Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 июня 2013 г. 16:21

Бескаравайный С.С.

Философско-методологические основания использования технологии стереолитографии (3D-принтинга)

В статье исследуются преимущества и недостатки технологии стереолитографии с точки зрения технического знания, как целостной системы. Показано, что эта технология обеспечивает становление новой парадигмы материалооброботки, вскрыто основное противоречие новой парадигмы.

Ключевые слова: стереолитография, техническое знание, парадигма техники, противоречие.

Осмысление перспективных технологий – одна из актуальнейших задач философии.

Любая новая технология находится как бы между двумя полюсами: с одной стороны это энтузиазм, который преувеличивает её возможности, с другой – неизбежный скепис. Энтузиасты готовы объявить любое лекарство в панацеей, любой новый вид транспорта сделать всеобщим. Скептики готовы не замечать очевиднейших тенденций развития техники – еще в 70-х годах некоторые ведущие специалисты компьютерной индустрии не могли представить, зачем человеку может понадобиться домашний компьютер.




Статья написана 6 июня 2013 г. 23:20

Уже некоторое время меня занимает вопрос — отчего некоторые авторы так любят использовать в кибер-панке южную Азию? Или Африку? Или иные, аккуратно скажем, местами диковатые, территории?

Кажется, в "Маленькой богине" я нашел ответ: авторам остро необходимо не машинное, сугубо человеческое мироощущение. Его может дать только искренняя вера в богов, настоящая религиозность.

Ведь если хоть в какой-то степени человек противопоставляется машине (а в киберпанке это противостояние неумолимо), то кроме противостояния на физическом уровне, на уровне тел — требуется противостояние на уровне идей, психики.

А человек запада — классический обыватель, образ которого дает нам реклама — он уже посчитан, измерен, разложен на составляющие валютных курсов и маркетинговых предпочтений. Он ничего не может противопоставим машинному исчислению, он заведомо глупее ИИ. Потому в религии, в истовой вере, в чем-то необычном — ищется основа для сюжетного противостояния, для коллизии.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Есть некая девочка, которую выбирают богиней — в Непале (или любой другой стране, где распространен такой обычай). Она — из самых бедных крестьян. Бытие во дворце (её сразу предупреждают, что взрослой она тут не задержится) — это всего лишь большая церемония длиной в десять лет. Ей кланяются, снаружи дворца верят в неё, но мало кто любит девчушку. Одна из воспитательниц-нянечек — подарила ей ИИ (общение через наушник). Но "Алмазного века или букваря для благородных девиц" не вышло — другой это не понравилось, и в возрасте 12 лет оскверненная богиня вернулась в родное село. Там прижиться не удалось — все видели в ней источник несчастий. Родители сплавили её в Индию — выходить замуж. Выскочить не удалось, но её купил местный назначенный божок — на вид пацан десяти лет, по возрасту двадцать. Но в брачную ночь что-то конкретно пошло не так, потом выяснилось, что у героини шизофрения.

Словом, её подцепили местные контрабандисты, возить ИИ в собственной голове (Джонни? Мнемоник? Вы сделали операцию по изменению пола?), потому как шиза — удобная предпосылка для хранения других сознаний в своей черепушке. И вот в одну из финальных проводок, когда в голове пять лишних умов, всю банду накрывают и лишь героине удается смыться.

Она возвращается в родные места, чтобы лечить людей, чинить машины и, может быть, стать настоящей богиней...

Образ героини дан скорее схематично, другие образы — это лишь функции для очередного знака, который хочет донести до нас автор, или для сюжетного поворота. / В мире произведения — есть попытка замедлить компьютерную революцию, и здесь она играет роль "лага по времени" — люди могут попытаться осмыслить то, с чем теперь имеют дело. Забавен образ "домика на куриных лапах" — боевого робота, который вооружен холодным оружием и может отчекрыжить голову террористу-смертнику — забавен своей ненатуральностью, автору слишком хотелось экзотики.

Итак, при известной вторичности, повесть сосредоточена на решении одного единственного конфликта: что и как делать совершенному (в смысле расчетов и доступа к справочной информации) сознанию в человеческом обществе? Просто слугой быть уже не получается. Другом, соратником, братом — тоже. Просто потому, что и сознание это не имеет перед собой человеческих целей, и человек не очень воспринимает его в качестве полноценного субъекта.

В данном конкретном случае сверхчеловек находит себя в служении другим. самым обыкновенным, людям.

Прочесть — стоит.


Статья написана 18 мая 2013 г. 21:14

Прежде всего — те, кто ожидал получить идеальную копию фильма, с дословным повторением реплик и выражений лиц персонажей — могут сразу быть недовольны. Изменения есть, местами они довольно большие.

Но фокус в том, что эти изменения практически всегда оправданы.

За прошедшие четверть века (а вы не заметили?) мы стали куда ближе к Плюку. Собственно, мы плюхнулись туда в 90-е, и с тех пор пытаемся разгребать. Малиновые пиджаки вместо малиновых штанов — теперь уже не так мозолят глаза. Но главное плюканское сочетание — жадность и бескультурье — правит обществом.

По форме мультфильм не уступает лучшим японским анимэ (поклонники анимэ сейчас кинут в меня сотней тапочек, но пусть успокоятся), сделано все аккуратно, современно — сочетание 2Д и 3Д смотрится органично. Фоновые пейзажи пустынь, вся та инопланетная техника и пейзажи "центра" — выше всяких похвал (в ЖЖ видел черновики и часть работ еще до премьеры, впечатляло и в статике, впечатлило и в динамике). То, что в фильме достигнуто тщательным отбором всевозможных железяк, которые должны казать инопланетной техникой, пусть и корявой, тут получилось сделать необычным, искажая пропорции, придумывая "постпанковские" механизмы. Почти ничего заведомо невозможного, но вышло хорошо. Тут и поезд с прыгающей топкой, и "корабль" над пропастью, и "колесо обозрения". Да, в некоторые места добавили гламура. Понятно, что сам Плюк так и остался грязно-пыльным. Но кусочки гламура — есть. И кабинет ПЖ вышел покруче, чем в фильме.

Отличная работа со звуком. Триумфально-брачный призыв эцилоппа, лирический шепот пацаков, голос робота, множество запоминающихся шумов — слышно, как народ старался. Удались даже сторонние реплики, вроде "Я ПЖ люблю очень".

Персонажи. Двух старых пройдох-артистов, трусливых и самую малость человечных — сделать удалось. Да, харизмы живых актеров тут нет, но... Персонажи вполне живые, узнаваемые. Со своими характерами.

Земляне: виолончелист и племянник. Виолончелист, с его привычкой разговаривать "через губу", с безразмерным гонором — да. один из современных типажей. У человека есть мастерство, есть какие-то деньги — и пользуясь этой возможностью, он строит вокруг себя стену, чтобы его не доставали. Культура и вежливость — просто делают эту стену эстетичной. Удалось ли сломать её? Не очень понятно.

Молодой Анатолик — он на Плюке практически свой. Обманывает телепатов на полуавтомате, торгуется по любому поводу. Но еще не зачерствел, еще есть в нем и отзывчивость, и романтика. Да, еще не бандит, в том смысле, что профессиональные бандиты его легко "кидают". Живое воплощение поговорки "моквич и с бритвы мед слижет", просто он еще москвич неопытный, начинающий :-))).

Робот Абрадокс. Принципиально новый персонаж, но явный жлоб, хам, проныра, паскуда, предатель.

Из мелочей запомнилось: детская кукла с цаком, неудачный взлет на драндулете капризного читланина, переделанная виолончель, роскошный пепелац, тамошний майдан... словом — много чего запомнилось.

Что не понравилось? В фильме был явный культурный градиент между советскими людьми и плюканами. Сегодня Плюк ничем не может нас удивить, а степень взаимопомощи между "усредненными" землянами куда ниже, чем раньше. Потому конфликт между землянами и плюканами — он сместился в область больше эстетическую и чисто приключенческую (добраться домой). Из-за этого утопическую "Альфу центавра"

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

пришлось совсем убрать
, и мир, в котором одновременно могли существовать Плюк и Земля, причем никак не пересекаясь, этот мир изрядно рассыпался. Когда Пацак Би в ответ на предложение махнут на землю совсем начинает рассуждать, что на Земле общество не знает деления по цвету штанов — тут не только вранье персонажа, тут еще какое-то другое вранье...

Итого: мультфильм посмотреть стоит, тут без вариантов. Если даже вам не понравится переделка и ностальгия одержит верх, то вы поймете, на что сейчас способна отечественная анимация.

П.С. Тот попаданец, который притащит на Плюк коллекцию песен с радио "Шансон", если умудрится сделать так, чтобы его не убили и не ограбили в первые несколько дней — сможет пошить себе штаны любого цвета.




Статья написана 12 мая 2013 г. 00:13

Паоло Бачигалупи. Заводная

М.: Астрель, 2012

Есть в фантастике книги, которые при всей их противоречивости, смотрятся куда выше среднего уровня. Автор, как золотоискатель, берет кирку, лоток, и отправляется на новые территории.

Тема бытия посткатастрофического мира — исхожена вдоль и поперек. Созданы эпопеи вселенского размаха и камерные миниатюры. Фантастические допущение перебрали, будто весь товар на лотке зеленщика — от ядерной войны до проснувшихся драконов, от последнего островка жизни в метро до оазиса благополучия «единственного города на Земле». Кажется, что еще можно выжать из перепаханного участка?

Копать надо глубже.

Идея фазового перехода — от дымящего угольными топками индустриального мира к вершинам компьютерной вселенной — обыгрывалась неоднократно. Но мало кто рассматривал варианты, когда этот переход окончится банальной неудачей. Без ядерной войны. Человечество попросту недопрыгнет.

Что будет потом?

Грязные статисты, которые на фоне заводских развалин доедают последнюю банку консервов — это все-таки из плохих фильмов. Тем более, можно задуматься, что случится через много лет после кризиса, когда наверняка кончатся припрятанные патроны, съедят всю тушенку из стратегических запасов, и никого не будут волновать сегодняшние политические расклады.

Автор «Заводной» попытался сконструировать мир, где часть современных технологий сохранится, некоторые смогут развиваться, а многие останутся лишь в чертежах. Создать ощущение иной, непривычной эпохи — получилось.

На протяжении всего романа предстают картины страшного энергетического голода. Нефть — немыслимая роскошь, дизтопливо только для танков. Про уран будто забыли. Угля мало, ощущается ежедневная нехватка. Роскошью стало электричество. Собственно, дела настолько плохи, что явно не хватает цветных металлов для нормальной распределительной сети в столице. Гордый образ современной цивилизации — индустриальный город, свет от которого виден из космоса — стал недостижимой мечтой. Царствует бедность.

И так по всему миру — началась эпоха Свертывания.

Но окончательного провала в средневековье не случилось.

Механическую энергию стали чрезвычайно эффективно запасать в пружинах. Никакой современный маховик и близко не стоит рядом с пеналом, в котором легко прячется два гигаджоуля. Эти пружины есть везде. На них ездят мопеды, лодки, от них работают станки и двигатели дирижаблей. Смотрится чрезвычайно эффектно, но автор тут же допускает промашку.

Что сжимает эти пружины? В Таиланде на помощь людям приходят слоны-мегадонты. Генетически доработанные, они исполняют роль «рабочих лошадок». Увы, это фантастика. Фабрично-заводская промышленность с гужевым двигателем — нереальна. Страну тысячи Будд, с её влажным тропическом климатом, полноводными реками и большими перепадами высот — усеяли бы плотины. От крохотных, на ручье, до громадных. Заводы разбрелись бы по рекам, как и было до паровой машины. На вершинах брошенных небоскребов, отчего-то не разобранных на металл, крутились бы сотни ветряков. Автор упоминает вскользь недостроенные плотины, пишет о нелегальных газовых баллонах и газовом же освещении улиц, но куда детальнее расписаны «закрутчики» на велостанках. Кажется, что викторианский образ телефона с ручной подзарядкой обрел тотальное воплощение.

Однако автор искусно маскирует эти противоречия удивительной картиной смешения технологий. За танками идут боевые мегадонты, а сейф можно вскрыть наномеханизмами, пожирающими металл. Воскресли парусники и дирижабли. Не представляешь, какое из старых-новых изобретений объявится на следующей странице, и карнавал «техночудес» — завораживает.

Хоть и без мировой паутины, сохранились компьютеры, главные потребители электричества. Вычислительные центры стали одним из важнейших показателей развития государства. И работы у программистов хватает.

Потому как в отсутствие ощутимого прогресса в разнообразных железках идет явная революция в области генетики. Улицы наполняют коты-чеширы, подражающие хамелеонам в умении маскироваться. Несколько мировых корпораций контролируют производство пищевых культур. А генхакеры взламывают коды растений — потому что всем надоело покупать семена под каждый урожай, и при попытке посеять собранное — смотреть, как пузырчата ржа убивает все на корню. Свирепствует цибискоз, от которого люди кашляют кровью, и множество других болезней.

Величайшим сокровищем в таких условиях становится банк старых семян — яркий образ, напоминающий коллекцию Вавилова в блокадном Ленинграде — миллионы неиспорченных генетических кодов. Из этой колоды карт можно вынуть очередного джокера, и дать возможность крестьянам выращивать «нго», не испорченный пузырчатой ржой. Есть полное ощущение, что люди могут доиграться с генетическими структурами так же, как доигрались с нефтью — тропические леса пожраны новыми видами жучков, в других странах нечего есть, а смертельные вирусы появляются каждый день.

И тут видно второе противоречие, допущенное автором. Природные генокоды первыми попадут под удар — как от международных синдикатов, так и от разнообразных террористов. Старый добрый рис как дерево из тех же лесов — сотни паразитов готовы сожрать его. А информации по натуральным злакам уже сейчас скоплено достаточно много. Через сто лет исследований (пусть даже часть результатов окажется утраченной) банк старых семян будет ценным, но не критически важным активом. Если новые культуры можно синтезировать сотнями, то среди них найдутся вариации куда лучше природных оригиналов.

Здесь от технологии идет переход к политике.

Таиланд будто не изменился. Королевская власть, чисто номинальная, однако свято чтимая. Олигархи и предводители виднейших кланов, сменяющие друг друга на посту премьера. Жесткая борьба министерств — сцепились «торговля» и «природные ресурсы». Честные чиновники — пусть их очень мало, но они есть — вдохновляют подчиненных.

Да и с чего бы меняться периферии? Эта страна, как в позапрошлом веке, отчаянно противостоит иностранцам-фарангам, которые могут купить половину всех тайцев и практических всех чиновников. Им нужен материал из хранилища — лучше весь, но они согласны и на часть. В Финляндии что-то сорвалось, и тамошнее хранилище уничтожено. Взять все силой, подогнав авианосцы к столице, иностранцы не спешат — видно, такие эскадры стали немыслимой роскошью для любой страны.

И здесь третий «прокол» автора. Если в Таиланде умения генетиков хватает на устойчивые к болезным культуры, то в Японии стали делать новых людей. Идеальных солдат или секретарш — что кому требуется. «Слабая» вариация нового человека (главная героиня) может перебить охрану генерала — подготовленных бойцов. Но что тогда могут солдаты? Вероятно, группы спецназовцев — пусть и с пружинными ружьями — просто взяли бы хранилище штурмом. И спокойно вывезли бы ценные материалы на грузовых дирижаблях. Могли бы ликвидировать неугодных чиновников. Торговый агент компании, прибывший в Бангкок, подписал бы договор с единственным уцелевшим заместителем министра. Но и это противоречие автор искусно затушевывает, оправдывает — ведь не всегда слабые страны сохраняются благодаря собственным возможностям. Их могут спасать проблемы сильных держав. Корпорации, хоть и богаты, но не всемогущи. Потому для начала фаранги стали торговаться.

На такой вот шахматной доске разыгрывается партия. В ней легко просматриваются аналогии с недавней историей Таиланда. Тут и военные перевороты, результаты которых задним числом утверждает королевская власть. И натуральная война с наркотиками, которая в будущем обернется жесточайшими карантинами, сожжением целых деревень. И паутина коррупционных предательств, в которой давно запутались все герои. К финалу на доске останется мало фигур.

Но созданный автором мир, при всех внутренних противоречиях, становится уникальным вместилищем для живых персонажей. Героям есть, за что сражаться, пусть для объяснения их мотивов требуются целые страницы. А читателям интересно следить за их судьбой. «Жила» раскопана, и книга обрела собственное лицо...


Статья написана 11 мая 2013 г. 19:28

Номинация «Рецензия»

№ 29. Ностальгический эпос. На книгу: Стивен Кинг. 11/22/63

41 балл . Автор — Виталий Придатко (Украина, Сумская область)

№ 24. Глубина-глубина, я твой. На книгу: Питер Уоттс. Морские звезды

41 балл . Автор — Светлана Евсюкова (Киев)

№ 27. Без названия. На книгу: Дмитрий Карманов. Я — всемогущий

42 балла . Автор — Анна Михеева (Новосибирск)

№ 20. Об атрибутах Бога, куклах и их менеджерах. На книгу: Дмитрий Карманов. Я всемогущий

42 балла . Автор — Сергей Цикавый (Донецк)

№ 26. Город грехов. На книгу: Даррен Шэн. Марш мертвецов

43 балла . Автор — Светлана Евсюкова (Киев)

№ 17. Сто лет беспросветности. На книгу: Паоло Бачигалупи. Заводная

48 баллов . Автор — Станислав Бескаравайный (Днепропетровск)

№ 35. Битва с дураками. На книгу: Олег Дивов. Объекты в зеркале заднего вида

53 балла . Автор — Василий Мельников (Феодосия)

№ 36. Та бесконечная ночь. На книгу: Алан Бейкер. Перевал Дятлова

56 баллов . Автор — Валерий Шлыков (Санкт-Петербург)

№ 54. Японская фантастика под острым соусом. На книгу: Ясутака Цуцуи. Паприка

56 баллов . Автор — Анна Домина (Уфа)

№ 28. Чужие среди нас. На книгу: Александр Терехов. Немцы

56 баллов . Автор — Дмитрий Володихин (Москва)

№ 55. Что за прелесть эти сказки. На книгу: Г. Миддлтон. Последняя сказка братьев Гримм

61 балл . Автор — Елена Козлова (Рязань). III место

№ 48. Мир, который построил Джек. На книгу: Марк Ходдер. Загадочное дело Джека-попрыгунчика

62 балла . Автор — Светлана Евсюкова (Киев). II место

№ 58. Сентиментальное путешествие на одноместной машине времени. На книгу: Стивен Кинг. 11/22/63

64 балла . Автор — Владислав Женевский (Уфа). I место

Номинация «Литературно-критическая статья»

№11. Фантастика и джаз: параллели сходятся

39 баллов . Автор — Валерий Окулов (Иваново)

№47. Эволюция жанра альтернативной истории в российской фантастике

42 балла . Автор — Артем Гуларян (Орел)

№16. Летописец (К вопросу о принципах композиционного построения летописей)

42 балла . Автор — Юрий Брехов (Волгоград)

№19. Коллективный Тарле

50 баллов . Автор — Станислав Бескаравайный (Днепропетровск)

№53. Расисты ли эльфы Толкина?

51 балл . Автор — Елена Козлова (Рязань). I место.

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

От себя замечу: второе место в номинации "Литературно-критическая статья" становится как бы традицией, и не скажу, что совсем уж вдохновляющей (снова разница в один балл).

В статье анализируется становление "попаданчества", как направления в фантастике. Причины спроса на попаданцев и внутренние противоречия героев.

Теперь вопрос — где опубликовать такую вот статью ;)





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх