fantlab ru

Роджер Желязны «Ружья Авалона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Оценок:
7165
Моя оценка:
-

подробнее

Ружья Авалона

The Guns of Avalon

Другие названия: Порох Авалона

Роман, год (год написания: 1971); цикл «Хроники Амбера»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 328
Аннотация:

Проклятье Принца Амбера, произнесенное в ярости и скрепленное страданиями и кровью, всегда сбывается.

Вырвавшись из заточения, Корвин обнаруживает, что темные силы, вызванные им, грозят неминуемой гибелью не только его врагам, но и ему самому и всему тому, что ему дорого.

И теперь Принц Корвин должен решить, что ему важнее — месть или благополучие Амбера.

Примечание:

Роман начат в 1967 г., по окончании «Девяти принцев Амбера».

Перевод Ю.Р. Соколова имеет несколько редакций: текст издания 2004 г. (Эксмо, Мидгард) отличается и от текста издания 1998 г., и от текста издания 2017 г.



В произведение входит:


7.62 (8)
-

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1973 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (США, 1972)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Ружья Авалона
1989 г.
Ружья Авалона
1990 г.
Девять принцев Амбера
1991 г.
Хроника Амбера
1991 г.
Хроники Амбера
1991 г.
Хроники Амбера. Книга вторая. Ружья Авалона
1991 г.
Хроники Амбера. Том 1
1991 г.
Хроники Эмбера
1991 г.
Девять принцев Амбера
1992 г.
Девять принцев Янтарного Королевства
1992 г.
Хроники Амбера
1992 г.
Хроники Амбера. Книги 1-2
1992 г.
Хроники Амбера. Том первый.
1992 г.
Хроники Эмбера
1992 г.
Хроники Амбера
1993 г.
Хроники Эмбера
1993 г.
Девять принцев Амбера
1994 г.
Девять принцев Эмбера
1995 г.
Миры Роджера Желязны. Том 20
1996 г.
Хроники Амбера. В пяти книгах. Книга 1. Девять принцев Амбера. Ружья Авалона
1996 г.
Хроники Эмбера I-II
1996 г.
Девять принцев Амбера. Ружья Авалона
1998 г.
Хроники Амбера. Том 1
2001 г.
Ружья Авалона
2004 г.
Хроники Амбера
2004 г.
Хроники Амбера. Том 1
2004 г.
Хроники Амбера
2007 г.
Хроники Амбера
2008 г.
Хроники Амбера. Книги Корвина
2014 г.
Ружья Авалона
2016 г.
Хроники Амбера
2017 г.
Ружья Авалона
2019 г.
Девять принцев Амбера. Ружья Авалона
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Амбер
1989 г.

Аудиокниги:

Ружья Авалона
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Guns of Avalon
1994 г.
(английский)
The First Chronicles of Amber
1999 г.
(английский)
The Great Book of Amber: The Complete Amber Chronicles, 1-10
1999 г.
(английский)
The Chronicles of Amber
2000 г.
(английский)
Хроніки Амбера. Рушниці Авалону
2015 г.
(украинский)
Хроніки Амбера. Рушниці Авалону
2017 г.
(украинский)
Хроніки Амбера. П’ятикнижжя Корвіна
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе, какие-то дрязги бестолковые. Во-первых, вся эта грызня за власть...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот кто в здравом уме станет стремиться занять трон? Это же сплошная головная боль и ответственность. А с учетом, по сколько им лет, любой тормоз должен был уже понять какой это напряг, ну нравится брату править, пусть себе работает, тем более что он не тиран.
Во-вторых, то и дело всплывают более важные дела, ну например:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отыскать пропавшего отца, известно что он попал в беду или одного из братьев, он тоже куда-то влип или избавиться от проклятия, которое сам же наложил.
Но нет, плевать, гг занимается воплощением своей навязчивой идеи стать царём Амбера, не ради каких-то реформ, а просто так. В то же время проблемы в их семейке никак не реашаются за две книги, за-то обмануть/посадить/покалечить/прирезать друг друга это всегда готовы. Короче, все это мало похоже на мудрых долгожителей. Да и вообще, в наличии много ляпов и явно глупых поступков. Главного персонажа лично я плохо понимаю и не разделяю его планов и идей, какой-то он хитросделанный.

Сказать, что все плохо тоже не могу, задумка хорошая, просто как сценарий для фантастического боевика — нормально, а как литература, пускай развлекательная — реализация могла быть и лучше продумана. Две книги прочёл полностью, дальше не хочу, может потом долистаю.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как может поменяться стиль, и без того безумно разнообразный в разных книгах Роджера Желязны.

Бешеный, истинно «попсово-клиповый» драйв первой из Хроник сменился несколько велеречивым, немного меланхоличным и романтическим рассказом во второй, будто бы, после бешеной вспышки энергии и бурной деятельности человек с удивлением рассматривает богатство окружающего мира. Квазисредневековая, рыцарская романтика, романтика бескорыстного Подвига (спасение Ланса), беззаветного служения слабым (оборона Лоррена и Авалона), преступление собственных интересов во имя общего блага (финальное сражение на конце Чёрной дороги), как ничто иное служат для иллюстрации того, что изменилось в главном нашем герое.

Как известно, принцы Амбера могут изменять мир под себя.

Да нет, не подумайте — принц Корвин по прежнему хочет отобрать у своего братика песочницу, но делает это уже как бы по обязанности, не чисто из-за лихой удали и чувства противоречия, и в последний момент даже объединяется со своим, казалось бы, кровным врагом, и принимает его последний вздох. В этом квазимедиевалистском тексте сквозной линией проходит тема Долга — долга перед слабыми мира сего, которых должны защищать сильные, долга перед своей совестью, наконец, долга перед общим делом, той тонкой грани, когда нужно наступить на горло собственной песне, дабы не погубить самоё само души. Амберу угрожает страшный враг, и не время предаваться семейным распрям, нужно собраться вместе, всем семейством и остановить нашествие тварей, мечтающих разрушить оплот Порядка, этот местный Танелорн.

Пляска Теней вокруг призрачного во всех отношениях замка на горе Колвир немного устаканилась, и начала рождать для нас целый мир, нанизанный на прорезавшую мироздание зловещую Чёрную дорогу. Квазисредневековый образ продолжает работать и здесь: великий центр Мира — Амбер, его Тени — своего рода Митгард на границах цивилизованного упорядоченного мира и зловещего Леса-Утгарда (Лоррен, Авалон, да и Земля, если уж на то пошло), и далёкое непостижимое Иное, откуда исходит Чёрная дорога, и жуткие твари, ею порождённые. Если не брать в расчёт последующие книги, то сам образ одиноко стоящего Амбера, готового исчезнуть под натиском абсолютно чуждых тварному миру существ, мечтающих сокрушить мироздание, действительно впечатляет, и пророчество Дары зловеще грохочет в тишине, благо, мы ещё не видели, что же представляют из себя Дворы Хаоса в воображении Желязны, и угроза остаётся таинственной и страшной. Всё это здорово бьёт по воображению, и оказало большое влияние на следующие пару-тройку поколений мифотворцев.

Пожалуй, из всех романов именно «The Guns of Avalon» ближе всего к классическому эпосу, быть может, не столько эпосу, сколько к классическому рыцарскому роману едва ли не в «бретонском стиле». Яркий и в тоже время неторопливый сюжет, приобретший чёткость, объём и мифологический бэкграунд мир, и харизматичные герои — взрослеющий и задумчивый принц Корвин, вставший на путь исправления Ганелон (всё, что было потом, было потом), благородный и пугающий одновременно Бенедикт, красивая и смертельно опасная хамелеон-Дара. Именно отсюда начинается настоящий «Amber».

Оценка: 8
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй «Ружья Авалона» истинная авторская удача Желязны. Этакий сверхудачный микс идей, приключений и смысла. Ну и по мне так он сумел прыгнуть выше первой книги, несмотря на злую тенденцию что чаще первая книга лучше следующих, развенчался Роджером на все сто. «Ружья Авалона» пожалуй один из самых сильных романов фэнтези что я читал, ближайших аналогов мне просто навсего не найти. В этом романе есть все, что использовали до него и после него, ключевые ходы, идеи, образы, сюжетные линии и навязчивая идея артурианы. Что еще нужно для великолепного романа? Думаю все это Роджер сумел согнать воедино, создав на чужом материале и собственных задумках, абсолютно гениальную по наполнению вещь. И снова читатель, добро пожаловать в дивный и чудный мир великолепного Амбера.

Прошлая книга, закончилась невероятно интригующе и пафосно, не заставив ждать чтения второго тома. Корвин вернулся, этот немного надменный, горделивый, высокопарный и саркастический принц Амбера. Его возвращения никто не ждал, никто не надеялся что отпрыск Оберона обретет свободу при помощи загадочного Дворкина, но это случилось, теперь все ждут новой войны и осады Амбера, но что хуже идущий с мечом мститель или его злобная воля открывшая путь для Тьмы в сам Амбер?

Новая книга, ставит серьезные вопросы взросления и осмысления. Корвин начинает перевоплощаться из принца в короля, теперь его заботит нисколько трон, а больше спасение всего Амбера. Этот роман о человеке и столкновения его с последствиями того что он сотворил ранее, жестокая ответственность могущественного принца, которую он должен осознать и принять, чтобы сохранить все что ему дорого. Довольно таки интересно наблюдать перевоплощение Корвина из алчного до трона принца, в мыслящего полководца и будущего короля Амбера, который беспокоится не только о занятие на трон, но и о судьбе целого королевства, которое он любит и в котором он рос. Наверное поэтому книга не глупая, скорее более идейная и глубокая, даже по сравнению с «Девяти принцами Амбера».

Ну и несомненный плюс романа стилистика и мотивы артурианы, очень грациозно, симпатично и вдохновенно. По тексту читатель встретит множество аллюзий на оригинальный источник легенд, все это подано красочно и запоминающие моменты надолго западают, а поиски заброшенного Авалона так и вовсе стал классическим ходом в фэнтези литературе, только Авалон уже стали менять на другие названия. Пожалуй именно артуриана стало фишкой «Ружей Авалона», да еще невероятно запоминающейся.

«Ружья Авалона» по мне так невероятно яркое, классическое в примере своего времени и наполнению. Этакий гибрид стандартного фэнтези, мифологической системы, интеллектуальной литературы. Эта книга, стала пожалуй одна из лучших что я прочитал на поприще фэнтези, поэтому скажу лишь — однозначный шедевр. Ну, а концовка шикарна, как и в прошлом романе, невероятно дерзкая и интригующая. Что же будет дальше? Ведь впереди меня ждет — far far away...

Итог: невероятное фэнтези как по приключениям так и по идеям с наполнением. По мне так читать в обязательном порядке.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга значительно уступает “9 принцам Амбера”.

“Ружья” следующая после “Принцев” книга серии, хронологически в сюжете нет перерыва, первая книга закончилась на одном шаге главного героя, вторая началась буквально на следующем. И всё равно, когда читаешь, постоянно ощущение, будто в промежутке была ещё книга, где произошли какие-то события, на которые персонажи всё время ссылаются, но толком не объясняют. Цум Байшпиль:

В “Ружьях” принц Корвин продолжает попытки свергнуть своего брата Эрика и занять трон Амбера, но для этого он должен преодолеть проклятие. Похоже, это проклятие он сам и наложил, но перестарался, и проклятие оказалось вот такой ширины вот такой вышины, и теперь его фиг преодолеешь, вот только — я не поленилась перечитать первую книгу и никаких особенных проклятий там не нашла. Да и не только с проклятием всё мутно. Я так и не поняла до конца, для чего Корвин отправился в Авалон, как события в Авалоне связаны с конфликтом в Амбере, зачем Корвин ввязался в авалонские внутренние разборки, и почему Володька сбрил усы (с).

В качестве возможного достоинства книги можно было назвать то, что Желязны здесь наконец объясняет (что вообще-то стоило бы сделать ещё в “9 принцах”), почему Корвин решил, что именно он должен царствовать, и принялся свергать брата с престола, но объяснения эти по-прежнему неубедительные, конфликт между братьями по-прежнему выглядит, как банальное соревнование, кто первый схватит корону. Автор явно ожидает, что читатель будет на стороне Корвина, но так и не упоминает ни о каких недостатках Эрика, за которые тот заслуживал бы свержения, меж тем Корвин такие кровавые мероприятия организует, чтобы воцариться, что с каждой страницей поддерживать его всё сложнее и сложнее.

Ну и, как уже привычно для Желязны, снова не проработана волшебная часть. Нет чётких правил, что именно в его фантастических мирах возможно, а что нет. В итоге герои то без единой царапины выходят из казалось бы смертельно опасных ситуаций, а то вынуждены ограничивать себя в еде во время длительного путешествия, хотя тут даже магии не нужно, они могли бы просто поохотиться. В результате в волшебстве нет ни единообразия, ни логики, ни структуры, а от этого нет и правдоподобности. В том смысле что в фэнтези всё, конечно, вымысел, но обычно это вымысел упорядоченный, а у Желязны в “Ружьях Авалона” царит полный магический бардак.

В общем, мутно, нелогично, невнятно и не очень интересно. В лучшем случае 4/10.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После своего чудесного освобождения из темницы в первой части, герой повествования Корвин некоторое время отъедается на маяке, а затем пускается в путешествие по теням. Жажда мести, которую он питал в течение лет проведенных в заключении, двигает им. У него есть план, время и вдохновение.

Это не характерно, но второй роман цикла оказался интереснее первого. Здесь более полно раскрывается образ главного героя, читатель лучше узнает его предысторию, лучше начинает понимать вселенную книги, значение Амбера – в общем всё то, чего не хватало в первой книге. Вот например, такая вещь, как почему в Амбере все баталии происходят в средневековом антураже, пусть даже и с потусторонними тварями, тогда как того же Корвина мы застали впервые на Земле ХХ века? А все оказывается просто – земной порох не горит в вечном королевстве. И вернув себе память еще в первой части, имея достаточно времени на размышления, наш герой задумал способ как решить данную проблему. Для этого ему понадобится побывать сразу в нескольких Мирах, в т.ч. и на нашей Земле.

Однако сначала Корвин отправляется искать (или творить) мир, похожий на легендарный, но уже разрушенный Авалон, по дороге заскочив еще в королевство Лорейн. Автор заигрывает не только с Авалоном, но и с Артурианскими мотивами — его герой спасает Ланцелота. Создаётся впечатление, что персонаж Корвина растет и развивается. Однако эта, кажется положительная черта любого произведения, в Хрониках выглядит несколько странной, если учесть, что ему, как и другим принцам, уже тысячи лет. А это такой возраст, что, по моему мнению, уже давно нужно было бы сформироваться и приобрести цельные, зрелые черты характера, а не демонстрировать этот рост в промежутке каких-то нескольких лет или даже месяцев событий, происходящих в книге.

В этом же свете представляются и амурные похождения Корвина. Автор обходит стороной кто был с его героем предыдущие тысячи лет, где его возможная семья, почему у него за это время не появилось детей, но ведь мы видим, что стоит только автору вывести на сцену в течение более или менее длительного времени какую-либо женскую персону, и его герой уже не может обойти её вниманием. Начиная с обладательницы Рэмбы Мойры и заканчивая Лорейн, жившей за счет неразборчивости в скажем так «партнерах». И всюду Корвин начинает вспоминать о сильных чувствах. Мне это показалось не очень привлекательным, особенно когда он начинает по-особому выделять одну из своих сестер, или бездумно бросается в объятия своей, как он на тот момент её воспринимал, несовершеннолетней родственницы Дары — уже имея за плечами такой существенный возраст, можно было бы быть немного более степенным и разборчивым.

Также автору неплохо удалась концовка. Если в первой части исход битвы за Амбер был в принципе ожидаемо закономерным,то тут и Корвин показал себя с лучшей стороны, и интрига развилась так, что захотелось сразу браться за следующую часть, но оценку я оставляю такой же, как и у первого романа цикла.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно воспринимать вторую часть «Хроник Амбера» в отрыве от первой, это единое произведение и деление на книги здесь условно. Помню, как в школьные годы, проглотив первые два романа из цикла, изданные в знаменитой серии издательства «Северо-Запад» я был неимоверно расстроен, т.к. роман заканчивается на самом интересном месте, а где искать продолжение не ясно совершенно, благо, сейчас найти и прочесть все пятикнижие Корвина не проблема. В окончании «Девяти принцев» мы получаем законченного, сформированного героя, самое время сказать «приключения начинаются!», и автор в этом плане наши ожидания не обманет. Период заточения Корвина в амберских подземельях заставляет вспомнить участь узника замка Иф из знаменитого романа Дюма. Подобно графу де Монте-Кристо Корвин движим справедливым чувством мести, к тому же имеет возможность воплотить свои замыслы в жизнь, и первым делом нужно найти новых союзников — гарант победы.

В «Ружьях Авалона» мы продолжаем знакомиться с прошлым главного героя, который отправляется на измерение Авалон, где некогда уже правил и заслужил дурную славу. С самого начала автор начинает вплетать в свою Вселенную нити артурианского мифа, обыгрывать тему возвращения короля, свойственную европейскому героическому эпосу в целом. Вообще, этот мотив превалирует во второй части Хроник, подготавливать же почву для его реализации автор начал еще с первого знакомства читателя с Корвином (медленное возвращение памяти, повторное открытие самого себя). Мы уже знакомы со сверхспособностями принцев, позволяющими им менять окружающий мир силой разума, путешествовать по мультивселенной отражений. Здесь же нам предстоит встретиться с темной стороной этой силы. Проклятие Корвина вызывает в памяти ассоциацию с проклятием Жака де Моле, становится отправной точкой цепи причинно-следственных связей, которые действуют по принципу домино.

В плане событийной насыщенности автор остается верен избранному ранее темпу. К примеру, события на отражении Лорен, промежуточном отрезке путешествия Корвина на Авалон, вообще можно рассматривать как отдельную законченную историю, «вещь в себе» — такой рыцарский роман с элементами мистики, где нашлось место и героическому спасению мира, и драматичной истории любви с обязательным в таких случаях треугольником. По мере приближения героя к Авалону артурианские мотивы постепенно сходят на нет, хотя казалось бы, всё должно быть наоборот, но в этом тоже часть тонкой авторской игры с полутонами и отражениями отражений. Сама «авалонская» часть романа по мне оказалась даже несколько скучновата — получивший в начале книги личного «санчо пансу» Корвин встречает старых и новых знакомых, акцент идет больше на его родню, их прошлое и настоящее. Здесь важно не ослаблять бдительность, ведь каждый персонаж важен и может «выстрелить».

Часто можно услышать, что Хроники послужили ориентиром для Дж. Мартина при создании Песни льда и огня. Параллели проводить можно и не без оснований, но Амберский цикл ближе не основному эпосу Мартина, а скорее ряду летописей из истории Вестероса, которые мне нравятся даже больше некоторых центральных книг эпопеи за событийную перенасыщенность, стилистическую точность и полное отсутствие ненужной «воды». При некотором сходстве Хроники Амбера смотрятся более живо, они разнообразнее в плане экспериментальности текста. Хочу обратить внимание на один отрывок из «Ружей Авалона», где описывается перемещение Корвина по отражениям — это почти что белый стих, с тщательно подобранным ритмом и паузами, некоторая слайдовость описаний подчеркивает изменения восприятия во время таких перемещений. Автор воздействует на все органы чувств читателя, пытаясь передать запахи, цветовую гамму. В который раз убеждаюсь, что Желязны не в последнюю очередь художник и поэт, только вместо холста использует бумажный лист и пишущую машинку. За подобные моменты можно легко простить немногочисленные огрехи.

Ближе к кульминации всё явственнее звучат ницшеанские мотивы вечного возвращения. Черты сверхчеловека в образе Корвина и его братьев очевидны, сам главный герой является воплощением воли к власти — с упорством морской волны он обрушивается на скалистый берег, чтобы отступить и вновь выплеснуть свой гнев. Бесплодность атак на вечный Амбер кажется таковой лишь на первый взгляд, ведь известно, что вода точит камень, а понятия времени для бессмертных не существует. Неслучайно, что самые жаркие сражения борьбы братьев за трон разгораются на рубеже Арденнского леса. Здесь важно вспомнить Арденнскую операцию 1914 года и знаменательную Die Wacht am Rhein — не явились ли мировые войны, гремевшие в прошлом веке на нашем отражении, проекцией Амберского конфликта во времени и пространстве? Великие личности делают историю, а мы, жалкие смертные — лишь расходный материал для этих игр. Корвин примеряет на себя личину Ганнибала, но в отличие от карфагенского полководца он вынужден сделать нелегкий выбор — патриотизм или амбиции, ведь он амберит, вечный город — это его родина, атакованная неведомым и сильным врагом.

В самом конце романа автору удалось буквально одним росчерком пера создать сильнейшую интригу, которая заставляет немедленно браться за чтение продолжения Хроник. Все ниточки сводятся воедино, но пока возникает больше вопросов, нежели ответов. Следить за дальнейшим развитием событий очень увлекательно — ведь ещё остался потенциал для введения в повествование новых «игроков», каждый из которых может оказаться джокером, судьба Оберона остается туманной, а суть проклятия, последствий к которым оно ведет — всё это находится пока на стадии завязки. На всем протяжении «Ружей Авалона» было не так уж много знаковых сюжетных поворотов, всё самое интересное автор приберег для финала, промежуточного, но всё же... Тем интереснее узнать дальнейшую судьбу Корвина, его братьев и вечного города Амбера.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пятикнижие Корвина Эмберского можно поделить на две части. Первая часть – это “Девять принцев” и “Ружья Авалона”. Они похожи друг на друга. Второй роман можно назвать продолжающим первым и одновременно – связующим с последующими тремя. Можно, но с большой натяжкой. По сюжету видно, что у автора и в мыслях пока нет той интриги, которая начнёт набирать обороты с третьего романа – “Знак Единорога”.

Как я выразился выше, первый и второй романы похожи друг на друга. Они написаны в одном ключе: много батальных сцен, поединков, такая же динамика. Но характер Корвина уже немного другой, авантюризма и цинизма в нём поубавилось. Он способен оказать милосердие раненному, который, если бы узнал, кто он такой на самом деле, проклял его. Он способен стать другом своему бывшему врагу. Он способен встать на защиту страны, население которой помнит его, как демона. Он способен проявить родственные чувства и поддаться сентиментализму. Его, оказывается, можно использовать и обвести вокруг пальца (как то сделала загадочная Дара). В критический момент, видя, что на родной город наступают враги, он решает повременить со своей вендеттой и принимает сторону ненавистного Эрика, родного брата.

Мне такой Корвин нравится больше. Он уже на подходе к той нравственной эволюции, которая будет происходить с ним в следующих романах.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И всё же главная изюминка цикла «Хроники Амбера» — это его многомерная Вселенная, в которой нашлось место нашему с вами миру, в который периодически отправляются дети правителя Янтарного королевства. Возможно, именно этот контраст так привлекает всех поклонников жанра фэнтези — ведь мир Амбера, самый реальный из всех существующих, в романе расцвечен так ярко и так манит к себе своей жизненной энергией, что наша реальность кажется серой и неприглядной. Особенно интересным был эпизод, когда Корвин приобретал оружие в Лондоне: такими чуждыми для меня, как читателя, и для Желязны, как писателя, после мира Амбера, стало узнавание подробностей о каких-то бюрократических проволочках и махинациях, которые в сказочном Амбере не приснятся и в страшном сне.

А из персонажей на этот раз меня больше всего привлёк принц Бенедикт — военный до мозга костей, с которым не справится не только никто из обычных смертных, но даже Корвин, от лица которого ведётся повествование. Бенедикт, как никто другой из претендентов на престол Янтарного Королевства, чужд амбиций правителя, но искренне переживающий за судьбу своих подопечных. Персонаж достаточно прописанный и живой, благодаря чему стал настоящим украшением произведения.

И снова Желязны порционно знакомит нас с метафизикой многомерного мира, по измерениям которого путешествуют полубоги из Амбера. Кажется, что автор исследует тему материализации мысли и силу воображения, ибо реальность путешественника между мирами-Тенями формируется именно его воображением. Механизм подобного перемещения довольно оригинален, по-крайней мере, для меня.

Ну и чем ещё до отказа наполнен этот роман, так это интригами. Кажется, что главный герой Корвин довольно коварен и хитёр, но не всё так просто. Ведь он рос среди придворных интриг, где если не обманешь ты, то обманут тебя и последствиями обмана может стать потеря собственной жизни. А женский персонаж по имени Дара, так и вовсе перетянула почти всё внимание на себя, особенно в финале.

Роман заканчивается на очень захватывающем моменте, так что сразу же хочется взяться за продолжение. И хотя «Ружья Авалона» выстрелили и сыграли свою решающую роль, то ружья, развешанные автором ещё только готовятся выстрелить. Продолжение следует..

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю сравнивать свои юношеские и взрослые впечатления от «Хроник Амбера». На очереди второй роман эпопеи.

Корвин покинул маяк и в голове его созрел новый план, как сместить незаконного правителя Амбера и занять его место, но для этого ему нужно попасть в Авалон, или в Отражения максимально похожие на него. Вообще идея фэнтезийного мира с Отражениями прекрасная, это позволяет автору не выдумывать причудливые слова и названия вещам, к названиям которых современные читатели привыкли; не нужно сильно продумывать мифологию, можно напихать всего-всего и объяснить это просто-напросто тем, что это другое Отражение. Все гениальные или бредовые идеи можно объяснить по-простому. Главное не заиграться с миром, а то можно перестать верить в написанное. Но с этим у Желязны все в порядке – сменяются миры, появляются более глубокие, более полные объяснения мироустройства. И читатель может с уверенностью сказать после второй книги, что он стал лучше понимать и разбираться в мире «Хроник» и в причудливых отношениях королевской семейки.

О сюжете можно сказать, что он снова простой и классический. Определено есть пара интересных «ружей», которые стреляют здесь и несомненно выстрелят в следующих книгах.

С Корвином дела обстоят примерно так же, как и с самим миром. То есть постепенно, через его путешествия, через других персонажей и частичным восстановлением памяти складывается более цельная картинка о Принце. Заметно, как он поумнел, стал более осторожным и организованным, так как есть четкий план. И все равно его поведение в некоторых ситуациях вызывают вопросы. С трудом верится, что Корвин прожил уже более тысячи лет. Спишем это на не полностью вернувшуюся память. Но вот, знаете что, за два романа я не проникся к этому персонажу. Не олицетворяю себя с ним, не сопереживаю и не волнуюсь за него. Есть в литературе много именно плохих персонажей – убийцы, воры, наемники и прочая, у которых нет ничего святого, но у автора получается сделать так, чтоб мы сопереживали за них, чтоб пролили скупую слезу. У Желязны вышло вызвать неприязнь. Корвин вот вроде бы весь такой благородный, голубых кровей, а на деле он обычный завистливый, двуличный человек. Его двуличие проявляется не только по отношению к другим персонажам, к читателю тоже. И вот как бы то ни было, в финале все же Корвин совершит поступок, который оставляет надежду на исправление в положительную сторону. Вероятно, Желязны сделал это преднамеренно. А может и нет…

Все хорошее и плохое из первого романа, почти в полном составе, перебралось во второй. Сюжет стал чуточку интереснее, хоть он снова не блещет, язык по-прежнему сух, объем не большой, динамизма и идиотизма поубавилось, информации прибавилось, благодаря чему мир и герои стали более цельными и объемными. В общем «Ружья Авалона» на целых чуть-чуть лучше и интереснее первого романа. Но не стоит ждать от второй книги каких-либо откровений.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга десятитомника «Хроники Амбера» / «Янтарные хроники», вероятно самая динамичная. Корвин, сбежав из тюрьмы от узурпатора (как он считал) Эрика, очень активно готовится к «захвату власти насильственным путем», по пути пересекая кучу отражений, сражаясь с порождениями мрака (по факту — Хаоса), умудряется завязать ключевые узлы как конфликтов, так и масштабных изменений мироздания (именно — а ведь он то думал, что это всего лишь лёгкий флирт!). Посетит Землю, обретёт верного товарища и собственно добьется того, чего ему на тот момент было надо. То есть, по композиции роман абсолютно завершенная вещь.

По качеству описаний — также очень и очень гармонично — много локаций, в том числе в динамике — перемещения по теням, разных побоищ, несколько любовных историй, диалоги есть, но не избыточно, плюс юмор автора никуда не делся.

На мой взгляд, самый лёгкий для чтения роман серии.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, многие вещи я «Девяти принцам Амбера» прощал за то, что это первый роман, роман-введение. И я не собирался давать такие поблажки остальным романам. Но тут, вдруг оказалось, что прощать-то тут и нечего, все, что меня смущало в первой книге, тут пропало. Роман стал сильнее, монолитней. Он стал объемный в плане эмоций и оттого стал ещё более увлекательней, сильнее входил в разум и душу. Пропала некоторая сумбурность и скаканья между событиями, когда одни моменты описаны подробно, а другие умещаются в пару строк. Пропала простота и линейность ходов. Пропали рояли в кустах и братья и сёстры, оказывающиеся там, где нужно. Этот роман сложнее, он объемный и последовательней. Он, чёрт возьми, приятней этим. У меня вообще есть подозрение, что «Девять принцев…» были таким пробным камнем, обкаткой идей и героев, а Амбер как цикл, объемный и сложный, родился именно со вторым романом – именно тут чувствуется и размах, и его объем, и невидимое, но осязаемое «Продолжение следует» в самом конце. И крючки становятся более острыми, какими-то детективными, намекающими и на присутствие каких-то третьих сил и на сложность и иногда таинственность происходящих событий – вот то мясо, которым этот роман оброс, оброс, чтобы стать более увлекательным и привлекательным. А еще, конечно же, сам Корвин. Он ведь тоже слегка иной. Это уже не тот человек, чьи цели прямые как палка. Вместе с Корвином тут ощущается и моральное наполнение, ведь большинство событий здесь это исправление зла, что принес он сам. Это человек тронутый ощущением уже не столько власти над тенями и своей исключительности, это человек тронутый осознанием своего влияния на мир, влияния не всегда хорошего (помните то ощущение, что всё зло в мире идет в том числе и от него). Это уже более сложный Корвин, а потому более живой, и всё тут подчеркивает эту сложность – как, например, и его отношение к другим героям, к тому же Ганелону, например, он ведь поначалу казался едва ли не злом, предателем, а позже стал другом – и это только один из примеров, а его решение в конце книги? За такого Корвина переживаешь сильнее. И мир его глазами кажется рельефнее, более живым. И это всё в купе с интересным сюжетом и множеством тонких возникающих интриг, намекающих на интересное непредсказуемое продолжение, на возрастающую сложность и запутанность дальнейших событий, на возможные удивительные и страшные открытия ставящие мир на грань уничтожения – всё это делает роман просто прекрасным!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К моему сожалению, вторая книга обладает всеми теми же недостатками, как и первая.

1. События развиваются слишком быстро и стремительно.

2.Главные герои перемещаются между мирами (или Вселенными, или Тенями — как это называется в книге) львиную долю времени повествования, но описывается всё это как-то буднично, как будто им это ничего не стоит.

3. Персонажи участвуют в большом количестве битв с самыми разными созданиями: он простых людей до рогатых чертей, которые являются то ли воплощением Зла, то ли и вовсе его повелителями, но, опять же, заострить на этом внимание, описать подробно или добавить хоть каких-то эмоций — видимо, это не для Желязны.

4. Сами персонажи какие-то блеклые, серые, абсолютно не интересные. Как будто автор описывает массовку, а не всесильных полубогов, обладающих разрушительной силой и самой разной магией.

5. И если в первой книге я думал и гадал, почему всё так скомканно и мало, потому что на протяжении чуть менее 200 страниц развивалось так много событий, что их все можно было описать в каком-нибудь тысечестраничном кирпичике и вряд ли бы с таким сюжетом пришлось скучать, читая такую объемную книгу, то в этой книге этих событий довольно мало и, как по мне, её можно было вдвое сократить и ничего бы от этого роман не потерял.

6. Роман больше похож на черновик, нежели на полноценный фэнтезийный роман. Хотя, это может быть и виной переводчиков.

И по ходу чтения этой книги я даже подумывал, что на этом моё знакомство с серией закончится, что было немного печально, потому что на этот цикл книг я возлагал определенные надежды (я давно уже понял, что больше всего понравится книга, если от неё изначально ничего не ждешь и не задираешь планку ожиданий высоко, но иногда случается так, что хочешь или нет, но невольно высокие ожидания складываются сами собой). Но всё поменяли последние страниц 15-20, за который автора хочется и поругать, и похвалить одновременно. Поругать хочется за то, что вся книга не такая, как эти последние страницы. Потому что на последних страницах появляется и интересный сюжет, и интрига, и эпичные битвы, и всё, что автор в этом романе описывал до этого начинает приобретать хоть какой-то смысл. То есть он может писать увлекательное, динамичное и интересное произведение, но начинает это делать только под конец второго произведения из цикла. И концовка в этой части такая, что хочется отложить все дела «на потом» и немедленно узнать, что же будет дальше. Не завидую людям, которые читали эту книгу в момент её выхода, потому что сейчас у нас есть возможность сразу приступить к следующей книге цикла, а вот тем самым людям пришлось ждать продолжения два года. Впрочем, у нас сейчас тоже не самое завидное положение, потому что даже приблизительно нельзя сказать, когда уже выйдут «Ветра зимы» и «Мечта о весне» Мартина. А по делу — буду надеяться, что следующие книги «Хроник Амбера» окажутся лучше.

7 из 10, но только благодаря шикарной концовке.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая мрачная часть «Хроник», если конечно не брать в расчёт ту свистопляску, которая в книгах про Мерлина начнётся ;) Но читать чисто морально уже было тяжело. Из-за той самой чёрной дороги! Второй роман — это вторая половинка «Принцев». Словно они составляют дилогию. Но понятно что продолжение будет, слишком много развешанных на стенах «ружей», и отнюдь не ружей Авалона ;)

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы уже познакомили вас с первой книгой цикла о Янтарном королевстве Роджера Желязны «Девять принцев Амбера». Теперь настало время и для второй книги — «Ружья Авалона». Она выходит через два года после оригинала и в момент становится сверхпопулярной. И не только из-за того что является продолжением.

«Ружья Авалона» — это именно тот случай, когда сиквел оказывается сильнее оригинала. А тут еще и продолжение такой легенды как «Девять принцев Амбера». К слову, «Дети Дюны» и «Мессия Дюны» оригинальную «Дюну» превзойти не смогли.

Правда, есть и одно «но». Лучше рассматривать первые две книги хроник, как одно целое. Сам автор наводит на это читателя. Но мы не стали отходить от традиций и оценили книги отдельно.

«Ружья Авалона» начинаются с того же места с которого кончается предыдущая книга. Корвин оказался в бегах и теперь ему предстоит предпринять еще одну попытку захвата трона Амбера. Можно назвать это обрывками оригинала, так как в этой книге автор заострил внимание на самом Корвине. Да, он будет и дальше биться за трон, но это лишь одна из многих побочных сюжетных линий.

Теперь мы узнаем, каким был Корвин раньше, еще до потери памяти. Автор показывает, какая судьба была у его героя, и каким он стал сейчас. Теперь портрет Корвина почти завершен, но об этом чуть ниже.

Слова проклятия из уст принца Амбера всегда сбываются, и Корвин в этом лично удостоверился. Его проклятие открыло Хаосу путь, Черную дорогу, в Амбер. И этот путь отразился на многие тени Амбера. Опальному принцу пришлось самому же столкнуться со своим проклятьем.

Кроме борьбы с проклятьями Корвин не забывает и о своей главной цели. С его новым-старым спутником Ганелоном он изобретает хитрый план по захвату Амбера. И именно там и предстоит Корвину сделать главный выбор в своей жизни.

Конечно, выбор будет сделан и обязательно в корыстных целях, но на финал Желязны приготовил главный сюрприз пятикнижия. Оказывается, Корвин успел набедокурить еще раз. В общем, вы не раз обалдеете от сюжетных поворотов второй книги Хроник, а финал никого не оставит равнодушным.

Понятно, что вряд ли поменяется стиль автора во второй книге цикла, даже, несмотря на то, что Желязны большой любитель по экспериментировать со стилем. Так что выделим лишь несколько отличий от предыдущей работы американского поляка.

В «Ружьях Авалона» вновь проснулась любовь автора к аллюзиям. Здесь и легенды о короле Артуре, французская литература эпохи средневековья и даже карты Таро. Помимо того, текст более богат юмором, хотя богат не то слово. В отличие от первой книги он здесь есть. Что называется редко, но метко.

Еще стоит отметить более философскую направленность некоторых изречений Корвина. Получилось некое подобие небольшой сокровищницы цитат.

Про описание природы Желязны не забыл и во второй книге хроник. Особенно удалось автору описание адовой скачки Корвина через миры. Бесконечная смена погоды и пейзажа, все более измученный конь, просто потрясающе. Для фантаста это просто исключительно.

Ну и в заключение, Желязны смог взвинтить напряжение до предела. Редко можно встретить такую удачную концовку вкупе с отличной литературной основой. Читатель сможет легко почувствовать все напряжение, испытываемое Корвином и его отрядом. Мастерская работа!

Главный герой, само собой, остался тот же. Его величество принц Корвин. Если раньше мы лишь догадывались о прошлом Корвина и знали несколько подробностей, то теперь Желязны показывает нам еще более дальнее прошлое в деталях и не преминет упомянуть еще одну известную историческую личность с которой был знаком Корвин.

Неплохо получилось у автора показать самолюбие принца. По началу, он просто говорит, ладно плевать — не мои проблемы, но если это проблема вызвана им, то он обязательно попытается ее решить, главное не запятнать свое имя. Ну и как всякий принц, Корвин отлично маскируют благородство за корыстью. Получается, что образ Корвина почти завершен. Осталось только узнать, чья личность окажется сильней, прежнего или нынешнего Корвина. Желязны это отлично показывает, когда два спутника Корвина по разному говорят о прошлых деяниях принца. Да, один из этих Корвинов тень, но какой? Вот это мы и должны узнать в следующих книгах.

В этот раз Желязны не забыл и о второстепенных персонажах. Теперь у Корвина есть верный спутник Ганелон. Когда-то давно Корвин изгнал его в другую Тень и с тех пор испытывает он к принцу смежные чувства. Но общая беда вновь ставит героев по одну сторону баррикад.

В целом, персонаж Ганелона довольно интересен. Такая маленькая копия Корвина. Цели принца Амбера выше целей Ганелона, но средства их достижения весьма схожи. Они оба умеют правильно расставлять приоритеты. Вот и получается, разбойник с понятиями о чести и ответственности на службе у Корвина.

Брат Корвина Бенедикт, пожалуй, белая ворона среди принцев Амбера. Корвин его уважает, и есть за что. Кроме того, что Бенедикт лучший фехтовальщик из известных, он еще и самый мудрый из принцев Амбера. Если бы ему был нужен трон, то, скорей всего, он им бы завладел. Но он понимает, что важнее для Амбера и всегда ставит цели Амбера выше своих. Маленькое пятно благоразумия и чести, на фоне остальных принцев.

Можно еще упомянуть Дару, самого загадочного персонажа книги. Кажется, помыслы ее чисты, но это отнюдь не так. Большего сказать про нее нельзя, тайна! Разве, что стоит упомянуть о ее главной роли наравне с Корвином в дальнейших событиях. Но это секрет!

Если Корвин и раньше был одним из лучших по проработке персонажей в фантастике, то теперь его сопровождают или встречаются на его пути не менее колоритные личности.

В этот раз Желязны более подробно описал все причуды его вселенной.

Отличная идея с Тенями, продолжает развиваться. Чтобы не делали принцы Амбера, их поступки будут отражаться во всех мирах Тенях. Конечно, если они не делают этого в Амбере. Действия в Амбере отражаются только в Ребма, городе, отражении Амбера.

Не забыл Желязны и про проклятия принцев Амбера. Плоды своего проклятия уже пожинает Корвин, а проклятие еще одного принца вступит в действие только в следующей книге. Очень интересная и оригинальная идея.

Также стоит выделить письмо Корвина самому себе, которое он написал в прошлом, с целью направить себя в будущем на правильное дело и красный порошок, который может гореть в Амбере (порох в Амбере инертен). В общем, Желязны удалось удержать планку оригинальности на том же уровне, что, согласитесь, большая редкость для продолжений.

Во второй книге Желязны более полно описал концепцию и основные черты своего мира. Как уже было сказано, Амбер, единственный реальный мир, а всё остальное его бесчисленные Тени. Даже наша с вами Земля. Путешествовать по этим мирам могут только люди (и не только), в чьих жилах течет королевская кровь. Они могут менять реальность по своему усмотрению, поэтому может существовать абсолютное любое место или вещь в абсолютно любом мире. Хоть драконозадый лемур в пещере Автоваза.

Амбер построил король Оберон, при помощи гениального горбуна Дворкина. Но теперь он исчез, и из-за этого за трон началась схватка между принцами. Точнее между Корвином и Эриком. Вот такой вот чудный мир.

Кто же знал, что вторая книга окажется даже лучше первой? «Ружья Авалона» более чем достойный приемник «Девяти принцев Амбера». Но все-таки, рекомендуем эти две книги читать вместе, никак их не разделяя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я же говорил: Будет интересней!

Собственно, именно с этого романа и начинаются настоящие приключения. Тугой пружиной закручивается интрига и, пока еще ничего не понятно, но все равно ясно себе представляешь, что будет все достаточно сложно. Черная дорога и твари, осаждающие Амбер появились благодаря проклятию Корвина. Но кто они и как их остановить? Что нужно сделать, чтобы не допустить разрушения Амбера? Опасность, нависшая над королевством заставляет объединиться всех наследников престола. Распрям сейчас не место. Нужно защищать свой дом!

Все достаточно динамично. Мы лучше узнаем родственников Корвина и немного получаем представление о временах, когда он жил за пределами Амбера. Все так же схематично, полунамеками описаны битвы, все так же полно описаний путешествий по теням (достаточно нудных, временами, надо признать). Но чтение захватывает, книга проглатывается быстро и с нетерпением ждешь момента, когда примешься за продолжение...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх