Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mak-grou» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 октября 2021 г. 00:59

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.

Для меня этот роман Альбины Нури стал настоящим открытием. Ну, или может, просто удачно попал под настроение (параллельно читал третью книгу цикла «Тёмная башня» Стивена Кинга и в пику всему чуждому американскому захотелось чего-то родного, нашенского). По крайней мере, прочёл я его взахлёб за 1 день.

Раньше книги автора уже мелькали перед глазами, но из-за аляповато-аморфного оформления обложек и аннотаций, больше напоминающих женскую любовно-мистическую прозу, я без особого интереса проходил мимо. Однако когда появилась возможность прикупить пяток авторских книг в одной подарочной упаковке с хорошей скидкой (743 р.), я решил рискнуть. А заодно докупил до комплекта 6-ю книгу (на самом деле книг больше, но других в твёрдой обложке я не нашёл), которая как раз и оказалась «Пятым неспящим», с неё и решил начать чтение.

Итак, о чём роман? Зима, предновогодние дни, наше время. В загородный коттедж близ Казани приезжают отдохнуть женщина по имени Румия и её взрослая дочь Роза. Коттедж находится в небольшом посёлке в стороне от трассы и принадлежит пожилой тётке Румии — Римме, там же живёт и родной брат Риммы — Роберт Ринатович, отец Румии (почему-то все имена на «Р»). Все четверо готовятся встретить Новый год: предпраздничная суета, кто-то готовит блюда, кто-то накрывает на стол. И вот в какой-то момент новогоднего застолья они разом теряют память, а проснувшись на следующий день в своих кроватях думают, что всё это результаты похмелья и продолжают отдыхать дальше. Но тут выясняется, что посёлок будто вымер, у героев всё больше развивается бессонница, а кто-то снаружи по ночам наблюдает за домом и этот «пятый неспящий» возможно даже не человек…

Прежде всего, меня покорила манера повествования – каждая глава здесь расписана по дням и подаётся последовательно от лица одного из 4-х героев, например, 1 января от лица Розы, 2 января от лица Румии и т.д., что очень оригинально. При этом сюжет развивается не только в настоящем: глазами каждого героя мы наблюдаем за событиями предыдущих дней, а также окунаемся в воспоминания прошлых лет. И вот эти воспоминания, истории в историях о жизни героев, об их отношениях, семейном быте, на мой взгляд, поданы очень увлекательно и не дают оторваться от книги, пока не дочитаешь. Ну и плюс главная загадка, которая держит интригу, несмотря на то, что кое о чём начинаешь догадываться чуть ли не с самого начала. Тут главное, как это подано: именно манера повествования отличает роман от таких похожих, по моему мнению, книг, как «Безмолвная земля» Грэма Джойса и «Убыр» Шамиля Идиатуллина. Помнится, при написании отзывов первому произведению я выставил шестёрку, а второму девятку. Так вот, «Пятый неспящий» где-то посередине между ними – по атмосфере он немного не дотягивает до «Убыра», но увлекательностью истории превосходит «Безмолвную землю». Моя оценка 8 из 10, очень хорошо.

P.S.: во время чтения я даже полез в интернет, чтобы больше разузнать об авторе. Как оказалось, её полное имя Альбина Нурисламова, родилась и долгое время жила в Казани (там же одно время проживал и Идиатуллин, кстати), а затем в поисках лучшей жизни эмигрировала в Сербию, где целиком посвятила себя писательскому поприщу. Что ж, пожелаю ей успехов и надеюсь, остальные книги будут не менее увлекательны.


Статья написана 21 октября 2021 г. 00:23

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.

К сожалению, этот небольшой роман Жанны Поярковой оказался не столь увлекательным, как недавно прочитанные её же «Дети Лезвия» и особого впечатления на меня не произвёл. И дело здесь не только в том, что долгое время не ощущается центральный стержень, идея романа (как например, Путь в «Детях Лезвия»), и не в куче сюжетных недомолвок и непроработанности истории, из-за чего 2/3 книги мозаика мира вообще не складывается в одну картину. Кстати, сам мир, как и в «Детях лезвия» опять получился очень маленьким — автор ограничилась одним-двумя городами и горной цепью неподалёку.

Проблема ещё в сухом языке и некоторой отстранённости: повествование ведётся попеременно то от первого лица, то от третьего и при этом разницы не чувствуется никакой – что так, что эдак – скучно, пресно и неинтересно, с полным отсутствием юмора. Ну и самый главный минус – сюжет обрубается на том месте, где по идее, всё интересное только должно было начаться. Но судя по всему, автор как раз на этом месте выдохлась... Мне это сразу напомнило когда-то читанную Акунинскую «Фантастику» — там тоже, как только началось всё самое интересное (и собственно, фантастичное), так роман и закончился…

О чём же повествует сюжет «Отступника»?

Некий мир, время — примерно средневековье, религия – параллельная нашему католицизму, т.е. есть бог-отец, которому все поклоняются, но нет Христа. Однако есть бог-сын, иначе говоря, наместник бога на земле – правящий король, которого тут кличат Терновником. Этот молодой юноша одержим религиозными идеями и с помощью своих инквизиторов распространяет их по всему свету, казня и истребляя неверных. Всё как и было в нашем (западном) средневековье во времена охоты на ведьм.

Однако в этом мире имеются и чудеса – в частности, здешние инквизиторы умеют распознавать правду по словам говорящего и ощущать чувства других — этакие ходячие детекторы лжи. А ещё у некоторых людей, как например, у Терновника, сильно развита способность влиять на психологическое состояние человека, меняя его и доводя вплоть до самоубийства. Чем Терновник и пользуется, активно идя по головам особо непокорных инквизиторов к безграничной власти. Этой власти активно сопротивляются так называемые еретики или повстанцы – помесь свободолюбивых людей, бедняков, бандитов разных мастей и примкнувшее к ним коренное населения мира, именуемое шуай (что-то типа наших индейцев). Всех их возглавляет еретичка по имени Катарина Годар (что-то типа нашей Жанны Д`Арк и тоже рыжая).

Книга начинается с того, что некий инквизитор-отступник по имени Дрейк приходит в лагерь повстанцев с целью хоть чем-то, да пригодиться этим еретикам. Почему он решил выбрать путь отступничества, толком не объясняется – то ли разочаровался в жизни, то ли просто устал служить королю, а может, во всём виновата неразделённая любовь к подруге — инквизиторше? Непонятно. Лишь почти в самом конце книги нам будет дано объяснение, что Дрейк просто сбежал от чрезмерного к нему внимания наставников – мол, оказался слишком умным, любил в глаза рубить правду-матку, и не унеси он вовремя ноги, его бы попросту ликвидировали. Заодно у Дрейка пропал дар распознавать правду, по крайней мере, сам он на это жалуется, но в лагере еретиков его, тем не менее, принимают на службу именно по этой части, хотя потерю дара он не скрывает. Однако в вере Дрейк отнюдь не разочаровался и то и дело вступает в религиозные споры с представителями повстанцев и даже с самой Годар.

Тут выясняется, что эта Жанна-Годар умеет в буквальном смысле исцелять людей – ходят слухи о том, что она вернула здоровье калеке, жизненные силы импотенту и т.п. Дрейку же она сначала прокалывает глаз (ибо посмел усомниться), а затем возвращает зрение. Религиозные чудеса, мессия? Не думаю. Ведь, как уже было сказано выше, в этом мире чудеса вполне подвластны некоторым людям, а значит, и особо удивляться тут нечему.

Тем временем, Терновник снаряжает масштабную экспедицию (читай – крестовый поход) с целью покарать еретиков, причём организует переброску сил с помощью армады огромных дирижаблей, среди которых особо выделяется самый громадный – Глас господень, где Терновник и организует свою ставку главнокомандующего.

Прибыв на место — а это горная гряда с множеством пещер, где часть еретиков и засела, силы короля сначала стирают с лица земли лагерь повстанцев неподалёку, а затем и обстреливают сами горные пещеры, причём делают это не сходя с дирижаблей — прямо оттуда палят с пушек и скидывают снаряды на головы еретикам. Здесь так и хочется спросить автора – как можно было додуматься размещать пушки на дирижаблях и тем более палить из них сверху вниз? Ну а скидывание снарядов вместо бомб это вообще какая-то ерунда. То ли бомбы в этом мире ещё не изобрели, то ли автор в этой теме ни бум-бум…

Повстанцы оказались тоже не лыком шиты и ответили пальбой из своих пушек по вражеским дирижаблям, а заодно на маленьких и шустрых дирижабликах атаковали армаду. При этом какая-то деваха из племени шуай одной только силой мысли могла поджигать дирижабли налётчиков, а старик из того же племени через огромное расстояние обратил в несознанку вражеского колдуна, призывавшего тучи, дабы на их фоне армада не была слишком заметна для повстанцев…

И тут посреди сражения вдруг становится явью одна древняя легенда – просыпается (нет, не мафия) — город мёртвых, сокрытый где-то глубоко в горном ущелье. Ну, как просыпается – шпили его разрушенных когда-то зданий начинают прорастать сквозь землю, а сам город постепенно перемещается по направлению к налётчикам и Лурду – столице этого мира и оплоту Терновника. По легенде, все здешние мертвецы попадают в город мёртвых, и когда он переполняется, сам город вместе с мертвецами начинает перемещаться, дабы настигнуть и покарать своих убийц. Остановить его можно, только прекратив убивать. Но Терновник этого не понимает и продолжает побоище…

Собственно, это уже почти вся история, но кому интересна концовочка, читайте дальше:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

еретичка Годар, дабы предотвратить дальнейшее кровопролитие, сдаётся на милость Терновника и её увозят в столицу на казнь. Наш инквизитор с парой преданных еретичке повстанцев бросается в погоню, но ребята не успевают – засев на крыше здания, они наблюдают за процессом казни, а когда один из них делает неудачный выстрел в палача, за ними уже лезет охрана. Палач тем временем рубит голову Годар и она тут же возникает (целёхонькая, с головой) на крыше в виде мертвеца, но выглядит как живая – наверное, хочет обнадёжить наших друзей: мол, смерть это ещё не конец, жду вас к себе через пару минут…
И вот на этом месте автор рубит концовочку!

Остаётся только предполагать дальнейшее развитие событий:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

видимо, мертвецы будут преследовать своих убийц, пока их не настигнут и не покарают, либо же те не сбегут за тридевять земель (это можно сделать на тех же дирижаблях). А вот что потом – неизвестно. Возможно, все мертвецы – и убиённые, и отмщённые, будут дружно жить-поживать в городе мёртвых,
но этого мы уже не узнаем, продолжения не предвидится.

Вот такая история, как по мне — сырая и недоработанная. Будь объём романа раза в два толще, история проработаннее, а приключения персонажей поинтереснее — ещё бы был шанс понравиться. Но увы, что есть, то есть.

Моя оценка 5 из 10, не плохо, но и не хорошо — посредственно. Не прочитав, ничего не потеряете.


Статья написана 11 октября 2021 г. 21:06

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.

Когда-то давным-давно могущественные Серые Боги этого мира экспериментировали с созданием новых рас, в результате чего появились чудовищные создания, объединившиеся в 3 клана: Чарующие, Дети Лезвия и Лорды Лжи. Хотя они и выглядят как люди, но таковыми себя не считают.

Сам мир состоит из глубокого ущелья, где и селятся эти создания, а также городка людей неподалёку. Больше о мире ничего не известно – существуют ли моря, океаны, другие континенты, Земля ли это вообще – непонятно. Хотя вот по ущелью протекает река, а значит и море где-то должно быть. Но в нашей истории действие будет проходить на узком пространстве, ограниченном стенами ущелья, а значит, остальные декорации не задействованы и права упоминаться в повествовании, по мнению автора, не заслужили.

Главная героиня – девушка Тизраэль, или Ра, представитель клана Детей Лезвия. Хотя девушка — это только по меркам людей, так-то эти создания аки вампиры — гораздо старше, чем кажутся. И созданы лишь для одной цели – красиво убивать. В клане существует куча норм, заповедей и обрядов, которые направлены на поощрение и восхваление смертоубийств, имеется даже специальный Алфавит, с помощью которого кровью жертв в момент убийства выписывают ритуальные послания богине смерти.

Представители других кланов не менее опасны, но главные цели у них несколько иные – Чарующие предпочитают наслаждения тела во всех его проявлениях, а Лорды Лжи достигли совершенства в обмане, лицемерии и интригах. И все эти 3 клана более-менее мирно, хоть и довольно обособленно, сосуществуют на дне огромного ущелья, куда простым людям ход заказан. И дело не только в том, что любого человека там порешат не задумываясь, но и в самом климате ущелья – ядовитый туман, испарения и сам отравленный воздух просто не оставляют шанса на выживание. Почему же городок людей, прилепившийся на выходе из ущелья, до сих пор не разрушен? Очень просто – люди это ценный расходный материал для представителей кланов, который надо потреблять дозированно, хотя сами люди уверены, что их защищают разнообразные божества, коим они понастроили кучу храмов и неистово молятся. А ещё с чудовищами можно вести дела, например, заказать чьё-либо убийство...

Повествование начинается с того, что в замок нашей героини проник некто посторонний, чего просто не могло случиться, да ещё и так же бесследно пропал, оставив некую записку на непонятном языке. А затем от чудовищного взрыва рушится соседний замок — это значит, кто-то убил его обитателя. Надо сказать, что каждый представитель Детей лезвия живёт обособленно, в самостоятельно выстроенном с помощью магии замке и в случае своей гибели его замок взрывается, красиво разлетаясь на осколки...

В целом, вся книга представляет собой Путь главной героини по ущелью в поисках ответа на вопросы: что в записке, кто посмел, и соответственно, мстя моя будет максимально кровавой. И если вам нравятся такие сюжеты – про Путь с большой буквы, то вам сюда.

В процессе Пути к девушке присоединится обычный человек — некий пьяница по имени Рик, которого она вместо того, чтобы по привычке порешить, зачем-то потащит с собой, волшебным образом защитив его от воздействия вредной атмосферы ущелья.

В целом, «Дети Лезвия» — книга хорошая, с законченным сюжетом (хотя при желании его можно и продолжить) но вот чего мне не хватило в ней – так это живости и ярких красок, а ещё юмора. Такое ощущение, что немногочисленные персонажи и декорации, будто в компьютерной игре, оживают с приходом действующих лиц, и тут же застывают после их ухода. Да и сам мир довольно пустой. При этом сеттинг (окружение по-русски) напомнил мне некоторые локации из линейки популярных компьютерных игр Dark Souls – так же всё серо, мрачно и безнадёжно, с кучей кровавых и жестоких убийств почём зря. Зато каждая тля здесь не только жестоко убивает, но и сама готова влёгкую лечь под нож, будто бы это опять-таки компьютерная игра с кучей жизней. Но на самом деле ведь нет! И в этом ещё один минус – неправдоподобность, даже в описании боёвки далеко не всегда понятно, как именно происходит тот или иной смертельный приём, особенно, если он осуществляется не традиционно руками, ногами и колюще-режущими предметами (к слову, Ра в совершенстве владеет парой остро отточенных серпов), а с помощью силы мысли или некоего духовного воздействия.

Ощущения на протяжении всей книги – будто читаю затянувшееся вступление, затравочку и вот-вот начнётся самая соль, но надеждам не суждено было сбыться. Да, есть некая кульминация, финальный махач, но лично мне не хватило. Даже наметившаяся любовная линия рассыпалась в прах, так и не успев толком начаться. Будто её и не было…

Моя оценка 7 из 10. Хорошее произведение, но на один раз. Однако автор сумела заинтересовать, поэтому взялся за следующее её произведение – небольшой роман «Отступник», увидевший свет спустя 11 лет после «Детей Лезвия». Будет интересно сравнить и по итогу поделиться впечатлениями.


Статья написана 6 октября 2021 г. 23:18

Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.

Пацанёнок, живущий в современном Токио и заодно являющийся наследником богатой фамилии, после смерти матери и ухода отца убегает из семьи родственничков-опекунов с мыслью: уж лучше бомжевать, чем красиво жить.

После того, как его, одиноко болтающегося по городу, замечают полицейские, он даёт дёру и от них. Тут его замечает какой-то медведеподобный прохожий с приятелем и решает взять себе в ученики, коих у него почему-то образовался дефицит. Паренёк сначала отказывается, но тут снова появляются полицейские и он бросается вдогонку за прохожими, забегает в какой-то узкий переулок и неожиданно проходит между мирами, оказавшись в параллельном Токио, где все люди – это звери о двух ногах.

Несмотря на то, что его сразу же хватают какие-то волки и грозятся съесть, выясняется, что все звери здесь в общем-то дружелюбные, а те волки просто пошутили. Об этом пацану рассказал грозный кабан, попросивший волков его отпустить.

В итоге пацанёнок решает остаться тут жить (интересно же), находит того самого прохожего, оказавшегося настоящим медведем по имени Куматэцу и поступает к нему в ученики, дабы постигать восточные единоборства, а заодно заниматься уборкой по дому. Медведь нарекает его новым именем Кюта, или Кю (по количеству лет пацану, Кю у зверей — это девять).

Попутно выясняется, что самый главный адепт этого мира (типа верховной монах, особа, наиболее приближённая к богу) решает переродиться и стать божеством. Так-то он кролик, но это неважно. И вот, чтобы занять освобождающееся место адепта на этой бренной земле, грядёт поединок между тем самым кабаном (что встретил пацана в начале его пути) и медведём Куматэцу – считается, что они самые крутые бойцы в этом мире. Хотя медведь на крутого бойца совсем не похож — постоянно слоняется без дела, пьянствует, а своё жилище превратил в помойку.

И тут, когда повествование уже подходит к середине, начинаются проблемы – не у героя, а у сюжета, ибо значительный объём и так тоненькой книжки (208 страниц) занимают скучные и нудные описания ежедневных тренировок пацана. Причём никаких секретных техник и хитростей в тренировках нет, пацанёнок тупо копирует все движения медведя по типу: размахнись палкой — «Вуух», ударь ею — «Жуух» и т.п., доходит до того, что он даже передвигается по дому боком и задом наперёд, не видя, но «интуитивно» чувствуя, куда в следующий миг шагнёт медведь. Таким образом, Кю научается предсказывать все движения медведя и соответственно, в совместных спаррингах легко уклоняется от всех его атак.

Тем временем, за тренировками проходят годы и видя успехи пацана, к медведю повалили другие ученики (в основном, ни к чему не способные), а тот начал зашибать на обучении неплохую деньгу. Кю повзрослел, покрепчал и сильно заскучал по старому человеческому миру, отчего стал периодически шастать по проходу между мирами в свой родной Токио. Там он находит давно потерянного отца, примиряется с ним и заодно спасает от хулиганов школьницу, которая сразу к нему прониклась (т.е. втюхалась). Узнав, что он живёт непонятно где и годами не посещает школу, она тут же берётся за его обучение по школьным учебникам. Кю обнаруживает недюжинную тягу к знаниям (но не к школьнице) и со временем планирует поступать в универ.

А в мире зверей вот-вот начнётся тот самый поединок между кабаном и медведем за право стать наместником бога. Тут вдруг у одного из сыновей кабана (сынок-то оказался приёмным, тоже из человеческого мира) в груди просыпается тёмная сила, в виде чёрной дыры с водоворотом. И сила эта ну очень завидует нашему пацанёнку, желая победы кабану.

Несмотря на то, что по итогу медведь в поединке выиграл, сынок убивает медведя мечом, брошенным им с помощью телекинеза, затем превращается в огромного кита и начинает преследовать Кю с целью его убийства.

На последних страницах книжки пошло уже какое-то низкопробное аниме – это когда кулаки ударяющего становятся размером с дом, а драчующиеся разносят целые кварталы Токио аки супергерои.

В это время кролик-адепт, который уже стал практически богом, уступает своё право перерождения в бога медведю и последний, не успев умереть от смертельного ранения, перерождается в божественный меч, что падает с небес прямо в грудь нашему пацанёнку (а у него там тоже откуда-то образовалась дыра – считается, что все люди изначально с тьмой внутри) и оный оным рубит кита. Весь этот бред завершается хэппи-эндом в виде грандиозного салюта из конфетти, медведь в виде меча поселяется в груди у пацана (откуда периодически ведёт с ним диалоги), а сам пацан на радость школьнице, таки поступает в универ.

Вот и вся сказочка. Как я уже сказал, очень скучная и нудная. И короткая, 3-х часов вам хватит, чтобы её прочесть. Вот только я не советую тратить время на эту ерунду, поскольку уже сделал это за вас и вам пересказал, причём постарался сделать это с юмором, которого в книжке нет вообще.

Моя оценка 2 из 10.

PS: кстати, книжица хоть и уменьшенного формата, но издана довольно прилично – твёрдый переплёт, белые, прошитые странички, глянцевая суперобложка. Тем не менее, она явно не стоит таких огромных денег, что просят за неё в интернет-магазинах, а это порядка 1000 р. Мне удалось взять её со скидкой за 765 р., но красная цена ей, по моему мнению, пара сотен, не больше.


Статья написана 11 июля 2021 г. 09:39


Джеффри Браун для меня прежде всего автор очень клёвых фантастико-юмористических серий комиксов: "Академия джедаев" и "Невероятные Трансфоботы".

Рисовка этого комикса в мягкой обложке, "Вопрос жизни", очень похожа на последних — такая же стильная и цвето-кислотная, но только совершенно без юмора. Согласно аннотации, автор "возвращается к своему любимому – размышлению об отношениях между людьми". Не знаю, с чего вдруг речь зашла о возвращении — по моим ощущениям, Джеффри с нуля открывает для себя новый жанр — автобиографию, вот только ничего у него с ним не вышло.

Вместо нормального сюжета здесь намешаны обрывки воспоминаний, а поскольку страницы не пронумерованы, кажется, что их просто перетасовали и вклеили в книжку в произвольном порядке. Оттого это даже историей взросления назвать сложно.

Например, начинается рассказ о настоящем героя — мужика с женой и сыном, затем сюжет прыгает в детство этого мужика (а это сам Джеффри Браун), потом в юность, потом снова в настоящее, потом в недалёкое прошлое, где они всей семьёй летят на авиалайнере, но не могут сесть из-за бури и нарезают круги над аэродромом. Тут повествование резко обрывается (причём назад уже не вернётся) и перед нами снова иной временной отрезок, и так постоянно. Всё это перемежается разговорами о вере и не вере в бога, бравурными воспоминаниями врача о войне во Вьетнаме и естественно (для современной западной литературы), что без парочки целующихся геев не обошлось. Вот так, между делом, и растлеваются западные детишки. А рейтинг книжки, между прочим, 12+.

Больше всего меня поразило поведение американского врача, который вместо того, чтобы лечить больного, связал боли у него в желудке с отрицанием бога. Мол, будешь верить, и болезнь сразу пройдёт. А иначе, наверное, придётся помирать. Наверняка ещё кучу денег за такое лечение содрал, зараза!

Сам комикс хоть и довольно тонкий (всего 96 стр.), но картинки в нём маленькие (в тех же Трансфоботах были побольше), да и мелкого текста хватает. Поэтому быстро прочесть не получится, а из-за частого упоминания бога всуе, читать приходится медленно и вдумчиво, боясь что-то серьёзное упустить. Вот только стоит ли? Мой ответ — нет! Ибо смысла там мало и написано плохо.

В худшую сторону отмечу и работу переводчика — некой Марии Полиглотовой: во-первых, в глаза бросается дурацкое написание "кО врачу". Я сначала подумал, что это ошибка печати, но дальше оно упорно повторяется снова, и тут уж с переводчицей-полиглотчицей становится всё понятно. Во-вторых, в отличие от названия на обложке, внутри комикс называется "Смысл жизни" (в оригинале "A matter of life is"). Неужели, редактор в книжке указан для галочки? Желающие могут поискать и другие, не столь очевидные, огрехи.

Моя оценка 1/10, попытка серьёзно поговорить о жизни у автора провалилась. Лучше бы продолжал юморить.





  Подписка

Количество подписчиков: 6

⇑ Наверх