FantLab ru

Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»

Записки о Шерлоке Холмсе

The Memoirs of Sherlock Holmes

Другие названия: Воспоминания о Шерлоке Холмсе

Сборник, год; цикл «Шерлок Холмс»

Перевод на русский: В. Михалюк (Записки о Шерлоке Холмсе), 2009 — 1 изд.
 Рейтинг
Средняя оценка:9.11
Голосов:1631
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Шерлок Холмс снова берётся за дело. Одно за другим Великий сыщик раскрывает труднейшие дела...

И понимает, что за их организацией кто-то стоит. Кто-то, обладающий огромной властью и влиянием в преступном мире. Кто-то, желающий смерти Шерлоку. Кто-то, с кем Сыщику предстоит встретиться в далёкой Швейцарии, у Рейхенбахского водопада...

Именно там решится судьба Холмса...

Примечание:


В журнальной публикации названия всех рассказов начинались «The Adventure of...», но в книжном издании Дойл отказался от этого.

В произведение входит:

  • Серебряный / Silver Blaze  [= Внезапное исчезновение «Сильвер-Блэза»; Звёздный; Исчезновение Сильвера Блэза; Серебристая звезда; Серебряная звезда; Серебряная молния; "Серебряный блеск"; Серебряное Пламя; Сильвер Блэз; Скаковая лошадь; The Adventure of Silver Blaze] (1892)  
8.59 (1332)
-
9 отз.
  • Жёлтое лицо / The Yellow Face  [= Жёлтая маска; Жестокое лицо; Ошибка Холмса; Приключение с жёлтым лицом; The Adventure of the Yellow Face] (1893)  
8.42 (1393)
-
18 отз.
  • Приключение клерка / The Stockbroker’s Clerk  [= Банковский клерк; Биржевой маклер; Клерк Пикрофт; Клерк банкирской конторы; Конторщик маклера; Неудачная мистификация; Приключение с клерком биржевого маклера; Приключения биржевого маклера; Случай с клерком; Странная должность; The Adventure of the Stock] (1893)  
8.42 (1267)
-
11 отз.
  • «Глория Скотт» / «Gloria Scott»  [= Первое приключение Холмса; Роковая драма; Роковая тайна; Роковое письмо; Свидетель бунта на арестанском корабле; «Слава Шотландии»; The Adventure of the «Gloria Scott»] (1893)  
8.41 (1233)
-
12 отз.
  • Обряд дома Месгрейвов / The Musgrave Ritual  [= Катехизис дома Месгревов; Месгрэвский обряд; Мусгревский обряд; Мусгревское дело; Обряд Масгрейвов; Обряд рода Масгрейвов; Ритуал Масгрейвов; Ритуал Мусгревов; Ритуал рода Месгрейвов; Семейный ритуал; The Adventure of Musgrave Ritual] (1893)  
8.79 (1459)
-
15 отз.
  • Рейгетские сквайры / The Reigate Squires  [= Аристократы-убийцы; Райгетские помещики; Райгитская загадка; Райгейтские сквайры; Рейгетская тайна; Рейгетские помещики; Рейгетский сквайр; Рейгэтские помещики; Убийство в поместье судьи; Убийство кучером хозяина; The Reigate Puzzle] (1893)  
8.49 (1245)
-
11 отз.
  • Горбун / The Crooked Man  [= Горбун; Изувеченный человек; Изуродованный человек; Калека; Убогий; Увечный; Увечный человек; The Adventure of the Crooked Man] (1893)  
8.50 (1269)
-
12 отз.
  • Постоянный пациент / The Resident Patient  [= Врач и его пациент; Доктор и его пациент; Домашний пациент; Пациент доктора Тревелэна; Пациент доктора Тревилиана; Пациент на полном пансионе; Постоянный больной; The Adventure of the Resident Patient] (1893)  
8.35 (1139)
-
9 отз.
  • Случай с переводчиком / The Greek Interpreter  [= Грек-переводчик; Грек-толмач; Греческий переводчик; Переводчик-грек; Происшествие с переводчиком; Брат, замученный за приданое жены; The Adventure of the Greek Interpreter] (1893)  
8.45 (1180)
-
10 отз.
8.61 (1180)
-
14 отз.
  • Последнее дело Холмса / The Final Problem  [= Исчезновение Шерлока Холмса; Последнее дело; Последнее дело Шерлока Холмса; Последнее приключение Шерлока Холмса; Последняя задача; Последняя проблема; Профессор Мориарти; Смертельный враг; Финальная проблема; The Adventure of the Final Problem] (1893)  
9.06 (1650)
-
27 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:




В планах издательств:

Записки о Шерлоке Холмсе
2017 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2017 г.

Издания:

Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1966 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1977 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1981 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1984 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1990 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1991 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2
1991 г.
Приключения Шерлока Холмса. Записки о Шерлоке Холмсе
1992 г.
Собрание сочинений 8 томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1992 г.
Весь Шерлок Холмс: Дебют
1993 г.
Долина ужаса
1993 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Том 1
1993 г.
Избранное. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений 10 томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2
1994 г.
Конан Дойль. Сочинения в 3 томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в 13 томах. Записки о Шерлоке Холмсе
1995 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Долина ужаса. Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1997 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1997 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1998 г.
Записки о Шерлоке Хомсе
1998 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1999 г.
Сочинения
1999 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2000 г.
Последнее дело Холмса и другие рассказы
2003 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2004 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2004 г.
Знак четырёх
2004 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2005 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе (подарочное издание)
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе (эксклюзивное издание)
2007 г.
Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе
2007 г.
Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
2009 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2009 г.
Знак четырех. Записки о Шерлоке Холмсе
2009 г.
Мистер Шерлок Холмс
2009 г.
Приключения Шерлока Холмса
2009 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Приключения Шерлока Холмса
2010 г.
Приключения Шерлока Холмса. Записки о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2012 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2012 г.
Шерлок Холмс
2012 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2012 г.
Все приключения Шерлока Холмса
2013 г.
Весь Шерлок Холмс
2013 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2013 г.
Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе. Том 1
2013 г.
Приключения Шерлока Холмса. Записки о Шерлоке Холмсе
2013 г.
Собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2014 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2014 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2015 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2016 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2016 г.
Долина Страха. Записки о Шерлоке Холмсе
2017 г.

Аудиокниги:

Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Sherlock Holmes: The Complete Stories
2006 г.
(английский)
Пригоди Шерлока Холмса. Том ІІ
2010 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2015 г.

Второй сборник рассказов, посвященный приключениям знаменитого сыщика, включает в себя более десятка загадочных дел, в которых Холмс демонстрирует свое безупречное искусство детектива и знание дедуктивного метода. Дела подобрались разноплановые, автор показывает нам, как старые приключения, которые произошли еще до знакомства с Ватсоном, так и самое последнее дело — схватку с преступным гением Мориарти, которая по изначальному авторскому замыслу должна была поставить финальную точку в карьере великого сыщика.

По сравнению с предыдущим сборником в «Записках» не так много широко известных всем и каждому рассказов, но от этого сборник ничуть не теряет. Обращает на себя внимание некая неровность сборки — рядом с жемчужинами попадаются и откровенно проходные, не дотягивающие до высокой планки, истории. Виной этому послужила специфика написания рассказов — каждый месяц автор выдавал новую историю для публикации в журнале «Стрэнд» — при таком раскладе нет ничего удивительного, что некоторые рассказы получились гораздо слабее остальных — не всегда муза балует писателей своим посещением.

Карьера Холмса продолжается — Шерлок приобретает все большую известность, и, как следствие этого, количество интересных посетителей его обиталища на Бейкер-стрит возрастает. Постепенно наш сыщик выходит на международный уровень, автор вскользь упоминает о деликатных делах, в расследовании которых Холмс оказал неоценимую помощь, для этого ему пришлось совершать путешествия в Европу. Постепенно мы узнаем больше о корнях Шерлока, знакомимся с его старшим братом Майкрофтом, который обладает еще более проницательным умом, чем наш герой, что уже само по себе кажется невероятным. Также интересны упоминания о французских корнях Шерлока, чей дядя оказался известным художником Франции.

Из представленных в сборнике рассказов особо хочу отметить четыре истории, которые вызвали у меня наибольший интерес. Два ранних дела, расследованные еще до знакомства с Ватсоном — «Глория Скотт» и «Обряд дома Месгрейвов». Можно сказать, что мечта поклонников таланта Холмса осуществилась, автор наконец дал нам ознакомиться с самым первым делом Холмса — «Глория Скотт» — здесь совсем юный Шерлок, еще во времена учебы в колледже помогает своему приятелю по учебё (уже один факт наличия у него друзей до Ватсона это сильный ход) расследовать причины странного поведения его отца и расшифровать загадочную записку, которая привела почтенного мирового судью к печальному финалу. Может быть детективный элемент здесь не так сильно закручен, дедукция Холмса еще не филигранно отточена, но это компенсируется нетипичным для цикла лихим и динамичным действием, которым нас радует приведенная в финале история пароходика «Глория Скотт».

«Обряд дома Месгрейвов» — это третье серьезное дело в карьере Холмса, с расследованием которого он блестяще справился. Прекрасно показана атмосфера приходящего в упадок дворянского гнезда, сельское очарование викторианской Англии. На первом плане — семейная тайна, некий парамасонский ритуал, разгадка смысла которого ведет к обретению ценнейшей исторической реликвии. Здесь есть любовь и ненависть, предательство и возмездие, следить за ходом поисков артефакта — сплошное удовольствие. Про отсутствие Ватсона даже забываешь — настолько естественно Холмс отыгрывает свой образ, что читатель уже не обращает внимания на всё остальное.

Безусловно стоит отметить рассказ «Морской договор» — я, честно говоря, приступил к его чтению с некоторой осторожностью, т.к. предыдущие дела Холмса, где были замешаны большая политика и интересы сильных мира сего — «Скандал в Богемии» и «Берилловая диадема» — у меня особого восторга не вызвали, но здесь, к счастью, мои опасения были напрасны. Это одно из самых сложных дел Шерлока, здесь ему пришлось приложить максимум усилий, чтобы в итоге достичь триумфа. Мастерски выстроена детективная интрига, читатель до конца не может угадать, кто же этот таинственный похититель, какими мотивами он руководствовался, и где же запрятан этот важный документ. Несмотря на солидный объем, рассказ читается с большим интересом, на одном дыхании.

Ну и замыкает обозначенную мной выше «великолепную четверку» сего сборника, конечно же, «Последнее дело Холмса». Наконец-то Шерлок встречает достойного соперника — профессора Мориарти, который с первых же строк, посвященных ему, бередит воспоминания о созданном фантазией Сакса Ромеро докторе Фу Манчу и бессмертном атланте Катулосе из «Хозяина судьбы» Р.И. Говарда. Единственная претензия — к объему рассказа, который вполне можно было бы превратить в средней величины роман, добавить больше нуара, постепенно сгущать краски до финальной развязки, но привязка к журнальному формату, видимо, сыграла свою роль. Отдельно хочу отметить финальную сцену — здесь великолепно всё — от величественного антуража, описаний мощи Рейхенбахского водопада и до проницательного решения не давать читателю следить за событиями в реальном времени, а вместе с Ватсоном восстанавливать картину разыгравшейся драмы постфактум. Здесь действительно стоило ставить точку, а писать новые рассказы о Шерлоке автор при желании мог бы и без его «воскрешения» — благо архивных дел в картотеке великого сыщика более чем достаточно.

Теперь немного о грустном, а именно — о рассказе «Жёлтое лицо», который можно назвать слабейшей из всех историй о Холмсе, которые мне доводилось читать. Немного спасают ситуацию неизменный авторский стиль, да интригующая завязка — в остальном же всё плохо. По объему рассказ довольно небольшой, при этом автор сам загодя убивает интригу — только совсем уж неискушенный читатель не сможет сам понять, что же за тварь периодически маячит в окне недавно заселенного коттеджа. Все герои ведут себя нелогично, даже Шерлок здесь вызывает недоумение — наскоро слепив рабочую гипотезу на непроверенных фактах, он быстренько убеждается в своей неправоте и, фигурально пожав плечами, как бы намекает нам, мол, ничего — дело житейское, и на старуху бывает проруха. Финал в духе черно-белого советского кино вообще кроме разочарования и омерзения ничего не вызвал — автор пытается эпатировать читателей несвойственной его времени толерантностью, больше никакой идеи и интриги в рассказе нет.

Как и в предыдущем сборнике, в некоторых представленных нашему вниманию рассказах вообще нет состава преступления, поэтому их стоит отнести в разряд любопытных казусов, обладающих внешними признаками правонарушений, но по сути ими не являющимися. К числу таких рассказов относится «Серебряный» — оригинальная и по-своему интересная история в антураже сельской местности, посвященная интригам в среде конезаводчиков. Далее, уже помянутое «Жёлтое лицо», а также «Приключение клерка» — рассказ имеющий много общего с плутовской историей «Союз рыжих». Вообще, сложилось впечатление, что у автора был какой-то знакомый, работавший в кадровом агентстве, который снабжал его интересными материалами, послужившими основой для некоторых приключений Ватсона и Холмса.

Упоминавшаяся выше «Глория Скотт» тоже может быть причислена к этому «некриминальному» списку, если не обращать внимания на историю мирового судьи, которую на момент событий рассказа можно считать закрытой по сроку давности. Сюда же безусловно относится и рассказ «Горбун», во многом напомнивший мне события романа «Знак четырех» — те же отсылки к экзотическим британским колониям, неоднозначный, условно отрицательный персонаж с загадочным спутником и мотив отсроченного возмездия. Как видим, этот список довольно велик и включает в себя разные по объему и качеству рассказы.

Как мы уже не раз убеждались раньше, раскрытие преступления совсем не обязательно означает, что преступники предстанут перед судом. В этом сборнике ряду преступников удалось избежать руки закона, несмотря на то, что они были изобличены детективным гением Холмса. В этом ряду стоит высоко отмеченный мною рассказ «Обряд дома Месгрейвов» и поучительная история, которая вновь поднимает тему отложенного возмездия — «Постоянный пациент». Кроме этого, отмечу «Случай с переводчиком», который по фабуле и развязке вызывает стойкую ассоциацию с не очень удачным, на мой взгляд, рассказом «Палец инженера» из предыдущего сборника. Однако, «Случай с переводчиком» выгодно отличается от «Пальца» хотя бы первым знакомством с Майкрофтом Холмсом, что позволяет не особо обращать внимание на слабоватую детективную интригу. Надо отметить, что автор во всех случаях довольно прозрачно указывает на то, что возмездие всё равно неизбежно, и если земное правосудие буксует, то Провидение обязательно скажет своё веское слово.

Наиболее чётко мысль о неразрывности преступления и наказания проводится в рассказе «Рейгетские сквайры». Это, пожалуй, самый классический детектив во всём сборнике. Несмотря на довольно невинную завязку, в центре расследования Холмса — ординарное убийство, что, кстати, в рамках данного цикла случается не так уж часто. Сначала может показаться, что это сугубо проходная история, разворачивающаяся в перерыве между серьезными делами, но это не так — здесь есть самые настоящие, беспринципные, циничные и злобные преступники, которые не останавливаются ни перед чем, и загадочный обрывок записки, который, понятно, станет главным ключом для расследования, и реальная опасность для жизни самого Холмса, который для достижения положительного результата здесь проявляет не только умственные, но и незаурядные актерские способности.

Сравнивая «Записки» с «Приключениями Шерлока Холмса» могу сказать следующее. Этот сборник получился менее ровным, если говорить о качестве представленного материала, рассказов, известных широкому кругу читателей, здесь практически нет, но это скорее плюс. Чуть меньше половины рассказов, на мой взгляд, достойны высших баллов — это очень хороший показатель, поэтому даже несмотря на наличие явно провального «Желтого лица», я не могу сказать, что «Записки» в чем-то уступают «Приключениям». Снова нам встречается ряд рассказов, от которых остается ощущение дежавю, но вторичность части материала компенсируется развитием образа главного героя. Этот сборник без сомнения входит в обязательную программу ознакомления с циклом, все продолжения можно считать факультативом, несмотря на то, что они были написаны самим автором, хотя покидать уютную гостиную дома на Бейкер-стрит мне, признаться, очень не хочется.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2012 г.

«Я уже говорил Вам, что мой жизненный путь дошел до своей высшей точки, и я не мог бы желать для себя лучшего конца». Наверное, когда Дойл писал от имени Великого Сыщика письмо доктору Ватсону в «Последнем деле Холмса», он искренне верил в эти слова. Ведь эта история — действительно вершина карьеры, самый славный подвиг — избавить мир от настоящего чудовища, гения преступного мира — профессора Мориарти. И как «любовно» выбрал Дойл место для достойного завершения жизни своего героя: прекрасный Рейхенбахский водопад на фоне величественных Альп.

Но нам, читателям, повезло: суждено было стать этому прекрасному рассказу не завершением жизни Холмса, а лишь очередного цикла историй, украшением «Записок о Шерлоке Холмсе».

«Записки» — это 11 рассказов о Холмсе и Ватсоне и среди них такие «жемчужины», как «Серебряный», примечательный своей неожиданной развязкой, «Глория Скотт», который приоткроет тайну, как у Холмса родилась идея стать сыщиком и появились первые наметки его дедуктивного метода и «Морской договор», когда вмешательство сыщика, безусловно, предотвратило серьезные международные осложнения. Каждая история хороша по-своему, о каждой есть, что сказать.

И после этого Дойл надеялся, что читатели позволят ему «убить» Холмса? И это прекрасно, что путь от «Этюда в багровых тонах» до «Последнего дела Холмса» — лишь самое начало знакомства с Холмсом и Ватсоном, и все самое интересное — и «Пляшущие человечки», и «Шесть наполеонов» и «Собака Баскервилей» — еще впереди.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2010 г.

Этим сборником автор пытался убить полюбившегося нам всем героя... Нда-а...

А я люблю этот сборник. И в детстве его читала с большим удовольствием, и сейчас перечитала с не меньшим. Некоторые рассказы чуть ли не пошагово помню. Наверное, они чуть ярче остальных. Есть рассказы, которые я вообще не помню (когда читала недавно, даже приблизительно не помнила, о чем они и была уверена, что раньше не читала их). Но в общем и целом этот сборник вполне хорош. Правда, я бы не отличила «Записки» от более ранних «Приключений», не смогла бы определить, какой рассказ в какой сборник входит.

+9

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2017 г.

Этот сборник всё же не настолько западает в память, как предыдущий, но он всё равно подарил нам ряд ярких и запоминающихся эпизодов. Кое-какие я вынес из детства: таков рассказ о таинственном обряде дома Месгрейвов, или эпизод с трагической историей узника совести с корабля «Gloria Scott». иные я оценил только сейчас. Ими являются, скажем, история о поиске морского договора и негодяе, укравшего его, и значимость образа профессора Мориарти в «легендариуме» Шерлока Холмса.

Должен сказать, что сборник составлялся как собрание последних историй о великом сыщике, и многие рассказы имеют ностальгический привкус. Иногда Шерлок Холмс вспоминает о своём прошлом, порой доктор Уотсон думает о своём погибшем друге... Это был бы неплохой аккорд ко всей истории, но мы знаем, что всё пошло по другому... И славно — впереди было много хороших вещей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2007 г.

Очень полезное чтиво для всех. Именно методы Дойла использовали в своих рассказах многие писатели. Рассказы очень интересные, но есть также довольно скучные. «Случай с переводчиком» особенно выделяется из всех: он интересен и увлекателен.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2007 г.

Отличнейший, очень яркий сборник. Классика детектива. Пожалуй, в целом уровень рассказов повыше, чем в первом цикле.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2007 г.

И снова, несмотря на то, что рассказы неодинаковы по уровню, не могу поставить сборнику в целом оценку ниже 10. Что интересно, в этом сборнике описаны и самое первое, и самое последнее дело Холмса. Ну, по крайней мере, так считал Конан Дойл на момент написания :smile:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2007 г.

Здесь автор создает для Холмса врага — доктора Мориарти. Именно он стот за сотнями и сотнями преступлений, которые совершаются в Англии каждый день.

Доктор и Сыщик сходятся в финальном рассказе. Но все мы знаем, что победа останется за Шерлоком, ведь так?:)

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2016 г.

Второй сборник рассказов о Шерлоке Холмсе получился значительно лучше первого. Истории в целом стали короче, меньше рассказов где сыщик выступает в роли Мебели, появляются новые сведения о его биографии и, конечно главный враг Шерлока — профессор Мариарти.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2014 г.

вот интересно, какой отзыв можно написать на эту книгу?! это как старый анекдот «кто же не знает старика Крупского!»

так и здесь-да кто же не знает старину Холмса

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх