Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 июля 2008 г. 19:17

К написанию этой заметки меня подтолкнули события вокруг ухода из ЖЖ Сергея Лукьяненко. Среди комментариев к этому событию фигурировали самые разные точки зрения — от "Учитель, на кого ты нас покидаешь?" до "Туда этому агенту влияния и дорога". В данном случае весьма симптоматично, что и стороники и противники Лукьяненко в явном своем большинстве признавали за Сергеем возможность влиять на умы и души своих читателей, причем не только путем написания своих произведений, но и при помощи прямых высказываний на те или иные темы.

В связи с этим вспомнилось сакраментальное "Поэт в России больше, чем поэт". Действительно, на протяжении долгого времени, в отличии от западных стран, где основная задача писателя — развлекать почтеннейшую публику, в России/СССР хороший писатель — это учитель жизни, человек с четкой гражданской позицией. Судя по всему, даже после развала Союза эта тенденция сохраняется. По-прежнему читающая молодежь учится у писателей тому, как жить и во что верить, по-прежнему наиболее популярные писатели играют важную роль в формировании общественного мнения.

При этом из современных авторов судя по всему именно фантасты в наибольшей мере выступают в роли учителей и кумиров. Во-первых, потому, что среди поклонников фантастики молодежь составляет весьма значительную часть, во-вторых, потому, что среди современных российских авторов, представителей так называемой "большой литературы", и учиться то, по большому счету не у кого.

Хуже то, что доля молодежи, способной учиться чему бы то ни было и читать что-то, требующее малейших усилий, довольно резко сокращается.

Кстати, видимо, потребность в литературе, которая одновременно бы увлекала и учила, видимо, весьма велика и на Западе. Возможно, именно это — главная причина бешеной популярности "Гарри Поттера".

А что вы думаете по этому поводу?


Статья написана 12 июля 2008 г. 23:25

Лето. Жара. Июльский день. Суббота.

Небольшая река под Харьковом. Под деревом возле реки стоит старенький «Жигуленок» — шестерка. Рядом расстелено покрывало, на котором сложены три кучки одежды. В кустах в прохладном месте заботливо спрятаны несколько бутылок водки. В речке трое мужчин возраста несколько старше среднего возятся с бреднем. Все трое – приятели и сослуживцы из «Вторчермета». Самый старший – Иван Степанович. Ему уже под 50. Он невысокого роста, подтянутый, полностью седой, но весьма подвижен и бодр. Он начальник отдела, и даже здесь руководит, покрикивая на товарищей, и щедро сдабривая свою речь незлобным матерком. Вода доходит ему почти до подбородка. Второй, Виктор Петрович, зам начальника, младше всех. Он высок, грузен, силен и немногословен. Он упорно тащит тяжелый бредень, не отвлекаясь на разговоры. Третий, Виталий Михайлович, рядовой инженер. Он высок, худ, длиннонос, и постоянно поддакивает и хихикает в ответ на слова и шутки начальника.

— Давай к берегу, хватит уже, — командует Иван Степанович, и мужики разворачивают бредень, подтягивают его поближе, и с усилием приподняв, вытягивают на берег, и тащат подальше от воды, поближе к дереву.

Бредень полон болотной тины и водорослей, но в нем поблескивают серебристые рыбки – пара щурят, линек, несколько окуньков и пару десятков плотвы и красноперок.

— Ну что ж, на уху будет, — говорит Иван Степанович.

— Значит, так, — командует он. – Витя с Виталиком, сходите в лесок, наберите или наломайте дров на костер, потом, Витя, ты поможешь мне с ухой, а ты, Виталик, приведи в порядок сеть и выбери из нее всю эту ерунду.

Часом позже Виталий Михайлович возится с сеткой, выпутывая из нее застрявшие водоросли, мысленно проклинает шефа, подсунувшего ему как всегда самую паршивую работу, и жадно принюхивается к начинающему закипать котелку с ухой. Вдруг его пальцы натыкаются среди водорослей на что-то твердое и тяжелое. Немного повозившись, Виталий Михайлович выпутывает из сети странный предмет, похожий на диковинной формы медальон на цепочке. Заинтересовавшись, он берет горсть песка, и начинает тщательно очищать от налипшей грязи странный предмет. Скоро становится ясно, что перед ним действительно необычный амулет, изображающий летящую птицу, похожую на ворона, которая держит в лапах человеческий череп. Вместо глаз у ворона вставлены красные камушки.

– Неужели драгоценные, — мысленно охает Виталий Михайлович.

— Эй, Виталик, что ты там до сих пор возишься, — окликает его Иван Степанович. – Иди скорее сюда.

Виталий Михайлович поспешно прячет свою находку под торчащий корень дерева, встает и торопливо идет к костру.

Еще через пару часов рыбаки сидят вокруг костра вокруг почти опустевшего котелка с ухой, смотрят на звезды, которые все ярче загораются на небе, и ведут неспешные разговоры. Уже подняты четыре тоста: первый – за встречу – от Ивана Степановича, второй – за дружбу – от Виктора Петровича, третий – за прекрасных, но, к сожалению, отсутствующих здесь дам – опять от Ивана Степановича, и четвертый – за мудрость и чуткое руководство Ивана Степановича – от Виталия Михайловича; первая бутылка водки успешно допита и начата вторая. Иван Степанович рассказывает один неприличный анекдот за другим, оживленно размахивая руками. Он сегодня в ударе. Круглое лицо Виктора Петровича изрядно раскраснелось, он откинулся назад, чтобы сесть поудобнее, и уже второй раз пытается затянуть песню «Ой, на гори два дубкы», но шеф его постоянно перебивает. И только Виталий Михайлович сидит как на иголках, ерзает, никак не может устроиться поудобнее, и постоянно порывается встать и отойти в кусты. Все его мысли только об одном – о той необычной вещице, которая лежит сейчас под корнем дерева.

Наконец поток анекдотов от Ивана Степановича иссяк, и пока Виктор Петрович не затянул свои песни, Виталий Михайлович быстро встает и идет к заветному дереву, чтобы отлить. Справив малую нужду, он не может удержаться, и, посмотрев в сторону сидящих у костра коллег, быстро приседает, и начинает шарить под корнем. Вещица на месте. Едва прикоснувшись к ней, Виталий Михайлович не может удержаться, и вытягивает ее, чтобы еще раз полюбоваться. В сумерках амулет великолепен. При лунном свете выясняется, что он не просто черного цвета, а с необычным серебряным отливом. Отблески костра подают на изображение ворона, и кажется, что его красные глаза горят зловещим огнем. Виталий Михайлович держит свою находку и не может от нее отвести глаз. Опомнится он только после того, когда прямо за его спиной треснет сучок под чьей-то ногой, и голос шефа прямо над ухом скажет, вкрадчиво, но уверенно: «Что это у тебя, Виталик? Где ты взял такую чудную вещицу и почему ты прячешь ее от меня». Виталий быстро вскакивает и судорожно пытается спрятать амулет за спину. Слова оправдания застревают у него в горле, а вид его растерян и жалок. В этот момент Виктор Петрович сильной рукой берет Виталия Михайловича за руку.

– Давай, давай скорее сюда, ишь, зажал от товарищей. – Говорит он.

— Нет, нет, это мое, — бормочет Виталий Михайлович. И с неожиданной силой вырывает свою руку из руки Виктора Петровича, отступая на шаг.

— Ты что, с ума сошел, Виталий, — строго говорит Иван Степанович и делает шаг вперед.

– А ну давай сюда то, что ты нашел немедленно, – приказывает он.

— Не отдам, — почти взвизгивает Виталий Михайлович, прижимает к груди вещицу, и, отступив еще на два шага назад, вжимается спиной в дерево.

— Не подходите ко мне! – кричит он.

— Ты еще пожалеешь об этом, Виталик, — Иван Степанович укоризненно качает головой и делает еще один шаг вперед.

Вечер следующего дня. Кабинет старшего следователя Харьковского РОВД Петра Голубева.

Старший следователь Голубев, довольно молодой, но уже начинающий лысеть мужчина среднего роста, сидит у себя в кабинете и дописывает протокол осмотра места преступления.

«Труп Харченко Виталия Михайловича, 1960 года рождения, найден возле отдельно растущего дерева с признаками насильственной смерти. Одежда на убитом разорвана. На шее четкая странгуляционная борозда. Сломаны хрящ гортани и два шейных позвонка. Труп Ставского Ивана Степановича, 1957 года рождения, найден в десяти метрах от трупа Харченко. Причина смерти — открытая черепно-мозговая травма, нанесенная тяжелым тупым предметом. Предположительное орудие убийства – камень со следами крови, найден возле тела убитого. Труп Мартынова Виктора Петровича, 1962 года рождения, найден возле автомобиля ВАЗ-2106. Причина смерти – кровопотеря от трех ножевых ранений, одно из которых в область печени».

— Обычное дело. Типичная бытовуха. – Думал Голубев — Мужики напились, и стали выяснять отношения друг с другом. Мартынов ухлопал двух других, но и сам получил три ножевых. Пытался добраться до машины и уехать, но не смог.

Голубев поморщился, вспоминая, как его подняли сегодня, в воскресенье, в полседьмого утра, и как он пол-утра лазил по залитой кровью поляне.

— Хорошо хоть мужики взяли с собой документы, а то возись еще с опознанием. Ну что ж, по крайней мере, галочку за раскрытие тройного убийства заработать будет несложно. Да и плюс к тому, досталось еще кое-что,- подумал он

Голубев полез в ящик стола и достал оттуда странную вещицу, найденную им сегодня утром на месте преступления. Вещь представляла собой странный медальон на цепочке, изображающий летящего ворона, который держит в когтях человеческий череп. Этот медальон Голубев аккуратно забрал из руки убитого Ставского.

— Необычная вещица. Какой странный материал. Глазки – как бы не рубины. – думал Голубев, тщательно протирая медальон тряпочкой и оттирая от него следы крови. — Ну, что ж, если так, стоило рискнуть и припрятать ее себе. Какое-то время пусть полежит в надежном месте, пока все не утихнет, а потом можно будет показать ее знакомому антиквару. Возможно, удастся заработать немалую сумму. Хотя такую интересную вещь даже продавать не хочется.

Приятные размышления Голубева были неожиданно прерваны опером Семеновым, ворвавшимся к нему в кабинет.

— Привет, Сергеич. Как идет процесс? – бросил на ходу привычную фразу Семенов.

— Процесс у прокурора, — начал было привычно отшучиваться Голубев, но Семенов перебил его.

— Ну-ка, ну-ка, что это у тебя там такое замечательное? Покажи-ка поближе. Где же ты взял это? Что-то я раньше такого у тебя не замечал.

Голубев попытался спрятать медальон в стол, но не тут-то было.

— Уж не с сегодняшнего ли места преступления эта штуковина? – Семенов навис над Голубевым, пристально глядя ему в лицо. – Да за такое знаешь, что бывает?

Голубев открыл было рот, чтобы ответить Семенову, но посмотрел на его перекошенное лицо и горящие глаза, вздохнул, резко открыл ящик ствола и вынул табельный «Макаров», снимая его с предохранителя.

Сбежавшиеся на выстрелы сослуживцы увидели в кабинете застреленного Семенова и Голубева, который с безумным видом начал палить в них, ранив еще двоих.

Через сорок минут после начала перестрелки свихнувшийся Голубев пустил себе в висок последнюю пулю из второй обоймы, а выброшенный им перед смертью из окна в кусты амулет подобрал бомж Игнатьич. Но и он им владел недолго.

Так начал свое возвращение из многих веков небытия амулет скифского бога войны Таргитая.


Статья написана 12 июля 2008 г. 22:21

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Во многом благодаря Фантлабу я обратил внимание на творчество Теда Чана. Мне удалось приобрести этот сборник в мягкой обложке по смехотворной цене. Выяснилось, что в маленький сборничек вошло почти все, написанное этим незаурядным автором. Что ж, возможно, именно малое количество рассказов — причина их высокого качества.

Тед Чан пишет классическую научную фантастику. Отличительная черта большинства его произведений — сочетание весьма неожиданных идей с цепляющими за душу судьбами героев.

Итак, "Вавилонская башня". История о мире, где люди все-таки сумели соорудить башню до небес. Неожиданная идея и красивое исполнение. Единственный недостаток — немного схематичные герои.

"Понимай". Отлично написанный рассказ о человеке, получившем сверхъестественные способности и сумевшего использовать все возможности своего мозга.

"Деление на ноль". Необычный рассказ о женщине-математике, которая ниспровергла основные постулаты своей науки.

"История твоей жизни". Наверное, лучший рассказ сборника. Увлекательное описание попыток в буквальном смысле найти общий язык с загадочными инопланетянами и пронзительная история материнской любви.

"72 буквы". Оригинальный рассказ в жанре "Научной фэнтези". Магия в британском обществе 19 века выглядит весьма необычно. Еще более причудливыми выглядят проблемы, которые придется решать героям.

"Ад — это отсутствие Бога". Очень неоднозначный, в чем-то, безусловно, еретический, но все равно очень сильный рассказ о борьбе человека с высшими силами.

"Тебе нравится, что ты видишь?" Еще один оригинальный рассказ о роли красоты в нашей жизни и не только об этом.

Итак, нестандартные сюжеты, необычные идеи, оригинальное исполнение рассказов, высокое литературное мастерство и неизменная человечность — вот отличительные признаки творчества Теда Чана. Рекомендую!


Статья написана 12 июля 2008 г. 21:53

[IMGRIGHT]http://fantlab.ru/images/editions/big/19655[/IMG]

За долгое время мне удалось прочитать немало книг, посвященных альтернативной истории. А вот альтернативная литература — нечто совершенно для меня новое. Не мудрено, например, представить себе, что Наполеон выиграл войну с Россией в 1812 году. А вот предположить, как бы выглядел в таком случае знаменитый роман Льва Толстого, гораздо сложнее и намного интересней.

Впрочем, обо всем по порядку. Должен признаться, что в этой книге я изрядно сомневался. Многие авторы были мне совсем незнакомы или же я не ожидал от них ничего особенного. Однако, действительность превзошла мои ожидания. Из многочисленных сборников рассказов, прочитанных мной в этом году, "Герои" понравились мне едва ли не больше всего.

Во-первых, радует, что сборник получился очень цельным. Почти во всех рассказах обыгрываются сюжеты знакомых нам с детства произведений — от "Золушки" и "Щелкунчика" до "Гамлета", "Графа Монте-Кристо" и "Приключений Гека Финна". Сюжетно произведения, входящие в сборник, весьма разнообразны. Одни рассказы — альтернативные версии описанных в книге событий, другие — вольные продолжения. Есть и предыстории знаменитых романов. При этом большинство рассказов весьма увлекательны.

Еще один немаловажный плюс. При всем богатстве фантазии авторов, никто из них не позволил себе чрезмерных вольностей и неуважительного отношения к любимым с детства героям.

Порадовало меня и то, что в этом сборнике я открыл для себя несколько новых имен, а те авторы, к которым я относился весьма прохладно, приятно меня удивили.

Из вошедших в сборник рассказов выделю:

"История второго брата" Марии Галиной. Здесь смешались сюжеты различных сказок Шарля Перро. Получилось весело, остроумно, неожиданно. При этом в рассказе есть над чем задуматься.

"Тигры Вероны" Натальи Резановой. Продолжение вражды семейств Монтекки и Капулетти в декорациях междоусобных войн в Италии. Сильный, жесткий, очень грамотно написанный рассказ.

"Мы идем на Кюрасао" Олега Дивова. Отличный ироничный и юморной рассказ с забойной концовкой. Оказывается, Питер Блад был русским!

"Ночь накануне юбилея Санкт-Петербурга" Виктора Точинова. Блестящий рассказ. Совершенно неожиданный взгляд на жизнь Гекльберри Финна.

И, наконец, настоящий шедевр от Василия Мидянина "Что делать, Фауст". История о Пушкине, живущем в наши дни. Начинается он как отличный юмористический рассказ, стеб над коллегами, но вторая половина рассказа меня просто потрясла! Браво! Вот уж от кого не ожидал шедевра.

А еще в сборнике есть удачные стилизации от Трускиновской, рассказ о Щелкунчике, выполненный в виде очерка по военной истории, альтернативные версии Достоевского, Шекспира и многое другое. Рекомендую!


Статья написана 12 июля 2008 г. 21:48

Удар! Блок! Удар! Еще удар! И, наконец, тело противника валится к ногам победителя.

Игорь облегченно вздохнул и, оторвавшись от компьютера, потянулся к лежащей на столе пачке сигарет. Пусто.

— Черт возьми, как же я забыл! И ведь шел сегодня домой мимо базарчика!

Игорь глянул на часы – без четверти двенадцать. Киоск на базаре должен работать до полуночи. А до него минут пять ходу.

— Успею, – подумал Игорь, поставил игру на паузу, решительно встал, накинул на плечи куртку, сунул в карман кошелек и вышел из квартиры.

Вот и здание рынка. Вокруг него пусто. Только перед входом стоит здоровенный милиционер, поигрывая дубинкой. Игорь попытался проскочить в здание рынка мимо него. Не тут-то было.

— Ваши документики!

Игорь вздохнул, полез в карман куртки за паспортом. — Ну чего он привязался?

— Так-так, Ищенко Игорь Иванович, родился 12 июня 1982 года. Это кто же по гороскопу? – задал милиционер совсем неожиданный вопрос.

-Близнецы, — удивленно ответил Игорь.

— Ну-ну, – милиционер полез в карман формы, достал какой-то листок, посмотрел в него и в паспорт, и отдал Игорю его документ.

— Проходите.

– Что за ерунда, — подумал Игорь

– Чего он ко мне прицепился? – Пряча паспорт в карман, Игорь зашел в здание рынка.

Сигаретного киоска возле входа не было. Там, где он стоял, мрачно серела стена без всяких следов киоска и даже вывеску «Сигареты» успели убрать.

— Что за черт, вчера же был здесь, когда успели?- подумал Игорь. – Ладно, пройдусь. Вдруг его просто перенесли в другое место подальше от входа, заодно посмотрю, может еще куплю овощей и хлеба.

Игорь огляделся вокруг. Несмотря на поздний час на базарчике было довольно многолюдно. С десяток продавцов торговало своим товаром, и несколько покупателей бродили между рядами.

Игорь подошел к тетке с овощами. – Почем помидорчики?

— Нет у меня помидор, — буркнула тетка. – Глаза разуй, где тут помидоры?

— Извините, — пробормотал Игорь, оглядывая прилавок. Помидор, как впрочем, и огурцов, действительно не было. На прилавке аккуратными кучками лежали какие-то непонятные листья, стебли, трава, и почему-то батон хлеба. Хлеб у Игоря тоже заканчивался, но покупать этот батон не хотелось.

— Возьми лучше лист хальклоу, — неожиданно сказала тетка, вытаскивая из кучки какой-то листок и протягивая его Игорю. — Отличный лист, ни у кого такого нет. Стоит тридцатку, но я тебе отдам за двадцать пять.

— Да нет, спасибо, — Игорь бочком отошел от сумасшедшей тетки и подошел к следующему лотку, где перед горбоносым продавцом лежали разложенные куски мяса.

— Падхады, дарагой. Самое свежее крысиное мясо. Еще утром там, внызу, бэгало. – горбоносый ткнул рукой вниз, в сторону какого-то люка в полу.

Игорь шарахнулся в сторону от продавца, который продолжал кричать ему в спину – Слюшай, нэ хочешь крысиный, бэры крабовый. — И оказался возле лотка, над которым висел перекошенный плакатик «Пиво».

— Что за ерунда! Надо это срочно запить. – подумал Игорь и обратился к продавцу — Мне черниговское белое.

— Нет такого, — меланхолично ответил продавец. — Есть маит, грииф, шейн.

Действительно, вместо привычных бутылок перед продавцом стояли какие-то пузатые глиняные горшочки. Ладно, дайте хоть что-то, ну пусть маит. – сказал Игорь и полез в карман за деньгами, вытянул горсть мелочи и положил ее перед продавцом на прилавок.

Продавец сноровисто сгреб деньги себе. Одну монету вернул Игорю, и ловко откупорил глиняный горшочек. Игорь, не глядя, сунул монетку в карман, взял в руки горшок, оказавшийся довольно тяжелым и сделал большой глоток. Пиво на удивление оказалось совсем неплохим.

— Заходите к нам еще, — вежливо улыбался продавец. — Для постоянных покупателей скидка.

— Спасибо, — пробормотал Игорь и глотнул пива еще, обхватил заметно полегчавший горшочек и пошел по рынку дальше.

То ли Игорь немного свыкся с ситуацией, то ли начало действовать пиво, но теперь он с интересом оглядывался вокруг, и уже не удивлялся ни странным одеждам продавцов, ни еще более странным товарам, лежащим перед ними. В конце базара внимание Игоря привлекла лавка, над которой висела вывеска с перекрещенными мечами, и он зашел туда.

То, что Игорь увидел в лавке, заставило его резко протрезветь. Хозяин лавки — высокий, сухощавый человек, стоял за прилавком, одетый в какие-то странные доспехи, а перед ним на прилавке лежали мечи, топоры, копья и причудливый костяной щит.

— Что желает приобрести благородный воин? — Хозяин сделал несколько шагов навстречу Игорю.

— Нет, нет спасибо, ничего, я, кажется, ошибся, — И Игорь выскочил из лавки.

— Ух, — выдохнул он, — Пожалуй, хватит с меня на сегодня. Пойду-ка я домой.

Приняв это решение, Игорь направился к выходу из рынка. На входе по-прежнему стоял патрульный, Только одет он был не в обычную форму, а в стальные доспехи, на голове у него был шлем, а вместо дубины на поясе висел изрядных размеров меч. Лишь присмотревшись, Игорь понял, что это был тот же самый человек. Милиционер неодобрительно покосился на горшочек с пивом в руках Игоря и сказал: — Будьте осторожны, гражданин.

— Да-да, конечно, — ответил ошарашенный Игорь и пошел в сторону дома, по дороге прихлебывая пивко, которое с каждым глотком нравилось ему все больше.

— Что за цирк? — раздумывал Игорь, — Маскарад они, что ли затеяли? Или снимается какой-то фильм на историческую тематику? Надо будет посмотреть новости по телевизору, когда вернусь домой.

-Кстати, — Игорь остановился как вкопанный. — А где же дом? Я иду по улице уже минут пятнадцать, а вместо пятиэтажек тянутся какие-то мрачные двухэтажные домишки без окон, в нашем районе таких вообще нет. Куда меня занесло?

Игорь отбросил в кусты опустевший горшочек из-под пива и начал оглядываться по сторонам. Ничего знакомого. Улица была почти совершенно пуста, и лишь возле ближайшего перекрестка прогуливалась какая-то девица. Игорь решительно направился в ее сторону

— Девушка, простите, не подскажете ли вы, – начал он. Девушка обернулась к Игорю. Вместо лица у нее была морда кошки.

— Какой красавчик, — промурлыкала она, — Прогуляемся? — и схватила его за руку. Игорь в ужасе попытался рвануться назад, но кошка держала его крепко. Игорь еще успел услышать сзади шаги, но тут сильный удар по голове сбил его с ног.

Очнулся Игорь утром в каких-то кустах от страшной головной боли. Охая и кряхтя, он выбрался из кустов, держась за голову, пытаясь сообразить, что случилось и где он находится.

— Вот, нажрался, алкоголик, а еще такой молодой, — неодобрительно буркнула какая-то бабка, проходя мимо. Оглядевшись вокруг, Игорь увидел название улицы на табличке на доме. Это же в десяти минутах ходьбы от дома. Как же я вчера так напился? Как я сюда попал? Ничего не помню. Мерещилось бог знает что. Нет, надо меньше пить и меньше играться в дурацкие игры.

Кое-как Игорь добрался домой. И лишь доставая ключи, обнаружил отсутствие кошелька. Вот гады! Дали по голове и сперли кошелек! Паспорт-то хоть на месте? Игорь полез в нагрудный карман и вытащил паспорт. Что-то со звоном упало на пол, Охнув, Игорь нагнулся и поднял это с пола. В руке у него лежал желтый металлический кружок с портретом какого-то человека и надписью Уриэль Септим VII.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх