Автобиография


  Автобиография

© Юрий Борисович Харламов


Юрий Харламов – российский писатель, работающий в жанре фэнтези.

Родился 25 сентября 1979 года в Ленинграде. Окончил 351-ю школу Московского района с углублённым изучением французского языка. Получил высшее экономическое образование. На творчество автора оказали влияние различные художественные произведения. По его собственным словам, в раннем детстве это были произведения Виталия Бианки, Редьярда Киплинга, Алана Александра Милна, Сельмы Лагерлёф, Туве Янсон, Израиля Меттера. Основное их влияние: любовь к природе и животным, погружение в их внутренний мир. В творчестве Юрия Харламова одна из высочайших жизненных ценностей – связь природы и человека – находит выход в одушевлении и наделении разумом целых миров. Например, это один из основных миров серии – Ио. Конфликт защитников Ио и её врагов, кроме всего прочего, основывается на противостоянии защитников природы и людей, бесконтрольно, варварски и расточительно эксплуатирующих её ресурсы. Некоторые из героев-протагонистов являются животными. Позже: Рафаэль Сабатини, сэр Вальтер Скотт, Роберт Льюис Стивенсон, сэр Артур Конан Дойл, Жозеф Рони-старший, Льюис Кэрролл и Вашингтон Ирвинг. Основное их влияние можно видеть в образах героев-варваров, мощных и движимых простыми чувствами, как, например, главный герой цикла «Рэйвен». Также это и прививание любви к романтическому образу средневековья и рыцарства. Мистическая составляющая произведения, как литературный приём, в частности, по признанию автора, состоялась именно благодаря раннему знакомству с творчеством Ирвинга.

Из писателей-фантастов, оказавших значимое влияние в школьном возрасте, выделяет Роберта Говарда, Андре Нортон, Роджера Желязны, Филипа Фармера, Элизабет Мун, Энн Маккефри, Рэя Олдриджа, Джеймса Алана Гарднера, Дугласа Найлза, Роберта Сальваторе, Терри Брукса, Майкла Муркока, Эдгара Берроуза, Розмари Сатклиф, Колина Уилсона. Первое задуманное и дописанное до объёма двух-трёх авторских листов в возрасте тринадцати лет крупное произведение, по словам автора, являлось своеобразным гибридом произведений и главных героев Майкла Муркока (цикл «Майкл Кейн») и Эдгара Берроуза (цикл «Джон Картер — марсианин»). Впоследствии рукопись была уничтожена автором по неизвестным причинам. Творчество Элизабет Мун автор оценивает, как высочайший пример «солдатского» фэнтези, истории глазами рядового солдата, рассказанной, при этом, женщиной. Создание подобного произведения является одной из творческих задач в планах на ближайшее будущее. Романы Розмари Сатклиф открыли новый пласт фэнтези – дикие первобытные времена, рождающие совершенно особые и неповторимые характеры. В общем смысле, перечисленные авторы были первыми из длинной череды творцов фэнтези, привившими своими шедеврами Юрию Харламову искреннюю любовь к этому жанру и показавшими путь творческого развития и приложения могучей фантазии. По признанию автора, его интересы и пристрастия в литературной сфере весьма разнообразны и не всегда однозначны. Любое произведение, от древнерусской летописи до современного романа, от серьёзных произведений на исторические темы до сказок и лайт-новелл, ориентированных на школьников, способно заинтересовать и дать пищу фантазии. Кроме книг, это могут быть и любые другие произведения искусства. Доказательством этому может служить многочисленный фанфикшен, написанный по мотивам произведений таких авторов, как А.П. Чехов, Рэки Кавахара, Михаэль Пайнкофер, Валентин Катаев, Дмитрий Браславский, манге «Хикару и го», компьютерной online игре «Герои Войны и Денег» и серии игр «Gothic», ирландских народных сказаний. Подражание «Балладе о кровавой одежде» сэра Вальтера Скотта, продолжение «Баллады об Авалоне» Роджера Желязны и дополнение новыми, перевод стихов Поля Верлена и Жака Превера, перевод и переработка стихов Джона Рональда Руэла Толкина, подражание стихам Льюиса Кэрролла, пародия на стихи Юза Алешковского и Михаила Светлова, подражание стилю сочинений средневекового философа Алкуина. Из особенностей прозы автора можно отметить следующие: 1. Полное отвержение, в части, касающейся фэнтези, принципа «Фантастика должна быть отражением реальной жизни», пропагандируемым многими известными советскими и российскими писателями. Как следствие этого, максимально возможное абстрагирование от аллюзий на реальные события, культуры, исторические личности и так далее. Негативное отношение к «попаданческой» литературе. Можно упомянуть и Манифест сайта автора где, в частности, декларируется запрет на упоминание на сайте «настоящего, в особенности политики, межконфессиональной розни, расового неприятия, различного рода общественных движений, современной науки, трагических происшествий, популярных в обществе людей и их биографий». 2. Внимание к отдельным мелким деталям окружающего мира, не имеющим решающего значения для сюжета. Поступательное развитие собственного сеттинга. 3. Частое использование собственных стихов в своих прозаических произведениях. По словам автора, в готовящейся книге-игре «Преддверие» их будет около десяти. 4. Частое отождествление себя с главным героем. Например, черты автобиографичности присущи одному из главных героев новеллы «Warmage Online». 5. Многочисленные заимствования из мифологических источников. Из глобальных проблем, волнующих автора, можно выделить следующие: 1. Психология ксеносов, то есть рас, не принадлежащих к человеческой. 2. Прощение и искупление грехов. Надежда на исправление. Ярко выражены в рассказе «Болотнодрев. Запасной план действий». 3. Месть и наказание. Границы справедливой мести. Ярко выражены в рассказах «Сделка», «Девять жизней», новелле «Warmage Online». 4. Тема равновесия, выраженная в совмещении главным героем тёмного и светлого начала. Отсутствие борьбы этих начал, отсутствие взаимоподавления. По словам автора, некоторые его герои могут повторить вслед за известным персонажем Александра Дюма: «…quand Monsoreau aime, il aime bien; il est vrai que, lorsqu'il hait, c'est comme lorsqu'il aime, c'est de tout son coeur…» — «…когда Монсоро любит, то любит от всей души; ну, а если ненавидит, то ненавидит от всего сердца…» Первая публикация состоялась в 2012 году в альманахе «Поэт года 2012» — сборнике работ номинантов на премию «Поэт года», учреждённую Российским союзом писателей. Опубликованное стихотворение «Я возвращаюсь», написанное под влиянием творчества Владлена Бахнова и Елены Бариновой, автор посвятил Наталье Гусевой, исполнительнице роли Алисы Селезнёвой, а также своим близким друзьям, с которыми познакомился на сайте mielofon.ru в 2001 году. Лично Наталье Гусевой посвящены стихотворения «Был мартовский буран, колючий, вьюжный», «Ах, девушка» и цикл рассказов «Три письма Алисе», в который входит рассказ «Встреча после поединка». С 2014 года началось плодотворное сотрудничество с издательством «Скифия», где на текущий момент вышли три сборника с участием автора — «Добротомия», «Математика интуиции» и «Книга Осенних Голосов», — а также авторский сборник рассказов в жанре фэнтези «Тёмный Легендариум». Эта книга является одновременно сборником side stories к готовящейся книге-игре «Преддверие». Большая часть произведений автора является частью цикла «Пустоши», базирующегося на сеттинге мультивселенной Хаоса, находящегося в стадии становления. Работа над ним, начатая ещё в школьные годы, продолжается более двадцати пяти лет. Отец Юрия Харламова родился в городе Торопец. С ранних лет он прививал сыну любовь к историческому прошлому древнего города. Стихотворение «Битва у стен Торо́пца с войсками Льва Сапе́ги» посвящено подвигу торопчан, описанному неизвестным летописцем. Отрывок летописи, описывающий сражение 1611 года, приводит в своей книге историк Михаил Семевский. Богатое прошлое Торопецкого края и его природные красоты всегда находят отклик в творчестве автора. В настоящее время писатель живёт в Санкт-Петербурге. Мировоззрение: Православие. Семейное положение: холост.

 

источник: Юрий Борисович Харламов


⇑ Наверх