Не снижают темп Олег Ладыженский и Дмитрий Громов, и совсем скоро появится их новая книга. Генри Лайон Олди в этот раз делает "Чёрный ход", и Японию древнего периода "Эпохи воюющих провинций" сменяет Дикий-дикий Запад. Ковбои, перестрелки, пыль и кактусы, индейцы и китайцы, искатели удачи и приключений, почтовые дилижансы, и над всем этим кружит на чёрных крыльях смерть, а вместе с ней — проклятия. И не те, без которых не представить себе речи настоящих ковбоев или служителей закона, а тех, которые насылают на людей. Кто? Да хотя бы герой новой книги Г. Л. Олди — он владеет револьвером, стреляющим проклятиями и несчастными случаями. Это Дикий Запад, и здесь можно купить или потерять удачу в самом буквальном смысле, как нечто материальное...
Сами авторы определяют "Чёрный ход" как весьма крепкий коктейль из вестерна, философского боевика и мистической фэнтези, само собой, на богатейшем материале времён Дикого Запада. Более того — роман весьма кинематографичен. Не в том смысле, что напрашивается на экранизацию: это из области несбыточных желаний, даже учитывая стремление российских деятелей кино делать зрелищное кино по западным лекалам. "Чёрный ход" для творческого дуэта под псевдонимом Г. Л. Олди стал новым интересным опытом, приближённым к производству кино. Вот что говорят о своей новой книге и её особенности среди уже написанных Олди текстов сами авторы в комментарии специально для сайта "Лаборатория фантастики":
«"Черный ход" для нас самих — необычный роман. Мы писали его, используя ряд техник киноповести. Поэтому сравнить его с чем-то из наших других книг нам сложно — мы так ещё не работали. Замысел возник давно — кстати, основой, толчком для концепции послужил разговор с тибетским ламой, и это не шутка — но идее понадобилось много лет для того, чтобы, что называется, вылежаться, созреть.
Будет ли продолжение? Вполне возможно, есть даже наброски, но мы не хотим превращать "Чёрный ход" в некую дилогию. Если мы и продолжим действие в этих декорациях, которые нам весьма нравятся, и даже с этими героями — это будет отдельная книга, самостоятельная, которая не убьёт финал "Чёрного хода" ради популярного продолжения. В какой-то мере мы так развивали свою эпопею "Ойкумена".
Кстати, для этой книги нам пришлось собрать материала никак не меньше, чем для любой книги, выстроенной на мифологии — Дикий Запад, во-первых, весьма историчен, а во-вторых, крайне мифологизирован кинематографом. Одних старых фотографий того времени набралась уйма: стрелки, индейцы, шерифы, салуны, городки, ковбои, бизнесмены...
Для художников Владимира Бондаря (обложка) и Александра Семякина (внутренние иллюстрации) мы собирали целые комплекты картинок — прототипы, одежда, оружие и т.д.»
Вот и примеры тех самых иллюстраций:
Пора вооружаться — пока только ожиданиями нового романа Г. Л. Олди. В году, когда нет смысла ждать больших кинопремьер, легко можно поставить на зрелищность книги. И ожидания оправдаются. Книга о ковбоях и магии в мире, где вместо файерболов — пули, может увлечь так же, как хороший блокбастер, потому что она не написана, а "снята" авторской фантазией.
Аннотация:
Рут Шиммер носит два револьвера: один стреляет свинцом, другой — проклятиями и несчастными случаями. Револьверы Джошуа Редмана самые обычные, зато у него есть ангел-хранитель, а может, вовсе не ангел. Когда Рут и Джош встретились впервые, на парня упала тяжелая люстра. Дикий Запад, сэр, чего тут только не случается! Здесь разъездные агенты скупают у индейцев и китайских эмигрантов искры — крохотные бесполезные чудеса, а финансисты и промышленники вертят удачей, как чертовым колесом.
Старый Свет горит огнем. Он давно сошел с ума, став мало пригодным для жизни. Зато Новый Свет еще держится! Весь из рытый черными ходами, как кротовыми норами, откуда лезет всякая пакость, Дикий Запад сдвигает шляпу на затылок и готов палить во все, что движется.
Что это там движется, сэр?
Кстати, о кино. По аннотации сюжетный зачин в романе "Чёрный ход" чем-то напоминает центральный конфликт в сериале "Карнавал" от HBO, который мог бы перерасти в одно из самых масштабных полотен о битве Добра и Зла на американских просторах (куда там "Благим знамениям" и "Американским богам"), но остановился на двух сезонах. Возможно ведь, что то, что сейчас мы воспринимаем как нечто фантастичное, когда-то, в те же времена Дикого Запада, было обыкновенным чудом. Тогда "Чёрный ход" — это не фантастика, а "забытая хроника" о временах чудес.
В продаже появилась впервые изданная на русском первая книга нового цикла Аластера Рейнольдса "Мстительница". Финальная книга трилогии — Bone Silencer — была издана в британском издательстве Gollancz в начале этого года. Первая книга — "Мстительница" (Revenger) — вышла в конце августа в серии "Звёзды новой фантастики" издательства "Азбука".
Об этой книге, как и о всей трилогии, уже было несколько материалов в издательской колонке.
Первое объявление планов по возвращению книг Рейнольдса (всё ещё одного из лучших авторов "твёрдой НФ" XXI века) состоялось год назад. В большом материале были заявлены перспективы на ближайшие несколько лет. Отдельно было сказано и о цикле Revenger. Первое представление о книгах цикла помогла составить Наталия Осояну (она же и переводит цикл "Мстительница"): «Вообразите: вокруг угасающей звезды вращаются пятьдесят миллионов маленьких миров, из которых около двадцати тысяч пригодны для жизни людей. В безвоздушном пространстве между этими мирами путешествуют космические корабли, оборудованные фотонными парусами и ионными двигателями». И стоит добавить, что всё это происходит однажды в далёком-далёком будущем, где-то через 10 000 000 лет.
Уже в этом году, в июньском анонсе, была представлена обложка книги и добавлен комментарий от переводчицы.
Стоит отметить, что "Мстительница", как и две последующие части трилогии, будут без привычных для изданий серии "Звёзды новой фантастики" суперобложек. Главная причина такого решения: трилогия "Мстительница" позиционируется как чтение для более широкой аудитории, поэтому оформление более демократичное.
Для самого автора цикл Revenger стал первым опытом создания масштабной научно-фантастической истории, которая будет интересной и для давних поклонников жанра НФ, и для новых читателей, в том числе тех, кто ещё недавно читал в основном книги для аудитории YA. При этом "Мстительницу" "детским чтивом", как и литературой для подростков не назовёшь, несмотря на то, что главные героини — молодые девушки. Премия Locus в категории "Лучший подростковый роман", полученная в 2017 году, скорее подтверждает не излишнюю простоту, а тот факт, что писателю удалось придумать мир, в который без опаски могут заглядывать и молодые люди, кого ранее могла отпугивать в прозе Рейнольдса жёсткая научность. В той же категории Locus в разные годы получали книги Терри Пратчетта, Джо Аберкромби, Чайны Мьевиля, Нила Геймана и других авторов, кому вполне по силам писать одинаково хорошие истории для читателей всех возрастов.
В своём блоге Аластер Рейнольдс написал, что однозначно задумывал "Мстительницу" как обычный научно-фантастический роман, который, возможно, заинтересует, помимо основной аудитории автора, и более молодых читателей. В том же духе писатель высказывался о романе и в интервью. В частности, в беседе с журналистом портала Space.com Рейнольдс заметил, что до "Мстительницы" он написал более десятка романов и закрепил ими за собой славу автора с глубоким научным подходом к тому, о чём он пишет. Ещё бы: до того, как стать писателем, Рейнольдс занимался научными исследованиями в Европейском космическом агентстве. Читатели его книг привыкли к тому, что в них авторская фантазия основана на серьёзных научных обоснованиях в сфере физики и космологии, инженерии и космических путешествий. Автору давно хотелось почувствовать себя чуть более свободным, пофантазировать так, как можно себе позволить в юности, когда кажется, что преград не существует, а на деле не наработан ещё опыт и не накоплено достаточно знаний о мироустройстве. "Мстительница" — это полёт фантазии, история о далёком будущем и невероятных мирах — более необычных, чем даже в "Доме солнц", где тоже прошли миллионы лет с тех пор, как человечество начало осваивать космические просторы.
Западные критики сравнивают порой вселенную "Мстительницы" со столкновением двух "солнц" — "Пиратов Карибского моря" и "Светлячка". В результате столкновения двух разных "миров" получился настоящий космический триллер, с пиратами, поиском артефактов, невероятными приключениями и историей взросления в исключительных обстоятельствах. И всё это с сохранением фирменной авторской манеры Рейнольдса. Так что будут разочарованы те, кто ждёт от победителя в номинации "Лучший подростковый роман" романтических перипетий, сексуальных томлений молодых сердец и поцелуев. А если кому хочется почувствовать себя на время частью команды на судне, бороздящем космос, где каждую минуту можно напороться на неприятности и очень рано узнать о жестокости мира, то "Мстительница" будет правильным выбором.
Готовьтесь к тому, что герои будут погибать, и вам их будет жалко, потому что, как говорят те же критики, Рейнольдс, обычно отстранённо наблюдающий за тем, как герои его романов ненавидят, сражаются, стремятся к цели и умирают, в цикле Revenger, не забыв об эпичности и научно-фантастичности, добавил эмоционального накала. "Мстительница" — это настоящая НФ с живым сердцем.
Аннотация:
Галактика видела, как рождаются и гибнут великие империи, как разрушаются и переделываются планеты. От её процветающих миров человечество унаследовало лишь руины, и теперь оно вынуждено строить собственную цивилизацию из обломков чужих.
Капитан Ракамор и его команда знают, где искать самые ценные обломки. Они добираются до загадочных космических объектов, спрятанных от чужих глаз, снабжённых ловушками, окруженных защитными полями, и вскрывают их, чтобы добыть древние реликвии и забытые технологии.
Адрана и Фура Несс отправляются в космос на борту солнечного парусника, надеясь спасти семью от банкротства. Но у капитана Ракамора хватает врагов, и в предстоящем путешествии девушек ожидают не только тайники с сокровищами…
Наталия Осояну недавно обнаружила один весьма любопытный список. Американский писатель Марк Лоуренс, известный как автор фэнтези-цикла "Вселенная Разрушенной империи" и ряда фантастических романов, запустил в сообществе Grimdark Fiction Readers & Writers в Фейсбуке голосование, предлагая любителям фэнтези определить, какие из книг и циклов в жанре имеют право называться гримдарком. Вот сам список. Из первой десятки — семь есть на русском. Десятку замыкает цикл "Хроники Чёрного Отряда"Глена Кука, изданный в серии "Звёзды новой фэнтези". Цикл "Хроники Империи Ужаса" — это немного другая история. Несмотря на название, цикл ближе к классическому эпическому фэнтези, хотя не без мрака и ужаса. Что же там скрывается во тьме? Вторая книга цикла, которая отправляется в типографию.
Аннотация:
«Огонь в его ладонях»
В бескрайней пустыне, что уже четыре века лежит в былых границах могущественной империи Ильказара, молодой фанатичный еретик берёт на себя столь же славную, сколь и опасную миссию — вернуть порядок, справедливость и процветание королевству Хаммад-аль-Накир. Эль-Мюрид, прозванный Учеником, — тот самый спаситель, кому предназначено заново отстроить великое государство на крови врагов. Но на корону есть и другие претенденты, не менее достойные...
«И не щадить никого»
С семьёй и войском Эль-Мюрид подступает к Священным храмам, чтобы наконец захватить их и крестить свою уже подросшую, но все ещё безымянную дочь. Победы удается достичь, но в битве смертельно ранена Мерьем, его жена. И это лишь начало череды трагических событий в судьбе Ученика.
«Империя, не знавшая поражений»
В сборник вошли десять произведений, от «Серебропята» — самой первой литературной публикации будущего знаменитого американского фантаста, — до «Адской кузницы», завораживающего рассказа о прóклятых пиратах и загадочных землях. Эти произведения — вехи в истории созданного Гленом Куком обширного и многоликого мира, Империи Ужаса, где царит безумная магия и герои, уже знакомые читателю по предыдущим книгам цикла, вступают в борьбу с невероятными врагами.
Повод для праздника на широком подворье фанатов великолепной Робин Хобб — все романы цикла "Мир Элдерлингов" изданы на русском. Заключительная книга финальной трилогии — "Сага о Фитце и Шуте" — "Судьба убийцы" отправилась на минувших выходных в типографию.
Аннотация:
Фитц уверен, что его дочь уже не вернуть, и мечтает лишь о мести. Ему ещё только предстоит узнать, что она жива. Даже её похитители не догадываются, какая судьба ей уготована, но Би никогда не сдаётся. Её везут в Клеррес, обитель Слуг, и туда же стремятся Фитц и его спутники. И когда все пути сойдутся на загадочном Белом острове, тайное станет явным и пророчества сбудутся. Но чем обернется это путешествие для Фитца и Шута?
Перевод с английского Нат Аллунан
Оформление обложки Сергея Шикина
Карта выполнена Юлией Каташинской
Иллюстрация на обложке Джеки Моррис
ISBN 978-5-389-16128-3
960 страниц
Впереди — две оставшиеся книги из тетралогии "Хроники Дождевых чащоб". В ноябре — "Город драконов" в новой редакции, в самом начале будущего года — последняя четвёртая книга. О чём это говорит? О том, что в скором времени появится возможность поделиться дальнейшими планами на творчество Робин Хобб.
Уже везде и всюду в продаже вторая часть восточного детектива о карме от живых классиков отечественных фантастики и фэнтези Олега Ладыженского и Дмитрия Громова. Известные всем любителям фантастики под псевдонимом Генри Лайон Олди они не перестают удивлять вот уже почти 30 лет с одинаковой лёгкостью обращаясь к различным эпохам и направлениям — космическая опера и философская фантастика, альтернативная история и Древняя Греция, Восток и Запад, провинциальная Россия дореволюционного периода или погружение в жизнь древнеиндийских богов. Со времени появления романов "Мессия очищает диск" и "Нопэрапон, или По образу и подобию" хотелось, чтобы мастера ещё раз обратили взор к землям, где сходятся в вечном круге восход и закат, инь и ян, тигр и дракон. Или карп и дракон. По неведомой причине в издательской колонке нет анонса первой книги "Карп и Дракон". Значит будем говорить сразу о двух.
"Однажды в некоей почти исторической и вполне узнаваемой местности случилось так, что карма перестала ждать реинкарнации. Она стала мгновенной.
Нет, не во всём. Дело касалось только человекоубийства, причем, что важно, не обязательно осознанного. Душа убийцы покидает сей мир немедленно, душа убитого получает новое тело взамен утраченного".
Действие происходит в Японии периода Сэнгоку, она же "Эпоха воюющих провинций". Завершилась она установлением сёгуната Токугава, и продлилось правление сёгунов из рода Токугава до 1868 года, после которого Япония стала меняться, обратив свой взор на Запад. Но в романе "Карп и Дракон", разбитом на две части, каждая из которых разбита на три повести, Япония продолжает оставаться землёй, выбравшей свой путь. Олди не зря разделили "Карпа и Дракона" пополам. В первой книге, "Повести о карме", расследования, которыми занимается молодой дознаватель Торюмон Рэйден, сосредоточены на преступлениях, связанных с феноменом фуккацу — кармы мгновенной смерти. Всё это выглядит как увлекательный, но всё же "сельский детектив". Вариации историй о судье Ди с фантдопущениями или что-то вроде.
На иллюстрации — "Инцидент в храме Хонно-дзи" (29 мая 1582 года), одно из ярких и значимых событий периода Сэнгоку.
Во второй масштаб событий в значительной мере расширяет представления о мире, созданном писательским тандемом. Ведь Олди, по сути, переписывают историю Японии, представляя, как государство совершает неожиданный поворот в развитии в XVI веке. То, что происходит в романе, напоминает о манге "Тетрадь смерти". Там главный герой, простой школьник, пытается очистить общество от нежелательных элементов, используя попавшую ему а руки тетрадь бога, способную убить любого, кто, по мнению владельца тетради, согрешил. Во второй книге романа "Карп и Дракон", "Рассказы ночной стражи", пружина интриги сжимается — сюжет совершает прыжок от провинциальных расследований к политическому триллеру. Всё идёт к тому, что Япония претендует на звание Чистой Земли, раз уж на её территории стала действовать мгновенная карма за убийство. Или всё же может?
Подробнее о второй книге — в рецензии автора "Мира фантастики" Светланы Евсюковой.
Там же, на сайте "Мир фантастики" опубликован и фрагмент из новой книги.
Кстати, в рецензии в "Мире фантастики" есть весьма любопытная вставка. Она будет интересна и любителям искать отсылки, и поклонникам творчества Олди:
цитата
В финале романа Рэйден получает в подарок две книги, которые называются так же, как два уже вышедших тома «Карпа и дракона», — «Повести о карме» Судзуки Сёсана и «Рассказы ночной стражи» Огиты Ансэя. Оба автора, как и выпустившая эти книги типография Фусюндо (первое книгопечатное предприятие Японии), существовали на самом деле и действительно написали тексты с такими названиями. Даритель, настоятель Иссэн, роняет фразу: «Есть и третья, но мне не удалось её приобрести», намекая читателям, что «Карп и дракон» будет трилогией.
Пока до трилогии дело не дошло (сам Г. Л. Олди в комментариях к материалу проливает свет на это), самое время собрать обе книги в цельный роман — и отправиться в Японию далёких времён.
Аннотация:
Торюмон Рэйден — самурай из Акаямы, младший дознаватель службы Карпа-и-Дракона. Его дела — случаи насильственных смертей и воскрешений. Убийца жертвует своё тело убитому, таков благородный закон, дарованный буддой Амидой в эпоху великой резни. Но люди не были бы людьми, если бы не пытались вывернуть любой закон наизнанку, приспособить к своим корыстным желаниям. А значит, жизни молодого самурая тоже грозит опасность.
Вторую книгу романа «Карп и Дракон» составили «Повесть о стальных мечах и горячих сердцах», «Повесть о деревенском кладбище и посланце небес» и «Повесть о лицах потерянных и лицах обретённых».
В дальнейших планах — новая книга Генри Лайона Олди "Чёрный ход". И это будет новый поворот во времени и пространстве. Добро пожаловать на Дикий Запад, где быстрый кольт надёжнее любых богов. А если верный револьвер стреляет не пулями, а проклятьями, то помощь богов очень пригодится соперникам.
Ознакомительный фрагмент из "Карп и дракон. Книга 2. Рассказы ночной стражи" — во вложении.