fantlab ru

Роберт Шекли «Координаты чудес»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
2102
Моя оценка:
-

подробнее

Координаты чудес

Dimension of Miracles

Роман, год; цикл «Координаты чудес»

Аннотация:

Гремит гром, и перед изумленным Кармоди объявляется некто (выглядящий как человек, только без ушей), который объявляет ему, что он, Кармоди, выиграл в лотерею главный приз, который ожидает его в Галактическом Центре...

© duke
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Когда писатель в 1999 году приезжал в нашу страну, он был приятно поражён огромным количеством поклонников своего творчества и решил сделать для них подарок: спустя тридцать лет после выхода «Координат чудес» Шекли специально для российских читателей написал продолжение своего знаменитого романа — «Новое путешествие в координаты чудес».



В произведение входит:


7.72 (405)
-
12 отз.
8.00 (581)
-
11 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Координаты чудес
2024 г.

Издания:

Солнце на продажу
1983 г.
Солнце на продажу
1983 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Крылья ночи
1989 г.
Координаты чудес
1993 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 3
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1994 г.
Обмен разумов
1998 г.
Координаты чудес
1999 г.
Хождение Джоэниса. Повести. Рассказы
2000 г.
Новое путешествие в координаты чудес
2001 г.
Координаты чудес
2003 г.
Обмен разумов
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Координаты чудес
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Обмен разумов
2009 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Координаты чудес
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Координаты чудес
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Периодика:

Химия и жизнь № 9, 1973
1973 г.
Химия и жизнь № 10, 1973
1973 г.
Химия и жизнь № 11, 1973
1973 г.
Химия и жизнь № 12, 1973
1973 г.

Аудиокниги:

Координаты чудес
2007 г.
Выпуск #6 - Координаты чудес
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Il difficile ritorno del signor Carmody
1981 г.
(итальянский)
Злочинна цивілізація. Координати чудес
1991 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная вещь!  При прочтении доставила массу приятных минут! Читается легко, увлечённо и не отрываясь. Иронически–интеллигентный юмор в чудесных диалогах, эмоциях, красках.

По сути это несколько рассказов, объединённых главным героем и эти рассказы настолько насыщенны, настолько информативны, настолько ярки, взрывны и эффектны, что под конец я забыла с чего вообще всё началось, да это было уже и не важно для меня. Автор не даёт ни минуты отдыха, он без устали увлекает читателя в недра своего богатейшего воображения, щедро раскинутого на страницах книги, что чуть не вынес мне мозг – и это только в хорошем смысле этого выражения, если вообще можно так выразиться. Об этой истории я могу говорить только с восхищением.

Чего только стоит история изобретения прямоугольников или решение подсунуть людям блестящую и бесполезную игрушку – науку, чтобы они носились с ней или словесное описание операции в присутствии пациента, которое исцеляет не хуже, чем сама операция, а мир потребления, в котором оказался Кармоди или о сложности подстрелить рыбу в бочке – про акулу и кильку, а сам Приз, а Кармодиед – хищник Кармоди? Да здесь на каждой странице есть то, что удивляет, восхищает и заставляет удовлетворённо улыбаться.

Кармоди выбрали из биллионов претиндентов, чтобы вручить ему Приз. И надо оказаться чертовски любопытным, чтобы решиться шагнуть за безухим незнакомцем в какую–то трещину, не задумываясь о последствиях. И это для него, одного из биллионов, оказалось шансом покинуть шумный город, душный офис и оказаться там, где оказывается ребёнок в своём неуёмном воображении. И за короткое время пережить такие невероятноые приключения, сравнить себя, свой город, чтобы решиться на такой выбор. Так ведь Кармоди один из биллионов, поэтому имеет право на такой выбор, потому что это его жизнь, его мгновения.

Казалось бы столько всего интересного Автор вписал в одно приключение, которое раскинулось на небольшом количестве страниц, а ведь не мешает этот круговорот и обилие ситуаций и происшествий – всё очень ловко и здорово. А вот напиши так кто другой и возможно уже не показалось бы так стройно и великолепно. Наверное Автор до сих пор даже ,,там'' улыбается и самодовольно потирает руки, что создал такой шедевр, от которого без малого пятьдесят лет спустя читатель с лёгкостью может не просто удивиться, а получить такое потрясающее удовольствие от чтения.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вижу, что разные авторы отзывов оценивают произведение по-разному. Я из тех, кому не понравилось. Нагромождение нелепостей, которое должно означать юмор. Прыжки из одного мира в другой, подобно блохе, идиотские замечания Приза, которому-то ничего не грозит и он просто развлекается — всё это приводит меня в уныние.

Очень похоже на «корпорацию «Бессмертие»» и на «Обмен разумов» того же автора. Можно большие куски из одного произведения вынуть и вставить в другое, никто и не заметит, а сюжет не пострадает. В общем моё мнение отрицательное. Вот, разве что хвалят окончание романа — выставку мусора. Но сегодня, если верить «ЕвроНьюс», похожие выставки проходят по всему миру постоянно, однако, думается мне, бывало такое и раньше — обычный приём желающих прославиться «художников» — таланта нет, работать неохота, а выпендриться хочется.

К автору-то это не относится, талант есть безусловно, я читал многие его восхитительные вещи — «Мятеж шлюпки», «Запах мысли», например. Но в этих своих романах Шекли пытается выразить что-то такое, что мне недоступно принципиально. Ругать писателя не стану, но похвалить произведение тоже не могу.

Оценка: 3
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заберите меня отсюда! Это не мой мир. Мой был ласков со мной, и он обнимал и защищал меня, как родная мать. Его населяли добрые друзья, в нем были чудесные вещи — море, леса и цветы, прекрасная музыка и умные книги. А этот — суетливый и полный равнодушия мир каменных джунглей и вечно спешащих угрюмых людей, мир ненужных вещей и таких же ненужных дел — не мой.

/«Ты убежал из собственного дома, Кармоди! Ты понимаешь это? И теперь нет возврата. Неужели ты думаешь найти какой-то прекрасный рай?/

Как я завидовала герою «Координат чудес» Кармоди, читая о его необыкновенных приключениях и главное — такой притягательной возможности раз и навсегда избавиться от груза прожитых лет и неисполнимых обязательств и изменить свою жизнь. Из скуки и размеренности офисной жизни Кармоди вдруг попадает в сказочный мир приключений. Вот он шанс — один на миллион — вновь стать таким, каким мечталось в детстве, когда любопытство заставляло отправляться в «исследовательские» экспедиции по окрестностям и жадно вчитываться в строки книг о дальних странствиях и когда не давил еще груз обычаев, традиций и общественных правил, так что жизнь полная красок блекнет с каждым прожитым годом.

/«Я всегда был жив только в данный момент.- И что тебе даст это мгновение?- Ничего. И все»/

Вот он — шанс, счастливый билет. Надо только решиться и отправиться в обществе Приза через пространство и время в безумное путешествие, чтобы узнать, какими материалами пользуется Бог при постройке миров, как развеять скуку всемогущего существа Мелихрона, справиться с проблемами воспитания юных динозавров и, конечно, обрести себя в бесконечной борьбе с личным хищником. Чтобы взглянуть на свою жизнь со стороны, заглянуть в себя, поговорив со своим вторым «Я» — ворчливым и упрямым Призом, научиться избегать соблазны в виде всяких завлекательных и удобных вещей от личного врага, который, впрочем, вносит остроту в чувства и события, и понять — эта серая, унылая, скучная жизнь середнячка, наполненная пустотой и привычками — не твоя. Твоя — вечная новизна, море идей, яркая палитра впечатлений, существующие только в этот единственный краткий и неповторимый миг жизни.

/«Только один вдох отделяет тебя от смерти. Что ты будешь делать со своим жалким мгновением? — Я проживу его. А для чего еще существуют мгновения?»/

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать...

Ну, думаю и тягомотина. Прыжки туда-сюда. Маскарад, да карусель... Да это бред какой-то!

Где серьезность? Где супергерои? Где твердая НФ? Где, наконец, сюжет нормальный?

Но прочесть надо! «Координаты чудес» — слишком часто слышимое словосочетание. То книжная серия, то еще что-то там...

Просто так мусолить не будут. Читал в заходов этак семь. Заставлял себя. Как так, типа критик, а «Координат...» не читал.

И лишь прочтя роман до конца, понял всю философскую задумку автора. Здорово именно дочитать! И тогда открывается прямо дао путешественника!

Живи там, где находишься сейчас! Координаты не имеют значения! Ни времени, ни пространства! Не жди ни лучших времен, ни лучших мест! Не стремись домой, чувак! Нет у тебя больше дома. И те кого ты знал изменились и во времени и в пространстве. Нет статики! Все в динамике!

Свыкнись с этой безумной каруселью которая зовется — жизнь — и не напрягайся...

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шанс, который выпадает раз в жизни, шанс, который нельзя не использовать, упустить. Мы живем с тайной надеждой, что однажды и на нашей улице будет праздник, что нам повезет, и жизнь сама собой изменится к лучшему, не требуя взамен приложения никаких усилий. Как в сказке о Емеле — поймал волшебную щуку и можешь дальше сидеть на печи тридцать лет и три года. Умные люди давно заметили, что не нужно чинить то, что еще не сломалось — если ваша жизнь в целом вас устраивает — есть достойная работа, друзья, семья, то погоня за журавлем в небе ни к чему хорошему не приведет — от добра добра не ищут.

Всё познается в сравнении — чтобы узнать насколько тебе дорога родина, нужно уехать за границу. Первые впечатления пройдут и останется лишь тоска, ностальгия по дому и острое желание вернуться, увидеть знакомое небо над головой, ощутить хлопья первого снега на лице — всё чего ты раньше не замечал, что было для тебя обыденным, становится вдруг дороже всех чудес и секретов Вселенной. Уезжать проще, чем возвращаться, но разве кто-то задумывается об этом, пускаясь в опасную авантюру, очертя голову, главное ввязаться в драку, а там уж куда кривая выведет.

Почему роман американского фантаста Р. Шекли «Координаты чудес» оказался так близок нашему читателю? Во-первых, зачин, напоминающий русские народные сказки, где можно всё получить на халяву, не прилагая при этом особых усилий. Во-вторых, острая жажда перемен — желание вырваться из серых советских будней, заглянуть за «железный занавес», а что же там за жизнь, какие чудеса и блага от нас скрывают? В-третьих, приверженность идее родины — мечты мечтами, хочется попутешествовать, но в итоге всё же вернуться домой, к могилам предков.

В романе приключения начинаются с момента, когда в квартире обычного американца Тома Кармоди, как черт из табакерки, появляется Посланец, который заявляет, что Кармоди стал победителем Интергалактической лотереи и должен последовать в Галактический центр за своим Призом. Тут бы герою и насторожиться — какой может быть приз, если ты в лотерее не участвовал, но желание халявы сильнее сомнений. На месте, конечно, выясняется, что всё это ошибка, и теперь герою нужно вернуться домой на Землю, только вот как это сделать, если он не знает координат — трёх К — Куда? Когда? Какая Земля?

Несмотря на наличие общего сюжета, роман ощутимо распадается на отдельные истории, возможно, автор, подобно Р. Брэдбери, составившему свои «Марсианские хроники» из отдельных рассказов, провернул подобный финт — в этом нет ничего плохого, время было такое, что романы публиковали гораздо охотнее коротких историй. То, что некоторые главы романа впоследствии публиковались в качестве самостоятельных рассказов, только подкрепляет это предположение. Отдельные части этого произведения можно даже отнести к разным поджанрам — изначальная космоопера плавно перетекает в производственный роман, который затем трансформируется в хронофантастику.

В своих странствиях герой подолгу не задерживается, это логически объясняется опасностью, преследующей его с момента, как он покинул Землю. Главное, что обилие локаций не смешивается в кашу — каждое место действия получилось ярким, особенным и запоминающимся. Симпатичные образы главного героя и его неизменного спутника — дополнительный повод, чтобы влюбиться в роман. Ироничные диалоги и забавные ситуации, в которых оказываются герои, заставляют не просто улыбаться, но иногда даже смеяться в голос. Свое место нашлось и для трансляции мировоззрения автора, которое явно антиклерикально, но не отрицает факт существования Бога. Первый раз я прочел этот замечательный роман 15 лет назад, перечитав его заново, могу уверенно утверждать, что количество полученных положительных эмоций было ничуть не меньше, чем во время первого прочтения, а значит перед нам действительно хорошая книга — на все времена!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пару лет назад я думал взять за правило чтение творчества Роберта Шекли в моменты, когда в жизни наступает черная полоса и необходима подпитка положительными эмоциями извне. На днях я об этой идее вспомнил и решил, что пришло время воплотить ее в жизнь.

Знакомьтесь, Томас Кармоди. «Он был спокойным человеком, с юмором, преимущественно меланхолическим. Его лицо как нельзя лучше соответствовало характеру. Рост и мнение о себе – чуть выше среднего. Убеждения его были шатки, зато всегда самые лучшие. Пожалуй, у него была склонность к унынию.»

Ему повезло (или не повезло, как посмотреть) выиграть Приз в Межгалактической лотерее. Хотя, в соответствии с принятой на нашей планете точкой зрения, выигрыш был детерминирован и предопределен. Он случился, потому что так надо и иначе быть не могло. О какой удаче вообще может идти речь? Как бы то ни было, Кармоди Приз получил, пусть и не без эксцессов. Да вот беда, как же ему теперь добраться домой, на Землю?

Роман отличается неспешным действием. Целые главы посвящены размышлениям, объяснениям текущей ситуации и рассказыванию различных историй. И это неплохо. Именно философско-юмористическая составляющая повествования и есть то главное, ради чего роман читать можно и нужно. А сюжет и персонажи здесь для галочки. Что тут говорить, если главного героя затмевают и кармодиед, и Модсли, и очаровательный тираннозавр Борг.

Из-за этого я и оценил роман на 8 баллов: мысли и идеи хороши и интересны, не раз вызывают улыбку, но мне бы хотелось еще переживать за героя, волноваться за него, узнавать в нем живого человека, а здесь этого нет. Да, признаю, под конец уже испытываешь желание закончить злоключения Кармоди, желаешь ему хэппи-энда, но… Финал данного романа стал для меня приятной неожиданностью.

Рекомендую роман всем любителям умной фантастики с изрядной долей юмора.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сокровищнице мировой фантастики есть несколько произведений, схожих друг с другом тем, что их авторы вложили в них юмор, безграничную фантазию, доходящую до абсурда и одновременно глубокую философию.

Таковы, например, «Звёздные дневники Ийона Тихого» Станислава Лема, «Сирены Титана» Курта Воннегута, «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» Дугласа Адамса. Таковы и «Координаты чудес» Роберта Шекли.

Скорее всего, если кому-то понравится одно из этих произведений, то и другие из этого ряда будут оценены по достоинству. А кто-то все эти творения назовёт бредом, сатирическими памфлетами, но никак не хорошей фантастикой.

Что же касается непосредственно романа «Координаты чудес», то он уже давно стал классикой; и если вы любите иронию и философию (её тут изрядное количество), обладаете гибкой фантазией и не избегаете психоделики, то его вам можно смело рекомендовать.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, книга получилась слегка рваной...

Первая часть: философская, много рассуждений, прекрасная аргументация, есть над чем подумать... Мелихрон и Модсли получились очень колоритными.

Именно таким я и привык «видеть» Шекли.

Вторая часть- банальный американский сериал, сплошные прыжки, который можно продолжать до бесконечности((( Именно вторая часть испортила моё отношение к книге.

Читать продолжение не буду.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, разочарован. По-наслушавшись и по-начитавшись то тут, то там, что это самый лучший роман Мастера, ожидал намного большего. Нет, все не так плохо, скорее даже наоборот, но это далеко не шедевр.

Роман получился каким-то кусочным, но с единой сюжетной линией, как бусины нанизанные на нитку. При этом все бусины разные, какие-то мне понравились больше, какие-то меньше, но общее впечатление все равно какое-то блеклое.

Все перечислять нет смысла, это все равно надо прочитать, но отдельно хочется отметить эпизод с посещением Модсли. Этот момент великолепен от самого начало и до самого конца. Рассказ о знакомстве Модсли с нашим «причудливым старикашкой» и о том как он сплавил ему недоделанный (наш) мир поражает воображение, а разнос религии как общественного института связанного с Богом действительно заставляют усомниться в целесообразности посещения церкви, по крайней мере в рамках данной вселенной. Да и описания операции в присутствие больного тоже хороши.

Вторым положительным моментом романа безусловно является его окончание. Эта безумная выставка мусора, куда все приходят и любуются этой дребеденью, считая это искусством. Я бы тоже сбежал из такого мира, да вот беда, некуда. И то, что понял главный герой к концу романа, мне тоже очень понятно и близко, нельзя все время жить будущим, своими планами, надо так же радоваться и проживать каждое мгновение отпущенной тебе жизни.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большую часть времени я читал этот роман, как приключения дедушки Артура Дента. Чем дальше, тем больше было заметно сходство с более поздним романом Адамса (так уж получилось, что с творчеством Дугласа Адамса я познакомился раньше, чем с Шекли). Главный герой тоже ничем ни примечательный средний человек, волею случая оказавшийся вдалеке от дома. Присутствует и матёрый попутчик, и странные и могущественные знакомцы, и диковинные места. Но «Координаты чудес» несёт яркий отпечаток как своей эпохи, так и автора. В нём значительно больше сатиры, чем абсурда, и, при всей моей любви к приключениям автостопщиков с полотенцами, произведение Шекли более глубокое и серьёзное, и также сдобренное приятным юмором.

Думаю, что перечислять те ситуации, в которые попадает герой будет слишком спойлерно. Однако, можно отметить, что посредством самых распространённых НФ-тематик (путешествия во времени и к другим звёздам, параллельные миры), Шекли размышляет над серьёзными вопросами, например: смысл жизни, проблема существования Бога, предназначение бога, расовый вопрос, культура потребления и другие. Досталось даже современному искусству. Вот уж не думал, что в 60-е оно уже было таким «современным».

К недостаткам, на мой взгляд, можно отнести лишь слабую проработку Приза. Автор использует его как катализатор событий, даёт несколько интригующих описаний его природы, но потом практически не использует в основном сюжете. Впрочем, Приз вполне может оказаться метафорой, которую я просто не понял.

И вот, за чтением такой привычно необычной книги я позабыл, что Шекли – это фантаст, который удивляет. И действительно, финал для меня стал как пресловутый внезапный удар палкой по голове в школах Дзен. Он если не переворачивает сюжет с ног на голову, то точно заставляет взглянуть на все события романа с другой стороны. Так и получилось, что начинал я читать ретрофантастику, а закончил – дзен-притчу.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давным давно у меня было несколько книг серии «Северо-Запад» (купленных еще в 90-х), как-то куда-то «благополучно задевавшихся» в последствии. На прошлой неделе совершенно случайно зайдя в магазин торгующий книгами увидел их в одной из стопок, лежащих прямо на полу и решил купить одну из них.

Конечно к моему сожалению «моих» книг (естественно) там не оказалось, однако первая попавшаяся книга (оказавшаяся книгой Шекли) была куплена за 180 рублей вовсе не из-за художественного содержания, а видимо в силу ностальгических причин (и знакомого дизайна обложки).

И вот я в выходной решил открыть эту книгу (раз уж я ее купил) вполне справедливо полагая что все написанное «на заре фантастики» мне сейчас покажется скучным и не интересным, а книга отправится на полку просто так для коллекции... Да и к тому- же книга оказалась не единым произведением, а сборником рассказов — что сильно принижало ее художественную суть просто так, «по умолчанию». Но... ее первый рассказ меня практически «убил» (как открыл — прочитал весь разом).

Просто удивительно как в этот небольшой (на 177 стр) рассказ автор умудрился «всунуть масштаб целого тома»? Причем это все не воспринимается просто как пустые «приключения» современников (типа Поселягина и пр), возможно оттого что свой в каждый рассказ авторы-фантасты «времен отцов-основателей» стремились добавить не только «экшен» но и реальные переживания и трагическую иронию....

Честно говоря когда читаешь «сборники современников» — такого впечатления не возникало давно. P. S Да и удивительно как «многое из того что описано» о мире будущего 2110 до «боли знакомо» уже в мире сегодняшнем...

Конечно можно считать данный рассказ, одного из апологетов фантастики — обычным «сбором» разных реальностей и прочих «галактических чудес»)) Особенно если учесть что он был написан «еще в давние дремучие времена», когда сюжет определялся не «требованиями отдельного поджанра» фантастики (как сейчас), а степенью фантазии автора.

И с одной стороны в нем все кажется просто: очередное погружение в хаос «миров высшего порядка», тщетные попытки осознать свою роль, калейдоскоп миров различных реальностей, встреча с богами и демиургами «бытового мироустройства»... в общем скукота.

Но все же сквозь данное «смешение стилей» прослеживается очередная попытка осознания себя и оценка своего мира, и некий «взгляд со стороны» на него. Так: показательно, что ГГ долго и нудно искавший «путь обратно», наконец вернувшись домой — все же выбирает бесконечный путь, обрекая себя этим самым фактически на смерть, т.к он уже не в силах существовать в таком уютном и обыденном мире где статус человека определяется количеством наличности у него...

P.S. Я уже когда-то заметил что восприятие «читающего бумажную книгу» человека, внезапно отошедшего от долгой привычки к электронным книгам, несколько меняется. Ну во первых это ощущение собственности и некая «обреченность» (раз уж я потратился на эту книгу, то и буду вынужден дочитать ее до конца, даже если там окажется полное «гамно»).

И в самом деле начав читать ее E-book, ты уже удалил бы ее после первых страниц и перешел бы к более «вкусным» (понятным, знакомым и пр) книгам. Но в «бумажном варианте» критика (в силу воплей «внутренней жабы» о потраченных деньгах) «априори» заметно снижена и ты готов терпеть те «многочисленные несоответствия своим устаканившимся предпочтениям» (особенно если книга все же, действительно не окажется исключительным «гамном»). Так что бумажный вариант все же более «толерантней» (если можно привести такое сравнение) к художественной сути произведения.

Второй довод- это второй шанс. Положа руку на сердце вряд ли многие из нас, составившие нелестное мнение об уже «брошенной в начале» книге вряд ли к ней вернутся. Да и зачем? Если выбор электронной библиотеки столь огромен. А вот бумажный переплет еще некоторое время «помаячив перед глазами» рано или поздно может быть подвергнут «повторной инвентаризации» и прочтению. Конечно недостаток последнего варианта — цена (зачастую безбожно завыщенная), да и тот факт что только немногие книги действительно заслуживают что бы их покупали. Но вот если соблюсти все эти критерии — покупка стоящей книги и ее простое «нахождение на полке», намного превосходит всю бесплатность и доступность электронных книг (по моему субъективному, ни к чему не обязывающему мнению)).

P.S.S В эру уже почти победившего «капитализма» мы уже почти мало задумываемся о том чего нам «хочется еще». Нет конечно всякие призрачные материальные вещи вроде квартиры, машины и пр., будут всегда «маячить где-то вдали», освещая надежды своим светом. Я имею ввиду куда более простые (и дешевые вещи) вроде книг, фильмов, и всего прочего имущества невольно собираемого на протяжении всего этапа жизни человека. Конечно многое из этого резко утратив свою привлекательность, зачастую немедленно «изгоняется из жизни» передариваясь, теряясь, ломаясь (да и порой) просто выбрасываясь.

Но вот например в отношении книг (если кто еще помнит лихие 90-е) места их продаж посещались очень часто и часы до покупки на них чем-то напоминали новогодние предпразничные ожидания. Жалко что у меня не сохранилось фото тех дней: когда у заложенного книгами бортика толпился народ медленно и деловито приценивающийся к той или иной «новинке».

Черт возьми даже я помню то время, когда учась в техникуме, вполне серьезно намеревался каждый день ходить пешком расстояние более пяти километров, дабы сэкономив на этом, купить очередной «хит сезона»)). Сейчас по прошествии времени все эти потуги конечно вызывают только смех (да и «хит сезона» на проверку оказался редкостным дерьмом), но вот имея свободное время и свободную возможность приобретения «той самой лучшей книги» (вживую или в электронном виде) отчего то прежнее желание уже и не приходит.

Да, понятно что новое время — новые потребности, да и просто надо думать о том что будешь жрать в следующий месяц — какие нахер книги! Но все же имея полную возможность для «таких вот малостей» — все время отдается «зомбоящику». Иной раз думаешь что в этом виновата не переоценка ценностей, а простая доступность. Да именно доступность, доступность напрочь убивающая желание! Кто когда-то раньше мог мечтать смотреть любой фильм, слушать любую музыку или аудиокнигу просто так по желанию и НЕМЕДЛЕННО? (учитывая сегодняшние возможности это практически так).

Сейчас же обладая всеми ими, большее количество трафика тратится не на просмотр (или даже скачивание) произедений, а на тупое елозанье по клавиатуре и лайканье тупых заголовков, новостей, пабликов или комментов. Сейчас уже даже операторы мобильных сетей предлагают сколько-там тысяч хитов «в нагрузку» к тарифу? Даже на смартфонах полно приложений на любой вкус, практически ежедневно обновляемых, уточняемых, разрабатываемых на любую тему.... Совершенно внезапно в наших руках оказывается информация к которой раньше (лет 50 назад) имели доступ и могли оперировать разве что первые лица государства (сразу вспомним тов.Сталина с его обширной библиотекой)... И что? Да ничего! Не... ну его нафиг... пойдем поищем «ченить поржачнней»... ГЫ, ГЫ, ГЫ...зацени ващще круть...

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже отмечали ранее, и не раз, некое сходство произведения с известнейшим романом Дугласа Адамса «Путеводитель «Автостопом по галактике». Я — из тех, кто считает такое сравнение корректным. И дело вовсе не в том, что в обоих книгах действуют строители планет(хотя само собой именно этот эпизод в первую очередь наталкивает на попытки сопоставления романов), просто и там, и тут соседствует юмор, сатира и филосиофия, а галактические и прочие вселенские заправилы действуют точь в точь как их коллеги — земные раздолбаи. «Кто смешнее, кто остроумнее — Адамс или Шекли?» — вопрос заведомо глупый, я поднимать не стану. Однако замечу, что при череде несомненных удач, способных заткнуть английского автора за пояс — разговор Кармоди с Выигрышем о самоедстве; Модсли, распекающий молодых-зелёных недотёп планетостроителей за расточительность, множество мудрых мыслей, высказанных в предельно афористической форме, да мало ли ещё что! — всё-таки сюжетная структура «Путеводителя» намного чётче, а кульминация ярче.

В конце рецензии хотелось бы сказать, что Шекли(и это отлично видно и в этом романе) — замечательный человек и писатель, умный, с отменным чувством юмора и богатой фантазией, однако всё это не делает его лучшим романистом.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опубликованный в 1968 году роман выдающегося американского писателя-фантаста Роберта Шекли «Координаты чудес» входит в массу списков на обязательное прочтение. Не зря.

Эту вещь было бы неплохо прочесть не только любителям фантастики (им так обязательно), но и человеку обычному, потому что в который раз писатель применяет фантастическое как эффективный инструмент, при помощи которого создана блестящая сатира на человеческую цивилизацию западного типа.

Герой романа выигрывает в некой галактической лотерее и отправляется в дальний космос, чтобы получить приз. Разумеется, с этой отправной точки начинаются его нелепые, смешные, удивительные и нереально захватывающие приключения.

Есть искушение назвать Шекли великим нарушителем рамок. Кажется, что для автора нет вообще никаких границ возможного. Приз у него говорящий, планету можно заказать инженеру-конструктору, во времени тоже можно переместиться и любезно пообщаться с тираннозавром на светские темы. Полный полет фантазии...

Прием оправдан; только так автор показывает нам вроде бы обычные механизмы капиталистического уклада через призму фантастического, отчего сразу видна вся нелепость и абсурд некоторых законов и правил, по которым мы живем и считаем, что так оно и нужно.

Тонкий юмор Шекли сквозит в каждой строчке, на каждой странице произведения. Нет тем, которых он бы ни касался — семья, государство, работа, религия, спецслужбы, одиночество, война, мир, любовь. Список можно продолжать. По каждой теме, на каждый вопрос у Шекли есть свой оригинальный ответ. Оригинальны персонажи, начиная с главного героя и кончая всеми встречными, с которыми сталкивает его сюжет.

Сюжет, к слову, имеет структуру нити, на которую нанизаны жемчужины-эпизоды, связанные между собой чисто условно, что превращает весь роман в сборник новелл, в набор рассказов. Объединяет происходящее герой и атмосфера доброго помешательства, в которую погружаешься с удовольствием, а когда книжка заканчивается, и финал истории становится очевиден, делается немного грустно. Подобная фрагментарная структура не случайна для Шекли, ведь он блестящий рассказчик, мастер короткой формы, уступающий в этом деле разве что самому Рэю Брэдбери. Шекли написал массу коротких историй, настолько изящных, потрясающих, гениальных, ироничных, что они не имеют себе равных в западной фантастике.

Итак, история рано или поздно закончится. Но всегда можно начать снова. В этом и состоит свойство хорошей литературы: она позволяет нам проживать мгновения других людей. А что же еще делать со временем? Ведь мгновения даны нам, чтобы проживать их, не так ли? Вопрос в том, как.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, безусловно, шедевр, но сразу хочу обратить внимание вот на что — с переводом «Координат чудес» вышла тёмная история, ибо ещё в 90-х издательством «Полярис» при выпуске собраний сочинений зарубежных фантастов многие переводы специально извращались, одни слова подменялись другими (а чтоб не платить за права), в итоге пострадал и перевод «Координат чудес», а конкретно, 3-й том 8-томного собрания сочинений, изд-во «Полярис», 1994 г., где извратили изначальный перевод Г. Гринева под ред. Н Науменко, с изменениями (взятый из книги «Координаты чудес», изд-во «Аст», 1993 г.), а переводчиком указали Г. Гуревича. В итоге простой подмены слов, смысл многих фраз потерялся, юмор стал менее юморным, а то и вовсе исчез. Чтобы отличить подделку, достаточно открыть начало первой главы и прочитать второе предложение — в подделке вместо «шансы футбольной команды Гиганты» написано «шансы регбистов из команды Гиганты». Тут следует отметить, что у «Координат чудес» есть продолжение,также переведённое на русский язык — «Второе путешествие в координаты чудес» (пер. Л. Щекотовой). Обе части выходили под одной обложкой «Новое путешествие в координаты чудес» в серии «Стальная крыса», изд-во «Эксмо-пресс», 2001 г. (поклонникам Шекли горячо рекомендую разыскать и приобрести в коллекцию именно это издание). Так вот, там переводчиком первой части, как ни странно, тоже указан Г. Гуревич, хотя перевод тот самый — астовский (Гринёва и Науменко)! Действительно, тёмная история...

P.S.: как мне тут подсказал сам Н.А. Науменко (переводчик и создатель серии «Координаты Чудес»), Г. Гринев — это псевдоним писателя-фантаста Георгия Гуревича. «Полярис» опубликовал первоначальный вариант, который Николай Андреевич для КЧ и поправил (там были сокращения, ошибки и т. п.). Однако, это не отменяет моих претензий к некоторым другим переводам издательства «Полярис» (например, отдельным переводам Г. Гаррисона и К. Саймака) — так в 90-е годы издавали книги. Такие дела...

P.P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз читая романы Роберта Шекли, я понимаю, что это мастер. Нет, Мастер. Мастер короткого рассказа, который сваливается в сюр (в лучшем случае) и полный бред (в худшем), берясь за крупную форму. Если «Координаты чудес» считаются его лучшим романом, я, скорчив кислую мину, пойду дальше.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх