможностей выбора — однако в силу ограниченности материального мира некоторые из них на деле оказываются недоступными ему. Поэтому человек должен не тщетно добиваться невозможного, а выбрать то действие, которое в наибольшей мере способствует достижению им его конечной цели. Знание цели и наиболее удобных способов достижения ее являются непременными условиями верного выбора. При этом, разумеется, совершение верного выбора отнюдь не обеспечивает достижения цели. Фараби полагает, что для того, чтобы достичь выбранной цели, человек должен пройти три ступени: выбрать цель, установить, какие действия необходимо совершить ради ее достижения, и совершить эти действия».
"В российских гимназиях уже в начале двадцатого века училось больше девочек, чем мальчиков, тогда как в большинстве европейских государств женское полное среднее образование сильно отставало от мужского вплоть до 60-х годов ХХ века. Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была гораздо более развита, чем в Германии, Франции и Англии. Это вполне опровергает до сих пор распространенный миф о забитости женщин в Царской России…"
Борис Галенин. Царская школа. Государь Николай II и Императорское русское образование
Это научное издание посвящено подробному исследованию образовательной системы Российской империи в конце XIX – начале XX веков. Рассказывается об университетах, ремесленных училищах, а также о возможности для женщин получать среднее и высшее образование. В указанное время далеко не во всех частях даже тогдашнего цивилизованного мира признавалось право женщин учиться наравне с мужчинами. Российская империя в этом смысле была одной из самых передовых стран. Началом женского образования в России традиционно считается 1764 год, когда в Петербурге, по «мысли» Ивана Ивановича Бецкого, секретаря императрицы Екатерины Великой и президента Императорской Академии искусств, было открыто «воспитательное общество благородных девиц», ставшее впоследствии знаменитым Смольным институтом.
При императоре Николае II в России проводилась реформа образования. Министр народного просвещения граф Павел Игнатьев сумел заметно расширить сеть средних и высших учебных заведений. Это было достигнуто несмотря на Первую мировую войну и вызванные ею проблемы с финансированием. Уровень многих высших учебных заведений в России был весьма высок. Например, Николаевская инженерная академия давала математическое и естественно-научное образование, считавшееся одним из лучших в Европе.
В издании уделено также внимание многим общественным вопросам, неотделимым от эффективности системы образования и последующего трудоустройства выпускников учебных заведений. Также в тексте рассказывается и о тенденциях в духовном образовании (семинариях и академиях), существовавших в дореволюционной России: "семинарии стали рассадниками деятелей революционного движения от Чернышевского до Сталина". Галенин проводит сравнительный анализ российской императорской образовательной системы существовавшими в конце XIX столетия германской, британской и американской системами.
«Между 1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшего образования, что, в общем-то, и так очевидно при наличии такого числа вновь открытых вузов. Не менее активно росло и число студентов. В итоге к началу Первой мировой войны российская системы высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения)».
«Способность взламывать людей теоретически может быть использована в благих целях, например, для обеспечения гораздо лучшего уровня здравоохранения. Но это вряд ли. Гораздо более вероятным результатом развития выглядит возникновение самого худшего тоталитарного режима в истории человечества.
Достаточно представить себе страну через 20 лет, когда все будут обязаны носить биометрический браслет или датчик, который постоянно контролирует кровяное давление, частоту сердечных сокращений, мозговую деятельность 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. От себя добавим, что, скорее всего, к тому времени, даже какой-то браслет или датчик не понадобиться, все данные будут сниматься непосредственно с человека. когда он слушает речь великого вождя, власти всегда знают, что он на самом деле чувствует. Человек может хлопать в ладоши и улыбаться, но, если внутренние параметры организма отличаются внешних проявлений и стандартных компьютерных моделей, власти знают, что завтра этот человек будет направлен в лагерь на «перевоспитание», а то и вообще утилизирован»
А.В. Лежава. На пути к Новой Швабии
Выражение, давшее название этой книге, напоминает о том, как Третий рейх претендовал на земли Антарктиды, отправив туда экспедиционное судно «Швабия». А после его разгрома появились легенды, гласившие, что вождям рейха удалось сбежать накануне падения Берлина и переселиться в тайные подземные (и подледные) убежища на шестом континенте. Якобы это могло произойти благодаря развитию новейших на тот момент и строго засекреченных технологий.
Возможные пути развития современной цивилизации продолжают провоцировать мысли о тайнах, возможно, весьма опасных для человека и человечества. Итак, к чему может привести развитие биоинженерии, машинного и искусственного интеллекта? К формированию системы, которая будет понимать людей лучше их самих, предсказывать их настроения, побуждения, чувства и так мастерски манипулировать множеством людей, что им самим будет незаметно. И поэтому люди будут думать, что они все решают сами…
Влияние масс-медиа и новейших технологий на жизнь людей дало о себе знать не сегодня, а намного раньше. Так, вечером 30 октября 1938 года по радио началась трансляция «Войны миров» — адаптированного одноименного романа Герберта Уэллса, поставленного Орсоном Уэллсом. Действие книги было перенесено в американскую современность и события пересказаны в виде живых выпусков новостей, чтобы быть представленными как реальные развёртывающиеся события, и используя названия реальных мест и людей. Несмотря на то, что во время трансляции четыре раза говорилось, что это оригинальная инсценировка романа, среди миллионов американских радиослушателей началась паника. И опыт шокирующей радиопостановки скоро стал активно использоваться в пропаганде и рекламе.
«В современном информационном мире, где будущим крепостным с 10 лет будет разрешено иметь мобильный телефон, а семье – ноутбук, где люди будут максимально отделены друг от друга, алгоритмизированная цензура будет представлять огромную проблему и угрозу для любого, не согласного с генеральной линией элиты.
Собственно говоря, это проявляется уже сегодня, когда технологические гиганты под лозунгами борьбы, как они считают, с недостоверными или «фальшивыми» новостями затыкают несогласные голоса и мнения. Раньше это прямо называлось цензурой, но на новоязе это обозначается более уклончиво вроде «проверки соответствия фактам».
Если раньше цензурой и такими проверками занимались люди, то теперь это все больше переходит под компьютерный алгоритмический контроль. Миллионы людей ежедневно публикуют свои сообщения в интернете, и если их почему-то не видно пользователям сети, то их либо не найдут, либо не узнают, либо скоро забудут.
Жестоких запретов не будет, а исчезновение произойдет так медленно и постепенно, что этого никто не заметит. Это будет похоже на то, как маленькая звезда в ночном небе – одна из миллионов – постепенно затмевается, поскольку соседние солнца становятся все больше и ярче, пока не станет совсем не видна».
«Сначала времён люди смотрели на небо и думали о звездах. Они пытались постичь тайны созвездий и небесных светил, слагая о них легенды и давая им имена.
Звезды и светила всегда были рядом с нами. Они освещали дорогу, предсказывали погоду, пугали и восхищали, придавали сил и дарили надежду. А некоторые из них даже становились нашими друзьями. Так, моим другом была Большая Медведица. Давным-давно я жила в маленьком городе на конечной остановке автобуса номер семь. Уроки заканчивались поздно, и возвращаться домой приходилось по темноте. От остановки до дома нужно было идти по дороге без фонарей. Иногда где-то вдалеке выли собаки (впрочем, это могли быть и волки), слышалась чья-то ругань или навстречу мне выплывал силуэт незнакомого прохожего. Тогда, чтобы не бояться, я искала глазами Большую Медведицу и просила её проводить меня до дома. В ответ она загоралась ярче прежнего. Я шла по тёмной безлюдной улице, и моим светом были семь звёзд Большой Медведицы!»
Марина Бабанская. Истории северного неба. Сказки народов Сибири и Дальнего Востока о созвездиях
В этой красочной книге (художник Карина Соловьёва) есть увлекательные истории о созвездиях и светилах, которые столетия назад рассказывали друг другу обитатели Сибири и Дальнего Востока. Это были эвенки, кеты, хакасы, буряты, алтайцы (в тексте коротко рассказывается о них и их традициях) и представители других народов, живших рядом с ними. Имена героев тех сказаний до сих пор на слуху в этих краях. Сюжеты сказаний бережно передавались в поколения в поколения. Исконные рыболовы и охотники, кеты — немногочисленный коренной народ Енисейского Севера, — авторы многих сказок и преданий, в которых рассказывается о видимых человеческому глазу созвездиях, Солнце и Луне.
Так в сказке «Человек без души» (по мотивам мифов и сказок кетов) говориться о том, что жил когда-то одинокий охотник по имени Лямта, у которого не было ни дома, ни семьи. И вот однажды он оказался за пределами родного леса. Схватила его Хосядам, глава всех злых духов на земле, которая по легенде жила со слугами своими у подножия Великих гор, на Большой воде, на семидесяти семи островах, и вредила людям.
Но Солнце решило не отдать ей своего человека, и тогда они начали тянуть Лямту каждый в свою сторону. И тело охотника досталось Солнцу, но его взгляд остался холодным и пустым. Солнце пыталось вдохнуть в него жизнь, но тщетно.
«Отчаявшись, Солнце сказало:
— Я даю тепло всему миру, но не в моих силах согреть человека, у которого украли душу. Отправляйся на другой конец неба, Лямта! Мне больно видеть тебя таким. Мы будем встречаться с тобой лишь раз год — в самый длинный день. И этого для меня будет довольно.
Солнце отправило Лямту на тёмную сторону неба и оставили там. А ночью он обернулся тонким месяцем и осветил землю своим холодным светом. И только старый ворон на берегу Енисея знал историю Лямты, но никому её не рассказывал».
Сайт онлайн-журнала ужасов и мистики "Darker", 26 декабря 2022 г., Жюри: Олег Кожин, Дмитрий Костюкевич, Наталья Криштоп, Ирина Епифанова, Дарья Бобылёва, Александр Прокопович, Александр Щёголев, Андрей Миллер, Баязид Рзаев, Александр Подольский, Евгений Сокарев, Евгений Колядинцев, Артём Агеев.
Издательство: М.: Бомбора, 2022 год, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-04-177708-1 Серия: Книги, о которых говорят
Аннотация: Предательство, потеря родного дома, известие о смертельной болезни — всё это обрушилось на 50-летних супругов из Великобритании разом, совершенно внезапно. Растерянные, отчаявшиеся, почти без денег, они принимают самое, казалось бы, безумное решение: отправиться в поход по юго-западной береговой тропе протяженностью 630 миль, знаменитой своей суровой красотой. В 2013-м году, с трудом закинув на плечи рюкзаки с самым необходимым, они тронулись в путь по захватывающим дух пейзажам, подвергаясь всем трудностям жизни в дикой природе и меняясь с каждым шагом. Поход, описанный в книге, занял у автора и её мужа более ста дней, за которые они преодолели около 630 км и поднялись на высоту, в четыре раза превосходящую подъём на Эверест.
Аннотация: Дарий Великий, царь царей, вел на Грецию огромную армию. На пути у персов, многократно уступая им численно, встало войско свободных афинян. В неравном сражении победа осталась за греками. Но люди быстро забывают, что за свободу заплачено кровью. Спустя десять лет афинское общество расколото, правители погрязли в интригах. И уже новая персидская армия, мощнее первой, пересекает Геллеспонт, чтобы стереть ослабевшие Афины с лица земли. Перед лицом смертельной опасности афиняне обращаются за помощью к своим союзникам-спартанцам… Впервые на русском!
Аннотация: Десмонд Фицджеральд умен, невероятно привлекателен, к тому же обладает божественным голосом. Его ждет блестящее будущее. Окончив семинарию, он становится священником, побеждает в Риме на музыкальном конкурсе и отправляется по назначению в приход в Ирландию, где быстро находит общий язык с главой местной церкви и прихожанами. Но вдруг налаженная жизнь рушится с головокружительной быстротой. И как всегда, виновата женщина... Это роман о потерянных возможностях и мечтах, о праве на ошибку и о том, что всегда есть шанс начать все сначала. Семь лет назад Грейси Линдсей, попав в беду, покинула город, чтобы родить ребенка, потом вышла замуж и уехала в Индию. И вот теперь после смерти мужа Грейси возвращается в родной город, чтобы начать все сначала. Но общество маленького городка не оставляет ее в покое, и прошлое молодой женщины начинает преследовать ее… Роман «Грейси Линдсей» публикуется на русском впервые!
Комментарий: Два внецикловых романа. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины У. Ханта.
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2023 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-171322-5 Серия: Tok. Слишком близко. Семейные триллеры
Аннотация: Давнего друга Лиззи обвиняют в убийстве жены, и только она, как юрист, может помочь ему избежать обвинения. Поддавшись его просьбам, она берется за дело, хотя по-настоящему не уверена в его невиновности и ненавидит работать с криминалом. Более того, у самой Лиззи есть пара мрачных секретов, о которых не должна знать общественность, и которые могут всплыть, если она не будет осторожна. И чем больше Лиззи погружается в запутанную историю убийства, которое произошло после легкомысленной светской вечеринки, тем больше тревожных параллелей она проводит с собственной жизнью. Вскоре под угрозой оказываются ее репутация, карьера и отношения с мужем. Никому и ничему нельзя верить, Лиззи всегда это знала. Но раз за разом она совершает эту ошибку.
Издательство: М.: Popcorn Books, 2022 год, 7000 экз. Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 272 стр. ISBN: 978-5-6047181-2-4 Серия: Brave New World
Аннотация: Нацуки не похожа на других девочек. У неё есть волшебная палочка и зеркало превращения. Она может быть ведьмой или пришельцем с другой планеты. Вместе со своим двоюродным братом Юу Нацуки проводит лето в диких горах Нагано, мечтая о других мирах. Когда ужасная череда событий угрожает разлучить двух детей навсегда, они дают обещание: выжить несмотря ни на что. Теперь Нацуки выросла. Она ведёт спокойную жизнь со своим мужем и старается выжить, притворяясь нормальной. Но требования семьи Нацуки растут, её друзья недоумевают, почему она до сих пор не беременна, и тёмные тени прошлого преследуют её. Убегая из пригорода в горы своего детства, Нацуки готовится к воссоединению с Юу. Помнит ли он их обещание? И поможет ли сохранить его?
Издательство: М.: Эксмо, Бомбора, 2023 год, 2000 экз. Формат: 60x100/8, твёрдая обложка, 240 стр. ISBN: 978-5-04-170670-8 Серия: Подарочные издания. Кино
Аннотация: «Воображение — это сила, которая действительно может показать реальность». — Джеймс Кэмерон. Джеймс Кэмерон — один из самых успешных и, пожалуй, один из самых масштабных режиссеров современности. Он создает удивительные миры, равных которым попросту нет. Он — признанный гений блокбастера! Кэмерон начал свой путь в кинематографе с провального фильма «Пираньи 2», но дальше вопреки всему вознесся на вершину Голливуда, снимая блокбастер за блокбастером: «Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Титаник», — и собирая престижные кинонаграды. Все мы неизбежно плакали над финалом «Титаника» или переживали за Сару Коннор в «Терминаторе». И совершенно точно весь мир затаив дыхание ждет вторую часть «Аватара». «Джеймс Кэмерон. Иллюстрированная биография. От "Титаника" до "Аватара"» — настоящая энциклопедия творчества Кэмерона. Это большое подарочное издание на мелованной бумаге, посвященное одному из самых великих режиссеров наших дней. Внутри вы найдете хронику его творческой жизни, весь его путь — от «Терминатора» и «Бездны» до беспрецедентного «Аватара». Как он начинал, что его вдохновляло, что мешало и, самое главное — чего ждать от него в будущем. Помимо историй о создании фильмов, внутри содержится множество красочных иллюстраций — архивные материалы, редкие фотографии со съемок, комментарии самого режиссера и воспоминания актеров и членов съемочных групп.
Издательство: М.: Синдбад, 2023 год, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-00131-463-9
Аннотация: Математик страховой компании Хенри Коскинен просчитывает и вычисляет абсолютно все — и на работе, и в личной жизни. Но однажды оказывается в ситуации, когда математическая статистика и теория вероятностей не смогут ему помочь. Хенри неожиданно теряет работу и еще более неожиданно получает в наследство после смерти брата парк приключений. А с ним — серьезные финансовые проблемы: оказывается, брат взял средства для развития бизнеса у представителей криминального сообщества, которые хотят вернуть свои деньги и обещают не церемониться. Не помогает Хенрику сосредоточиться на вычислении выхода из положения и знакомство с Лаурой, чьи легкомысленность и неупорядоченный образ жизни одновременно приводят его в замешательство и притягивают. По мере того как давление теневых кредиторов усиливается, а отношения с Лаурой развиваются, страховой математик сталкивается с ситуациями и эмоциями, которые не поддаются Формулам и алгоритмам. Сумеет ли Хенри просчитать будущее своего нового бизнеса и их с Лаурой отношений?
Аннотация: Аран не знает, где его настоящий дом: на земле или в океане? В книге "Превращение" читатели вместе с главным героем перенесутся в место встречи суши и воды, и им предстоит самим понять, что из описанного правда, а что вымысел. Аран всегда чувствовал, что не похож на своих братьев. Он родился в человеческом обличье и каждый день, когда стая уплывала в глубины океана, оставался на берегу в одиночестве. Что, если мальчик никогда не станет таким, как они? Знает ли Луна о его существовании? Подвергает ли он опасности стаю? Эти вопросы задаёт себе Аран каждый день и не находит ответа. Его жизнь осложняется, когда мать отправляется на север в поисках помощи и оставляет его на отдалённом острове. Жизнь на суше полна чудес и опасностей, о которых Аран и не подозревал до этого дня. Перед мальчиком встаёт вопрос, который определит всю его будущую жизнь: будет ли он бороться за своё место на суше или попытается стать частью клана в океане?
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 608 стр. ISBN: 978-5-04-123029-6 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: Любовь, которая не подвластна ни времени, ни обстоятельствам, ни ударам судьбы. Если жизнь не балует, то можно ли ее ждать? Детство и юность воспитанницы пансионата для бедных девочек, Джейн Эйр, были безрадостными. Она вынуждена сама зарабатывать на хлеб, и кажется, что судьба к ней совсем не благосклонна. Все меняется, когда она устраивается гувернанткой в поместье загадочного мистера Рочестера. В ее жизнь приходит Большая Любовь. Но спасет она ее или погубит? Героине предстоит научиться принимать нелегкие решения и делать сложный выбор между чувством и долгом, сердцем и разумом, самопожертвованием и жизнью. Будет ли в конце этой пронзительной истории счастливый конец? Что бы ни случилось, вера в любовь и сострадание, в людей и справедливость, в человеческое достоинство и силу духа помогут героине с честью выдержать все испытания.
Переиздание в другой серии романа "Jane Eyre" (1847)
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 608 стр. ISBN: 978-5-04-094954-0 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: "Финансист" — первая часть знаменитой "Трилогии желания" Теодора Драйзера, в основу которой положена история жизни американского миллионера Чарльза Йеркса, сыгравшего значительную роль в разработке системы общественного транспорта в Чикаго и Лондонского метрополитена. Главный герой — Фрэнк Каупервуд — появляется на свет в семье мелкого банковского служащего, но благодаря незаурядному уму, железной воле и необычайной целеустремленности зарабатывает огромное состояние. Он попадает в мир роскоши и больших денег, оказывается в круговороте крупнейших финансовых операций, вращается в обществе лучших дельцов своего времени. Постепенно амбициозный юноша превращается в беспринципного, властного и жаждущего наживы миллионера. Жизнь как воплощение американской мечты, за которую придется дорого заплатить. И не только деньгами…
Аннотация: Эта история о великом воине, которому суждено править пятой частью мира. О мудреце, сумевшем собрать империю бо`льшую, чем у Александра или Цезаря. О брате, которому во имя процветания нации пришлось сделаться предателем. Эта история о хане Хубилае — поразительном человеке, имя которого достойно остаться в веках в одном ряду с именами Юлия Цезаря, Александра Македонского и Наполеона Бонапарта, ибо он был одним из величайших лидеров, которых когда-либо знал мир. Опасный, исконный враг грозит империи, неуклонно теряющей земли, завоеванные некогда могущественным Чингисханом. Но уже вошло в силу новое поколение его потомков, в жилах которых бурлят властолюбие, решительность и отвага Великого Хана… Хубилай мечтает об империи, что простерлась бы от моря до моря. Но Хубилай — ученый человек, и для осуществления его стремлений ему придется освоить искусство войны. Ему предстоит возглавить воинов своей страны в походе на край известного мира, а затем, истощив силы в кровопролитных битвах, схлестнуться в непримиримой схватке с собственными братьями.
Издательство: СПб.: Азбука, 2023 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 864 стр. ISBN: 978-5-389-22210-6 Серия: Non-Fiction. Большие книги
Аннотация: Эта фундаментальная монография о военном искусстве была написана почти два века назад и с тех пор переведена на многие языки мира и неоднократно переиздавалась. Ее автор — прусский офицер, участник Наполеоновских войн, чей личный опыт, безусловно, нашел отражение в трактате. Однако, чтобы постичь природу и законы войны, Клаузевиц изучил около 130 кампаний. Рассматривая различные аспекты войны (стратегию и тактику ведения боя, способы наступления и обороны, взаимосвязь войны и политики и т. д.), он подчеркивает решающее значение военного гения в исходе сражения. Клаузевиц писал, что «война — неотъемлемая часть борьбы человеческих интересов и поступков».
Комментарий: Монография. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Эмиля Хюнтена.
Переиздание в другой серии монографии "Vom Krieg" (1834)
Издательство: СПб.: Азбука, 2023 год, 2500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-389-22191-8 Серия: Звёзды мирового детектива, Майкл Коннели
Аннотация: В жизни Гарри Босха, детектива полиции Лос-Анджелеса, наступает черная полоса: его дом разрушен землетрясением, от него уходит любимая женщина и... он временно отстранен от работы за рукоприкладство. Зато теперь у Гарри появился досуг, чтобы изучить старые материалы дела об убийстве, произошедшем в далеком 1961 году. Это лично касается Босха: жертвой была его мать, "девушка по вызову". Почему преступление осталось нераскрытым? Кто истинный виновник ее смерти? В общем, не праздное любопытство вынуждает Босха противостоять демонам прошлого, и в ходе расследования выясняется, что все ниточки ведут к роскошной резиденции на Голливудских холмах. Босх приближается к разгадке с каждым шагом, и каждый шаг может оказаться последним...
Комментарий: Четвёртый роман из цикла о Гарри Босхе.
Издательство: М.: АСТ, Neoclassic, 2023 год, 2500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 736 стр. ISBN: 978-5-17-153054-9 Серия: Лем — собрание сочинений (Neo) часть собрания сочинений
Аннотация: В этот том вошла монография, исследующая проблемы литературы. Что определяет судьбу литературного произведения? Почему одни книги живут века, а другие забываются на следующий же день после прочтения? Существуют ли критерии, по которым возможно угадать будущий шедевр?
Комментарий: Монография, исследующая проблемы литературы.
Издательство: М.: Самокат, 2022 год, 7000 экз. Формат: 60x84/16, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-00167-116-9 Серия: Лучшая новая книжка
Аннотация: Вишневое дерево по имени Феличе было посажено в честь рождения дочери и росло вместе с ней. И оно стало героем детских воспоминаний ее сына: его другом в играх, местом познания и приключений, символом непрерывности жизни. Главный герой этой книги — дедушка, который со своей энергией, чувством свободы и способностью слышать дыхание дерева, кажется немного "странным". И так же легко, как дышит дерево, автор книги касается таких тем, как страдание и смерть близких, и искренне верит, что "человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него". Книга "Мой дедушка был вишней" вошла в список выдающихся книг для детей "Белые вороны", составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой, была отмечена премиями в Италии, Германии и Франции, а автор ее, Анджела Нанетти, была номинирована на главную премию в детской литературе — премию Г. Х. Андерсена. Для младшего и среднего школьного возраста.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Минковой.
Аннотация: Эдит Несбит (1858 — 1924 гг.) — английская писательница, прародительница жанра фэнтези. Клайв Стейплз Льюис под впечатлением от произведений Э. Несбит написал свой знаменитый цикл "Хроники Нарнии". В книгу вошли три повести: "Пятеро детей и Оно", "Феникс и ковёр" и "История с амулетом". В них рассказывается о приключениях братьев и сестёр. Дети находят удивительное существо по имени Саммиэд. Он тысячелетиями живёт в песке и может выполнять по одному желанию в день. Принесёт ли детям счастье исполнение желаний? Во второй повести появляется настоящий Феникс и ковёр, который может перенести мальчишек и девчонок в любое место, какое пожелаешь! Только ставить задачи ковру нужно правильно, а то окажешься где-нибудь в подземелье или на крыше. И как оттуда выбираться? А в третьей повести детям предстоит найти вторую половинку амулета, ведь только целый амулет исполнит самое заветное желание братьев и сестёр. Одно на всех! Для этого детям предстоит отправиться в далёкое прошлое и разгадать тайны египетских фараонов и вавилонских цариц. Пересказ Ирины Токмаковой. Для младшего школьного возраста. Если долго рыть яму в песке, мечтая выкопать тоннель аж до самой Австралии, то можно наткнуться на что-то интересное! Или на кое-кого… Пятерым детям удивительно повезло, они наткнулись на песчаную фею с пушистой шерстью, скверным характером и одним чрезвычайно соблазнительным свойством — умением исполнять одно желание в день. Каждое утро Саммиэд осуществляет мечты братьев и сестёр. Только из каждого воплощённого желания получается какая-то ерунда. В чём тут секрет? Иногда детям кажется, что странное существо насмехается над ними! Смогут ли они понять свои истинные желания, или встреча с Саммиэдом оказалась бессмысленной?
Комментарий: Трилогия "Саммиэд" в одном томе. Иллюстрация на обложке и титуле В. Челака.
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 354 стр. ISBN: 978-5-04-162709-6 Серия: Элегантная классика
Аннотация: Старый друг лучше новых двух. С последней страницей «Маленьких женщин» история семейства Марч не закончилась. Мег, Джо, Бесс и Эми расцвели и из «маленьких» женщин превратились во взрослых девушек. Им предстоит выпорхнуть из семейного гнездышка и выбрать жизненный путь. Кто-то будет искать свое счастье, а кто-то — себя. Их ждут новые заботы, радостные моменты, романтические встречи и горечь утрат. Воздушные замки, построенные в детстве, начинают рушиться. Взрослый мир готовит новые испытания. Однако сестры не готовы терять надежду на лучшее. Станут ли они хорошими женами, как обещает название книги? Эта светлая книга вызывает улыбку, отвлекает от бед и погружает в атмосферу уюта и тепла. Роман способен поднять настроение читателям любого возраста. История семейства Марч была неоднократно перенесена на широкие экраны. Последняя экранизация 2019 года со звездами мирового масштаба в главных ролях покорила сердца зрителей и кинокритиков, а также была номинирована на «Оскар» в шести категориях и получила награду за «Лучший дизайн костюмов».
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-173267-7 Серия: Яркие страницы
Аннотация: Многие привыкли воспринимать Оруэлла только в ключе жанра антиутопии, но романы "Дочь священника" и "Да здравствует фикус!" познакомит вас с другим Оруэллом, мастером психологического реализма. Оба романа социально-критические, об одиночках, не вписывающихся в общество. "Дочь священника". Англия, эпоха Великой депрессии. Дороти — дочь преподобного Чарльза Хэйра, настоятеля церкви Святого Ательстана в Саффолке. Она умелая хозяйка, совершает добрые дела, старается культивировать в себе только хорошие мысли, а когда возникают плохие, она укалывает себе руку булавкой. Даже когда она усердно шьет костюмы для школьного спектакля, ее преследуют мысли о бедности, которая ее окружает, и о долгах, которые она не может позволить себе оплатить. И вдруг она оказывается в Лондоне. На ней шелковые чулки, в кармане деньги, и она не может вспомнить свое имя... Это роман о девушке, которая потеряла память из-за несчастного случая, она заново осмысливает для себя вопросы веры и идентичности в мире безработицы и голода. Гордон Комсток — главный герой романа "Да здравствуйте фикус!", бросил хорошую работу, перешел в книжный магазин, где получает половину денег от своей прежней зарплаты. Ведь он ненавидит общество потребления, материальные ценности и пошлость обыденного уклада жизни, которые символизирует фикус на окне. В своей реакции на чудовищную систему он сам превращается в своего рода чудовище. Комсток проходит путь к пониманию, что спасение можно найти не в побеге от жизни, а в столкновении с ней.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2023 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 704 стр. ISBN: 978-5-389-21313-5 Серия: The Big Book
Аннотация: Уилбур Смит (1933–2021) родился в Северной Родезии (Южная Африка). Его перу принадлежат 49 историко-приключенческих и остросюжетных романов. За свои заслуги в области литературы Уилбур Смит удостоен Британской национальной книжной премии. В сборнике представлены одни из самых известных его «сольных» романов — «Глаз тигра» и «Не буди дьявола» в новых переводах. Гарри Флетчер решил покончить с криминальным прошлым («Глаз тигра»). Он поселился на острове у берегов Южной Африки и теперь честно — ну или почти всегда честно — зарабатывает на жизнь, устраивая для туристов морские прогулки с рыбалкой. Но однажды на борту его катера появляются крутые парни, и интересует ихт вовсе не рыба — они ищут затонувшее в океане сокровище древних индийских царей: золотой трон в виде тигра, с инкрустированным бриллиантом, которому нет цены. Вскоре Гарри понимает, в какую опасную авантюру ввязался, ведь если поиски увенчаются успехом, лишних свидетелей попросту уберут... Судьба свела их в Занзибаре, и с этого момента старый пройдоха Флинн и простодушный Себастьян стали браконьерствовать на территории германских колоний Африки («Не буди дьявола»). Счмтая себя неуязвимыми, они совершают ограбление резиденции кайзеровского наместника. Кто мог подумать, что после этого для них разверзнутся врата ада и ничто в их жизни уже не будет прежним?..
Аннотация: Нидерландский философ-рационалист, один из главных представителей философии Нового времени, Бенедикт Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился в Амстердаме в 1632 году в состоятельной семье испанских евреев, бежавших сюда от преследований инквизиции. Оперируя так называемым геометрическим методом, философ рассматривал мироздание как стройную математическую систему и в своих рассуждениях сумел примирить и сблизить средневековый теократический мир незыблемых истин и науку Нового времени, постановившую, что лишь неустанной работой разума под силу приблизиться к постижению истины. За "еретические" идеи Спиноза в конце концов был исключен из еврейской общины, где получил образование, и в дальнейшем, хотя его труды и снискали уважение в кругу самых просвещенных людей его времени, философ не имел склонности пользоваться благами щедрого покровительства. Единственным сочинением, опубликованным при жизни Спинозы с указанием его имени, стали "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с "Приложением, содержащим метафизические мысли". Главный же шедевр, подытоживший труд всей жизни Спинозы, — "Этика", над которой он работал примерно с 1661 года и где система его рассуждений предстает во всей своей великолепной стройности, — вышел в свет лишь в 1677 году, после смерти автора.
Комментарий: Философские трактаты. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Л. Лотто (в издании не указан).
Переиздание в другой серии сборника философских трактатов
Аннотация: Автостоп — ненадежный способ передвижения. К тому же в такую жару ни один водитель не откроет дверь кабины настолько, чтобы вы успели забраться внутрь. Таковы выводы Джека Ричера, бывшего военного полицейского, который спешно покидает техасский городок из-за проблем с одним местным копом. Джеку без разницы, кто согласится подвезти его, лишь бы это было поскорее. К его полному изумлению, машина останавливается на раскаленной дороге через три минуты после того, как он проголосовал. Это личный рекорд Ричера. Тем более что за рулем роскошного "кадиллака" женщина — красивая, молодая и, судя по всему, богатая. Но обольщаться рано — ею движет вовсе не сердечная доброта и не внезапно вспыхнувшее влечение к незнакомцу. Кармен Грир угрожает опасность, и она рассчитывает на его помощь. Ее план звучит невероятно, если не сказать дико, но, во-первых, Ричеру в прямом смысле некуда деваться, а во-вторых, он никогда не мог устоять перед дамой, попавшей в беду. Рисковать ему не в диковинку, и если уж Джек Ричер не сможет все уладить, то кто тогда?..
Аннотация: Имя чешского писателя, учителя и историка Эдуарда Шторха широко известно не только на его родине, но и в других странах. Приключенческие романы Шторха, посвященные далекому прошлому человечества, и по сей день вызывают интерес у юных (и не только!) читателей. Шторх неоднократно бывал в археологических экспедициях, принимал участие во многих раскопках — и, чтобы поделиться своими знаниями с молодым поколением, он начал писать книги о жизни первобытных людей. Так на свет появился главный герой самого успешного романа Шторха «Охотники на мамонтов» (1918) — мальчик Копчем, живущий 20–30 тысяч лет тому назад где-то в нынешней Южной Моравии. Копчем, как и все его сородичи, занимается собирательством, рыбной ловлей и охотой, а в свободное время резвится с такими же мальчишками, как он сам, наслаждаясь солнцем и воздухом. Под руководством сильного вожака соплеменники Копчема кочуют, выбирая для стоянок более безопасные и сытные места. Каждому в племени отводится своя роль: мужчины охотятся, кормят женщин и детей, а те ведут хозяйство, шьют одежду из шкур и дежурят у очага. Первобытных людей всюду подстерегает опасность: они гибнут от лап хищников, болеют, сражаются с соседями, иногда голодают, мерзнут. При этом каждый их день наполнен удивительными для современного человека встречами с дикими животными и стихией… Роман с иллюстрациями замечательного чешского художника Зденека Буриана публикуется на русском впервые в полном переводе!
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации З. Буриана.
Издательство: М.: АСТ, 2023 год, 20000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 978-5-17-148313-5 Серия: Иллюминация истории
Аннотация: История России, рассказанная через судьбы самых ярких фигур отечественного пантеона. Ведь самое интересное в истории — люди, которые ее делали. В фокусе внимания Бориса Акунина, автора многотомной "Истории Российского государства", те исключительные личности, кто в силу обстоятельств и человеческих качеств словно излучают сияние, не угасшее и в наши времена. "Иллюминация истории" — литературно-исторический эксперимент. Каждый том будет состоять как из исторических очерков, так и из беллетристических новелл. "Яркие люди Древней Руси" — это двенадцать очерков и двенадцать новелл о двенадцати людях, без которых сегодняшняя Россия получилась бы несколько другой, а в некоторых случаях — даже и совсем другой.
Издательство: Ростов-на-Дону: Феникс, 2022 год, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-222-37952-3 Серия: Тонкости жизни
Аннотация: ...Хорошо начинался тот сентябрьский день. Дочь Лукерья умчалась поутру в университет, они с мужем проснулись часов в одиннадцать: только позавчера вернулись из Греции, впервые за последний год провели десять дней вдвоем — хорошие, мирные десять дней, без мужниных колкостей и раздражения по пустякам. Конечно, он уставал, конечно, ему много приходилось тянуть на своих плечах, к тому же — критический возраст: им как раз минуло сорок пять. То есть, по всем правилам, она, Тина, становилась "ягодка опять", а муж ее, Юра, должен был переживать кризис под названием "как — и это всё?". Что-то с ним явно происходило непривычное. Тина и подругам жаловалась, что Юрка стал "прямо как не родной", огрызается непонятно на что, доброго слова от него не дождешься. И как бы она ни старалась, ничем ему было не угодить. Прямо другой человек появился на месте ее любимого Юрки. Двадцать два года вместе, срослись намертво, все друг про друга знают, понимают, чувствуют, но вдруг — колючие взгляды, слова, огрызания. И обнять себя не дает, отстраняется, и иронизирует над каждым ее словом..."
Издательство: М.: Вече, 2022 год, 800 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-4484-3281-1 Серия: У истоков Руси
Аннотация: XIII век. Печально закончилась битва при Калке — татарское войско истребило почти всю русскую рать. На Руси поминают павших воинов, но, как оказалось, не все, кто считался погибшим, сложил голову в той битве. Евпатий Коловрат и его оруженосец Найдён выжили и, будто призраки, являются в Рязань, к родному порогу. И всё же рано радоваться. Это только кажется, что беда позади, а на самом деле она впереди: татары почувствовали свою силу, готовятся к новому походу, а опыт Калки мало кому на Руси пошёл в науку. Кажется, русские князья и прочие власть имущие готовы повторить недавние ошибки. Эта книга является продолжением романа "Волки Дикого поля", ранее опубликованного в этой же серии.
Издательство: М.: АСТ, 2022 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-17-152511-8 Серия: Сестра Пелагия
Аннотация: Роман "Пелагия и красный петух" завершает трилогию о приключениях непоседливой очкастой монахини, преосвященного Митрофания и губернского прокурора Матвея Бердичевского. На сей раз запутанная нить, которую разматывает сестра Пелагия, заводит ее слишком далеко — туда, откуда, быть может, и вовсе нет возврата…
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 704 стр. ISBN: 978-5-04-163512-1 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: Эта книга о судьбах России и мира, человека и человечества. Одна из самых фантастических и неожиданных в сокровищнице русской философии и литературы.«...я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были для нас своего рода апокалипсисами — откровениями о могуществе мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света». — Даниил Андреев
Переиздание в другой серии трактата "Роза Мира" (1991)
Издательство: М.: АСТ, 2022 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-138641-2 Серия: Книги Михаила Веллера
Аннотация: Новая книга Михаила Веллера — о романтике и многообразии жизни в Советском Союзе, где собственные приключения и смены профессий автора соединены с анализом коммунистической мечты и наступившего мирового пожара. 2-е издание, дополненное.
Комментарий: 2-е издание, дополненное.
Переиздание в другой серии авторского сборника "Шайка идиотов" (2020)
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 705 стр. ISBN: 978-5-04-116669-4 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: "Бесы" (1872) — безусловно роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту писателя, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина — страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую. Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, Достоевский предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о "неправильном" общественном устройстве идет речь в романе — душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла. Долгое время после написания «Бесы» оставались романом, прочтение которого зависело от политических взглядов читателя и нередко от того, по какую сторону советской границы читатель находился. Задумав произведение на злобу дня, классик создал его «на злобу веков». Все началось с убийства студента Ивана Иванова, члена революционного общества «Народная расправа», своими же кружковцами за его нежелание участвовать в очередной акции. Событие вызвало большой резонанс в обществе, и Достоевский взялся за роман как за злой антинигилистический памфлет. Но под пером мастера произведение превратилось в психологический триллер и социальную драму мира. Мира, в котором люди потеряли гармонию и смысл, ощутив на себе роковое влияние новых идей и будучи, по словам писателя Василия Авсеенко, «внутренне несостоятельными натурами, пораженными бессилием и бесплодием полуобразованности». История на все времена.
Аннотация: Николай Павлович Задорнов (1909–1992) – известный русский писатель, автор нескольких романов, повествующих об истории освоения Сибири и Дальнего Востока русскими первопроходцами. Особую любовь читателей снискали дилогия «Амур-батюшка» и его продолжение «Золотая лихорадка». В последние десятилетия XIX века на многочисленных притоках Амура открыты богатые золотые россыпи. Гонимые нуждой и лишениями переселенцы из Центральной России целыми деревнями идут в этот необжитой суровый край, где хорошая земля, зверя и рыбы великое множество, а воды реки Амур несут крупицы драгоценного металла. То здесь, то там в глубине приамурских лесов возникают республики старателей — крохотные государства в государстве, со своими законами и правителями, которые не боятся порой вступить в открытую борьбу с царскими властями...
Комментарий: Дилогия "Амур-батюшка" в одном томе. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Ф. Таулова.
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 448 стр. ISBN: 978-5-04-107297-1 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: Михаил Зощенко (1894-1958) известен в первую очередь как писатель-сатирик, автор необыкновенно смешных рассказов и фельетонов. Его персонажи неоднозначны: с одной стороны наивные, даже простодушные, однако подчас способные и унизить, и оскорбить, а порой и убить, особенно если дело касается их собственности. И тем не менее, они вызывают поистине гомерический хохот. В эту книгу кроме избранных рассказов писателя вошел цикл новелл "Голубая книга", который он называл "краткой историей человеческих отношений", где рассказы о современности чередуются с рассказами о прошлом.
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-172142-8 Серия: Авантюрная мелодрама
Аннотация: У Анжелы есть страшная тайна: спасая себя и детей, ее мать застрелила своего бойфренда-садиста. С тех пор семейство в бегах: скитается по большой стране, нигде надолго не задерживаясь. Но Анжеле и ее младшему брату трудно не привлекать к себе внимания — они мулаты. К тому же девушка растет красавицей, и это приносит одни неприятности, так что надеяться на тихую жизнь не приходится. Наконец в маленьком провинциальном городке Анжела находит и верного друга, и любовь, но вскоре из-за могущественных врагов теряет всё, что ей дорого. Пройдет немало лет, прежде чем она узнает, кто виноват в ее бедах, и сумеет отомстить… Истории о мести всегда завораживают. Не станет исключением и новый захватывающий остросюжетный роман Антона Леонтьева "Сад мертвых бабочек". Его главной героине Анжеле приходится через многое пройти, преодолеть невзгоды, которые сломили бы даже сильного мужчину. Но эта хрупкая девушка не может позволить себе быть слабой, ведь ей надо защищать не только себя, но и свою стаю.
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 416 стр. ISBN: 978-5-04-157131-3 Серия: Библиотека всемирной литературы
Аннотация: Монография выдающегося ученого-литературоведа, основателя Тартуско-московской семиотической школы Ю. М. Лотмана – это исследование внутренней организации поэтического текста. В первой части излагаются теоретические принципы структурного анализа поэзии, во второй – автор демонстрирует применение различных методик к изучению конкретных стихотворных произведений XIX-XX веков. Книга Ю.М. Лотмана будет интересна всем, кто интересуется поэзией, литературоведением и семиотикой.
Комментарий: Монография. Иллюстрация на обложке — фрагменты картин Дж. Лейендекера.
Издательство: М.: Абрикобукс, 2022 год, 1500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 240 стр. ISBN: 978-5-6047794-6-0 Серия: Тайная дверь
Аннотация: Ещё в начале августа все в её жизни было просто и понятно: она Дженни Далфин, внучка и ассистентка фокусника Марко, жила и работала в цирке-шапито. У нее были друзья – воздушные акробаты Эдвард и Эвелина, силач Людвиг и его помощник Джеймс. У неё были враги – дрессировщик Роджер, хам и грубиян, и его ученик Калеб. Но однажды ночью всё изменилось. Дженни проведала, что в цирке держат контрабандных животных и решила их освободить. Кто же мог знать, что это не простые животные, а магические! Кто вообще мог подумать, что в мире ещё осталось колдовство, что их цирк вовсе не цирк, а древнее братство МАГУС и сама она — полноправный член этого сообщества, а значит должна понести за свой проступок суровое наказание. Но сначала девушке предстоит поймать ледяную химеру, страшное волшебное существо, которое она выпустила из клетки.
Аннотация: Книга открывает четырехтомное собрание сочинений Александра Насибова — признанного мастера остросюжетной литературы. В первый том вошла дилогия о военных приключениях Аскера Керимова — повесть «Неуловимые» (1955) и роман «Тайник на Эльбе» (1959), повествующие об опасной и героической борьбе советских разведчиков во время Второй мировой войны в глубоком тылу германских войск. Наши бойцы невидимого фронта и их добровольные помощники из числа подпольщиков-антифашистов Германии разыскивают важнейшие документы нацистских секретных служб, спрятанные в тайнике в окрестностях Остбурга. В книгу также вошла повесть «Авария Джорджа Гарриса» (1953) — дебют А. Насибова в крупной прозе. 1945 год. Вот-вот закончится самая жестокая и страшная война в истории. Советские и американские войска подавляют последние очаги сопротивления гитлеровцев. Для согласования действий в штаб советской группировки вылетает уполномоченный американского генштаба полковник Гаррис. Однако германским ПВО удается сбить его самолет, и теперь судьба полковника зависит от того, кто успеет раньше — немцы или русские?..
Издательство: М.: АСТ, Белония М, 2022 год, 2000 экз. Формат: другой, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-153373-1 Серия: Коллекционная книга коллекционное издание
Аннотация: Роман "Доктор Живаго" Борис Пастернак считал вершиной своего творчества. Рисуя линию жизни главного героя Юрия Живаго, попавшего в водоворот исторических событий – Февральской революции и Гражданской войны, – автор отвечает на вечные вопросы существования человека: тайны жизни и смерти, любви и предательства, муки выбора и его последствия. Это произведение о России, русской интеллигенции и, конечно же, русской душе. Издание иллюстрировано рисунками Леонида Пастернака, в чем прослеживается попытка наглядно подтвердить творческое родство отца-художника и сына-писателя.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Л. Пастернака.
Награды НуарКона вручаются на литературной конференции, проводимой раз в два года и посвящённой тёмным областям искусства и жизни, которые принято называть «нуар». В течение выходных участники собираются на панели, беседы и вечеринки, посвящённые лучшим классическим и современным выражениям этого вида искусства.
НуарКон начался в Филадельфии, штат Пенсильвания, в 2007 году как «GoodisCon» (ГудисКон), мероприятие, посвящённое жизни и творчеству героя нуара из родного города Филадельфии, Дэвида Гудиса. В 2008 году под руководством его соучредителей Луи Боксера и Дин Коган мероприятие превратилось в «НуарКон». По-прежнему сосредоточившись на творчестве Гудиса, НуарКон постоянно расширял свои горизонты, чтобы охватить не только литературу, но и кино, поэзию, театр, фотографию, танцы, перформанс, изобразительное искусство, музыку и многое другое.
На каждом НуарКоне награждают людей, внёсших свой вклад в нуар, тремя наградами: премией Дэвида Гудиса, премией Джея и Дин Коганов за выдающиеся достижения и премией Энн Фридберг за вклад в нуар и его сохранение.
Очередной (уже третий!) том «позднего Брета Гарта» от «Артефакта» вышел и покинул стены типографии.
Переплет – бумвинил – в двух вариантах цвета – коричневый (его немного) и «кофе с молоком» (основной):
За качество снимков прошу не судить строго – фотограф я никакой.
Визуальный ряд книги – из британских (главным образом) журналов конца XIX — начала XX вв. Это касается не только иллюстраций, но и заставок и виньеток.