Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 апреля 2023 г. 20:29

По просьбе писателя и библиографа Леонида Смирнова дублирую его сегодняшнюю запись:


Животрепещущий вопрос

У меня важный вопрос к вам, дорогие коллеги — фантастолюбы и фантастоведы.

27 февраля 2023 года я возобновил работу над библиографией, чтобы подготовить второе (исправленное, дополненное и переработанное) издание первых трех томов, которые изрядно устарели. В текст будут внесены тысячи изменений.

В процессе работы по уточнению списка фантастов я посещал несколько библиографических сайтов, включая "советская фантастика. рф". На этом сайте обнаружилось очень много ценной информации, собранной за последние годы. Внезапно сайт был заблокирован — недостаточно средств на аккаунте. Время идет, администратор сайта никак себя не проявляет, и сайт со всем содержимым скоро будет уничтожен.

Отсюда мои вопросы. Кто-нибудь знает, что на самом деле происходит на сайте "советская фантастика. рф"? Кто его админ? Можно ли как-то с ним связаться?

Было бы очень жаль, если плоды чьих-то огромных трудов будут уничтожены.


Статья написана 17 апреля 2023 г. 20:52

Я уже писал о произведениях советских писателей-фантастов, рассказывающих о перемещениях во времени в одну сторону, а именно – в будущее (см. мою запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»). Такие перемещения осуществлялись в основном посредством применения персонажами анабиоза или чего-то похожего: замораживания, гибернации и т. д. Конечно же, отечественные фантасты часто обращались и к теме управляемых перемещений во времени, производимых с использованием технических устройств (машин времени). Как в прошлый раз, я снял со своих книжных полок практически наугад несколько изданий. Посмотрим, что в них.



Ариадна Громова, Рафаил Нудельман. В Институте Времени идет расследование. — М.: Детская литература, 1973 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.


Фантастический роман Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идёт расследование» (1973) самим своим названием транслирует читателю основную тему книги. В одной из лабораторий этого НИИ, специализирующейся на изучении перемещений во времени методом хитроумной конфигурации электромагнитных полей в хронокамерах (речь поначалу идёт о забрасывании в будущее всего на 10 минут небольших металлических брусков), находят труп физика Аркадия Левицкого. Обстоятельства смерти поручено расследовать следователю прокуратуры Александру Линькову. Друг и коллега Левицкого, младший научный сотрудник Борис Стружков, помогает следователю вникнуть в нюансы исследований, проводимых в лаборатории, а также в детали событий, предшествующих смерти Левицкого, но вскоре сам оказывается под подозрением. Естественно, что случившееся непосредственно связано с перемещениями во времени, но все подробности я излагать не стану, вдруг сами захотите прочесть. Предупреждаю, что роман написан обстоятельно, неспешно, с массой мелких подробностей из жизни и взаимоотношений разных персонажей этого фантастического детектива (есть даже немножко про любовь), а также экскурсов в сопряжённые с идеями книги области физики. Свои соображения по поводу основной загадки романа я выскажу позже, в одной из следующих записей. Кстати, на смутные догадки о возможных прототипах некоторых героев книги меня навели их имена – Аркадий и Борис, а также фамилия последнего – Стружков.


Илья Варшавский. Под ногами Земля. — Л.: Лениздат, 1991 г.


В значительно более лёгком, юмористическом ключе разворачивает тему путешествий во времени в своём рассказе «Петля гистерезиса» (1968) из цикла «Евангелие от Ильи» в авторском сборнике «Под ногами Земля» ленинградский фантаст Илья Варшавский. Историк Леонид Курочкин выбивает у Хранителя Времени, чиновника специальной организации, контролирующей экскурсии в прошлое, разрешение на посещение первого века нашей эры. Он отправляется в далёкое прошлое, в Иудею, «с целью собрать убедительный материал, опровергающий существование Иисуса Христа». Надо ли пояснять, что злоключения Курочкина, описанные Варшавским, и станут в этом рассказе вескими фактами, позволяющими евангелистам использовать их как основополагающие доказательства и непререкаемые свидетельства в пользу реального существования Иисуса. О других произведениях Варшавского, связанных со временем, я ещё как-нибудь напишу.


Только один старт. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971 г. — Серия: Уральская библиотека. Приключения. Фантастика. Путешествия.


А вот, например, антология «Только один старт», вышедшая в 1971 году Свердловске, со вкусом составленная Виталием Бугровым, известным советским историком фантастики и библиографом. Я нашёл в этом сборнике очень актуальный рассказ-памфлет Михаила и Ларисы Немченко «Вести из грядущего». Фашистский диктатор из страны под названием Лазурия (или просто — фельдмаршал Спаситель Лазурии) приезжает в некое развитое государство, где платит огромные деньги фирме «Вести из грядущего», имеющей аппаратуру, позволяющую «совершать кратковременные заезды в будущее». Диктатора интересуют возможные перемены в составе правительства Лазурии, список членов нового кабинета с датой прихода к власти, а также данные о его личной судьбе через три года. Зачем диктатору такой список, догадаться легко…

Агент фирмы, вернувшийся после блицброска в будущее за нужными сведениями, доставляет список полного состава правительства Лазурии, где нет ни одной знакомой фельдмаршалу фамилии. Более того, в самом близком будущем отсутствуют сведения и о нём самом, бесследно исчез с Рыночной площади даже его монумент. Диктатор в панике и недоумении…


Фантастика, 1967. — М.: Молодая гвардия, 1968 г. Серия: Фантастика.

Рассказ Севера Гансовского «Демон истории», впервые опубликованный в ежегоднике «Фантастика, 1967» издательства «Молодая гвардия, наводит читателей на размышления об инерции исторических обстоятельств и роли личности в истории...

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.


Статья написана 15 апреля 2023 г. 11:08

Сегодня,15 апреля 2023 года, исполнилось 90 лет со дня рождения писателя Бориса Натановича Стругацкого (15.04.1933 — 19.11.2012). Вместе с братом Аркадием Натановичем Стругацким (28.08.1925 — 12.10.1991) они составили во второй половине прошлого века гениальный фантастический дуэт АБС, чьими произведениями зачитывались (и продолжают зачитываться) миллионы читателей. Эта дата даёт мне замечательный повод выложить здесь одну из бесед с Борисом Стругацким, входящих в мою книгу "Беседы с фантастами".


Борис Стругацкий. Санкт-Петербург. Октябрь, 1987. Фото с автографом писателя из архива В. Ларионова.



Борис СТРУГАЦКИЙ: «Мы писали каждый раз так, чтобы было «лучше»


Борис Стругацкий. Санкт-Петербург, Семинар БНС 12.10. 2005. Фото В. Ларионова.


Владимир Ларионов: Первая повесть АБС «Страна багровых туч» вышла в Детгизе в 1959-м году. Когда вы с братом писали СБТ, вы как-то cпециально ориентировались на юного читателя, «затачивали» повесть под него?

Борис Стругацкий: Ни в те времена, ни в последующие мы не ориентировались ни на юного, ни на зрелого, ни на престарелого читателя. Только на себя, на свой собственный вкус, на свои представления о том, что в литературе хорошо, что – плохо. «Ты сам свой высший суд…» Честно говоря, я даже не представляю, как это: ориентироваться еще на чей-либо вкус, кроме собственного.


А. Стругацкий; Б. Стругацкий. Страна багровых туч. — М.: Детгиз, 1959 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики (Детлит).


Борис Натанович, повесть-то ведь была издана в Детском Государственном издательстве, которое позднее стало называться «Детская литература». Задавая вопрос, я имел в виду не вкус, а возраст читателя. Понимаю, что знаменитую серию «Библиотека приключений и научной фантастики» («рамку»), где вышла повесть «Страна багровых туч», тогда читали все, от мала до велика, но неужели вы совсем не брали в расчёт то обстоятельство, что издательство – детское?

Представьте себе – не брали совсем. И никогда. Если угодно мы руководствовались знаменитым слоганом Маршака: «Писать для детей надо так же, как для взрослых – только лучше». Вот мы и писали каждый раз так, чтобы было «лучше». С нашей точки зрения.

Что вы почувствовали, когда у вас в руках оказался бордовый томик, пахнущий типографской краской – ваша первая книжка?

Это был несомненно «момент счастья». Подробностей, впрочем, не помню за давностию времен.


Самое полное (на момент издания) собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких, подготовленное группой «Людены» в 11 томах с дополнительным 12-м. Донецк: Сталкер, СПб.: Terra Fantastica, 2000 — 2001 гг. Серия: С/с Стругацких издательства "Сталкер".


А сколько изданий насчитывают ваши книги сейчас?

А как считать? По количеству отдельных томиков? Штук 100-120. Собрания сочинения учитывать? Еще штук 50. А как быть со сборниками? С журнальными изданиями? С допечатками тиражей? Много. И нет у меня такой статистики – надо спросить у люденов.

Какой, на ваш взгляд, сегодня должна быть фантастика, адресованная молодому читателю?

Такой же как вчера и позавчера: поражающей воображение, захватывающей, ни в коем случае не дидактичной. Впрочем, она и вообще должна быть такой – без ориентации на возраст читателя.


Собрание сочинений Стругацких издательства «Текст». 1991 – 1995 гг.


Такую фантастику братья Стругацкие умели создавать: завораживающе-нестандартную, многослойную, очень разную… Борис Натанович, посоветуйте, с какой книжки лучше всего начинать знакомство с творчеством АБС неискушённому читателю, который растерянно стоит у полки с многотомным собранием ваших сочинений.


Многое зависит от возраста и квалификации. Читателю более опытному стоит начать с «Попытки к бегству». А подростку надо начинать с первого тома, если тома расположены в хронологическом порядке. Но ведь издатели, компонуя многотомники, исходят зачастую из своих соображений. Произведения в наших собраниях сочинений , что выходили в издательствах «Текст» и «Сталкер», размещены в общем по хронологическому принципу. А вот в серии «Миры братьев Стругацких» (АСТ-Terra Fantastika) тома выходили в соответствии с последовательностью исторических событий XXII века, описанных в этих книгах — таким был замысел составителей серии.


Далее — читать здесь.


Статья написана 12 апреля 2023 г. 12:32

День космонавтики... С ним у меня, помимо всем понятных ассоциаций, связана ещё одна. В этот день много лет назад (в 1985 году) я позвонил ленинградскому писателю-фантасту Александру Шалимову, чтобы поздравить его с днём рождения (да-да, день рождения Шалимова — именно 12 апреля). Сказал, что у него замечательная и знаменательная дата рождения. Сказал, что у меня самого день рождения тоже не совсем обычный — 1 января. Сказал, что поздравления и пожелания здоровья ему шлют и мои одноклубники. Я в то время руководил сосновоборским Клубом любителей фантастики "ФантОР", название которого расшифровывается как "Фантастика — Общество — Реальность". И тут Шалимов мне говорит: "А давайте я к вам приеду!". И приехал. И приезжал ещё не один раз. Вот так у меня завязались добрые отношения с ним и с секцией научно-фантастической и научно-художественной литературы Ленинградского отделения Союза писателей СССР, которую Шалимов тогда возглавлял. Сегодня — 106 лет со дня рождения Александра Ивановича Шалимова (12.04.1917-04.02.1991).


Александр Шалимов выступает в нашем КЛФ "ФантОР". Сосновый Бор, 1989 год.


Отец писателя был бухгалтером, мать — домохозяйкой. В 1934 году Александр Шалимов окончил в Ленинграде школу-девятилетку, а в 1940 году, с отличием, — Ленинградский горный институт по специальности «инженер-геолог». Александр Иванович рассказывал о себе: «В геологию я пришел через научную фантастику. Начитался книг известного русского геолога В. А. Обручева. Знаете, конечно, его книги — “Плутония”, “Земля Санникова”… В последний день забрал документы из Университета и сдал в Горный... Как геолог работал во многих уголках страны — в Средней Азии, на Памире, на Кавказе, на Севере. И пишу не только научную фантастику, но и рассказы о геологах, об их работе... Геология, а ещё война, которая закончилась для меня не 9 мая 1945 года , а почти на три года позже, задали основные направления моей фантастики. Борьба за сохранение Человека разумного и земной цивилизации стали лейтмотивами всего, что написано... Первый рассказ был написан перед самой войной…»


Ночь у мазара. — Л.: Детгиз, 1959 г. В этом сборнике был опубликован первый фантастический рассказ А. Шалимова, название рассказа стала названием сборника.


Правда, опубликовать его удалось лишь в пятидесятых годах – спустя полтора десятилетия. По существу, тот рассказ даже и не совсем фантастический. Тему предсказали действительное происшествие в геологической партии на Памире и легенда, услышанная в одном из кишлаков восточного Каратегина. В опубликованном варианте рассказ был назван "Ночь у мазара"».

У меня на полке стоит объёмистый сборник научно-фантастических и приключенческих повестей, рассказов и очерков (он так и называется "Ночь у мазара", см. фото выше) с этим рассказом Шалимова о "снеговых шайтанах" . Очень, кстати, красивым и поэтичным языком вещь написана. Правда, закончить рассказ Шалимову пришлось не так, как он хотел: по требованию редактора случившееся в рассказе с людьми на Кафандаре пришлось объяснить галлюцинациями под воздействием испарений ядовитых эфироносных растений. Рассказ входит и в другие авторские сборники Шалимова, в частности в его книгу "Охотники за динозаврами".


Александр Шалимов выступает на конвенте "ФантОР-89". Человек — прямой угол на переднем плане — это я. Между Шалимовым и мною видны ленинградские писатели Александр Щербаков, Андрей Балабуха, Андрей Измайлов (остальные — на следующем фото в галерее). На заднем плане — Ольга Ларионова. Сосновый Бор. 1989 год.


В энциклопедическом словаре "Литераторы Санкт-Петербурга. XX век" о Шалимове сообщается, в частности, следующее: «Студентом проходил практику в экспедициях на Тянь-Шане и Памире. С нач. войны направлен на работу геологом во Владивосток, Душанбе. В августе 1944 г . был направлен в заграничную командировку в Польскую Народную республику. Принимал участие в создании армии возрожденной демократической Польши, в подготовке для нее новых офицерских кадров. После войны преподавал геодезию в Военно-технической академии в Варшаве, демобилизовался в дек. 1953 в должности зам. начальника Военно-топографического управления, подполковник. Удостоен медалей «За боевые заслуги» (дважды), «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», пяти орденов и пяти медалей Польши. По свидетельству А. Шейкина Шалимов «познакомился и даже подружился с Каролем Войтылой, в дальнейшем Папой Римским Иоанном Вторым. Когда впоследствии Шалимов оказывался в Италии, Ватикан принимал его, как самого желанного гостя». С 1954 по 1978 преподавал в Горном институте, а также в Польше и на Кубе. Участник геологич. экспедиций в Ср. Азии , на Кр. Севере, в Карпатах , на Кавказе, в Крыму . Канд. геолого-минерал. наук, доц. Автор и соавтор монографий, учебников и статей по геол. дисциплинам. Действительный член Географич. об-ва СССР, Об-ва естествоиспытателей, сов. ассоциации историков естествознания и техники".


А. Шалимов. Окно в бесконечность. — Л.: Детская литература (Ленинград), 1980 г.


Литературовед А. Бритиков в послесловии к книге А. Шалимова "Окно в бесконечность" пишет...

Далее — читать здесь, там ещё много всяких картинок и текста.


Статья написана 10 апреля 2023 г. 23:40

В день 76-летия со дня рождения Андрея Дмитриевича Балабухи (10.04.1947 — 02.12.2021) размещаю его редкий автограф.

На вечере памяти писателя-фантаста Ильи Варшавского, который состоялся 30 января 1989 года Андрей подписал мне своё вступление к двум ранее непубликовавшимся рассказам Ильи Варшавского, вышедшим в № 4 рижского журнала "Даугава" за 1988 год. Напомню, что главным редактором "Даугавы" тогда был писатель Владимир Михайлов. Именно поэтому в журнале появилась рубрика "Фантастика", в которой впервые увидели свет фантастические произведения ряда отечественных фантастов, в том числе — повесть "Время дождя" (другое название повести -"Гадкие лебеди") братьев Стругацких...


Прочесть некоторые строки из этого вступления-воспоминания нынче очень полезно. Хотя бы для того, чтобы знать, как было раньше. Например, Андрей пишет: "Литературную его (Варшавского) судьбу называют счастливой, ему не пришлось пробиваться — его приняли сразу. Прямо по окончании первой же читки рассказов на заседании упомянутой уже комиссии было составлено письмо в Лениздат с просьбой выпустить книгу талантливого автора, и книгу напечатали — всего за два года. Это почти фантастика, но так было. Опубликовано больше восьмидесяти рассказов, две повести — и это за какое-нибудь десятилетие..."

Всего за два года напечатали книгу... Это почти фантастика... Вот так было!


С Андреем Балабухой. Сосновый Бор. 1988 год.





  Подписка

Количество подписчиков: 183

⇑ Наверх