FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Белый корабль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
667
Моя оценка:
-

подробнее

Белый корабль

The White Ship

Другие названия: Белоснежный корабль

Рассказ, год; цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 91
Аннотация:

Познав тайны океана, Бэзил Элтон, смотритель маяка, пускается в странствие на борту Белого Корабля. Он посещает чудесные города и земли, тысячу лет живет в городе-сказке вне времени и пространства, но путешествие в поисках вожделенной Земли Надежды заканчивается крушением…

Примечание:

Рассказ написан в октябре 1919 года и впервые опубликован в ноябре того же года в журнале «The United Amateur». «Белый корабль» является первой работой Лавкрафта, вдохновленной творчеством лорда Дансени и внешне очень похож на его «Праздные дни на Янне». Но на этом сходство рассказов заканчивается, ибо история Дансени повествует лишь о сне-путешествии человека, который посещает одну волшебную страну за другой. В ней нет философского подтекста, ее задача будоражить воображение читателя. Другое дело рассказ Лавкрафта, воплощающий несколько центральных принципов его философских воззрений. С. Т. Джоши (известный критик и биограф Лавкрафта) пишет:

«Основной посыл «Белого Корабля» — безрассудный отказ от достижения эпикурейской невозмутимости (трактуемой как отсутствие страданий). Сона-Нил есть подобное состояние, и, покинув ее, Бэзил Элтон навлек на себя заслуженный конец — не смерть, но печаль и неудовлетворенность жизнью. Нереальность Катурии предвосхищена страной Таларион: это царство воплощает все «тайны, которые человек тщится постичь», но в нем «бродят лишь демоны да безумные твари, что более не люди»; подобные тайны не следует постигать, а надежда их постичь (Катурия — Земля Надежды) — одновременно тщетна и глупа».

Важно отметить, что ни «Белый корабль», ни многие другие произведения Лавкрафта, вошедшие в так называемый «Сновидческий цикл», не являются историями о снах. Наоборот, автор подразумевает реальность происходящего, а его герои скорее не спят и видят сны, но путешествуют во времени и пространстве, посещая минувшие эпохи и параллельные миры.

Входит в:

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— журнал «Weird Tales» March 1927», 1927 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— журнал «Whispers #4, July 1974», 1974 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Серебряный ключ
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2017 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» March 1927
1927 г.
(английский)
Beyond the Wall of Sleep
1943 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
Whispers #4, July 1974
1974 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2013 г.

«Белый корабль» — это в первую очередь полет души, это путешествие, за которым просто интересно наблюдать. Оно завораживающее, открывающее какие-то совершенно неведомые фентезийные уголки небывалой чуждой планеты. Но это только на первый взгляд, так как само произведение имеет очень глубокую эмоциональную базу, в которой скрыт смысл, проявляющийся в виде иносказаний и метафор в тексте.

Именно из-за своей небывалости, несоизмеримой красочности и диковинности мест, которые посещает главный герой, путешествуя на этом корабле, произведение предстает как интереснейший эпос, который крутится голове, как сон, с которым так сладко засыпать и так не хочется просыпаться. Но в каждом месте, где побывал герой, скрыта какая-то тайна, какая-то отличительная особенность, притягивающая читателя к себе, а так же смысл, заключенный между строк.

Попробую описать основные составляющие. Таларион — это олицетворение места, где человек может постичь абсолютно все тайны мира, но при этом может потерять себя и веру в саму жизнь, ибо жить уже будет попросту не интересно. Это как бесконечный цикл человеческих стремлений. Человек стремится познать все, что только может, если имеет желание, но он не способен постичь абсолютно все. Сона-Нил — это олицетворение этакого рая, где нет страдания и боли, где не испытываешь горя. И наконец, Катурия — надежда, которая притягивает героя еще больше, чем то, что он имеет уже с достатком.

Это путешествие можно назвать олицетворением жизненного пути человека. Стремясь к познанию, человек пытается найти свое место в жизни, и, казалось бы, найдя его, он обретает счастье. Но счастье — это слишком идеализированное понятие. К счастью можно только стремиться, а если обретешь, то потеряешь его в одночасье. Ты останавливаешься, получив желаемое, а остановка — это по сути уже несчастье. Счастье — оно как сигнал, как свет в темном коридоре, с помощью которого ты выходишь из лабиринта, но который рассеивается, стоит тебе лишь прикоснуться к нему. Так и главный герой, решив погнаться за надеждой, оставив за спиной свое обретенное счастье, которым он пресытился, и которое перестало его радовать, став повседневной нормой жизни, теряет все, чем обладал.

Пройдя три основные стадии, а именно посетив эти небывалые земли, и потерпев крушение в попытках достичь последней, герой возвращается обратно, в себя. Он теряет этот мир, он просыпается. Он о многом сожалеет, многому учится, и многое осознает. Он меняется. И это наверное самое главное в этом произведении.

Это необычное произведение с глубочайшим смыслом не просто о смотрителе маяка, а о каждом из нас.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2008 г.

Рассказ своей моралью напомнил «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина.

У Лавкрафта вышла замечательная сказка о неуемной человеческой натуре, которой «все мало».

И снова и снова наслаждаешься описательным мастерством автора. А отдельные предложения настолько красивы и поэтичны, что их без преувеличения можно назвать маленькими шедеврами:«Океан древнее гор и преисполнен воспоминаниями и мечтами времени».

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2014 г.

Одиночество на маяке и путь через волшебные земли помогают герою осознать смысл своего существования. Пустынное море и сказки предшественников, таких же смотрителей маяка — вот и все, что было у Бэзила Элтона для работы. Но наследственность и суеверные фантазии смутно объясняют, почему целые поколения смотрителей сменяют друг друга на посту в одиночестве.

Человеку, которому кажется, что он остался один во всей вселенной, когда совсем нет кораблей, истину ведает сам древний океан, наедине с которым приходится проводить так много времени. Смотритель маяка на все корабли смотрит со стороны, но есть один корабль, который забрал его в чудесные места. Нужно помнить, что герой сам о себе говорит, что в чудеса верил когда-то, но перестал в них верить после количества услышанных историй или однажды увиденной?

Путь белого корабля наивен. Вообще, корабли часто заключают в себе символику жизненного пути. Взять хоть сон протопопа Аввакума, а это еще до романтизма с его насыщенной символикой. Итак, Зар — страна забытых мечт, Таларион — остров обезумевших искателей истин и разгадывателей тайн вселенной, Ксура — обитель несбывшихся радостей, Сона-Ниль — обетованная земля снов, земля мечты. Но существует последняя земля, Катурия — страна надежды. И в нее попасть очень трудно. После нескольких тысяч лет герой хочет покинуть страну мечты и отправиться в опасный путь по направлению к Катурии. Путь ему подсказывает лишь свет полной луны.

Это очень важный момент. Дело в том, что сам Лавкрафт свет луны называет «неверным» в некоторых местах. Он отраженный, он неправильный. Он не может вести по верному пути. Именно поэтому путник сбивается и н находит пути в тумане. Корабль разбивается, а герой оказывается у своего маяка. Это не столько пробуждение от мечты волшебного сна, а столкновение с реальностью, с тем, что и является воплощением надежды — правильный свет маяка, указующий дорогу в тумане. Вот она — настоящая надежда.

И может Катурия совсем не та реальность, где стоит маяк. Но только с работающим маяком существует надежда на то, что ее можно достигнуть.

ЗЫ: существует серия Футурамы на похожий сюжет, где в космической туманности стоит вот такой вот маяк (не уверена, может это была как раз полнометражка). У Лавкрафта эффект тоже поистине космический, потому что создается ощущение, что маяк стоит чуть ли не на краю света, куда сливаются все воды мира.

ЗЗЫ: а никто не думал, что популярная у Лавкрафта теория о дополнительных измерениях доказывает существование подобного «слива» в другое измерение, в то время как нам, существам трехмерности, кажется, что земля — примерно шар?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2011 г.

Прежде всего, очень красивый рассказ-притча. Ну, о художественных способностях Лавкрафта сомневаться и не приходится.

Другое дело — что же заключено в этой истории? Чуть выше, в примечании к рассказу, высказана версия «известного критика и биографа Лавкрафта». Я не собираюсь ее оспаривать, но в моем личном представлении идея рассказа заключается вовсе не в том, что Страна Фантазии — это достижении какой-то там Нирваны. Ибо это — страна ФАНТАЗИИ, ибо ФАНТАЗИЕЙ жил главный герой, и в конце концов он понял, что надо плыть дальше. Он прошел разные пути, он останавливался у разных берегов своего сознания, и долгие годы прожил в состоянии, отделенном от реальности.

Его следующей целью была Страна Надежды. Результат?

В общем, не зацикливайся, о, хранитель Маяка, на отдельных островах, ибо все они таят в себе бесконечные тайны и радости, а Белый корабль можно вызвать всегда как мнимого помощника в достижении своих мечтаний. Но что же все-таки приводит человека в черный омут, и что же все-таки за таинственная птица?..

Рассказ можно анализировать и перечитывать множество раз. Каждая строчка заключает в себе интересные образы, и трактовать идейные посылы можно совершенно с разных сторон. Кому как ближе в данный момент, в данном состоянии их души, в том, на какой из берегов высадил читателя таинственный Белый корабль и завела таинственная, мистическая птица.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2008 г.

Прекрасная притча о поисках совершенства и невозможности его достичь. Будьте осторожны: как и многие грезы Эдварда Дансейни, этот сон способен навсегда отравить вашу душу щемящей красотой, от которой исцеления не бывает...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2008 г.

Наконец-то... Лавкрафт появился на Фантлабе... Очень знаменательно, что именно сегодня, в день его смерти... Лавкрафт — гениальнейший автор, мощнейший писатель в жанре хоррор, фактически, наряду с Эдгаром По, основатель жанра.

Данный рассказ относится скорее к мифологическому поджанру, а не к хоррору. Этот рассказ более философский и, как ряд других произведений Лавкрафта, напоминает скорее сон...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2014 г.

Люблю рассказы, которые приятно перечитывать и находить в них каждый раз что-то новое. «Белый корабль» — именно такое философско-символическое произведение.

Не соглашусь с теми, которые называют его красивой и доброй сказкой. Именно в этом рассказе под маской великолепия и блестящих метафорических, успокоительных образов скрывается зловещая депрессивность, которой характерезуются многие творения Лавкрафта. Оно не имеет ничего общего с героическим «Поиском Каданта», хоть и очень похоже на него. Это рассказ о надежде и дерзости, о желаниях и мечтах. О том, что в этой жизни они почти всегда будут разрушены. О том, что даже тот, кто рискует, не пьёт шампанского. Это скорбь о беспомощности человека.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2011 г.

«Белый корабль» — это, вне всякого преувеличения, ярчайшая жемчужина в творчестве автора. Очередная грань писательского мастерства, которую без устали демонстрировал нам мечтатель из Провиденса. Очень приятно видеть, что человек, так замечательно и успешно писавший произведения в жанрах хоррор и мистика, с не меньшим успехом создавал такие яркие и поучительные рассказы-притчи, заставляющие задуматься о жизни, о совершаемых нами поступках, а также о том пути, который мы выбрали для себя: жить мечтами или же исходя от каждодневных реалий, выбрать и застолбить за собой определённую нишу. Говард Филлипс Лавкрафт, помимо всех своих прочих заслуг и достоинств, был непревзойдённым психологом. Он чрезвычайно тонко чувствовал настроение как отдельно взятой личности, так и людей, в целом. Что, собственно, наглядно и продемонстрировал читателям в работах, подобной рассказу «Белый корабль».

«Белый корабль» западает в душу своей искренностью и удивительно тонким описанием прекрасного. Жизнь Лавкрафта нашла отражение в этом произведении. Мечтатель из Провиденса надеялся и рассчитывал на куда лучшую жизнь, чем та, что была уготована ему самой судьбой. Не думаю, что в данной новелле стоит проводить параллели с произведениями Лорда Дансени. Нет, определённо, они есть и при том весьма очевидные, но главный смысл в другом: Говарда Лавкрафт писал про себя, облекая одно из выдающихся творений в поистине прекрасную литературную форму.

Ещё одним явным плюсом рассказа, бесспорно, является описательная часть. Лавкрафт показал, что ничто человеческое ему не чуждо. То, как выверено и поразительно точно автор описывал Страну Фантазий, вызывает неподдельное восхищение и восторг. Мастерство Лавкрафта поистине безгранично. Его произведения хочется перечитывать снова и снова, и так до бесконечности.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2013 г.

Так и напрашивается строчка классика: «А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой», да и восточные сказки постоянно приходили на ум за чтением этого рассказа.

Идеально вписывающееся в понятие романтизма произведение с героем, обреченным прозябать в серых буднях на одиноком маяке, мимо которого все реже проходят корабли, и потому так мечтающим о приключениях в неизведанных странах, где ему откроются все тайны и истины жизни. Грустное произведение, потому что реальность всегда опускает мечтателей с небес на землю и заставляет детей становиться взрослыми. В рассказе снова присутствуют воспоминания героя (да и самого писателя) о детстве, в котором было много книг и мало приключений. В сравнении, например, с рассказом «Усыпальница» в «Белом корабле» несбывшиеся детские надежды и побег от реальности преподнесены не так жестоко, так что финал просто печальный или скорее приземленный, вполне реалистичный. В «Усыпальнице» разрыв с реальностью для героя настолько невыносим, что приводит к трагедии. Известно, что Лавкрафт был болезненным ребенком, страдающим от кошмаров, брезгливым, предпочитающим одиночество и не таким уж отважным, к тому же отмечается, что отец его умер в психиатрической больнице, да и мать страдала некоторыми нервными расстройствами. Что удивительного в том, что ребенок стремился скрыться от будней в мире фантазий. Благо у деда Лавкравта была гигантская библиотека, так что ребенком он мог просиживать там часами и поглощать плоды фантазий лучших литературных талантов, а также учиться у них. Насколько хорошим он оказался учеником, явствует из рассказа «Белый корабль». Язык здесь — чистая поэзия. На данный момент это произведение мне понравилось у Лавкрафта больше всего.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2010 г.

Многие, называя Лавкрафта гением хорроров, забывают, что не менее интересно этот визионер описывал миры на грани снов и реальности. Горячо любимый мною «Сновидческий цикл» и есть эта чистая лавкрафтовская фантазия, такая же безудежная, как и «лавкравтовский ужас». Данный же рассказ скорее притча, с идеей, раскрываемой через образное повествование. В выразительных средствах языка, используемых Говардом для внедрения идеи, ничего необычного нет, скорее интересны сами фантастические образы. Просто, но со вкусом.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2009 г.

Красивая притча, мудрая история. Здесь и стремление человека в неизведанные края, и его неудовлетворенность имеющимся... Хорошо ли это?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идеально ли вечное блаженство в стране Сона-Нил? Достоин ли жалости человек, собственной волей покинувший этакий Эдем? А если все путешествия его были лишь плодом болезненно воспаленной фантазии, не отказ ли от прелестей райской жизни вернул его к жизни реальной? Но, опять же, стремился-то он лишь к эфемерной прелести блаженства еще большего!
Есть о чем задуматься...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2014 г.

В общем-то, достаточно традиционная для Лавкрафта вещица. У него есть целый ряд таких рассказов, практически без сюжета, где все их достоинства сводятся к магии слова — красивому, производящему впечатление на читателя, тексту. Так и в этом случае: загадочный белый корабль, таинственный дальние страны с названиями, звучащими как музыка, масса красивых прилагательных — золотой, великолепный, чудовищный...

Возможно, на момент написания рассказа все это действительно производило впечатление на читателя. Сегодня, в наш «просвещенный» век, скорее вызывает любопытство такой необычной манерой письма.

Кстати, непонятно, сознательно или нет, но эта вещь получилась у автора весьма похожей на притчу — слишком уж явно звучит в ней итоговая мысль «Погнавшись за большим можно потерять все»...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2016 г.

Данный рассказ — раннее творчество Лавкрафта. Но и в нем есть свой стиль, написан он в духе автора, как всегда, на высшем уровне. Как известно, в литературных произведениях корабль символизирует жизненный путь. «Белый корабль» не стал исключением. Смотритель маяка чувствует себя одним во Вселенной, когда не видит кораблей. А его путешествие на белом корабле — олицетворение жизненного пути в поисках счастья...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2013 г.

Прекрасная сказка о странствиях, метаниях души и тела, о том, каким прекрасным может быть мир, и как легко потерять эту красоту и прелесть, когда всё возвращается на круги своя. Рассказ об одиночестве, об эскапизме, об ожидании сказки. Этакая помесь Летучего Голландца с Алыми Парусами.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2008 г.

Сказка о неведомых странах и дальних морях, о которых постоянно мечтает смотритель маяка. Один из красивейших рассказов Лавкрафта, к тому же, прекрасно переведенный.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх