FantLab ru

Все отзывы посетителя Konst

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  31  ]  +

Ник Перумов, Вера Камша «Млава Красная»

Konst, 23 мая 2013 г. 21:43

Я не являюсь поклонником творчества ни одного, ни другого автора. Камша разочаровала превратив перспективный фэнтезийный цикл в бесконечную санта-барбарщину. Перумов еще давно, что называется, попросту «не пошел». Поэтому «Млава Красная» привлекла не именами на обложке, а своей тематикой — альтернативная история России 19 века.

Но уже в скором времени выяснилось, что мое понимание того, что такое «альтернативная история» существенно расходится с позицией Перумова и Камши. В моем представлении «альтернативность» подразумевает некий принципиально иной ход исторических событий. Скажем, применительно к 19 веку это может быть победа Франции в Наполеоновских войнах и установление некоего монархического варианта Евросоюза во главе с императором Наполеоном I Бонапартом. Или, если говорить о России, это может быть успех восстания декабристов, с последующим установлением военной диктатуры, или, наоборот, превращением Российской империи во «флагмана мировой демократии».

Однако авторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, ограничившись, по сути, переименованием названий (Кавказ в Капказ, Истамбул в Ыстамбул) и переносом мест исторических событий (Крымской войны в Ливонию). В итоге, в «МК» мы имеем не альтернативную, а, если угодно, «отфотошопленную» историю. Не взирая на топографические, династические и прочие отличия, перед нами все та же известная по книгам и учебникам Российская империя 19 века.

Другая серьезная претензия к книге — высокопарность диалогов, из-за которой персонажи выглядят не столько живыми людьми, сколько картонными болванчиками, разыгрывающими не слишком искусную пьесу. В этом плане стилизация под язык «Войны и мира» Л.Н. Толстого авторам категорически не удалась.

Более того, в разных ситуациях, разные герои разговаривают в абсолютно одинаковой манере. Что государь-василевс на официальном приеме с иностранными послами, что он же за закрытыми дверями с ближайшими друзьями детства, что военные в горячке боя и т.д. и т.п. — решительно все, не взирая на конкретные обстоятельства, разговаривают на, назовем его, «высокосветском русском». И если начинающему автору, при условии последующей работы над ошибками, подобное в чем-то простительно, то в отношении уже состоявшихся писателей вызывает серьезные нарекания.

Итог. При удачном варианте творческого сотрудничества, стороны сглаживают недостатки и подчеркивают достоинства друг друга. В нашем случае, похоже, недостатки каждого в совместной работе стали только заметнее. В актив романа можно занести, пожалуй, батальные сцены. Они получили напряженными и динамичными. А так, еще раз как и в случае с «Отблесками Этерны» приходится посетовать на то, что хороший замысел не обрел достойного воплощения.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Дэниел Полански «По лезвию бритвы»

Konst, 9 сентября 2012 г. 21:25

Во время чтения «По лезвию бритвы» меня не покидало чувство, что предо мной не слишком искусная попытка написать «что-то в духе…». С циклами про Гаррета и Дрездена я не знаком, но благодаря предыдущим отзывам убедился, что мои ощущения меня не обманули. Безыскусность, пожалуй, лучший эпитет для характеристики этого романа. Она во всем: и в образе главного героя, и в диалогах, и в самих сюжетных построениях.

Главный герой романа некто Смотритель – бывший солдат, бывший следователь, ныне торговец наркотиками. Не подумайте чего плохого, на самом деле он славный парень, просто жизнь, знаете ли, бывает редкостной стервой. Извиняюсь за каламбур, но то как Смотритель занимается своим ремеслом вызывает лишь удивление: «КАК, он этим (все еще) занимается???». Не буду строить из себя знатока криминальной жизни. Все мои представления о наркоторговле почерпнуты из фильмов и книг. Но даже из них можно вынести две аксиомы. Во-первых, для серьезного торговца употреблять свой товар (читай быть наркоманом), мягко говоря, дурной тон. А во вторых, одиночке без развитой инфраструктуры (распространителей товара и бойцов, обеспечивающих защиту от конкурентов) целый городской район под контроль не взять ни за что в жизни.

Ближайшее окружение нашего героя (трактирщик и его жена) являются не столько полноценными героями второго плана, сколько говорящими декорациями для мизансцен «герой, после трудов праведных и не очень, возвращается в место, которое заменяет ему дом». А взаимоотношения Смотрителя с ними (как и забота о Воробье) служат для напоминания читателю, что герой наш – славный малый, зачерствевший снаружи, но добрый внутри. Просто, жизнь, знаете ли, бывает такой редкостной стервой.

Диалоги, как это часто происходит у молодых авторов, регулярно оказываются пронизаны пафосом голливудских боевиков.

«— Значит, ни у кого из нас нет надежды?

— Ни у одного.

— Вы бессердечный человек.

— Я живу в бессердечном, холодном мире. Я просто приспособился к его температуре».

Что касается детективной интриги романа, то, по-моему, автор куда большую изобретательность и фантазию проявил в части под названием «Благодарности». В какой-то момент у меня промелькнула мысль:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Надеюсь Полански не сделает убийцами Журавля и Селию». То есть избегнет сюжетного хода, некогда неожиданного, а ныне набившего оскомину частотой использования, когда убийцей оказывается кто-то из близких герою людей.

Увы, но моим опасениям (пускай и наполовину) было суждено оправдаться.

Итог. Под соусом «самого многообещающего молодого автора современной американской фэнтези» нам подали весьма и весьма посредственный роман, ничем особо не выделяющийся и не запоминающийся. И это в серии, где до сих пор есть неизданные романы Бэккера и Аберкромби и когда-то был в планах Малазан.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Сергей Вакуленко «Пасьянс из карт Таро, разложенный парнем по имени Стив в мире победившего зомби-апокалипсиса»

Konst, 18 февраля 2012 г. 21:36

Я не поклонник темы зомби, и тем удивительнее для меня то, что«Пасьянс...» вошел в тройку наиболее понравившихся рассказов полуфинала. Может быть, как утверждают другие, автор ничего нового в жанре и не сказал. Однако, я сужу не по жанру и фантастической литературе вцелом, а исключительно относительно работ представленных на конкурс. И «Пасьянс..» выделяется на фоне многих своей оригинальностью, сочетанием лаконичности и увлекательности, забавным обыгрыванием штампов, хорошим, образным языком, наконец. Хотя рассказ структурно состоит из таких себе этюдов-зарисовок и связного сюжета, как такового, не имеет — но эта «отрывочность», в итоге, обрачивается довольно целостной картиной мира, в котором живет/выживает парень по имени Стив.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Екатерина Лесина «Богохульник»

Konst, 8 февраля 2012 г. 18:31

Браво, автор. Увлекательный, мрачный (но не чернушный) и очень атмосферный рассказ. Отменный стиль, читается на одном дыхании. Оценка: очень высокая. (Пока, для меня это явный лидер, по уровню которого буду равняться при выставлении оценок другим рассказам).

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Валерий Шлыков «Быть муравьём»

Konst, 7 февраля 2012 г. 16:12

Рассказ-разочарование. Многообещающее начало, актуальная и интересная идея рассказа. Читается легко, увлекательно. И даже, слегка излишняя местами, наукообразность языка не портит складывающегося хорошего впечталения. Но, к сожалению, вторая половина, с точки зрения развития сюжета, вышла банальной.

Жаль, что автор не исполнил заявленного в названии, а именно не показал читателю, каково это «быть муравьем». В этом случае, у нас был бы серьезный кандитат в финалисты.

А так, оценка: средне.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Кислород»

Konst, 5 февраля 2012 г. 17:35

Как с первых же абзацев начинается ляпсус на ляпсусе, так и продолжается до самого окончания рассказа.

1) «Здесь никого не было и не могло быть».

«Странно, но многие называли это место раем. Многие мечтали окунуться в пятнистую зеленую тень, утыканную острыми и порыжевшими листьями травы; прилечь под широким стволом гигантской смоковницы». — Как же тогда многие знали, что там по-райски хорошо и что там трава и смоковницы? «Листья травы» (???) — у травы, вроде бы, стебли, если я ничего не путаю.

«То, ради чего сюда все стремились, был именно воздух. Отсюда его выкачивали через огромные металлические трубы и закачивали в баллоны, а затем отправляли под конвоем охраны на склады». — Откуда там где никого не было и быть не могло появились трубы?

Так все-таки там никого не могло быть и не было, или доступ туда был строго ограничен?

2) «Лес»... пространство тысяча на тысячу километров, закрытое зеркальным куполом. — Нет, я конечно понимаю, что у нас тут фантастика, но зеркальный купол такой огромной площади. По-моему, с инженерной точки зрения это нереально.

3) «Стоило кому-то, даже крохотной мышке, подобраться ближе, чем на 10 метров к куполу, тут же включалась система защиты и от вредителя оставалось лишь черное выгоревшее пятнышко». — Напомню, что согласно авторской концепции «природный» воздух на Земле исчерпался и теперь его выдают по талонам, то есть по галлонам в баллонах. Скажите автор, у Вас мутировавшая анаэробная мышь или общество победившего гуманизма, где каждой твари положена своя норма галлонов-в-баллонах?

4) «Но из-за пиратов правительство терпело убытки, и поэтому в один прекрасный день в отряде пиратов появился новичок. И, что было удивительнее всего, его сразу же приняли как своего, и почти через месяц уже взяли с собой на первое задание». — Закрытая группа, ворующая у государства и занимающаяся крайне опасным для жизни криминалом вдруг, удивительным образом, с бухты-барахты принимает новичка как своего. И как такие наивные идиоты столько времени смогли в живых оставаться?

И это замечания даже не по половине текста.

В общем, весьма слабый, непродуманный рассказ.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Заветный город»

Konst, 5 февраля 2012 г. 13:02

В принципе, как по стилю, так и по сюжету очень даже неплохой рассказ. Только вот оборван на самом интересном месте. Лучше бы вместо излишне детализированной части предваряющей путешествие героя, столь же пристальное внимание было уделено самому Заветного Городу, фигуре и роли Сатаны, а также, так и не состоявшейся встрече «братьев» (там можно было бы многое развернуть на противостоянии характеров и ситуации когда знакомый и близкий с детства человек вдруг оказывается совершенно другим). В этом случае, рассказ бы вышел очень сильным претентендом, как минимум на тройку-пятерку лидеров внеконкурса.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Валентин Никора «Имеющий выбор»

Konst, 5 февраля 2012 г. 12:44

О Боже, ну почему в 9\10-х любительских рассказов злая сущность высокого порядка всенепременно вещает с тошнотворным пафосом какого-нибудь борца за свободу и демократию во всем мире из голливудского блокбастера?

Отдельные замечания:

— сокращение в разговорах Германа до Геры. Я не знаток немецкого быта, но по моему, это сокращение хараткерно для нас, а не для немцев.

- несколько вставок латиницей. Они лишние. К этому приему прибегают, чтобы дать понять, что герой перешел на другой язык. У Вас же действие происходит в Германии. Следовательно, люди итак говорят на немецком, но для облегчения жизни читателю, как и принято, Вы пишете их реплики на русском.

- упоминание в тексте темы конкурса выглядит как обязательные шутки про Александра Васильевича от каждой из выступающих команд в КВН.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Женская рука»

Konst, 5 февраля 2012 г. 02:35

Простите меня уважемый автор, но категорически не понравилось из-за оставшегося мерзкого послевкусия.

Какой-то вязкий, муторный поток поток сознания оператора гильотины (назовем так, раз уж Ваш герой не любит слово «палач») с претензией на некие экзистенциально-философские рассуждения.

Также осталось для меня загадкой: а что вообще, какие мысли, идеи хотел донести до меня как читателя автор? Что все профессии нужны, все профессии важны; что палач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо — и симпатия к «клиентам» иногда возникает, и казусы на работе иногда случаются? Так стоило ли ради этого такой огород городить?

Усугубляли негативное впечатление и топорные словечки и выражения, об которые я с завидной регулярностью спотыкался. Например:

«Справлял то, что народ желал справить, не желая справлять. Быть может. Ибо народ — это не едино «.

«Я не испыиывал ненависти к клиентам. И не мщал им».

«Этим был особ».

«Однакож...»

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Астральная вдова»

Konst, 4 февраля 2012 г. 17:42

Довольно симпатичный рассказ. Читается легко, идея хоть и не нова, но подана небанально. Также в плюс идет не совсем однозначный финал, который позволяет читателю поразмышлять и сделать собственные выводы относительно дальнейшей успешности сопротивления Астральной Вдове.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Юрий Гогоберидзе, Тенгиз Гогоберидзе «Аллегория Элис»

Konst, 4 февраля 2012 г. 01:40

Лично у меня нет желания выглядеть «суперпупер умным эстетом», но рассказ я оценил высоко. Хотя и понял в нем далеко не все.

Мой высокий балл объясняется следующим:

— автор попытался написать что-то свое, оригинальное, а не взялся за 1001-ую вариацию одного из писаных-переписанных сюжетов;

— повествование ведется от лица некоего машинного разума/искуственнного интеллекта и автору удалось передать самобытность машинного образа мышления, его инаковость, «нечеловечность».

— да, рассказу присуще обилие технических терминов,через которые порой непросто продраться к смыслу. Но, вместе с тем, сам текст таков, что не возникает ощущения, будто автор выпендривается своими познаниями. Наоборот, такое обилие специфических терминов необходимо для реализации художественного замысла. Это же, все таки, машина и мыслит она другими понятиями, нежели человек.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Борис Богданов «Верность и честь»

Konst, 3 февраля 2012 г. 22:10

Вольный пересказ в собственных декорациях событий арабской весны. Фантастического элемента как такового ноль целых, ноль десятых (вымышленная страна и титулы а-ля Римская Империя не в счет). Рассказ особо ничем не удивил и не зацепил. В реальности все было куда более жестоко и трагичнее, как для правителей, так и для народов.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Витражи коварства»

Konst, 3 февраля 2012 г. 22:00

Так и не сумел определиться, что это было: литературное произведение или художественный пересказ боя из «Heroes of Might & Magic».

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Буря в стакане кумыса»

Konst, 3 февраля 2012 г. 16:59

Рассказ оставил очень приятные впечатления. Перед нами история в жанре социальной сатиры о том, как оживший памятник Ленина узрел в отдельно взятом российском городе революционную ситуацию. Большой плюс автору за чувство меры, благодаря которому Ильич выглядит по-доброму забавно, но никак не гротескно-карикатурно. Насколько достоверно переданы «характеры» памятников местного значения судить не могу, ибо в славном городе Уфе бывать не приходилось. А вот с юмором все в порядке (особо запомнилась шутка про нехватку женщин).

Что касается критических замечаний, то тут соглашусь с автором предыдущего отзыва: «если бы «проклятый поляк» смотался в прошлое — было бы куда как занимательнее».

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Будущее, которого не было»

Konst, 3 февраля 2012 г. 16:33

Прочитав название полотна, вокруг которого завязан сюжет, «Казнь ведьмы или Будущее, которого не было» я подумал: «Хм, а как одно связано с другим?» В итоге, так и оказалось, что одно с другим не связано, а скорее сшито белыми нитками и грубыми стежками.

Есть у меня очень большое подозрение, что у автора была романтическая история про триптих и ведьму, но под тему конкурса она, увы, не подходила. Поэтому, для придания актуальности, было принято решение «прикрутить» к этой истории начало с альтернативным «светлым» коммунистическим будущим, противостояние СБ и Альтернативы.

Сам текст читается легко, «язык» у автора хороший и рассказчик он неплохой. Думаю, что если бы истории ведьмы-из-триптиха и альтернативного будущего были представлены нам как самостоятельные единицы, то мы бы имели два весьма достойных для любительского уровня рассказа. А так — ни вашим, ни нашим.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Poena cullei»

Konst, 2 февраля 2012 г. 16:32

К сожалению, всю свою эрудицию и избретательность автор употребил на выбор названия (кстати, хорошим тоном и уважением к читателю считается ссылочка с переводом) и подборку эпиграфов. Сам же рассказ производит впечатление сценария к третьесортному голливудскому блокбастеру. В одну кучу свалены потеря «Фобос-грунта», майя с их календарем, пришельцы с коварными планами геноцида, Великая и Ужасная Mother Russia со своим Президентом и т.д. Плюс все вышеперечисленное удобренно столь обильным слоем пафоса, что чтение постоянно прерывается :facepalm:.

P.S. Уважаемый автор, если Вы принадлежите к славному племени тинейджеров, то вышеизложенные критические замечания снимаются. Потому что для Вашего возраста и первых попыток «пробы пера» подобные творения не являются чем-то из ряда вон выходящим. Только не увлекайтесь уж слишком голливудщиной.

P.P.S. Цитата: «Руководитель Федерального космического агентства России Владимир Куратов сидел в своём огромном кабинете и немигающим взглядом смотрел на красный телефон. Это продолжалось уже несколько часов».

Да Вы, батенька, редкостный и изощренный садист. )))))) Вы попробуйте хотя бы полчасика не мигать, такую массу «удовольствий» испытаете.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Анюта и чёртовы предрассудки»

Konst, 2 февраля 2012 г. 16:15

Зарисовка из жизни Небесной и Адской канцелярий. Миленько, но не более. В минус идет безидейность и отсутствие сюжета как такового. Создается впечатление, что переключая каналы попал на сто-знает-какую серию ситкома: кто-то куда-то идет, кто-то кого-то любит, кто-то с кем-то собачится и т.д. и т.п. Ни начал, ни середины, ни конца. И не понятно «а для чего вообще все это?». Переключил и забыл.

Кстати, уважаемый автор, чем же вам так насолили музыканты, что Вы их всех поголовно в ад засунули? И не только их, а еще и Микеланджело, не раз и не два обращавшегося в своем творчестве к библейским сюжетам персональным номерным котлом одарили. Это что же, по-вашему выходит за занятия искусствами в ад? Неее, такой Творец нам не нужен.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Konst, 9 января 2012 г. 14:10

Честно говоря, первые 150 страниц я пребывал в недоумении относительно причин, по которым данный роман имел столь большой успех не только у читательской аудитории, но и у именитых коллег новоиспеченного дебютанта. Однако с того момента как Квоут поступил в Университет повествование стало все более и более захватывать меня, а упомянутое недоумение постепенно сходило на нет.

На мой взгляд, главная причина успеха «Имени ветра» в таланте П. Ротфусса как рассказчика. Автору удалось практически невозможное. Взяв за основу стандартный набор фэнтезийных сюжетных ходов, он сумел рассказать, по настоящему, интересную, увлекательную историю.

Вторая по значимости составляющая успеха книги приходится на крайне обаятельную и практически сходу располагающую к себе персону главного героя. А третья – заключается в сбалансированности повествования. Что касается последнего, то тут П. Ротфусса можно похвалить за хорошее чувство меры. У него получилось отмерять равное количество радостей и невзгод, удач и поражений, выпадающих на долю Квоута. Отчего история, только выигрывает в плане достоверности происходящего и определенной непредсказуемости сюжетных перипетий. (Конечно, все мы понимаем, что в итоге все закончится хорошо. Но отсутствие череды постоянных «чудесных спасений» не позволяет читателю заранее предугадать, «взлетом» или «падением» обернется для ГГ та или иная локальная ситуация или поступок.)

Резюме. Отменный дебют. Хороший, увлекательный роман в духе, так называемого, «олдскульного» фэнтези. П. Ротфуссу практически удалось убедить меня в том, что не бывает избитых и банальных сюжетов, а есть плохие рассказчики. Однако при всем положительном впечатлении, которое на меня произвело «Имя ветра», считаю, что данный роман, все же, несколько перехвален. (В частности, если вспоминать фанталабовскую «книгу года 2010», то проигравший «Имени ветра» финал «Эйфельхайм», на мой взгляд, в идейном и литературном плане, все-таки, будет посильнее.)

Оценка: твердая 7 + 1 балл за дебют = 8.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Дэн Симмонс «Чёрные Холмы»

Konst, 27 ноября 2011 г. 22:57

Перед нами третий подряд исторический роман с мистическим уклоном от Дэна Симмонса. И, к сожалению, наименее удачный из них. Возможно, чтобы в полной мере прочувствовать эту книгу нужно родиться американцем, вырасти в культурном пространстве этой нации и с ее генетической памятью.

«Черные холмы» – роман об окончательном закате той эпохи вольных и гордых американских индейцев, которая нам знакома из творчества Ф. Купера. Действие в новой книге Д. Симмонса разворачивается в двух основных временных пластах. И один из них 1870-е – 1890-е – конец Индейских войн, в которых были уничтожены те, кто не захотел ассимилироваться и жить по законам государства, что построили на земле их предков белые, пришедшие из-за Большой Воды. Собственно, осмысление этой дарвиновской борьбы за выживание, только не в дикой природе, а на уровне народов и является главным лейтмотивом всего произведения.

Следует заметить, что из сказанных в начале отзыва слов «наименее удачный из них» не стоит делать вывод, что книга слаба и перед нами проходной роман. Д. Симмонс, по прежнему, держит высоко планку качества по части владения материалом, внимания к деталям и погружения читателя в атмосферу того исторического периода, о котором идет речь. Особенно в этом плане стоит похвалить начало, где автор без всяких вступлений и раскачки швыряет читателя в гущу последнего сражения генерала Картера. Но, все же, по ряду причин «Черные холмы» уступает своим предшественникам.

Прежде всего, достаточно слабо раскрыта главная мистическая составляющая книги – взаимоотношения ГГ и духа генерала Кастера. То, что по логике вещей, должно было стать сюжетообразующим стержнем романа, на деле на этот самый сюжет кардинально практически не влияет. За исключением того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что из-за случившегося Паха Сапа был вынужден покинуть свое племя.
Маловато внимания уделено и таким «выгодным» с точки зрения эмоционального читательского отклика линиям повествования как взаимоотношения Паха Сапы с женой и сыном.

Зато автор чересчур подробно, если не сказать дотошно описывает подготовку ГГ к взрыву монумента на горе Рашмор во время визита президента Франклина Рузвельта. Во-первых, это идет в ущерб динамики повествования. Во-вторых, все эти приготовления лишены для читателя какой-либо интриги. Ибо, как мы знаем, гигантский барельеф на горе Рашмор стоит и поныне в целости и сохранности.

Также мне показались излишними некоторые интимные детали взаимоотношений генерала Кастера и его супруги. Нет, я отнюдь не ханжа и нормально отношусь к эротике в литературе, если это красиво описано и к месту. Но во время чтения данных эпизодов в «Черных холмах» меня не покидало неприятное ощущение того, что я словно подглядываю в замочную скважину чужой спальни.

Итог. Несколько пародоксальный вывод. С одной стороны, вроде бы весьма неплохой роман, но с другой, я бы не отнес его к категории «обязателен для прочтения» даже для самых преданных русскоязычных поклонников творчества Д. Симмонса.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Грег Бир «Город в конце времён»

Konst, 20 ноября 2011 г. 18:53

Давно хотел познакомиться с творчеством Г. Бира, лауреата 5 «Небьюла» и 2 «Хьюго», работающего в столь уважаемом мною жанре «твердой» НФ. И вот, казалось, бы, сошлись все звезды: достаточно новый роман, на который у автора ушло 3 года; интригующая аннотация, дающая надежду на неординарный, многоплановый сюжет; серия «сны разума», заработавшая свою репутацию на качественной, умной фантастике.

Но, увы, как говорят в Украине: «не так сталося, як гадалося». Нет, что касается неординарности сюжета и продуманности мира, тут никаких претензий. Проблема в том, что у Г. Бира не получилось интересно рассказать, придуманную им историю. Не происходит с этим романом той загадочной алхимической реакции между читателем и текстом, которая заставляет тебя сопереживать героям и жадно проглатывать страницу за страницей, спеша узнать, что же там дальше и одновременно сожалея, что конец книги все ближе и ближе.

Особенно ярко это ощущалось на контрасте с «Именем ветра» Ротфусса, с которым я познакомился аккурат перед «Городом в конце времен». С этой книгой ситуация прямо противоположная. Стандартный набор фэнтезийных сюжетных ходов, но насколько же искусно и «вкусно» рассказана сама история.

В итоге, мое первое знакомство с Г. Биром вышло комом, так как роман был оставлен на половине.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Екатерина Лесина «Время ушло»

Konst, 31 июля 2011 г. 20:39

Недоумение, пожалуй, это определение подойдет, если выразить одним словом впечатления от рассказа. Непонятно с чего вдруг вернулся к жизни(?) конунг Викар, спустя столько веков да еще и затридевять земель? Почему если, как утверждает автор, «память его была пуста», Повешенный сыплет направо и налево цитатами из скандинавского фольклора? С чего вдруг верховное божество скандинавской мифологии подрабатывает паровозом в американской глубинке? Да и, собственно, почему Водан (Вотан), а не Один? Воданом (Вотаном) это божество называли древние германцы, а Викар, вроде как, норвежец. Несет ли какую-то идейную нагрузку появление в тексте супругов Кюри, кроме прикольной фразы про «бледноликую Мари со сложной фамилией, которую писали через черточку»?

В зачет автору идет владение скандинавской мифологией и идея произведения. Пожалуй, если бы существовала неофициальная номинация «за лучшую идею», этот рассказ был главным претендентом на победу в ней.

Для меня — это главное разочарование конкурса. Блестящая идея, уникальный (по сравнению с другими работами) жанр, потенциальный претендент на победу. Жаль, что все это оказалось загубленным столь небрежным отношением к деталям и логике повествования.

P.S. Хотелось бы дать автору следующую рекомендацию. Если уж Вы насыщаете текст аллюзиями, скрытыми цитатами, кросс-культурными ссылками и пр., то не ленитесь снабжать Вашу работу комментариями. Потому что, например, если кто такой Водан-Вотан-Один многим известно, то историю Викара оказалось не так то просто найти, даже при помощи интернет-поисковиков.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Александр Бузакин «Результат: …»

Konst, 31 июля 2011 г. 11:57

Один из слабейших полуфинальных рассказов, набитый под завязку дешевыми психологическими приемами, языковыми и сюжетными штампами.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Майк Гелприн «Должник»

Konst, 30 июля 2011 г. 22:13

Вполне достойная и интересная вариация на тему известного библейского сюжета. Религиозной пропаганды не заметил (это Вы, господа рецензенты, со Свидетелями Иеговы давно не общались, вот где пропаганда). А то, что герой после каждого выполненного задания обращется с молитвой к Христу, так это оправдано сюжетом. Он ждал заветное слово: «искупил».

Рассказ не лишен огрех, но хочется верить, что по большей части это обусловлено ограниченным объемом.

На мой взгляд, достоен выхода в финал.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Сергей Сергеевич Фокин «Обратный путь»

Konst, 30 июля 2011 г. 21:56

Рассказ достойный финала, а может быть, и пьедестала почета. Соглашусь с коллегами, по стилю напоминает классические мистические рассказы. Хороший язык, целостный сюжет, высокий уровень психологизма и переданная атмосфера Северной Европы. Все на своем месте и все в нужных пропорциях.

Единственное, фантастического элемента хотелось бы чуть побольше. Например, углубить момент взаимоотношений Мегета и призрака.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Хэппи энд»

Konst, 30 июля 2011 г. 21:42

Больше смахивает на черновик, чем на рассказ. Первая половина сего творения своей сухостью и схематичностью напомнает краткую газетную справку.

Также автор напрочь забыл, что фантастический жанр тоже требует достоверности и непротиворечивости повествования. Одна девушка постепенно от страны к стране, от континента к континенту загубила весь род людской. Не верю!!!!!!!!! Органы государственной безопасности тоже, знаете, зря свой хлеб не едят. речь идет ведь не об одной стране,а о всем земном шаре.

Оценка: крайне низкая.

P.S. Мысли вслух: Если такое прошло в полуфинал, то что же было на более ранней стадии конкурса?

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Парашютики не забываем!»

Konst, 28 июля 2011 г. 11:42

Незамысловатый, но довольно симпатичный рассказ. Не совсем согласен с теми, кто говорит про «набившую оскомину». Да, история узнаваема, но в отличие от «детсадовских полицейских», для ГГ его новая роль является не обузой, а психологическим спасением. За этот нетривиальный разворот сюжета — автору плюс. А также за комичные образы ГГ, капитана Горелова и забавные диалоги.

Минус — за всех этих кукол Семенович и балдисов ельшей. Сам по себе прием сатирической аллюзии, конечно, неплох, но здесь исполнен уж слишко «в лоб» и от того все это выглядит несколько безвкусно и лишь портит впечатление.

Оценка: выше средней. По крайней мере, своего места в полуфинале рассказ достоен. Спасибо автору за доставленное удовольствие.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Юрий Погуляй «След капеллана»

Konst, 28 июля 2011 г. 11:17

Вселенная Warhammer мне не знакома. Поэтому я не могу воскликнуть: «ах, какая прелестная стилизация». Для меня -это фантастический боевик в весьма и весьма посредственном исполнении. Тот самый трэш, «бессмысленный и бесподщадный».

Признаюсь, во время чтения у меня мелькало подозрение, что это какой-то гротескный стеб над жанром, но серьезность концовки меня в этом разубедила.

Оценка крайне низкая.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Белый свет»

Konst, 26 июля 2011 г. 12:35

Хочется похвалить автора за хороший язык и манеру повествования. А также за владение «писхологической составляющей»(несмотря на предсказуемость развития событий, рассказ держит в напряжении).

Но вот выбранный сюжет... Все это уже читано и смотрено не раз и не два. И, видимо, сама сущность этой идеи такова, что как более, так и менее удачные произведения на данную тематику, развиваются практически по единой схеме. Именно из-за этого данный сюжет оставляет любому, вновь обращающемуся к нему, автору очень мало пространства для того, чтобы удивить читателя свежестью и оригинальностью подхода. Хотя, надо отдать должное этому рассказу, финал получился, хоть и предсказуемым, но эмоционально сильным.

Оценка: средне. Но в тоже время, литературные способности автора мне понравились. Было бы интересно увидеть, как они могут реализоваться в других, менее тривиальных сюжетах.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Андрей Кокоулин «Небезнадёжен!»

Konst, 24 июля 2011 г. 19:26

Работа, которую хотелось бы увидеть в финале. Забавно, что мои впечталения практически полностью совпали с отзывом ofashadow: «...сначала аж не знал как бы покрасивше вывалить на автора ушат говна. Уж больно все эти клише (чешущий задницу русский Иван, инопланетяне, заинтересовавшиеся Россией, недалекий генерал Лебедь, толпа репортеров в деревне и прочее) осточертели. Но уж больно клево написано. Вот отличный пример хорошего юмористического фантастического рассказа...»

От себя добавлю, что это пример удачного «литературного минимализма». У автора получилась очень даже достойная, как для любительского уровня, работа без стремления поразить закрученным сюжетом или неожиданным финалом, удивить глубокой философией или заставить рефлексировать над морально-этическими проблемами и т.д. и т.п.

Спасибо автору за легкий, приятный и жизнеутверждающий рассказ.

P.S. Отдельное «браво» постельной сцене. Несколько раз перечитал и каждый раз смеялся в голос.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «О бедном вампире замолвите слово…»

Konst, 24 июля 2011 г. 19:00

На данный момент (прочитана 21 конкурсная работа) этот рассказ произвел на меня наиболее приятные впечатления. Казалось бы, вампирская тема настолько, в последнее время, набила оскомину большинству читающей публики, что использовать ее для конкурсного рассказа заведомо гиблое дело. Однако автору удалось направить эту тему в русло социальной сатиры, обойдясь при этом без заезженных клише с романтичными девицами, чесноком, колами и т.д.

Заставляет горько улыбнутся и сама идея о том, что в нашей бюрократической системе не останется голодным даже лишенный своих классических атрибутов вампир.

Было бы приятно увидеть это рассказ в финале.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Бремя»

Konst, 24 июля 2011 г. 18:38

Произведений на тему некой тайной системы или службы, занятой регулированием ключевых вопросов жития-бытия простого человека, вагон и маленькая тележка. Причем как в фантастике, так и в художественной эзотерике. И представленное произведение среди них, к сожалению, ничем особым не выделяется и не запоминается. Оценка: ниже среднего.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Любимый сайт. Избранное»

Konst, 23 июля 2011 г. 13:23

Вот уж воистину сколько людей, столько и мнений. На меня, в отличие от Roland23, рассказ произвел прямо противоположное впечатление.

Да, сама идея интересна, как и оригинален, на фоне остальных конкурсных работ, выбранный эпистолярный жанр в его современной форме (форум). Но вот исполнение совершенно никакое. Если бы автору удалось вжиться «в шкуру» своих героев, показать через форумные диалоги разнообразие характеров, раскрыть социально-психологические проблемы, с которыми сталкиваются пробужденные — его работа вполне могла бы претендовать, если не на победу, то на место в тройке. На деле же имеем скорее стенограмму, чем литературное произведение. Рассказ состоит из по большей части, из пустопорожнего форумного трепа, с перескакиванием из темы в тему. Из-за чего сюжет, как таковой, остуствует. По моему, вместо нарезки из тем и разделов сего форума зомби, куда выигрышнее смотрелась бы какая-то одна тема, событие, вызвавшее широкий резонанс и приведшее к серьезной дискуссии со стороны участников. Это дало бы рассказу сквозной сюжет, а также позволило бы автору в полной мере реализовать потенциал, пришедшей к нему идеи для конукурсного произведения.

P.S. На данный момент прочитана половина работ, вышедших во второй тур. Для меня, пока, это наиболее слабый рассказ, наряду с «Магией для блондинки».

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Механический Купидон»

Konst, 23 июля 2011 г. 12:47

Перевалив за половину данного произведения, стал думать, что отзыв мой будет из разряда «скорее положительный». Потому что получился довольно неплохой рассказ, о том как в далеком будущем люди настолько далеко ушли по пути технического прогресса, что разучились общаться и знакомится друг с другом. Единственное чего мне слегка не хаватало, так это чуть более детального описания мира будущего, а также того, как человечество дошло до жизни такой.

Но все перечеркнула последняя строчка. По видимому, уважаемый автор рассчитывал таким образом поставить эффектную точку. Но вышло с точностью до наоборот. Это полностью разрушило достоверность сюжета.

Итак, автор утверждает, что весь этот сыр-бор с первым свиданием закручен вокруг последних двух людей на Земле. Про роботов, что они тоже последние, такого не утверждается. Следовательно, делаем вывод, что на Земле господствует некая машинная цивилизация. Отсюда вопрос, зачем машинам, которые, как известно, чувствам не подвержены, а действуют руководствуясь принципом логической целесообразности, так «заморачиваться» со всем этим ритуалом знакомства. Да и вообще, зачем им заботится о сохранении рода человеческого, который себя уже довел «до ручки». И даже, если было решено сохранить чедловеческий вид, как некую «экзотическую зверушку», или еще по какой-либо причине, то в этом случае, куда проще взять у этих двоих образцы генетического материала.

Кроме того, с такой концовкой ко всем чертям летит и достоверность внешнего мра, в котором разворачивается действие рассказа. Мне непонятно почему машины так озабочены созданием комфортного быта для этих двоих: выращивают для них кофе и персики, разводят коров для плучения молока, организовали службу автоматического такси и открыли кофейню и т.д.

Более того, автор сам попал в ловушку своей погони за эффектной концовкой. Главный герой говорит следующее: «А еще, что странно, я не умею пить из банки или бутылки, пролью обязательно или поперхнусь. Приходится выливать напиток в стакан или кружку. Из-за этого я всегда боюсь, что меня сочтут высокомерным». Кто его сочтет высокомерным, чьего мнения он так боится, ведь людей то в его окружении нет?????

В общем, отличный пример того, как одним предложением можно «убить», в принципе, весьма достойный (по меркам любительского творчества) рассказ.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Алексей Чвикалов «Безлимит»

Konst, 20 июля 2011 г. 23:03

Если автор из Украины, то рассказ явно на злобу дня. Не дай Боже, кому-нибудь из наших творцов пенсионной реформы попадутся на глаза такие идеи. В этом случае художественный вымысел рискует стать былью.

И все бы ничего в этом произведении, но хорошие впечатления от первой половины рассказа серьезно портит концовка. Она производит впечатление инородного тела, взятого от совершенно другого жанра, нежели социальная фантастика.

«Никто не знал, куда делся Степан Захарович. Пропал. Исчез. Откуда в квартире Смиренко появился старый пёс, люди тоже не знали». Извините, уважаемый автор, но это «никто не знал», на самом деле, означает «я не смог придумать внятное объяснение».

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Убийство девочки-оленя»

Konst, 20 июля 2011 г. 22:15

Сестру главного героя изансиловал эльф. С целью отомстить мальчик вступает в сделку с демоном. В итоге обидчик умирает жестокой смертью, а мальчик осознает, что убийство, пусть и негодяя, — не есть хорошо. Вот, собственно, и весь рассказ, прямой и бесхитростный, с абсолютно линейным сюжетом и избитой моралью. И если бы автор, хотя бы, чуть глубже проработал психологию персонажей, отношения мальчика и демона, от этого его произведение бы только выиграло. А так, увы, неинтересный и малозапоминающийся рассказ.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Полина Кузаева «Юм»

Konst, 20 июля 2011 г. 17:07

Хороший, добрый и немного грустный рассказ. О том, как в размеренную жизнь взрослого семейного мужчины неожиданно приходит любовь. Тема конкурса не только выдержана, но и представлена в интересной трактовке: показано что на какие резкие перемены в своей жизни готов пойти человек лишь бы не дать свершиться тем переменам, которые за собой несет новая любовь. Да, присутcтвует на грани приторности некоторая доля романтической идеализированности чувств и поступков героев. Но на общем фоне, представленных на конкурс работ, рассказ выглядит вполне достойно и оставляет приятное впечатление.

Насчет финальных перспектив не уверен, но свое место в полуфинале данная работа занимает по праву.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Сергей Игнатьев «Магия для блондинки»

Konst, 19 июля 2011 г. 23:46

Да простит меня автор, но рассказ совершенно не понравился.

Во-первых, довольно избитый сюжет. Герой-неудачник отправляется по объявлению, обещающему счастья, власти, любви, богатства, избавления от проблем и вредных привычек (нужное подчеркнуть) и попадает в некую загадочную организацию, воспользовавшись услугами которой получает волшебную палочку, заклинание, жидкость, таблетку (нужное подчеркнуть). В результате он обретает …. (ну вы поняли, нужное подчеркнуть). И, естественно, есть какой-то подвох в полученном, который не даст нашему герою мирно доживать остаток дней без проблем в любви, богатстве, могуществе и власти.

Во-вторых, понятно, что абсурдно требовать от автора-любителя сказать новое слово в жанре или раздвинуть сюжетные горизонты. Но ведь даже основные моменты сюжета толком и не были раскрыты. Так, например, вместо хоть какой-то информации о том, что же это за организация с таким претенциозным названием «Конгломерат Теней» и в чем ее, извиняюсь за выражение, «фишка», мы получаем пустопорожний треп двух служащих. Также остался за кадром сам процесс преображения героя, что в подобном сюжете является одним из ключевых моментов вокруг которого и закручивается кульминация произведения.

В-третьих, хотя использование смайликов в отзывах считается на фантлабе дурным тоном, но некоторые используемые автором словосочетания и эпитеты ничего кроме :facepalm: не вызывают. «Туманно-серые глаза жрицы-весталки. Сочный вишневый рот жрицы-вакханки». И чуть дальше по тексту: «она… мотыльком порхает вдоль линий ночных огней, растянувшихся с вечера пятницы до утра понедельника, из клуба в клуб, с танцопола до чиллаута, как клубничная долька, падающая навстречу бегущим вверх пузырькам шампанского». Вакханка на чиллауте – это no comments, одни смайлики :facepalm: :facepalm::facepalm:

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Так хочет Бог»

Konst, 19 июля 2011 г. 22:37

Рассказ оставляет приятное впечатление. Автору хорошо удалось нарисовать психологический портрет «маленького человечка». Маленького не по росту, а по уровню морально-нравственного развития и социальной ответственности.

Таков главный герой рассказа Василий Денисович: крайне исполнителен и усерден в выполнении как своих непосредственных обязанностей, так и приказов начальства и особо не задумывается над тем, что он делает, лишь бы сделать то, что по должности положено, да начальство было довольно. Карьера, которую сделал наш герой, как и положено жанру рассказа, фантастична, но, в то же время, автор четко уловил тот момент, что такие люди при определенных обстоятельствах могут быть продвинуты довольно высоко по карьерной лестнице. Потому как

по своей природе они очень удобны для тех, кто любит стоять за кулисами и дергать за ниточки.

Кстати, мне довелось в реальной жизни наблюдать такого «Василия Денисовича». Он, правда, не стал Великим Президентом, а дошел до должности декана факультета местного ВУЗа. И могу подтвердить правдоподобность психологии ГГ рассказа: такие люди заняв высокий пост из угодливого и подобострастного исполнителя превращаются в тирана, причем оправдывают свои нелицеприятные поступки исключительно высокими целями и заботой о благе окружающих.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

М. Джон Харрисон «Вирикониум»

Konst, 29 июня 2011 г. 20:20

Есть у Г.Ф. Лавкрафта рассказ под названием «Селефаис». В нем ГГ видит сны о городе потрясающей красоты. Если бы мне сказали, что «Вирикониум» имеет такое же происхождение, я бы поверил в это безоговорочно. Потому что цикл М. Дж. Харрисона куда более похож на дневник сновидений, нежели на литературное произведение в привычном понимании.

«Вирикониум» подарил мне уникальный читательский опыт. Впервые, по самой простой и первичной шкале оценки прочитанного: «понравилось – не понравилось», я вышел на чистый «0». Я не могу сказать, что книга мне понравилась, но сказать, что мне не понравилось, я тоже не могу.

На одной чаше весов классический литературный стиль, прекрасный образный язык повествования и какая-то нереальная, запредельно изощренная фантазия автора. Картины, которые рисует перед нами воображение Харрисона, настолько сильны и разнообразны, что вызывают у читателя полный спектр эмоций: от восхищения до отвращения.

На другой чаше весов те самые недостатки, на которые указал в своем отзыве Karavaev: бессилие фабулы, поруганная логика повествования, неудачные попытки слепить изложенное в книге в единое полотно.

И обе эти чаши уравновешивают друг друга.

Что касается рекомендаций, то, пожалуй, «Вирикониум» не стоит рекомендовать массовому читателю. Этот цикл, скорее, для гурманов, ценителей жанра. И то, без какой-либо гарантии, что творение М. Дж. Харрисона войдет в число их любимых книг. Но даже при таком прогнозе с ним стоит ознакомиться. Хотя бы для того, чтобы увидеть пример того, как в таком предсказуемом жанре как фэнтези, где в сюжетной рецептуре все давным-давно взвешено, отмеряно и определено, можно сотворить нечто штучное и из ряда вон выходящее. Не «new», но «very» weird.

Гарантировать можно лишь одно. Вне зависимости от итоговых впечатлений, этот цикл надолго останется в Вашей памяти, гордо возвышаясь над серой массой одноликих фэнтезийных сериалов.

Оценка: 7
–  [  23  ]  +

Вера Камша «Отблески Этерны»

Konst, 27 марта 2011 г. 23:28

Пожалуй, мое знакомство с этим циклом остановится на 3-х романах.

Начиналось все очень даже многообещающе:

- мир, историческим прототипом которого является эпоха Нового Времени (в отличие от традиционного и уже немного набившего оскомину Средневековья);

- вереница ярких, запоминающихся и, главное, «живых» персонажей. Каждый со своей личной историей («стартовой позицией» в цикле), психологией и устремлениями. А отсюда и отличные долгоиграющие перспективы для автора в плане развития линии «становление, взросление героя», что, в свою очередь, позволяет читателю рассчитывать на многоплановое эпическое полотно;

- интересный и динамичный сюжет, удачно сочетающий дворцовые (и прочие) интриги и военные кампании.

Благодаря всему перечисленному, «Красное на красном» оставляет очень приятные впечатления и вопрос «читать ли дальше» решается положительно. Но, увы, чем дальше в цикл, тем «толще» недостатки. И хотя обе первые книги «Отблесков Этерны» были прочитаны быстро и с примерно равным интересом, но закрыв последнюю страницу «От войны до войны», я с удивлением осознал, что при том же объеме тома количество сюжетообразующих событий заметно снизилось. Кстати, сейчас, спустя полгода, я хорошо помню сюжет «К. на к.», а вот из второй книги в памяти всплывают лишь несколько эпизодов. И это при том, что читал я их одну за другой.

Третью книгу «Отблесков» читал уже после некоторого перерыва и, с сожалением обнаружил, что снижение качества повествование от тома к тому растет в геометрической прогрессии.

Темп развития сюжета замедлился до невозможности. Вместо поступательного рассказа основной истории, автор жонглирует сложившимся набором типовых сценок (Рокэ и сотоварищи, Рокэ и женщина(-ы); Альдо-Эпинэ-Матильда; Луиза Арамона на службе у королевы; Канцлер в заботах о государственных делах и т.д.). Каждая «сценка» со своим устоявшимся набором типичных ситуаций и диалогов. Знаете, о некоторых музыкальных группах критики говорят, что они всю свою карьеру играют одну песню. Вот и в «Лике победы» создается впечатление, что от главы к главе в отношении каждой линии персонажей перед тобой раз за разом прокручивают один и тот же их «личный» эпизод.

Да и сами герои эпопеи становятся все более и более статичными. Особенно это касается несомненной авторской удачи – Рокэ Альвы. Это яркий, харизматичный герой, из тех, кто прогибает изменчивый мир под себя. Человек со сложным и неоднозначным характером, не чуждый поистине благородных поступков, но и способный хладнокровно и безжалостно убить, если того требуют обстоятельства. В «Лике победы» Рокэ Альва начинает стремительно «бронзоветь», превращаясь в мужской аналог знаменитой фразы из классической советской кинокомедии: «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Перед нами непобедимый полководец, великолепный фехтовальщик и просто красавец, у ног которого все женское население Катрианы от юных девиц до зрелых матрон.

Также для меня осталось загадкой для чего в романах периодически появлялись эпизоды мистического характера. Чего-то существенного в общую картину они не добавляли, а порой и вовсе выглядели искусственными вставками. То ли не все изначальные задумки автору удалось реализовать, то ли эти «ружья» должны выстрелить в более поздних книгах цикла, то ли это дань пожеланиям\требованиям издателя.

В общем, 2\3 «Лика победы» я уже читал по диагонали. Продолжать знакомство с циклом не буду, хотя с кратким содержанием, пожалуй, ознакомился бы.

Итог: «Отблески Этерны» в очередной раз подтвердили, что:

1. Трилогия – это, за редким исключением, оптимальный формат для эпической истории.

2. Не каждому автору, способному написать хороший одиночный роман, дано создавать успешные многотомные эпопеи.

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

Konst, 20 февраля 2011 г. 11:07

Признаюсь, покупая увесистый том из серии «3 в 1», испытывал некоторые сомнения относительно того, будет ли мне сегодня также интересен Ж. Верн, как это было в подростковом возрасте. Но уже первые главы полностью развеяли мои сомнения: яхта «Дункан», акула, бутылка с посланием… И вот начинается увлекательное путешествие по 37-й параллели. В нем героям предстоит пересечь Атлантику, Южную Америку и Австралию, попасть в шторм, пережить сход лавины, сильнейшую грозовую бурю, наводнение, столкнуться с бандитами и жестокими аборигенами и мн. др.

Читая роман, я испытал удивительную смесь ностальгии и открытия заново. Мне кажется, что одна из главных причин такого 150-летнего успеха «ДКГ» — это очень удачное сочетание приключенческого романа и «занимательной географии». В этом произведении во всей красе раскрылась одна из граней писательского гения Ж. Верна. А именно, умение настолько искусно и органично вплетать в ход основных действий сухие научные факты, что все это читается как единое целое, без каких-либо «спотыков» или желания пролистнуть страницу. Кстати, возможности, которые предоставляюет современному человеку Internet, позволяют увидеть на фотографиях большинство из тех мест, где проходили поиски капитана Гранта, что добавляет яркости впечатлениям от книги.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Konst, 8 января 2011 г. 19:40

Прежде всего, хочу сказать спасибо команде этого сайта за рубрику «фантлаб рекомендует», без которой я бы не узнал об этой замечательной книге.

Не буду рассыпаться в эпитетах «абсолютный шедевр», «лучшее за…лет». Все таки, со времени регистрации на фантлабе, я редко попадаю на книги, которым хочется поставить меньше 8 баллов. Но скажу однозначно, «Дом, в котором…» — это одна из 2-х наиболее необычных и запоминающихся книг, что я прочел за последние 3 года. Другая – это «Маленький, большой» Дж. Краули. И что любопытно, в обоих произведениях на правах одного из главных героев выступает Дом. Хотя этим, да еще, пожалуй, жанром магического реализма, их сходство ограничивается.

Одним из «китов», на которых стоит успех книги и долголетие читательской любви является способность автора создать самобытный, живой и интересный Мир. М. Петросян не только блестяще справилась с этой гроссмейстерской задачей, но даже совершила творческий подвиг сродни Левше, подковавшему блоху. Мир ее дебютного романа умещается в границах интерната для детей-инвалидов.

Это Мир-в-миниатюре, но ему присущи все атрибуты Большой Литературной Вселенной: своя история и мифология; галерея ярких и харизматичных правителей (лидеры групп); многообразие народов (группы), проживающих на четко разграниченных территориях (комнаты и этажи), давние конфликты и даже Большая Тайна.

Второй «козырь» романа – это его герои. Здесь есть главные и второстепенные персонажи, отталкивающие и вызывающие симпатию, нет одного – штампованных статистов и «говорящих голов». И пусть мы не знаем имена обитателей Дома, а нам известны лишь их прозвища – каждый это Личность, Характер, Жизненная История.

Если говорить о недостатках книги, то тут объем сыграл свою злую шутку. Все таки, 900 страниц для дебютного романа довольно серьезная высота. В результате «Дом, в котором» перенасыщен детальным описанием повседневного быта воспитанников. А вот сама генеральная сюжетная линия развивается весьма и весьма неторопливо. Из-за этого появляется риск постепенного снижения читательского интереса с каждой сотней страниц.

В связи с этим, исходя из личного опыта, дам одну рекомендацию. Когда у Вас станет возникать настойчивое желание начать читать «по-диагонали», отложите книгу на несколько дней. И возвращайтесь, когда появится не менее настойчивое желание узнать «ну что же у них там дальше было». Это, конечно, удлиняет сроки прочтения, но позволяет сохранять интерес и хорошее впечатление.

Резюме: один из ярчайших дебютов уходящего десятилетия, эдакая «Республика ШКИД» 21 века. Книга, достойная того, чтобы ее занести в личный рекомендательный список.

В заключение, хочется пожелать М. Петросян, чтобы ее миновало явление, аналогичное тому, которое в музыкальной индустрии носит название «синдром второго альбома».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Пол Мелкоу «Доктор Силач и скука»

Konst, 21 ноября 2010 г. 14:36

Американцы – самая читающая нация в мире. Не верите? А если так: американцы – самая читающая комиксы нация в мире. А плотность супергероев всех мастей на душу населения США такова, что от NY до LA обыватель может спать спокойно: у зла нет ни единого шанса.

Юмористический рассказ П. Мелкоу открывает нам невидимую сторону супергеройского жития. Оказывается, им тоже бывает грустно от того, что не с кем просто поговорить по душам, и в их в супергеройской работе тоже присутствует своя рутина.

Главное достоинство данного рассказа в том, что П. Мелкоу удалось иронично постебаться над устоявшимися клише рассматриваемого жанра («Несколько секунд он рассматривал Машину Судного Дня, потом выдернул главный элемент. Часы остановились – до гибели мира оставалось 2 минуты 15 секунд. Многовато по меркам Гильдии нужно было немного подождать»).

В мире, где живет Доктор Силач, у супергероев есть своя Гильдия, со строгим уставом, еженедельными собраниями и даже группами психологической поддержки. («Их отделение Гильдии имело самый низкий уровень смертности очевидцев супербаталий на все Среднем Западе, всего 713 человек за прошлый год»»). Отдельного упоминания заслуживают псевдонимы персонажей: Доктор Капут, Фло Метеоризм, Газовый Йорг, Нарушитель Авторских Прав и др.

При чтении «Доктора Силача и скуки» у меня создалось впечатление, что так могли бы выглядеть «Хранители», будь они сняты в жанре пародии. Хорошей, замечу, качественной пародии. В целом, рассказ оставляет очень приятное впечатление и, на мой взгляд, входит в число лучших в сборнике «Десять сигм».

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Михаил Успенский «Райская машина»

Konst, 5 сентября 2010 г. 20:38

Вместо эпиграфа

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В советские времена был один анекдот. В нем профессор, принимающий вступительные экзамены в ВУЗ, обнаруживал, что абитуриент не знает ни кто такой Ленин, ни что была такая Великая Октябрьская Революция и т.д. Ошарашенный профессор спрашивал у юноши, откуда тот приехал. Получив ответ, профессор мечтательно восклицал: «Вот бы бросить все и уехать в ваш N-ск».

«Райская машина» — это тот же анекдот, только сюжетно вывернутый наизнанку и превращенный в страшную сказку для взрослых. Главный герой, эдакий рефлексирующий интеллигент с говорящей фамилией Мерлин возвращается из глухой тайги в социум после нескольких лет добровольного отшельничества. И попадает в «дивный новый мир»: в страну введены миротворческие войска ООН, состоящие из сикхов; случайным спасителем от местечковых грабителей становится масай; все прогрессивное человечество мечтает попасть на какой-то Химэй, а молодежь бьет олдей (стариков, а не писателей). И ГГ ничего не остается как разбираться в этой головоломке и решать один из вечных вопросов русского интеллигента «что делать»?

Благодаря небольшому объему и динамично развивающемуся сюжету роман читается легко. Правда, когда начинаешь замечать еще и написанное «между строк», а также проводить параллели с днем сегодняшним – становится если не страшно, то, как минимум неуютно.

«Райская машина» — это, наверное, лучшая отечественная социальная фантастика, прочитанная мной за последние несколько лет. У М. Успенкого получился отличный роман-предупреждение. Если мы забудем, что человек – это существо мыслящее, если превратимся в некритичных, бездумных потребителей того информационного продукта, которым через СМИ нас потчуют сильные мира сего, то однажды, говоря словами одного из героев книги, станем собираться в Нижний Мир, хотя будем думать, что в Верхний.

P.S. Слово «минетжеры» теперь прочно вошло в мой лексикон.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Тед Чан «Вавилонская башня»

Konst, 15 июня 2010 г. 16:54

Вот уж воистину, все гениальное просто. Все мы знаем историю о вавилонской башне и чем она закончилась. Но Тед Чан решил пофантазировать на тему «а что если...». И в итоге мы имеем отличный рассказ, в котором строителям той самой вавилонской башни удалось свершить задуманное. Бесспорно, башня — главный герой этого произведения, удивляющий воображение своими монументальными масштабами и внутренним устройством. Но при этом, изюминка рассказа в том, что Тед Чан материализовал мифологические представления древних людей (башня преодолела «уровень солнца», звезды — маленькие горящие сферы ит.п.). Благодаря этому подходу такие выражения как «небесный купол», «небесная твердь», «разверзлись хляби небесные» обрели свое физическое воплощение.

Правда, концовка немного разочаровывает, но при этом ей не откажешь в оригинальности.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Пандем»

Konst, 9 мая 2010 г. 11:26

Пусть не все романы Дяченко можно назвать удачными, но широта вопросов человеческого бытия, которые они поднимают в своих книгах, вызвывает огромное уважение.

Утопия редкий гость в своременной отечественной фантастике. Быть может, потому что читатель предпочитает чтобы ему щекотали нервы, а не напрягали голову; быть может, потому что написание убедительного романа об идеальном устройстве общества требует больше труда и таланта, чем книга о «войне всех против всех» в мире, пережившем ядреную катаклизму.

Итак, однажды в наш мир приходит Пандем — существо практически всеведущее и всемогущее.

«Ты можешь сделать небо зелёным? Или сиреневым? Изменить состав атмосферы таким образом, что…

– Могу. Но для этого не обязательно менять состав атмосферы. Я могу сделать так, чтобы люди видели небо сиреневым».

Пандем способен общаться с каждым напрямую в виде «голоса в голове» и читать его «душевные порывы», он желает человечеству покоя и счастья.

Что произойдет, если человечество будет избавлено от необходимости вести конкурентную борьбу за ресурсы; если исчезнут голод, войны, болезни, преступность, значительно увеличится продолжительность жизни; если отпадет нужда работе ради заработка, а каждый получит возможность реализоваться в той сфере, которая ему по душе? Как будет меняться социальное устройство общества, семейные отношения и психология человеческого вида вцелом через год, 5, 10, 15 и т.д. лет после прихода Пандема? Все эти вопросы исследуют Дяченко в своем романе о становлении молодого бога и неспособности (нежелании?) человечества повзрослеть. Причем реализована эта художественная задача в виде семейной саги, где все происходящие изменения иллюстрируются через жизнь нескольких поколений одной семьи: «стариков», «молодых взрослых», «детей» и тех, кто родился уже полсле пришествия Пандема.

В заключение, позволю себе маленький спойлер: намерения Пандема действительно благие, не ждите, как некоторые :shuffle:, что вот-вот и начнется порабощение и «новая матрица», дабы в полной мере насладиться этой замечательной, умной книгой.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Скотт Линч «Хитрости Локка Ламоры»

Konst, 8 апреля 2010 г. 16:00

После нескольких серьезных книг захотелось мне чего-нибудь легко-развлекательного, но при этом не примитивного. И я вспомнил про «Обманы Локки Ламоры», давно маячившие у меня рекомендациях.

Надо сказать, книга полностью оправдала мои ожидания. Как и хотел, я получил легкий искрометный авантюрно-плутовской роман из жизни фэнтезийных «детей лейтенанта Шмидта».

Вполне достойный дебют для 28-летнего автора: не лишенный определенных недостаков, но приятно радующий богатством фантазии, как в описании города, в котором происходит действие романа, так и по части переделок, в которые попадают главные герои. Чувствуется, что Линч писал не только, чтобы «бабла урвать», а что ему самому нравилось погружаться в мир своей фантазии. История кварталов и банд, Лжесвет, башни из древнего стекла, сад, в котором Жеан обучался боевым искусствам и многие другие «фишечки» — все это делает мир романа ярким и живым, не дает читателю заскучать ни на минуту. А экскурсы в прошлое героев, которыми заканчивается каждая глава, получились не менее увлекательными, чем основная сюжетная линия. Даже больше, собранные в единый текст, могли бы составить полноценный приквел.

Еще раз повторюсь, я не гнался за шедевральностью или философскими глубинами. Недостатков в книге тоже хватает,

но я готов простить те же «счастливые спасения», ведь автор старался так закрутить сюжет, чтобы мне читателю было интересно. И ему это удалось. Единственный «перебор» — финальная схватка, в которой получивший несколько тяжелых ран Локки, все-таки одолел противника явно превосходящего в искусстве владения холодным оружием.

Особая прелесть книг подобных «Обманам Локки Ламоры» в том, что они хоть и доставляют удовольствие, но не западают надолго в душу и в память, а поэтому через пару-тройку лет их приятно будет перечитать вновь.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Джоан Виндж «Снежная королева»

Konst, 18 марта 2010 г. 22:29

Добавлю свою ложку дегтя в бочку хвалебных отзывов.

В свое время, принять решение о покупке этой книги меня сподвигло три фактора:

- аннотация, позволяющая расчитывать на интересный и оригинальный сюжет;

— наличие в копилке романа двух престижный премий;

— высказывание (на задней странице обложки) кого-то из корифеев жанра о том, что «Снежная Королева» — книга, по масштабу и текстуре сравнимая с «Дюной» (самым любимым моим НФ-романом).

Что же я получил:

- «аранжировку» сказки Андерсона;

- вместо обещанного «масштаба и текстуры» единственное, что роднит творение Виндж с «Дюной» — наличие отсталой планеты, обладающей уникальным ресурсом, который позарез нужен всей остальной Вселенной;

- характерную манеру повествования, которой частенько грешат женщины-фантасты. Имеется в виду крен в область чувственно-эмоциональных переживаний героев в ущерб развития сюжета. Местами «Снежную королеву» от дамского романа отделяет один маленький шаг.

Не буду говорить об этом произведении в оценочных категориях, что мол книга «плохая» или «неинтересная». Свою благодарную аудиторию она, несомненно, имеет, а расказанная история любви заслуженно находит отклик в женских сердцах. Однако я ожидал гораздо большего. Отсюда и такая низкая оценка.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

М. Джон Харрисон «Рыцари Вирикониума»

Konst, 29 января 2010 г. 09:08

Я бы не стал слишком строго судить этот рассказ, оценивать его как отдельное произведение. Это скорее эпиграф-набросок, увертюра, такое себе приглашение (для тех кому отзовется) войти в мир Вирикониума. Рассказы и повести, составляющие весь цикл, чем-то напоминают отдельные сны. Рискну предположить, что образ ГГ «Рыцарей Вирикониума», наблюдающего на гобелене различные «жанровые сценки» — это своеобразный автопортрет писателя.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Кормак Маккарти «Дорога»

Konst, 18 января 2010 г. 11:17

Постапокалиптика входит в число моих любимых жанров. Признаюсь, в нем я еще не встречал романа столь незамысловатого в сюжетном плане и, одновременно, столь сильного по глубине эмоционального воздействия.

Приступая к чтению «Дороги», лучше оставить в стороне свои ожидания, сформировавшиеся под влиянием прочитанных книг о Земле, пережившей глобальную катастрофу. Здесь нет ужасных пейзажей, толп мутантов, войны между полуодичалыми бандами за ресурсы и территорию, фигуры Спасителя и пр. атрибутики, характерной для данного жанра. Здесь есть двое: отец и сын, и …. дорога. Долгая дорога на юг. Каждый миг их жизни, каждый метр их пути подчинен одному – выживанию.

Всю книгу, уютно устроившись на диване, ты задаешь себе лишь один вопрос: разве стоит такая жизнь того, чтобы жить дальше? Это даже жизнью назвать язык не поворачивается. Скорее, бесконечный побег от смерти, в надежде оторваться хотя бы на 2 шага. Шансы на успех ничтожны. А наибольшая радость — обнаружить нетронутые запасы съестного. И ты понимаешь, что самый разумный выход из этого – это прекратить мучения, воспользоваться пистолетом. А они идут…

Отдельного упоминания заслуживает авторская манера письма. С другими книгами К, Маккарти я не знаком, поэтому не могу судить является ли это общехарактерным для его творчества, или отдельной удачной находкой. Короткие, отрывистые предложения. Они больше подходят для срочного репортажа с места событий, нежели для художественного произведения. Как вдруг, эта слегка раздражающая скупость изложения, словно заправский гипнотизер погружает читателя в легкий транс, создавая эффект присутствия в мире, где изящные мыслительные конструкции являются непозволительной роскошью. (Смешно вспоминать, но когда поздно вечером жена прошла по коридору мимо комнаты, где я читал «Дорогу», я неслабо вздрогнул, а мозг какие-то доли секунды оценивал пространство за диваном как возможное убежище в случае нападения.)

Порадовал и открытый финал. С одной стороны, Маккарти оставил читателю «луч света в темном царстве», с другой, не свел все к банальному хэппи-энду.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как сложилась судьба мальчика после смерти отца и встречи с «хорошими людьми» — каждый в праве решать для себя сам.

В одной из интернет-рецензий на эту книгу мне попались такие слова: « роман о живых в мертвом мире». Пожалуй, лучше и не скажешь.

Оценка: 10
⇑ Наверх