Кир Булычев «День рождения Алисы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Какой самый лучший подарок на день рождения? Тем более для девочки, которая уже была практически везде. Но старый друг Громозека смог придумать, чем удивить и обрадовать Алису.
Алиса отправляется на планету Каледония, где Громозека с другими археологами, осуществляет раскопки некогда существовавшей цивилизации, погибшей от неизвестной болезни. Алиса и археолог Рррр отправляются в прошлое планеты с помощью машины времени и спасают цивилизацию планеты от космической чумы.
Входит в:
— цикл «Алиса»
— сборник «Девочка с Земли», 1974 г.
— антологию «Фантастика и приключения. Том 2», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 59
Активный словарный запас: крайне низкий (2037 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)
Экранизации:
— «День рождения Алисы» 2009, Россия, реж: Сергей Серёгин
- /языки:
- русский (49), английский (1), немецкий (1), французский (3), греческий (2), чешский (1), украинский (1), польский (1), словацкий (1), болгарский (1), казахский (1), китайский (2), румынский (1)
- /тип:
- книги (63), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М.A. Буйчук (1), Н. Вайнфельд (3), П. Вейгел (1), Э. Зыхович (1), Дж. Костелло (1), Е. Литвиненко (1), А. Мёккель (1), К. Сину (2), В. Слободникова (1), Т. Хайдаров (1), М. Халачева (1), В. Чжичун (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 26 июля 2023 г.
И снова Алиса попадает в водоворот невероятных приключений, которые ей дарит щедрая рука Булычева. На этот раз приключения исключили элемент неожиданности, они были организованы как оговоренный подарок на день рождения. Правда забавно, вместо приглашенных и нежданных гостей, традиционного торта, зачастую ненужных подарков получить возможность спасти погибшую цивилизацию. Да, все верно, именно так должно быть в том самом гуманистическом прекрасном далеко, где каждый день, в любом месте Галактики, каждый практически решает ту или иную задачу исходящую из сложившихся представлений добра и справедливости. И подобным задачам люди булычевского будущего подчиняют все что они умеют и знают. Поэтому переброска машины времени на другую планету выглядит вполне естественным делом.
Очень люблю я в фантастике истории связанные с перемещением во времени и возникающие при этом временные парадоксы. То, что произошло в повести можно назвать парадоксом измененного времени по отношению к двум наблюдателям: Алисе и лагерю археологов, причем девочка и Громозека с друзьями находились в одной точке пространства разделенной временем на сто лет. И когда Алиса изменила прошлое, ее друзья собственными глазами увидели одномоментное изменение будущего, которое было развернуто перед ними как настоящее. Подобные вещи очень трудно себе представить, но в этих случаях на помощь и приходит фантастическая литература. Конечно, Булычев описал происходящее в рамках произведения для детей, но представив все это «по-взрослому», трудно не восторгаться эпичностью изменения ткани времени, непостижимого для человеческого разума высшего измерения. Вот где красота, когда на твоих глазах появляется из небытия исчезнувшая цивилизация, не подозревающая в обновленной пространственно-временной точке, что она была «исчезнувшей».
В повести, как и во всем цикле произведений о приключениях Алисы, Булычев показывает Галактический мир в бесконечном разнообразии форм, Тут вам и похожий на котенка археолог Рррр, и смахивающий на садовую лейку доктор доктор гипнопедии, да что тут говорить-всем известный Громозека представляет собой любопытный образчик необычной формы жизни. Я думаю, что мэтр советской фантастики Иван Антонович Ефремов содрогнулся бы, видя как рассыпается в пух и прах его концепция о примерной однотипности развития высшего разума. Это конечно же шутка, мир Булычева настолько ярок и разнообразен, что быть равнодушным к нему просто невозможно. Булычевское будущее увлекает за собой, заставляет себя любить и данная повесть является еще одним, весьма достойным образчиком литературного грядущего «а-ля Булычев».
Тимолеонт, 17 апреля 2024 г.
Восхитительное в своей непосредственности произведение. Оно ни в коем случае не глупое, как многие поздние работы автора, когда он начал считать, что для детей можно писать «попроще». Но в то же время здесь нет и лишних элементов, которые нагрузили бы «День Рождения Алисы» и отвлекли читателя от главного. Плюс, с точки зрения психологии ребёнка — это самая правдоподобная история про Алису. Она здесь ещё не убер-девочка-терминатор, которая не мигнув и глазом может совершить любой подвиг и одолеть ораву пиратов. Она и боится, и плачем, и переживает, и надеется, что её спасут взрослые, но в то же время всё равно продолжает действовать в меру своих скромных сил. Мне очень жаль, что конкретно эта книга не попалась мне в детстве и прочитал её впервые только в 31 год).
Единственное, к чему могу придраться — это способ расправы с вирусом. То читателя несколько страниц уверяют, что вирус непобедим и постоянно мутирует, аки лучшие работы дедушки Нургла, то для расправы с ним достаточно распылить немного «духов».
Baskk, 9 апреля 2024 г.
Читал первый раз в выпускном классе. Вроде взрослый уже мальчик, но не отрывался от первой до последней страницы. Именно такой должна быть детская литература
Каролина Мира, 12 мая 2021 г.
Алиса Селезнева не боялась и не плакала? Да я самого детства помнила, что читала одну небольшую повестюшку из многочисленных томов Булычева, где она вела себя как обыкновенный ребенок на непростом задании. И плакала, и беспокоилась, и боялась, что не справится, а потом шла и делала. Потому что важно. Потому что была не одна. Потому что это живые люди, которых надо спасать, а не играть ими.
Огромной лавине критики «Дня рождения Алисы» я не удивилась – ожидаемо. Детство нынче продлевают до «первых сорока годиков».
Археолога Ррр вполне можно считать взрослым – мудрым советчиком, умеющим успокоить, подбодрить, рассказать о реалиях мира. И самое главное – любимые дети справляются, находят в себе силы. А что Алиса любима – без сомнения, пусть даже неумело, как это делал Громозека. Он тот еще манипулятор и «Карлсон», но за Алису переживает по-отцовски. Теоретикам «эффекта бабочки» тоже хочется сказать: нет, не деградируют. И не нападут. И пойдут собственным конструктивным путем. И ничего существенно не изменят.
Если ситуацию можно спасти – надо спасать. Этим Булычев перекликается с Энде, которого я нежно полюбила: Космическая Чума – тот же Эргамуль, всевозможные инопланетяне – те же жители Фантазии. А ребенок оказался сильнее, умнее и отважнее, чем сам о себе думал, плюс с друзьями повезло.
Яна_Даниэль, 13 ноября 2020 г.
Продолжение невероятных приключений Алисы!!! Надо сразу сказать, что Кир Булычёв умеет писать так, что повесть прочитывается на одном дыхании и переживаешь за героев, хотя итог повести в общем-то известен. Порадовало то, что образ Громозеки здесь раскрывается более ярко: беспечность идет за руку с планомерностью. С одной стороны Громозека все просчитал, распланировал до деталей, как они будут спасать планету. Но с другой стороны Алиса каждую минуту находилась в рискованном положении — добраться до столицы, совершить дело-спасение, вернуться обратно.
В общем, с точки зрения зрелищности и сюжета, то мне повесть понравилась: она не затянутая, дает пищу для размышлений о природе времени и возможности изменения прошлого (вот я до сих пор не могу понять, как можно изменить прошлое, ведь если Алиса спасла планету сто лет назад, то в настоящем у экспедиции нет повода спасать планету...). А с точки зрения реального поведения героев, то это сплошная авантюра и слишком большая ответственность для десятилетней девочки. Но это все-таки детская повесть, так что здесь наверное нужно концентрироваться на первой точке зрения.
AlisterOrm, 3 апреля 2018 г.
Тему исследования погибших цивилизаций Булычёв поднимал не раз. Я вот вспоминаю «Город наверху» и «Последняя война». Но не стоит забывать, что Булычёв выступает в цикле об Алисе Селезнёвой как оптимист, и вымершая от космической чумы планета получит своё спасение... В лице отважной дочери профессора Селезнёва.
Приключения её, кстати, не совсем и детские, хотя автор и старается отчаянно подыгрывать своей любимой героине. Пусть даже Алису и окружают опасности чужого мира, всё одно не верится, что с «девочкой с Земли» что-нибудь случится. То ли жанр такой, то ли сам автор так писал, неясно...
А вот Громозека меня порадовал. Как ловко он сыграл...
lammik, 1 декабря 2017 г.
Довольно прямолинейная и предсказуемая повесть для детей, но при этом за Алису реально переживаешь с самого её появления в прошлом Колеиды и до возвращения, напряжение в тексте разлито мастерски. О возникающих временных парадоксах лучше не задумываться ради сохранения здравого ума и твёрдой памяти.
Что же касается безответственных взрослых, то хочу напомнить, что Алису в прошлое посылали не совсем взрослые, а инопланетяне, и моральные установки у них могут быть заметно удалены от земных вплоть до полной рациональности — риск жизнью одного человека стоит жизни разумного вида. Тем более, что Громозека по земным меркам в принципе несколько инфантилен, а Рррр вроде как вызвался сопровождать девочку.
Gourmand, 27 марта 2015 г.
Понравился Громозека. Эдакий добрый дядюшка, при этом как может Алису оберегает.
"— Алиса, — начал Громозека торжественно, — ты знаешь, что все считают меня очень наивным и прямодушным существом.
— Не все, — сказала Алиса.
— Ну, плохие люди везде есть.»
Не так-то Громозека и прост, как кажется.
Рррр тоже забавный. Эпизод с бабушкой в поезде очень смешной.
И в целом страшно за Алису почти не было. Как-то ощущалось, что она «под присмотром». Очень симпатичная история.
amak2508, 14 августа 2017 г.
Одно из достоинств писателя Кира Булычева — умение писать по-разному для детей и для взрослых ни на йоту не отступая от своей авторской манеры: писать просто, писать легко, писать увлекательно.
Для цикла повестей об Алисе Селезневой даже трудно определить чего в нем больше: фантастики или сказки. Правда для этой повести такой проблемы нет: однозначно сказка. Бог с ними, с астроархеологами, похожими на котят или с десятью щупальцами и восемью руками, но вот то, что взрослые сознательно отправляют в опасное путешествие в прошлое одну десятилетнюю девочку — это уже явная сказка, причем, все равно не очень хорошая — ТАК взрослые не должны поступать никогда, даже в сказках. Впрочем, на увлекательности это ни коим образом не отражается — читать интересно, причем как подрастающему поколению, так и взрослым.
К сожалению, в этой повести по сравнению с предыдущими, стало заметно меньше того, что так нравилось взрослому читателю — лубочных картинок нашего счастливого будущего и юмора: шуток, забавных ситуаций, веселых фраз. Потому и выглядит эта вещица по сравнению с другими из цикла как-то несколько тускловато — голые простенькие приключения для детей и ничего больше.
tolstyi1010, 20 апреля 2018 г.
Очень люблю цикл про Алису Селезневу. Читать начал в детстве, читаю и сейчас (более 20 лет). «День рождения Алисы» чем-то похож на «Лиловый шар». Отправление в прошлое, поиск угрозы, счастливое будущее. Только в «Лиловом шаре» это планета Земля, а здесь неизвестная планета, но очень похожая на нашу. Читается на одном дыхание. Громозека очень интересно показан. Особенно нравится как он заставил Алису одеться потеплее, якобы пока спал. Своим детям когда подрастут — обязательно буду читать книги про Алису.
wax, 25 апреля 2013 г.
первый раз прочитала лет в шесть.Тогда не заметила того, что заметила, перечитывая сейчас.
Абсолютная серьезность. Автор обращается к маленькому читателю(всё-таки книга в первую очередь рассчитана на детей) очень серьезно. Он не смеется над Алисой и не предлагает эту историю в виде шутки или в виде фантастической истории.
Всё взаправду.
Ей. Маленькой девочке.
Мне кажется, очень важно понимать, что ты можешь сделать что-то. Пусть запрещают, но и они и ты понимаете, что это сделать необходимо.
По самому содержанию-как и в детстве очень переживала за Алису. Каждый её шаг, каждая неудача воспринимается очень близко к сердцу. И это здорово.
avsergeev71, 18 сентября 2016 г.
Подарка нет дороже,
подарка нет милей
Чем каждый день,
что прожит в кругу своих друзей.
---
Повесть написана сразу за «Путешествием Алисы». Но лично для меня «День рождения Алисы» проигрывает «Путешествию» по всем параметрам. Я бы даже определил её как одну из самых неудачных из «ранней» Алисы. От чудесной атмосферы «Путешествия» не осталось и следа. Скучный и сильно затянутый сюжет то и дело провисает. Поступки и мотивация персонажей вызывают в лучшем случае непонимание, в худшем — откровенное раздражение. Само название повести следует признать крайне неудачным.
Особого замечания заслуживает довольно странный морально-нравственный аспект: спасение планеты ценой судьбы ребенка. Как не старается автор убедить читателя, что все под контролем, за Алису временами становится не по-детски страшно. Давайте уж назовем вещи своими именами: взрослые люди (пусть и не совсем люди) отправляют (пусть и косвенно) маленькую девочку в крайне опасное путешествие, где ее с гарантией ждет как минимум смерть, если не от болезни, то от разъяренных аборигенов. Попытки это хоть как-то обосновать с точки зрения банальной логики выглядят крайне неуклюжими. И счастливый конец в этом плане выглядит откровенно натянутым. Как говориться, с такими друзьями и врагов не нужно. Непонятно, как после всего случившего профессор Селезнев вообще сможет общаться с Громозекой. Я, как человек имеющий дочь, точно бы не смог.
Кстати, эпизод, где Алиса выдает себя за иностранку, впоследствии получил развитие в «Заграничной принцессе» («Миллион приключений») в качестве основной сюжетной линии. Поэтому есть возможность сравнивать, как оно должно было бы быть: там присутствует элемент игры, и за девочку совсем не страшно. Понятно, что автор не может создавать сплошь шедевры, но все же разочарование велико. Потому, что знаешь — автор может лучше. Много лучше.
Наверное взрослым эту книгу лучше не читать.
lawyer.1979, 31 августа 2012 г.
Накануне Дня рождения Алисы в гости к Селезневым прилетает сам Громозека, самый знаменитый на всю галактику археолог. И в качестве подарка приглашает Алису полететь с ним не раскопки планеты Колеида, цивилизация которой исчезла сотню лет назад...
Что мне бесконечно нравится в этом цикле, так это то, что Кир Булычев, посредством рассказа о приключениях Алисы, показывает нам различные аспекты жизни в будущем, в «Ржавом фельдмаршале» мы читали о столкновении с агрессивно настроенными военными роботами, в «Путешествии Алисы» узнавали о методах пополнения коллекции экзотических животных Московского зоопарка, а также встречались с космическими пиратами, в этом же произведении нас ждет знакомство с особенностями археологии на другой планете и рассказ о путешествиях во времени. И пускай здесь мы не задумываемся о том, что произойдет с будущим если поменять прошлое, а Мастер не задается проблемой искажения пространственно-временного континуума, как ей задавались Рэй Брэдбери и доктор Эмметт Браун, рассказ о путешествии нашей героини и профессора Рррр в прошлое Колеиды все равно чрезвычайно интересен.
Итог: еще одно великолепное произведение о приключениях обычной московской школьницы Алисы Селезневой в конце 21-го столетия.
god54, 26 марта 2012 г.
Сразу следует оговориться, что книга предназначена для детей и соответственно написано в строгом «булычевском» стиле, рассчитанном именно на эту аудиторию. С точки взрослого анализировать её не следует, а тем более пытаться ставить под сомнение часть положений выдвинутых автором, но с другой стороны, я был и остаюсь сторонником более серьезного разговора даже с детьми.
197925, 13 августа 2009 г.
Перечитал повесть и задумался: с одной стороны машина времени — замечательная вещь (всегда можно вернуться в прошлое и исправить что-либо), а с другой стороны вспоминается неоднократно обыгранный в литературе и кинематографе «эффект бабочки». Вот так вот сижу и думаю — что лучше?. Книга понравилась в детстве, легко читается и сейчас, через много лет. :glasses: