Генри Каттнер отзывы

Все отзывы на произведения Генри Каттнера (Henry Kuttner)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1607

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»   (+21)»»

«Месяц Дракона»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 21 мая 2022 г. в 22:56

Завершение цикла о легендарном герое из мифической Атлантиды. На этот раз Элак вынужден вернуться в свою родную Цирену, которой угрожает некий паразитный разум по имени Каркора... Поскольку уже предыдущая история цикла была нормальной и по стилю, и по сюжету, то ее продолжение просто обязано было не ударить в грязь лицом. Элак не растерял своей силы и находчивости, его боевой приятель по-прежнему обожает выпивку (которую он по-старинке называет мёдом), а колдун-друид всё так же суров и страшен во гневе. Поступки этой несвятой троицы попеременно вызывают то восхищение, то страх, а местами и откровенный смех. Никакого шапкозакидательства нет и в помине: герои зарабатывают славу собственным потом и кровью. К тому же, в самом финале появляется нотка трагизма, когда становится ясно, какую цену заплатил один из ключевых персонажей, чтобы низвергнуть Каркора в ту бездну, из которой он появился. Автор четко выстроил план изложения, доведя его почти до совершенства. Здесь уже хорошо чувствуется его почерк, который и принес ему славу писателя. Почему же он не стал продолжать историю похождений своих героев? Да по той же самой причине, по которой мы перестаем читать детские книжки: он повзрослел и почувствовал, что способен на большее, чем просто рассказывать сказки про былинных героев. Например, что ему стоит попробовать себя в научной фантастике.

-----------

РЕЗЮМЕ: последний рассказ о героических похождениях атлантского царя Элака, вернувшегося к своим родным берегам. Если для героя это произведение стало своеобразным финишем, то для его автора оно превратилось в своего рода стартовую линию, с которой и началось его восхождение на Олимп писательского мастерства.

Оценка : 8
«Маскарад»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 14 мая 2022 г. в 22:56

Очень неплохая стилизация под готический хоррор типа Кинга. Семейная пара решает провести свой медовый месяц в старом поместье, имеющем славу «вотчины вампиров». Владельцы имения всячески стараются поддерживать требуемую по стилю атмосферу: то ли хотят напугать молодоженов, то ли просто впечатлить. Но если б только они знали, кто на самом деле к ним пожаловал...

Данное произведение написано в полном соответствии с канонами легкого хоррора и потому читается с большим интересом. Автор умышленно путает читателя, чтобы тот не догадался о роли каждого действующего лица. Надо сказать, ему это удалось: я и сам повелся на уловку и вплоть до самого финала не догадывался, что там всё перевернется вверх ногами. Откровенно говоря, обожаю подобные парадоксальные концовки! От них аж мурашки по коже и даже легкая оторопь берет... Словом, интрига приличная и закручена здорово. Текст рассказа выверен и продуман так, что вы не осознаете с первого раза всех подсказок. Только уже после финала, еще раз пройдясь по содержанию, вы увидите то, что пропустили, и поймете истинную подоплеку всех фраз и недомолвок персонажей (начиная с того самого момента, когда они стучатся в двери усадьбы). Автор заготовил читателю и маленькую пасхалку: в рассказе бегло упоминается некий Эдгар Денворт — основной персонаж рассказа «Самая большая любовь». Тем самым автор намекает, что произведения сборника «Маскарад» следует читать в указанном им порядке, чтобы разгадать его задумку: все рассказы не только похожи по тематике, но и, вполне вероятно, относятся к одной и той же вселенной, описывая ее в хронологическом порядке.

--------------

РЕЗЮМЕ: притча о том, что люди не всегда являются теми, кем кажутся изначально. Наглядное подтверждение поговорки о волке в овечьей шкуре.

Оценка : 8
«Ex Machina»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 09 мая 2022 г. в 22:14

Очередной эпизод из сумасшедшей жизни известного изобретателя Гэллегера посвящен вопросам физиологии, точнее — решению задачи о стимуляции инстинкта хищника у человека. Традиционно взявшись за это дело в состоянии глубокого алкогольного опьянения, изобретатель наутро обнаружил у себя в лаборатории невесть откуда взявшийся генератор с голубыми глазами. В «минусе» же оказались сразу двое: приехавший из Мэна дед и заказчик из фирмы с причудливым названием «Надпочечники Ltd.» Кроме того, в помещении стал загадочным образом пропадать алкоголь... Как всегда, изобретатель ничего не помнит о вчерашнем дне и вынужден буквально по минутам восстанавливать свои действия. Сам по себе этот процесс весьма забавен и составляет главную часть фабулы. Она подогревается тем, что самовлюбленный робот Джо знает ответы на многие вопросы, но не горит желанием сотрудничать со своим хозяином. А в трезвом состоянии Гэллегер с трудом отличает электрон от электрода. Вот и приходится ему, подобно Шерлоку Холмсу, находить уже найденное прошлым днем решение, попутно отбиваясь от полицейских, пытающихся обвинить его в убийстве собственного заказчика. Ситуация довольно комичная, хотя ее объяснение окажется вполне научным (по понятиям описанного в рассказе времени, конечно). Робот Джо как всегда невозмутим и прекрасен в своем пофигизме. Высказанные им перлы можно без колебаний сразу заносить в афоризмы — такие, например, как: «Вы, люди, — уродливые создания, но идеи у вас бывают превосходные.» Идеи самого Гэллегера, несомненно, весьма оригинальные даже для него самого. Тем более, что для данной истории он реализовал сразу две (!) из них. Одну читатель вполне в состоянии отгадать (насчет исчезновения алкоголя), а вот вторая вряд ли будет ему по зубам — придется ждать финала с разъяснениями автора. Единственное, чего я понял не до конца, — так это шутку Джо насчет когитации. Уж не хотел ли автор сказать, что робот умышленно спровоцировал всё случившееся с Гэллегером? Если это так, то не стал ли робот своеобразным богом, повелевающим нашей реальностью?

-------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история про то, к чему может привести дефицит времени и ... выпивки. Малолетним читателям не рекомендуется в профилактических целях.

Оценка : 8
«Робот-Зазнайка»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 08 мая 2022 г. в 21:50

Очередная история об изобретателе Гэллегере, который все свои «шедевры» делает в состоянии алкогольной невменяемости. На этот раз у него получился какой-то странный робот с прозрачным телом, который вертится перед зеркалом, словно женщина, и восторгается самим собой. Изобретатель с трудом вспоминает, что сделал этого нарцисса в ответ на заказ телемагната Харрисона Брока, просившего содействия в деле о подпольных кинотеатрах... Главное в рассказе — не сам финал, где проясняется вся ситуация, а процесс поиска истины, забытой в результате многодневной попойки, ставшей для Гэллегера нормой. Собственно, выпивка служит для него тем допингом, который запускает в действие его гениальное подсознание, помогающее создавать невозможные механизмы. Переиначивая латинскую поговорку, можно сказать, что для данной истории in dialogis veritas (истина содержится в диалогах). Все действующие лица много и увлеченно говорят, чтобы ввести нас в курс дела. По крайней мере двое из них — сам Гэллегер и его робот — относятся к делу творчески, вставляя в свою речь забористые выражения и разные шуточки, чтобы читателю не было скучно читать сей опус. Робот откровенно «прикалывается» по поводу своей неотразимости и совершенства, а изобретатель мечтает послать всех к черту и основательно напиться. Но как порядочный человек, он пересиливает себя и пытается отработать выданный ему аванс. Робота же подобные моральные угрызения не беспокоят, и он только мешает хозяину в его нелегком деле. Мы-то понимаем, что решение проблемы находится именно в самом роботе, но, как и автор, не знаем, где именно, и как его оттуда извлечь. В познании этих путей и состоит смысл всего повествования. Финал, правда, мне не понравился, ибо оказался слишком тривиальным по сути и мало связанным с самим процессом поиска. Настоящие гурманы будут разочарованы, т.к. ход расследования намекал на более интересное завершение. Мы никогда не узнаем, зачем писатель упростил его, превратив рассказ в обычную юмореску типа «Хроник Ийона Тихого». Но у Лема в его сказаниях был какой-то смысл, да и концовку своих новелл он прорабатывал вполне серьезно. А у Каттнера робот оказался нужен просто для того, чтобы напомнить главному герою о его же решении, высказанном в алкогольном бреду.

------------

РЕЗЮМЕ: притча о том, как заставить очарованного самим собой робота вернуться к исполнению своих обязанностей. Нет, для этого вовсе не потребуется выпивка! Но истина, как и в случае «Секретных материалов», лежит где-то рядом...

Оценка : 8
«Смех мёртвых»
–  [ 3 ]  +

Bachman, 18 января 2022 г. в 21:41

Читал в одноименном сборнике. Оставлю отзыв на титульное произведение, т.к. все рассказы до ужаса похожи. Буквально с первых абзацев бросает в гущу событий – ни предшествующей нагнетающейся атмосферы, ни сюжета как такового тут нет, такой уж жанр. Я бы назвал это «молниеносный рассказ», или как-то так. В подавляющем большинстве историй сюжет такой: что-то случается (нападение, убийство), герои вовлекаются в борьбу, в конце выясняется, что за этим стоит кто-то неожиданный, герои побеждают его, и немного все разжевывают читателю.

Выявил простую закономерность: если героев несколько (как правило пара, как правило они куда-либо приезжают), то наверняка это дешевенький детективный рассказик, маскирующийся под мистику. В конце почти всегда мы увидим «снятие маски» и объяснение для нерадивых (финал со «снятием маски» встречается в 7/15 рассказов!) А если герой один, и преследует какую-то определенную цель (отобрать у крыс труп, написать роман, и т.д.), то скорее всего перед нами мистическая поделка в «духе» Лавкрафта (в 6/15 рассказов присутствует сверхъестественное, остальные – замаскированные детективные истории). Довольно специфические и однотипные рассказы, но назвать их совсем уж плохими нельзя.

P.S. Отдельно хочется выразить недовольство одноименным изданием 2020 года от издательства «Северо-Запад» – просто какое-то немыслимое количест-во опечпток!

Оценка : 5
«Салемский кошмар»
–  [ 3 ]  +

Bachman, 17 января 2022 г. в 16:21

Читал в сборнике «Смех мертвых». Пожалуй, этот рассказ понравился больше всех. Как минимум больше всех мистических в этом сборнике, коих около половины. Атмосфера, конечно, не настолько «плотная» как в «Снах в ведьмином доме», но вполне качественная. Конечно хэппи-энд немного все портит, но не критично. Гораздо хуже воспринимаются личные впечатления автора в повествовании — восклицательные знаки в описании и т.д.

Что касается данного сборника (с чудовищным количеством опечаток), то выявил простую закономерность: если героев несколько (как правило пара, как правило они куда-либо приезжают), то наверняка это дешевенький детективный рассказик, маскирующийся под мистику. В конце почти всегда мы увидим «снятие маски» и объяснение для нерадивых. А если герой один, и преследует какую-то определенную цель (отобрать у крыс труп, написать роман, и т.д.), то скорее всего перед нами мистическая поделка в «духе» Лавкрафта. Ставлю 7 только за то, что напомнил атмосферу СвВД, остальные рассказы сборника (с омерзительнейшим количеством опечаток) внимания удостаивать не хочется.

Оценка : 7
«Механическое эго»
–  [ 3 ]  +

orxan41, 10 января 2022 г. в 23:25

Буквально час назад обсуждал с мамой творчество Каттнера (она читает Азимова в данный момент — Сны роботов), и после «Порочного круга» я заявил, что рассказы Каттнера про роботов — полнейший бред. Автокилл в целом нереален, если исходить из второго закона роботехники. Но перед нами Каттнер, который, видимо, не знал об этих законах и выдал самую нелогичную вещь про роботов. Точнее, две нелогичные подряд. И если в «Порочном круге» все ужасно неправдоподобно, и поэтому 5\10, то в «Механическом эго» все происходящее вокруг робота — еще более неправдоподобно. Но зато смешно и от души надорвал диафрагму=)

П.С. Перезвонил и сказал, что я был прав час назад, но в данный момент ошибаюсь.

Оценка : 10
«Профессор накрылся»
–  [ 3 ]  +

Mishel78, 31 октября 2021 г. в 10:09

В наше время такие фантастические персонажи, как мутанты, должны или выглядеть не как человек, либо иметь такие способности, чтобы явно выделяться на общем фоне. Но Генри Каттнер решил обойтись минимумом «спецэффектов», чтобы создать цикл рассказов о Хогбенах — мутантах, внешне неотличимых от людей, но обладающих рядом уникальных способностей, самой главной из которых является маскировка под среднестатистических американцев.

В этом рассказе о семье мутантов узнаёт профессор, который, естественно, готов пойти на всё, лишь бы иметь возможность изучать, изучать и изучать мутантскую семейку. Но не на тех нарвался, а потому «накрылся». Причём способом очень изобретательным, что вполне в хогбенском стиле.

Помимо, собственно, фантастического сюжета, Каттнер очень ярко показал социальный портрет англосаксонской американской глубинки, с их ежедневными ритуалами и мышлением. Автору даже удалось провести ненавязчивый краткий исторический экскурс (мутанты большие долгожители).

Рассказ с действительно смешными шутками и комичными ситуациями и этим он очаровывает больше всего. Мутанты в нём человечны и обаятельны, а это редкость в фантастической литературе. К тому же произведение читается легко и с удовольствием, а это само по себе делает его обязательным к прочтению.

Оценка : 8
«Ядовитые люди»
–  [ 3 ]  +

igor14, 11 сентября 2021 г. в 07:02

Третья серия приключений «Громового» Джима Уайда, срединная часть пенталогии.

После прочтения последнего абзаца этого рассказа окончательно и бесповоротно стало понятно: каттнеровский супергерой, обладатель всяческого сказочно-эффективного снаряжения и самого современного оружия, разветвлённой всемирной агентской сети и собственных блестящих инженерных способностей, бороться против реально серьёзных врагов своей страны – немецких фашистов или японских милитаристов категорически не намерен, ха-ха!

А ведь неплохо было бы обратить особое внимание на время написания/публикации всех частей цикла: Европа, целиком (!), к тому моменту уже пару лет как охвачена глобальной войной, ближайших союзников США (англичан) немцы бьют «в хвост и в гриву» ©, бомбят их города (трагедия Ковентри уже произошла!) и топят американских граждан, находящихся на кораблях в составе гуманитарных трансатлантических конвоев. Да, атака самураев на Пёрл-Харбор случится только через полгода, но ведь японо-американские отношения к лету 1941 г. чуть не целое десятилетие в той или иной степени балансировали на грани вооружённого противостояния…

При всём при этом как сам любимый фантаст, так и его супермен-Уайд/Уэйд, демонстрируют потенциальному читателю типично «пиндосовский» подход к делу: пользуясь подавляющим техническим преимуществом они горазды громить индейцев всех мастей (тутошних перуанских, или арабов в предыдущем рассказе, или южно-азиатских бандитов в тандеме с отступниками из числа потомков древних критян в начальной повести цикла), но выступить напрямую против равных по силе, техническому и интеллектуальному потенциалу противников – ни в какую не согласны! В последующих двух произведениях пенталогии троица основных героев будет противостоять потомкам викингов и русских поселенцев на Аляске, в течении нескольких сотен лет изолированных от цивилизации, а также – бирмано-тайландским полудикарям.

Заранее соглашусь с теми коллегами, которые уже прочитали сей рассказ и пожелают указать мне на тот факт, что <…>

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главарь здешних негодяев является германским агентом и действует в интересах Третьего рейха, но суть вышесказанного от этого менее правдивой не становится – этот персонаж злодействует здесь практически на свой страх и риск, а помогают ему в этом отнюдь не сотрудники Канариса, Шелленберга или Мюллера*, а местные южно-американские бандиты (+ парочка бледнолицых).

В целом же, основная интрига по-прежнему слабая, комиксоподобия ничуть не меньше, чем в остальных серийных историях о «Громовом» Джиме…

Завязка сюжета: известный учёный-исследователь Южной Америки (и тайный агент разведки США по совместительству!) во время облёта горного района Перу из-за столкновения самолёта с гигантским кондором вынужденно оказывается неподалёку от храма древних инков. К крайнему его удивлению эта цитадель фактически восстановлена заново с использованием самых современных строительных материалов. После некоторых драматических событий учёный проникает вовнутрь и попадает в плен к явным бандитам. С трудом, но ему всё-таки удаётся отправить своему другу, знаменитому борцу с преступностью, тайное послание с мольбой о помощи…

Первая публикация — «Thrilling Adventures», июль 1941 г.

------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------

* Вильгельм Канарис (1887-1945) — начальник службы военной разведки и контрразведки (абвер) в нацистской Германии; Вальтер Шелленберг (1910-1952) — руководитель VI управления РСХА (внешняя, она же — политическая разведка); Генрих Мюллер (1900-1945?) — шеф гестапо (тайной государственной полиции)

Оценка : 6
«Семеро спящих»
–  [ 3 ]  +

igor14, 28 августа 2021 г. в 05:52

Второй и последний рассказ из условной дилогии о совместных приключениях Тони Квада и Джерри Карлайл, фронтменов каттнеровского цикла о Лунном Голливуде и барнсовской эпопеи о межпланетной охотнице. Хоть по объёму текста сие произведение вдвое длиннее предыдущего, в плане интересности (увы!) оно такое же, т.е. – чуть выше средненького уровня...

Завязка сюжета: знаменитая космическая трапперша в очередной раз переживает приступ бешеного негодования – те комиссионные, которые платит ей лондонский зоопарк за поставку инопланетных экзотических зверей, мало-помалу улетучиваются, собственный корабль находится в продолжительном ремонте, а комета Альмуссена — одна из крупнейших, когда-либо входивших в Солнечную систему, через несколько дней выйдет за пределы досягаемости. На поверхности ядра этого космического тела с высокой долей вероятности можно обнаружить какую-либо особо диковенную живность. При всём при этом крупнейшая в Лунном Голливуде кинокомпания «Девять планет» (к которым у Карлайл давняя неприязнь!) отправляет к комете исследовательско-поисковую экспедицию…

Хоть события и проистекают главным образом в космосе (относительно редкая для каттнеровского творчества деталь!), увы, всё тот же привычный набор комиксо-«палповых» штампов и на сей раз безраздельно царит на страницах этого рассказа и напрочь «убивает» весь интерес. Нет-нет, назвать приключения главных героев скучными было бы категорически неправильно, но однообразие (с незначительными вариациями!) сюжетных ходов и главной интриги в целом, в изрядной степени утомляет…

Впрочем, как и в предыдущей части дилогии, авантюрно-коммерческое противостояние двух главных героев, стремящихся в конечном итоге «объегорить» друг друга и извлечь максимальную выгоду для своей команды/компании, не может не вызвать понимающе-сочувствующую (и с оттенком веселья!) улыбку у потенциального читателя!..

Оценка : 7
«Вторжение из четвёртого измерения»
–  [ 3 ]  +

igor14, 12 июня 2021 г. в 07:01

Этот далеко не самый впечатляющий рассказ оказался способен, тем не менее, в изрядной степени удивить… (хе-хе!) Но только лишь своей принадлежностью к поджанру криминально-детективных историй с примесью мистики или фантастики! Ибо до сей поры субъективно был убеждён в том, что первая каттнеровская «волна» ему подобных завершилась в 1937 г. с опубликованием «Повелителя львов / Lord of the Lions». Но оказывается, любимый фантаст не «забросил» написания ТАКИХ историй и в 1938 году (как минимум!). Интереснейшая складывается коллизия…

Первая публикация — «Thrilling Mystery», январь 1938 г.

Завязка сюжета: процветающий провинциальный промоутер приобрёл по случаю участок земли, на который теперь, спустя некоторое время, нацелился крупный нефтяник-миллионер. Казалось бы, нужно немедленно заключать выгодную сделку по перепродаже! Но оба потенциальных контрагента не спешат подписывать договор. Нефтяник, будучи местным уроженцем и <когда-то> обитателем ныне заброшенного пригородного дома, с детских лет отличается сентиментальностью и верит в призраков. И вот, ближе к вечеру, собираются в этом самом доме промоутер со своим помощником и секретаршей, её жених-газетный репортёр и покупатель-миллионер…

Непременно надобно заметить, что злодействующие тут призраки имеют очень уж специфический внешний вид, навевающий мысли о некоторых лавкрафтианских чудовищах мелкого пошиба (т.е. рангом сильно пожиже, чем Великий Ктулху или Йог-Сотот, ха-ха-ха!). Потенциальные упрёки в спойлерстве сразу же отметаю: загадочная светящаяся субстанция странной геометрической формы, якобы оставляющая отпечатки на земле в виде то ли лапы, то ли ноги с длиннющими острыми когтями, появляется чуть ли не на второй странице авторского текста!..

Но, не смотря на столь интригующее начало, в целом данная история скорее не понравилась! Уже ставшее привычным комиксоподобие, характерное как для рассказов первой «волны», так и (в несколько мЕньшей степени!) – для принадлежащих ко второй, напрочь «убивает» значительную долю интриги. Да и линейно-параллельная криминально-«нуарная» подоплёка оставляет желать лучшего, хотя в целом – накручено изрядно всякого разного!.. Вот только не особо «цепляет» сие нагромождение событий, тайных устремлений центральных персонажей и финальных разгадок…

P.s. А переводить было — сплошное удовольствие!..

Оценка : 7
«Конец света»
–  [ 3 ]  +

igor14, 12 июня 2021 г. в 07:01

Рассказ, входящий в первоначальную десятку научно-фантастических у Каттнера. Разумеется, никаких блестящих идей или оригинальных «прорывных» решений не содержит. Оригинальностью также не блещет – заурядная темпоральная фантастика…

Завязка сюжета: парочка американцев в 1-й половине прошлого века сконструировала машину времени. Аппарат протестирован, много раз отправлялся в будущее и возвращался. Но вот возможность перемещений назад во времени по какой-то причине блокируется. Настал момент для испытания машины с человеком «на борту». Более молодой по возрасту изобретатель отправляется в путешествие, а престарелый механик остаётся его ждать…

В некоторых существенных моментах данная история перекликается с уже хорошо знакомым нам «Трансгрессировавшим / The Transgressor» (1939). Здесь, однако, всё подольше, помасштабнее, с элементами реального противостояния не только стихии вселенских законов бытия, но и – конкретному инопланетному злу. Трагедийный пафос тоже имеет место, но он отдалён по времени и героев произведения напрямую не затрагивает. Почти идеальный хэппи-энд, право слово!.. (ха-ха-ха!)

При знакомстве с «Концом мира» скучать потенциальному читателю не приходится. Но и особого эстетического удовольствия испытать также не доведётся – литературные достоинства у сего произведения (как и клиентура у ильфо-и-петровских старгородских гробовщиков!) небогатые… (ха-ха-ха!)

<а работать над переводом было — сплошное удовольствие!>

Оценка : 6
«Маскировка»
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 01 июня 2021 г. в 08:20

Рассказ интересен не собственными достоинствами и банальным (для читателей XXI века) сюжетом, а как образец того, что творилось в умах людей 1945 года. Прежде всего, бросается в глаза, что писатели «научной» фантастики того времени не считали обязательным хорошее знание наук. Путаница между скоростью (относительно Земли) и ускорением — за такие ляпы в 1960-х годах бы засмеяли. Годы оставались до появления на литературной сцене таких авторов, как Артур Кларк, Айзек Азимов и Сергей Снегов, а Ларри Нивен в 1945 г. не ходил даже в школу.

Грохот как деталь ядерной энергетической установки — абсурд? Разумеется, но при тогдашней секретности вокруг всего «атомного» слухи о решётке, в дыры которой просовывают атомное топливо (ТВЭлы), ни во что более разумное превратиться не могли бы. Известно, кто Каттнер упоминал урановые реакторы и в других произведениях. А хлор в (искусственной) атмосфере корабля — больная фантазия? Читатель, немножко знакомый с морской войной того времени, может догадаться, что авторы путают космический корабль с подводной лодкой. Хотя никто умышленно не травил подводников хлором, Cl₂ мог выделиться при попадании морской воды (содержащей хлориды) в аккумуляторы, заполненные серной кислотой, и опасность отравления хлором при затоплении была известна подводникам того времени.

А вот деталь сюжета, где супругам-писателям удалось подсмотреть кое-что интересное из будущего —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опьянение от токов высокой частоты.
Это же electromagnetic interference (EMI), являющееся серьёзной проблемой в современном электронном оборудовании. Использование высокочастотных помех для подавления вражеской электроники — вполне годная тактика.

«Ballad of the Wolf»
–  [ 3 ]  +

igor14, 18 апреля 2021 г. в 07:06

Коротенькая (но не слишком! (в сравнении-то с остальными, ха-ха-ха!)) стихотворная баллада о средневековом бароне-вервольфе и о его взаимоотношениях с собственными домочадцами, слугами и солдатами.

Сия «вещица» менее эпична, нежели чем каттнеровские же «Гибель богов / Ragnarok» или «Г.Ф.Л. / H.P.L.», но по-своему берущая за душу, волнующая… Да и тема – особо «вкусная» — мало кто из читателей сможет пройти мимо произведения об оборотнях (пусть даже и поэтического!). Здесь определяющим фактором является имя и репутация автора…

В субъективном плане нравится всё же меньше всех известных прочих. Имеется ведь ещё у Каттнера наиредчайшая «Where He Walked», написанная не знамо когда, и всё никак не попадающаяся в инете... Вполне возможно, что она ещё менее впечатляюща...

(переводить было – истинное удовольствие!)

Оценка : 6
«Земля грядущего»
–  [ 3 ]  +

muxaJIu4, 09 апреля 2021 г. в 18:16

Отличная и совсем не издававшаяся после 1941 года повесть. По общему построению сюжета повторяет «Повелителя Бурь» (точнее все как раз наоборот, учитывая время написания). Несколько затянутая и растянутая во времени, чем контрастирует с признаными шедеврами — «Темным миром» и «Последней цитаделью Земли». По самому сюжету напоминает «Запомни будущее», большой рассказ написанный в том же 1941 году. И там, и здесь человек из середины 20-го века попадает в Утопию, идеальное общество и испытывает Дивный Новый Мир на прочность. Позже А. Кларк на сюжете о противостоянии одиночки и замкнутого пресыщеного общества создаст блестящую вещь — «Город и Звезды». Так эта повесть однозначно не хуже Кларковской.

Оценка : 9
«Жил-был гном»
–  [ 3 ]  +

technocrator, 01 апреля 2021 г. в 13:58

Ожидал прочитать осовремененную и осоциаленную версию горных легенд о подземном мире (вроде сказов Бажова). И, в какой-то мере, это так. Достоверное в деталях реалистически-сатирическое начало с неудачной вылазкой «рабочего активиста», хорошая задумка с волшебным законом, по которому каждый десятый сгинувший под землёй шахтёр пополняет ряды гномов. Но вот сами гномы с их повадками вышли чересчур уж несуразными...

И вроде бы основные элементы сказочного приключения на месте, есть забавные моменты, но чего-то не хватило, чтоб произвести достойное впечатление. Недосказанность в конце заставила даже в первоисточник полезть, не пропущено ли чего в переводе, — но нет, так и есть, о том, что конкретно стало с попаданцем, мы так и не узнаем. Да и дальнейшая история взбаламученного гномьего народа осталась неизвестной...

Оценка : 6
«Рукопожатие в пустоте»
–  [ 3 ]  +

aronaron, 20 февраля 2021 г. в 11:08

Глатнор, житель Титана, стал испытывать скуку от безмятежного и счастливого существования на спутнике Сатурна. Изучая в телескоп Землю, он пришел к выводу, что землянам может угрожать опасность от мутировавших муравьев и он решает помочь обитателям этой планеты.

Этот рассказ был опубликован первоначально под псевдонимом У. Гарт и мне не показалось, что Каттнер имеет отношение к этому творению. Рассказ написан в нехарактерной для Каттнера высокопарной, повествовательной манере — так обычно в старинных эпосах описываются подвиги героев и богов. В целом и в частностях рассказ не блещет, да и сюжет какой-то беспощадный для персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Захотел титанианин спасти Землю от коварных муравьев-переростков, кои замыслили извести род человечий, да не шмог он, не шмог, хлородышащий. И сам убился и друга земного, вновь приобретенного, загубил. И полетел автоматически управляемый корабль с телом друга назад к Титану и только надежду оставил автор читателю, что смогут мудрые титаниане из мозга мертвого землянина правду прочесть и накажут затем чудовищных муравьев. Такой вот гейм-овер.

Благо лишь, что короткий рассказик. Был бы подлиннее, я бы не дочитал.

Оценка : 3
«Колокола ужаса»
–  [ 3 ]  +

igor14, 19 февраля 2021 г. в 07:28

Решительнейшим образом не понимаю (ха-ха-ха!), отчего это зарубежные и отечественные библиофилы относят сей рассказ к циклу «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»?! Оснований для этого явно недостаточно:

• ни одно из божественных сущностей, принадлежащих к лавкрафтовскому пантеону, здесь не фигурирует. Более того, в тексте приводится прямая цитата из колдовской книги о том, что главный тутошний антагонист – могущественный демон Зушакон – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «<…> ни одним из тех могущественных Древних из скрытых миров и с других звёзд <…>»©. Он — вполне себе наш, земной...;

• ни один из включённых ГФЛ-ом в «канон» гримуаров здесь не упоминается. Основной источник окукультных знаний и для героев-учёных, и для читателей – выдуманный самим Каттнером ведьмовской труд под названием «Книга Йода». Да, имеются кой-какие сведения, что Лавкрафт планировал упомянуть последний в одном или нескольких из своих будущих произведений, но так и не собрался сделать этого.

Так к чему на пустом месте «городить огород»? Гораздо резоннее тогда уж объединить в условную дилогию этот рассказ и каттнеровский же «Волк Арагона» (1941), поскольку и там, и там речь идёт об индейских преданиях и существенную роль в предшествующих событиях играет Джуниперо Серра — монах-францисканец, чрезвычайно знаменитый своей миссионерской деятельностью на территории современной Калифорнии во 2-й половине 18 века...

Завязка сюжета: учёные из «Калифорнийского исторического общества» чрезвычайно обрадованы тем фактом, что благодаря случаю в одном из горных районов были найдены знаменитые в прошлом колокола христианской миссии Сан-Ксавьер, по неизвестной причине зарытые ещё в 1775 году. Руководители этого общества спешат к месту раскопок, но сталкиваются на месте с откровенным нежеланием местного мексиканского населения оказывать им помощь. Более того, у всех, кто приближается к колоколам, начинаются сильные жжение и зуд в глазах…

Не самая плохая мистическая история с довольно оригинальной фабулой. Разумеется, по-настоящему испугать или как-то особенно впечатлить описываемые события не способны, но однократного прочтения это коротенькое произведение стОит!..

P.s. Несколько даже удивлён тем, что у автора единственного на сегодняшний день русскоязычного перевода нашлось так мало слов для своего собственного отзыва на этот рассказ (см. одну из предыдущих рецензий). По сравнению с тем количеством времени, которое было затрачено на переложение текста на «великий и могучий»©, очень уж куцая дана характеристика произведению как таковому... (хе-хе!). Только мне одному это кажется странным?

Оценка : 7
«Лягушка»
–  [ 3 ]  +

igor14, 23 января 2021 г. в 07:01

Сей мистический рассказ мало того, что является вполне себе заурядным, он – чуть ли не «sister ship»* для написанных чуть ранее и чуть позднее каттнеровских же «Ужас Салема» (1937) и «Наблюдатель в двери» (1939). Но если оба последних вполне обоснованно причислены к «лавкрафтиане», то этот выбивается из общего ряда, хотя и там, и здесь речь идёт о жутком ведьмовском наследии…

(впрочем, как следует из краткого предисловия Р.Прайса, сопровождающего текст, ГФЛ таки проявлял определённый интерес к данному произведению и, вполне возможно, давал молодому в ту пору автору, входящему в круг его учеников-последователей, парочку советов. Но, как бы то ни было, никаких явных или тайных признаков/деталей/нюансов, позволяющих даже «со скрипом» присовокупить эту историю к «Мифам Ктулху», в окончательной редакции так и не появилось)

Завязка сюжета: несколько уставший от разгульной богемной жизни нью-йоркский художник арендует уединённый дом в сельской глуши, где и намеревается писать свои картины. Поначалу он и знать ничего не хочет ни о зловещей славе данной местности, ни о мрачных легендах, связанных с тем самым строением, которое самолично выбрал в качестве жилья. Единственное, что вызывает его раздражение – большущий камень, лежащий в цветочном саду позади дома и диссонирующий с окружающим пространством, поскольку вокруг него на значительном расстоянии не растёт ничего, даже сорняков…

Имеем очередную историю о «белом человеке из города» ©**, привыкшем потакать своим капризам и навлекающим оттого кучу неприятностей на собственную же голову. Здешняя ведьма злобнА, могущественна и карикатурно-монструозна. Десяток минут веселья гарантированы любому потенциальном читателю из числа поклонников такого рода литературы!

И, кстати: насколько могу судить, этот рассказ ещё и потому далёк от «лавкрафтианы», что имеет не характерный для канона хэппи-энд (впрочем, и относительно недавно помянутый вполне мифо-ктулховский «Захватчики / The Invaders» (1939) так же грешит этим). Ох, не одобрил бы подобного безобразия «папа»-Лавкрафт!.. (ха-ха-ха!)

______________________________________________________ ________________

* однотипное судно (корабль, идентичный по конструкции другому, сошедшему со стапелей до того);

** популярная стивен-кинговская метафора (см. роман «Худеющий / The Thinner» (1984))

Оценка : 6
«Пожиратель душ»
–  [ 3 ]  +

markfenz, 04 января 2021 г. в 00:08

Рассказ «Пожиратель душ», по какому-то недоразумению названный по-русски «Опоздавшими душами», являет собой вторичную фантазию в стиле Дансейни или сновидческого цикла Г.Ф. Лавкрафта, но с большими элементами хоррора.

Особо хотелось бы отметить, что в двух известных мне переводах, рассказ убит с особой жестокостью к автору.

Кроме того, рассказ составляет мини-цикл с рассказом «Шутка Друм-ависты», поскольку и там и там, действие происходит в вымышленном городе Бэл-Йарнаке, расположенном на планете «по ту сторону Бетельгейзе, за звездами-гигантами, в зеленом, радостном, пышущем юностью мире». Тем не менее, эти рассказы у нас ни разу не издавались циклом, как они издавались в США под названием «Книга Иода».

Правителю города Бэл-Йарнак в этом рассказе предстоит сразиться с пришедшем со звезд злом, которое «явилось с темного солнца, где было зачато в нечестивом союзе между вневременными Древними, таинственно просачивающимися между мирами, и Сияющей Тьмой неведомого происхождения.»

Читателя ждет любопытный конец этой истории, написанной в 1937 году еще нетвердой рукой будущего Мастера.

Оценка : 7
«Бог по имени Кру»
–  [ 3 ]  +

muxaJIu4, 29 декабря 2020 г. в 20:40

Каттнер (имею ввиду и Генри, и Кэтрин, их творчество с момента их знакомства и последующей совместной жизни неразделимо) — один из моих любимых писателей и оценивать его творчество объективно мне трудно. Но буду максимально честным: фэнтезийные произведения в традиционном понимании ему не удавались. Будь-то принц Рэйнор из Гобийской Империи или Элак из Атлантиды — они достаточно шаблонны и ничем не запоминаются. Но стоило авторам на какое-то время забыть о затерянных во времени цивилизациях и сделать героев их современниками — о чудо! получались оригинальные произведения. Из жанра коротких историй запоминаются «Самая большая любовь» или «Одиссея Югорда Тролла». Из более крупных — «Бог по имени Кру». История мелкого божка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бросившего вызов самому могущественному созданию во Вселенной, павшего в бою, и занявшего место в пантеоне Богов рядом с Мордуком, Ормаздом и Оссирисом.
А если добавить к ней изрядную порцию юмора и литературный талант — получим отличную повесть от классиков жанра.

Оценка : 9
«Нарушитель закона»
–  [ 3 ]  +

igor14, 27 декабря 2020 г. в 15:40

Назвать «Трансгрессировавший» чуть ли не первым чисто фантастическим рассказом у ГК было бы ба-А-альшим преувеличением, но он – действительно один из первых (входит, во всяком случае, в начальную двадцатку НФ-произведений). Ещё не поднабравшийся достаточного опыта молодой Каттнер тут по-чёрному юморит, но получается это как-то совсем уж неумело…

Завязка сюжета: некий физик-холостяк, имеющий в качестве домашнего питомца громадного датского дога (сей нюанс – важный!), ставит эксперименты по темпоральным перемещениям. Как-то раз, душной и жаркой ночью, он сидит в кресле и читает журнал собственных лабораторных исследований. Внезапно на пороге соседней комнаты возникает мужчина со удивительно знакомым лицом, на которого собака довольно странно реагирует…

История коротенькая, не перегруженная (ха-ха-ха!) специфическими наукообразными терминами и теоретическими темпоральными обоснованиями, но дающая лишний повод к серьёзным размышлениям по поводу такой уж полезности устремлений учёных из разных сфер научной деятельности (не только физиков!) к познанию вселенских тайн бытия. Давно уже сказано древними мудрецами – «во многие знания многие печали» © — и Каттнер здесь ещё раз подтверждает эту истину.

А вот художественные достоинства данного рассказа весьма сомнительны…

(однако ж, переводить было – истинное удовольствие!)

Оценка : 5
«Бессмертный из города-склепа»
–  [ 3 ]  +

igor14, 05 декабря 2020 г. в 03:27

Откровенно халтурная повесть из немалого (к сожалению!) числа тех произведений любимого автора, что создавались им в целях «лёгкого заработка». Обижаться из-за них на Каттнера – занятие глупое и бесперспективное, но чувство горечи, возникающее при прочтении подобных опусов, увы, не перестаёт «царапать» сердце… Первая публикация — «Planet Stories», зима 1943 г.

Завязка сюжета: отдалённое будущее, место действия – Ганимед, седьмой спутник Юпитера. Бывший ассистент крупного учёного с Земли возвращается один из последней, очень опасной экспедиции вглубь инопланетных джунглей, предпринятой в поисках затерянного города вымершей древней расы, обладавшей когда-то величайшей наукой в Солнечной системе. Из-за воздействия пыльцы местного растения он почти полностью утратил память, но непонятным образом овладел языком древних властителей. Единственное закрепившееся в мозгу кошмарное воспоминание и потеря возлюбленной понуждает главного героя в течении 5 лет топить сознание в алкогольном дурмане и опускаться всё ниже и ниже. Тем временем коварная смертельная космическая болезнь, ставшая, к слову, причиной гибели невесты, косит напропалую бОльшую часть населения планет Системы. Группа энтузиастов-археологов прибывает на Ганимед в поисках противоядия, каковым, по слухам, обладала вымершая раса. Им жизненно необходим опытный проводник…

История не особо затейливая и представляет собой заурядную приключенческую хронику экспедиции в кишащие разнообразными опасностями джунгли. Для блезиру автором добавлена инопланетная экзотика и применён целый ряд фантастико-«палповых» штампов.

Результат мало впечатляет, а присовокупление к основной интриге ещё и «темы» роботов до предела оглупляет всю сюжетную конструкцию. Роботы, правда, появляются под конец, но упрёков и обвинений в спойлерстве не страшусь – «заглавная» иллюстрация к первой журнальной публикации (перекочевавшая оттуда в русскоязычную «малотиражку») полностью обнуляет «главненькую» © тайну повести!

(см., к примеру: https://vk.com/id538833133?z=photo5388331...)

Оценка : 6
«Безумный вирус»
–  [ 3 ]  +

igor14, 21 ноября 2020 г. в 07:02

На фоне длительного, выматывающего душу и сокрушающего экономики различных стран коронавирусного безумия этот не слишком затейливый фантастико-приключенческий рассказ начала 40-х гг. прошлого века оказывается необычайно созвучным сегодняшнему дню. Хоть здесь опаснейший «рукотворный» вирус и не вырывается за пределы одного-единственного, не самого крупного города, не могу дать самому себе однозначного ответа: чьи же «ужасти» потенциально выглядят страшнее (хе-хе!) – тутошние каттнеровские, вполне себе обыденные, или те гиперболизированные, что созданы воображением С.Кинга в «Противостоянии» (1978)?

Завязка сюжета: корреспондент крупной лос-анджелесской газеты в «городе миллионеров» Пайнвилле получает от шефа местной полиции информацию о том, что президенту солидного банка вручено письмо от неких вымогателей. В погоне за сенсацией репортёр приезжает в кредитное учреждение, видится с обезумевшим от страха банкиром, который буквально суёт ему в руку пачку 1000-долларовых купюр и сбегает. Но не слишком далеко – через несколько минут гибнет в автокатастрофе. Оторопевший газетчик становится также свидетелем жуткой смерти от неизвестной болезни двух людей, находившихся в здании банка. Память услужливо подсказывает главному герою, что происходящее может быть связано со случившимся накануне исчезновением известного учёного-биолога…

Тривиальненькая фантастика пополам с приключениями и с элементами «нуарного» детектива. Воспринимается, однако, абсолютно не напряжно и весело, не смотря на обилие наукообразной информации.

(для читателей-американцев из середины прошлого века изложенные данные о природе вирусов может и казались трудными для восприятия, но современникам (даже – «птенцам» ЕГЭ, ха-ха!) наверняка хорошо известны)

Особо симпатичен образ пронырливого репортёра, у которого вопреки возникающим локальным трудностям достаёт смекалки выйти победителем из противостояния с гангстерами, руководимыми эдаким криминальным «гением» (по американским меркам, разумеется, гением!).

(переводить было – истинное удовольствие!)

Оценка : 7
«We Are the Dead»
–  [ 3 ]  +

igor14, 13 ноября 2020 г. в 07:02

Простенький, довольно-таки наивный взгляд начинающего писателя-фантаста на нюансы функционирования государственно-политической «машины» в США первой половины прошлого века, в период между двумя мировыми войнами. Патриотические устремления очевидны, равно как и вера в высокие моральные принципы, которыми руководствуются государственные мужи…

Завязка сюжета: влиятельный штатовский сенатор несколько утомился после насыщенной программы мероприятий, посвящённых Дню памяти павших, и испытывает желание подышать воздухом во время прогулки. А поскольку торжества происходили на Арлингтонском кладбище и поблизости от него, государственный деятель намерен побродить по аллеям этого самого места упокоения. Компанию ему составляет политический лоббист, крайне заинтересованный в принятии законопроекта о наращивании военных расходов. В ходе моциона собеседники встречают странного вида юношу, одетого в полуистлевшую солдатскую форму…

Коротенькая история, если и могущая кого-то впечатлить, то только невзыскательного читателя-американца 30-х годов минувшего века. Хоть и замешано всё это на лёгком мистическом «фундаменте», каковой почти всегда способствует нарастанию интереса, но в данном случае — не «выстрелило»... Для русскоязычных преданных каттнеровских фанатов представляет ценность лишь как возможность поставить ещё одну «галочку» в библиографии любимого автора.

(выплевал всю слюну, пока переводил (ха-ха-ха!); а вот компаньону-переводчику понравилось… Сколько людей — столько и мнений!)

Оценка : 6
«Маскарад»
–  [ 3 ]  +

FionaFly, 08 сентября 2020 г. в 22:15

Не рой другому яму, или Вампиры с чувством юмора

********************************************

«Все-таки я рад, что мы можем пить виски».

(Генри Каттнер. «Маскарад»)

***

Случайно попал в руки рассказ Генри Каттнера и Кэтрин Мур «Маскарад» (1942 г) в переводе Н. Гузнинова. Г. Каттнер — известный американский писатель-фантаст (1915 — 1958), проживший короткую жизнь, не приобретя широкую популярность, но явившийся одним из достаточно влиятельных писателей-фантастов, фантастов-первопроходцев. Каттнер писал, как самостоятельно, так и совместно со своей женой Мур. Они являются мастерами иронического фантастического рассказа.

«Маскарад» — короткий рассказ, но несмотря на это является законченным произведением со всеми полагающимися «атрибутами»: завязка, повествование, кульминация и развязка. После прочтения у меня он вызвал улыбку. Ну, мило. Очень мило …Такой черный юмор на тему вампиризма, поданный с изящной иронией и атмосферным погружением в происходящее в старом здании бывшей «психушки».

Название рассказа «Маскарад» уже сразу говорило само за себя. Как только я стала углубляться в чтение, предположила: всё не то, что кажется на первый взгляд. И поскольку развязка должна была быть неожиданной, то не трудно было догадаться, что следует ожидать: «Маска-маска, я тебя знаю!»

Рассказ такой короткий, что читатель не успеет испугаться. Но, похоже, авторы и не ставили такой цели. Им просто хотелось пошутить с нами. Генри и Кэтрин разыграли читателей, используя классический сюжет: непогода – путники – старый особняк – вампиры. В результате мы имеем забавный, иронический, с элементами пародии, слегка страшноватый, но в то же время милый рассказ, написанный великолепным литературным языком. А в конце, возможно, кого-то ожидает неожиданный поворот.

Я читала и другие рассказы этих авторов. Талантливые вещи следует читать, несмотря на их «несовременность», они покоряют тонкостью, элегантностью, каким-то необъяснимым благородством и шармом – всем тем, чего порой не хватает «современной» литературе …

Желаю приятного чтения. С Каттнером знакомиться стоит. Это напутствие, в первую очередь, для меня.

Оценка : 8
«Исполнение желаний»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 19 августа 2020 г. в 16:42

Потрясающий и просто великолепный рассказ. Однозначно один из лучших во всем сборнике ШФ. Такого поворота событий, какой мы имеем в конце, просто-напросто не ожидаешь. Держать читателя в напряжении и, в итоге, перевернуть всё с ног на голову, да еще и убедить всех, что так и должно быть — идеальная задача для писателя, с блеском выполненная Каттнером.

Оценка : 10
«Порочный круг»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 13 августа 2020 г. в 16:50

Вот серьезно, если у Дика и Азимова поступки роботов объясняются более-менее реалистично, с определенной логикой, то здесь Каттнер явно недоработал. Стремление к саморазрушению присущ человеку, но никак не роботу. Даже если все черты гипертрофировать, слепить всё в одно целое получается плохо...

Оценка : 5
«Идеальный тайник»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 05 августа 2020 г. в 15:04

Сколько восторгов я слышал о рассказах об изобретателе Гэллегере. Предвкушал еще не начатый цикл, при том, что читанные до этого рассказы Каттнера по большей части нравились и нравились сильно, но... Возможно, это проблема завышенных ожиданий, возможно, чего-то еще, да только «Идеальный тайник» категорически не понравился. Да, безусловно, самоубийство показано, пожалуй, самым нетривиальным способом из всех, которые я встречал, но и всё на этом.

Оценка : 3
«Крёстный путь через века»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 30 июля 2020 г. в 15:37

Какой прекрасный рассказ... Всё иллюзорно... Насколько реальна реальность? Есть ли абсолютное добро и абсолютное зло? Как они связаны? Получился этакий христианский темпоральный киберпанк... Никогда ничего подобного не читал. Очень круто. Рука настоящего Мастера...

Оценка : 10
«Когда Нью-Йорк исчез»
–  [ 3 ]  +

igor14, 27 июня 2020 г. в 07:00

Убийственно глупая история, очень похожая на любую из тех, что составляют кинематографическую вселенную «Marvel». Единственное, что искупает писательский «грех» в моих глазах (ха-ха-ха!) – его молодость (написана в 24/25-летнем возрасте) и небогатый пока опыт в создании крупной прозы (это – чуть ли не первая из объёмных каттнеровских «вещей», за исключением разве что коротенькой повести «Ловушка времени» (1938)).

Завязка сюжета: далёкое будущее; человечество уже добрую сотню лет, как осваивает планеты Солнечной системы. Необычайно везучий журналист-кинооператор Пауэлл в сопровождении своего младшего компаньона-марсианина отправляется в пустыню Мохаве, где ловко обманув коллег-конкурентов, становится обладателем эксклюзивных кадров о взлёте нового космического корабля, оснащённого принципиально революционным типом двигателя. Неожиданно кинокамера запечатлевает почти параллельный старт ещё одного летательного аппарата, а затем на репортёра обрушивается целый град пуль из самолёта, который поначалу был принят главным героем за свой собственный, с возвращающимся приятелем-марсианином…

Несколько длинноватая повесть (приближающаяся по объёму к небольшому роману!) динамична до предела и сулит читателю путешествие вместе с «вырванным» из привычного пространственно-временного континуума Нью-Йорком в некий далёкий чужой мир, где загадочные гиганты проводят глобальные странные эксперименты, а их противники — раса насекомоподобных существ, руководимых супермозгом — стремится вывести под корень самих титанов. «В стоимость билета» © (ха-ха-ха!) входят также

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
промежуточная экспедиция на Венеру, противостояние главных героев и сопутствующих им положительных персонажей со зловредным роботом, космическими пиратами и разного рода другими негодяями, трагично-забавная встреча с инопланетным супермозгом
и много других приключений. Но всё это изложено в стиле подростково-упрощённой фантастики, совсем уж нереально, к тому же — логически или научно малообоснованно и скорее утомляет, чем радует…

Ну что ж, литература «всякая нужна, <…> всякая важна» ©! И каждая находит своего читателя…

Оценка : 6
«Самая большая любовь»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 10 мая 2020 г. в 00:05

Рассказ о том, чем может быть чревато потребительское отношение и бесчеловечность. Главгерой здесь — та еще скотина, прекрасно это осознает, но поскольку всю жизнь он был скотиной зависимой, то практически безграничные возможности просто вскружили ему голову. Ну а если учесть, что к безграничным возможностям герой (или антигерой) не привык, он начинает ломать дрова при каждом удобном случае, пока сила артефакта не играет с ним последнюю изящную шутку.

Оценка : 8
«Работа по способностям»
–  [ 3 ]  +

Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 12:07

Сюжет о путешествии во времени с героем, пытающимся изменить прошлое ради личного обогащения, многократно использовался последователями   Г. Каттнера. Вряд ли автор рассказа был и первооткрывателем этого сюжета. Тем не менее. рассказ читать интересно. Он невелик по объему, но наполнен событиями.

Кроме того, созданный в рассказе образ будущего, в котором дряхлый 93-летний старец мечтает даже не о пенсии, а об эвтаназии, которая бы освободила его от тяжелой работы и от «проклятой рутины жизни», очень отличается от тех представлений о грядущем, которые мы встречаем у других авторов. Может быть, изменения во времени, за попытку которых наказан герой рассказа, были бы к лучшему?

Оценка : 8
«Исполнение желаний»
–  [ 3 ]  +

Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 10:16

Сюжеты с вышедшими из-под контроля человека роботами для научной фантастики, в том числе и для Каттнера, не новы. Тем не менее. писателю в очередной раз удалось представить традиционную фабулу в неожиданном ракурсе.

Героем рассказа является владелец робота-андроида, ставший жертвой гипнотических способностей своего подопечного и вынужденный гоняться и одновременно убегать от себя самого.

Тут, мне кажется, автор немного перемудрил. То, что главный герой не узнает при встречах самого себя. можно объяснить действием гипноза. А вот в то, что он каким-то образом существует в двух ипостасях в разных пространстве и времени, как-то не верится.

Словом, рассказ отличный, но ...

Оценка : 8
«Порочный круг»
–  [ 3 ]  +

Writ-ovich, 01 мая 2020 г. в 17:03

Рассказ «Порочный круг» написан с присущими Г. Каттнеру незаурядными юмором и выдумкой. Особенно впечатляет описание проделок таинственного прибора, созданного самоуничтожившимся роботом.

Изюминка рассказа в том, что он сам по себе представляет собой задачку на устранение логического противоречия, поэтому не всем удается его оценить с первого раза.

Рассказ для тех, кто хочет разобраться с разными видами логических потиворечий, и не только для них.

Оценка : 9
«Тёмный рассвет»
–  [ 3 ]  +

god54, 30 апреля 2020 г. в 18:31

Довольно оригинальная идея: когда человек может видеть глазами других существ, наделенных разумом. Но тут же возникает вопрос, а почему он не может видеть глазами людей? Глазами акулы можно, чайки можно, а человека нельзя... И тогда начинает рушиться сюжет про другую цивилизацию, слишком просто, прямолинейно выбрать одну из сторон в подводной битве, кто злой, а кто добрый. Слишком много подгонки сюжета к ответу.

Оценка : 6
«Эликсир невидимости»
–  [ 3 ]  +

igor14, 25 апреля 2020 г. в 07:06

Немудрящий в общем-то, но весьма весёлый рассказ. Можно даже сказать — бесшабашно-весёлый. Типичное «развлекалово», но по-старомодному лиричное и с обязательным хэппи-эндом в конце.

Завязка сюжета: малосимпатичный по характеру и довольно-таки тщеславный учёный-химик после длительных неудачных попыток сумел синтезировать и препарат, делающий живые существа невидимыми, и «противоядие» к нему. Проводить опыты на самом себе он категорически не желает, а потому шантажом принуждает выступить в качестве подопытной свинки своего молодого ассистента. Тот влюблён в дочку гадины-босса, а потому не смеет отказаться. Попутно созывается целый сонм репортёров для сенсационной демонстрации научного достижения…

Детально прорабатывать сущность эликсира невидимости автор не стал, логически увязывать сопутствующие вопросы – тоже (вместе с самим телом/организмом «исчезают» также предметы одежды, всё, чего касаются руки невидимки и проч.). Не трудно прийти к заключению, что целью Каттнера было написать забавную приключенческо-комедийную историю, безо всяких заумностей. И то верно (ха-ха-ха!) – если подобно Уэллсу прорабатывать все детали, получиться может только трагедия. А согражданам-читателям из 40-х гг. прошлого века не это надо!..

Оценка : 8
«Планета — шахматная доска»
–  [ 3 ]  +

god54, 31 марта 2020 г. в 18:13

С моей точки зрения роман написанный сразу после окончания 2-й мировой войны несет в себе отпечатки реального будущего планеты Земля в виде предстоящего противостояния двух государств (США и СССР), которые схлестнулись в холодной войне не на жизнь, а на долгие и долгие годы, когда ни одна из сторон не сможет победить другую. Автор сумел это предсказать в своем романе, но он также сумел увидеть решение проблемы и очень четко описал его в самом конце произведения. В остальном хороший текст, прекрасный сюжет, очень много загадочных околонаучных рассуждений, которые не нагоняют тоску, а заставляют верить в аргументы и рассуждения, тем самым подогревая интерес к чтению. А в итоге роман привлекает даже в наше время.

Оценка : 8
«Лишённый наследства»
–  [ 3 ]  +

igor14, 18 февраля 2020 г. в 08:52

Один из тех рассказов любимого автора, когда картинка/иллюстрация к первопубликации оказалась гораздо более интригующей, чем русскоязычный текст, долгожданная возможность ознакомления с которым появилась лишь недавно. Попутно интерес подстёгивался ассоциацией из детско-юношеских воспоминаний (ха-ха-ха!) об одном из эпизодов вальтер-скоттовского романа «Айвенго», когда главный герой выступал на ристалище, имея доспехи с девизом именно «Лишённый наследства» («Desdichado»). Увы, обманчивая суровая реальность (хе-хе!) оказалась совсем уж малоромантичной…

Завязка сюжета: в далёком будущем на Земле вновь утвердится рабовладельческий строй, а жизнь практически всего населения будет протекать в больших мегаполисах. Господствующий класс – т.н. Лорды – наследственные аристократы, владеющие и управляющие абсолютно всем, в том числе и порабощенным народом, воспроизводство которого жёстко контролируется. Подруга главного героя, простого рабочего на конвейере, не желает рожать ребёнка-раба, а сам пролетарий противозаконно укрывает от эвтаназии и подкармливает собственного нетрудоспособного отца. Человечество постепенно деградирует, но космические технологии им ещё не утрачены...

Сама по себе история простенькая, не затейливая и в чём-то глуповато-наивная. Особенно – по части мудрых и бескорыстных инопланетян, приходящих на помощь порабощённым слоям рода человеческого. Но, как и в случае с «Сияющим человеком» (1940), парочкой других каттнеровских рассказов раннего периода творчества, в субъективном плане любопытно поразмыслить над гипотетической неизбежностью того финала, в направлении которого движется намеренно оглупляемое общество потребления в передовых странах мира…

Оценка : 6
«Читатель, я ненавижу тебя!»
–  [ 3 ]  +

god54, 28 января 2020 г. в 18:19

Неужели Каттнер был первый, кто ввел себя самого в свой собственный фантастический рассказ?!. Но, интересно другое, все аналогичные произведения какие-то вымученные, скучные, автор-герой не вызывает большой симпатии. Одним словом, литературные эксперименты не есть хорошо, вернее не есть читабельно.

Оценка : 5
«Бесчисленные завтра»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 20 января 2020 г. в 11:00

Основная мысль романа — как обуздать новые опасные технологии от самих же людей. Автор сделал упор на безопасности атомного реактора. Но за кадром ещё маячит исследования в области бактериологических и биологических технологий. Если об этом не говорить сейчас, то создаётся видимость , что «всё прекрасно хорошая маркиза».

А действенного контроля, хотя бы контроля!, до сих пор нет в мире. Я уже не говорю об регулировании. Каттнер очень классно показал вид людей, которые могут наплевать на всё , чтобы достичь своих амбиций, применив ядерное оружие. Вот это опасно, вот это нашей цивилизацией не регулируется. А результат после 1947 года написания романа таков?: Чернобыльская авария, Авария в Фукусиме на АЭС -посмотрел в википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_ради...) -за голову взялся.

Роман — на длительное изучение потомками, но кто его читает, и кто его воспринимает всеръёз?

Заслуга Каттнера, что он не только показывает возможность аварий, но и действия людей, приводящих к ним -их мышление, наследственность, самоконтроль, вменяемость и т.д.

Оценка : 10
«Из глубины времени»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 17 января 2020 г. в 16:26

Лихо закрученный сюжет. Тут и чума на Землю в виде энтропии, и прилет инопланетного корабля, спасающегося от гибели своей планеты, и заимствование людей из прошлого для выведения суперлюдей, и гений -ученый современности. И любовь, и финальный бой гладиатора и дикаря. Целый букет вкусностей на любой вкус читателя. Для 1940 года — великолепно! Сюжетных линий очень много.

Оценка : 10
«Маска Цирцеи»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 13 января 2020 г. в 20:08

Сюжет как способ познакомить читателя поглубже с античными мифами, в данном случае с золотым руно. И как говорят, не всё написанное писателем в жизни высокого качества — здесь надоедливо об одном и том же? Ясон, Цирцея, Ясон Цирцея, Ясон, Цирцея. И только в финале развязка наступила. Впечатление, что автор набором печатных листов зарабатывал деньги и только. Проходное произведение....

Оценка : 6
«Ниточка в будущее»
–  [ 3 ]  +

igor14, 08 января 2020 г. в 13:45

Не слишком характерный для каттнеровского творчества рассказ, где забавная фантастико-юмористическая история несёт в себе зачатки эдакого «мягкого» триллера со всё более и более гнетущим оттенком. А ведь всё так хорошо начиналось для главного героя — сотрудника рекламного агенства Джерри Флетчера...

Завязка сюжета: некий профессор-историк из далёкого будущего посылает своих студентов-практикантов в разновременное прошлое и периодически общается с ними, хитрым образом используя местную телефонную сеть (там, где она есть, разумеется!). И вот из-за случившейся технической неполадки («сместились <какие-то> крибы»©, ха-ха-ха!) заурядный рекламщик из середины 40-х, любитель выпить и потусоваться, имеет возможность не только частично слушать разговор двух людей из будущего, но и с пользой для себя употреблять кое-какую информацию...

До шедевров уровня «Механического эго» и историй хогбеновского цикла этот рассказ не дотягивает, но он довольно глубокий и побуждающий читателя подумать о многом разном. При всём при этом стиль изложения абсолютно не «напряжный» (переводчица О.Зверева хорошенько постаралась!), многие эпизоды прямо-таки провоцируют улыбку, а иные термины из лексикона обитателей будущего («фелканье соркинов», «плясовые мании», уже упоминавшееся «смещение крибов» и проч.) — вызывают приятные детские воспоминания о знаменитейших «вещицах» Льюиса Кэрролла...

Оценка : 8
«Кристаллическая Цирцея»
–  [ 3 ]  +

god54, 07 января 2020 г. в 09:41

А вот и ещё один подарок от автора читателю. Великолепный рассказ, при этом не следует смотреть на дату первой публикации, он вне времени, вне классификаций, рецензий... Это литература, которую хочется читать, от которой невозможно оторваться прочитав первые фразы текста, которая несёт новые эмоции, мысли, идеи, с которыми хочется спорить, сопереживать... Вещь, которая даже при повторном чтении оставляет впечатление, новыми гранями слов, фактов, событий, впечатлений... И место рассказу на коллекционной полке.

Оценка : 10
«Среди чудес прекрасных»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 04 января 2020 г. в 21:37

Автор заглянул на миллион лет вперёд. Такие сюжеты редкость -но изложил логично свою версию развития цивилизации, хотя и фрагментарно, отрывками, намёками. И на фоне приключений героев вроде более интересуешься эволюцией разума чем схватками. Но и схватки на уровне миллионолетней цивилизации. Так что интересно наблюдать за битвой развитых умов будущего. Параллельно автор втискивает в сюжет свою теорию преобразования атома в веществе. Тоже оригинально.

Оценка : 9
«В стране забвения»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 03 января 2020 г. в 21:23

Уж очень увлекательный сюжет! Каттнер намешал всего: попадание в параллельный мир, история походов крестоносцев, колдуны и их методы, некая таинственная нечеловеческая цивилизация, раздвоение личности и тела, города , путешествующие в пространстве и времени, любовь, наконец, и ещё разное увлекательное. И это в одном сюжете — интриги так и сыплются на читателя. И что интересно, всё логически и не могу упрекнуть автора в наивности для 1947 года. Вот такое фэнтэзи!

Оценка : 10
«Я — Эдем»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 02 января 2020 г. в 13:35

Прочитав, задался вопросом, почему он ранее не был переведен и издан? Захватывающий сюжет и верх творчества Каттнера — наконец-то в его произведениях начали появляться философские нити. Чем и силён рассказ. На моё мнение в СССР Каттнера уже знали как знаменитого писателя, но... 2 ссылки на библию, отрицающие эволюционную теорию, на позволили Главлиту дать добро на публикацию. Ведь во времена СССР покупали всё, что издавалось в мире и оно сейчас хранится в Москве в Библиотеке всемирной литературы. Да и переводили всё тоже, но... где эти переводы? Знают только переводчики, если они ещё живы. Да и владея свободно языками, можно просто прочитать текст и не дать добро. Тогда все блюли верность коммунизму.

А философия, на фоне которой автор описывает приключения — это создание второго Эдема в отличие от первого библейского, но основанного на гармонии между почвой, флорой, фауной и твердью планеты. Хрупкая гармония. Как только твердь случайно получила симбиоз с человеческим мозгом, то сразу набросилась на флору, а та защищаясь, призвала свою среду на помощь и началась взаимная месть, уничтожившая Второй Эдем.Рассказ на долгое размышление о Бытии. Меня сюжет поразил.

Оценка : 10
«Кристаллическая Цирцея»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 30 декабря 2019 г. в 11:03

На то время блестящий сюжет — цивилизация с иной Галактики   доразвивалась! Перешла в стадию кристаллической жизни, но не обеспечила себя источником питания. Как всё напоминает современные идеи о человечестве, которое станет электронным Разумом. Так вот — они всё-таки нашли источник питания для своих кристаллов -это стали люди.Сюжет и мысль оригинальны!1942 год — Каттнер матереет как писатель -выдумщик.

Оценка : 10
«Я, волк»
–  [ 3 ]  +

igor14, 19 декабря 2019 г. в 07:16

Насколько понимаю, к лету 1937 года Каттнер уже немножко подустал от «штамповки» однообразных детективно-мистических комиксоподобных историй и почти целиком погрузился в фантастику, отдавая все силы настоящим «ужастикам» а-ля лавкрафтианского толка и приключенческо-юмористическому поджанру. Этот рассказ, впервые опубликованный в июльском номере «Thrilling Mystery» за 1937 г., стал одним из последних. Впоследствии любимый писатель изредка возвращался к криминально-детективному направлению (в 1942/43 гг., череда романов в конце жизни), но сюжеты стали «побогаче» и куда разнообразнее.

Здесь события разворачиваются вокруг молодого человека, юношей сбежавшего из родного провинциального дома в результате ссоры с дедом. Спустя шесть лет богатый предок призвал его обратно, дабы помириться перед близкой кончиной. Надобно заметить, что за семьёй главного героя издавна закрепилась недобрая слава потенциальных оборотней-вервольфов. И вот теперь старший родственник основал и содержит на собственные деньги странноватую колонию якобы свободных художников, а внука решил сделать наследным главой этой группы…

Сюжетная интрига не совсем примитивненькая, но в целом легко «просчитываемая». Правда, в отличии от других однотипных рассказов 1936/37 гг., здесь природный каттнеровский юмор «прорывается» гораздо ощутимее, особенно при финальных разъяснениях, что и как произошло.

Оценка : 6

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 29 30 31 32 33   (+10)»   (+21)»»



⇑ Наверх