Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «belash» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 октября 2020 г. 00:25

(к 40-летию одного культурного явления)

Превращение человека в куклу (и обратно, если повезёт) — мотив в фантастике не самый частый, но используется он ярко и метко. Достаточно вспомнить Одоевского («Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», 1833), Баума (музей короля гномов Ругеддо в «Озме из страны Оз», 1907), Меррита («Гори, ведьма, гори!», 1932), Витковича и Ягдфельда («Кукольная комедия», 1961).

Интересное включение такого рода есть в кукольном (опять-таки) мультфильме «Разлучённые» (1980) по мотивам повести Юрия Олеши «Три Толстяка» (режиссёр и автор сценария Николай Серебряков). Эта линия занимает в 29-минутной ленте едва 2 минуты, но заслуживает отдельного внимания и, возможно, превосходит по значению все новшества, которые сценарист внёс в сюжет.

Честно сказать, Николай Серебряков заметно изменил «Трёх Толстяков». Романтическую историю, где сказочного минимум, он превратил в пугающую готику для детей школьного возраста, насыщенную мрачными мотивами и образами вроде химер Босха.

Более того, в подаче образов невольно чувствуется ровесник сценариста — Джин Шарп, точнее, его книга «Политика ненасильственных действий» (1973), та её часть, что посвящена «социальному отвержению».




Статья написана 5 октября 2020 г. 14:17

Собственно, цитируемая статья — её полезно прочесть целиком.

Сразу обращает на себя внимание бодрый оптимистический посыл –

«Колдун – это прототип будущего ученого, становящегося на сторону рационального мышления».

Далее – скрытый укор нашим батюшкам, которые со своим уклоном в духовность-церковность пренебрегали деятельным общением с лешими, водяными, анчутками и прочей альтернативной фауной.

А ведь могли бы помимо Псалтыря и «Мёртвую строку» читать – или какие там у нас ещё были гримуары? –




Статья написана 18 августа 2020 г. 15:20

Тяжелый в разных отношениях 2020 год является не столько однозначно плохим. В частности, весной текущего года вышел второй том сборника мистического фэнтези «Балканский венец» писателей Вука Задунайского, а также Александра и Людмилы Белаш. Осенью читатели смогут ознакомиться с еще одной совместной книгой тех же авторов «Паны, холопы и Другие», которая посвящена России, Украине и Белоруссии. Недавно «Одуванчик» опубликовал интервью с Вуком Задунайским. Сегодня на наши вопросы отвечают Александр и Людмила Белаш.


Статья написана 15 августа 2020 г. 17:23

(рассказ из 1990-ых)



Позицию я выбрал удобную – стриптиз-шоу-бар «Русь» был передо мной как на ладони. И расположился я профессионально, со знанием дела – надул матрасик, чтоб не застудить чего об тротуар, поставил на сошки от пулемета снайперскую винтовку, рядом – термос с чаем, коробка с бутербродами, вместо пепельницы – одноразовый стаканчик. Протер линзы оптического прицела, закурил, жду.

Прохожие нынче привычные насчет всяких помех поперек дороги. То к ним продавцы косметики липнут, то баптисты в рай зовут, то вот я лежу, по-уставному развернув ботфорты. Меня обходили, через винтовку перешагивали. Потом один в очках спросил-таки:

– От фирмы снаряжение рекламируете?

– Нет. Киллер я, клиента ожидаю.

– Кого мочить будете? – оживившись, Очкарик присел рядом. – Из бара его ждете, да? а скоро?

– Как выйдет – так сразу, – не люблю я пустых разговоров, но гражданин попался вежливый, почему бы и не перекинуться словом.

Вокруг нас, как в ручье окурки у сучка, зароились любопытные:

– Что тут?

– Тсс! это – киллер, сейчас кого-то по заказу сделает! – пояснял Очкарик.

– Ой, как здорово! а кого? а поскорей нельзя – у меня ребенок один дома... А может, милицию позвать?

– Браток, – крепко дыхнув, опустился со скрипом на корточки пацан пудов на семь, – ты когда в розочку его поймаешь, ты замри и крючок тяни ме-е-едленно, понял?

– Не учи ученого, – процедил я, зная себе цену. – Я это дело не на крысах осваивал.

Разглядев мои наколки, Пацан просиял:

– Браток, да мы рядом служили!!..

Потолковали мы про горы, про горячие дела; оказалось, и он по тому же профилю на гражданке трудится.

– А что не на работе?

– В отгуле я, – пояснил Пацан. – Может, пивка, пока клиент там заливается?..

– Шутишь? какое пиво – только после...

– Я что – не понимаю?! безалкогольного, ясное небо! – он встал, обмахиваясь пачкой сотенных. – Народ, кто сбегает?! братишке горло промочить...

– А кого убивать будете? – протиснулась какая-то социально незащищенная женщина.

– Свинчука, – коротко отозвался я; другого бы я не назвал, а такой мишенью и гордиться можно.

– Уууу! – одобрительно зашумел народ. – А какого Свинчука? того, который глава панинской группировки или зама мэра по приватизации?

– Вали обоих, – шепнул Пацан, потрепав за плечо, – они оба там пьют, я видел. За второго тоже премия назначена, так что не прогадаешь.

Ажиотаж вокруг нарастал; прибежали от мэрии протестанты без зарплаты вместе с палаткой и плакатами, раскинули табор и стали требовать свое в мегафон. За ними подтянулся и приставленный ОМОН; голодающих они опять попросили не орать, а ко мне обратились серьезно:

– Кто ваша крыша?

Я назвал их шефа; они сразу меня зауважали:

– Ну, если так – то пожалуйста. Лицензию на отстрел имеете?

Предъявил я лицензию – плох тот киллер, что без ксивы на зверя идет.

– Все в порядке, – козырнул один, возвращая документ, а другой в каске и маске заглянул для страховки в блокнот:

– Верняк, Леха! вот и у меня помечено – «Вечером Свинчука класть будут – не мешать».

Народу собралось море, пришлось даже крикнуть: «Граждане, не толпитесь в секторе обстрела!». Самые суетливые хотели Свинчука вызвать – им ждать некогда, видите ли! – но я твердо попросил их не спугнуть мне дичь.

Наконец, заказанный Свинчук, икая, рыгая и плюясь, выполз из «Руси» с двумя телохранителями. За толпой он, конечно, меня не заметил, и пока народ скандировал: «Шай-бу! шай-бу!», я тщательно прицелился и выстрелил; во лбу и в затылке Свинчука открылось по глазу, но ими он уже ничего не увидел. Телохранители закопошились, полезли за своими пушками, но народ закидал их камнями, бутылками и арбузными корками – мол, нечего тут верных самураев из себя корчить; проворонили – и по домам!

В радостной сутолоке опять пробилась поближе нервная серая женщина:

– Ох, как вы нас порадовали, как порадовали!.. А самогó, – глазами показала она куда-то вверх, – сможете? я сейчас сбор средств организую; вот от меня пять рублей...

– Женщина, – ласково ответил я, скатывая матрасик, – я для вас – кого угодно, но у него крыша круче моей! так что не обессудьте.

Винтовку я, согласно кодексу киллеров, тут же и бросил – все равно она в органах на балансе числится, пусть они и подбирают. Дал пару интервью – и Пацан поволок меня в свой «мерс»:

– Ходу в кабак, кореш! обмоем!..

Толпа, чтоб второй раз не собираться, пошла бить стекла в мэрии.


Статья написана 13 августа 2020 г. 10:15


(доклад на ЗилантКоне-2010)


Самое известное произведение Юрия Олеши называют «повесть-сказка», хотя сказочно в «Трёх Толстяках» одно-единственное – кукла наследника Тутти. Всё остальное реально.

Кукла изображена как манекен, не более. Её ломают, возят, теряют, находят, судят, пытаются скормить тиграм, а она лишь неподвижно присутствует в кадре. Зато юная циркачка Суок отжигает не по-детски, куда там Штирлицу.

Если бы не одна фраза, никто б не заподозрил, что кукла – волшебная. На дощечке, которую вручил Суок создатель куклы, написано буквально следующее: «Кукла должна была расти, как живая девочка». Такое свойство не объяснишь никакими научно-фантастическими допусками, тем более что кукла не питалась. Остаётся только магия. Но кроме упоминания задним числом, что «кукла… должна расти», чудес в тексте нет.

В самом деле, что мы имеем? Какая-то страна, социальное неравенство и напряжение, революционная ситуация. Восставший народ в два захода выносит осточертевших правителей.

Сказка? отнюдь – бывало, и не раз.

Чтобы освободить Просперо, повстанцы пускаются на хитрость – когда счастливый случай идёт им навстречу, они используют сходство Суок с куклой наследника. Приём из авантюрного романа или детектива – переодевание, выдача одного лица за другое. В жизни подобная надурка встречалась так часто, что устанешь приводить примеры.

Интереснее другое – где и когда могла произойти история, описанная Олешей?








  Подписка

Количество подписчиков: 27

⇑ Наверх