Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 99  100  101  102 [103] 104

Статья написана 30 декабря 2013 г. 03:58
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Уолтер Йон Уильямс, "Повелитель плазмы", Смоленск: Русич, 1996 г. http://fantlab.ru/work24133

Уолтер Йон Уильямс Повелитель плазмы
Уолтер Йон Уильямс Повелитель плазмы
Если написать слово "Магия", то, что не делай, ждешь фэнтези. Или странного зверя под названием "технофэнтези" — некое переходное состояние, когда есть подозрение, что все эти волшебные штучки имеют приземленное объяснение, но явных доказательств нет. Но не таков мир, созданный в "Повелителе плазмы", когда Магия стала разделом науки об управлении энергией. При этом, дело лишь в терминологии. Ничего волшебного в такой Магии нет: просто фантазия людская оказалась ограниченной и неспособной придумать для непонятного явления новое емкое слово. Поэтому определимся сразу — это фантастика, скорее социальная и производственная, чем приключенческая.

Мы оказываемся на Земле в неопределенно далеком будущем. Огромный город, в котором обитает невероятно расплодившееся и перемешанное человечество, занимает всю сушу и даже часть моря. Когда-то, во времена почти забытые, ставшие даже не историей- легендой, планету покинули Сильные мира сего, наглухо закрыв во время своего исхода дверь. Теперь Земля покрыта непроницаемым Щитом, превратив планету то ли в Убежище, то ли Тюрьму. Но, как не назови, обитателям от этого не легче: огромные, многомиллиардные массы населения, вынуждены буквально вариться в собственном соку: без цели, без идей, без ресурсов, выживая исключительно за счет необычной энергии — Плазмы, которая сочится из недр планеты. В сущности каждый, кто может добраться до такого источника и научится управлять им, может творить материальные блага, продлевать жизнь, карать и миловать. Ну, а если в руки человечества попадает редкий и очень важный ресурс, там, естественно, возникает неравенство, социальная несправедливость, постоянная — тайная и явная- борьба и прочие сопутствующие вещи: коррупция, контрабанда, мафия.

Уже не раз сталкиваюсь в книгах Уильямса с тем, что созданный им мир много лучше разворачивающейся в нем истории. И этот роман не исключение. Мир Плазмы почти реален и осязаем. С огромными небоскребами богачей, трущобами отверженных, заброшенными тоннелями, с контрастом между блеском и сиянием богатых кварталов и темнотой и упадком многочисленных гетто, с собственными религиозными ритуалами и легендариумом, которые несут в себе частички полузабытой истории.

И на таком фоне развивается история подготовки Революции. Небольшой, почти камерной. Случайная находка неиссякаемого источника Плазмы сводит вместе представителя низов и выходца их гетто, мелкого служащего, страстно желающего подняться еще хоть на ступеньку по социальной лестнице, Аию и профессионального революционера, развязавшего и проигравшего уже несколько гражданских войн, но приобретшего на этом немалый капитал, Константина.

Подготовка — это не сама революция. Действие развивается медленно, с множеством подробностей и встреч с "темными" личностями, не играющими никакой роли в действии, отвлеченных бесед, в которых обсуждаются совершенно посторонние проблемы и дела, чувственных сцен, в прекрасных и расслабляющих интерьерах. Причем опять: подробности и детали мира — великолепны, подробности и детали, касающиеся героев, порой, угнетающе скучны. Более того, складывается впечатление, что Революция затевается исключительно от "нечего делать", поскольку идейная составляющая прописана абсолютно невнятно. Похоже, что у революционеров не было и нет никакой идеи, а лишь желание решить личные проблемы и удовлетворить эгоистичные запросы.

Собственно, когда после медленной и тягучей подготовки к Революции, происходят долгожданные события, то никакого особого впечатления они уже не производят. И никакого эмоционального отклика не вызывают: ну, погибли 50 тысяч, ну, сгорело полгорода. Мрачное волшебство мира потерялось, растворилось в медленно текущей реке самой истории. Дальше то что?

Отчего так произошло, что великолепные декорации стали фоном для среднего спектакля? Может потому, что самые интересные вопросы оказались в стороне: что такое Плазма, чем стала Земля- Убежищем или Тюрьмой, кто обрек Человечество на такое настоящее? Роман получился без начала и без конца- глава вырванная из какого-то недоступного нам произведения.


Статья написана 26 декабря 2013 г. 04:07

Захотелось под новый год сказки. Хотя эти истории рождественскими не назовешь, но в них все есть , что необходимо в настоящей сказке: волшебство, тайна, любовь и победа над злом. И некий скрытый смысл, позволяющий не заскучать самому рассказчику. Итак, Отфрид Пройслер и его знаменитый "Крабат" http://fantlab.ru/work147618

Магистр смеется опять,

Черно его колдовство:

Ты можешь вечно бежать,

Но снова встретишь его.

Стоит на опушке черного леса старая мельница- "мрачная и угрюмая, словно огромный злой зверь в ожидании добычи". Там, в темной комнате горит красная свеча, и огромный человек в черном с повязкой на левом глазу читает вслух колдовскую книгу Корактор. Кто его слушает? Двенадцать учеников, обернувшись воронами, повторяют черные слова: как превратиться в зверей, как подчинить своей воле человека, как убить злым словом.

Не мельница- школа чернокнижья. В одну сторону — непролазная чаща, в другую — болота, в третью- пустошь. Только одна тропка ведет в деревеньку Шварцкольм. Но не думай, что сможешь убежать по этой дорожке: кто принес клятву Темного братства, тому уж не вырваться из когтей Колдовства. Запомни это, подмастерье Крабат. Не так уж много у тебя времени — каждый в смертельной опасности с момента, как откликнулся на зов черного Мастера.

Остается только рассказывать истории. Иногда они будут даже веселые, чтобы не подумали, что у молодых учеников только одни страхи на уме. Они могут и подшутить друг над другом и неосторожными прохожими из чистой шалости. Иногда эти истории будут поучительными- не будь жадным или ленивым, не наушничать на товарищей и не делай подлостей. Порой, истории становятся романтическими — какая же настоящая жизнь без любви? А порой , становятся пугающими. Нет , это не ужас, лишающий воли, а скорее легкое щекотание сумеречных теней, возбуждающий запах и цвет опасности.

Истории Крабата — самые обычные сказки, которые рассказывают вечерами бабушки своим внукам, чтобы не только развлечь, но и научить уму разуму непоседливое дитя. Написанные просто и ясно, но от этого еще более очаровательные. Емкие фразы, как по волшебству, превращались в голове в яркие картины битвы двух колдунов, веселой сельской ярмарки, галантного прием в дворце, ночного труда на чертовой мельнице или урока колдовству./Странно, но что в воображении было ярко и интересно, в фильме стало серым и скучным, потеряв все очарование сказки/.

Но не надо думать, что это сказки только для детей. Как во всякой настоящей волшебной истории в них есть и двойной, а если покопаться, и тройной смысл. Хотя бы, история Юро. Посмотришь — вроде бы, добрый друг, помогающий советами в трудную минуту. А задумаешься- хитрый интриган, умело использующий чужую смелость и благородство в своих целях. Сам-то не восставал, прикидывался глупым и безопасным, чтобы не стать очередной жертвой Мельника, но умело и тонко манипулировал другими, подталкивая их в нужном направлении, внушая ложные надежды. И больше всех выиграл, между прочим. И Колдовство осталось при нем, свободу получил и от страха избавился. Интересно, станет ли он где-то новым Мельником? Жаль, не узнаем — сказка оборвалась на самом интересном месте.


Статья написана 25 декабря 2013 г. 02:14

Теперь я точно знаю, что многим нашим талантливым авторам не повезло со временем. Начав писать в конце 80-х, они оказались не у дел в 90-е, когда было не до чтения – выжить бы. А когда люди вновь потянулись к книге, на прилавках уже утвердилась совсем другая литература. И, если бы не фантлабовец Гвардеец, я бы никогда не узнала ни об этой книге, ни об этом авторе.

Эта книга не для всех. Я не скажу, что она сложна для понимания. Как раз напротив, позиция автора ясна и однозначна, и не придется выискивать скрытый смысл между строк, как в "Культуре" Бэнкса или романах Воннегута. Говоря "не для всех" я имею в виду, прежде всего, способность читателя рассматривать идеи, даже если Вы лично с ними не согласны или они кажутся Вам неприятными и отталкивающими. Т.е, я хочу сказать, что эта книга для тех, кто имеет собственное мнение, хотя она и рассказывает о тех, кто этого мнения не имеет.

На меня роман произвел большое впечатление, оставив после себя тревожное чувство узнавания. Это не значит, что в нем нет изъянов. Подача идей показалась мне слишком прямолинейной и безапелляционной. Монологи и диалоги несколько затянутыми, иногда – разрушающими логику повествования. Но смысловая составляющая искупила все эти недостатки.

Итак, позвольте представить Вам роман Эдуарда Маципуло "Нашествие даньчжинов". http://fantlab.ru/work167402 Надеюсь, Вы простите мне некоторое раскрытие сюжетных ходов. Для тех, кто захочет сохранить интригу, я подготовила сокращенный вариант в разделе "Отзывы".

Когда закрыла последнюю страницу этой книги, я глубоко задумалась обо всем, что произошло со мной за последние тридцать лет. Странно, но я не очень хорошо помню тот год, когда она была написана — 1989 -й. Помню только, что у меня было море проблем: нашу семью посетила первая смерть, все труднее становилось кормить семью, организация, которая давала нам кров, пала жертвой в борьбе с привилегиями, и мы всем скопом оказались на улице. И, как миллионам таким же, как я, было не до чтения.

А жаль, так жаль, что она не попалась мне тогда. Может, она смогла бы подготовить меня к тому, что произойдет со мной в 90-е. Нет, мне бы не стало легче или спокойней — как раз этого книга не обещает. Но я бы чувствовала себя уверенней от подтверждения, что что-то не так не со мной, а с окружающим миром. И, может, я бы не пропустила момента, когда стало быстро увеличиваться количество "тех, кто не имеет своего мнения", и предприняла бы меры, чтобы их не оказалось в моем окружении, избежав многочисленных разочарований и глубоких душевных ран.

Показалась бы мне тогда, что эта книга- почти пророчество. И не было бы сейчас болезненного недоумения от того, что эти пророчества сбылись.

Мы переносимся в некое условное настоящее/80-е годы, XX век/. Вполне мирные, вполне благополучные. Вот только, что-то грызет мир: уж больно много стало людей, "не способных существовать без чужого мнения, готовых исполнять любой приказ, любую функцию", слепо следуя по заранее определенной дороге. И, чтобы побольше узнать об этом явлении, профессиональный монстролог/монстры бывают разные/отправляется в Гималаи исследовать общество даньчжинов — "тех, кто не имеет своего мнения".

Заповедный уголок, место медитаций и духовного совершенства... Покоряющее своей внешней красотой и утонченностью. И за этим благородным фасадом- жестокое и предельно регламентированное общество, с младенчества убивающее любое проявление индивидуальности. Общество, где каждый шаг, движение, событие – регламентированы, и самое страшное преступление – отход от навечно установленных правил и традиций. Милые с виду люди, твердящие о духовном развитии – настоящие рабы, уверенные в святости собственного рабства.

Пожалуй, второй раз в фантастике я встречаю такое глубокое рассмотрение концепции рабства. Только у Ле Гуин в ее "Четырех путях к прощению" встречала нечто подобное: рабство не материально, оно — духовно. Но Ле Гуин писала об этом несколько позже, не так прямолинейно, более жестко и менее фантастично. А в 1989 году она все еще рассказывала грустные истории Земноморья.

В этом же романе рабство- добровольный отказ от внутренней свободы и права иметь собственное мнение в обмен на блага и покой. Явление столь распространенное, что мы уже свыклись с ним настолько, что оно не вызывает у нас возмущения. Напротив, все чаще порицаются те, кто мнение это имеет, высказывает и находит смелость отстаивать. И перед нами целая череда духовных рабов: простых людей, чиновников, священников, солдат и работников прессы- огромная масса, готовая поддержать любого, кто снимет с их плеч ответственность за собственные жизни и совершаемые поступки, укажет цель и направление.

Один из самых жутких эпизодов – отказ от собственного духовного наследия – священных тигров. Предательство принципов, совершенное ради продления заведенного порядка, порождающее чудовище, мстящее за насилие над Природой, карающее духовных рабов за подмену разума догматами.

Но это только одно из пугающих предсказаний нашего настоящего. Вот это еще более жуткое: "Это покойники, живущие среди людей как люди. И не мертвые, и не живые. Их души улетели и уже переродились, а они, ставшие тэуранами, ходят по земле, разговаривают, стреляют, ищут женщин, поедают много пищи – больше, чем может съесть нормальный человек. Они ругаются и кричат ужасными голосами, когда им хорошо".

А еще есть об армии, чиновниках, бюрократии, журналистах, власти, писателях и философах. Об образовании и защитниках природы. О любви, жажде власти, богатстве, зависимости от новых технологий и компьютеров/СССР, 1989 год!/. Много о чем, но всегда узнаваемое.

Кто-то может сразу сказать: очередная пропагандистская, антирелигиозная и предвзятая вещь о духовно разлагающемся обществе, напичканная цитатами и поучениями. Отнюдь. Здесь много действия, приключений в джунглях, подземельях и в старых развалинах, а также мягкого юмора, а временами — едкой сатиры. Один только рассказ о журналисте, перебегающем от одной противоборствующей стороны к другой, чего стоит.

Мне тут пришло в голову, что подобный роман мог появиться в нашей стране только в конце 80-х, на излете времени надежд. А может кто-то идеологически выдержанный тогда решил, что он о загнивающем западе. Кто же знал, что пройдет всего лишь пара десятков лет, и нас тоже захватят "не имеющие собственного мнения" даньчжины.


Статья написана 24 декабря 2013 г. 03:05

Исторический фон всегда привлекателен. Наши предки насочиняли столько историй, которые сегодня можно назвать фэнтезийными, что хватит для переосмысления целой армией писателей. иногда у авторов это получается, иногда — не очень. Роман Роджера Желязны "Этот бессмертный" я считаю примером удачного использования античной мифологии. Это не тупое переписывания сюжета, здесь есть о чем подумать и поспорить.

http://fantlab.ru/work12

Я живу в месте, которое не имеет древней человеческой истории. Точно известно, когда люди пришли сюда, что они делали или говорили. Все задокументировано: когда и что произошло, кто в этом участвовал и какие были последствия. Никаких легенд, и если очень нужен местный фольклор, то приходится его просто выдумывать.

И от того все время хочется узнать, каково это жить в месте, пропитанном историей, которая уходит так глубоко во время, что и сказать невозможно, когда все началось. Каково это, когда каждая скала, бухта, пещера и даже камень на дороге — имеют, что рассказать путнику?

И может прошлое в таких местах никуда и не исчезало, а боги и герои из старых легенд продолжают существовать в каких-то других планах реальности, которые накладываются на наш рациональный мир, иногда просачиваясь в него легендами и мифами.

Вот по этой дороге шел в Афины будущий великий царь Тесей, и где-то здесь он повстречал Прокруста. А из этой бухты Язон отправился с командой героев на "Арго" в свое плавание за золотым руном. А может быть эти истории где-то происходят прямо сейчас, или только будут происходить, а до нас докатились лишь волны вероятностей от этих судьбоносных событий, причудливо исказившись по пути. И эти отголоски были пойманы восприимчивыми, настроенными на песни Вселенной, умами поэтов и воплощены в знакомые нам истории о богах, героях и юности человечества.

Мне бы хотелось думать так в отношении этого небольшого романа, действие которого происходит в далеком от нас будущем/или, может, это мы для них будущее?/. Люди покинули Землю, отравленную ядами отходов и радиацией и покрытую шрамами от войн, и устремились к новым мирам. Но для высокоразвитых рас Галактики, Человечество — лишь малообразованные дикари, дешевая рабочая сила, нищие гастарбайтеры, изгадившие свой дом и теперь бродящие по свету в поисках лучшей доли.

На Земле осталась лишь кучка людей, вернувшихся назад на тысячелетия: общины, живущие охотой, рыбалкой и примитивным сельским хозяйством в окружении древних памятников — свидетелей былого расцвета, в которых бродят банды мутантов. Опасное место, устрашающее, воплощающее все древние страхи и легенды. Как будто история сделала полный круг, вернувшись вновь к той же точке, с которой все начиналось: вновь гнев Посейдона разрушительным цунами прокатывается по Средиземноморью, вырвался на волю Фессалийский зверь, бродят в тенистых рощах сатиры, прислушиваясь к сладостным звукам свирели, на которой играет вечный Дух Земли, бог Пан — покровитель пастухов и охотников, горных дебрей и незатейливой музыки.

Чудесный пейзаж для истории бессмертного — безумного влюбленного в каждый камень, в каждое дерево или травинку Земли, посвятившего бесконечность ее возрождению и возвращению людей на старую родину, прошедшему путь от слепой ярости и ненависти до понимания и терпения. Всего лишь один эпизод долгой жизни, путешествие в странной компании — просвещенного инопланетянина и кучки землян, каждый из которых — настоящая загадка, опасная, как все в этом странном мире, вернувшемся в первозданную дикость.

Это путешествие произвело на меня странное впечатление. Великолепие пейзажей и дыхание древней истории, переплетение реальности с почти забытыми событиями и давно умершими героями. Чтобы получить от этого настоящее удовольствие следует вспомнить сначала знакомые с детства приключения Тесея, Ясона, Геракла и героев Трои. И держать их постоянно в уме, чтобы понять скрытый смысл событий, слов и деталей. Помнить все время: и когда играет свирель, и когда на поляну врывается Фессалийский зверь и главный герой вспоминает о Геракле, и когда он смотрит на лазурную бухту, рассказывая о Язоне и аргонавтах так, как будто сам провожал их в эпический поход.

Но оставив форму. Давайте, о содержании. О том, что же скрыто за всеми воплощенными в реальность легендами Древнего мира. Думаю, это не примитивный призыв назад к природе и своим "корням", как может показаться сначала. С плохими героями, желающими развязать очередную войну и террор, и хорошими, пытающимися решить проблемы мирным путем.

Определить однозначное отношение к героям довольно сложно. Вот веганец — задумавший скупить Землю на корню — он Зло, достойное уничтожения, или мудрый политик, нашедший единственно верное и мирное решение? Или герои-революционеры — патриоты или жестокие убийцы, вернувшиеся к дикости, когда все решалось лишь одним прямолинейным способом?

Мое личное отношение к этим героям менялось в процессе прочтения неоднократно и в результате, я прочитала роман, как один из возможных сценариев примирения между современностью и историей, как попытку протянуть непрерывную нить от прошлого к будущему, чтобы не пришлось людям убивать бога Пана ради достижения своих целей.


Статья написана 23 декабря 2013 г. 02:23

Про клонов мне всегда интересно, еще с самого знаменитого клона фантастики — Дункана Айдахо из Вселенной Дюны. С клонами можно придумать бесконечную историю, проходящую через века и тысячелетия, можно — рассказ об отдельных жизнях, каждый раз разных и уникальных. Можно вернуть прошлое, и снова пережить ту же самую жизнь, можно начать все с чистого листа и воплотить нереализованные мечты. Можно сыграть драму или комедию. Или разыграть детектив.

Поэтому книга Уолтера Йона Уильямса "Зов Смерча" привлекла внимание. http://fantlab.ru/work24121

Название обещало нечто крутое, захватывающее: драму и детектив в одном флаконе, а автор уже был знаком, как создатель интересных космических миров.

Наш герой Стюарт – клон и он живет во время, когда двойников разводят отнюдь не на органы. Уже изобретена технология полного переноса сознания в новые тела после смерти оригинала, и жизнь можно продлевать таким образом бесконечно долго./Есть в этом опять что-то от Дюны. Не первый раз встречаю у Уильямса такие маленькие намеки на Герберта./

По задумке, Стюарт должен был стать вместилищем для сознания своего предшественника, продолжить его жизненный путь. Но немного не срослось: 15 лет жизни оригинала, сгинувшего где-то на просторах Космоса, исчезли из памяти, оставив множество загадок: что случилось с предшественником, и как он закончил свои дни, как прожил эти 15 лет, и почему не захотел сохранить их в памяти в новой жизни?

Казалось бы, новое молодое тело, память, возвращающая в далекое прошлое, когда еще ничего плохого не случилось в жизни, предоставляют неповторимый шанс начать все с чистого листа. Но не дают покоя вопросы и загадки, и, казалось бы, сама судьба — события и встречи — подталкивают героя на одну единственную дорогу: узнать историю жизни своего оригинала и завершить его незаконченные дела. А для этого нужно отправиться по следам предшественника, собрать все детали 15-ти лет его жизни, разобраться в причинах его смерти и, если потребуется, завершить дела.

Вот об этом этот космический детектив. Стюарту придется по кусочкам собрать мозаику жизни своего оригинала. Для этого надо помотаться по Солнечной системе, посещая самые разные космические базы и орбитальные поселения. И тут необходимо упомянуть о мире, в котором живет герой.

А мир этот несимпатичный и временами отвратительный. В нем страны заменили враждующие корпорации, каждая — со своей идеологией, армией и социальной структурой. Человечество еще более разобщено и менее свободно, чем в наше с Вами, время. По большей части, люди прячутся от реальности за системами безопасности небольших общин, дающих хоть какое-то чувство безопасности от жестокости, преступности и быстро меняющегося мира с его новыми технологиями и непонятными инопланетянами, жестко выставившими людей из Космоса. Прибавим еще к этому увлечение играми с генетикой и новыми технологиями- Игры Дарвина, в процессе которых появляются самые разнообразные образцы людей для изменившегося мира. Кстати, жаль, что эта часть только упоминается в книге, но никак не используется в сюжете.

Какую память может найти наш герой в таком мире? Только воспоминания о войне с ее жестокими решениями, о работе наемника и шпиона, о вине перед близкими за разрушенную жизнь. И тут возникает еще одно "жаль". Ведь какие сюжетные ходы сулили воспоминания о войне среди древних руин Мощных, какой эмоциональный всплеск был возможен от истории маленького сына. Но опять удачные находки никак не вписались в сюжет.

А что же тогда "вписалось"? Только возможность завершить незавершенное: пройти, как разрушительный смерч по тайным замыслам, сулящим Земле еще более страшное будущее, и покарать преступников.

Но при всех этих завлекательных внешних атрибутах, я не могу сказать, что читала этот космический детектив, не отрываясь. Долгое начало и очень медленное раскручивание сюжета, с большим количеством подробностей, которые оказываются вовсе и не нужны для сюжета и понимания характера героя. Частые провалы, когда практически ничего не происходит. Сложные интриги корпораций были бы интересны, если бы не опасность потеряться среди многочисленных длинных названий, запутанных взаимосвязей компаний и служб и скучных описаний.

Т.е., история не зацепила. Мне не хватило в ней эмоциональности и ощущения обещанного названием Смерча. Все чтение преследовало чувство чего-то вязкого, когда даже динамичные сцены со стрельбой и погонями выглядели, как в замедленной съемке.

Ну и достаточно предсказуемый, ожидаемый конец, который не удивил: все пришло к чистому листу — долги уплачены, предназначение свершено. Комедия не планировалась, но и драмы не получилось.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 99  100  101  102 [103] 104




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх