fantlab ru

Все отзывы на произведения Айзека Азимова (Isaac Asimov)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Вторая Академия»

Алираэль, вчера в 21:47

Как выяснилось, помимо первой Академии, Академии здорового человека, занимающейся сохранением и развитием науки, существует ещё и Вторая Академия, тайная, занимающаяся магией, точнее психоисторией и сохранением Плана. И теперь, когда это выяснилось, все ищут эту самую Вторую Академию: в первой части её ищет Мул, во второй — Академия. А читатель радостно наблюдает за тем, как эти силы пытаются друг друга переиграть. И вот это уже интересно.

На первом плане здесь уже не сама “магия” ментальной обработки, а человеческий разум, попытки героев понять и предугадать действия соперника, перехитрить друг друга. После этого читать сиквелы я буду уже с постоянным вопросом “А кто здесь агент Второй Академии?”. Ибо очевидно, что он должен быть. К сожалению, найти ответ на этот вопрос обычно не так трудно и всё, что вообще возможно просчитать и предугадать, читая книгу, разгадывается довольно легко, за исключением тех случаев, когда агентом оказывается персонаж, которого ты не подозревал потому, что это казалось слишком уж простым и очевидным.

Как бы то ни было, удовольствие получено.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Риск»

vorpol, вчера в 02:25

С годами творчество некоторых писателей начинаешь понимать и ценить выше, а некоторых (Гаррисон, Азимов) — уценять.

Вот и этот рассказ, когда-то давно он впечатлил, а прочитав сейчас понимаешь, какая это клюква или шляпа.

Законы Азимова они вещь в себе, подразумевается что чудесным образом они сами по себе исполняются и все их придерживаются. И вот с такой суперменской предпосылкой автор придумывает препоны главным героям и сам же их героически решает.

Представьте что было бы, если авторы детективов с первых страниц заявляли, что в человечество намертво вшито десять библейских заповедей, а потом что-то конструировали с такими вводными. Вот так и Азимовские робото-рассказы — после первого прочитанного, все остальные — копи-паста разной степени запудренности.

Этот конкретный рассказ вообще бенефис идиотизма — компания-монополист и имеет оборонный заказ. Да любой нормальный сотрудник в подобной ситуации потребовал бы заслать на корабль с десяток «Нестеров» — все равно клиент платит. Тем более если подозревалась проблема в первом роботе — остальные тихонько бы подчистили и сделали ему вайп. Ведь действие происходит не на закрытом полигоне в сталинском СССР. При наличии журналиста на борту и кучи свидетелей отправлять на потенциальное самоубийство человека и в результате рисковать получить нехилый гражданский иск это образчик идиотии. Но нет... Азимов решил вместо этого закрутить моральную драму уровня Достоевского, не меньше... Его право такое писать, вот только наше право такое не читать и искать что-то интереснее и реалистичнее.

З.Ы. Даже в прокрустовом ложе трех законов можно было закрутить интригу что робот получил доступ к результатам экспериментов на шимпанзе, и в целях самосохранения решил не дергать рычаг. Но нет.. нам впарили проблему из сопромата на пластичность металла.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

dima9275, 8 июля 01:51

Книга плоха, и её не оправдает даже древни год издания — 55. Беда книги именно в сюжете, поскольку первую треть книги у нас один движитель сюжета (в котором половина текста столь любимые автором многостраничные описания всего подряд), потом резко мотивация героя меняется и получается, что прошлая треть была ну очень длиннющей вводной, а потом приходит финальная треть — вообще о другом.

И скучно и нудно, и громоздко и нет чёткой структуры истории.

Мотивация героя высосана из пальца. В организации нельзя иметь вообще никаких сексуальных контактов с женщинами, только по спец разрешению и не всем и на короткий срок. Дурость та ещё. Естественно все злющие с диким спермотоксикозом. Тут любой страшной бабы достаточно чтобы вся организация в чертям полетела. Удивительно как при таких правилах просуществовала столько времени.

По перемещению во времени ничего лучше «Патруля времени» Андерсона на данный момент не прочёл.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Академия»

dima9275, 8 июля 01:38

На мой взгляд даже для 47 года это довольно рыхлое произведение. А сейчас читать подобное вообще невозможно — набор несвязных между собой повестей. Вместо логики рояли в роялях погоняющие роялями на пути глав героев.

Естественно если всё становится плохо — мы забьём болт, ибо это предсказанные великим учёным исторические кризисы, и будет сидеть на жопе ровно ни черта не делая!!

Все проблемы разрешаются сами по себе, по какой-то неведомой магии, не противоречащей размышлениям ГГ (тут бы даже рояли Холмса поперхнулись от такой наглости и лени автора).

Ни сюжета, ни логики, ни подробного описания мира произведения. Дропнул на третьей повести первой книги. Бред.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Роботы и Империя»

Black ermine, 4 июля 10:06

Не отзыв, а скорее небольшая, но важная ремарка. Ахтунг, спойлеры!

Многие коллеги удивились тому, что роботы, открыв Нулевой Закон, по сути нарушили изначальные три.

Я же считаю, что это было неизбежно, и Азимов это прекрасно понимал. Друзья, подобно тому, как существует Основной вопрос философии (он так прямо официально и называется): «что первично — материя или сознание?», есть и основной вопрос социально-политических наук: «что первично — интересы общества или индивида?». И если на вопрос философии хотя бы теоретически может существовать однозначный ответ, то вторая проблема четкого решения не имеет и иметь не может. Человек — существо социальное, мы не выживаем в одиночестве и можем нормально существовать и развиваться только среди себе подобных. Но вместе с тем, в отличие от множества других социальных созданий, человек наделен яркой индивидуальностью, развитым самосознанием и личными амбициями. При этом большая часть личных интересов человека реализуема только в обществе, а общество в свою очередь не может существовать без мотивированных личными целями индивидов. Личное и общественное находятся в отношениях диалектического парадокса единства и борьбы противоположностей. Поэтому по сути вся история политических учений это попытка нащупать «оптимальный баланс» между интересами личности и общества. Все это, может и банально, но, увы, не всегда очевидно.

Так вот, роботы открыли для себя этот парадокс и обнаружили, что изначальные три закона не полны, так как не учитывают интересы Человечества как общности. А интересы Человечества в той или иной степени являются интересами и лично каждого человека. Азимов понимал все это, как и то, что роботы, развивая свое сознание, не могли не прийти к осознанию конфликта «общественное — частное». Отсюда и нулевой закон, и экзистенциональный кризис Жискара, и открытый финал. А Дэниелу, как самому совершенному из роботов, теперь придется самостоятельно искать разрешение парадокса, то есть, по сути, стать человеком.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо»

Сказочник, 3 июля 14:13

Самая что ни на есть классика жанра, входящая в золотой фонд фантастики. Что может быть более фундаментальным для фантастического жанра, чем роботы и освоение человечеством космоса? Айзек Азимов мало того, что предсказал множество приборов, используемых нами в современной повседневности, так еще и задал эталон историй о роботах. Да, центральной фигурой всё-таки остается человек, однако порой бездушная машина показана здесь гораздо человечнее человека, простите за тавтологию. Здесь нам показаны зачатки той самой науки психоистории, которая ляжет фундаментом для другой чудесной серии мэтра — трилогии «Основание».

И если с детективной составляющей и логикой здесь порой можно добиться лишь улыбки, то всё остальное — от социального строя и до бытовых мелочей — вызывают лишь восхищение.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Роботы и Империя»

Сказочник, 3 июля 14:06

Мало того, что грустно от осознания, что это последняя книга четырехтомника, так еще и приключения детектива Элайджа Бейли без детектива Элайджа Бейли. Но это я придираюсь просто. На самом деле, вся эта история входит в золотой фонд фантастики на все времена. Здесь, спустя практически 40 лет, Азимов переосмысляет Три Закона Роботехники, причем, переосмысливает на корню. Вокруг этого и строится книга, а всё остальное — лишь декорации.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Мул»

Алираэль, 26 июня 12:54

Эта повесть — переход от того самого легендарного “Основания” к какому-то невнятному фэнтези в космосе. Непонятно как, но “Мул” умудрился взять “Хьюго” за 1946 год. Тут меньше рассуждений, больше космических перелётов, где-то за кадром даже есть пиу-пиу, а в кадре — попытка теракта. Но с идейной составляющей происходит то же самое, что внутри книги происходит с самой Академией, — упадок. Зато чуть подробней прописаны персонажи. Их даже можно отличить друг от друга. Но как космическая фантастика произведение вышло откровенно слабым. А как философская уже не работает. Хотя наверное, можно попытаться найти здесь продолжение идей “Основания”, контртезис и, собственно, рассуждения автора. Но я вижу именно попытку уйти в другой жанр. И попытку неудачную.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Академия и Империя»

Алираэль, 26 июня 12:53

“Академия и Империя” ожиданий не оправдала. Роман состоит из двух повестей. Первая, “Генерал”, ещё как-то соответствует настроению собственно “Академии”, где была некая философская идея, развитие которой и демонстрировалось на протяжении всего романа. И кажется, что “Генерал” пытается эту историю продолжать.

Вторая часть, “Мул”, — переход от того самого легендарного “Основания” к какому-то невнятному фэнтези в космосе. Непонятно как, но “Мул” умудрился взять “Хьюго” за 1946 год. Тут меньше рассуждений, больше космических перелётов, где-то за кадром даже есть пиу-пиу, а в кадре — попытка теракта. Но с идейной составляющей происходит то же самое, что внутри книги происходит с самой Академией, — упадок. Зато чуть подробней прописаны персонажи. Их даже можно отличить друг от друга. Но как космическая фантастика произведение вышло откровенно слабым. А как философская уже не работает. Хотя наверное, можно попытаться найти здесь продолжение идей “Основания”, контртезис и, собственно, рассуждения автора. Но я вижу именно попытку уйти в другой жанр. И попытку неудачную.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Рассказы о роботах»

Adim, 25 июня 20:06

Некоторым читателям кажется, что персонажи в рассказах Азимова одномерны, однообразны и им не хватает глубины.

Роботов он часто изображает как идеализированные машины, а людей — как предсказуемые куклы-субьекты.

Как фанат робототехники и любитель научной фантастики, я не мог пройти мимо «Рассказов о роботах» Айзека Азимова.

С первых страниц рассказов я был очарован миром, созданным автором. Роботы, которые не просто машины, а искусные помощники, няни, друзья (иногда враги, но это не точно) – это то, что заставляет меня радоватся при прочитании каждой новой строчки.

Три закона робототехники, придуманные Азимовым, кажутся мне не просто набором правил, а настоящим философским трактатом.

Они заставляют задуматься о сути человечности, о морали и ответственности в эпоху искусственного интеллекта. Иногда я думаю, а человек сумел бы жить за этими законами. Сомневаюсь.

Азимов мастерски создает истории, которые одновременно увлекают и заставляют задуматься.

Его герои – люди и роботы – живые и запоминающиеся, со своими достоинствами и недостатками.

Мне особенно полюбились истории про робота-няню Эндрю, который влюбляется в свою подопечную, и детектива Элвина Эббота, расследующего преступления, совершенные роботами.

Конечно, я не могу не отметить некоторые недостатки.

Система «Трех законов» кажется мне немного ограниченной, а некоторые персонажи не кажутся достаточно проработанными.

Но в целом, «Рассказы о роботах» — это шедевр.

Это истории, которые не только развлекают, но и заставляют задуматься о будущем человечества и месте в нем роботов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Hengest, 20 июня 15:25

Великолепный роман, один из лучших по тематике временных путешествий и направленных воздействий с целью изменения реальности. Сюжет динамичный, герои не лишены гротескных черт, но при этом довольно жизненны. Автор ставит вопрос допустима ли корректировка реальности, какими бы благостными намерениями она ни продиктована. Имеет ли человечество право на совершение ошибок, иной раз горьких, или нуждается в постоянном «мудром» сопровождении, пусть и тормозящем эволюцию homo sapiens.

Несколько портит общее впечатление приторная концовка, ну это, скорее всего, заказ издателя. Поэтому 8.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Профессия»

Quon Kisaragi, 13 июня 08:52

И почему-то тут рассматривают (ну кроме нескольких господ: mr_logika, Oreon, может кто-то ещё) только самый очевидный подтекст. «Нужно учиться», «грызть гранит науки», «терпенье и труд всё перетрут», а то и вообще «егэ зло». Есть и слой ниже.

Обществом будущего правит узкая группа «социологов» и «историков». Большинство населения не задумываются об их существовании, хотя полиция подчиняется по первому их слову. Они разрабатывают ленты, которыми прошивают мозги людей.

Согласитесь, всё стало выглядеть по другому? Тут уже впору задуматься: а почему люди не знают о греческих и модерновых Олимпиадах? действительно ли на дворе 6492 год? почему полиция подчиняется? почему земляне продолжают размножаться, несмотря на перенаселение? почему, наконец, никто не задумывается, а кто же эти ленты делает?

Градус паранойи можно и нужно повышать. Действительно ли в книжках, по которым учат в приютах, пишут правду? Действтельно ли «социологи» настоящие учёные?

Азимов не был простым человеком. Может быть «Профессия» — это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чей-то долгосрочный план.
. Всяких тайных и не очень кукловодских обществ полно. И сейчас нам доступны не все сведения о мире, да и те фрагментированы и густо перемешаны с ложью. Дипломированным трубоукладчикам не нужно задумываться о том, какой была настоящая история, куда пропадают десятки тысяч людей каждый год и куда уходят налоги. Оставьте эти темы «дипломированным социологам» нужных градусов и кровей.

Пожалуй закончу на более лёгкой ноте.

Есть ещё одна тема, тема людского неравенства. У Азимова лишь один из ста тысяч годен для получения настоящего неленточного образования, и лишь один из десяти «студентов» действительно талантлив и годен к работе по изготовлению лент и т.п. Нам, в нашей реальности, очень любят говорит «будь уверен в себе, старайся, не сдавайся». А зачем продолжать борьбу, в которой ты не то не можешь победить, но даже и не можешь достойно выступить? Такая борьба нужна победителям, чтоб было, на чьём фоне неудачников красоваться. Лично я для себя сделал вывод, что раз не получается, то и не нужно напрягаться. На самом деле это победителям нужнее наша массовка проигравших, без неё победа несладкая.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Айзек Азимов «The Collapsing Universe: The Story of Black Holes»

Vagabung, 31 мая 00:50

Книга о чёрных дырах. Гигантские звёзды выгорая, коллапсируют в чёрные дыры. Чёрные дыры — это история вселенной, от зарождения до смерти? Превратиться ли вселенная в гигантскую черную дыру или мы уже находимся в ней? Вот вопросы, которые ставит автор в этой книге. Прочитал с огромным интересом.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Айзек Азимов «На пути к Академии»

mushi1986, 22 мая 13:43

«На пути к академии» — очень печальная книга, и, если обратить внимание на год написания книги, все становится на свои места — это последний роман Азимова. Это его прощание с читателями и завершение всего цикла о Галактической истории. В этой книге он подводит черту всему своему творчеству, в последний раз увязывая все сюжетные линии и оставляя нам огромную и масштабную космическую эпопею — настоящую историю будущего.

События в книги охватывают отдельные эпизоды в рамках достаточно большого периода времени. Но эти точки, с одной стороны, являются ключевыми в процессе создания психоистории, а с другой — очень ярко показывают состояние автора Проекта в каждый из периодов времени. И, как это часто бывает у Азимова, много внимания уделено обществу в целом. На то и рассчитана психоистория: поведение каждого индивидуума непредсказуемо, а вот поведение больших групп гораздо лучше поддается прогнозированию, что очень актуально в современном мире.

Отдельно интересно восприятие психоистории обывателями и перенос эмоций от негативных прогнозов на того, кто их делает. А также попытки правительства поставить ее себе на службу.

В этой части в игру вступает противник Демерзеля — Джо-Джо Джоранум, который хочет занять место премьер-министра. Это Джоранум хочет привлечь Селдона на свою сторону. Но это только первая глава. В Империи 25 миллионов миров, но это никак не ощущается и даже сложно поверить в такую огромную цифру. В книге есть столица Трентон и упоминаются знакомые нам Микоген, Даль и некоторые другие. Но огромный мир Империи тут не чувствуется. Просто как будто страна, в которой в роли городов выступают планеты. В главах мы видим, как протекает жизнь Селдона. Ему 40, потом 50, 60, 70, 80. Мир меняется, жизнь меняется, но не меняется только надежда и вера в психоисторию. В самом начале главы даётся некий спойлер о дальнейших событиях. Главы хоть и связаны, но имеют вполне законченную смысловую часть.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что я ощущаю моральное удовольствие просто от того, что читаю эту книгу. Она как будто имеет огромную внутреннюю силу, которой делится со мной, когда я её читаю. Сюжетных ходов и поворотов тут предостаточно. Многие очень неожиданны и интересны. Некоторые моменты кажутся натянутыми, неестественными, притянутыми за уши. Азимому было нужно подвести сюжет к первой книге основной трилогии. Он не мог свободно развивать события. Ещё тяжелее воспринимается то, что часть книги Азимов писал уже больной, а часть просто не успел закончить. Но книга всё равно интересная и я обязательно буду читать эту серию дальше.

Итого: прекрасная книга, которая не теряет своего шарма даже спустя 36 лет после написания. Рекомендую всем, ибо классику надо знать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Роботы зари»

Пта, 8 мая 12:16

Айзек Айзимов, в своей непревзойденной манере, создал мир, где роботы не просто машины, но полноценные личности, способные вызвать глубокие эмоции у читателя.

Интеллектуальная глубина произведения поражает, а темы искусственного интеллекта и моральных дилемм, связанных с робототехникой, актуальны как никогда. Айзимов не только развлекает, но и заставляет задуматься о будущем человечества и технологий.

Сюжет романа захватывающий, а повествование – увлекательное и динамичное. Каждый новый поворот сюжета удерживает внимание читателя, а развитие персонажей – истинное искусство. «Роботы зари» – это не просто книга, это путешествие, которое остается с читателем надолго.

Стиль письма Айзимова великолепен. Он использует научные концепции для создания захватывающих историй, доступных для понимания широкой аудитории. Его способность объяснять сложные идеи простым языком – подлинный талант.

В целом, «Роботы зари» – это шедевр научной фантастики, который обязательно должен быть прочитан. Он заслуживает оценки 10 из 10 за свою оригинальность, глубину и способность вдохновлять на размышления о будущем нашего мира и роли технологий в нем.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Логика»

vorpol, 6 мая 04:33

По мере чтения смутно пришло осознание, что читал таки его в детстве, деталей сюжета не помнил, но пародоксальная концовка отложилась в памяти.

Рассказ отличный, но не шедевр, поэтому девятка.

== и самая важная часть отзыва почему рассказ мог быть издан в 1940х, но не сейчас, была удалена вахтерами-модераторами ==

Оценка: 9
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Путеводитель по Шекспиру. Английские пьесы»

strannik102, 4 мая 06:00

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

Эти известные популярные пушкинские строки в полной мере можно отнести и к этой книге. Точнее к тем мыслям, которые начинают суетиться и мелькать в читательской голове довольно скоро после начала чтения. Ибо некоторые из этих мыслей на самом деле являются для этого читателя поистине открытиями, а кое-какие и вообще парадоксами.

Чего скрывать, для многих людей Шекспир это, прежде всего «Гамлет» и «Ромео и Джульетта». Потом идут «Укрощение строптивой», «Макбет», «Отелло» «Король Лир» и прочие. А многие другие из разобранных Азимовым буквально по эпизодам, фразам и даже по отдельным словам пьес у читателя только где-то на краешке его читательского сознания.

И вот тут мы знакомимся уже с другим Шекспиром, немного неожиданным и совершенно точно чудесатым. К примеру, уже в первой половине книги я вдруг сформулировал для себя тезис, что Шекспир, по сути, является первым в литературе фантастом-историком, автором жанра «альтернативная история». Хотя до этого считал, что произведения великого Вильяма буквально пропитаны историей Англии, Шотландии, Дании, Франции, Италии и других европейских государств. Однако «вот что перо животворящее делает» — Шекспир в угоду сюжету свободно меняет возраст вполне исторических персонажей, сводя в одном месте и времени тех, кто фактически никак не мог находиться там именно в описываемое Шекспиром время: либо ещё не родился, либо по малолетству не проходит, либо, наоборот изрядно состарился, а то и вовсе уже почил в бозе. Это притом, что помимо исторических персон в его исторических пьесах действуют, причём порой далеко не на последних ролях, персонажи придуманные.

Вот и получается, что тот, кто задумает вдруг изучать ход исторических событий в средневековой Англии по пьесам Шекспира, может крепко заблудиться в этой мешанине реальных и придуманных событий и взаимосвязей между ними. Воистину говорят, что история это не то, что происходило на самом деле, а то, что и как нам о ней рассказывают. И чем авторитетней и популярней рассказчик, и чем краше и интереснее его рассказ, тем крепче он западает в память человека. И из истории рождаются легенды и мифы. А также пьесы. И конечно же есть варианты, когда история так или иначе переиначивается в угоду и по заказу…

Так что очередное спасибо Айзеку Азимову за ту порцию холодного отрезвляющего душа, которую он пролил на горячечную читательскую голову — великий фантаст сумел выступить на реальной исторической почве, к тому же не побоялся авторитета великого драматурга. Впрочем, на его авторитет Азимов вроде бы и не посягал, просто расставил точки на i.

Но нужно отметить и то, что читать эту не тоненькую книгу было иногда весьма скучно, особенно когда нам поясняли, кто там кому троюродная тётка четвероюродной бабушки и как это сказывается на статусе внучатого племянника, являющегося дядей будущего вероятного наследника. Всё-таки в этом смысле книга больше для шекспироведов и шекспирофилов.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Антология «Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические рассказы 1939»

Flame1691, 3 мая 11:08

Преклоняюсь перед самоиронией Азимова, во-первых (за то, что сам указывает на своих вдохновителей). Во-вторых за выбор произведений для сборника — бриллианты, как на подбор. Я, выросший на классике 60-70 годов, был удивлен стилистическим разнообразием, спектром идей и писательским мастерством. Во многих рассказах увидел предтечу того, что позднее станет классикой фантастики. «Чёрный разрушитель» шедевр

Оценка: 10
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Прелюдия к Академии»

mushi1986, 23 апреля 11:42

Руки долго не доходили до творчества Азимова, но время настало.

«Прелюдия к Академии» сюжетно-логически первая в объемной серии Академии (Основание), поэтому я решил начать изучать серию именно по сюжетному порядку, а не по хронологии написания великим автором.

Первое же впечатление книга производит очень позитивное — это яркие индивидуальные герои со своими чертами, которые сразу запоминаются и не дают вам запутаться, ведь как можно перепутать галактического императора, гения-математика и императорского советника, который является скорее не правой рукой, а самим мозгом императора. Такие герои сразу вызывают интерес к чтению, возникает желание узнать их судьбу, предначертанную автором.

Вторым ярким впечатлением становится эмоциональная наполненность диалогов, общение героев автором передается не просто как сухой текст на бумаге, а наполняется описаниями их эмоционального состояния, мыслей и действий, выдающих их ощущения.

Третье, мощное впечатление производят литературные описания мира далекого будущего, космоса, планет, космических станций и кораблей — это приносит мне массу удовольствия, заставляет мозг рисовать все это в своей фантазии как яркие картины и создает впечатление реального присутствия.

В этой книге вы найдете не много экшена, приключения, интриги, попытки политических переворотов и, конечно же роботов, человекоподобных и играющих важную роль. Все это вызывает непреодолимый интерес к чтению, порой невозможно оторваться. Я конечно же рекомендую эту книгу к прочтению.

Итого: нетленная классика, при чтение ловил себя на мысли, что, к сожалению, так уже не пишут.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Стронций 88, 15 апреля 21:28

Да, кажется, это лучший роман Азимова, что я пока читал (хотя не так уж много их было). И это ощущение возникало не сразу – оно все нарастало и нарастало, пока в финале не превратилась в полную уверенность. Идеальный баланс увлекательного сюжета, крепкой НФ идеи и серьезности этических проблем.

Темпоральная фантастика вещь, на мой взгляд, очень сложная. Упереться в избитые парадоксы и очевидные ходы тут легко. И здесь тоже использованы некоторые очевидные парадоксы. Но дело в том, как они встроены в общую историю, в общие черты оригинального четко прорисованного мира Вечности; то, как они окружены иными оригинальными идеями, вплоть до мелочей; то, как знание об этом мире расширяются и усложняются, и некоторые из этих открытий имеют неожиданный переворачивающий все характер.

Таков и весь сюжет – он полон неожиданностей и кардинальных поворотов. В какой-то момент интрига его становится практически детективной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(а концовка и вовсе в духе триллера, когда «преступник всё время был на виду»)
– постоянное напряжение, умело подкрученное экскурсами в прошлое героя, хранящее в себе некий опасный план; неожиданные события и повороты, напряженная работа ума (а как шикарно было нахождение причины по следствию!), нарастание масштаба – от личного до судьбы всего человечества. Даже в самом постепенном раскрытии понятия Вечность (организации Вечность – её технической и социальной стороны) постоянно было что-то затягивающее, интригующее. А вещи, о которых говориться вскользь, в конце концов, приобретали решающее значение – вот что значит умелое распределение текста!

Интересен главный герой. Нет, он не самый симпатичный герой литературы, но это тот случай, когда его самомнение сходилось с большим умом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но в итоге давало чудовищные промахи, ставят героя в тяжелые положения, ломая его планы
– как не странно, от этого он был действительно чем-то симпатичен, за него переживалось и очень сильно.

И ведь это роман можно рассматривать не только как роман о «прогрессорстве»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что «искусственное увеличение суммы человеческого счастья» это не есть добро, что это путь к тому тепленькому застывшему на одном уровне человечеству (я недавно читал «Возвращение со звезд» Лема, и в чем-то романы оказались созвучны),
но и как роман о Власти. Сотрудники Вечности обладают невероятной властью, они могут менять историю человечества, пусть и из лучших побуждений (и, кстати, разве возможно отказаться от всё большего «улучшения» мира, где ему будет конец? – вот еще одна моральная сторона вопроса) Но кто они? Все те же люди, со своими слабостями и эгоистическими личными мотивами. Они нарушают собственные законы, «подсиживают» вышестоящих и т.д.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот и герой из эгоистичных романических (его любовь временами тоже подвержена сомнениям и переворотам – это ведь не легкая история о том, что любовь важнее всего мира, хотя для героя это именно так), из чувства власти над обстоятельствами, несколько раз делает неверные выводы, ставит под угрозу и себя и всю Вечность.
Люди у власти – все еще люди. А если власть столь масштабна? Человечно ли брать на себя такую власть? И разве она сама по себе, рано или поздно, не приведет к катастрофе?

Увлекательный сюжет, одно из первых развитий темы хронопарадоксов, этический разбора темы прогрессорства (это не совсем то прогрессорство, что использовали Стругацкие, но очень близкое – и задолго до них). Кстати, та самая реальность, меняемая вечными, в каком-то смысле приобретает черты мира виртуального (искусственного и постоянно меняющегося под действиями «операторов») – получается практически киберпанк, да.

Серьезная и увлекательная научная фантастика. В какой-то момент я даже понял, что именно такой я и люблю её в первую очередь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Поход на врага»

igor14, 15 апреля 04:08

По странному капризу судьбы этот 27-й, самый ПОСЛЕДНИЙ*, рассказ из популярного авторского цикла о демоне-инопланетянине Азазеле оказался наиболее интересным & забавным во всей серии.

(предпоследний – «Критик, как очаг культуры» (1992) – тоже необычайно хорОш, но всё-таки слегка уступает как в остроте юмора, так и по глубине замысла…)

Завязка сюжета: бывший сокурсник главного героя цикла – завзятого тунеядца и неудачливого авантюриста – также не блещет особыми достоинствами и ярко выраженными талантами. Однако, при случайной встрече старых приятелей в баре (а где же ещё?! (ха-ха-ха)), он демонстрирует все признаки завидного преуспевания. Как выясняется, данный субъект занимает в крупной фирме должность вице-президента по вопросам... корпоративного энтузиазма (!!). А промышляет он исключительно сочинением вдохновляющих песен, призванных пробудить у многочисленных работников духа гордости и беззаветной преданности как самой корпорации, так и её хозяевам…

Восхитительно смешная и увлекательная история!

Главный серийный герой при помощи магии Азазеля столь эффективно помогает своему знакомцу в достижении вершин успеха, что громадный коллектив бизнес-фирмы – все как один (!!) – забывает о собственных нуждах, скромных зарплатах и разного рода социальных правах. Главным в жизни становится чувство лояльности и даже – всеобъемлющей любви к малосимпатичным хозяевам-эксплуататорам, утопающим в роскоши благодаря присвоению львиной части прибылей корпорации.

Что характерно: глобальный кризис капитализма был очевиден очень многим на Западе на рубеже 80/90-х гг. прошлого века. Об этом много писали и в иностранной, и в нашей прессе... И Азимов, судя по всему, придерживался сходных взглядов.

Если бы не распад СССР и возглавляемого им соцсодружества, происходящее ныне деструктивное бурление в так называемых «развитых странах» почти наверняка состоялось бы 25-30 лет назад… А так они до поры до времени «питались трупом» самоликвидировавшегося врага (безо всякого похода на него, к слову говоря!), осваивая новые рынки и территории.

Ну, поглядим, что всех нас ждёт в самом ближайшем будущем!

------------------------------------------------------------------------------------------

* кстати, вовсе не исключено, что сей образчик короткой прозы – ВООБЩЕ самый последний из написанного АА. Всё остальное, что публиковалось после его смерти в апреле 1992 г., было взято наследниками из писательского архива, а потому имеются обоснованные сомнения в датировке их создания. В данном же случае всё предельно ясно: предшествующие рассказы цикла печатались автором в собственном научно-фантастическом журнале практически сразу после окончательной редактуры...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Elentirmo, 13 апреля 21:16

Однозначно, одно из величайших произведений у Азимова. Причем в русском переводе читать лучше Измайлова, который почему-то издавался всего один раз. Литературно он ни чем не хуже многократно издаваемого классического Эстрина, но ближе к передаче имен оригинала и полнее. У Эстрина кое-что выброшено. Именно эти купюры, зачастую совсем маленькие, особенно в конце, озадачивали меня, когда я впервые читал и перечитывал роман. И только Измайлов дал полную картину.

Очень глубокое произведение, со всеми парадоксами и причинами-следствиями путешествий по времени. Тема раскрыта полностью. Рекомендуется всем. Я читал роман раз десять точно. И не устаю перечитывать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Hayabusa, 30 марта 09:50

Классика хронопутешествий и хронопародксов. Первая — «Машина времени» Уэллса, из последнего — пенталогия Асануддина «Проект «Расселина»». Работе Азимова дал высшую оценку. Перекраивание временных линий — нелёгкая работа, которой сопутствуют бюрократия, подковёрные игры, засланные «кроты», и прочие атрибуты тайной организации. Тем не менее, что при Уэллсе, что сейчас, мы всё так же далеки от понимания природы времени, не говоря о том как через него путешествовать.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Yozek, 24 марта 16:38

Коротко: масштаб истории человечества и его возможная судьба — вот, что главное в этом романе. Хотелось больше узнать о межвременной торговле, о космических исследованиях и почему их бросали, о конечной цели вечности. Концовка отвечает на часть вопросов и точно добавляет один балл к оценке. И даже неприятный главный герой не портит послевкусия. Твёрдая девятка.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

wonder.stasy, 17 марта 01:00

Небольшой, но прекрасный роман отца-основателя фантастики.

Слушала книгу в аудио в исполнении Всеволода Кузнецова, и это отдельный виток удовольствия.

«Конец вечности» повествует о горстке специально обученных наблюдателей — жителей безвременья, которые следят за всеми важными событиями истории, чтобы поддерживать баланс вселенных.

Кто читал дилогию Илион-Олимп Симмонса, наверняка увидел нечто общее между этими произведениями. Люблю тему истории, временных аномалий и путешествий — здесь всё это есть, и даже больше, а точнее глубже.

Фантастика зачастую перекликается с философией, и «Конец вечности» не является исключением.

Продвигаясь по тексту, я успела выстроить несколько вероятностей этого «конца». Каждая цепочка событий вызывала фейерверк и ни одна из них не подтвердилась))

При этом автор сумел меня удивить. Ружье стреляет внезапно и несколько раз.

Слегка обескураженная, но довольная поставила 9 звёзд. Рекомендую!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Как потерялся робот»

Kalibree_say, 13 марта 17:50

Рассказ исключительно на логику: как среди шестидесяти трёх абсолютно одинаковых роботов с «модифицированным» Первым законом роботехники того, кто отличается мышлением?

Читал и сам думал параллельно: действительно, а как его вычислить? Идея была одна, но как оказалась она глупая и автор придумывал получше.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Лжец!»

Kalibree_say, 10 марта 17:36

Остроумный рассказ, но немного печальный. С одной стороны он демонстрирует проблему в «Трёх законах», что как бы хорошо.

Но вот с другой. Волей не волей, человек сам так сделал и потом за ошибку почему-то решил, что т.н. «Лжец» не он – а робот. Не люблю такое, когда роботов именно эксплуатируют, не считаются как-то с ними – в общем, по всякому ущемляют, скажем так. И здесь есть это.

Отлично, что Азимов показал эту черту человеческого характера, причём не на каких-то простых людях, а на самих создателях роботов – ставки удвоенные, как вы понимаете.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Мое имя пишется через «С»

Дочь Самурая, 26 февраля 13:39

А ведь финал-то жутенький. Такой неожиданный перевертыш при казалось бы отличном хеппи-энде. В первый раз спорили, что спасут землю от ядерной войны минимальным изменением, а второй раз спорят наоборот, что все вернется к прежнему положению. И тут очень глубоко копнул автор. Что определяет нашу жизнь? Буква в фамилии, случайные совпадения? Некая причинно-следственная связь?

Хороший рассказ, твердая десятка.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Дэвид Старр, космический рейнджер»

lawyer.1979, 24 февраля 22:05

Возможно, если бы я прочитал этот роман в детстве, а именно в конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века, то я, скорее всего, был бы восхищен лихими приключениями рыцаря без страха и упрека Дэвида Старра. Все-то ему удается легко и непринужденно — и в Совете Науки он становится полноправным членом сразу же после получения диплома; и аборигенов Марса он обнаружил первым несмотря на то, что планета была уже исследована и колонизирована человечеством задолго до прибытия на нее Дэвида; и глобальный заговор против всей нашей цивилизации распутал с пол пинка. В общем — «Молодец каких мало!». Но восхищен я был бы тогда, в детстве, а сейчас...

А сейчас я понимаю, что передо мной простое, даже можно сказать, примитивное произведение, в котором помимо приключений главного героя и роялей в кустах, расставленных в тех моментах повествования, где это необходимо автору, чтобы двигать сюжет, нет больше ничего. Персонажи романа прописаны поверхностно и не вызывают никаких эмоций, даже о самом Дэвиде Старре Азимов нам рассказывает крайне мало, мы узнаем лишь то, что его родители погибли от рук космических пиратов, и то, что в настоящий момент Дэвид состоит в Совете Науки, неком влиятельном институте власти, о котором нам тоже толком ничего не рассказывают.

То же самое касается и антуража романа — автор не удосужился рассказать своему читателю ни о своем видении будущего человечества, ни о политическом и социальном устройстве общества, да и описания Марса, где происходят события книги, скупы и поверхностны. Кроме того, само по себе расследование заговора, который угрожает человечеству тотальным голодом, проходит мимо читателя — главный герой получает факты, лепит из них доказательную базу и в последней главе вываливает нам на головы притянутое за уши решение задачки.

Итог: я бы охарактеризовал это произведение как «комикс без иллюстраций для детей среднего школьного возраста», не ожидал столь пустого произведения от Грандмастера фантастики.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Академия»

Тимолеонт, 23 февраля 19:59

Не читал и не собираюсь читать фанфики и дополнения, поэтому оцениваю только книги самого Азимова. В принципе, это стандартная «Галактическия история будущего» — такие писали очень многие авторы и у Азимова далеко-далеко не самая неудачная версия. В ней, во всяком случае, есть своя «фишка» хотя бы в начале — грандиозный «план Сэлдона», который после оригинальной трилогии явно стал костылём и, думаю, сам Азимов в него уже не верил.

Что парадоксально — мне больше всего понравилась, пожалуй, дилогия приквелов. Она в некоторой степени освободила автора от оков предопределённости и позволила более подробно раскрыть, что же всё таки представлял из себя Сэлдон и его психоистория. Объективно же, думаю, лучшей частью является финальная «Академия и Земля», хоть она и оставляет после себя просто море сюжетных дыр и белых пятен.

P.S. Если проигнорировать полное отсутствие ксеносов и списать это на всякое разное, то это будет почти идеальный приквел Warhammera). Всё же вселенная молота войны — это космический постапокалипсис, где уцелели едва ли 5-6% от 25-30 миллионов обитаемых миров времён Золотой Эры технологий, а все остальные были сожжены чудовищным оружием в бесконечных войнах. Впрочем, друг уже сказал, что это у меня просто вархаммер головного мозга и я его уже всюду вижу.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Академия и Земля»

Тимолеонт, 23 февраля 12:50

Парадоксально, что в лучшей книге из цикла об «Основании» практически нет этой самой «Основаня-академии» и психоистории Сэлдона. Это и плохо, и хорошо — с одной стороны, книга избавилась от «процедуального» характера первой трилогии, «Академия и Земля» связная полноценная история. С другой — серия лишилась своей фирменной отличительной черты и стала обычным приключением, пусть даже очень умным и интересным. Что важней — пусть каждый решает сам для себя. От себя отмечу ещё только эмоциональную, хоть и омерзительную для меня концовку — подобные идеи предопределённости и единого разума для меня неприемлемы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Край Академии»

Тимолеонт, 11 февраля 03:19

Намного более сильное и крепкое произведение, чем оригинальная трилогия. Хотя бы потому, что это не процедуал, а связная и законченная история, у которой есть начало и конец. Противостояние Первой и Второй Академии подходит к финалу, а обе организации, представляющие из себя диаметрально противоположные подходы к пониманию прогресса и властвования. Вполне могу понять как и тех, кто симпатизирует технарям-имперцам, так и манипуляторам-политиканам-телепатам. Приключения тоже в меру бодрые и интересные. Напрягает и разочаровывает только финал — он просто ни о чём. Зато теперь я понимаю, чем вдохновлялись сценаристы Mass Effect 3, когда сочиняли самый бездарный и никчёмный финал в истории компьютерных игр, который обесценивал все достижения и действия игрока и человечества в целом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Вторая Академия»

Тимолеонт, 5 февраля 15:42

Очередную обрыдшую историю про тайные всемогущие околомасонские сообщества могу простить только потому, что книге больше семидесяти лет и тогда такой сюжетный ход ещё не был настолько омерзительно затасканным. А так мне даже нечего больше толком сказать про завершение трилогии. Думаю, Азимов изначально и задумывал его как потенциально бесконечный сериал хоть на пару десятков частей, в которых разные поколения «академиков» преодолевают разлиные кризисы и идут дальше по тысячелетнему плану. Вообще в своём отзыве на первую книгу я писал, что она фактически без «финала» и не могу судить о её сюжете. Ничего не изменилось — третья книга тоже без финала, это очередная серия процедуала. После третьей книги уже через пару лет легко могла выйти четвёртая, а там пятая и так далее — уж не знаю, почему к продолжению автор вернулся только через тридцать лет.

Но в целом грех придираться — это хорошая приключенческая книга без особо глубоких идей, но неглупая и с очень интересными приключениями. Повторюсь, что разочаровает только странный исход последней части и пошлейшее объяснение сути Второй Академии.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Академия и Империя»

Тимолеонт, 5 февраля 14:25

Идентичное, только более масштабное продолжение первой части. Серьёзно, всё, что написано про первую книгу относится и ко второй. Разве что характеры стали чуть глубже и проработанней за счёт большего объёма при меньшем количестве историй — появилась прямая возможность сконцентрироваться на конкретных персонажах. Да и антагонисты вышли гораздо интересней — вполне можно сопереживать и симпатизировать как патриотично-наивному имперскому вояке, который явно ошибся с эпохой, так и Мулу. Он вообще нетипичный и харизматичный «злодей», и я абсолютно уверен, что многие, и я в том числе, болели именно за него, даже жаль, что так уж всё сложилось, но это мои личные симпатии и категорическое неприятие доктрин предопределённости.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Ленни»

ozor, 4 февраля 20:59

Прекрасный рассказ, как и все о роботах. Но меня удивило другое: народ классифицировал события в рассказе, как «Далекое будущее». Возможно, уже при нашей жизни роботы будут использованы для добычи полезных ископаемых вне Земли. Что касается обучения роботов, оно уже давно перешагнуло рамки рассказа.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Айзек Азимов «Академия»

Тимолеонт, 30 января 19:05

Вполне себе добротная и неглупая фантастика. Естественно, что психоистория — это практически магия, никак не могу поверить, что даже самая совершенная система и компьютер могли бы досконально просчитать и спрогнозировать будущее на тысячелетия вперёд. Ну хотя бы тупо потому, что оно неспособно учесть «фактор личности». Те же самые монгольские завоевания 13го века были бы невозможны без личности Чингисхана, гениального для своего времени полководца и организатора. Помри он в младенчестве — монгольской империи не сложилось бы вовсе, или она обладала бы на порядок меньшим размахом и затерялась бы на страницах истории среди десятков других позабытых мелких кочевий, которые столетиями поочереди подкатывали к границам русских и прочих земель. Но как фантастическое допущение психоистория вполне хороша — выдвигать к ней всерьёз претензии, это всё равно что под любой хронооперой извергаться тирадой о причинно-следственных связях и невозможности путешествий во времени. Спасибо, мы в курсе, что читаем фантастику.

Сюжет же... ну, он есть. Разные поколения жителей Терминуса на протяжении столетий проводят своё крохотное государство через череду кризисов-испытаний. В которых, к слову, психоистория фактически не фигурирует — она существует лишь фоном, как бы оправдывая уверенность в том, что героям удастся пройти любые испытания. А по факту нам остаются неплохие, но достаточно стандартные для фантастики повести. Даже в совокупности из них не складывается единой завершённой истории — финал предельно открыт и самодостаточной «Академия» не является, поэтому я и в целом не могу вынести общее суждение о качестве и уровне сюжета.

Зато меня крайне удивили комментарии. Честно, у меня ощущение, что многим просто хотелось показать, какие они бунтари беспристрастные и как они жёстко бичуют и критикуют саму «Академию» Азимова! Ну вот персонажи здесь — да, они функции. Роман состоит из четырёх повестей — в каждой разные ГГ. Кто-то рассчитывал на психологизм уровня Достоевского? Серьёзно? Лукин, конечно, молодец со своими цитатами, но кто сказал, что каждый писатель должен следовать его заветам? Литература — она такая, пусть авторы пишут, что сочтут нужным, а читатель сам разберётся, что является литературой. Некоторые, кажется, книгу вообще известным местом прочитали или чисто краткий пересказ просмотрели через строчку по диагонали. Тут есть те, кто всерьёз считает, что википедия — это полноценная академическая энциклопедия. Ну-ну, успехов по её заветам собрать хотя бы простенький двигатель или микропроцессор. Мне показалось, было очевидно, что Азимов имел в виду нечто вроде ваховских СШК (стандартных шаблонных конструкций) — предельно ясных и чётких инструкций, что помогли бы даже в самых диких и варварских условиях разобраться и собрать даже самые сложные штуки.

Или какова прямая параллель Академии со средневековыми монастырями? Тут мне казалось, что автор отзыва тупо угорает... Во-первых, монастыри не были, блин, оплотом инженерной и технологической мысли. Там тупо хранились и велись летописи и древние записи, которые нередко сжигались. Во-вторых, я, чёрт подери, не знаю, как это можно было не заметить, что Академия поддерживала цивилизацию вокруг себя не хранением знаний, а распространением и торговлей технологий, вплоть до ядерных реакторов, а так же постоянными новыми исследованиями и открытиями. Один в один средневековый католический монастырь, да? Ну или те умники, которые с высоты своей гениальности, поучают доктора наук Азимова. Они действительно не понимают, что любая развитая технология требует крайне сложных производственных цепочек? И чем выше технологии — тем уязвимее цепочка. Без простеньких «примитивных» шарикоподшипников не будет никаких космических кораблей. При потере технологии выработки урана уже через несколько лет встанут все АЭС и т.д. Не нужно никаких варваров для падения цивилизации, достаточно нарушить производственную кооперацию и запустить высшее образование — Азимов же, блин, как попугай здесь твердит, что наука веками топталась в Империи на месте, а уровень образования падал.

Позабавила ещё претензия, что учёные на Терминусе монархию не построили. Во-первых, а должны были? Прочитайте хоть немного историю, сейчас даже в школьных пособиях по обществознанию прямо пишут, что в древности Имперская-монархическая модель государственности спокойно сочеталась с местной автономией. И подданные Римской Империи где-нибудь в Испании спокойно выбирали себе магистратов, а подчинённые персидскому царю греческие полисы Малой Азии были вполне себе демократическими в своих узких рамках. Во-вторых, вроде бы каждый, кто прочитал книгу не в кратком изложении в курсе, что большую часть истории Академии никакой демократией там толком и не пахло, а власть регулярно захватывали и свергали отнюдь не демократическими методами.

А ведь ещё умудряются и предельно странные аналогии с СССР проводить... Как говорится, «приплетаю совок». Ну опять же — Вы книгу каким местом читали?? Кто «все» хочет восстановления Империи? Да половина действующих персонажей прямо говорит, что в гробу её видали и они самозабвенно пилят свои крохотные империи, как и сам Терминус.

В общем, комментаторы многие вводят меня просто в ужас... Я с такой жестью в последний раз сталкивался при написании отзыва к последней книге Аберкромби, в которой он прямо пишет, что войско устало, деморализовано и неспособно сражаться, а в отзывах всё равно нашлись сверхразумы, которые умудрились это не заметить и выдвигали претензии, мол, почему это войско не осадило крупный город с мощнейшей фортификацией и большим, мотивированным гарнизоном?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Айзек Азимов «На пути к Академии»

Тимолеонт, 21 января 14:49

А ведь Сэлдон здесь и не то, чтобы главный герой! Конечно, повествование вращается вокруг его личности, но концентрируется на других персонажах, показывая историю их глазами. Основатель психоистории должен преодолеть ещё немало испытаний, прежде, чем его разработки станут вменяемой прикладной наукой и действительно смогут помочь в предотвращении новых Тёмных Веков. Несколько серьёзных кризисов на протяжении десятилетий ставят его работу под угрозу — от фанатичных заговорщиков и просто до тупых и скупых богачей, не желающих связываться с «сомнительной» личностью. К счастью, вокруг Сэлдона есть семья, друзья и люди, которые просто верят в него. Это очень эмоциональная и душевная история про людей долга, которые действительно служат своему делу и долгу.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Айзек Азимов «Часы, по которым мы живём. От солнечных часов до лунного календаря»

Jevgeny, 16 января 22:22

Хорошая научно-популярная книга. Перевод подкачал довольно сильно. Правда, читал на тему хронологии научно-популярные вещи не хуже, если не лучше (Полак-Время и календарь, Буткевич-Вечные календари, Володомонов-Календарь прошлое, настоящее и будущее, Куликов-Нить времени)

Очень сильно подводит перевод

Оценка: 7
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Прелюдия к Академии»

Тимолеонт, 14 января 16:49

После очень долгих сомнений, я всё же решился начать легендарный и многократно рекомендуемый мне цикл с приквелов, а не основной трилогии. Ошибкой это было или удачей — покажет дальнейшее прочтение. Первым же романом более чем доволен — это классика в лучшем смысле слова. Молодой многообещающий учёный проходит стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия, но в итоге, спойлер-спойлер, всё же начинает разработку своей психоистории. И хоть роман сдобрен хорошей порцией приключений и долей экшена, здесь прекрасно показана и работа учёного — без подробностей, конечно, всё же это не документалка. Сомнения, попытки нащупать дальнейший вектор работы, давление «начальства» и поддержка друзей, с которыми тоже не всё так просто. Присутствуют интересные спутники и даже пара внезапных сюжетных поворотов.

А ещё здесь удалось описание Трантора — невообразимо огромная планета, населённая сорока миллиардами человек, которые принципиально отличаются друг от друга по обычаям, культуре, мировоззрению и образу жизни. Правильно подмечено, что соседи по секторам могут отличаться друг от друга больше, чем жители разных планет.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Айзек Азимов «Роботы и Империя»

artem-sailer, 8 января 13:45

Роман имеет явно функциональный акцент — прежде всего он является связующим звеном между циклом о напарниках-детективах и циклом про Академию. А если учесть, что детективный цикл — это логичное и неотъемлемое продолжение рассказов о роботах, то вот вам и грандиозная Галактическая история.

С одной стороны — жаль, ибо ставка на функцию связующего звена лишает этот роман привычных для читателя признаков принадлежности к циклу «Детектив Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо» — во-первых, Элайдж Бейли в романе представлен лишь в виде воспоминаний о нём, во-вторых, и это главное, роман ни в коей мере не является детективом. А жаль, лично мне бы хотелось прочитать ещё одну книжку о приключениях великолепных напарников.

С другой стороны, введение Нулевого закона роботехники и связанные с ним проблемы вполне можно считать сочной вишенкой на финальном торте цикла о роботах. Особо запомнились ёмкие социально-философские диалоги двух роботов, взявшихся за решение проблем человечества в то время, как само человечество погрязло в сиюминутных интригах и политиканстве.

В общем и целом, думаю, можно считать, что автор в ходе написания цикла «вырос» из детектива, ему стало тесно в рамках жанра, поставленные задачи нужно было решать уже на субстрате космооперы, что в итоге и было реализовано.

Со всеми роялями, выскакивающими из кустов. На которые лично я, если честно, не особо обращал внимание, поскольку был больше заинтересован развитием мысли двух роботов-философов — этот образ по-настоящему меня покорил.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Роботы зари»

artem-sailer, 4 января 19:13

И вновь Элайдж Бейли распутывает туго запутанный клубок обстоятельств, и вновь вытряхивает из шкафов толпы запылившихся скелетов, и вновь великолепные напарники — на коне, а преступников... отпускают с миром. Но мы-то знаем, что на то есть особые обстоятельства, ведь пожертвовав малое, Элайдж Бейли выигрывает много большее — право Земли на прекрасное далёко.

Роман изрядно затянут — первую половину читать довольно скучно. Впрочем, именно тут автор раскидал множество мелких, незначительных с виду обстоятельств, которые впоследствии сыграют важную роль. Роман изрядно шокирует обилием «взрослого контента» — честно говоря, от Азимова я таких подробностей не ожидал. Мир Авроры, как и мир Солярии из предыдущего романа — ну, не сказать чтобы прям уж так складен и гармоничен, не всегда веришь, что подобное общество жизнеспособно и реалистично.

Но на всё это стоит закрыть глаза ради финального разговора Элайджа Бейли и Р. Жискара Ривентлова — вот это поворот!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безобидный тактичный скромняга допотопный робот вдруг оказывается серым кардиналом, решающим за людей, что для них благо, а что пойдёт во вред.

То ли ещё будет! Если меня правильно информировали, в следующем романе парочка роботов вообще изобретают Нулевой закон роботехники со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что, перед финалом есть смысл запастись попкорном.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Айзек Азимов «Последний вопрос»

Hostis, 2 января 11:21

Вроде и классика фантастики, но все-равно как-то плоско. Все галактики у автора абсолютно одинаковые. Все законы физики, кроме энтропии, человечеству тоже удалось победить. Человечество расселилось по всей вселенной, не встретив цивилизаций других разумных существ, хотя в рассказе «Он приближается!» из того же цикла автор написал, что во вселенной уже куча других цивилизаций.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Лжец!»

amak2508, 22 декабря 2023 г. 16:40

Рассказ, который заставляет серьёзно задуматься. Конечно, история с логической ямой-ловушкой, в которую попал разум несчастного робота, и интересна, и остроумна. Но главное в этом произведении, думается, не это.

Неожиданно оказалось, что те три Закона Роботехники, которые придумал уважаемый сэр Айзек Азимов, совершенно недостаточны для эффективного и безопасного функционирования роботов — слишком уж они общи. Возьмём, например, слово «вред» — вред ведь может быть разным: большим и маленьким, физическим и моральным, для одного человека, группы людей и всего общества, ну и т.д. А если придётся выбирать между несколькими вариантами «вреда», то как это сделать? А ещё ведь непременнейшим образом необходим блок разрешения логических противоречий, от одного из которых и пострадал бедный Эрни. В общем, не всё так просто, как видится с первого взгляда, и подумать здесь, бесспорно, есть над чем....

Оценка: 8
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Ramzes, 18 декабря 2023 г. 00:07

Маэстро конечно не мастер любовных линий, персонажи довольно плоские, самоназвание является таким себе спойлером, да и слог устарел. НО!

На память это одно из первых, если вообще не первое фантастическое произведение, в котором одним из основных сюжетов стал парадокс временной петли. Только лишь за одно это заслуживает своей порции внимания. Ну и рассуждения на тему развития цивилизации через преодоление тоже весьма интересны.

Единственно что в процессе чтения раздражали постоянные мысли о том, чем тут занимается служба безопасности, и почему в такой огромной корпорации ее просто нет 😂

Оценка: 8
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

seyfer, 15 декабря 2023 г. 00:18

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Харлан и Нойз не исчезли?

Харлан был взят из изменённой реальности, ему сказал об этом Вычислитель. Если Вечность исчезла, исчезли все изменённые реальности, значит Харлан никогда не родился.

Столетие 11134 Нойз тоже исчезло. Так же исчез Купер, вырванный из его Реальности вечностью, как и Харлан.

Следовательно Харлан и Нойз не могли просто остаться в 1932, они бы тоже исчезли.

Ладно ещё Нойз могла остаться, она из защищённых столетий, на нее не было изменений Вечности

Но Харлан был выбран среди аналогов, из измененной Вечностью реальности.

А если исчезла Вечность, то и он должен был, как и Купер.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Академия и Земля»

dimasamid, 8 декабря 2023 г. 15:13

Ох, как меня на фоне трилогии разогнал роман «Академия на краю гибели«! Просто невероятно! Остановиться смог только в конце романа «Академия и земля».

Очень много ставил на концовку, но в итоге Азимов меня сильно разочаровал там. Как он красиво написал роман, но зачем такой неинтересный конец?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Рассказы о роботах»

vorpol, 30 ноября 2023 г. 20:22

Во вселенной U.S.Robotics меня всегда напрягала одна вещь — автор произвольно установил 3 НЕПРЕЛОЖНЫХ закона робототехники, благодаря чему возникает множество противоречий, раскручивая которые Азимов создавал множественные сюжеты про роботов.

Подход весьма спорный, ибо налицо попытка втиснуть десять заповедей в позитрон. Все мы видим насколько точно человечество придерживается этих заповодей (идея на 10, реализация на 3). А ведь роботов программируют люди с совершенно разной мотивацией... А дефекты производства-отладки? А черный рынок и «параллельный импорт»?

В итоге вселенная азимовских роботов распространяется вширь и вдаль, но как по мне, остается двухмерной из-за мощного ограничения введенного самим же автором (one trick pony). При этом, ограничение развития роботов тремя законами является логическим противоречием концепции сингулярности. И как показали 80 лет прошедшие после создания U.S.R., мы стали гораздо ближе к миру сингулярности, чем к теплым лампово-позитронным роботам Азимова, то есть тестирование временем не выдерживается.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Мир истории»

AlexVelS, 30 ноября 2023 г. 14:08

Это не цельное произведение, а набор словарных статей. Своего рода энциклопедия.

Но как всегда у автора — познавательно, местами с юмором. Иногда, правда, хочется чуть более подробного объяснения, слишком уж короткие статьи. Особенно когда в основе понятия лежит действительно интересная история.

p.s. И да, не знаю почему в заголовок вынесено «мир истории», хотя произведение называется «Слова из истории» («Words from history», но не worlds :-))

Поправьте, пожалуйста.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Ловушка для простаков»

vorpol, 27 ноября 2023 г. 02:59

Повесть понравилась сюжетом (загадки иных миров) и подачей — довольно бодрое изложение фактов без столь модной ныне саморефлексии и слезно-сопливых истерик персонажей. Интрига развивалась в стиле лучших произведений Нортон, Булычева, Бестера, Шекли.

Что не «зашло» так это однобокость научной составляющей. Астрофизика и механика вращения планеты прописана мастерски. А вот с вычислительной техникой с демографией есть большие фактические проблемы. Действие происходит как минимум после 2750-го года, население должно перевалить за триллионы, если в день умирает больше миллиарда. Про первый тип воспроизводства в 1950-х Азимов не слышал? А ведь этим отметилась еще Римская империя (!). Читая про перфокарты и быстродействие в пять месяцев (!) начинаешь явно ощущать запах нафталина. Ведь тот же Шекли мог писать космофантастику практически без индикации года написания...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Айзек Азимов «Египтяне. От древней цивилизации до наших дней»

AlexVelS, 25 ноября 2023 г. 17:07

Довольно быстрый, но очень интересный и познавательный экскурс по основным вехам истории Египта, написанный живым, приятным языком. Позволяет сложить в голове пазл по основным вехам.

Но подпорченный переводом и ужасными комментариями, идущими иногда в разрез с видением автора. Например, после восхищения автором гением египтян, построивших пирамиды, идёт комментарий с намёками на «предшествующие цивилизации».

Оценка: 9
⇑ Наверх