Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Verveine» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 августа 2008 г. 15:34

Решила перепостить сюда свои статьи по аниме, некогда опубликованные в газете "Просто фантастика".

---

В стране Ингарии, где взаправду существуют предметы вроде семимильных сапог и шапок-невидимок, родиться старшим из троих детей — изрядное невезение. Каждому понятно, что если все трое отправятся на поиски счастья, именно тебя первого ждет провал — и провал самый что ни на есть сокрушительный [1].

Экранизации: кто прав и кто виноват?

Одна из самых, не побоюсь этого слова, забавных проблем кинематографа в общем и анимационного кинематографа в частности — проблема адекватных экранизаций. В особенности это касается произведений известных, собравших не столько круг читателей, сколько общество почитателей, которые скрупулезно следят за соответствием мельчайших деталей происходящего на экране исходному тексту. Конечно, масштаб подобных "мелочей" бывает разным, поэтому кто-то ругает Питера Джексона из-за отсутствия во "Властелине Колец" Тома Бомбадила, а кто-то на дух не переносит минисериал "Дюна" от канала SciFi по той простой причине, что Пауль Атрейдес в новой интерпретации оказался блондином, а не брюнетом. Подобным примерам несть числа, и случаи, когда в итоге фильм воспринимается не просто как "свой" взгляд на первоисточник, а как откровенное над ним издевательство, встречаются, к сожалению, весьма часто. Подход режиссера и сценариста к экранизации произведения может быть своеобразным, новаторским, эпатирующим и так далее, но проблема в том, что он может быть просто другим, и тогда фильм обречен на непонимание. Он, конечно, может стать "культовым", но коммерческий провал обычно не способствует режиссерскому энтузиазму.

Позвольте, спросит внимательный читатель, что же в этом забавного?

Что ж, слово и впрямь не очень удачное, но разве не забавно наблюдать, как преданные поклонники какого-нибудь произведения отчаянно доказывают друг другу и всем остальным, что экранизация не имеет права на существование, потому что... и дальше по списку. Существует, на мой взгляд, одна непреложная истина: книга есть книга, а фильм есть фильм, и вместе им не сойтись никогда — точнее, они сходятся-встречаются, как в море корабли, чтобы потом отправиться своей дорогой. И смотреть фильм только ради того, чтобы сверить список деталей... право слово, немногим интереснее, чем проводить инвентаризацию на предприятии. Гораздо лучше отстраниться от книги и попытаться понять, что увидел режиссер или сценарист в исходном тексте. И если это что-то покажется неправильным, ненужным — не прекрасный ли это повод к тому, чтобы поразмыслить ещё раз над произведением? Быть может, в его глубинах обнаружатся ранее незамеченные сокровища, хотя я вовсе не утверждаю, что все экранизации хороши.

А теперь заканчиваю длинное пространное вступление, чтобы обратиться к конкретной экранизации, вызвавшей бурные дебаты среди сторонников и противников, среди любителей аниме и тех, кто о нем даже слышать не хочет, среди фанатов Дианы Уинн Джонс и тех, кто впервые о ней услышал именно благодаря Хаяо Миядзаки.

Давайте вместе отправимся в путешествие по загадочной стране Ингарии, причем совершим его стразу в двух измерениях — книжном и анимационном. Давайте найдем десять (двадцать?.. сто двадцать?..) отличий и попытаемся, в конце концов, разобраться, одна перед нами история или все-таки две.




Статья написана 19 июля 2008 г. 21:54

Прошу простить меня за длинный перерыв в "вещании". 8:-0

Постараюсь больше так не делать. :-)))

Итак, сегодня речь пойдет о сериале под названием "Хранитель священного духа".

Фабула. Женщина-воин по имени Бальза случайно спасает мальчика, упавшего в реку после того, как опрокинулась повозка, в которой он ехал. Мальчик этот оказывается принцем — вторым сыном повелителя страны Його, и обстоятельства складываются так, что Бальзе приходится спасать его и после несчастного случая с повозкой. Этот несчастный случай, как выясняется вскоре, далеко не первый и уж точно не случайный — дело в том, что принца Тягума преследуют странные видения, и его отец всерьез опасается, что мальчик одержим злым духом. Мать, в свою очередь, боится того, что в следующий раз рядом с её сыном не окажется того, кто рискнёт ради него своей жизнью — и поэтому она нанимает Бальзу.

Так начинаются приключения женщины-воина и маленького принца, которому суждено либо спасти, либо уничтожить мир...

Признаюсь честно, я втянулась в просмотр этого сериала только со второй попытки. Первые эпизоды очень хороши и динамичны, но в какой-то момент сюжет начинает провисать, а действие становится медленным, даже скучным — к счастью, тянется этот проблемный "отрезок" совсем недолго. К чему претензий нет, так это к визуальной стороне: пейзажи в данном аниме головокружительно прекрасны, и, как неоднократно отмечали на разных форумах, природа в каком-то смысле является одним из главных действующих лиц.

Интересными получились и почти все герои — как главные, так и второстепенные. Они живые, достоверные — страдают, сражаются, иногда ошибаются... и меняются. Особенно перемены видны на примере Тягума: совсем ребёнок в начале аниме, к финалу он превращается в совсем другого человека (кстати говоря, его взросление отражается и на внешности, что дает лишний повод похвалить создателей сериала).

Конфликт, в центре которого оказывается Тягум, развивается постепенно, и на протяжении 26 серий зрителю приходится задавать себе множество вопросов. Что за дух вселился в мальчишку? Какой он — злой или всё-таки добрый? И, наконец, самый главный вопрос: как сделать так, чтобы Тягум остался жив? Многие из этих вопросов поначалу кажутся неразрешимыми, но упрямство Бальзы становится тем элементом, который необходим для чуда.

А чудес в этом сериале будет много...

Ещё одной характерной особенностью "Хранителя священного духа" я бы назвала удивительное, почти любовное отношение к деталям, которые для сюжета в целом, казалось бы, не важны. Бальза при каждом удобном случае чистит и полирует своё копье (такого внимательно отношения к оружию я не видела в других аниме!); герои не забывают о том, что им положено что-то есть и одеваться по сезону; внутреннее убранство домов продумано до мелочей. Всё это создаёт хорошую, запоминающуюся атмосферу.

Итак, резюме. Сериал не лишен недостатков, но достоинства перевешивают. Аниме предназначено для семейного просмотра, поэтому можете без опасений пускать к экрану детей — хоть битв будет много, потоков крови вы не увидите. По сути, "Хранитель священного духа" — настоящее фэнтези в ориентальных декорациях, с экологическим подтекстом и цельным, гармоничным сюжетом.

И ещё это настоящая история о взрослении.

Рекомендую. 8-)


Статья написана 17 июня 2008 г. 08:11

Господа подписчики, вас всё устраивает?

Может, нужно подробнее описывать аниме?

Больше/меньше о сюжете, "картинке", о чём-то ещё?


Статья написана 14 июня 2008 г. 14:39

С точки зрения сюжета в этом короткометражном фильме нет ничего примечательного: история о вечном, о добре и зле, о всепобеждающей любви и влюбленных, которые преодолевают все границы, чтобы быть рядом друг с другом. Со времен Шахерезады об этом уже столько всего рассказано, написано и снято, что врядли кто-то обратил бы внимание на фильм, окажись он снят в обычной манере и не будь к нему причастен Ёситака Амано.

А Амано из истории царевны Будур и царевича Камар аз-Замана сделал восхитительное зрелище.

Что же собой представляет это аниме? Если охарактеризовать его одним словом, то подходящим будет слово "феерия"... или даже "фантасмагория". В мире "Тысячи и одной ночи" существуют ифриты и другие магические существа, но этого мало: действие проистекает одновременно в реальном мире и во сне, в мире людей и в волшебном мире, где нет ничего невозможного. Эти миры не просто пересекаются, они перетекают друг в друга, и поэтому в фильме нет ни одной статичной сцены — всё постоянно движется, причем довольно быстро.

Кстати говоря, тут я должна предупредить, что это может вызвать головокружение. Будьте осторожны!

Видно даже неспециалисту, что при создании фильма использовалось очень много анимационных техник, и скриншоты из разных частей короткометражки зачастую выглядят так, будто взяты из совершенно разных фильмов. Черно-белая графика сменяется буйством красок, которое затем переходит в трехмерное компьютерное изображение, которое превращается в некое подобие кукольной анимации, которая становится чем-то ещё — и всё начинается заново. Примерно через пять минут зритель уже не может оторвать взгляд от экрана, будто зачарованный.

Но не стоит думать, будто техническая сторона полностью поглотила смысл. В конце концов, вечные темы не зря называют вечными, и героям Амано сопереживаешь по-настоящему, хотя финал истории и предсказуем. Вероятно, в формате полнометражного фильма история стала бы слащавой и пустой, но аниме идет всего лишь 23 минуты. Они, в лучших традициях теории относительности, для кого-то пролетают в мгновение ока, а для кого-то — тянутся целую вечность.

...И Шахеразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

Полюбуйтесь лучше на скриншоты:


Статья написана 11 июня 2008 г. 20:42

Сюжетно корни этого сериала уходят в другой — "Аякаси: Классика японских ужасов" (2006). Однако по собственному опыту могу заверить, что смотреть "Аякаси" перед "Мононокэ" вовсе не обязательно, т.к. это ничего не упрощает и не проясняет. Более того, арки "Мононокэ" (за исключением последней) вполне можно поменять местами — от этого смысл не пострадает, т.к. входящие в сериал истории связаны только общим главным героем, который очень умело и ненавязчиво излагает цель своих странствий всякий раз, когда принимается за новое дело.

Итак, сюжет. Главный герой — безымянный персонаж, которого проще всего называть Аптекарем. Он странствует по Японии, предлагая желающим чудодейственные снадобья разнообразного характера, а попутно расправляется с мононокэ — призраками, злыми духами, демонами. Эти существа, как выясняется довольно быстро, представляют собой порождения человеческих страстей...

В каждой новой истории Аптекарю предстоит разобраться, что стало причиной появления злого духа, что вызвало его к жизни. Для этого ему нужно определить три элемента — Katachi, Makoto, Kotowari или же Форму, Сущность и Причину. Просто убить демона Аптекарь не может — эти существа, как правило, неуязвимы для обычного оружия, — но если три вышеназванных элемента найдены, то тогда главный герой получает возможность использовать своё главное оружие.

Поиск формы, сущности, причины как раз и является самой интересной частью сериала, поскольку благодаря ему раскрываются характеры героев... и они очень часто оказываются совсем не теми, за кого выдавали себя поначалу. Секреты, "скелеты в шкафу", потаенные чувства — это и многое другое Аптекарь безжалостно вытянет из своих клиентов-пациентов, после чего вынесет вердикт и исполнит приговор.

Пять новелл, пять историй. Домовые в гостинице, злобный морской дух, безликий призрак, загадочное существо-химера, демонический кот — все эти существа, безусловно, страшны и очень опасны, но куда страшнее то, что из вызвали из небытия сами люди. "Дела давно минувших дней", о которых герои предпочли бы забыть — и ведь многие на самом деле забыли! — становятся отправной точкой в жизни мононокэ, чьё предназначение нередко сводится к мести за содеянное. Вроде бы, всё правильно? Но самим своим существованием мононокэ только умножают зло, поскольку не понимают разницы между правыми и виноватыми.

Не хочу раскрывать ни одну из загадок, чтобы не портить удовольствие от просмотра...

Не буду ничего говорить о внешности Аптекаря и, э-э, особенностях его боевого облика. Это нужно видеть. :-)

Замечу напоследок, что "Мононокэ" — один из самых красивых сериалов прошлого года, если не самый красивый. Визуальная сторона этого аниме весьма интересна по всем параметрам: во-первых, здесь присутствуют необычные текстуры, делающие изображение почти объемным; во-вторых, подход аниматоров к отображению некоторых совершенно рядовых явлений превращает эти самые явления в нечто из ряда вон выходящее. К примеру, капающая с тесака кровь превращается в алые цветы сакуры... Показанный в первой арке "мокрый снег" выглядит так, будто с неба падают хрустальные снежинки, а уж шторм из второй арки и вовсе невозможно описать словами.

Резюме: необычная, странная, удивительно красивая вещь.

Смотреть обязательно.





  Подписка

Количество подписчиков: 401

⇑ Наверх