Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 98  99  100  101 [102] 103  104

Статья написана 8 января 2014 г. 07:22

Майкл Крайтон"Сфера"

Майкл Крайтон"Сфера"
Майкл Крайтон"Сфера"
"Люблю про ученых. Всегда ожидаю открытий, исследований, загадок. Еще лучше, если "Ученые и Космос". Не могла пройти мимо такой аннотации, которая обещала еще лучший набор для приключения: "Ученые-Космос-Океан"!

Сразу скажу, что сначала смотрела фильм Барри Левинсона и не была от него в восторге. За книгу взялась в надежде на то, что оригинал часто все же лучше и глубже, чем экранное воплощение. Надежда была на упущенные сцены, нюансы и авторские трактовки.

Так вот, это тот случай, когда ситуация прямо противоположная. Нет, основные события остались те же: на дне Тихого океана находят звездолет, который затонул не менее 300 лет назад, исследовать который отправляется команда ученых. И далее — обнаружение иноземного артефакта, странные и опасные происшествия, приводящие к катастрофическим последствиям и находящие объяснение в области психологии.

Так вот, оригинал разочаровал полностью. Какое, казалось бы, раздолье для сюжета — звездолет из будущего, побывавший в другой Вселенной и в другом времени, привезший оттуда НЕЧТО — Подарок, Бомбу замедленного действия, Ловушку для простаков или Тест на Человечность? И что же делают наши ученые, известные авторитеты в своих областях, фанатики науки? Они ведут себя, сначала, как кучка детей на экскурсии — ссорятся из-за того, кого покажут по телевизору или первым назовут в газетной статье, ревностно следят друг за другом, интригуют и строят друг другу козни. А затем, при первых признаках опасности, эти "детки" превращаются в обычных обывателей, не знающих иных способов решения проблем, кроме самых прямолинейных.

Не смогла поверить в таких "ученых", практически не думающих о тайне, к которой им посчастливилось прикоснуться. Представляете целый звездолет из будущего, способный рассказать о тайнах пространства и времени, об инопланетной жизни, о загадках разума и мышления! И ничего! Никакого азарта исследователя, профессиональной гордости или простого человеческого любопытства. Лишь в самом начале пара робких попыток использовать свои знания, а далее — только страх, паника и радикальные решения: давайте его взорвем, убьем, разрушим. Хотя ситуация разрешилась бы довольно просто, если бы "ученые" просто сели и занялись тем, что они должны уметь лучше всего — думать, анализировать факты, разрабатывать гипотезы и проверять их опытом.

Т.е наша команда знаменитых ученых оказалась профессионально просто несостоятельной. А что с человеческими качествами? Если предполагалось, что, оставив область науки, мы перейдем к психологическому трилл

еру, то тоже не получилось. Опять же не смогла поверить, что в подсознании взрослых и опытных мужчин и женщин живут только невинные детские страшилки и скромный набор из легкой зависти и подростковых сексуальных фантазий. Помните в "Солярисе": какие демоны терзали героев- вина, разочарование, стыд, мучительные фантазии? А здесь у взрослых людей в глубине души только детские страхи и мелкие грешки. В таком виде они просто невинные души, никак не заслуживающие наказания забвением. Даже в концовке, которая, на первый взгляд, единственно верная в этическом плане, есть свой нюанс: наши герои, которые провалились, как люди и как ученые/и признают это!/, вдруг берут на себя смелость решать за все многомиллиардное человечество. Странный вывод: если мы плохи, то и другие не лучше! Какая гордыня, какое честолюбие! Его бы на пользу делу, любимой науке...

Видимо, создатели фильма сами чувствовали все противоречия книги, потому кое-что подправили, кое- что изменили. С моей точки зрения, в лучшую сторону.


Статья написана 6 января 2014 г. 06:33
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Уолтер Йон Уильямс "Оголенный нерв"

Уолтер Йон Уильямс "Оголенный нерв"
Уолтер Йон Уильямс "Оголенный нерв"
Если следовать описанию киберпанка из Википедии, то этот роман — типичный представитель жанра. Мы попадаем в не столь отдаленное будущее Земли, когда более технологически развитые орбитальные поселения в короткой, но кровопролитной войне, взяли верх над обитателями "гравитационного колодца". Последствия этой победы катастрофические: привычные нам страны перестали существовать, крупные города разрушены, а оставшееся население практически полностью зависит от обосновавшихся на орбите крупных корпораций. Ну, и далее полный набор Антиутопии: пропасть между процветающими "верхами" и прозябающими "низами", для которых остается в качестве занятий только преступность, наркомания, проституция и контрабанда.

И если далее следовать этому описанию, то и герои типично "киберпанковские"- "маргинализованые, отчужденные одиночки, которые живут на краю общества в преимущественно дистопичном будущем, где в повседневную жизнь стремительно ворвались технологические перемены, вездесущая инфосфера компьютеризованной информации и инвазивные модификации человеческого тела". Тут не поспоришь: главные герои именно таковы — Ковбой — бывший боевой пилот проигравшей стороны, а ныне курьер-контрабандист, живущий ради острых ощущений, скорости и опасности, и бывшая проститутка Сара, подрабатывающая телохранителем, а иногда и наемным убийцей, и страстно мечтающая вскарабкаться на самый верх любым способом, пусть даже с помощью предательства близких людей.

Все действие фактически развивается вокруг этих двоих. Для романов Уильямса это характерно: две сюжетные линии, "женская" и "мужская", которые то сходятся, то расходятся, и лишь изредка сливаются в единое повествование. Так было в "Праксисе", "Корабле беглецов", "Повелителе плазмы". Так что, тут не будет ничего удивительного.

Две сюжетные линии развиваются практически параллельно, описывая различные аспекты неприятного для землян мира будущего. Очередной передел мира, столкновение корпораций, "разборки" преступных группировок мы видим глазами рядовых участников, которые поначалу не слишком задумываются о последствиях происходящих глобальных событий и заняты исключительно личными проблемами. Но, чтобы выжить, им предстоит разобраться в сложных экономических и технологических взаимосвязях, торговле акциями, деятельности банков и контрабандного рынка. Здесь на первый план выходит почти детективное расследование с использованием новейших технологий. Приятно, но в отличие от "Зова смерча", автору удалось избежать "перегрузки" повествования отвлеченными размышлениями, искусственной терминологией и целым ворохов мелких подробностей.

Напротив, в действии практически нет остановок: сцены с погонями и стрельбой удачно перемежаются спокойным поиском и анализом полученной в сети информации, причем необходимые для расследования данные получаются быстро и без лишних проблем. Все- таки тут автор удивил: роман писался в 1986 году, но многие вещи воспринимаются до сих пор вполне современно. Конечно, здесь еще нет полного погружения в виртуальный мир, и основное действие разворачивается в реальности и только в ней. Виртуал присутствует исключительно как дополнение, место, где развешиваются готовые выстрелить по ходу сюжета "ружья". И особенно приятно, что когда такое "ружье" ожидаемо стреляет, его цель и эффект поражения оказывается неожиданным. И тут немалую роль сыграла второстепенная история сначала киборга, а затем искусственного интеллекта и вновь человека Рено, которая оказалась даже более интересной и эмоциональной, чем истории главных героев. Очень уж удачным оказалось в этой небольшой истории сочетание таких тем, как искусственный интеллект, клонирование и продление жизни с помощью новых технологий.

В целом, роман произвел приятное впечатление: динамично, без сюжетных пробуксовок и затянутости. Мягкий вариант киберпанка, с легкими нотками детектива и... вестерна. Приятная добавка из прерий, индейцев, погонь со стрельбой, разборок в барах, крутых парней на крутых механических "скакунах" невольно отбрасывала воображение к "Великолепной семерке" и ранним актерским работам Иствуда. Хотя для детей и подростков я бы этот "вестерн" не рекомендовала из-за обилия действий, совершаемых в наркотическом и алкогольном угаре, и эротических сцен.


Статья написана 5 января 2014 г. 07:57
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Джоан Виндж "Снежная Королева"http://fantlab.ru/work78807

Джоан Виндж "Снежная королева"
Джоан Виндж "Снежная королева"
В одной далекой стране жили-были девочка Герда и мальчик Кай. Их связывала верная детская дружба, из которой потом рождается взрослая любовь. Но, к сожалению, в их стране правила жестокая Снежная Королева, которая похитила мальчика и заморозила его сердце. Но Девочка Герда не сдалась и, преодолев невероятные препятствия, победила Снежную Королеву, нашла Кая и вернула ему горячее человеческое сердце. И дальше они жили долго и счастливо.

Вот Вам, пожалуй, краткий пересказ этого романа. Как? Это сказка Андерсенаhttp://fantlab.ru/work101026! Извините, я немного попутала. Но только немного. Заменяем мальчика Кая на юношу-полуинопланетянина Спаркса, девочку Герду на девушку-предсказательницу Мун, северную страну с уютными домиками, катками и снежными горками на целую планету Тиамат со сложными географией, историей и биологией. Снежную королеву оставляем в покое, как и все, что касается очередности действия и ключевых эпизодов, и получаем этот роман.

Прием не нов: взять знаменитое и любимое всеми произведение и написать более современную вариацию сюжета, не слишком изменяя характеры героев и сюжет. Есть среди подобных произведений вполне удачные, как, например, "Сверхскорость" Чарльза Шеффилдаhttp://fantlab.ru/work40410, есть и откровенно неудачные, которые поминать здесь не буду.

"Снежная королева" вполне удачна. Мы попадаем во Вселенную, где люди некогда создали огромную Галактическую империю. Но времена расцвета уже давно миновали: человечество только-только начинает восстанавливаться после периода войн и упадка, вновь открывая полузабытые технологии и достижения. И в этом мире существует такая планета, как Тиамат, где времена года длятся сотни лет, где практически в изоляции живут племена Зимы и Лета. Сейчас правит Зима с ее стремлением к инопланетным технологиям и Снежная Королева, стремящаяся любыми путями продлить правление.

Пожалуй, Тиамат с ее долгими зимами, разделением народов, полным пороков городом Карбункулом, тайной Великой Машины и Бессмертия — самое лучшее в книге. Очень органично и логично в этот противоречивый и бурлящий мир вписываются большая история упрямых поисков предсказательницы Мун своего возлюбленного- полуинопланетянина Спакса, и маленькие истории полицейского инспектора ПалаТион и ее друга Нгенета, Торы-Персефоны, Герне-Звездного быка, неудачника Гундалина и даже банды контрабандистов и их зверинца. В этих героях Вы без труда узнаете персонажей из сказки детства.

При этом это отнюдь не детская сказочка, а настоящий научно-фантастический роман, где в единый клубок увязаны приключения, правительственные заговоры и достижения технологий, которые на первый взгляд, могут показаться мистикой или волшебством. Наиболее удачным оказалось использование идей клонирования, бессмертия, искусственного интеллекта и создание на их основе оригинальных сюжетных ходов. Стоит отметить, что при всей "недетскости" истории, Виндж в этот раз удалось удержаться и от откровенно жестких и жестоких сцен, которыми так богата ее "Пешка"http://fantlab.ru/work118141.

И было бы это прекрасное и динамичное произведение, если бы не такое обилие слов. Ну почему так -и в который раз — происходит с современными книгами? Где можно было обойтись абзацем — возникает глава, а где было бы достаточно главы — появляется целый том. Наверное, все дело в утрате значимости слов. Когда Брэдбери писал "летний дождь хихикал в водостоках", то в этой короткой фразе было и действие, и настроение, и описание. Каждое слово было весомым и многогранным. Сейчас же потребуется не одна страница текста, чтобы описать летний дождь. И эта беда не только писателей- они просто отвечают на требование времени и читателей, которые стали сами утрачивать искусство владения словами и понимания их значений. Слова стали простыми по смыслу и однозначными, вот и требуется их большее количество для описания даже простых вещей.

Вот и в "Снежной королеве" при всем обилии событий, действие растворяется в длинных описаниях, рассуждениях, диалогах, размышлениях и ненужных, не несущих смысловой нагрузки, сценах. Многостраничное описание путешествия с Тиамат, причитания Тор, много раз повторенные монологи-размышления Снежной королевы и Звездного быка, от которых книга разбухает прямо-таки на глазах, хороня под собой все замечательные сюжетные находки.

И если бы не это, была бы замечательная книга. В этом же виде ее можно порекомендовать только юным девам, скучающим по длинным любовным историям с хорошим концом дамам или страстным любителям бесконечных и сентиментальных саг Робин Хобб. А еще феминисткам, поскольку все женщины в этой книге смелы и решительны, как юная Герда, а мужчины слабы и не способны ничего решить без мудрого женского руководства.


Статья написана 5 января 2014 г. 07:56

Я работаю корреспондентом. Это такая особая порода журналистов, которые ориентированы исключительно на добывание новостей. И, сразу скажу, свою непредсказуемую работу я люблю, поскольку она вносит в упорядоченную жизнь постоянный элемент неожиданности и приключения. Эта работа не ограничивает мои интересы чем-то одним: начав день в суде на процессе маньяка-убийцы, вечером я могу оказаться на презентации новой книги, премьере в театре или рок-концерте. Вот, к примеру, вчера, 4 января, был день "Льда и Огня". Т.е. наоборот. "Огня и Льда": на пожаре в шиномонтажном цехе я была утром, а после обеда делала с мужем репортаж о любителях зимней рыбалки/минус 20, ветер 25 м/сек/.

Но суть не в этом. На все про все для живущей всего 15 минут новости родная редакция дает мне 15-20 строк текста, в которые надо уложить и описание события, и комментарий, и, желательно, придать всему какую-то эмоциональную окраску. Почему именно 15-20 строк? Столько читает средний человек, выискивая необходимое в массиве информации. И если не находит в них нужного, то переходит к следующему сообщению.

К чему это я? К отзывам, которые, если посмотреть с моей точки зрения, тоже Новость. Новость о том, что читатель прочитал книгу и остался ее доволен/восхищен/ разочарован/убит наповал и т.д.

Когда я желаю купить/прочитать книгу, я обращаюсь к отзывам. Накладно по деньгам и времени в наши дни экспериментировать над собой, покупая/ читая "кота в мешке". И что же я вижу перед собой? Все тот же массив информации, кучу "новостей" от разных "корреспондентов" на одну и ту же тему. Далее происходит следующее. Я отбрасываю все самые длинные — не хочу знать в подробностях о чем книга, какие герои — хорошие или плохие. Подробный анализ оставлю до момента, когда чтение будет завершено/или брошено/, чтобы уточнить позицию или подумать над незамеченным.

Туда же — в "корзину" отправляются и самые короткие. Эти вообще не несут никакой информации, за редчайшим исключением, когда автор нашел единственно верные слова. Но это редчайшая редкость.

И дальше я читаю отзывы среднего размера. Преимущественно, те самые "золотые" 15-20 строк. В обязательном порядке — содержащие "отрицательные" впечатления и отзывы тех авторов, мнение которых, по опыту, чаще совпадает с моим. Но и для них действует "золотое" правило: если нет в первых строках ничего интересного, отзыв оставляется "на потом".

Когда два года назад я начинала писать отзывы, я свято следовала "золотому" стандарту, ужимая свои мысли и впечатления до привычного для меня размера. Но в последнее время стала замечать, что отзывы стали разбухать, одна идея цепляла другую, та — третью, отзывы превращались в рецензии. А это уже совсем другой жанр. Вот тогда я поняла, что нужна авторская колонка.

Но отзыв, это — как первая любовь. Самый доступный и демократичный вид творчества, практически не скованный рамками и правилами, свободный и получающий немедленную оценку читателей, которым все равно, стоит ли за ним авторитет или новичок. Им, читателям, важна полезность. Может, поговорим о том, как сделать это занятие полезным для автора и читателя? И о 15-ти "золотых" строках тоже.


Статья написана 2 января 2014 г. 14:01
Размещена также в рубрике «Фотоманьяки»

мост на остров Русский с мыса Поспелова
мост на остров Русский с мыса Поспелова
Читаю сейчас роман Джоан Виндж "Снежная королева". Книга современная, а потому длинная, до бесконечности. И если кто подумал, прочитав название, об одноименной сказке, то он не ошибся. Роман- история Кая и Герды, перенесенная в далекое будущее: со звездолетами, компьютерами и разными НФ-штучками. как то путешествия через черные дыры, генетические манипуляции. клонирование и прочее. И, конечно, Зима. И, поскольку, зима, захотелось чего-то этакого.

Но найти в нашем городе снег, дело довольно тяжелое. А вот воды и ветра — хоть отбавляй. Поэтому отправились сегодня с мужем в поисках льда. По побережью.

Я понимаю, что большинство из Вас никогда не побывает в наших краях. Поэтому хочу рассказать/и показать/ о самых лучших уголках. В этот раз отправились мы в поисках "лучших мест" на остров Русский. Вы уже миллион раз слышали это название, и, должно быть, гадаете, что в этом острове такого особенного. Ну, хотя бы то, что находится всего лишь в километре от Владивостока, но до 2012 года был практически недоступен для его жителей. Конечно, можно было поехать туда на катере или пароме, но это превращалось в настоящее приключение. Сейчас же никаких проблем: через мост и там. Почти центре города. При этом остров отнюдь не маленький — почти 100 кв км и почти полностью покрыт лесом. На нем есть несколько небольших поселков и множество брошенных воинских частей. По всему острову разбросаны фортификационные сооружения Владивостокской крепости: батареи, доты, форты.

причал на мысе Поспелова
причал на мысе Поспелова

батарея Поспеловская
батарея Поспеловская
Но остров большой, и сегодня мы отправились в его северную часть, ту, которая обращена к Владивостоку. Сначала — на мыс Поспелова. Он известен своими каменистыми пляжами и гигантскими причалами, которые были построены к саммиту АТЭС, а сейчас стоят невостребованными. Представляете, огромные сооружения сплошь покрытые льдом самых причудливых форм! И здесь же [располагается памятник федерального значения — батарея Поспеловская, абсолютно пустая в это время года. И лишь монетки у иконы напоминают, что это место посещается людьми.

рыбаки у поселка Канал
рыбаки у поселка Канал
Но долго выдержать на этих причалах просто невозможно, ветер пробирает до костей моментально. Поэтому отправляемся дальше, в поселок Канал. Он назван так из-за канала, прорытого между Амурским заливом и заливом Новик в советские годы для прохода военных кораблей, которые базировались на острове Русский. Канал небольшой, около 100 метров, но благодаря ему полуостров Елены стал еще одним островом залива Петра Великого. На Канале повеселее — здесь есть хоть небольшой, но припай, на котором собрались сотни рыбаков. Большое событие для любителей зимней рыбалки — идет нерест корюшки!

маяк Токаревская кошка
маяк Токаревская кошка
Поснимав немного рыбаков, отправляемся назад в город. В место где начинается/ заканчивается материковая часть России. По крайней мере, так считают туристы. Это — маяк Токаревская кошка. Обычно сокращают и говорят - Токаревский, но это совсем другой маяк, ныне не действующий. Поехали мы туда в поисках нерп, которые в это время года часто приплывают сюда из Дальневосточного морского заповедника. И не обманулись. Нерпы резвились в море, но близко не подплывали — слишком много народа пришло полюбоваться на них. Мимо маяка проплывали льдины, на которых уместились целые птичьи базары — чайки и бакланы. Но что больше всего поразило, так это — стайка уток/утки в январе!/, которая деловито проплыла в направлении Канала.

Вот такая получилась зимняя прогулка. Множество картин, созданных льдом и ветром. Теперь опять можно в теплое кресло, читать "Снежную королеву".

Фото- собственные


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 98  99  100  101 [102] 103  104




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 120

⇑ Наверх