Все отзывы посетителя Igolo4ka
Отзывы (всего: 37 шт.)
Рейтинг отзыва
Аркадий и Борис Стругацкие «Десантники»
Igolo4ka, 16 октября 2022 г. 22:56
Вот уж не подумала бы, что скажу такое о Стругацких, но я только что прочитала наимерзейшую дрянь!
Десанткин — это звучит гордо! Это круто, это почётно, это что-то таинственное и непонятное.
А вот назови их профессию как-то по-другому и вся интрига пропадёт.
А по сути нам представляют распиаренную команду зазнавшихся непойми-кого, которая постоянно блещет своей некомпетентностью.
Сразу оговорюсь, что я не понимаю изначальную идею рассказа. Для меня так и осталось непонятным, почему все это нельзя было сделать беспилотниками, почему нельзя было запустиь в атмосферу Владиславы зонды для разведки и сбора данных, необходимых тому же биологу? Или хотя бы для составления программы пилотируемого спуска и приземления? Почему обязательно надо рисковать в первую очередь человеческими ресурсами да и прочими ресурсами тоже?
Ну ладно, примем как данность. Итак мы имеем команду пилотов, которая на вручную пилотируемом челноке ( очень крутой, просто чудо инженерной мысли, а не челнок!) изучает агрессивную атмосферу новой планеты. Изучают — громко сказано, потому что по факту сбором данных (которые у них запрашивают постоянно ученые с базы) они не занимаются, они учатся пилотировать свой челнок в атмосфере планеты. Чтобы когда-нибудь его посадить на поверхность и проверить, нет ли там города другой цивилизации. Или не посадить. Они вольны решить, что оно того не стоит. То есть главная цель их работы вообще не является обязательной к достижению. Это как? Получается, что процесс важнее результата! Работа не обязательно должна быть сделана, главное чтобы человек работал. Не на результат. Просто работал. Деградантскийи какой-то подход.
И вот, вооружившись этой идеей, команда специалистов соответствующего уровня, гордо именуемая десантниками, раз за разом фейсом об тейбл лупится в атмосферу. А потом вместо реабелитации и восстановления в медотсеке валяется на диване, потирая ушибленные плечи. Они за 16 попыток так и не додумались оборудовать свою вундервафлю для конкретных условий пилотирования. Да четр с ними с условиями, хотя бы для большего обеспечения собственной безопасности! И после того, как их по рубке пошвыряет, они, покичившись перед простыми смертными на орбитальной станции, максимум массажик друг другу делают? Да ладно. Только не в мире Полудня! Это что вообще такое, где хотя бы штатный медик? За здоровьем их, таких ценных, кто-нибудь вообще следит?
И вот в один из полетов они берут с собой очень просившего об этом биолога (которому они за все свои попытки так ни разу и не соблаговолили собрать данные — не барское это дело). Нового человека на борт своего навороченного челнока, неадаптированного к полету в крайне неблагоприятных условиях. Что само по себе рисково, так как у него, у этого биолога, нет соответствующего опыта и навыков, он горит энтузиазмом и жаждой действия, что априори делает его склонным к необдуманным и непредсказуемым действиям. Не то, что бы он угроза, но явно требует к себе повышенного внимания и контроля. Как любой новичок, блин! И они ему судя по всему даже инструктаж не провели. Техника безопасности? Действия на случай внештатных ситуаций? Нет, зачем! Все ведь такие самостоятельные в мире Полудня и каждый сам за себя, сам осознает все риски и персональную ответственность, сам знает, что делать. Зачем приглядывать за товарищем? Зачем его подстраховывать? Почему в мире победившего коммунизма, где по идее первостепенно благо для общества, а значит внимание и забота о ближнем, как о себе, вдруг культивируется такой эгоцентризм и пренебрежение к откружающим, не принадлежащим к определенной группе?
Кстати, у самих этих десантников есть четкие инструкции, протоколы действий на случай разных ЧП? Как известно, техника безопасности пишется кровью. Здесь она еще не написана? Или пущена по боку конкретной командой?
А вышло так, что никто не посчитал нужным приглядывать за биологом в оба, хотя бы проверить его. Понадеялись друг на друга? Почему он в итоге оказался непристегнутым? Как это осталось незамеченным? Опасная халатность! Которая правда, в конкретном случае всем жизнь спасла. Но это так, мелочи. Неважные и непоощряемые! Геройство не в почете. Нужно не допускать ситаций, требующих геройства. Вот что важно! Выскочки не нужны, они баламутят воду и не дают работать отлаженной системе? Самое досадное в этой истории то, что десантники обвинили биолога в неправильном решении (приземлиться), неоправданном геройстве, хотя виноваты как в том, что биолог оказался перед этим выбором, так и в том, что решил рискнуть, в первую очередь они сами. Но они этого даже не понимают. С их точки зрения он поступил неправильно, потому что (внимание!) это он не такой. У него неподходящий склад ума/характер для десантника, ему их не понять! Еще один нехороший звоночек.
Работа у десантников да, рискованная, но этот риск контролируемый. Они рассчитыают свои силы и мастерство пилотажа в определенном диапазоне, постепенно его расширяя. Но почему-то оказываются неспособны брать в расчет сторонние факторы. В этом я вижу их непрофессионализм. И это не излишняя самоуверенность и гордыня. Они предпочитают не рисковать сверх меры, а значит, у них нет убежденности, что справятся с любой ситуацией и поэтому плюют на «сопутствующие риски». Тогда получается, что они не видят потенциального риска там, где он есть. Что свидетельствует о неспособности адекватно видеть и оценивать ситуацию и просчитывать варианты ее развития. Ввиду специфики их работы, это значит чудовищную некомпетентность.
И непродуктивность. От 16 попыток спуститься на планету был бы прок (о котором Горбовский так разглагольствовал), если б они хотя бы полезные данные с планеты привозили, а не жгли впустую топливо. Они ж ничего полезного по факту не делали (сначала хотела написать «не Сделали», но одернуда себя — тут же важен процесс, а не результат). Это не вау-профессионализм. Это абсолютно бестолковое прожигание ресурсов человечества, в которые было вложено много сил и труда других людей. Это гордыня и зазнайство. Эгоцентризм, прикрывающийся ценностью человеческой жизни.
В мире Полудня человек ценен не только сам по себе, но в первую очередь той пользой, которую он может принести обществу своей деятельностью. А тут мы видим зарождение концепции паразитирования на существующей общественной системе: работа не на результат, а ради процесса; чувство собственной исключительности и как следствние пренебрежение к окружающим и возвышение себя над остальынми; непризнание своих ошибок и ответственности, перекладывание вины, зачаточное разделение на «свой-чужой»; расточительство.
И этих героев Стрругацкие выставляют читателю положительными и правыми!
Igolo4ka, 21 июня 2022 г. 17:33
Для тех, кто пытался разобраться, что вообще происходит.
.Ну и куда ж без любви. У Учителя есть прекрасная женщина, она что-то-там-биолог, собирает материал для каталога корабля. Все биоданные — что, как, почему и для чего используется – именно она формировала для корабля. Чуть ли не одна из вдохновителей всего проекта. Входит в штурманскую группу. Ну вот как такой любитель жизни может принять решение изничтожить только что открытую цивилизацию? Есть даже мнение, что саботаж был заложен в программу корабля еще на этапе разработки.
В общем, пошло все по самому хреновому сценарию. Приглянувшаяся планета оказалась заселена разумной жизнью. Штурманская группа проявила гуманизм и послала корабль искать подходящую планету дальше, благо запаса топлива хватит где-то на 500 световых лет. Кораблю страшно не везло, штурманская группа просыпалась, чертыхалась, прокладывала новый маршрут и отправлялась в гибернацию до следующего раза. Это важно! Ведь если оригиналы умрут и штурманскую группу просто склонировать, то где гарантия, что клоны, не имеющие жизненного опыта оригиналов, останутся такими же дружелюбными и поддержат идею предшественников кочевать по космосу, пока луна не иссякнет и не перестанет поставлять топливо? Ведь если топливо закончится раньше, чем подходящая планета найдется, то что ж. Такова судьба, великая и трагичная. Как сам космос. В итоге из всей штурманской группы на момент действия книги в живых осталась одна эта тетка-биолог.
И снова то ли саботаж, то ли раздолбайство, то ли хитрый план. В очередной раз проложенный курс завел корабль в ловушку – зону воздействия сверхновой. После попадания под «космический взрыв» начались уже серьезные проблемы. Корпус корабля пострадал, база данных корабля была повреждена, инструкции по реализации биоматериала дали сбой. А теперь внимательно следите за руками. Перед глючащим кораблем одновременно встали три задачи: починить себя, разбудить штурманскую группу за дальнейшими инструкциями и ликвидировать угрозу. То есть корабль решил, что на него напали и нужно защищаться. И разблокировал протоколы подготовки высадки любой ценой, которые щедро пустил в производство. Штурманская группа свалила с корпусов на луну и там окопалась, постепенно лишившись доступа к производственным мощностям корабля. Постепенно один за другим они вымерли. Тетка-биолог осталась одна и смогла вырастить типа-обезьян с коллективным интеллектом, куда смогла перенести сознание других членов штурманской группы. Сама отправилась в анабиоз, так как была уже очень старая и, отпущенное ей время, уже приходилось экономить. А корабль попытался создать себе новую штурманскую группу, но при выращивании нового клона тетки-биолога в нее попали те самые боевые протоколы. Так появилась Мать, в которой была гремучая смесь примитивных инстинктов, программы «высадки любой ценой» и той еще фантазии. Потихоньку она прибирает к рукам все базы данных корабля и его производственные ресурсы, плодит и складирует зверушек, предназначенных для обеспечения жизненного пространства колонистам – уже долететь бы хоть куда. Истребляет то, что уже тут наплодилось по коридорам неликвидного. Но есть проблема. Корабль чинится слишком медленно, если вообще не разрушается. Базы данных рискуют получить фатальные повреждения и быть утерянными окончательно. А для выживания корабля и управления его полетом Матери ведь нужны еще такие специалисты, как астронавигатор, например. Или штурман. Или инженер. Охрана тоже пригодится. Учитель, который сохранить ПРАВИЛЬНЫЕ знания, привьет остальным ПРАВИЛЬНУЮ мотивацию, ну и просто любит Мать, боготворит ее и наплодит с ней еще девочек – они ее глаза, уши и инструменты. И вот уже неизвестно, сколько времени корабль клепает членов команды по заказу Матери, вкладывая им в мозги куски личностей оригиналов из своей битой картотеки, замешивая туда еще чего-нибудь, что может оказаться полезным или что нужно сохранить на «физическом носителе» (тк каталог разрушается и что-то может быть утрачено безвозвратно), допускает при этом ошибки (обратите внимание у Учителя ГГ есть рожки, а у второго Учителя – нет). Все эти персонажи постоянно ломаются, дохнут, оказываются недостаточно шустрыми и удачливыми, все хотят что-то понять и вспомнить, себя найти. А корабль не молодеет, ему постоянно космической пыли прилетает прямо в щит, он и так поломан. Все очень плохо. И тут та-дам корабль создает самого удачливого Учителя, любимчика фортуны, – нашего гг.
Читать было интересно исключительно из-за интриги. Описательная часть хромает на обе ноги, но стоит абстрагироваться и перестаешь замечать попытки автора дать хоть чему-нибудь внешнее описание. Тот редкий случай, когда моя куцая на визуальные образы фантазия оказалась богаче. Но зато мир Грег Бир закрутил такой, что закачаешься!
Из героев понравилась только Циной. Идея, что девушку астронавигатора, влюбленную в звезды, засунули в тело машины для зачистки планеты, и это нанесло ей глубокую душевную травму, мне приглянулась. Правда, идея эта никак не развивается и кроме нытья, мы на этот счет ничего не прочитаем. Любовь всей жизни Учителя у меня с самого начала вызвала отвращение. Но если в образе Матери есть какое-то криповое очарование, то вот оригинал – мерзотная барышня, на чьей совести фактически была гибель ковчега. И вот при всем посыле романа о важности этой самой совести, что именно она делает нас людьми и служит маяком в темноте невежества, у меня вопрос. Разве у нее есть совесть? Перед кем она несет ответственность за свое пренебрежение всем генофондом Земли ради своего идеализма? Это трусость и лицемерие. Она со своим хитрым планом мятежа и поддержавшая ее штурманская группа – трусы и лицемеры. Они специально были отобраны для того, чтоб принять решение о «высадке любой ценой» при необходимости. Это было их бремя взвалить на себя груз вины и ответственности, растоптать свои высокие ценности, чтоб пришедшие за ними могли их сохранить и не растерять. Они должны были принести себя в жертву. Но не смогли. «Совесть» оказалась дороже. Нет, они ей прикрыли свою трусость и гордыню. Свою самоуверенность. Мол, «найдем лучший путь, до какого разработчики не додумались. Мы справимся.» Не справились. Этот великий биолог даже не смогла отпустить своих сообщников, а скопировала их сознание в распределенный разум стаи обезьянок. Обезьянок, Карл! Именно она виновата в этом жалком бродяжничестве корабля. Именно она допустила все то, что произошло на корабле, а потом забаррикадировалась и легла в анабиоз гордо помирать. Тогда, когда эта жуткая Мать делала все ради того, чтобы сохранить то, что еще можно. Чтоб потом семя Земли могло восстановить изначальный код и возродиться. Но Матери не повезло, а победила «советь» Учителя, приведшая его к подруге-биологу. Все кашу, что она заварила, случайно спасли.
И вроде в книге хэппи энд. Мать побеждена, Корабль куда-то все же долетел. И вот новый мир! И строится он на лжи, обмане и трусости. Учитель не все рассказывает своим ученикам. Сомневаюсь, что его мучает «совесть».
Грег Бир «Город в конце времён»
Igolo4ka, 28 января 2022 г. 16:20
Огроменный, сюррный, скучный винегрет из всего подряд. Много интересных, но недоведенных до какой-то логической точки идей, много недорисованных образов, недоработанных сюжетов. Все свалено в одну кучу. Периодически автор с апломбом начинает объяснять некоторые свои идеи / ходы / мироустройство, как какие-то внутрикнижные откровения. Спасибо, мы об этом догадались еще треть книги назад, а в самом начале персонажи это вскользь уже проговаривали, и к середине книги эти, тогда непонятные слова, уже обросли пониманием. Постоянно было ощущение, что автор хочет объяснить свою мысль, но не прямо в лоб, а так, чтоб читатель догадался сам, но у него (в смысле у автора) так не получается. И он пробует снова и снова. Так сказать, пытается взять штурмом. Как кто-то писал уже ранее, как будто читаешь черновики и зарисовки, а не дописанную книгу.
Масштаб происходящего я не прочувствовала. Но это сугубо личное и сиюмоментное. Возможно, если б читала в другом настроении, то и прониклась бы. Герои мне были неинтересны, их истории не запали в душу и не вызвали сопереживания. Разве что Главк. Но опять же — недорисованный образ. Мне не хватило штрихов в начале, а события его глазами вообще добили. И да, Тифон. Он же хаос, пожирающий реальность. Он же Скагганакская Бездна. Он же Конь Тифон. А нет, это из Желязны. Прямиком и без остановок. Со всеми этими разрывами ткани пространства (в прямом смысле). Потраченного времени не жалею — попадалась и более невменяемая дичь, но удовольствие книга доставила только, когда закончилась.
Сюжет, как предостережение:
Предалекое будущее. Вселенная расширилась так, что порвалась. Из разрывов полез хаос и стал поглощать реальность. Уже почти поглотил. На искусственной Земле есть искусственный город, больше от реальности ничего не осталось. В городе живут оставшиеся фактически искусственные постлюди и постсингулярные люди. Ни прошлого, ни своей истории большинство не знает. Там есть девушка и парень, во снах они видят парня и девушки из нашего времени. И наоборот. Девушки друг друга, парни друг друга. Парень и девушка из предалекого будущего очень хотят выйти за забор и посмотреть на хаос. Им дают спец одежду, и они идут гулять.
Все герои встречаются в одном месте в хаосе, мир перезагружается, вселенная перезапускается. Happy end!
Igolo4ka, 27 сентября 2021 г. 16:24
В этом рассказе мне видится тонкий и очень специфичный юмор Стросса, который тут и там будет появляться во всем «Аччелерандо». Выгруженные омары, самоосознающие еще с большой натяжкой, сбегают из лабораторной песочницы в интернет, форменно обалдевают от творящего там звездеца и ищут того, кто бы мог их отправить от человечества куда подальше, где потише. И ведь это только начало!
Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн «Трилогия легенд»
Igolo4ka, 1 сентября 2021 г. 12:35
Трилогия читана в детстве. Произвела тогда неизгладимое впечатление, ведь это было одно из первых моих произведений, гле среди главных героев нет ни одного положительного. Все трое вызывают какое-то брезгливое отвращение. Тем интереснее было наблюдать за развитием их характеров и тем, к чему они приходят в итоге. Тем не менее, я очень сомневаюсь, что стоит перечитывать. Боюсь разочароваться.
Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»
Igolo4ka, 12 декабря 2019 г. 11:08
Безудержный полет фантазии — насколько это хорошо? Сложный вопрос. Прочитав «Алмазный век» хочется однозначно ответить, что в этом нет ничего хорошего. Воображение и фантазия суть инструменты в руках творца и должны быть послушными в той же мере, в какой творец должен виртуозно уметь с ними обращаться. В «Алмазном веке» какое-то безумное нагромождение идей и технологий, начиная от социальных структур и их философских обоснований и заканчивая различными нано-роботами. О, эта приставка «нано-«! От нее просто рябит в глазах. Нанотехнологии это панацея и божество будущего, альфа и омега всего, в каждой бочке затычка и объяснение ВСЕМУ! Очень много «нано-«, слишком много, чрезмерно. Я теперь не хочу читать литературу, в которой есть потенциальная возможность встретить хотя бы упоминание о нанотехнологиях.
По сюжету все как-то очень сумбурно и непонятно происходит. Вроде бы читаешь книгу про взросление и становление персонажа, про то, как представитель одного из низших слоев общества с помощью грамотной обучающей программы идет вверх по социальной лестнице, а также растет морально, нравственно и т.д. Но что-то тут не так. Сказка. Да, обучение через сказку — логично в отношении ребенка. Но пардоньте, когда у нас уже 16-летняя девушка учится в академии, изучает историю, естествознание, общественные науки (не помню, что там насчет прикладных было), то логично предположить, что тут Букварь станет для нее не РПГшкой, а собеседником в размышлениях и дискуссиях на сложные и неоднозначные политические, социальные, философские и тому подобные темы. Но нет же! Нелл отстраненно продолжает прокачку своего персонажа в интерактивной игре. И вроде бы ясно, что сказка есть аллюзия на реальную жизнь героини, что одна из основных линий романа и заключается в этом мистическом взаимопереплетении и -проникновении реальности и виртуальности букваря. Вроде мурашки должны по коже... но нет, их просто нет. Как-то не складывается картинка, не доведена линия до конца, нет апогея, за которым наступил бы долгожданный катарсис.
Еще Букварь дает Нелл много практических знаний. Но они остаются за бортом, Нелл их не применяет на практике. И речь не о боевых искусствах, а о более бытовых вещах. Мне дали вывод — Нелл чертовски самостоятельна и обладает навыками выживания, а также смекалкой, чтобы хитро использовать эту «тележку» знаний, превращая их на практике в лайф-хаки. Спасибо, конечно. Но лучше б мне это «показали», чтоб я сама подумала «вау, да какая она ловкачка!» Извиняюсь, но пара пробежек с автоматом на перевес да идея обгадиться, чтоб было противно связанную насиловать, как-то не производят такого впечатления.
В общем, после прочтения этой книги пришла к выводу для себя, что не люблю такое количество бреда и абсурда как самоцель.
Иван Наумов «Прощание с Баклавским: история инспектора»
Igolo4ka, 26 июля 2019 г. 09:59
Сказать, что произведение незакончено — ничего не сказать. На протяжении всего повествования автор развешивает кучу ружей. И все интересны, и все подталкивают читать дальше. А потом... а потом, видимо, необходимый объем был написан, и автор просто поставил точку в конце очередного предложения. Подразумевается, что читатель должен эту оборванность принять за недосказанность финала и найти для себя персональный глубинный смысл? Или эту недоделку подсовывают в начале сборника, чтобы раззадорить и стимулировать читать дальше?
Аластер Рейнольдс «За Разломом Орла»
Igolo4ka, 26 июля 2019 г. 09:40
Меня больше впечатлила Грета. Она здесь уже так давно. Судя по всему, одна из первых, если не самая первая. Тоже по-своему сбрендила. Нашла свое спасение от безумия (или якорь себе в нём) в заботе о тех, кто оказался в таком же положении. Как умеет, как может. В меру своего понимания. И не ожесточилась, не озлобилась. Даёт то утешение, какое может, потребность в каком находит в подсознании попавших к ней. Есть в ее образе что-то трагичное, печальное и очень человечное.
Igolo4ka, 24 апреля 2018 г. 12:03
Благодаря этому циклу поняла разницу между комиксами и графическими романами.
Очень красивые иллюстрации. Каждый сегмент страницы — как отдельная картина. Приглушенные некрикливые тона притягивают взор, и ты люблуешься, любуешься и любуешься книгой.
Для меня удивительно, что в такой небольшой объем автору удалось органично вплести и дворцовые интриги, и проблемы изобретателей, и чудесные путешествия. Все повествование пропитано романтикой 19го века, верой в гуманизм (в лучшем смысле этого слова) и в лучшее будущее всего человечества. И что новые изобретения и открытия будут служить всеобщему благу.
Каждый герой имеет свой яркий характер, по-своему важен для сюжета. И по-разному взаимодействует с другими персонажами.
Это очень светлый и теплый роман. Он заставляет вновь почувствовать себя тем ребенком, который взахлёб зачитывался Жуль Верном, а начитавшись играл во дворе в пиратов или скакал по гаражам, воображая себя Филеасом Фоггом.
Роберт Хайнлайн «Звёздный десант»
Igolo4ka, 28 апреля 2017 г. 11:14
Книга о военной карьере. Не о космосе, не о других цивилизациях, не о космических полетах. Об армии. И все бы ничего, но каждый сержант в учебке на самом деле тонкий психолог, который с глубоким чувством привязанности, уважения и долга растит будущее армии. Лучшее будущее. С чувством, с толком, с расстановкой. Таких, как сержант Дрилл (так, кажется его в Форресте Гампе звали), в армии Хайнлайна попросту нет. Со всеми вытекающими. Зато каждый вышестоящий по званию может с отеческой заботой в глазах похлопать по плечу и назвать «сынок».
Igolo4ka, 6 апреля 2017 г. 11:32
Красиво, но ни о чем. Вот даже сказать особо больше нечего. Красивый слог, красивая картинка. Смысловой нагрузки никакой. Как букет цветов — призван доставлять эстетическое наслаждение, но по сути абсолютно бесполезен. Или как красивая фигурка-пылесборник на полке.
Но о прочтении все равно ни за что не пожалеете.
Igolo4ka, 17 февраля 2016 г. 12:31
Хороший рассказ о человеческих пороках, о гордыне. Стоило доктору Келвин «пощекотать» главного героя в нужном месте, и тот, как миленький, сделал все, что требовалось. Кипя и плюясь, аки чайник, но сделал.
Пол Андерсон «Патруль времени»
Igolo4ka, 28 января 2016 г. 12:40
Какой-то невнятный рассказ. Начинается как боевик, развивается как детектив, а заканчивается сопливенькой мелодрамой. Основной объем произведения — размусоливания автора о том, как историю можно изменить, а как — не очень. При чем, объяснения эти незаконченные и не складываются в единую картину. Сам сюжет страниц на пять и также полон недомолвок. Ну, или недоработок — кому как нравится. И судя по отзыву предыдущего оратора, не только мне померещился корявенький реверанс в сторону Шерлока Холмса.
Уильям Берроуз «Джанки. Исповедь неисправимого наркомана»
Igolo4ka, 12 сентября 2015 г. 18:19
Книга читается тяжело, местами даже как будто бы нудно. Всего 300 телефонных страниц текста, а мучила дней пять. Дело в том, что в повествовании нет ни чувств, ни эмоций. Напрочь. Одна тупая, набивающая оскомину физиология. Будто джанк из повествователя высосал все краски жизни. Это в книге и пугает и отвращает.
Igolo4ka, 28 апреля 2015 г. 16:19
Начали за здравие, кончили за упокой. Скорбь и уныние. В первой книге нам представляют занимательный фэнтезийный мир БЕЗ эльфов и иже с ними. Весьма необычны персонажи, очень активно развешиваются ружья. По большому счету первая книга — вообще ни о чем, и сюжета в ней толком нет. Читателю просто обрисовывается мир, политические перепетии, немного местной географии и совсем капельку истории. Ну и сет героев, собирающихся вместе зачем-то.
Зачем — становится ясно только во второй книге. Собственно, этому путешествию книга и посвящена.
В фэнтези я с детства люблю именно тему путешествия. Этим и обусловлена моя завышенная оценка этому тому. Ох уж это подвешенное состояние героев, топчущих из точки А в точку Б за своим «Граалем». Тут и красочные необычные места мира, и бестиарий, и раскрытие характеров персонажей — их взаимодействие, изменение. Беспроигрышный вариант «сюжета» на мой взгляд. В общем, автору есть где разгуляться и проявить как свою фантазию, так и писательские качества.
Я бы не сказала, что Аберкромби меня поразил своим талантом. Да, читать интересно. Да, язык легкий. Но особо не увлекло. Очень быстро надоедает нытье Логена о своей судьбине и горемычном прошлом. Соплежуйство Джезаля просто пролистывала — если пассаж о нем, то там будут те же предложения, что и в предыдущем аналогичном пассаже, но в другом порядке. Универсальная реакция Ферро на все — шипение. Абсолютно. Это интересно пару раз, когда нам представляли персонажа, подчеркивало ее необычность. На протяжении же всей второй книги... ну, это, мягко говоря, задолбало. Первый из магов как-то уж больно истеричен и эпатажен. Если б этот герой был женского пола, смотрелось бы более органично и соответствующе поведению. И с юморком. Но это мое скромное имхо.
Линия Глокты и Веста с Ищейкой наиболее сбалансированы, но характеры тоже очень «плавающие». Глокта вроде бы и саркастичен, и цинчен, но уж слишком сильно его сарказм да цинизм разбавлены гореваниями о своем прошлом и жалком настоящем. Жалостливому полковнику(!!!) Весту не хватает только бездомных щенков подбирать, да котят с деревьев снимать. А Ищейка предстает то ли столбом нерешительным, то ли трусом. И у него явно проблемы с почками.
В третьей книге обещали больше кровищщи и черного юмора. И без особого хэппи-энда. Честно, вот, что я представляла. Глокта свалится-таки с лестницы и свернет себе шею. Девятипалый победит Наводящего Ужас, но и сам в этом поединке помрет (логично же! для чего еще этот берсерк в книге нужен-то был?). Вест победит Бетода во главе объединенной армии, но по дороге домой окочурится от какой-нибудь мелочи (непромытая рана, дизентерия, кто-то из геренало прибьет его). Арди, пьяная в хлам, свалится во время прогулки в канал/ров/пруд и утонет. Нафигатор сгниет в застенках инквизиции. Байяз своим Семенем (звучит-то как х_х) расхреначит все живое в n-ном радиусе (и сам помрет) и из-за этого Джезаль не успеет насладиться короной, а Ферро — помереть на мече какого-нибудь удачливого гурка.
Оказалось, что «больше крови» — это еще больше описаний поединков, где обязательно будет разрублен череп до челюсти (вариативно, до плеча), при этом также достанется носу или глазу. ВСЯ боевка — как под копирку. Абсолютно одинаковые описания из сражения в сражение.
Черный юмор — это, наверное, тот самый «хитрый план» со стеной в горах. Полный бред. И чем дальше, тем бредовее.
Еще прилагается целый арсенал невыстреливших ружей. Взять хотя бы ту же Кауриб — слишком поверхyостно описана. Что за магию она использовала? Откуда она? Связана ли с Кхалюлем? Как она подчинила плоскоголовых? Ведь вряд ли их так впечатлила харизма Бетода. Что за восточные племена были в его армии? Да и что с самим-то Кхалюлем? Как он тренировал едоков? От чего зависят их способности? Что в итоге-то с гильдиями? Ушли в подполье и стали бандито-гангстерито? Вопросов уйма. Только вот читать дальше книги по вселенной желания нет никакого.
В целом картинка в голове рисуется какая-то мультяшная. Почти комиксовая. Яркие краски, яркие позы, краткие (чтоб в «облачко» поместиться) пафосные речи, ТЫДЫЩ в желто-красных всплохах и да-да, он самый, разрубленный череп)))
Сильвия Плат «Под стеклянным колпаком»
Igolo4ka, 16 марта 2015 г. 21:32
Это история об обычной весьма посредственной девушке с синдромом отличника. У нее в голове ни оригинальных мыслей, ни интересных идей или образов. Все ее размышления сводятся к тому, что вокруг одни идиоты. Впрочем, в зеркале она тоже идиотку видит, так что тут все нормально, уравновешивает, так сказать-с. Весь мой отзыв кишит спойлерами и комментариями сюжета, так что убираю под кат.
Первая часть занимает добрую половину объема. Она до невозможности скучна и чудовищно убога в плане языка. Перед нами предстает «очаровательная» отличница (то есть предположительно умненькая и смышленая девчушка), которой выпал шанс зацепиться не где-нибудь, а в самом Нью-Йорке. При чем, не продавщицей хот-догов. Нашу героиню и компанию таких же счастливиц водят по всяким (около-) культурным / модным мероприятиям, издательствам, устраивают семинары, банкеты, фотосессии и прочее. Заводи связи — не хочу! Но нашей Эстер все это скучно, да и кругом идиоты недостойные, напрягаться для достижения результата она не привыкла и не хочет. Вместо этого она безвольно позволяет одной из своих товарок таскать себя по разнообразным тусовкам всевозможной степени сомнительности, где тоже считает всех идиотами. В свободное время Эстер активно предается жалению себя. Это и вполне понятный страх перед будущим 19-летней девушки, незнающей, куда податься, и желание хоть что-то из себя представлять, не прилагая усилий, и заскок, будто обязательно надо быстренько лишиться девственности и перетрахаться как можно с бОльшим количеством мужиков, чтобы утереть нос БЫВШЕМУ «жениху», уже успевшему потискать девку. Наверное, благодаря разнообразию углов, под которыми поданы эти несколько нехитрых мыслей, столь много читательниц и увидели в Эстер себя...
Вполне логично, что с таким времяпровождением и отношением к окружающей действительности стажировка для Эстер заканчивается возвращением домой в зачуханый пригород Бостона, что оказывается для нее полным разрывом шаблона. Добивает ее отказ в летней практите, на которую Эстер очень расчитывала в качестве компенсации за неудачу в Нью-Йорке. Логичный подход — жизнь, где надо вертеться, а подход «сложить лапки и ждать у моря погоды» не прокатит, ей не понравилась, уж лучше назад к учебе — тут любому отличнику правила ясны и понятны. И вот облом... Что делать? Писать роман, конечно! И тут Эстер с искренним удивлением обнаруживает, что для написания книги недостаточно просто отсчитать необходимые 300 с чем-то листов и заправить первый из них в печатную машинку. Разрыв шаблона номер 2. Он-то ее и доканал окончательно и бесповоротно. Героиня долго и тщательно окукливается, доводит себя до невроза и решает свести счеты с жизнью. Но даже в этом столь необычном и на (мой циничный взгляд) творческом деле она себя проявляет абсолютной серостью. Порезать вены она себе не может — жалко портить вид нежных девичьих запястий. Что ей мешает чиркнуть бритвой не глядя, я не поняла. Повеситься оказывается тоже непосильной задачей. Эстер шатается по дому с петлей на шее в поисках подходящей балки (а таковой в доме нет), и ей даже в голову не может прийти, что тут необязательно использовать гравитацию, было бы вполне достаточно включить мозги. Хотя о чем я... Утопиться опять же не выходит — она до одури пыталась занырнуть поглубже и ждала, когда вода вытолкнет ее на поверхность. Уже не удивляет. В итоге Эстер решает наглотаться сомнительных таблеток. И вместо того, чтоб хапнуть основательную горсть, она аккуратненько глотает их по одной, запивая водичкой из стаканчика, пока не отрубается. Естественно, ее находят раньше, чем она успевает помереть. Еще непонятно, была ли доза вообще смертельной. В общем, Эстер отправляют «лечиться».
Собственно, заключительная часть, посвященная лечению, читается легко, быстро и интересно. Практически полностью исчезает излюбленное слово героини «идиот», прежде встречающееся каждые 3-5 страниц, а то и чаще. На смену ему приходят красочные поэтические образы, которые любо-дорого читать. Видимо, электрошок даром не прошел. Я бы не сказала, что события заключительной части романа более интересны или насыщены. Они сильно выигрывают за счет яркого языка изложения и антуража психлечебницы. Выздоровление Эстер строится на метании между двумя полюсами — завершить начатое и грохнуть-таки себя и ужасом перед перспективой шоковой терапии. Тут у меня не получается особо поспойлерить, возможно, потому что в единую логическую цепь события так и не складываются. Да, постепенно Эстер переводят из отделения для психов, в отделение для светских дам с неврозами. Но ввиду того, что все происходящее мы видим глазами Эстер, очень сложно различить какие-то изменения в ней самой. Финал открытый и какой-то оборванный. Нет ощущения логической точки или хотя бы запятой. Я сначала подумала, что у меня в книге вырваны страницы...
Схожее ощущение от прочтения у меня в свое время оставила «Над пропастью во ржи». Где-то там, за океаном, несколько десятилетий назад это вызвало фурор и бурю. Классика американской прозы, с легкой руки ставшая классикой мировой. Ну не знаю, это, конечно, мое личное мнение, но в стране, где дети поколениями продираются через философию и теологию Толстого и Достоевского в свои небогатые 14-15 лет, такое чтиво способно вызвать разве что недоумение и разочарование.
Впрочем, не все так грустно. Для себя отметила, что было интересно почитать про «их нравы»: стереотипы, жизненные ориентиры американцев 50-х, основные векторы интересов молодежи. Очень сильно отличается от того, что есть у нас.
Гарри Гаррисон «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!»
Igolo4ka, 20 февраля 2015 г. 14:30
К сожалению, я не художник и напрочь не умею рисовать. Моя фантази оказалась не в состоянии изобразить у меня в голове, как бы круто это могло все выглядеть. Повесть не просто нуждается, она требует мощнейшего, качественного иллюстрирования. Даже концепт-арта, с отдельно проработанными элементами, механизмами и финтифлюшками. В силу убогости своего воображения как бы я хотела увидеть всю эту красоту! Атомный локомотив, туннель с его титаническими механизмами. А этот летающий левиафан! Кто-нибудь, нарисуйте это)))
Igolo4ka, 4 февраля 2015 г. 10:24
Сложилось впечатление, что в маленький объем понапихано слишком много идей. Здесь и оживающая техника, и чуждое этой технике слияние человека с природой, и восточная философия, и выбор жизненного пути... а еще намеки на социальную драму и призывы к защите природы. И все это с приставкой недо-.
Igolo4ka, 24 декабря 2014 г. 17:26
На удивление не понравился рассказ. Да, первая фраза «... небо укоротили по моему росту...» (так вот она откуда! ах я невежда!) сшибает точно кувалдой. Все, детство прошло. Поминальный колокол. А во всем остальном рассказ похож на жемчужные бусины, сложенные кучкой на столе и почему-то не нанизанные на нитку.
Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»
Igolo4ka, 24 декабря 2014 г. 16:42
Чтение этой книги напоминает рассматривание картин Босха. Сами микросюжеты, их сочетания, перетекания друг в друга затягивают и поражают. Но общее впечатление складывается какое-то гаденькое. Почти омерзение, на грани отвращения. Но не восхищаться невозможно. Но передергивает. В общем, сложно вынести вердикт.
Если говорить непосредственно о сюжете: 1. Жалко дракона — и так жизнью обижен, так еще в компаньоны редкостная овца попалась. 2. Очень интересно изображены эльфы — ни разу ни слащавые, гермофрадитообразные неженки. Здесь главными чертами этой расы становятся жестокость и садизм. 3. Понравилась развязка истории героини. Подозрения у меня появились еще в середине книги, когда количество бреда (непосредственного потока сознания автора?) на одну страницу начинает зашкаливать. Но думала, что дальше намека в сцене с поцелуем Болдуина эта идея развития не получит.
Вообще, прочитав аннотацию и отзывы, я думала, что это сказочка, может быть, с порнушечкой. Так вот, это не так. Это фантасмагория с налетом потаскушничества.
Анджей Сапковский «Сезон гроз»
Igolo4ka, 27 августа 2014 г. 19:38
Куда ж деваться, и Сапковскому не дает покоя созданная им вселенная. Вот честное слово, раз уж на то пошло, лучше б взял оригинального персонажа, какого-нибудь краснолюда или низушка, и рассказал бы о его житье-бытье. Думаю, многим любителям цикла о ведьмаке было б интересно узнать побольше о мире. Не только из заезженной вдоль и поперек магистрали основной сюжетной линии. Но и из этаких углублений в стороны. Как там живется в Махакаме? А с какими трудностями сталкиваются юные ученицы Аретузы? И так далее. Сапковский создал такой мир! И продолжает циклиться на Геральте, в чьей истории сложно поставить что-то еще кроме точки. Что это за насилование собственного детища? Нет, читать, конечно, приятно и интересно, это же Сапковский, а мастерство не пропивается. Но вот есть понимание, что прочитала для галочки, а послевкусие такое, что уж лучше б не читала.
Фрэнк Герберт, Билл Рэнсом «Фактор вознесения»
Igolo4ka, 24 августа 2014 г. 15:54
Несколько сумбурный роман. Безусловно, интересный и многогранный. Но что-то тут не так. Есть расхождения в плане «матчасти» с предыдущими романами. Да и в самом «Факторе...» есть внутренние противоречия.
На мой взгляд описание мировосприятия келпа его «глазами» несколько все упрощает и убивает определенную толику загадочности и таинственности, окружавшую его в предыдущих книгах. Безусловно, это не философско-теологический роман, как «Ящик Пандоры», который был наполнен символами, аллюзиями и отсылками к христианскому учению. И рассуждений о морали и нравственности тут гораздо меньше, чем в «Эффекте Лазаря». Я бы назвала «Фактор...» именно приключенческим романом.
Igolo4ka, 17 апреля 2014 г. 15:54
Рассказ неплохо раскрывает само человеческое общество вселенной Азимова и его нравы. Идея института семьи как пережитка «темных веков человечества» часто используется в утопиях и антиутопиях. Этот мир не исключение, нам даже отдельно подчеркивают, какое это фууу иметь с кем-то более одной линии кровной связи. Не то, что бы в братьев тыкали пальцем, конечно.
Отношение общества к человеческим индивидам тоже впечатляет. Усыпить (пардоньте, утилизировать) подростка как не оправдавшего надежды и затраченных усилий? Фигня война! Главное маневры! Даже народное название для препарата в ходу, красивое такое. А это, между прочим, свидетельствует о распространенности сей практики, ее обыденности и «нормальности». При этом аутизм у ребенка, подлежащего утилизации, диагностировали в самый последний момент. Хорошая у них там наука в будущем, крутые педиатры, квалифицированные воспитатели. Даже в голову никому за 16 лет не могло прийти, что ребенок «замкнулся в себе» не просто так. А зачем париться? Не кондиция? В утиль! Да и к живому аутисту отношение тоже так себе. Рабочий материал для исследований. А где вы тут человека нашли?
В общем, чем больше знакомлюсь с миром Азимова, тем большее недоумение вызывают населяющие его человечки.
Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Igolo4ka, 14 марта 2014 г. 14:20
В совсем далеком детстве — мне было лет 6 или 7 — я побывала в Париже. Репутация города как столицы любви и романтики была мне уже известна, и тем большее недоумение у меня вызвала реальность. Париж мне показался мрачным городом серых стен, давящих тяжелых лепнин и, пусть и витиеватых, но все же решеток. Он произвел на меня очень гнетущее впечатление, при том, что были безоблачно солнечные и жаркие дни лета. Прошли годы, и в 14 лет в руки мне попала книга СПБ, вот тогда мне стало действительно жутко от слова «Париж». Пожалуй, ни одно другое произведение (из прочитанных мною, естественно), описывающее средневековье, не показывает реалии того времени так откровенно, натуралистично и без прикрас. Это было страшное время, и люди были страшны. Они, как муравьи, копошились в огромной каменной помойке под названием Париж, и с ними происходили чудовищные вещи. И над всем этим возвышался Собор, а над судьбами людей довлел рок.
В принципе, книга и описывает контраст между этими двумя «высотами». Готические соборы строились веками, тот же Нотр Дам начал строиться в середине 12 века на фундаменте еще более раннего собора и на протяжении еще нескольких столетий достраивался и «обновлялся». Он воплотил в себе как гордость и даже гордыню многих поколений человечества, так и его стремление ввысь. К небу, Богу, прекрасному, совершенству — сейчас назвать это можно как угодно. Однако непосредственно собору, то есть светлому и прекрасному порыву человеческого естества, Гюго посвятил всего одну главу. Не менее мрачную, в какой-то степени похожую больше на историческую справку. И когда читаешь ее, почти слышишь, как пересыпаются песчинки в часах времени. Еще одна глава посвящена тому Парижу, вид на который, также пролонгированный во времени, открывается с Собора, как будто его глазами. Тут уже раскрывается дыхание жизни и ее кипучесть. Описать это сочетание неподвижного камня и подвижности человеческого ума, преображающей все вокруг, невозможно, это нужно читать. И ни в коем случае не воспринимать как описательно-историческую справку. Лучше как историю двух живых и дышащих существ.
Весь остальной массив романа посвящен более темной и тяжелой теме злого рока, властвующего над человеческими судьбами. Насколько высок и статен Собор, настолько низки и приземленны люди. Как будто в своих грехах они не заслужили ничего большего и лучшего, чем трагедия за трагедией, горе за горем. То, как хитрО оказываются переплетены жизни героев, как будто показывает читателю, что люди не властны над своей судьбой. И пока они живут, не поднимая взгляда вверх, их будет придавливать к этой грешной земле и тащить по ней нечто страшное и чудовищное, не знающее ни света, ни пощады.
Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»
Igolo4ka, 11 марта 2014 г. 14:07
Все безобразия, описанные в книге, показаны нам глазами подростка из уличной банды. И об эту концепцию ломаются все морально-этические проблемы, поднятые в книге. Я понимаю — фантастика, вольный жанр, еще один пример альтернативного будущего. Но не верю я этому подростку. Алекс абсолютно ненастоящий. В нем нет ничего от уличной шпаны. В нем есть автор — образованный интеллигентный человек, который пытается создать внутренний мир, абсолютно ему чуждый. И из главного героя получается какая-то кукла. Да, банда Алекса избивает кого-то там на улице, они врывается в дом, насилуют, беспредельничают... Только эти второстепенные персонажи, страдающие от малолетних преступников, у Бёрджесса получились намного более настоящими и живыми. А Алекс — это интеллигентный мальчик, пытающийся вести себя плохо по воле своего создателя, вот уж действительно — заводной апельсин.
Сей факт жутко портит все впечатление от книги. Не вышел у Бёрджесса отрицательный главный герой, и ничего с этим не поделаешь.
Алекс и ко отвратительны насколько могут быть отвратительны люди, избивающие ногами других людей. Это калька, которую сегодня мы видим по телевизору постоянно, она слишком несерьезна, если хотите, немасштабна для книги. От книги ждешь большего. Что у этих ребят внутри? Как они мыслят, чувствуют? Это автор уже не смог описать. Может быть, потому, что сам не знал. Все-таки человек из совсем другой среды.
Вот и получается, что глазами ненатуральной куклы мы сталкиваемся с различными проблемами нравственности. Глазами этой куклы мы их должны воспринять, осмыслить и сделать вывод. Но как это все можно сделать, если проблему мы видим сквозь мутное стекло?..
Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»
Igolo4ka, 24 февраля 2014 г. 15:00
Это удивительная книга. Я ее прочитала почти 4 месяца назад, и тогда у меня не возникло ни малейшего желания сформулировать в словах свое впечатление. Однако я все чаще ловлю себя на том, что обдумываю «Умирающий свет», поворачиваю в голове историю и так и этак. Как будто какие-то впечатления зреют где-то на дне сознания, а потом всплывают на поверхность.
Я не понимаю, как ухитрилась проглотить это произведение за 4 вечера. На протяжении всего повествования герои вызывали настолько сильное желание приложить их головой об стену, что я то и дело откладывала книгу, чтобы выпустить пар и ничего не сломать :) Я считаю это плюсом. Это умопомрачительный талант автора — заставить читателя испытать такие бурные негативные эмоции и при этом продолжать читать запоем. К слову, сейчас я остаюсь при своем мнении — мне категорически не нравится ни один из персонажей книги. Не потому, что они «плохо прописаны». А наоборот, потому что они настолько живые, что воспринимаются и оцениваются как настоящие люди. И я таких людей не люблю.
Итак, что мы имеем. Вернее, кого.
Главный герой просто повернут на рефлексии, самокопании и литье слез над днями минувшими. К середине книги он раскачивается и начинает действовать, но совершает такие поступки, что уж лучше бы и дальше сидел на попе ровно. Впрочем, ближе к концу он взрослеет, вернее, даже мужает. Он познает ответственность, а потом вдруг научается лгать. Тут, конечно, каждый сам решает, как к этому эпизоду относиться, но в моих глазах это абсолютное падение. Ниже тараканов под плинтусом.
Главная героиня. Дама сердца, из-за которой весь сыр-бор. Обычная женщина, не отличающаяся ни пониманием, чего же она сама-то хочет, ни осознанием ответственности за свои поступки. Она очень боится серьезных разговоров, способных заставить ее хоть в чем-то определиться, зато любит просто молоть языком, как бы подначивая остальных. В принципе, вполне себе женская позиция — уболтать четырех мужиков, чтобы сами все сделали, все решили и за нее в том числе, а она как победные трофей достанется победителю. Конкуренток-то нет, а ее все любят, при чем каждый по-своему. Естественно, что она определиться не может, с кем ей больше нравится. Как же тяжело приходится мужчинам.
Далее из главных героев у нас есть два названных «брата». Кавычки — потому что на их родной планете очень запутанная система социальных взаимоотношений, которая по идее уже отжила свое. Но традиция — это то, что делает людей народом, поэтому она очень живучая. И вот один «брат» почти готов отречься от национального закостенения мозгов в пользу любви к женщине (а не к «брату» — о ужас и позор!), а второй просто мазохист, любит дом, отчизну, «брата», но терпеть не может бабу, которую тот, непутевый, в дом притащил. Есть за что — принесла разброд и шатание в неокрепший ум. Казалось бы, ну и пусть катится со своей стервой на край мира. Все равно вернулся бы. Ибо традиции, как и гены, пальцем по столу не размажешь. Но как истинный «брат» он пускается во все тяжкие — спасать, защищать и вразумлять. Самый колоритный персонаж, хотя его финал весьма предсказуем.
Ну и главный паук — на редкость мерзкий человек, представляющий из себя одно большое хитрож***е. К тому же конченный трус, да еще и малодушный слюнтяй. Сам себя перехитрил и не выдержал такого позора. Его стараниями вся каша и завертелась на радость читателю и на горе другим героям. И не дай Бог кому-то иметь такого человека в своем окружении и тем более подпускать его близко к себе. Врагу не пожелаешь.
Есть еще ряд совсем суровых второстепенных персонажей, которые не дают главным героям скучать и вконец увязнуть в их любовной паутине. Погони, травля, дуэли, массовые расстрелы и масштабные разрушения памятников культурного наследия наличествуют в большом количестве во второй половине книги. Есть какое-то мутное ощущение, что если бы эти второстепенные герои не взвалили на себя лямку и не потащили сюжет развиваться, то кто-нибудь из пятерки главных героев взорвался бы и решил все вопросы быстро и решительно (читай, перестрелял бы всех к чертям собачьим, взвалил трофей на плечо и полетел прочь наслаждаться победой) и роман закончился, не успев толком начаться.
Безусловно о героях можно говорить долго, но в конечном итоге они все однозначно второстепенны. Главное в книге — мир, улетающая прочь из галактики планета. Как символ дороги в один конец. По прямой и без возврата. И солнечное колесо в небе все дальше и дальше будто постоянное напоминание неотвратимости вечного смертельного холода. Как призыв ценить и чтить каждое мгновение света и тепла, жизни во всех ее проявлениях. Как часто мы об этом забываем и сколь многие забыли об этом уже совсем.
Если не ради сюжета, который лишь с середины превращается из размазывания соплей по скатерти в кровавый триллер, то только ради этого мира, гимна жизни в атмосфере умирания и последней осени уже стоит читать книгу.
Рэй Олдридж «Контракт на Фараоне»
Igolo4ka, 15 января 2014 г. 13:31
Действие развивается настолько быстро, что не успеваешь насладиться картиной. Только собираешься посмаковать погоню стаи за Авом, а они уже бац-бац и все перебиты. Руиз прилетает на Фараон, и только начинаешь ощущать сухой, горячий, зловонный ветер, гуляющий по плато, как действие переносится уже на другую планету. Таким образом, мир получается не очень прописанным. Это скорее набросок, по которому читателю предлагается в своем воображении нарисовать полноценную картину. При этом надо отметить, что Олдридж мастерски задает направление для читательской фантазии. Штрихи, из которых состоит этот «набросок», сильные и точные. Это не недоделка, а четко заданный вектор. В конце концов, мы читаем боевик, тут главное — действие. А декорации вторичны, и кому хочется, может прорисовать детали самостоятельно. Другое дело, что с такой стремительностью повествования просто не успеваешь этого сделать.
Что мне не понравилось, так это главный герой. Классический случай, когда нам автор говорит, что его персонаж расчетлив, холоден, безжалостен, чертовски умен и сообразителен, но не показывает этого. Все только на словах, и мы должны поверить, несмотря на то, что поведение героя описанному образу не соответствует. Руиз Ав без сомнения очень активный и смелый человек, но заявленной автором циничности в нем ни на грош. Действия его не продуманны, даже спонтанны. Да, порой герой сам говорит, что что-то он намудрил и повел себя как дурак, раньше мол такого с ним не было. Да и Олдридж все отклонения своего персонажа от заявленного образа списывает на то, что Аву покопались в мозгах и искусственно повысили либидо. Поэтому он западает на каждую юбку, и чем выше разрез, тем сильней западает и, соответственно, тем больше глупостей совершает. Ничего себе отмаза, правда? Однако именно такое поведение героя и является двигателем всех событий, а мы читаем боевик. И главное тут — действие. Первопричина вторична. Во как. Схватки, драки, самые разнообразные инопланетяне. Все это по-настоящему затягивает и пробуждает азарт. Одним словом, читать интересно.
Подводя итог, могу сказать следующее. Если Вы любите глубоко проработанные вселенные с продуманными и обоснованными персонажами, то эта книга скорее покажется простоватой и непродуманной. И вы все время будете восклицать про себя «Что ж ты творишь, хваленый киллер Ав!» Но если вы беретесь за это произведение как за боевик не на экране, а на бумаге, если вы ждете напряженного действия без лишнего напряжения мозга, и просто расслабляющего кровавенького чтива, то «Контракт на Фараоне» в самый раз.
Я отношусь к первой категории, поэтому в ближайшее время продолжать знакомство с приключениями Руиза Ава не планирую. Но не думаю, что в следующих книгах цикла автор сменит стиль.
Вернор Виндж «Пламя над бездной»
Igolo4ka, 13 января 2014 г. 15:57
Про книгу много сказано, так что я вряд ли смогу добавить что-то новое к концепции Вселенной Винджа или фундаментальной идее цикличности жизни, пронизывающей все и вся.
Поэтому я напишу про перевод на великий и могучий. Во-первых, переводчику хочется выколоть глаза, вырвать руки и затолкать ему же в уши, чтоб больше такой фигней не занимался и не портил приличных произведений своим «слогом». Очень часто предложение приходится раз по пять перечитывать, чтобы не то что смысл понять, но хотя бы связь слов в предложении разглядеть. Иногда ее нет. Слова накиданы в хаотичном порядке, и даже связь подлежащее — сказуемое не всегда наличествует. Смысл угадывается по контексту. Естественно, приятному прочтению и погружению в книгу это не способствует. Наоборот, рождает ощущение нудности и затянутости.
Но такие «чудеса» перевода разбавлены вполне качественными эпизодами с действительно хорошим слогом и богатым языком. Структура текста приобретает гармоничность и плавность. В такие моменты в книгу буквально засасывает, и забываешь обо всем на свете. Пока не споткнешься об очередной выверт из серии «больше, чем ранее бывшее».
Еще переводчик не любит разделять прямую и косвенную речь, что порой тоже сбивает с толку, так как Виндж помимо непосредственных реплик персонажей озвучивает еще и их мысли. А тут получается мешанина, мол догадайся сам, что герой сказал, а что только подумал.
Справедливости ради стоит отметить, что кривобокий язык порой добавляет чуждости описанию других рас, инакости их мышления и технологий. Но это скорее моя попытка найти смысл этого безумного извращения над русским языком.
Судя по информации на сайте, у переводчика много работ. К сожалению (или к счастью), других его переводов я не читала, но по идее такой объем должен свидетельствовать о выработанном навыке, чувстве слога и языка. Об опыте работы с текстом. А «Пламя над бездной» больше похоже на пробу пера без редактуры. Посмотрим, что будет в «Глубине в небе».
Межавторский цикл «Миллиардер»
Igolo4ka, 9 января 2014 г. 14:37
Главный герой вафля. Временами мужик. Но не орел. Всю первую книгу нам упорно талдычат, какой он из себя замечательный и вообще, каменная стена, вот кто! А герой тем временем остается вафлей. И каждый эпизод, призванный показать мужественность Гумилева, я бы даже сказала, маскулинность, только убеждает читателя в обратном. А эпизодов таких в первой части серии уйма. В итоге мы получаем полудурка, неведомо как ухитрившегося разбогатеть и до сих пор не потерявшего состояния, в соответствующих сюжетных аллюрах.
Абсолютно женское видение мужского персонажа со всеми вытекающими. Нудно, поверхостно, истерично. Прочитав серию, еще сильней утверждаюсь во мнении, что женщины в большинстве своем пишут не от большого таланта, а от толстых тараканов.
Со второй книги дела начинают налаживаться (спасибо Бенедиктову), но со столь колоритным «наследием» уже сложно что-то сделать. Безусловно сгущаются краски, нагнетается драматизм и веет трагичностью. Но разрулить арктическую экспедицию во что-то адекватное новому автору не удалось. Хотя замах впечатляет.
Элизабет Хэйдон «Симфония веков»
Igolo4ka, 30 декабря 2013 г. 15:29
Долгое время была искренне уверена, что это трилогия. Последующие книги читать не буду, дабы не портить впечатление. А оно сложилось неплохое. Масштабно описан мир. Повествование такое неторопливое, размеренное. Самое оно, чтобы расслабиться и отдохнуть. Единственное — истеричность Рапсодии порой совсем уж до ручки доводит. Классический пример супер-пупер героини, созданной автором женщиной. Но колорит других персонажей выравнивает общий фон.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Igolo4ka, 30 декабря 2013 г. 14:53
Не понимаю, чем тут восторгаться. Не считая необычной подачи материала в качестве нарезок и фирменного юморка Воннегута, «Бойня» — бульварное чтиво на пару вечеров, написанное отвратительным языком (хотя этот тапок, может быть, стоит адресовать заслугам переводчика), демонстрирующим явное оскудение современной речи. Что касается глубоких идей, то они, как и в «Колыбели», лежат на поверхности, подаются читателю уже «препарированными», на тарелочке с голубой каемочкой. Читатель не продирается к ним самостоятельно. Аи зачем ему напрягаться-то? Современный читатель в массе своей любит что попроще, попонятней, чтоб голову себе не перегружать. А непонятности нагонит антураж с инопланетянами и концепцией постоянства времени. В результате напрочь нет сопереживания герою. Не получается ни сострадать, ни проникнуться отвращением к войне. Серо, блекло. Несмотря на вполне себе красочные описания самых разнообразных мерзостей. Повторюсь, если бы не фирменный циничный юморок Воннегута, это был бы полный провал.
Igolo4ka, 25 декабря 2013 г. 17:09
С первых же страниц книга захватывает с головой, вызывая неописуемый беспричинный восторг. Все так красиво, непонятно, воздушно. После прочтения каждого предложения хочется закрыть глаза и нарисовать перед мысленным взором яркую наркоманскую картинку. Собственно, только этим книга и понравилась Такого эффекта на меня еще ни одна книга не оказывала. Но уже где-то с середины повествования вся воздушность начинает улетучиваться, непонятности переходят в абсурд, а красота — в сексуальную озабоченность всех без исключения. Первая мысль — автора начало отпускать. Сюжет обнажается до голой озабоченной скукотищи с потугами на фантастику, глубокую философскую мысль и выглядывающими из кустов роялями. Лучше бы автор употребил что-нибудь еще и продолжил писать нечто непонятное, но хотя бы красивое и приятное.
Дочитывала с трудом и уже нет никакого желания читать «Вирт».
Станислав Лем «Абсолютная пустота»
Igolo4ka, 25 декабря 2013 г. 15:22
Идея просто шикарная! Подумайте сами — написать рецензию на то, чего нет. Как в русских народных сказках, «то, чего на свете нет». Бралась за книгу с трепетом.
И разочарованию моему не было предела. Автор постоянно скатывается в банальное описание сюжета этих самых книг. Ощущение такое, что «Абсолютная пустота» — сборник наметок для будущих произведений автора. Или список идей «чтоб не забыть». Это первое (и пока единственное) произведение, которое я прочитала у Лема. Но и беглого взгляда на его библиографию хватает, чтобы с уверенностью утверждать, что с фантазией тут все в порядке. Это я к тому, что какие-то идеи приходится записывать на будущее, чтобы потом к ним вернуться и не потерять.
Философско-этические параграфы лично меня также не вдохновили. Тоже очень похожи на небрежные заметки «для себя». Другим, тем более не в личной беседе, а через текст, этику и нравственность так не излагают. Хотя, может, тут меня испортили многочисленные труды философов, прочитанные в университетские годы.
В итоге произведение оставило непонятное, скорее негативное ощущение. Разочарование от не оправдавшихся ожиданий (в принципе, тут тоже сама виновата) и искренне восхищение неординарностью идей и точек зрения.
Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»
Igolo4ka, 18 декабря 2013 г. 11:53
Это роман — мечта. Чистая и незамутненная. О космических полетах, исследовании других планет. Об опасностях, приключениях вне земных пределов. И, конечно, о правильных людях, настоящих героях. Это романтика манящих человеческое воображение звезд. Многим роман кажется наивным, нелогичным, слишком простым. Тогда скажите, а какой еще должна была быть мечта человека на самом-самом пороге космической эры?
Сергей Лукьяненко «Прозрачные витражи»
Igolo4ka, 18 декабря 2013 г. 11:38
С самого дня прочтения этот рассказ казался мне ярким примером того, как созданная вселенная не отпускает своего автора. Мир Диптауна хорош. Без лишних эпитетов. Дилогия хороша без обрастания фансервисом. А именно таким «наростом» кажется этот рассказ. Чтобы не испортить вселенную, надо вовремя остановиться писать по ней книги. Как бы это парадоксально ни было.
Позже узнала, что «Прозрачные витражи» стали результатом эксперимента на поприще интерактивной литературы. В принципе тут и выбор вселенной очевиден, и раздвоенность концовок понятна. Но вряд ли автор стольких вселенных не мог придумать еще одну специально для проекта. Мне тут видится скорее рекламный ход, который в свою очередь свидетельствует о некоей несерьезности и непричастности рассказа к самой дилогии. Ни к селу, ни к городу.
Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»
Igolo4ka, 17 декабря 2013 г. 17:25
Тленность и эфемерность, безнадежность и предсказуемый финал — это все, что приносит с собой человечество, куда бы и с какими бы намерениями и мечтами оно ни устремлялось.
Дело не в фантастике и сопутствующих жанру элементах, не в сегодняшней актуальности тем, затронутых в сборнике. Дело в человеческом эгоизме, стремлении все сделать по-своему, наплевав на всех и вся (и на последствия в первую очередь). И в одиночестве, от которого каждый человек страдает, и которым каждый человек втайне упивается. Невелика беда в рамках индивида. Но в рамках всей цивилизации — катастрофа. На Земле ли, на Марсе — не важно. Везде, где есть человек, есть тенденция к разрушению. Это неизбежно и потому грустно. И спасибо Рэю Брэдбери за призыв притормозить, оглянуться и, если не одуматься, то хотя бы просто подумать.
Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»
Igolo4ka, 17 декабря 2013 г. 15:25
На первый взгляд в этом произведении нет абсолютно ничего земного, человеческого. Созданная автором вселенная — это хтонический мир темных могучих созданий, чья история уходит корнями во тьму вечности, а все деяния символичны и судьбоносны. На их плечах покоится мир. Именно такими предстают читателю герои романа при первом появлении. Но ключик к пониманию этих образов автор дает в самом начале романа, обыгрывая декартовский постулат Dubito ergo cogito, cogito ergo sum (Я сомневаюсь, значит мыслю, я мыслю, значит существую). И именно это на мой взгляд позволяет увидеть за всей грозностью образов обычные человеческие черты. Взаимоотношения этих титанов, их копящиеся веками обиды, пристрастия, увлечения, мелкие пакости друг другу настолько понятны, просты и даже обыденны, что вызывают улыбку — все это мы встречаем в своей жизни каждый день. Только не в таких грандиозных масштабах. И вместо трепета приходит сопереживание. Они как будто становятся ближе и понятней, человечней.
При этом герои романа не становятся полностью «людьми», как персонажи «Князя Света». Они сохраняют определенную толику трансцендентности и нереальности. То есть мифическая сторона романа остается доминирующей. Она заставляет смотреть глубже и искать между строк тайных знаний и скрытого смысла.
И для меня именно это сочетание обыденного и нездешнего, представленное в идеально выверенных пропорциях, и есть главная причина любви к «Созданиям...».