Максим Кабир отзывы

Все отзывы на произведения Максима Кабира



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 419

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 

«Среди теней»
–  [ 0 ]  +

ArtemTolmachev, 26 августа 2024 г. в 23:46

Рассказ чем-то напомнил историю Нэвилла «Забыть и быть забытым» и, местами, его роман «Номер 16». Мрачно, атмосферно, тревожно. И очень много подступающих всё ближе теней.

Оценка : 10
«Еретики»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 24 августа 2024 г. в 08:58

«Reed Richards Is Useless»

Есть такой популярный троп — «Рид Ричардс бесполезен». Сколько бы гениальный глава Фантастической Четвёрки не изобретал изобретений в каждом выпуске комикса, на последующие сюжеты эти невероятные гаджеты никакого влияния не оказывают.

В контексте цикла «Красные Боги» высказывание можно перефразировать — «Старые Боги бесполезны». Появившись в восемнадцатом году, на первом году советской власти, Сдвиг не помешал ничему: Гражданская перетекла в Великую Отечественную, та перешла в Стройки Века, никуда не делась Берлинская Стена и девяностые.

Обьясню, почему это царапает мозг. Точка бифуркации невероятна по силе воздействия на мир. Люди столкнулись не просто с хтоническими монстрами, а увидели, что магия существует, боги приходят на помощь своей пастве, существуют другие измерения. И всё равно линия мира Сдвига и Старых Богов плотно обвивает реальный таймлайн, не отходя от него. Есть пара глобальных артефактов, такие, как Питер, превратившийся в одну большую аномальную Зону Желтого Короля и река Ахерон в Сибири. Поменялась часть персоналий в руководстве СССР и у нацистов. Не более того.

В других вещах, эксплуатирующих наследие Лавкрафта, вторжение потустороннего носит всё-таки локальный характер, поэтому мир остается привычным. В случае же глобального Сдвига история пошла бы совсем по другому пути. И, возможно, за этим было бы ещё более любопытно наблюдать, чем за шикарным миром «Красных Богов».

«Еретики», вернее еретички. Рассказ — плоть от плоти цикла. Мы видим саму Шаб-Ниггурат и её похотливых Младых. Порочные монашки, несгибаемая чекистка, много грязного секса и стрельбы.

«Восхождение». История о проклятой мелодии, вызывающей Дикую Охоту. К циклу имеет опосредованное отношение.

«Мексиканец». Байка из склепа, как называет рассказ сам автор. Быстро и нестрашно. К циклу относится необязательными буквами КТЛХ на пьедестале навозного истукана.

«Убежище». Рассказ про Питер под властью нечисти. Возлагал большие надежды, которые не оправдались. Сурвайвл про подростков, история про долгоживущего немца, физически одержимого какой-то дрянью.

«Бдение». Ещё одна, наряду с «Мексиканцем», миниатюра. «Красные Боги» там и не ночевали.

«Пик Страданий». Локация из лора цикла, сама история про альпинистскую одержимость с таким же успехом могла быть написана и про, допустим, богиню Кали.

«Колокола мрака». Второй, наряду с «Еретиками», хэдлайнер сборника. Классический сеттинг — Вторая Мировая, нацисты и оккультизм. Формат повестей, а «Колокола» скорее повесть-новелла, чем рассказ, больше подходят циклу, чем рассказы. А роман, на мой взгляд, вообще идеальный формат.

«Полюс». Ещё один рассказ из бездонных загашников автора. Написан в 2020-м и основан на одном абзаце из «Хребтов безумия». Зомби-пингвины, конечно, забавны...

«Господь проходных дворов». Любовное расшаркивание перед Прагой, в которой проживает на данный момент автор. Упоминания Майнринка и дефенестаций, как же без этого. Ещё одна история одержимости и сумасшествия. И опять не то, чтобы страшно.

Сборник вообще не смог напугать ни разу.

Рассказы размещены не в порядке внутренней хронологии, понятно почему. Помимо внутренней эргономики сборника есть ещё такой банальный факт, что самые сильные вещи происходят в первой половине века — Революция и сразу после, Вторая Мировая. И если расположить рассказы по времени действия, к концу трилогии у читателя останется ощущение разочарования. А так он катается на горках от средних вещей к очень хорошим.

Также стоит отметить, что «красным богам» тесно и скучно в СССР. Ревель, Париж, Кёльн, полюс, Прага.

Второй заход в реку Ахерон получился слабже, хоть и мозаичней.

Вот бы автор продолжил цикл ещё одним романом. Чтобы начать сопереживать героям, которые в формате романа у Кабира получаются замечательно. А вот к какой исторической вехе привязать — это вопрос.

«Еретикам» семёрку.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Господь проходных дворов»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 23 августа 2024 г. в 11:29

1975, Прага

Ну как не написать травелог-путеводитель по месту, где ты живёшь или тому месту, что произвело неизгладимое впечатление. Много такого мы читали. Причём, к сожалению, читать такие травелоги обычно скорее скучно, чем любопытно. Нужен недюжинный талант и владение словом на уровне существенно выше среднего.

По заданию чешского госбеза молодой порнограф Ян исследует проходные дворы Праги, постепенно сходя с ума и становясь всё ближе к Господу тех самых проходных дворов.

Я, грешным делом, тоже не чужд эстетики беней и заброшек, поэтому живо представлял все представавшие взору Яна инсталляции.

Забавно, что пугающих людей в железных масках и поясах верности исследователи дворов погнали чуть ли не тряпками.

Не смог Кабир обойтись без упоминания «Голема» и дефенестаций.

Очень характерная для автора история постепенного сумасшествия, сопровождающаяся апофенией со склонностью к кошмарам и немотивированными краткосрочными отвратительными галлюцинациями.

Напугать не получилось, как, в прочем, и сборнику в целом.

Боги и монстры: Гатаноа!

Вот как описывает Гатаноа Лавкрафт: «Нечто невообразимое и непереносимое появилось из глубины циклопического склепа, затерянного мира. Из люка возникло титаническое чудовище, и я не сомневался в его возможности убить человека одним видом. Это был гигант с глазами осьминога, с щупальцами и хоботом, полуаморфное, частично плоское и морщинистое. Ничто не способно передать отвратительный, нечестивый, нечеловеческий, внегалактический ужас и ненависть этого злобного существа, возникшего из небытия хаоса вечной ночи.»

Описание Гатаноа у Кабира: «чудовищный гельминт.»

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Полюс»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 22 августа 2024 г. в 09:35

Зоозомбиаопкалипсис

1922, Антарктида.

Экспедиции Мискатоникского университета в советскую Антарктиду. Девятнадцать участников ушли вглубь континента, трое остались в лагере на берегу. Очень большая странность — на берегу оставлен доктор экспедиции.

И вот остатки экспедиции возвращаются.

Скорее нелепо, чем страшно.

Боги и монстры: Старцы, прямиком из «Хребтов безумия».

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Палата»
–  [ 2 ]  +

rujoker, 21 августа 2024 г. в 16:04

Как обычно качественная работа Кабира о больнице и ее странных обитателях, эдакая «Палата №6» c поправкой на жанр хоррора. Герои очень живые, узнаваемые — наверное, каждый хоть раз сталкивался с персонажами, вроде Алика. Единственная претензия — маловероятно, что в муниципальной больнице просто так держали бы пациента и давали ему играться с больничным имуществом.

Оценка : 8
«Колокола мрака»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 21 августа 2024 г. в 10:43

Второй «большой текст» сборника, как его называет сам автор.

1918, Ревель.

Пролог. Композитор, чьё изобретение, морбидиус, предвосхитило появление терменвокса. Монструозный гибрид пианино и граммофона с предзаписанными сэмплами. Новое слово в музыке. Премьерный концерт чуть не вызвал демона.

1942, санаторий на Херсонщине.

Жена композитора умерла, дочь в застенках гестапо. Помятуя успехи музыканта в призыве потусторонних сил, его под конвоем отправляют в рейхскоммисариат Украина, в окрестности Херсона, где после Сдвига появилось озеро Безымянное. СС пошли на единственную уступку — вытащили из тюрьмы и отправили с ним дочь-учительницу.

А в санатории у озера Безымянное мистик Хербигер, автор доктрины вечного льда, пытается призвать космическую вошь, бога-пилота Глааку. С Хербигером осознанный анахронизм. Во вселенной «Красных Богов» Хербигер стал воплощением своей теории. Он не дышит, а отдыхает в ванной, полной льда. При его появлении температура падает, а изо рта собеседников начинает идти пар. Глааку Кабир позаимствовал у Рэмси Кэмпбелла. Хтонь подучилась действительно колоритной, на Западе даже вышла антология, полностью посвящённая Глааке. Надеюсь, в следующей редакции и рассказ Кабира туда включат.

Румыны, эсэсовцы, украинские поварихи, заброшенный санаторий и попытка призвать жуткую сущность.

Нацисты и оккультизм, что может быть органичней. У Кабира получилась мгновенная классика жанра. Несмотря на камерность, история вышла атмосферной, с парой кульминаций, без хэппиэнда.

Ещё один удачный момент — в конце рассказа автор упоминает сюжеты всех предыдущих рассказов сборника, что до этого не делал. Чем крепко сшивает собственную вселенную.

Боги и монстры: Глаака.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Пик Страданий»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 20 августа 2024 г. в 11:00

1968, Памир-Москва.

Локация из лора цикла, сама история про альпинистскую одержимость с таким же успехом могла быть написана и про, допустим, богиню Кали.

Боги и монстры: Ксаотис.

5(СРЕДНЕ)

Оценка : 5
«Бдение»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 19 августа 2024 г. в 09:35

1960, советская больница

Ещё один стандартный кабировский ужастик-миниатюра.

Сын в больнице бдит над впадающим в деменцию пожилым отцом. И вот сын уснул, а отец бодрствует.

В какой-то момент было вполне жутко.

Боги и монстры: безымянная тварь, обитатель зловещих межзвездных каверн и древних могильников, разрушенных капищ Ноденса и пещер острова Ориаб.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Убежище»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 18 августа 2024 г. в 17:10

1924, Питер.

Питер под властью Желтого Короля. Та часть цикла, которая задумывалась изначально, во времена «Гидры». И действительно, краткие туманные описания города на Неве в первом романе и «Еретиках» интриговали.

И вот мы в городе Ленина. Локальный постап. Нигде не объясняется, почему жители городе не могут его покинуть. Просто как данность: обычные люди, не чудовища, не Чтецы, не сектанты или чухонцы, вынуждены сбиваться в племена.

В пассиве слепые, лежачие и прочие увечные. В активе — только ловцы-молодежь, добытчики. У некоторых племен есть то, необходимо другим: чистая вода, старые лекарства. Вещи добываются путём обмена.

У мальчишки из племени Якорей лихорадка, и он не доживёт до утра, если не принести жаропонижающее.

Четверо лучших подростков-ловцов отправляются в дорогу.

Хотелось бы написать, что ребят будут ждать всяческие кошмары, но нет. Монстров будет всего два типа и те нужны для сюжета.

Убегая от Чтецов, остатки команды оказываются в нехорошей квартире, полной музейных экспонатов, и, главное, еды! Главная героиня, вместо того, чтобы есть, идёт в другую комнату и принимается читать объёмные, написанные на немецком, записки хозяина дома. Удивительно нереалистичный поступок.

От рассказа ожидал много большего. Опять-таки, привязка к циклу не так, чтобы сильна. Да, Чтецов так просто в обычный мир не интегрируешь, но соль рассказа не в них, а в хозяине квартиры. И вот для его существования «Красные Боги» необязательны, хотя и поклоняется он Йебу, отцу нечистот.

Боги и монстры: Чтецы и Йеб, отец нечистот.

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Мексиканец»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 17 августа 2024 г. в 09:30

1950, Сталинская область, Донбасс.

Ещё один пасынок «Красных Богов», который с циклом связывают только четыре буквы КТЛХ на пьедестале божка из навоза. Не думаю, что Спящему на Дне понравилось бы, вылепи его из навоза.

Рассказ о небеспочвенных суевериях шахтёров.

Я просто таки вижу, как рассказ переделывался, что оказаться в цикле «Красные Боги».

Но тут хоть Древний из Р'льеха упоминается.

Боги и монстры: Ктулху.

5(СРЕДНЕ)

Оценка : 5
«Восхождение»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 16 августа 2024 г. в 08:40

1980. Кёльн.

«Восхождению» Красные Боги» только мешают. Поминаются пару раз в тексте и опосредованно в эпиграфе. А также рассказ противоречит основным положениям лора.

В далеком семнадцатом веке композитор Фальк написал мадригал «Дикая охота». Да до того талантливо написал, что если в финале подуть из определенного рожка, тут-то Охота и появится. Фальк исчез. В двадцатом веке некто Соклов (falke -сокол) исследует наследие своего дальнего предка и предка ближнего, собственного отца, помешанного на «Дикой Охоте» и тоже пропавшего.

Преступная халатность в финале ритуала обойдётся исследователю слишком дорого.

Автор пытается нагнести в рассказ атмосферу, но получается не очень.

Боги и монстры: Дикая Охота.

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Еретики»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 15 августа 2024 г. в 09:52

Еретички

1919, Поволжье.

Кабир в послесловии приоткрывает полог над источниками вдохновения для каждого рассказа.

И лучше автора не скажешь: рассказ —готовая раскадровка богохульного выблядка ужастиков про монахинь и истернов про бравых чекистов и красноармейцев.

То, что чекистка Прасковья имела исторический прототип — не знал, любопытно.

Рассказ — чёткое восемнадцать плюс, в котором полно вздыбленных членов, пенисов, фаллосов и раскинутых в вожделении бёдер.

Степень укоренённости в лоре «Красных богов» — максимальная. Молодая советская республика плюс богиня из пантеона Лавкрафта. Объясню почему отдельно отмечаю степень укоренённости — следующая пара рассказов явно на живую нитку пришита к циклу, и Старые Боги в тех рассказах для галочки. Без них было бы даже лучше.

Повесть прекрасна.

Боги и монстры: Шаб-Ниггурат и Тысяча Младых сатирофавнов.

9(ПРЕКРАСНО)

Оценка : 9
«Багровая луна»
–  [ 3 ]  +

rujoker, 13 августа 2024 г. в 20:32

Хороший пример, что из самого заезженного сюжета при наличии таланта можно выжать крепкое чтиво. Главное достоинство рассказа — атмосфера. Тайга, закрытый посёлок, лес, метель, полнолуние — вроде бы клише, но работают на автора безотказно. Хорошо выписаны герои — за каждым своя история, и сопереживать им несложно. И потому финал, уложенный всего в одну фразу, немного разочаровывает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(не знаю, почему Кабир не ввел настоящего убийцу хотя бы в эпизод — сюжет спокойно позволял это сделать)

Оценка : 7
«Межгалактические наёмники. Сага»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 10 августа 2024 г. в 08:47

Ностальгический рассказ о фантастике девяностых.

Успешного русского экспата настигает его, казалось бы, безобидное увлечение фантастикой в далеком перестроечном детстве.

Кабир потрясающе умеет переплавлять ностальгию в хоррор. И всё равно рассказы получаются светлые, где умильной грусти о прошлом больше, чем ужаса.

Рассказ был последней каплей в решении прочитать первый роман из пальп-цикла о Капитане Будущее.

Любая книгоманская, библиофильская вещь автоматом получает у меня несколько баллов сверху к итоговой оценке.

10(АТМОСФЕРНО)

Оценка : 10
«Исцеление»
–  [ 4 ]  +

saranac, 04 августа 2024 г. в 09:25

Опять сектанты? Ну серьезно? Это уже не захватывает и история известна наперед, интрига отсутствует. Да написано хорошо и грамотно, но, как я прочитал в одном из отзывов об ужастиках: «Я же читаю не ради красного словца, а для того, чтобы получить эмоции».

Неужели писателям интересно переписывать однотипные истории про секты, они же все похожи: опять какое-нибудь независимое лицо, например, журналист выясняет личности сектантов, углубляется, потом незаметно для себя сам проникает в само нутро фанатиков, его там муштруют по полной программе, чуть ли не кишки наружу, и он, благодаря счастливому случаю, полумертвый выбирается на свободу.

По-моему, это тему полностью раскрыл Адам Невилл в своих «Судных днях» и в своем «Ритуале», и пусть даже он был не первый, это уже не важно, зачем повторять однотипные истории.

Оценка : 4
«Ползать в стенах»
–  [ 2 ]  +

КокаКлюшкин, 04 августа 2024 г. в 01:24

Рассказ хорош, но, парадоксально, осталось ощущение, что самое интересное случилось после финала. Сколько может ползти героиня по вентиляции и куда её это заведёт? Есть ли вообще конец у этого лаза? Что она увидит по пути? Вот этого мне дико не хватило, вот здесь, на мой взгляд, недокручено...

Оценка : 7
«Мокрый мир»
–  [ 1 ]  +

olmi, 12 июля 2024 г. в 07:27

По моим ощущениям авторы так увлеклись своим придуманным миром, что про читателя как-то забыли. С самого начала нас погружают в мешанину деталей, событий, героев, отсылок к другим сюжетным линиям и т.д. Кому-то интересно распутывать подобные клубки, мне — нет.

«Африкан»
–  [ 4 ]  +

rujoker, 10 июля 2024 г. в 12:20

Откройте «Блокадную книгу» Гранина, посмотрите интервью блокадников — автор ничего не сочинял и не додумывал. Были и кошки, и крысы, и суициды, и драки за хлеб, и дети, которые переносили голод чуть легче. Приятно, что Кабир не скатился до смакования страданий, не ударился, скажем, в тему людоедов, а визуализировал глазами ребенка тот самый голод, который толкает к ужасным вещам и в итоге расчеловечивает. Достойная работа с бережным подходом к теме.

«Грех»
–  [ -1 ]  +

Wongraven, 01 июля 2024 г. в 21:10

Этакий русский нуар. Главный герой — следователь сыскной полиции, охочий до женщин и выпивки, готовый без лишних разговоров вмазать по зубам оппоненту.

А столкнуться ему приходится с самой настоящей чертовщиной: то ли маньяк, то ли всамделишный вампир безжалостно убивает людей. Расследование приведет сыщика в заброшенную чухонскую деревушку, в которой обитают... ну скажем так, еретики, давно умершие, но продолжающие жить призрачной жизнью, молящиеся Господу и в то же время не гнушающиеся пожрать человечинки (причем, живой еще). Такой вот причудливый поворот.

И совершенно неожиданный конец — наш бравый герой, выживший в схватке с вампиром и избежавший острых когтей мертвецов, оказывается застрелен своим помощником, взревновавшим шефа к своей жене. А тот и не вспомнил даже перед смертью, спал ли с ней.

Оценка : 7
«Мокрый мир»
–  [ 2 ]  +

Selvaggio, 15 июня 2024 г. в 17:16

Когда я только начал читать данную книгу , ну буквально несколько десятков страниц — то был несколько озадачен : зачем авторы прям сначала , пытаясь наверно где то удивить читателя «вываливают» прям столько много всего разного и местами непонятного — и мне это скажу честно просто не понравилось ... чрезмерно много всего было для меня как читателя ...но чем я больше погружался в этот мир — тем больше он меня затягивал и по по итогу могу сказать , что получил большое удовольствие от прочтения книги . Интересный мир — наша планета Земля в результате какого то катаклизма провалилась в средневековый уклад жизни сдобренный магией . Мир в основном это теперь вода , а люди живут на сравнительно небольших участках суши — островах . Некоторые народности даже можно узнать — калькуттцы например или словяки ... много загадочных неизведанных островов , чудовищ , различной магии — и отдельный респект за главных героев и Георг и Лита вызывали мою огромную симпатию . По итогу получилось захватывающие и своеобразное фэнтези и я с удовольствием бы прочитал ещё новые истории этого Мокрого мира...

Оценка : 8
«К вопросу зоохоррора»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 12 июня 2024 г. в 11:38

Отличная мистификация

Название намекает, и долго так думал, что нас ждёт обзорная статья о истоках субжанра, его ярких представителях и тенденциях.

Начав читать, я подумал, что это писательская исповедь о муках творчества.

По факту же произведение оказалось шикарным хоррор-мокументари.

Кабиру не пишется рассказ о пчёлах для антологии «Твари» и он начинает расследовать историю таинственного российского кинохоррора «Ликвак». Зарисовки из жизни и отсылки к своим рассказам постепенно превращаются в выморочный хоррор о живых мертвецах. Ужастик с нотками эксистенции.

Крайне неожиданно и тем увлекательно.

10(НЕОЖИДАННО)

Оценка : 10
«Африкан»
–  [ 9 ]  +

Manowar76, 01 июня 2024 г. в 08:40

Каждый сам прочерчивает для себя красные линии. Для меня это геноцид, блокада и смерти детей.

Кабир в рассказе перешел пару из них.

Дело в том, что ужасы блокады обесцениваются помещением их в жанровую антологию.

Автор хочет просто посмаковать расчеловечивание голодных людей.

Да, жутко и чудовищно. Но такие сюжеты вызывают подспудное неприятие. Начинаешь подозревать автора в неразборчивости и желании шокировать читателя любой ценой.

Хорошо, что Кабир вырос из таких откровенно эксплуатационных вещей.

5(СРЕДНЕ)

Оценка : 5
«Слухи»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. в 01:16

Мрачненький рассказ с элементами сюра и социальной сатиры. Олицетворением зла на сей раз становятся стереотипные приподъездные бабульки. Ну, те самые – главные народные эксперты по проституткам и наркоманам, из которых состоит чуть менее чем все население подконтрольных им владений. Сидят на лавочке и делятся друг с другом всякими слухами об окружающих людях и мироздании в целом – чем более мерзкими, неприятными и грязненькими, тем лучше. Но тут пикантность в том, что слухи и реальные события стоят в обратной зависимости – сплетни бабок осуществляются. Да и, скорее всего, не бабки это никакие – а нечто куда более зловещее. Интересный образ — эдакие современно-ужасняцкие норны/мойры. Понравились и ужасы, и бытописательство про безрадостное житье-бытье понаехавшей провинциалки в жестокой столице.

Оценка : 8
«Жуки»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. в 01:11

Жуки – это от фамилии Жук, которую носит маргинальное семейство, проживающее на заброшенной площадке за сортировочной станцией одного промышленного города. Дети их иногда учатся в школе, и вот учительница одного из жучиных отпрысков как-то решила наведаться к родителям странноватого ученика. Зря она это сделала, конечно…

Мне понравилось в целом, но чувствуется тут какая-то недотянутость. Очень много моментов недораскрытыми показались. Где-то это работает только в плюс (недосказанность сильнее пугает), а где-то наоборот – вызывает фрустрацию от неудовлетворенного любопытства. Да и характеры персонажей, а также и особенности здешней хтонической хероборы (я максимально стараюсь обходиться без спойлеров) – как по мне, можно было бы немного подробнее раскрыть. Рассказ вырос из такого эффектного некро/техно-образа как «кладбище поездов» — и это местечко заслуживает куда более подробного раскрытия, как по мне. Очень запоминающаяся локация.

Оценка : 7
«Гидра»
–  [ 13 ]  +

Manowar76, 22 мая 2024 г. в 07:56

«А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.»

Наконец-то томик доехал. Заказал аж в трех местах и везде крайне долго тянули.

Издание: софттач с частичной ламинацией, плоский корешок, вымышленная биография Кабира на задней крышке, внутренние иллюстрации, белая бумага. Шрифт на мой взгляд чуть мелковат и местами бледноват.

Обращаясь к наследию Лавкрафта у писателей только два пути — или писать следующие букве и духу произведений Затворника атмосферные, но в массе своей унылые эпигонства, или взять Мифос за базу и создавать развеселый трэшак, желательно скрещивая Древних богов с советскими реалиями. Мне второй подход больше по душе. По этому пути шёл Лидин (Тишинин) с четырехтомником «Льды Ктулху», где оперуполномоченный ГУГБ Кузьмин и колдун барон Фредерикс противостоят фашистам и Древним Богам; Шимун Врочек с циклом «Война-56», состоящим, к сожалению на данный момент только из одного романа; на Западе на этом поле более, чем успешно, играет Чарльз Стросс.

И вот теперь своим мэшапом нас радует Кабир.

Сразу надо отметить, что ни Лидин, ни Врочек, ни Стросс не заходят так далеко на территорию хоррора. У них всё-таки в первую очередь приключенческая фантастика с чудовищами Лавкрафта. Кабир же не чурается жутких, кровавых, натуралистичных сцен и подробных описаний.

В 1918-м произошёл Сдвиг и в мир проникли чудовища Лавкрафта. Ну как в мир — только на территорию СССР. Что, очевидно, привело к самым неожиданным последствиям. Минус христианство, плюс Русская Церковь Азатота. В Питере костницы, гули и Жёлтый Король Блок. Советская власть вроде как борется запретными книгами и поклонением Древним Богам, но с переменным успехом. Построены все мегалопроекты. Гитлер погиб, пытаясь пробудить Ктулху, и войну начал Гиммлер. В боях участвовали ми-го, заклинания и прочий стафф. После войны Сталин умер, но спустя некоторое время воскрес то ли личом, то ли вампиром.

А река Лена превратилась в Ахерон. И Советы решили построить на ней ГидроЭлектроСтанцию.

В тайге волей судеб оказывают актриса Галина, жена Смоктуновского, и журналист Глеб.

А на стройке творится неладное.

Получился производственный советский роман, скрещенный со звёздным ужасом.

Сектанты хотят воскресить свою богиню, взяв в заложники всю стройку, а бригада лэповцев, во главе с журналистом, актрисой и безобразной шаманкой, противостоят им.

Бригадир Вася, земснарядовец Заяц, Глеб, Галина. Персонажи, чьим переживаниям и бэкграунду посвящено немало времени, получились абсолютно живые, настоящие. У всех есть в прошлом беды и горести почти сломавшие их, но экстремальная ситуация позволит им показать свои лучшие черты и избавиться от внутренних демонов.

Злодеи получились ничуть не хуже. Тётка Стеша и зэк-некрофил Золотарёв — абсолютно мерзкие твари.

Кабир настолько щедр и так любит малую форму, что встроил в роман целых полдюжины совершенно самостоятельных хоррор-стори, не обязательно связанных с основным сюжетом. Не всегда в них выдерживается настроение и сеттинг, да и темп они сбивают, но кто мы такие, чтобы обсуждать композицию, задуманную автором.

Роман полностью соответствует всем ожиданиям. Рад, что это не единичная вещь, а начало целой серии «Красные Боги». Ждём «Еретиков«!

10(ЛАВКРАФТОВО)

Оценка : 10
«Грешница»
–  [ 4 ]  +

rujoker, 07 мая 2024 г. в 14:21

Незамысловатая, но ужасно обаятельная «короткометражка». Девушка хочет замуж за парня, но у его мертвой бабушки другие планы на внука... Умеет Кабир так уплотнить сюжет, что даже из небольшого рассказа получается вполне самодостаточная страшилка.

Оценка : 8
«Гидра»
–  [ 12 ]  +

Хельг, 25 апреля 2024 г. в 11:05

Я прочёл этот роман ещё в рукописи, параллельно с кучей какого-то невнятного олдового отечественного хоррора. Что примечательно, хоррор, прочтённый мною в тот заход, оказался просто невыразимо хуже бодрого и современного Кабира. И это заставило меня задуматься. Может, быть русский хоррор не взлетел в нулевых не потому, что народ не был готов? Не потому, что Стивенкинг забил все полки? Может, он просто был хреново написан?

Но к делу! У нас тут свежий роман Макса Кабира, а это всегда событие. Тем более, что в «Гидре» автор играется не только с названием, но и с сеттингом, населяя Советский союз Древними Лавкрафта. Лавкрафт в моде по жизни, а Союз — тема модная в последнее время . У моего поколения (и старше) проснулась ностальгия. У молодого поколения проснулся интерес к стране, ставшей уже во многом мифологической. Навскидку вспоминается «Пищеблок», «Метрономикон», «Атомик харт», да и старенький проект «Дизельпанк» не стоит сбрасывать со счетов. Короче, многие в такое смешение уже успели поиграться. И я в том числе.

В новом романе Кабир не выдумывает ничего нового, а бережно собирает кирпичики хоррор-тропов, чтобы из них построить что-то своё, Кабировское. И тогда уже получается что-то новое. По мне наибольшую ценность представляют детали, позволяющие складывать картину советской эпохи заново. Когда знаменитые советские режиссёры снимают неизвестные тебе фильмы в духе своего мира и времени, а Владимир Ильич толкает речугу о вреде не просто древних культов, но культов Древних.

При этом Кабир обходится со своим миром без излишнего пиетета, но и без тотальной грязи. Как и в реальном Советском союзе в мире «Гидры» есть плохое и хорошее, герои и подлецы, трудовые подвиги и зэчий труд, титанические проекты и местечковая чиновничья мелочность. И это делает мир живым, разным и действительно интересным. Получилась занятная штука, которая должна угодить практически любому хоррор-фэну. Тут вам и кровища, и любовь на трупах, и облечённый властью людоед, и зомби, и Древние боги, и превозмогание, и пафос, и секс, и отвращение, и вера, и безбожие, и много чего ещё.

А, да! Ещё внутри замечены истории из паблика КЛНК. Ничего не пропадает у рачительного хозяина. Всячески рекомендую фанатам жанра, да и не фанатам тоже можно попробовать. При всём моём ровном отношении к Лавкрафту, мне такое смешение крайне понравилось.

PS: Издание симпатичное. От полувымышленного био — орал, как мандрагора!

Оценка : 8
«Скелеты»
–  [ 2 ]  +

vorpol, 22 апреля 2024 г. в 03:26

Наконец-то смог осилить это монументальное произведение (слушал во время прогулок).

Знакомство с творчеством Кабира я начал с его рассказов, и он очень быстро стал моим самым любимым современным русскоязычным автором ибо владеет языком мастерски и в совершенстве.

В данном романе, порядка 80% — это бытовое повествование о жизни шахтерского городка где-то на Ростовщине, а 20% — собственно, хоррор про маньячелу и злые силы. Бытовая часть стилистически и фактологически напоминает криминальный сериал «Хрустальный», хотя тут сложно придумать что-то другое — голожопая российская провинция с осколками былого величия в виде шахт, пятиэтажек, и провинциальных газетенок.

Хоррор часть на любителя. Я хоть и обожаю космо хоррор, но с удовольствием погрузился в местный замес на околобиблейских мотивах. Хотя как по мне, та же сюжетная линия молодого Солидола и Саши получилась гораздо более страшной.

P.S. Пробежался ко комментам, многие пишут что Андрей такой правильный и тема измены жены не раскрыта. Вы блин глазами читали? Где-то в середине книги описано, что Андрей переспал на работе с практиканткой Ольгой, из-за этого Маша ушла к Богдану. К концу книги он уже на них не злится и даже собирается общаться. При этом он опять забивает болт на своего лучшего друга из Варшавцево.

Оценка : 8
«Порча»
–  [ 11 ]  +

Nexus, 19 апреля 2024 г. в 10:37

Чем больше я читаю произведений в жанре хоррор, тем больше убеждаюсь в том как трудно найти в данном направлении по-настоящему стоящие тексты. Тем более в последнее время, когда полки книжных магазинов наводнили Западные бестселлеры, которые по факту никому особо не нужны даже по ту сторону границы. И как же здорово, что всегда есть на примете работы проверенных авторов.

Не стану грузить вас своим списком таких писателей, но скажу, что есть в нем и один отличный русскоязычный литератор, который пока ни разу меня не разочаровал. Речь идет о Максиме Кабире, чей роман «Порча» недавно попал ко мне в руки.

Книга рассказывает о том, как в подвале обычной общеобразовательной школы в подмосковном городке Горшин пробудилось необычное древнее зло. И не просто так, а по определенной причине и с вполне конкретной целью. Однако чтобы воплотить желаемое, антагонисту сначала придется разобраться с парочкой смышленых подростков и молоденькой учительницей русского языка, которые встанут на защиту не только своего родного края, но и без преувеличения всей страны в целом.

Сразу признаюсь, что я привел крайне сжатый синопсис, дабы обозначить лишь основную сюжетную линию романа и не лишать вас удовольствия от знакомства с ним. Ведь вкусностей Кабир приготовил не мало: это и продуманная история, обладающая рядом крутых неожиданных поворотов; это и приятные глазу персонажи, благодаря уверенной руке автора живущие, а не существующие, на страницах произведения; это и эффектный экшен, нарисованный сочными кинематографичными красками и, наконец, действительно жуткое зло — безжалостное и чуждое всему доброму и светлому.

А особенно радует, что повествование у Максима получилось на редкость последовательным и логичным. Иными словами, каждая новая сцена плавно вытекала из предыдущей, не обрастая при этом ляпами или притянутыми за уши мотивациями персонажей. Серьезно, за несколько минувших лет я впервые встретил ужасы, лишенные стандартных жанровых глупостей. Ну ладно, может где-то в романе они и есть, но настолько мелкие и не значительные, что выискать и разбирать их, на мой взгляд, не имеет никакого смысла.

В общем, как вы уже могли догадаться, «Порча» принесла мне огромное удовольствие! Это реально шикарная книга, в которой есть кого бояться и есть кому сопереживать. А кроме того, этим романом Кабир в очередной раз подтвердил свой высокий профессионализм по части создания страшных историй.

Последнюю фразу я добавил на тот случай, если вы вдруг встретите противоположное мнение, в котором Максима будут ругать за перебор с клише и заимствования у старших коллег по писательскому цеху. Так вот, всем недовольным я могу сообщить следующее: во-первых, с клише еще надо уметь обращаться (а Кабир как раз способен это делать, когда того требует сюжет), а во-вторых, нет ничего зазорного в том, чтобы брать некоторые удачные элементы у классиков темной литературы (которые, кстати, тоже любили творчески перерабатывать чужие гениальные идеи).

Короче говоря, читайте «Порчу» и не парьтесь по пустякам!

Оценка : 10
«Малые боги»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 18 апреля 2024 г. в 18:20

Третья часть из болотного цикла. Здесь мы переносимся несколько восточнее по долготе, куда-то примерно в район северного-приполярного Урала (описанный в начале городок, вроде как – слегка завуалированная Инта, насколько я понял). Завязка стандартная. Городская парочка приезжает в глухомань искать старинное капище коренных народов. А для парня эта поездка — еще и повод попытаться возобновить отношения с любовью юности, по которой он до сих пор сохнет. Получают, как водится, несколько больше приключений, чем рассчитывали.

Этот рассказ из трех мне показался наиболее кинематографичным и ярким, максимально удачно эксплуатирующим тему «ужасы сельских ебеней, куда приперлись эти беспечные горожане на свою беду». Хотя до «Черной церкви» все же не дотягивает по хтоничности и замогильности, тут все достаточно стандартно: есть в истории паранормальное зло, и есть зло материальное. Оба элемента достаточно ярко изображены минимальным количеством описаний – недосказанности ровно столько, сколько надо. Но все это достаточно классические штуки, я ровно чего-то такого здесь и ожидал (полученным – удовлетворен). Отдельно понравилось, как в основной сюжет вплетены даже не побочные истории, а крохотные намеки на таковые. Их достаточно много, и все подводят к мысли – мол, в этих краях за долгие годы столько всякой жути приключилось, что на дюжину романов хватит, и еще на десяток фильмов останется (только про многие некому уже рассказать, ой).

Повествование в значительной мере идет «в настоящем времени» (грамматически), как и в «Черной церкви» — интересный штришок. Этот прием не так уж часто в ужасах используется почему-то.

Оценка : 7
«Роженицы»
–  [ 4 ]  +

Zombie 1st class, 18 апреля 2024 г. в 18:15

Рассказ является абсолютно нескрываемым подражанием Лавкрафту, и в таком качестве он достаточно хорош. Лида приезжает со своим женатым любовником Ромой к морю на несколько дней. Кто же мог знать, что поселок, где расположен причудливый природный монумент, не так-то прост, и как раз в это время там происходят омерзительные ритуалы во славу чего-то жуткого и противного человеческой природе. Ну, вы поняли…

Рассказ довольно психологичный, много внимания уделено разным мыслям и переживаниям героини, с точки зрения которой мы видим события. Но это все-таки нео-лавкрафтианство с упором на «нео-», так что будет и мясокровища — но так, самую малость, без перебора.

Что мне особо понравилось – на редкость душевная (при всей своей мрачности) атмосфера приморского курортного поселка в пасмурный дождливый день низкого сезона. Пейзажи, интерьеры помещений, типажи обитателей, погода, даже запахи – все так ярко и сочно описано, мое почтение!

Лучший момент (куда эффектнее традиционных “физических” ужасов) – это выдержка из газеты:

«Вчера, 19 января, православные христиане отпраздновали Крещение Господне. Важным атрибутом даты является ныряние в предварительно освященные водоемы, смывание накопленных за год грехов. <…> Обряд Крещения совершался под присмотром медиков. Ими было госпитализировано двое пострадавших. Один человек погиб. Его съел Бог».

Оценка : 8
«Балкон»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 12 апреля 2024 г. в 19:20

Слегка абсурдистский хоррор с элементами черного юмора. Мальчик, живущий с полоумной бабкой, сталкивается с чудовищным слизнем, который завелся на не менее чудовищно захламленном и загаженном балконе. Убирайтесь в квартире, товарищи! Хотя бы иногда. И в подсобных помещениях тоже.

Оценка : 7
«Изнанка»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 11 апреля 2024 г. в 20:06

Любопытный и смелый паренек решил сыграть в ARG под названием «Изнанка». Нужно выполнить серию заданий с постепенно возрастающей сложностью и довольно странных, но не содержащих ничего чрезмерного, невыполнимого, и уж точно ничего особенно опасного. По крайней мере, так казалось поначалу. Но выясняется, что игровые задания – часть оккультного обряда, совершив который можно увидеть некий мир, существующий параллельно с нашим. И даже попасть туда. А вот можно ли вернуться или хотя бы развидеть – вопрос интересный…

Рассказ интересный, но чего-то в нем не хватает на мой вкус. Тема незримого параллельного мира с иными принципами существования – сама по себе богатая. Из похожего современного могу вспомнить рассказ-крипипасту Романа Черного «Лаз в углу двора».

Оценка : 7
«Море, полное звёзд»
–  [ 2 ]  +

rujoker, 11 апреля 2024 г. в 13:39

Очередная талантливая работа Кабира. Незамысловатая и довольно предсказуемая история, но как же атмосферно выписана эта жизнь у моря. Сразу вспоминается Севастополь, бабушка, мама, вся эта бытовуха. Жаль только в моём лете не было такой Снежаны)

Оценка : 8
«Багровая луна»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 07 апреля 2024 г. в 16:54

Тяжело авторам ужастиков. Все тропы известны. И приходится им играть в конструктор, изощряясь в необычной локации и нетипичных действующих лицах.

Таёжный гарнизон и посёлок из шести домов рядом для семей солдат и офицеров.

Метель. Оборотень.

Больше детектив, чем хоррор. С обязательными ложными подозрениями и нечестным приёмом — тот, кто превращался в волкодлака, никогда не появлялся в «кадре».

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Дом на болоте»
–  [ 7 ]  +

Zombie 1st class, 02 апреля 2024 г. в 00:27

Начало XX века, захолустная деревня на северо-западе России. Молодой сельский учитель, приехавший нести свет знаний крестьянским детишкам, сталкивается с местной мрачной тайной: заброшенным помещичьим особняком и жуткой причиной, заставившей эксцентричного землевладельца сбежать, оставив имение полоумному управляющему. Что же такое раскопали рабочие шесть лет назад, при строительстве декоративных прудов на месте осушенного болота?

Второй рассказ из условной трилогии меня заинтриговал своим началом, но немного разочаровал смазанным финалом. Возможно, не хватает объема – произведение все-таки довольно короткое, тут бы раза в полтора развернуть для нагнетания атмосферы настоящим образом. Но и с тем что есть, атмосфера мрачноватой осени в сельской местности передана недурно. Язык частично стилизован под старину и глухомань, но именно слегка – да и не столь уж давние там времена описаны.

Зато рассказ познакомил меня с замечательным стихотворением Якова Полонского «Вечера настали мглистые». Кабиру респект за хороший вкус к поэзии.

Оценка : 7
«Чёрная Церковь»
–  [ 5 ]  +

Zombie 1st class, 02 апреля 2024 г. в 00:25

Первый рассказ из оформившейся уже позднее «Болотной трилогии». Трилогия крайне условная, объединяет ее только болотная тематика и место действия, да и то лишь в широком смысле – север европейской части России. Рассказ один из самых ранних у автора (и это чувствуется), однако очень удачный и эффектный.

А еще – и это отдельный интересный момент – в некотором смысле взгляд на мистический ужастик глазами второстепенных персонажей. Ну, знаете, типа каких-нибудь хмурых селян из полумертвой деревни или сумасшедшего деда с заправки, который грозит кулаком проезжающим малолетним дебилам, приговаривая: «Воротайтесь взад, а то вы усе здеся сдохнитя, ыхыхы!» Но их никто не слушает. Вот тут такие персонажи и выведены на первый план. А городские искатели чертовщины – соответственно, задвинуты на второй, и об их конечной судьбе мы даже не узнаем (хотя можем догадаться).

Ну и сама легенда придумана отличнейшая, сочная и мрачная. Утонувшая в болоте нечестивая церковь, построенная сумасшедшим беглым каторжником. И дьявольский колокол, звенящий из глубин трясины. Такой образ еще был у Короткевича в «Дикой охоте короля Стаха», но и там он открыто позиционировался как позаимствованный из старинных легенд и преданий.

Оценка : 8
«На привязи»
–  [ 1 ]  +

vorpol, 30 марта 2024 г. в 03:58

Не перестаю удивлятся в хорошем смысле этого слова фантазии Максима и его живейшему, живописнейшему языку. Вот кто умеет в экспозицию даже самых невзрачных персонажей.

К сожалению, как ужас или мистика рассказ зашел слабо, ибо в памяти вспыл дурацкий анекдот про мужика и дерево любви на Кавказе :)

Оценка : 7
«Самый особенный дождь»
–  [ 2 ]  +

vorpol, 29 марта 2024 г. в 03:16

Кабир постепенно становится моим самым любимым современным русскоязычным автором. А все из-за его очень сочного, атмосферного языка, умения создать детальную обстановку в любом месте и почти мгновенно погрузить читателя в свой мир.

Вот так и тут. Рассказ не в коем случае не ужас, и даже мистикой с трудом можно назвать. Но читать было интересно, хотя если разобраться — накручено сверх меры — и полячка, и Черные Полковники, и Посейдон. Можно было выдать эконом-версию с Батуми и местными фольклорными царьками :)

Оценка : 8
«Форпост»
–  [ 2 ]  +

vorpol, 17 марта 2024 г. в 05:27

Узнал о книге из новостей ФЛ про введение нового поиска :)

Очень заинтересовал жанр ковбойского хоррора. Сюжет это одноходовочка, но Максим основательно проработал детали того времени, и их читать одно удовольствие, тем более по сравнению с легионом авторов, которые даже свою современность описывают как клюква клюквенная.

Отдельно отмечу очень-очень сочный и насыщенный язык Кабира. Как для современного русскоязычного автора, это — большая редкость. В книге встретил огромное количество интересных сравнений и метафор, это добавило еще один плюс к без того интересной книге.

Из минусов — количество детализации расчлененки прет через край (хотя это может быть условностью жанра) + есть мелкие огрехи по фактам (но это подметят только хорошо знакомые с историей США, например Вендиго это мифология индейцев Севера и С-З США, а не Юга).

Оценка : 7
«Межгалактические наёмники. Сага»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 03 марта 2024 г. в 12:07

Подсвеченная отблесками марвеловских «Стражей Галактики» история, с не лишенной приятности отсылкой к «Кошки ходят поперек» Веркина в начале, миром-без-границ десятых, частью которого мы чуть было не стали в продолжении, и семейными ценностями в конце.

Оценка : 8
«Разговор записывается»
–  [ 4 ]  +

Zombie 1st class, 03 марта 2024 г. в 01:09

Это короткий рассказик, который сам по себе довольно неплох — история в сардоническом черно-юморном духе о навязчивом сервисе интернет-провайдера. Диалог с сотрудницей колл-центра быстро принимает весьма зловещий оборот для незадачливого клиента (кстати, мимоходом упоминается выдуманный бог Зивер из «Порчи»). Забавно, остроумно, в меру злобненько, но ничего принципиально сногсшибательного — прочитать и забыть, казалось бы. НО! Что перевело его для меня в разряд случайного шедевра — так это ветка обсуждения в паблике ВК (прочитанная сейчас в 2024, а происходило это в 2018). Страницу я даже сохранил на память. Среди обычного обсуждения, один из комментаторов между делом пожаловался на какие-то проблемы со своим провайдером, и через какое-то очень небольшое время в ветке ВНЕЗАПНО появилась официальная учетка этой довольно известной компании, начав с человеком диалог, *почти дословно* повторяющий завязку рассказа. Это было очень смешно и немного жутковато. Жизнь имитирует искусство! о_О

Оценка : 9
«Грешница»
–  [ 3 ]  +

Zombie 1st class, 29 февраля 2024 г. в 01:54

А это простая, но от того не менее эффектная страшилка. Девушка осталась ночевать в квартире своего нового кавалера. Ну, не совсем в его… В квартире его покойной бабушки, которая чуть больше месяца как умерла. Старый дом, старая квартира «из-под покойницы», необжитая, холодная и неуютная. Но посидеть, выпить и перепихнуться можно. Собственно, только для этого парочкой пока и используется.

Сама атмосфера и обстановка довольно пугающие. Вообще именно «квартирный» хоррор – жанр, как нельзя более подходящий нашим постсоветским реалиям. Полагаю, у разных русских авторов достаточно много должно быть произведений в таких декорациях, надо будет поискать, тема выглядит перспективной. Что касается сюжета – то ничего особенно нового и выдающегося, конечно, нет. Начавшись как мистика про жилище с привидениями, история быстро переходит в некую грустную социалочку с моралью (или без), а потом совершает еще один поворот. Не то чтобы прям уж неожиданный: финал я уже с определенного момента ожидал именно такой, какой он и случился.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
*Никогда* нельзя верить голосам с того света и выполнять их просьбы, потому что ОТТУДА точно ничего хорошего не посоветуют. Если б героиня смотрела/читала побольше хоррора, то прекрасно бы это правило знала.

Оценка : 7
«Порча»
–  [ 10 ]  +

Zombie 1st class, 28 февраля 2024 г. в 16:05

Про писателя в жанре ужасов Максима Кабира я впервые услышал благодаря одному товарищу, который очень положительно отзывался о нем несколько лет тому назад. Хотя автор это довольно известный и популярный среди ценителей русскоязычного хоррора вообще и антологий ССК в частности. Причем известный преимущественно своими рассказами, которых создал внушительное количество на самые разные темы. Кстати, с рассказов-то я знакомство с автором и начал недавно. Но в наибольшей степени впечатлился именно этим романом – последним из опубликованных на данный момент. Не кривя душой могу сказать, что это самое яркое мое литературное впечатление за последние… даже не знаю, полгода? Год? Больше? Наверное, со времен своего увлечения Ричардом Лаймоном в 2020 я не читал книг будучи в настолько взвинченном состоянии, с учащенным пульсом и нервным предвкушением «что же, черт возьми, там случится дальше».

Когда речь заходит о русских хоррор-произведениях, то почти всегда неизбежно возникают сравнения с англоязычными авторами типа «на что это больше всего похоже, и чем, наверное, вдохновлено». Причины понятны. Так и в данном случае: автора часто сравнивают и с Кингом (бессмысленное сравнение, так как Кинг — литератор максимально широкого профиля, и писал про все на свете), и с Бентли Литтлом (не читал, тут не могу прокомментировать). Я от подобных сравнений стараюсь по возможности удерживаться, но не всегда удается.

Пара обязательных слов о сюжете. Действие происходит в вымышленном маленьком городке центральной России. Заявлено Подмосковье, но очевидно дальнее – сугубая мухосрань, и довольно-таки достоверно выписанная (за исключением нескольких чисто фактурных ошибочек). В подвале обычной среднеобразовательной школы на исходе лета само собой проявляется на стене странное изображение из подтёков воды – неприятное и жутковатое человеческое (?) лицо, Нечестивый Лик. Немногие свидетели этого необычного явления предпочли забыть его, списав на причуды мироздания. А зря! Мрачный образ, обладающий противоестественной силой и злой волей, вскоре начинает распространять вокруг свое тлетворное влияние, воздействуя на умы и заражая скверной все больше людей. А тем временем проходят дни, недели, месяцы, в школе начинаются уроки, идет обычная жизнь учителей, школьников, их родителей. Лишь немногие смутно догадываются, что творится нечто неладное. Молодая учительница литературы Марина, недавно приехавшая в город. Девятиклассник и начинающий писатель Пашка. Директор школы СанСаныч Костров. Еще не подозревающие о масштабах грозящего бедствия, занятые своими повседневными делами, мимолетными радостями и жизненными неурядицами, они все уже получили какое-то важное место в чудовищных планах темной силы, манипулирующей людьми как марионетками. И произойдет нечто апокалиптическое, если они не сумеют это зло остановить.

Теперь по поводу впечатлений. Самое главное, ключевое лично для меня, заставившее влепить десятку на фантлабе, наплевав на принципы объективности и соразмерности (ни о чем не жалею!) – фактор персонажей. Они живые, симпатичные, и я за них очень, очень переживал. Марина со своим пылким энтузиазмом молодого педагога, проблемами в личной жизни и не отпускающими призраками прошлого. Костров с его почти идеальной счастливой семьей, карьерой – и чудовищной внутренней борьбой с самим собой. Паша с первыми мыслями о своем месте в жизни, творческими опытами и почти платонической влюбленностью в новую учительницу. Все вызывают интерес, за всеми интересно наблюдать, и чем дальше, тем тревожнее – по мере того, как становится ясно, *что* им грозит.

Помимо этих трех максимально разных людей, которые довольно быстро выходят на первый план как протагонисты истории, есть и целая галерея разнообразных второстепенных персонажей. Почти никто не воспринимается как «мясо», за многих даже страшнее — ведь с ними, в отличие от главных героев, с куда большей вероятностью могут случиться Очень Плохие Вещи. И то, что происходит с некоторыми (и что они сами делают под влиянием порчи) – по-настоящему ужасает. Книга имеет достаточное количество натуралистичных фрагментов, местами на грани сплаттерпанка по уровню жести. Это касается как убийств, членовредительств, так и других мерзких и жутких деталей: гниль, насекомые, змеи, отвратительные жидкости, противоестественные фантазии, галлюцинации и не только – автор тот еще мастак в изобретении всевозможных диких ситуаций и образов.

Вот тут поделюсь никому не интересным потоком сознания: я книжку-то читал на протяжении нескольких дней, и где-то после сотни страниц меня уже начали вовсю одолевать тревожные мысли. Имея печальный опыт чтения “специфических” финалов в литературе ужасов, я активно прокручивал в голове самые нехорошие сценарии дальнейшего развития событий. А дочитав до середины, решил: все, баста – мне не будет покоя, пока не добью эту книгу. Забил на все дела и прочие развлечения, отключил звук в телефоне и половину дня только сидел и читал с замиранием сердца, отрываясь лишь на самое необходимое. А ближе к концу – так еще и добавилось желание после каждой главы сделать паузу и как-то переварить произошедшее. Хорошо еще, что не курю. %) Никогда бы не подумал, что эта книжка настолько зацепит – а поди ж ты!

Далее. Интересная мифология, история происхождения и пробуждения древнего зла. Нельзя сказать, что прям особенно оригинальная (ну, тут сложно что-то принципиально-новое придумать), однако все-таки очень толково оказались в итоге увязаны биографии действующих лиц, все совпадения оказались вовсе не совпадениями и т.д. Тут обойдемся без излишнего погружения в детали, скажу лишь, что будет определенный экскурс в прошлое, а также жаркие дуновения “загадочного востока”™.

Со страшной историей о медленно наползающей тьме переплетаются обширные элементы slice of life о провинциальной жизни, а также «производственной» литературы об учительских буднях. Довольно интересные тоже — я оценил, будучи слегка (опосредованно) знаком с внутренней кухней преподавательских коллективов.

Если от литературных сравнений я устраняюсь, то вот из киношных определенных ассоциаций, что у меня вызвала эта книга, могу назвать следующее.

Мрачно-макабрическая эстетика иррациональных кошмаров, местами на грани сюрреализма, напомнила некоторые фильмы Фульчи и Ардженто, как «Седьмые врата ада», «Семь нот в темноте», или «Инферно» с «Суспирией», например. Есть и прямые цитаты, если они мне не приглючились. Почти полностью обезличенное и неуязвимое зло, действующее в физическом мире через различных прокси, подчиняющее волю восприимчивых людей и насылающее жуткие видения. Тьма поражает взрослых, чтобы воздействовать на детей, и детей, чтобы влиять на взрослых, играет на потаенных желаниях и слабостях каждого, искушает и обманывает.

Еще стоит отметить пульсирующие через весь роман мотивы ярко-выраженного эротизма. Подчас довольно пугающего и больного, а иногда вполне здорового. И почти всегда на диво уместного. Все-таки не удержусь от сравнения с моим любимым Лаймоном и его легендарными неуёмно похотливыми персонажами. Тут не так — к счастью, наверное… У Кабира чувство меры есть, у него герои не принимаются вдруг трахаться в самых неподходящих обстоятельствах, и никто не засматривается на сиськи в момент смертельной опасности. Просто у персонажей есть сексуальная жизнь, есть какие-то фантазии и желания, которые часто нам демонстрируются достаточно откровенно. У демонической сущности – тоже… гм, есть. О_О И в своих жертвах оно любит пробуждать все темное и порочное, максимально глубоко подавленное.

Также мне очень по нраву пришлось некое любование автора главной героиней, ее смелостью, ее красотой, ее умом и силой воли. Ну и какими-то интимными моментами из ее жизни в качестве легкого фансервиса. Я тоже любовался. ^_^ Марина – прелесть.

Финал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал полностью удовлетворил, хоть и оставил определенное чувство недосказанности. По настроению – эдакий хэппи-энд с горьковатым привкусом меланхолической тоски. Ну и некий мрачноватый намек, что «это не конец, ибо зло бессмертно и умеет ждать», в лучших голливудских традициях.

Роман содержит целый ряд «вложенных» историй, поданных как чьи-то дневники или творчество кого-то из персонажей. Читаются как практически самостоятельные рассказы, причем стилистически заметно отличаются от основного текста. Не скажу, что прям уж супер-оригинальный ход, но Кабир, как я слышал, вообще любит такими мета-приемчиками баловаться, и достиг в этом деле немалого мастерства. Мне нравится такое, за это отдельный плюс. Прочитал бы эти истории не без удовольствия, даже если бы они мне попались каким-то образом в отрыве от романа. Одна история стилизована под готические ужасы в духе Эдгара По, другие – под приключенческую мистику Роберта Говарда. Более того, там есть эдакая «двойная стилизация», если можно так выразиться. Подражание Говарду, как если бы его писал очень юный и неопытный, но талантливый автор с богатой фантазией, черпающий вдохновение в окружающей действительности.

Кроме того, книга вообще изобилует различными ссылками на произведения популярной культуры – литературу, фильмы, игры. Пусть они и выглядят подчас попытками автора «отрекламировать» любимые им вещи (как часто бывает в подобных случаях). Автор вообще изрядно прошаренный в жанре ужасов, литературных и киношных – было приятно отметить, что он заметно эрудированнее меня, например, а я-то не первый год, прямо скажем, жанром увлекаюсь. Вдвойне приятно – улавливать какие-то необязательные пасхалки, типа оброненной мимоходом отсылки к событиям другого романа Кабира «Скелеты» (а я ведь их даже не читал!), или когда персонажа несуществующей видеоигры зовут Элджернон Мейчен, частный детектив в болотах Луизианы (я б поиграл, кстати), или рассуждений про широко известную в узких кругах якобы проклятую картину «Руки сопротивляются ему».

Отдельного упоминания заслуживает (причем как бы не впервые на моей читательской памяти) единственная иллюстрация — обложка от Алексея Провоторова, служащая идеальным дополнением к книге. Хотите верьте, хотите нет – но я с определенного момента книгу клал ТОЛЬКО обложкой вниз, потому что эта рожа меня начала не на шутку пугать и вызывать всамделишный дискомфорт. Очень впечатляющий криповый арт к талантливому произведению – эффект синергии или что-то в этом духе. :)

Итого: восторг и обожание. Со временем это очарование развеется, конечно, так всегда бывает – но пока эффект еще свежий, я очень впечатлен, и планирую гораздо плотнее взяться за творчество данного автора.

Оценка : 10
«Гнев»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 25 февраля 2024 г. в 01:38

История про простого парня, который переживает Очень Плохой День. Проблемы на работе, проблемы в личной жизни, проблемы с нервами. И в конце этого дня, вне себя от ярости и отчаяния, герой спонтанно решается прибегнуть к определенному средству мести обидчикам, которое уже успешно испробовал однажды в детстве. Средство необычное – «нужен всего лишь простой, советский…» кхм, маньяк. Которого вообще-то казнили давным-давно, а жил он в старом деревянном доме у оврага, совсем недалеко. Дом тот уже заброшен и предназначен под снос – но пока потусторонняя сила еще действует. Достаточно лишь попросить об услуге определенным способом… Есть ряд жутеньких и отчасти кинематографичных сценок, и очень ярко описано маньячное логово. Интересна раскрыта тема своеобразного суеверного поклонения злу. Финал жестокий, но в чем-то даже справедливый, и уж точно — чертовски остроумный. Необычно обыгрывает классическое клише о договоре с загробным миром, который пошел слегка не по плану.

Оценка : 7
«Семья»
–  [ 1 ]  +

Zombie 1st class, 24 февраля 2024 г. в 21:24

Не совсем я понял смысл рассказа. То ли это своеобразная метафора про одиночество и семейную жизнь, то ли некая необычная вариация на тему «вторжения похитителей тел», или каких-то энерговампиров, манипуляторов реальности, чего-то такого… Как бы то ни было, мне понравилось сочетание экзистенциального ужаса небытия с простыми и более материальными пугалками (вот так проснешься, а у тебя на кухне незнакомый мужик с ножом – не, ну это реально ппц страшно), а также сочными бытовыми деталями и элементами мрачного юмора. Есть также один очень натуралистичный момент «не для слабонервных».

Оценка : 8
«Медуза»
–  [ 1 ]  +

nightwarden13, 21 февраля 2024 г. в 05:09

Отличный рассказ, где Кабир раскрывается на всю мощь. Вот что мешает всегда так писать?

Здесь хорошо всё, тут и всякие тайны, и маниак(ставший таким не потому что он плохой) и хтоническое чудовище.

Хороший рассказ.

Оценка : 8
«Исцеление»
–  [ 4 ]  +

rujoker, 16 февраля 2024 г. в 03:37

Отличный кабировский рассказ, который мог бы стать романом, благо, фактуры достаточно. Увы, даже на полноценный рассказ у автора сил не хватило. Откровенная писательская халтура — такой резкий скачок от эпизода дороги сразу к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
плену героев + коротенькое и неправдоподобное объяснение «опоили» (вы бы стали есть и пить из рук таких людей?)
. Концовку Кабир тоже скомкал, словно устал и решил, что ужасов для открывающего рассказа достаточно.

«Курьи ножки»
–  [ 5 ]  +

nightwarden13, 13 февраля 2024 г. в 03:20

Мда... «Бухта Кэндл» + Caledon.Local21 в гоблинском переводе, причём не те что выпускал Пучков, а заполонившие пиратский рынок «закосы под него».

Канва истории, самым бессовестным образом взята из рассказа Криса Страуба и неизвестного сетевого автора. В детстве наш герой, по местному каналу, которых в 90-е и правда было великое множество, где порой выходили передачи сделанные непонятно для какой аудитории, например хреново снятая реклама сока Tree Top, где медвежонок его пьёт(зачем я это помню вообще?)... Ну так вот, на местном канале его напугала какая-то криповая пародия на «Cпокойной ночи», где вместо Фили, Хрюши и Степашки были Леший, Баба-Яга, Вий и прочие персонажи. И вот наш подросший герой решает таки узнать, что ж он такое посмотрел то, поэтому устраивается работать на телевидение... И, как обычно бывает с рассказами Кабира, вроде бы тебе и интересно, есть реальный хороший хоррор, но ты постепенно теряешься за, так любимыми автором, бытовыми мерзостями, которые, пусть и не такие обильные, как у Шендерова, того же, но ты испытываешь реальную брезгливость и к развязке доезжаешь «по диагонали» с желанием чтобы это наконец-то закончилось, а кончается рассказ, как обычно у автора бывает, ничем хорошим...

И это флагман данной антологии, считай... Увы ССК вырождается...

Оценка : 4
«Квартирант»
–  [ -1 ]  +

Isha Bhikshu, 28 января 2024 г. в 00:25

Парень снимает квартиру, в которой одна комната закрыта на замок. Вскоре он узнает, что там кто-то прячется. Чёрный юмор какой-то.

Оценка : 4

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 



⇑ Наверх