Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 декабря 2010 г. 08:25

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Непоседа

МАЛЬЧИК, С КОТОРЫМ НИЧЕГО НЕ СЛУЧИТСЯ

Жил-был славный джедай Люк Сержуокер. Странствовал он по всей Галактике и сражался со Злом со всем рвением, нес Свет тем, кто прозябает во Тьме. И не только световой меч блистал в его руках, но и обычный стальной, и даже совсем безобидный с виду деревянный, а клавиатура была не менее грозным оружием для него, чем бластер. Но прошли годы, укатали силикоида кислородные планеты и славный Люк Сержуокер не то чтобы состарился, но остепенился, выстроил себе башню из слоновой кости, развесил верные мечи да бластеры по стенам, а сам рассказывает байки ребятишкам, своим да соседским. Байки получаются занимательные, но какие-то слишком уж детские.

Долгое время я не мог понять, почему новый роман Лукьяненко не произвел на меня особого впечатления. Может быть, сюжет слабоват? Да нет, сюжет как сюжет. Для приключенческой истории вполне нормальный и увлекательный. Присутствует достаточная толика оригинальности. Есть удачные находки, есть неожиданные повороты. Словом, читай — не хочу.

Может со стилем что-то не то? Нет, как раз наоборот. Непоседа, как и его предшественник Недотепа читаются исключительно легко и приятно. По тексту просто-таки скользишь как на водных лыжах по глади озера. Никаких корявых фраз и неудачных оборотов, все вычищено и приглажено..

Может быть, текст слишком примитивен и рассчитан на поверхностного читателя? Тоже нет. Щедрой рукой автор рассыпал по всему тексту аллюзии и намеки на самые разные художественные произведения и реалии нашей жизни. Досталось всем — от Гарри Поттера до Сталина и Горбачева. Где-то эти намеки вполне очевидны, а в других эпизодах только внимательный читатель распознает иронию автора. Порой автор явно перебарщивает с насыщенностью своего текста отсылками к другим произведениям, но есть и очень удачные моменты, например, забег верблюдов, воспетый в подражание Гоголю. Думаю, каждый читатель найдет для себя что-то забавное и интересное в этом тексте. Вообще, романы из цикла о Триксе своей стилистикой все больше напоминают мне книги Успенского о Жихаре.

К тому же, время от времени автор очень аккуратно демонстрирует нам свои взгляды на политику, ставит довольно серьезные вопросы и при этом весьма умело вплетает это в ткань своего текста. Порой с автором хотелось поспорить, но назвать роман поверхностным я категорически не могу.

Может быть, что-то не то с героями? Да вроде бы все в порядке. Не только Трикс, но и второстепенные персонажи вроде султана и визиря, гномов и актеров, драконов и ассасинов, торговцев и воинов, джиннов и русалок колоритны, обаятельны, симпатичны и обладают определенной индивидуальностью. Даже живой мертвец витамант Гавар или кровный враг Трикса Дэрик, или главный злодей романа Прозрачный Бог оказываются, в сущности, вполне неплохими ребятами, с которыми вполне можно иметь дело.

И вот именно эта особенность романа и играет, на мой взгляд, роковую для него роль. В романе совершенно нет конфликта. Нет принципиального столкновения двух разных позиций, двух несовместимых характеров или идей. Все мелкие противоречия успешно решаются и выясняется, что все дело не стоило и выеденого яйца. К тому же у романа есть второй серьезнейший недостаток. В хорошем приключенческом произведении читатель должен отождествить себя с героев, испугаться за судьбу героя, хоть раз, но по-настоящему. В "Непоседе" этого нет и в помине. Автор настолько сглаживает острые углы, что даже для неискушенного читателя становится ясно: с героем ничего плохого не может случиться. Он легко выйдет сухим из воды. В крайнем случае, автор придет ему на помощь со всеми возможностями всемогущего Бога из Машины и легко решит все проблемы, с которыми герой справиться самостоятельно не может. В паре эпизодов это вмешательство столь очевидно, что начисто отбивает всякую возможность сопереживать Триксу и его друзьям. И если Недотепа, при всей легковесности происходящих приключений, все-таки начинался с трагического эпизода, что придавало ему определенную глубину, то в Непоседе боль, страх, усталость старательно обходят героя десятой дорогой. В конце романа автор намекает читателям, что Трикс стал взрослее и мудрее после своих приключений, а этому уже не слишком веришь, потому что слишком уж в тепличных условиях автор растит своего героя.

Вывод. Если вы хотите прочитать легкую приятную приключенческую книжку и насладиться загадками и аллюзиями на литературные темы, Непоседа доставит вам немало приятных минут. Особенно рекомендую книгу для детей лет 10-12. Если вы хотите прочесть что-то серьезное и запоминающееся, роман, который заставит вас серьезно думать и сопереживать героям, то лучше возьмите что-то другое.

P.S. А я все же надеюсь, что славный джедай Люк Сержуокер снимет свой верный световой меч с полки, пока он там вовсе не заржавел, и наконец отправится в очередной поход, только не такой мультяшный, как приключения Трикса, а настоящий, требующий от автора и читателя серьезных усилий.


Статья написана 26 декабря 2010 г. 09:25

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Ведьмин век

Этот роман очень типичен для относительно раннего периода творчества Дяченко. Как и в большинстве других произведений авторов, внешнее действие играет второстепенную роль, а самое главное в романе — мысли, чувства, переживания двух главных героев.

Но начну, пожалуй. все же с второстепенного. Антураж романа проработан достаточно поверхностно. Мир, в котором происходят события, достаточно похож на Землю конца ХХ века. В наличии имеются метро и грузовики, огнестрельное и даже ядерное оружие, во главе государства стоит монарх, наделенный вполне реальной властью. Вот почти вся информация о мире, непосредственно не связанная с сюжетом, которую авторы решили нам сообщить. Главное же отличие этого мира от нашего — наличие у многих женщин особых ведьмовских способностей, которые могут находиться как в скрытом, так и в активном состоянии. Соответственно, существует и Инквизиция, цель — которой бороться с действующими ведьмами и не допускать инициации новых ведьм. Еще одна напасть — под личиной некоторых женщин скрываются ожившие мертвецы — навки, с которыми борются представители другой спецслужбы чугайстры.

Щедрой рукой авторы зачерпывают из старинных преданий, как украинского, так и европейского средневековья, впрочем, получившийся гибрид выглядит не очень убедительно. Противостояние навок и чугайстров, играющее столь значительную роль в первой половине романа, рассказывающем о прошлом главного героя, затем совершенно уходит на второй план борьбы ведьм и инквизиторов. В итоге налицо некоторая оборванность сюжетных линий, когда второстепенные персонажи в итоге окончательно теряются на фоне вихря событий и чувств, охвативших Ивгу и Клавдия.

Впрочем, весь антураж, все развитие сюжета служит лишь фоном для отношений двух главных героев, для их разворачивающейся любви-ненависти. Итак, она — амбициозная, с огромными способностями юная ведьма, которая пытается найти свое место в мире, которая разырывается между своими ведьмовскими способностями и желанием обычного человеческого счастья. Он — опытный, властный, многое повидавший немолодой мужчина с тяжелой душевной раной. С одной стороны, они просто созданы друг для друга, с другой — очень уж многое их разделяет и толкает в разные стороны. Ивга и Клавдий? Или Марина и Сергей? Видно, что в своих героев авторы вложили немалую толику собственных чувств, переживаний, мечтаний, в конце концов, собственной любви друг к другу.

И все же, накаляя страсти ближе к концовке произведения, авторы, на мой взгляд, перестарались. Апокалиптические картины разрушения и гибели, рождения ведьмы-матки, мучений инквизитора кажутся какими-то искусственными и оттого нестрашными. А уж концовка и вовсе выглдит надуманной, хотя и понятно, что авторы пытались воспеть всепобеждающую любовь, но как-то в это слабо верится.

На этом фоне теряются многие удачные эпизоды книги. Особенно сильное впечатление произвела история первой любви Клавдия. Отдельно замечу, что авторам мастерски удаются описания вот таких полубредовых состояний, то ли яви, то ли кошмара. Эпизоды с поездом или с ходжением по крыше, конечно ярко врезались в память. Мастерски показаны интриги среди инквизиторов, очень сильное впечатление произвела сцена в театре, эффектна погоня за трамваем. Но эти яркие эпизоды порой создают впечатление некой мозаики, а не цельной картины.

В итоге у Дяченко получилось очень личное произведение. Пусть весь мир рухнет, лишь бы родилась любовь! С этим можно поспорить, но какие-то струны души эта история, безусловно, зацепит


Статья написана 25 декабря 2010 г. 09:05

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Кольца духов

Буджолд — одна из самых популярных у нас зарубежных писательниц в жанре фантастики и фэнтези. Десятки тысяч читателей с увлечением следят за приключениями Форкосигана, достаточно известно и «Проклятие Шалиона». А вот роман «Кольца духов», к сожалению, в значительной мере прошел мимо большинства отечественных читателей. И совершенно напрасно, ведь на мой взгляд, эта книга не уступает другим лучшим произведениям автора, хотя и заметно от них отличается.

Итак, место и время действия — альтернативная история Северной Италии примерно соответствующая нашему 16 веку. Знаменитая эпоха Возрождения, когда выдающиеся произведения человеческого разума удивительным образом сочетались с мерзостью законов и обычаев. Коварные интриги, тайные убийства, кровавая борьба за власть, гнусный разврат — все это в изобилии присутствовало в реальной истории, и все это есть, хоть и в несколько сглаженном виде, в мире, созданном Буджолд. Но, помимо всего прочего, в этом мире есть еще и магия: белая, которую практикуют священники, и черная, находящаяся под строгим запретом.

Завязка романа достаточно проста. Выдающийся мастер-ювелир Бенефорте (в котором без труда угадывается Челлини) преуспевает при дворе герцога Монтефольи, создавая свои шедевры не без помощи магии. В делах ему помогает его дочь и ученица Фьяметта. Его друг — капитан гвардии герцога Ури Окс вызывает в Монтефолью из Швейцарии своего младшего брата Тейра, чтобы тот стал учеником Бенефорте. Мирное существование прерывается коварным нападением герцога Ферранте, который с помощью черной магии захватывает Монтефолью и убивает ее законного правителя. Судьба города оказывается в руках юных Тейра Окса и Фьяметты, которым помогает ученый аббат Монреале.

Роман обладает целым рядом достоинств. Во-первых, не могу не отметить то, насколько грамотно написана книга, насколько удачно Буджолд передала особенности эпохи, насколько тонко она смогла соединить реальность средневековой Италии с художественным вымыслом, насколько изящно встроила магическое в реальность. В итоге, благодаря реалистичности описываемых событий книга цепляет и заставляет поверить в происходящее. Отмечу заодно и достаточно оригинальную систему магии, и удачно выбранное место, которое легальная магия могла бы занимать в средневековом обществе.

Во-вторых, отмечу действующих лиц романа. Вроде бы автор не блеснула какой-то особой выдумкой, а ее персонажи — достаточно обычны и отнюдь не являются некими сверхгероями. Но насколько удачно показан каждый из них, как тонко подчеркнуты индивидуальные черты каждого. Каждый персонаж — и положительный, и отрицательный — очень индивидуален и именно это придает такое правдоподобие происходящему. Особенно отмечу то, что Буджолд показала и страх, и сомнения, и непонимание происходящего своими героями, их надежды, их удачи и неудачи. В результате за персонажей этого романа действительно готов блоеть душой.

В-третьих, роман оригинален и увлекателен. Тема, место и время действия не слишком часто встречаются в фэнтезийной литературе. Необычные повороты сюжета не могут не радовать, а отсылки к реальным событиям заставили меня еще и порыться в исторической литературе, чтобы разобраться, где заканчивается реальная канва событий и начинается авторский вымысел. Несмотря на то, что автор явно не гналась за броскими сценами, некоторые моменты в романе особенно эффектны.

К тому же роман написан хорошим языком и читается на редкость легко, за что особое спасибо автору и переводчику.

Ну и, наконец, роман содержит совершенно верные, на мой взгялд, идеи, что вообще типично для творчества Буджолд. Автор не просто рисует Зло и Добро, но и показывает всю разницу между ними и заставляет своих героев сделать осознанный выбор в пользу Добра, переступив через свои сомнения, соблазны и страхи.

В итоге перед нами книга, которая может и развлечь читателя и заставить его лишний раз задуматься. Рекомендую достаточно широкому кругу читателей. Думаю, каждый найдет здесь что-то интересное для него


Статья написана 7 декабря 2010 г. 10:19

Продаются в Украине книги:

Нортон — по 25 грн.

серии Азбука-Фэнтези — по 25-30 грн.

серии Век Дракона — по 25-30 грн.

Монстры Вселенной — по 40 грн.

Лучшее — по 35 грн.

Золотая библиотека фантастики — по 25 грн.

Северо-Запад Фэнтези — по 25-30 грн.

Северо-запад Сайенс Фикшен — по 25 грн.

И многое другое. Подробности в личке

При покупке нескольких книг торг уместен.


Статья написана 5 декабря 2010 г. 19:27

Продаются в Украине книги:

Силверберга — по 40 грн.

Нортон — по 25 грн.

серии Азбука-Фэнтези — по 30 грн.

серии Век Дракона — по 25-30 грн.

Монстры Вселенной — по 40 грн.

Лучшее — по 35 грн.

Золотая библиотека фантастики — по 25 грн.

Координаты чудес — от15 до 25 грн.

И многое другое. Подробности в личке

При покупке нескольких книг торг уместен.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх