Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 октября 2017 г. 13:18



Сходил в кино, посмотрел "Бегущий по лезвию 2049" ("Blade Runner 2049"), США+Великобритания+Канада, 2017 г.

Фильм какой-то не голливудский (в худшем смысле понятия "голливудский") — неторопливое развитие повествования, местами напоминающее о Тарковском, скрытые, не очевидные смыслы и т.д. В общем, над ним надо подумать, ощутить послевкусие. Пока же краткие впечатления и замечания:

  1. Изумительная операторская работа — можно вырезать куски фильма и смотреть отдельно, просто из-за картинки.
  2. Сравнивать с базовым фильмом не буду, поскольку смотрел его слишком давно, но в "Бегущем по лезвию 2049" явно выдержана его эстетика.
  3. Впечатляет образ слепого (?) олигарха, строящего из себя бога, и его "ангелов".
  4. Гаррисон Форд по-прежнему крут.
  5. Главный герой не похож на профессионального ликвидатора. Не покидает ощущение, что это офисный хомячок котик, которого обрастили брутальной щетиной и заставили изображать крутого самца.
  6. Вызывает сомнения лирическая линия главного героя, поскольку любовь всё-таки имеет биологическую основу, но сама линия, несомненно, красивая и может даже вызвать слезу у впечатлительных дам.
  7. Сцена с репликантами-подпольщиками раздражает избыточным пафосом.
  8. С логикой в фильме местами проблемы, но к этому я уже почти привык.
  9. Дешёвый стандартный приём с неубойным злодеем в конце смотрится в высокоуровневом фильме чужеродно.
  10. P.S. Конца у фильма практически нет, что намекает на возможные продолжения, а это, в свою очередь вызывает опасения.

Выводы и рекомендации:

  1. Перед просмотром, возможно, стоит по/пересмотреть исходный фильм.
  2. Любителям серьёзной фантастики смотреть фильм, несомненно, надо.


P.S. Любопытно, что во вселенной "Бегущего по лезвию 2049" существует СССР.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 12 октября 2017 г. 22:17

      

   Джефф Вандермеер "Аннигиляция"


Первая книга цикла (скорее трилогии) Зона Икс. НФ-триллер. Действие происходит в Зоне Икс, территории, вот уже несколько десятилетий отрезанной от остальной части континента и вернувшейся к первозданному дотехническому состоянию (точнее не к первозданному и не вернувшейся, а преобразившейся, но не буду раскрывать тайн раньше времени). В Зону периодически направляются исследовательские экспедиции, которые, похоже, не слишком преуспевают, но им на смену приходят новые. Повествование ведётся от имени одной из участниц двенадцатой экспедиции. Точнее, не от имени, а от лица, ибо имён друг друга участницы экспедиции не знают, обращаясь по профессии: биолог (рассказчица), антрополог, топограф и психолог, она же начальница экспедиции. По ходу повествования у читателя растёт ощущение бредовости происходящего и возникают всё новые и новые вопросы. И не только, что представляет собой топографическая аномалия, обнаруженная экспедицией, и что за странные формы жизни её населяют, но и по поводу организаторов экспедиции и их интеллектуального уровня. Почему экспедиция состоит исключительно из женщин? Почему они не знают друг о друге практически ничего, кроме специальности, и, следовательно, относятся друг к другу с недоверием и подозрением? Что за странный набор специальностей (там ещё лингвистка должна была участвовать)? Почему всё оборудование экспедиции на уровне середины или даже начала XX века? Почему участницы экспедиции не знают, как проникли в зону, ибо находились под гипнозом? В общем, вопросы нарастают, как снежный ком, ответы отсутствуют, автор умело нагнетает напряжение... В итоге возникает ощущение, которое, наверно, и должно возникать при встрече с чем-то неведомым и абсолютно чуждым. Так что роман — о контакте, только непонятно с чем.


Как только в каком-нибудь фантастическом произведении появляется аномальная Зона, это произведение тут же начинают сравнивать с "Пикником на обочине". Такие сравнения попадались мне и в случае "Аннигиляции". Должен заметить, что Зона Икс если и похожа на Зону у Стругацких, то, разве что названием и загадочностью. Если же всё-таки искать у АБС нечто похожее на роман Вандермеера, то я бы назвал "Улитку на склоне" — ту часть, где действие происходит в лесу. Ощущения действительно похожие.


Я уже давно поставил эту книгу в очередь на прочтение, но очередь сия прирастает не только с конца, так что руки до "Аннигиляции" не доходили. Однако угроза выхода в следующем году экранизации романа побудила меня всё-таки за него взяться. О чём я совершенно не сожалею и намерен читать продолжение "Аннигиляции" роман "Консолидация". Всем же любителям хорошей НФ, не читавшим "Аннигиляцию", рекомендую почитать.


      

   Джефф Вандермеер "Консолидация"


Вторая книга цикла (скорее трилогии) Зона Икс. О первой книге "Аннигиляция" см. выше. Именно по причине этой вышеприведенности мне нужно соблюдать крайнюю осторожность, дабы не сболтнуть лишнего и не испортить читателям первой книги впечатления. Поэтому приведу издательскую аннотацию, которая, в отличие от многих других, достаточно точно отражает содержание книги: "В таинственной Зоне Икс не бродят мутанты и охотники за наживой, оттуда не приносят удивительных артефактов. Там просто исчезают навсегда – или возвращаются, но странно и жутко изменившись. В очередной бесплодной экспедиции сгинула директор Южного предела – тайной правительственной организации, изучающей Зону. Теперь новому директору предстоит разобраться в наследии пропавшей. Проблема в том, что для постороннего эта организация оказывается загадкой, не менее запутанной, чем сама Зона. Где результаты исследований? Почему так странно ведет себя персонал? Чем здесь занимаются на самом деле? Проникая в тайны Южного предела, новый директор приближается к ужасающему открытию…".


От себя добавлю, что на многие вопросы, которые возникли при чтении первой книги, во второй даны ответы. Биолог, главная героиня "Аннигиляции", обретает имя, как, впрочем, и новый директор Южного предела, скрывающийся поначалу под кличкой Контроль. Вообще, поначалу кажется, что теперь-то уж всё станет чётко и понятно, ведь руководят исследованием Зоны Икс спецслужбы, которые, согласно современной мифологии, всё знают и способны решить любую задачу, связанную с добычей информации. Однако у Зоны нет профилей в соцсетях, а у спецслужб единства, так что всё новые странности продолжают появляться быстрее, чем старые находят объяснение. Ну и главный вопрос, что же такое эта самая Зона Икс и с чем человечество при её посредстве контактирует, тоже пока остаётся без ответа. Но конец романа намекает, что в третьей книге мы, возможно, узнаём если не всё, то многое. Так что теперь нужно искать третью книгу цикла "Ассимиляция". Всем же, кто прочитал первую книгу и остался доволен, рекомендую вторую.


P.S. Да, возвращаясь к теме похожих произведений. Если первую книгу можно было сравнить с лесной частью "Улитки на склоне", то вторая напоминает часть, где действие происходит в Управлении.


      

   Андрей Круз, Мария Круз "Ар-Деко"


Первая книга одноимённого цикла. Авантюрный криминально-шпионский роман с фэнтезийным оттенком в альтернативно-историческом антураже. Главный герой — благородный взломщик со множеством имён. Благородный в том смысле, что обворовывает только других преступников и вообще старается держаться от преступного мира подальше. Впрочем, при случае может безукоризненно изобразить благородного молодого человека в классическом смысле этих слов. Чем и занимается в первой части повествования, ухаживая за дочкой вице-губернатора Большого Каира с целью проникнуть в некоторые секреты её отца. Секреты же необходимы для того, чтобы успешно организовать ограбление века — взять крупнейшую партию бриллиантов, доставленных в Большой Каир для продажи на аукционе. Почему в Большой Каир — новый интернациональный город, построенный рядом со старым Каиром ниже по течению Нила? Потому что там теперь находится, в каком-то смысле пуп Земли — источник Силы, которую можно накапливать в крупных бриллиантах, превращая их в могущественные артефакты. Собственно, открытие под конец Первой мировой войны этого источника и стало развилкой, после которой мировая история пошла другим путём. Впрочем, сам этот путь очерчен без особых подробностей, да и фантдопущение с источником силы не играет особой роли для сюжета — если его убрать, останется вполне цельный авантюрный роман, действие которого происходит в тридцатые годы двадцатого века. А уж всяких испытаний главному герою автор подготовил немало — кто только не пытается ему помешать: и несколько гангстерских группировок, и агентство Пинкертона, и ФБР, и даже разведки некоторых держав. Но ведь главгер тоже не лыком шит...


Поначалу кажется, что перед нами нечто в стиле нуар, но нет. Возможно, по замыслу автора, этот стиль следует назвать ар-деко, хотя не уверен, что такого рода произведений не писали раньше и не придумали для них какое-то обобщающее название. В общем, всё не так мрачно, как я ожидал, обманутый привычным антуражем межвоенного периода. Лирическая линия вызывает сильное недоверие, да и к чисто литературной части есть некоторые претензии (местами кажется, что это перевод с иностранного), но ведь для развлекательного произведения увлекательность играет первоочередную роль, а с увлекательностью и хитрой закрученностью сюжета у авторов всё в порядке. Во всяком случае хочется при случае почитать на досуге второй роман цикла — вдруг там фантдопущение станет неотъемлемой частью, да и альтернативность истории проявится явственней.


Рекомендую любителям авантюрных романов.


Статья написана 12 октября 2017 г. 22:07


         


Роберт Е. Шмидт (Robert J. Szmidt) "Крысы Вроцлава. Хаос (Szczury Wrocławia. Chaos)"


Зомби-апокалипсис. Первая книга одноименного цикла (или, скорее, многотомного романа). Для затравки приведу издательскую аннотацию:


Вроцлав, август 1963. В городе свирепствует чёрная оспа. Милиционеры, охраняющие изолятор на Пёсьем Поле, становятся свидетелями странных случаев — "изменённые" пациенты нападают на находящихся в изоляторе больных и персонал. Вспыхивает паника. В Воеводское Управление милиции поступают всё новые сигналы о нападениях "восставших из мёртвых". Кризисный штаб вынужден предпринимать решительные действия. К изоляторам направляют подразделения KBW (Корпус внутренней безопасности) и ZOMO (Моторизованный резерв гражданской милиции). Приказ прост: взять ситуацию под контроль.


"Крысы Вроцлава" это полнокровный (в двух смыслах этого слова) польский зомби-апокалипсис пера знаменитого писателя-фантаста Роберта Е. Шмидта. Равно как и новаторский литературный эксперимент — на страницах романа погибают реальные люди, случайным образом выбранные автором из более чем двухтысячного и постоянно растущего числа читателей, сгруппировавшихся вокруг посвящённого книге профиля в социальной сети. Наконец, это сентиментальное путешествие во времена неприглядной, сермяжной, пропахшей самогоном, ПНР, которая служит атмосферным фоном борьбы солдат и спецподразделений милиции с ордами нежити.


Сам я не принадлежу к числу зомбофилов — видел пару фильмов по теме, да читал несколько рассказов и один роман, так что качество именно зомби-стороны книги авторитетно оценить не могу. Мне лично зомби представились достаточно необычными, возможно потому, что автор не только использует их как средство щекотания нервов читателя, но и постепенно проясняет особенности их функционирования, что позволяет слабо надеяться, что во второй книге будет найдено средство борьбы с этими зомби (известные мне традиционные средства зомбиборчества здесь не работают), да и вообще роман может оказаться научно-фантастическим. По поводу литературного эксперимента — не уверен, что мне бы хотелось быть сожранным зомби даже на страницах романа. Опять же, когда встречаешь на страницах романа знакомое имя, возникают ассоциации, не имеющие отношения к тексту. Например, начинаешь надеяться, что одного из важных персонажей автор всё-таки пожалеет (в этом случае надежды, правда, почти оправдались — герой, хоть и погиб, но не от рук/зубов зомби). Впрочем, думаю, эксперимент помог автору привлечь дополнительных читателей, хотя не уверен, что все поименованные остались довольны обстоятельствами своей гибели. Зато теперь можно создать клуб жертв зомби и мериться заслугами. :)


Собственно, неослабевающий интерес к книге у меня поддерживала именно упомянутая в аннотации атмосфера. Не знаю, насколько она соответствует исторической реальности, сам я с тех пор помню только детскую кроватку из которой периодически совершал дерзкие побеги (впрочем, о побегах знаю лишь с чужих слов, да и стояла эта кроватка по другую сторону границы), но сам приём представляется мне весьма интересным. Читатели/зрители привыкли, что зомби-апокалипсис разворачивается где-нибудь в Штатах, где все знают, кто такие зомби, у каждого есть автомобиль, а у каждого второго — пистолет или ещё что-нибудь в этом духе. Да и у нас, хоть оружия на руках заметно меньше, но, встретив на улице зомби, любой поймёт, с кем/чем имеет дело, и как примерно следует себя вести. А здесь без всякой предварительной подготовки в официально атеистической стране вдруг появляются восставшие из мёртвых. Как с ними бороться? Как доложить о них начальству? Да и начальство, даже если поверит, наконец, что ты не допился до белой горячки, а докладываешь о реальной угрозе населению, не имеет никаких секретных инструкций на случай нашествия живых мертвецов. Единственный бонус — в городе эпидемия оспы и есть определённый опыт карантинных мер. Опираясь на него можно попытаться организовать борьбу с новой неизвестной заразой. Что собственно и пытаются сделать молодые ретивые руководители среднего звена, брошенные высоким начальством разгребать непонятное дерьмо. Пытаются с переменным успехом, а чем всё закончится, кто выживет (а кто-то должен, иначе зачем писать/читать?), и кто же такие, собственно, крысы Вроцлава, автор, надеюсь, расскажет во второй книге. На то, что она должна быть недвусмысленно намекает совершенно условный конец. В общем, будем ждать и читать ещё один зомби-ужастик.


Рекомендую любителям зомби-апокалипсиса, владеющим польским языком. Возможно, стоит подождать выхода второй книги.


P.S. Забыл указать одно привлекательное лично для меня обстоятельство, действие книги происходит в городе, где я бывал, а некоторые места даже узнаю.


P.P.S. Небольшая цитата, отображающая мысль, постоянно возникающую при чтении.


— Не хочу умирать, — сказал он не в тему.
— А кто хочет? — Кот сел рядом, обхватив колени.
— Легко вам говорить, сержант
— Не трать время зря, поспи. Я покараулю. — При последних словах он ощутил холодную дрожь. Если бы не заснул тогда в сарае, быть может многие хорошие солдаты были бы сейчас живы.
— Я не шучу, — настаивал Вишневский. — Вы в любой ситуации знаете, что делать, находитесь в прекрасной форме, переживёте всё, даже очередную войну.
Радек долго не отвечал. Думал над тем, что сказал рядовой.
— Ошибаешься, Янек, — наконец сказал он. — Послушай голос опыта. Знаешь, что такое война на самом деле? — Вишневский покачал головой. — Это лотерея. Настоящий тотализатор смерти. Ты можешь быть прекрасно подготовленным спецназовцем, а погибнешь в первые секунды боя, который переживёт последний батальонный тюфяк. Подготовка и физическая форма имеют значение, это так, благодаря им у тебя есть шанс выжить в рукопашной схватке с врагом, но если ты посмотришь на войну с более отдалённой перспективы, то поймёшь, что на неё нет управы. Собственно, из-за случайностей. Артиллерист, которому командир приказывает обстрелять предполье, не целится в тебя. Погибнешь ты, или добежишь до окопов противника зависит только от случая, от миллиметра разницы в угле наклона ствола пулемёта, от доли секунды, в которую кто-то нажмёт на спусковой крючок, порой даже от того, срикошетирует ли снаряд от какой-то преграды. На поле боя ты не влияешь ни на что. Я видел героев, которые не кланялись пулям, и трусов, у которых начинался понос при одной мысли о том, что надо идти в атаку. И знаешь что? И те и другие гибли поровну.
— Не верю... — пробормотал взволнованный рядовой.
— Это не вопрос веры. Взгляни на то, что произошло сегодня. Поручик был гораздо лучшим солдатом, чем ты, как и половина парней, которые с нами бежали. И что? И лазят сейчас там в лугах, превратившись в кровожадных чудовищ, а ты, может и не последний тюфяк, но и совсем не орёл, и я, опытный фронтовик, сидим на пароме и имеем одинаковые шансы пережить эту заразу. Ты выжил, потому что удачливей других. Так же, как и я.
— Нет сержант. Выжил, потому что моя удача в том, что вы были рядом.
Радек покачал головой. Если бы всё было так просто.
— С ними я тоже был рядом, — бросил он слегка раздражённо, — и посмотри, как они кончили.



         Артур Ольховы (Artur Olchowy) "Орда (Horda)"


Рассказ, включённый в качестве бонуса в книгу "Крысы Вроцлава. Хаос". Тоже зомби-апокалипсис, но на этот раз юмористический. Автор глумится над популярными темами бульварной прессы и не только над ними. Главный герой живёт среди зомби, которые почему-то его не трогают и пытаются вести обычную человеческую жизнь (насколько можно говорить о жизни в случае зомби). Ему удаётся встретить ещё одного имунного к зомби человека, и тут повествование начинает переворачиваться с ног на голову (или наоборот).


Даже если вы решили подождать выхода второй книги "Крыс..." и не читать пока первую, рассказ вполне можно почитать уже сейчас.


Статья написана 11 октября 2017 г. 22:53

Отсмотрел фантастический фильм "Временна́я петля" ("Los cronocrímenes"), Испания, 2007 г.

Фильм о перемещениях во времени. В этом несколько напоминает одно из путешествий Йона Тихого, но там юмористический рассказ, а тут драматический и даже трагический фильм.

О сюжете. Некий Гектор, судя по всему недавно приобретший дом, сидя во дворе этого дома в шезлонге и обозревая окрестности в бинокль, замечает среди деревьев раздевающуюся девушку. Жена Гектора как раз уехала в магазин, так что главгер покидает свой двор и направляется в сторону увиденного. В лесу он обнаруживает полностью обнажённую незнакомку, но стоит Гектору потянуть руку к висящему у неё на шее медальону, как некто с головой обмотанной окровавленными бинтами, вонзает в эту руку ножницы. Гектор бросается наутёк и попадает в какую-то лабораторию...

В общем, ничего нового с точки зрения фантастики в фильме нет, и смотреть его стоит лишь как образец именно испанского фантастического кино (каковых образцов, мягко говоря, не слишком много). Так что смотреть или нет, решайте сами.

Выводы из увиденного:

1) Никогда не запускайте машину времени в отсутствие научного руководителя или хотя бы опытных старших коллег.

2) Никогда не пытайтесь самостоятельно исправить последствия непредвиденного перемещения во времени.

3) Соблюдайте технику безопасности. Не вступайте в контакт с самими собой.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 7 октября 2017 г. 19:48

Отсмотрел телепостановку "Понедельник начинается в субботу", СССР, 1965 г.

Инсценировка одноимённой повести Аркадия и Бориса Стругацких, снята на ЛенТВ. Справедливости ради следует отметить, что экранизирована только первая часть "Понедельника" ("Суета вокруг дивана") и пара эпизодов дежурства главного героя под Новый год, оформленных в виде эпилога. О сюжете, полагаю, писать нет смысла, так что сразу перейду к впечатлениям.

С технической стороны снято, по нынешним временам, примитивно (собственно, ничего другого от телепостановки полувековой давности ожидать не приходится), но ценность экранизации в том, что она сделана в описываемый период. Повесть написана в 1964 г., опубликована в 1965 г. и в этом же году сделана постановка. То есть степень аутентичности максимально высока и, боюсь, недостижима в наше время, когда эту весёлую повесть необходимо снабжать пояснениями, касающимися реалий эпохи, а новая экранизация, буде такая случится, неминуемо будет изгажена непониманием психологии персонажей и идеологическими трактовками с позиций нынешнего дискурса (наконец-то я употребил это слово! Надеюсь, правильно).

Мне постановка неожиданно понравилась (я в принципе не очень люблю телепостановки), так что могу рекомендовать струголюбам и интересующимся.





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх