Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 февраля 2013 г. 20:05

Начну издалека...

Помнится, в 2007-м году мне посчастливилось приобрести, и впоследствии с большим удовольствием прочитать, роман Клайва Баркера "Каньон Холодных Сердец", который, скажу честно, несколько ошеломил меня своими причудливыми фантазиями и обилием натуралистичных деталей.

Таким образом, я открыл для себя не только интересного писателя, но и целый жанр под названием "сплаттерпанк" — предельно "грязный", кровавый и не скованный рамками классического хоррора.

Несмотря на то, что, в целом, подобный литературный стиль пришелся мне по душе, я долгое время ограничивался знакомством только с книгами Баркера.

Не в последнюю очередь, это связано с тем, что на русском языке было издано не так уж много произведений мастеров "сплаттерпанка", одним из которых является американский писатель Ричард Лаймон, чей роман "Странствующий цирк вампиров" как нельзя кстати попал мне в руки.

Сюжет книги вращается вокруг троицы подростков: Дуайта, Расти и Слим, которую на самом деле зовут Френсис.

Однажды, в конце лета, друзья решают посетить выступление "Странствующего цирка вампиров", так удачно заехавшего в их маленький провинциальный городок Грендвилль, и в ходе шоу посмотреть на "единственного вампира в неволе", "притягательную и смертоносную" Валерию!

Однако, принимая данное решение, никто из них даже не подозревает, как много испытаний им придется пережить на их пути к цели.

И действительно, Лаймон наполнил роман действием под завязку: иногда жутким, иногда смешным (юмор в книге просто замечательный!), но всегда атмосферным.

На мой взгляд, хоть сюжет произведения и разворачивается в начале 1960-х, по своему духу он частично похож на фильмы ужасов 1980-х годов, особенно сильно напоминая "Ночь страха" Тома Холланда.

Я имею в виду нагнетание атмосферы страха и паранойи без постоянного присутствия "в кадре" самого источника данных чувств.

Но, стоит заметить, что "Странствующий цирк вампиров" — это роман не столько об ужасом, сколько о жизни обычных подростков.

Об их радостях, горестях, увлечениях и, конечно же, влечении к противоположному полу, о чем автор достаточно живо и ярко рассказал на страницах своей книги.

Данное обстоятельство заставляет вспомнить такие, уже классические, произведения других писателей на тему "нелегкого" взросления молодых людей, как "Тело" и "Оно" С. Кинга и "Лето ночи" Д. Симмонса, с которыми у романа Лаймона много общих мотивов.

Если говорить конкретно о главных персонажах "Странствующего цирка вампиров", то несмотря на всю условность их характеров, автору удалось полностью раскрыть их в эмоциональном плане благодаря многочисленным диалогам, как между собой, так и с другими жителями городка.

Единственным существенным минусом романа, на мой взгляд, является несколько скомканный финал, очень уж резко обрубающий стремительное течение сюжета.

Поводя итог, скажу, что я очень рад, что мое знакомство с творчеством Ричарда Лаймона началось с данного произведения, которое я бы рекомендовал к прочтению всем поклонникам яркого и динамичного хоррора.

Оценка: 8/10.

P.S. Хотел бы выразить слова благодарности команде фанатов писателя, работавших над переводом книги на русский язык. Спасибо вам за ваши труды!

Верю и надеюсь, что "Funland" не заставит себя долго ждать... ;-)


Статья написана 2 февраля 2013 г. 17:00

Как нетрудно заметить, основу и мощь любой страны, прежде всего, составляют люди. Простые люди, которые живут, любят, работают, и воспитывают своих детей на родной земле.

Есть среди них и те, кто заботится не только о себе, но и о благе всей страны в целом.

Кого конкретно я имею в виду?

В данном случае, фермеров, тихо и мирно живущих вместе со своими семьями в больших фермерских домах, окруженных со всех сторон широкими, убегающими за горизонт, полями, на которых то тут, то там черными точками темнеют силуэты амбаров для зерна, загонов для скота и массивной сельскохозяйственной техники.

Если говорить о США, то подобную картину можно увидеть во многих штатах Среднего Запада, в том числе и в Канзасе, родном крае писательницы Гиллиан Флинн, который она и приглашает нас посетить в своем романе "Темные тайны".

А точнее, провинциальный городок Киннаки, в свое время отстоявший право называться (хотя и недолго) "сердцем Америки", поскольку он находится почти посередине центрального штата страны.

В ночь со второго на третье января 1985-го года на ферме семьи Дэй произошло жестокое убийство, в результате которого погибла мать семейства и две ее маленькие дочери, в то время как еще одной, самой младшей, по имени Либби удалось сбежать.

Утром полиция обнаружила в доме не только тела жертв, но и нарисованные кровью пентаграммы и грязные ругательства на стенах.

Ко всему прочему, давая показания детективам, семилетняя Либби обвинила в жуткой расправе своего родного брата Бена, который был незамедлительно схвачен, поспешно осужден и отправлен в тюрьму отбывать пожизненный срок.

Почему поспешно?

Что ж, здесь необходимо немного углубиться в историю.

Итак, на дворе середина 80-х годов. Уже почти 19 лет в США действует "Церковь Сатаны", созданная Антоном Шандором ЛаВеем, ее будущим верховным жрецом и автором "Сатанинской библии" (1969).

Именно в это время в обществе начинает набирать обороты массовая истерия ("Сатанинская паника"), подогреваемая СМИ и вызванная сообщениями о существовании масштабного заговора, согласно которому на территории страны действует несколько миллионов последователей данной религии, постоянно совершающих человеческие и животные жертвоприношения.

Страх перед сатанизмом настолько сильно укореняется в сознании американцев, что практически в каждом преступлении стражи порядка того времени видят след рогатого Повелителя Тьмы.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что они не стали церемониться с Беном, с этим нелюдимым мальчиком из бедной фермерской семьи, который, по слухам, связался с компанией дьяволопоклонников и вместе с ними по ночам в свете луны режет глотки окрестному скоту.

Нет смысла сомневаться в вине этого, перекрасившего волосы в черный цвет и слушающего тяжелую музыку, раздолбая.

Нет смысла разбираться в странных уликах, во множестве оставленных на месте преступления, когда где-то рядом по улицам их милого городка бродят сообщники этого малолетнего выродка, вынашивающие новые кровавые замыслы.

Итак, со дня роковых событий проходит 24 года, часть из которых (до своего совершеннолетия) Либби проводит, переезжая от одних родственников к другим, а часть — живя самостоятельно на средства фонда, организованного сочувствующими ее горю людьми сразу после убийств.

Все это время она нисколько не сомневалась в виновности собственного брата и даже ни разу не навещала его в тюрьме.

Однако, внезапно, в ее жизни произойдут перемены, вследствие которых она будет вынуждена вплотную заняться делом гибели своей семьи и, в конце концов, докопаться до правды.

Собственно, такова завязка романа, который будет набирать обороты с каждой перевернутой читателем страницей.

Повествование в "Темных тайнах" ведется от лица сразу трех персонажей: Либби (в настоящем), Бена и их матери Пэтти (в прошлом, как раз накануне страшных событий).

Поэтому, было бы правильно сказать пару слов о каждом из них.

Согласно интервью Гиллиан Флинн для "Orion Books", изначально она написала примерно половину романа, в котором главная героиня была приятной молодой девушкой, но быстро поняла, что такой подход в корне не верен. Подобная милая всем особа просто не могла бы появится после всего того ужаса, что ей пришлось пережить в детстве. Поэтому Флинн переработала центральный образ будущей книги, явив миру настоящую, реальную Либби: циничную, пессимистичную особу, которая ничего не хочет от мира и не хочет, что бы мир, в свою очередь, хотел что-то от нее.

Иногда она целыми днями не встает с кровати, погруженная в глубокую депрессию из-за тяжелых воспоминаний о том, что, как она думает, сделал ее брат.

Сам Бен предстает перед читателем пятнадцатилетним подростком, без денег, без друзей, да еще и вынужденным жить в чисто женском обществе среди матери и трех младших сестер (отец оставил их одних с крупными долгами).

Поэтому, поначалу некоторые его новые странности в поведении не воспринимаются матерью с должным вниманием.

Ну, стал молодой парень закрывать дверь своей комнаты на замок, что такого?... Может он просто хочет, чтобы сестры без спроса не вторгались в его личное пространство.

Ну, протянул к себе в комнату еще один телефонный кабель, что тут плохого?... Может ему необходимо поболтать с подружкой подальше от посторонних ушей.

Ну, слушает на полную громкость тяжелую музыку... А кто из подростков ее не слушает?...

Кстати, замечу, что последняя деталь играет немаловажную роль в сюжете.

Дело в том, что если в 60-е годы сатанизм обрел лишь идейную оболочку, то с появлением блэк-метала в 1980-е, данная субкультура окончательно сформировалась.

Основателями стиля считается группа "Venom" (неоднократно упоминаемая в "Темных просторах"), выпустившая в начале десятилетия альбом под названием "Black Metal" (1982). Музыкальная составляющая в блэк-метале не главное, главное – это тексты песен, тематика которых наполнена антихристианским, сатанинским и оккультным значением.

Однако, не все так очевидно в отношении Бена, как это может показаться.

Флинн наделила своего героя очень противоречивым характером, отчего на протяжении романа он будет постоянно балансировать между любовью и ненавистью, мужеством и жалостью к себе.

Но в книге есть еще один не менее сложный персонаж. Это Пэтти — мать большого семейства, пытающаяся спасти ферму от разорения, а старшего сына от падения в пропасть.

На долю этой женщины, кажется, выпало так много несчастий, что и не каждый мужчина смог бы с ними справиться. Читая о ее многочисленных неурядицах, ты буквально чувствуешь всю ее боль и отчаяние.

Стоит заметить, что все, что связано в книге с внутренними переживаниями и мыслями героев, выполнено автором "на отлично".

Так же как и общая мрачная атмосфера романа и проработанность большого количества мелких деталей, каждая из которых будет иметь свое важное значение для развития сюжета.

Но, в особенности, поражает умение Флинн не просто придумать какие-то занимательные подробности, но и обыграть их от лица разных персонажей. Показать их, зачастую противоположное, отношение к одной и той же фразе, событию или явлению.

По-моему мнению, у книги нет ни одного существенного минуса, который бы смог испортить впечатления ее читателю.

Единственный недочет, как мне кажется, связан с переводом названия романа на русский язык, потому что "Dark Places" — все таки никак не "Темные тайны", а скорее "Темные просторы".

Ведь именно по ним, по темным просторам своего воображения, и приглашает прогуляться читателя Гиллиан Флинн...

Оценка: 10/10.

P.S. По информации с форума moscowbooks.ru дебютный роман Гиллиан Флинн "Sharp Objects" (в официальном русском переводе — "Острые штуки") ориентировочно должен появиться в продаже уже в текущем месяце.

P.P.S. Довольно часто я задумываюсь, какая бы песня могла подойти в качестве саундтрека к той или иной книге. Думаю, что для "Темных тайн" вполне подошла бы эта.


Статья написана 19 января 2013 г. 17:45

Не требуется быть большим знатоком фантастической литературы, чтобы практически с ходу назвать самые популярные причины гибели человечества, которые активно использовали в своих произведениях писатели, неравнодушные к апокалиптическому жанру.

Это и тотальная ядерная война, и масштабные природные катаклизмы, и вторжение злобных инопланетян, и восстание разумных машин.

Особняком среди всего этого стоит тема мировой эпидемии какой-либо смертоносной заразы.

Почему особняком?

А потому, что начиная с 1978-го года, когда увидел свет роман "Противостояние" Стивена Кинга, и до настоящего момента, так и не было создано ни одного произведения о планетарной пандемии, сравнимого с монументальной и впечатляющей книгой Короля Ужасов.

Я сознательно не учитываю те романы о вирусах, которые превращают людей в зомби ("Мировая война Z" Макса Брукса; "Эпоха мертвых" Андрея Круза) или, скажем, вампиров ("Штамм" Гильермо дель Торо и Чака Хогана; "Перерождение" Джастина Кронина), потому что они представляют собой некие ответвления от изначального сюжета о неизлечимой чуме.

Поэтому, когда на прилавках отечественных магазинов появилась книга "Инфицированные" американского писателя Скотта Сиглера с интригующей аннотацией про эпидемию загадочной болезни на задней обложке, я решил обязательно ознакомиться с ней.

Итак, в центре романа находится бывшая подающая надежды звезда американского футбола по имени Перри Доуси, вынужденный из-за травмы колена оставить спорт и работать в компании, занимающейся эксплуатацией компьютерных сетей (интересно, откуда у бывшего спортсмена склонности к хай-тек сфере?). Читатель знакомится с ним как раз в тот момент, когда на Перри в буквальном смысле слова нападает какая-то сыпь, не дающая ему покоя из-за постоянной чесотки.

А так как Доуси не привык доверять врачам из-за того, что те в свое время не смогли вылечить его поврежденное колено, он "запускает" болезнь, помогая ей успешно перейти к следующей стадии развития, сопровождающейся появлением под кожей неприятных треугольных новообразований.

Параллельно с рассказом о злоключениях несостоявшегося футболиста, автор знакомит нас с группой ученых, пытающихся разгадать причины возникновения странного недуга и выработать методы борьбы с ним, потому как случай Доуси не единственный.

Именно так, перекрестно, и развивается сюжет романа, переключаясь от забаррикадировавшегося в собственной квартире Доуси к специалистам из Центра по контролю за заболеваниями и обратно, двигаясь к своей, как водится, шокирующей развязке.

Что же хорошего можно сказать об "Инфицированных"?

Во-первых, это натуралистичные описания симптомов протекания болезни. Во-вторых, неплохо, пусть и несколько шаблонно, прописанный характер главного героя. Характер сильный и упрямый, ведь только обладая такими качествами, человек сможет побороть одолевающую его заразу, несмотря на огромный ущерб для себя. Ну, и в-третьих, это легкость писательского стиля и постоянная сюжетная интрига.

Из минусов: слабая проработка остальных персонажей, некая однообразность описываемых событий, отсутствие масштабности.

Хотя, стоит заметить, что к ближе к финалу размах истории все же начинает расти, однако это не спасает произведение от его камерности.

В итоге, мы имеем крепкий развлекательный роман, который способен быстро увлечь, но и так же быстро забыться.

P.S. Кстати, изначально (на языке оригинала) "Инфицированные" (Infected) выходили в 2006-м году в формате подкастов (аудио-эпизодов, выкладываемых автором на его личном сайте) и назывались "Infested", что намного ближе передает суть произведения. Однако, если вы не хотите получить спойлер, лучше не искать перевод этого слова в интернете. ;-)

P.P.S. Ах да, сравнивать роман с "Противостоянием" тоже не стоит...


Статья написана 11 января 2013 г. 20:20

С началом XXI века в современной литературе все больше начала набирать обороты тенденция авторов к написанию собственных многотомных циклов.

Причем, данное утверждение справедливо как для новичков, так и для маститых писателей, которые уже давным давно заслужили профессиональное признание и любовь читателей по всему миру.

Если говорить о жанре хоррор, а точнее о его сплаве с фэнтези, то достаточно вспомнить такие циклы как "Темная Башня" С. Кинга и "Абарат" К. Баркера.

Не избежал данной участи и автор бестселлеров Дин Кунц, на чей счет уже можно записать пенталогию "Франкенштейн" и сериал из пока еще шести романов "Странный Томас".

Как раз о первых двух частях этого цикла и пойдет речь далее.

Рассмотрим первый роман, волей автора получивший свое простое, но очень верное, название "Странный Томас".

Простое, потому что в нем содержится игра слов: Одд Томас — имя главного героя, но также и его характеристика, потому как "Odd" в переводе с английского означает "странный", "необычный". А верное, потому что именно вокруг этого 20-летнего парня и будут разворачиваться события романа. К тому же, и от его имени.

Итак, Одд Томас — с виду обычный американский юноша, проживающий в маленьком городке Пико Мундо, затерянном где-то на просторах пустыни Мохаве. Но только с виду, так как на самом деле он обладает сверхъестественным даром видеть и вступать в контакт с душами умерших людей, которые по тем или иным причинам не смогли покинуть этот мир, чтобы перебраться в последующий. Как правило, от этого шага призраков удерживает некое их личное неоконченное дело, завершить которое они самостоятельно не могут и вынуждены искать помощи у живых, способных их видеть. Таких как Одд Томас.

Но иногда, ему самому, без просьб со стороны, приходится вершить справедливость, если из темных глубин вселенной в наш мир начинают проникать существа, также невидимые для глаза обычных людей, получившие название "бодэчи". Ведь там где их скапливается больше всего обязательно прольется кровь. Очень много крови.

Как раз второй из двух возможных вариантов событий лег в основу первого романа цикла.

Останавливаться подробнее на деталях сюжета, я думаю, не стоит. А вот написать о достоинствах и недостатках будет правильно и уместно.

Что-ж, к явным плюсам данного произведения можно отнести главного героя и его внутренний мир (Одд — на самом деле простой, скромный парень, не хватающий звезд с неба (иначе он не мечтал бы работать в "Мире покрышек") и не выставляющий свой дар всем на показ); в меру прописанные персонажи второго плана (например, девушка главного героя по имени Сторми, с тяжелым прошлым и любопытной жизненной философией, или писатель П. Освальд Бун, весящий четыреста фунтов и с шестью пальцами на левой руке); неплохой юмор; а также сама атмосфера городка, пытающегося выжить посреди безжалостной пустыни.

Теперь перейдем к минусам.

Во-первых, не ахти какой оригинальный сюжет (после всеми хорошо известного фильма 1999-го года о призраках, тему общения с душами покойных эксплуатировали все кому не лень). Во-вторых, местечковый характер угрозы, на которую слетаются буквально сотни бодэчей (лично мне не хватило масштабности и более подробного описания личностей главных злодеев). Ну, и в-третьих, некоторые сюжетные штампы (типа, слепого чернокожего радио-ведущего (привет Стиви Уандеру!)).

В целом, история получилась весьма динамичной, интригующей и в некотором роде даже автобиографичной.

Ведь тот самый П. Освальд Бун, которого я упомянул ранее, — автор бестселлеров, для которого литература — не только любимое занятие, но и способ справиться с психологическими травмами, полученными им в детстве.

Достаточно прочитать любую биографическую справку о самом Кунце, чтобы заметить схожесть его реальной ситуации с вымышленной.

Итоговая оценка: 7/10.

После знакомства читателей со "Странным Томасом" минуло два года и на свет появилось его продолжение — роман "Казино Смерти", который было бы правильнее перевести как "Странный навек" или каким-нибудь похожим образом.

Как и большинство сиквелов (не только литературных), данное произведение было выпечено автором по уже проверенному им рецепту, что подразумевает под собой минимум изменений по-сравнению с предыдущей частью цикла.

Судите сами:

1) Одд Томас + полюбившиеся персонажи первого романа — есть;

2) Неприкаянные души умерших людей "на любой вкус и цвет" — есть;

3) Угроза, с которой может справиться только главный герой — есть;

4) Страдающий дух Элвиса... э-э-э... — есть. :-)))

Даже начало новой главы похождений теперь уже 21-летнего паренька с паранормальными способностями схоже с оригинальным романом.

В общем, Кунц решил не рисковать и кардинально не менять основной концепции сериала.

Однако, как показало мое знакомство с романом, это явилось не самым верным решением: практически полное отсутствие новых действующих лиц "режет глаз" и заставляет скучать; характеры злодеев прописаны весьма условно, отчего сложно воспринимать их преступные намерения всерьез; да и сами по-себе эти намерения настолько местечковые, что планы антагонистов из первого романа в отношении Пико Мундо на их фоне выглядят как угроза национального масштаба.

Единственное, что более менее спасает роман, так это описание путешествия Томаса через ливневые тоннели и некоторые эпизоды его приключений в полуразрушенном казино.

К сожалению, вторая часть цикла получилась более слабой и предсказуемой по-сравнению с оригиналом.

Теперь вся надежда на "Брата Томаса" и "настоящее" продолжение.

Итоговая оценка: 6/10.


Статья написана 9 января 2013 г. 21:50

Доброго времени суток! :-)

Вашему вниманию предлагается очередная подборка кино-хитов 80-х.

Приятного прослушивания!

А если захотите добавки, ознакомьтесь с предыдущими трек-листами: 1, 2 и 3. ;-)

***

1. Paul Engemann "Push It To The Limit".

"Лицо со шрамом" (Scarface, 1983)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/46037046Gk4]

2. Phil Collins "Against All Odds".

"Несмотря ни на что" (Against All Odds, 1984)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/393474FANf]

3. Power Station "We Fight for Love".

"Коммандос" (Commando, 1985)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/5387148XYRS]

4. Nick Bicât "If Tomorrow Comes".

"Если наступит завтра" (If Tomorrow Comes, 1986)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/4643124nSsh]

5. Night Ranger "The Secret Of My Success".

"Секрет моего успеха" (The Secret Of My Success, 1987)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/611049mZBl]

[PH OTOSMALL4LEFT]





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх