Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 сентября 2014 г. 12:00

Как гласит аннотация единственного отечественного издания романа "Почтальон":

"У зла — много масок, самые страшные из них — те, что кажутся самыми безобидными".

И данное утверждение как нельзя лучше характеризует произведение Бентли Литтла, рассказывающее о внезапном появлении в маленьком американском городке Виллис загадочного нового почтальона и о той чертовщине, которая начинает твориться с его жителями практически сразу после этого события.

Повествование в книге ведется от лица нескольких персонажей, но преимущественно от лица членов семьи Элбин: школьного учителя Дуга, его жены-домохозяйки Триш и их двенадцатилетнего сына Билли.

Собственно, они и будут теми первыми горожанами, кто заметит явные негативные сдвиги в привычной размеренной жизни Виллиса и свяжет их с деятельностью нового сотрудника почтового ведомства, носящего самые стандартные, и оттого практически безликие, имя и фамилию "Джон Смит".

Стоит заметить, что упомянутая выше связь будет иметь не только сугубо практичную, но и мистическую, основу, что заставит Элбинов усомниться в человеческой сущности Джона Смита.

И я не думаю, что будет большим спойлером, если я скажу, что они окажутся правы.

Из положительных сторон романа хотелось бы отметить очень грамотно выстроенный автором сюжет, плавно погружающий читателя в неуютную атмосферу хаоса и безнадеги.

Конечно, в книге есть достаточное количество похожих по смыслу эпизодов, но это никоим образом не утомляет, ведь написаны они все очень динамично, без лишних описаний и длинных внутренних монологов главных героев.

Да и сам по себе "Почтальон" читается быстро и легко (не в последнюю очередь благодаря отличному переводу С. Бавина) и в лучшие свои моменты очень явственно напоминает романы другого мастера хоррора Стивена Кинга — "Нужные вещи" (Needful Things, 1991) и "Буря столетия" (Storm of the Century, 1999).

Однако поскольку произведение Литтла не отличается особым психологизмом, в отличие от книг Короля Ужасов, то я бы поставил его работу ближе к творениям Ричарда Лаймона, не в последнюю очередь из-за увлеченности обоими писателями темами крови, секса и насилия.

Но при этом, если книга "Леса здесь темные" (The Woods Are Dark, 1981) по утверждению самого Лаймона едва не стоила ему недавно начавшейся карьеры из-за обилия разнузданной жестокости в ней, то "Почтальон", являющийся вторым произведением в библиографии своего автора, к сожалению вышел совсем уж беззубым.

Нет, с мрачностью и пугающими подробностями у него полный порядок, но само инфернальное зло в лице Джона Смита по-большому счету получилось каким-то беспомощным, несмотря на то, что умудрилось причинить весьма существенный ущерб городу и его жителям.

А уж способ, с помощью которого горожане побеждают силы тьмы, так и вовсе вызвал недоумение.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Как будто если игнорировать проблему, то она исчезнет сама собой...

Еще одна слабая сторона "Почтальона", опять-таки связанная с антагонистом, заключается в отсутствии у него четкой мотивации собственных поступков.

Таким образом, добравшись до финала книги, вы вряд ли сможете установить причину поступков Смита, видящего своей главной задачей причинение людям как можно большего количества боли и страданий.

Но не смотря на все проблемы, роман получился очень динамичным, событийно богатым и интригующим.

И я думаю, что если в нынешний век победившего интернета вы до сих пор еще время от времени отправляли бумажные письма по почте, то после прочтения книги Бентли Литтла, у вас наверняка окончательно пропадет такое желание.

Оценка: 8/10.

P.S. Интересно, что спустя 14 лет у Литтла вышел роман "Письма, несущие смерть" (Dispatch, 2005), в котором он во второй раз коснулся темы писем, способных своим иллюзорным содержанием изменять вполне себе реальный мир.

Воистину, почтальон всегда звонит дважды...


Статья написана 29 сентября 2014 г. 12:00

Начну немного издалека, а именно с весны и лета 2005-го года, которые прошли в моей жизни под знаком внезапно вспыхнувшего увлечения "Городом грехов".

Я сознательно не отделил сам комикс (а вернее цикл комиксов) от его полнометражной экранизации, потому как на тот момент мое воображение в равной степени захватило и то и другое и держало в своих цепких лапах, начиная с марта, когда я впервые увидел трейлер фильма Роберта Родригеса в кинотеатре (перед сеансом "Турецкого гамбита", кстати) и заканчивая августом, когда у меня появилась возможность прочесть локализованную на русский язык первую часть цикла с подзаголовком "Трудное прощание" (The Hard Goodbye).

Собственно, в промежутке мной был еще прочитан коротенький комикс "Клиент всегда прав" (The Customer is Always Right), напечатанный в журнале "Афиша". Именно на основе этой истории, взятой из пятого тома графической серии "Бухло, телки и пули" (Booze, Broads & Bullets), Родригес снял ролик для демонстрации автору оригинала Фрэнку Миллеру своего видения экранизации "Города грехов".

Помимо пролога про безымянного наемника, и "Трудного прощания" о мести уличного верзилы по имени Марв убийцам единственной женщины, согласившейся быть вместе с ним, в сам фильм вошли истории "Резня по высшему классу" (The Big Fat Kill) о частном детективе Дуайте Маккарти, пытающимся всеми силами сохранить шаткое перемирие между полицейскими и проститутками Старого города, и "Тот желтый ублюдок" (That Yellow Bastard) о противостоянии стареющего копа Джона Хартигана и мерзкого маньяка, в которого после серии неудачных операций превратился сын сенатора Рорка, держащего под своим контролем весь Бэйсин-Сити.

Пожалуй, будет явным приуменьшением, если я скажу, что экранизация пришлась мне по душе.

Она меня просто восхитила!

Безупречный визуальный стиль, отличные актерские работы и мрачная атмосфера нуара, в которой растворяешься без остатка, сделали для меня эту картину режиссера "От заката до рассвета" (From Dusk Till Dawn, 1995) поистине выдающимся кино-произведением.

И какова же была моя радость, когда буквально через несколько месяцев после выхода фильма на экраны, Роберт Родригес заявил, что в самое ближайшее время зрители смогут насладиться "Городом грехов 2".

Однако этим планам не суждено было сбыться и прошло девять долгих лет прежде чем продолжение увидело свет.

Новая лента также разделена на несколько историй.

Первая из них (и самая большая) — "Женщина, ради которой стоит убивать" (A Dame to Kill For), в которой мы встречаемся со старым знакомым — Дуайтом Маккарти, в исполнении, правда, Джоша Бролина, а не Клайва Оуэна, как было ранее. Причем, идея о разной внешности Дуайта была взята прямиком из оригинального комикса.

Компанию "Женщине..." составили новеллы "Обычный субботний вечер" (Just Another Saturday Night), взятая (по аналогии с зарисовкой "Клиент всегда прав") из книги "Бухло, телки и пули" и рассказывающая о еще одном эпизоде из тяжелой жизни Марва (по-прежнему в исполнении Микки Рурка), а также "The Long Bad Night", о везучем игроке в покер по имени Джонни, образ которого воплотил на экране Джозеф Гордон-Левитт, и "Nancy's Last Dance", продолжающая историю стриптизерши Нэнси Каллахан (Джессика Альба) после вынужденного самоубийства ее защитника Джона Хартигана.

Последние две новеллы были придуманы Миллером специально для фильма, и то ли из-за спешки, то ли из-за того, что автор ранее уже полностью высказался на тему "Города грехов", они получились какими-то вымученными и недоработанными ("Обычный субботний вечер", кстати, тоже ни о чем).

"Женщина, ради которой стоит убивать" напротив способна порадовать фанатов первой картины своей мрачностью и бескомпромиссностью, однако оказалась лишена сколько-нибудь запоминающихся эпизодов также крепко врезающихся в память как оторванный затвор пистолета — в голову Джеки-боя в "Резне по высшему классу".

Конечно, если вы поклонник актрисы Евы Грин, то история хитрой и властной Эвы Лорд в ее исполнении придется вам по вкусу.

Мне же ее лицедейства и обнаженного тела хватило еще в ленте "300 спартанцев: Расцвет империи" (300: Rise of an Empire, 2014) и поэтому особой радости при просмотре ее истории в "Городе грехов 2" я, к сожалению, не испытал.

Да и вообще, несмотря на свой довольно-таки короткий по меркам современности 94-минутный хронометраж, новый фильм Роберта Родригеса получился на редкость затянутым и попросту скучным.

Стоил ли он просмотра?

Безусловно, да. Хотя бы ради того, чтобы еще раз насладиться брутальным визуальным стилем оригинала.

Стоил ли он девяти лет ожидания?

Безусловно, нет.

Оценки:

"Город грехов" — 10/10.

"Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать" — 7/10.

P.S. Ну и напоследок вашему вниманию предлагается большой "red band" трейлер фильма "Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать" с международного фестиваля "Comic-Con":


Статья написана 17 августа 2014 г. 14:36

Так уж получилось, что несмотря на свою любовь к литературе мистики и ужасов, я довольно долгое время проходил мимо книг такого всемирно известного писателя как Питер Страуб, получившего в 2008-м году "Премию Брэма Стокера" за заслуги перед жанром.

К слову сказать, пару лет спустя данный автор будет награжден еще одной статуэткой в виде старого мрачного дома за свой роман "Тёмная материя", который я выбрал для знакомства с его творчеством и речь о котором пойдет далее.

Основу романа составила пусть и не новая, но определенно интригующая, история о стремлении главного героя в настоящем установить истину касательно некоего загадочного события в прошлом.

В качестве загадочного события в "Тёмной материи" выступает ритуал, который в 1966-м году осуществил совместно со своими юными последователями из числа местных школьников и студентов бродячий философ по имени Спенсер Мэллон на лугу агрономического факультета университета Висконсина в городе Мэдисон.

В качестве героя — писатель Ли Гарвелл, столкнувшийся с проблемой "чистого листа", и в силу этой и еще нескольких причин решивший выяснить подробности того обряда, приведшего к гибели одного из его участников и не самым лучшим образом сказавшегося на дальнейших судьбах остальных, среди которых были его друзья и будущая невеста.

Ну а в качестве интриги — поиск ответа на вопрос: какая из двух сил, реальная или потусторонняя, привела к случившейся на лугу трагедии?

А для этого, как и во многих подобных произведениях, нам придется выслушать одну и ту же историю, но от лица разных персонажей, и после этого самостоятельно решить, является ли все изложенное ими правдой или плодом массового помутнения рассудка.

И к сожалению я вынужден признать, что Питер Страуб не справился со стоявшей перед ним задачей, в силу того, что рассказы учеников Мэллона о событиях давно минувших дней очень мало отличаются между собой, таким образом не позволяя читателю взглянуть на историю с по-настоящему разных точек зрения и не приближая его к ответу на озвученный мной выше вопрос.

Помимо очевидных самоповторов, роман излишне перегружен побочными ответвлениями, зачастую попросту отвлекающими внимание от основного сюжета, чем помогающими разобраться в его перипетиях.

Хотя одно из таких ответвлений — история маньяка по прозвищу "Сердцеед" — можно с чистой совестью назвать украшением всей книги. Очень жаль, что она не смогла перерасти в нечто большее, чем в простое упоминание на несколько страниц.

Оптимизма также не добавило и то, как автор изобразил главных героев своего романа. Уж очень бледными получились их характеры. Хотя опять-таки, нельзя не признать, что личность каждого из них все-таки получила по парочке ярких штрихов.

Также следует отметить крайне размеренный темп книги, отчего она кажется чрезмерно затянутой.

Примечательно, что незадолго до появления "Тёмной материи" на прилавках магазинов в продажу ограниченным тиражом поступила черновая версия романа под заголовком "The Skylark" (Жаворонок), которая, если верить всемирной паутине, была почти на две сотни страниц больше!

И что-то мне подсказывает, что расширенная версия вряд ли так уж сильно отличается от итогового результата. Ну разве только тем, что сильнее клонит в сон при ее чтении.

Но самым главным разочарованием стал финал книги, попросту оборвавший ее на полуслове и не давший ни единого ключа к ее понимаю.

Таким образом, остается только удивляться высокой оценке романа Стивеном Кингом (хотя скорее всего тут виновата многолетняя дружба двух писателей) и признать, что материя, сотканная Страубом, получилась слишком уж тёмной. Настолько, что за ней не видно ни самой истории, ни персонажей, ни хоть какого-нибудь смысла.

Оценка: 5/10.


Статья написана 16 августа 2014 г. 14:09

В 2013-м году на большие экраны кинотеатров всего мира вышел триллер "Судная ночь", действие которого разворачивалось в Америке будущего с рекордно низким уровнем преступности, поддерживаемым за счет проведения Новыми Отцами Основателями раз в году "праздника" (да-да, для определенной категории людей именно "праздника"), одноименного названию фильма, на время которого в обществе становились легальны любые проявления насилия и жестокости, таким образом, помогая людям очистить их души и выплеснуть все негативные эмоции, накопившиеся у них в течении всего года.

Картина очень успешно прошла в прокате, почти в тридцать раз окупив свои производственные затраты.

Давайте же разберемся в причинах этого.

Во-первых, это сюжет. Поначалу он может показаться странным и вызвать множество вопросов. Ну например, каким образом удалось достичь такого беспрекословного соблюдения законов в обществе? Особенно бедными слоями населения, которые никуда не делись. Неужели, голодая, все они ждут наступления Судной ночи, чтобы украсть краюху хлеба?

И так далее и тому подобное...

Но успех данной истории крылся как раз не в логичности придуманного создателями мира, а в его новизне (как минимум, в рамках кинематографа).

А ее интерес для зрителей заключался в самой возможности посмотреть на образ жизни, который кардинально отличается от нашего, а не в выяснении того что и как работает в мире "возродившейся нации".

Тем более, что на чувственное восприятие картины работали и мрачная картинка и напряженный саундтрек фильма.

Также нельзя не отметить отличную игру актеров Итана Хоука и Лины Хиди, прекрасно передавших эмоции загнанных в угол людей.

Кстати говоря, Хоуку не в первой было играть "защитника крепости", если вспомнить его роль в ремейке фильма Джона Карпентера "Нападение на 13-й участок".

Конечно, без логических ляпов дело тоже не обошлось. Взять хотя бы младшего отпрыска Сэндинов, который упорно продолжал помогать бродяге даже после того как банда отморозков пригрозила убить всех его родных, если они не выдадут им обратно объект их охоты.

Однако, если не сильно цепляться к огрехам сценария и не тратить время на попытки разложить принципы показанного мироустройства по полочкам, от фильма можно получить определенное удовольствие, ведь с гнетущей атмосферой и кровавым экшеном у него полный порядок.

И все мы понимаем, что Голливуд не был бы Голливудом, если бы год спустя в прокат не вышел сиквел "Судной ночи", получивший подзаголовок "Анархия".

Безусловным плюсом данной ленты является то, что режиссер и автор сценария оригинала Джеймс ДеМонако, сохранивший за собой эти функции и в продолжении, не стал повторять пройденное, а пошел дальше и показал как проходит ночь страшного суда в большом городе.

В результате, зрителям были представлены новые герои и новая, более масштабная и разнообразная по-сравнению с предшественником, история борьбы за свои жизни группы людей, злой волею судьбы оказавшихся на улицах мегаполиса, охваченного хаосом массового насилия.

Причем, несмотря на занятость на основных ролях не слишком мастеровитых актеров, большинство из них довольно хорошо справились с поставленными перед ними задачами. За судьбу их персонажей реально хотелось переживать, отчего все напряженные моменты сработали как нельзя лучше.

Но особенно хотелось бы выделить Фрэнка Грилло, у которого получилось воплотить на экране не только брутального героя, но и человека остро чувствующего боль других, т. е. показать его внутреннюю уязвимость, несмотря на внешнее хладнокровие.

С атмосферой у фильма тоже полный порядок: мрачные улицы большого города, крики о помощи и звуки выстрелов, то и дело раздающиеся в ночной тиши, всполохи пламени от пожаров на горизонте. Все это как нельзя лучше отражает состояние безнадеги, в которую погрузился окружающий мир.

Также приятно порадовало (на уровне идеи) появление во франшизе сил сопротивления несогласных с существующим порядком дел в обществе. Однако именно они выступили в фильме в качестве слабого звена, благодаря своей излишней карикатурности.

Да и введение их в общее повествование нельзя не отнести к разряду "рояля в кустах".

Тем не менее, на мой взгляд, продолжение удалось на славу: кровавое, изобретательное и все такое же мрачное как и первая "Судная ночь".

Если вам понравилась она, то велика вероятность, понравится и "Анархия".

А я пока скрещу пальцы и буду ждать триквел...

Оценки:

"Судная ночь" — 7/10.

"Судная ночь 2: Анархия" — 8/10.

P.S. При просмотре второго фильма советую обратить внимание на чернокожего актера сыгравшего отморозка в белой маске с надписью "Бог" на ней. Возможно вы узнаете в нем спасшегося бродягу из первой части дилогии.


Статья написана 15 августа 2014 г. 23:09

Говоря о писателе Джо Хилле, практически невозможно удержаться от сравнения его творчества с литературным наследием его прославленного отца — Стивена Кинга, тем более что оба автора работают по-сути в одинаковых жанрах.

Однако следует отметить, что в последние годы Король Ужасов несколько отдалился от темной прозы, свернув на тропинку напряженных психологических триллеров.

Поэтому, если вы относитесь к той категории фанатов Кинга, которые считают что он стал уже не тот что прежде и с тоской в сердце вспоминаете такие его блистательные романы прошлого как "Кристина" и "Оно", то у вас есть прекрасная возможность на короткое время вернуться "к корням", взяв в руки книгу его сына, получившую в отечественном переводе название "Страна Рождества".

Почему короткое? Да потому что вы буквально "проглотите" это произведение вместе с его кровавыми потрохами!

И только имя на обложке напомнит вам, что вы прочли роман Хилла, а не Кинга, поскольку здесь мы имеем в наличии сразу несколько излюбленных фишек последнего, таких как: стильный автомобиль, наделенный сознанием; вежливый и дружелюбный на вид, но жестокий и циничный внутри антигерой, обладающий паранормальными способностями; безумный и отталкивающий помощник антигероя, фанатично преданный своему хозяину (привет Мусорному Баку из "Противостояния"!); ну и конечно же главная героиня, чудом пережившая кошмар в детстве и нашедшая в себе силы вступить в схватку с тем же злом, но уже в зрелом возрасте.

Но не стоит думать, что "Страна Рождества" — это всего лишь подражание произведениям Короля.

Нет, нет и еще раз нет!

Это скорее трибьют им же!

Т.е. дань уважения тем книгам, на которых Хилл вырос и которые во многом сформировали его собственный литературный стиль, также без труда обнаруживающийся на страницах романа: яркий, выразительный, динамичный и стремительный!

И я очень удивлюсь, если Фабрика Грез не обратит внимание на злоключения Виктории МакКуинн и не снимет их на пленку, потому что "Страна Рождества" — это еще и весьма кинематографичная книга.

А уж про изобретательность, с которой она написана, также как и про ее постоянную интригу и напряженную атмосферу, вообще говорить бессмысленно, потому как они станут очевидны для вас после прочтения уже первых глав.

Конечно есть в романе и шероховатости, но они носят скорее локальный характер и не портят общее положительное впечатление от него, чего нельзя сказать об ужасно отредактированном русскоязычном переводе.

Нет, "убить" текст настолько, чтобы захотелось выбросить его на свалку, в издательстве не смогли, но неприятный осадок от небрежно проделанной работы остался.

Поэтому хотелось бы пожелать "Эксмо" найти более профессиональных и ответственных сотрудников.

Ну а самому Хиллу — не останавливаться на достигнутом и поскорее переходить к строительству уже полностью своих литературных миров, несмотря даже на то, что его экскурсия в Страну Рождества вышла более чем яркой и увлекательной.

Оценка: 9/10 (с сохранением высшего балла для возможного будущего шедевра).





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх