Артур Конан Дойл «Шерлок Холмс»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эта история об одном из величайших сыщиков нашего времени, записанная его другом и напарником.
Житель неказистого дома на Бейкер-Стрит одно за другим раскрывает сложнейшие дела, с лёгкостью перевоплощается в бандитов, книготорговцев, трубочистов...
Да, несколько раз Шерлок стоит на краю гибели. Но разве может смерть победить Великого Сыщика? Никогда! Особенно если впереди — вечность. Вечная жизнь в сердцах миллионов и миллионов читателей, которые никогда не забудут ни Рейхенбахского водопада, ни туповатого инспектора Лейстрейда, ни верного Ватсона, ни дома на Бейкер-Стрит...
см. также цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (21 место) (сборники рассказов) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (1 место) |
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1998 // Писатель-криминалист (номинация "The Crimewriter's Crime Series") | |
номинант |
Премия "Криминальный триллер" / Specsavers Crime Thriller Awards, 2010 // Кинжал "Народный детектив" (Sherlock Holmes) |
Экранизации:
— «Приключения Шерлока Холмса» / «The Adventures of Sherlock Holmes» 1984, Великобритания, реж. Алан Гринт, Пол Аннет, Джон Брюс
— «Молодой Шерлок Холмс» / «Young Sherlock Holmes» 1985, США, реж. Барри Левинсон
— «Без единой улики» / «Without a Clue» 1988, Великобритания, реж. Том Эберхардт
— «Шерлок Холмс» / «Sherlock Holmes» 2009, США, Германия, реж. Гай Ричи
— «Шерлок» / «Sherlock» 2010, Великобритания, реж. Пол МакГиган
— «Шерлок Холмс: Игра теней» / «Sherlock Holmes: A Game of Shadows» 2011, США, реж. Гай Ричи
— «Элементарно» / «Elementary» 2012, США, реж. Гай Ферленд, Кристин Мур, Джон Полсон и др.
- /языки:
- русский (846), английский (121), немецкий (2), французский (2), итальянский (1), украинский (12), белорусский (1), турецкий (1)
- /тип:
- в планах (3), книги (813), периодика (81), самиздат (3), аудиокниги (78), цифровое (8)
- /перевод:
- А. А. Михайлов (7), М. А. Литвинова (3), В. Азов (1), Б. Акимов (5), Б. Арсеньев (2), С. Афонькин (1), В. Ашкенази (53), Н. Б. (1), В. Бабков (25), М. Баранович (62), А. Башкирова (10), Э. Бер (62), И. Бернштейн (8), А. Бершадский (8), М. Бессараб (109), А. Биргер (9), А. Бонди (4), Л. Боровой (88), А. Боровой (1), Р. Брандман (18), Л. Брилова (18), О. Бутаев (3), В. Вебер (12), Г.О. Веснина (21), Д. Вознякевич (10), Н. Войтинская (192), Н. Волжина (214), М. Волошинова (3), Н. Вольпин (155), З. Вольская (3), В. Воробьёв (1), Д. Воронин (1), В. Воронин (10), Н. Высоцкая (24), А. Гаврилов (1), Н. Галь (8), Н. Гвоздарёва (49), А. Глебовская (20), Л. Гольдмерштейн (1), А. Горский (28), И. Гурова (35), А. Гурова (1), Э. Гюрол (1), Н. Дехтерева (112), М. Дмитренко (3), И. Доронина (29), М. Дубровина (2), Д.Л. Дубшин (2), О. Дудоладова (10), Е. Дунаевская (5), Н. Емельянникова (251), Д. Жуков (83), А. Жуков (2), Ю. Жукова (186), З. Журавская (3), Г. Здорных (3), В. Златкин (1), В. Ильин (31), В. Ильин (1), А. Ильф (82), М. Искандер (2), Ю. Кагарлицкий (1), Е. Кайдалова (5), М. Кан (60), Ю. Кацнельсон (3), Е. Киселёв (1), С. Клименко (1), М. Климович (2), Н. Колпаков (62), А. Корецкая (1), И. Королёв (1), Е. Кочемировская (1), О. Кравец (1), В. Крымов (1), А. Кудрявицкий (9), Н. Кунина (1), Ф. Латернер (5), Р. Латышев (1), И. Лаукарт (5), А. Левенко (28), Т. Левич (3), Ю. Левченко (48), Н. Либерман (28), Д. Лившиц (277), А. Линдегрен (3), М. Литвинова (169), Д. Лифшиц (2), С. Лобачёв (1), Е. Ломиковская (11), Е. Лонжеевская (1), С. Лосев (4), Г. Любимова (81), В. Магская (3), Н. Мазуренко (5), А. Матвеева (3), Е. Матиевская (1), В. Михайлюк (1), В. Михалюк (30), А. Москвин (7), Р. Мусселиус (1), Е. Носкова (1), Н. Облеухов (16), Е. Осенева (1), М. Панфилова (2), Г. Панченко (5), В. Панченко (6), Г. Пилиев (2), А. Пименов (2), А. Поливанова (61), Н. Рейн (10), А. Репина (10), Р. Ровинская (1), В. Романов (2), Н. Романов (1), А. Рудакова (1), В. Рудин (1), Т.А. Рузская (89), К. Русанова (2), К. Савельев (19), Н. Санников (73), С. Семина (2), И. Серебряков (2), Л. Серебрякова (2), С. Скворцов (3), М. Снигерева (1), А. Соболев (1), Н. Сосновская (1), В. Стенич (1), С. Степанов (16), С. Сухарев (18), Е. Тер-Огонян (1), О. Тихонов (4), И. Толок (2), А. Толстая (1), Н. Тренёва (69), А. Туфанов (4), Е. Фельдман (1), Е. Филиппова (14), А. Фомин (1), Э. Хоменко (1), Г. Чарский (12), Е. Чернега (1), Т. Чернышева (5), Л. Черский (2), А. Чех (1), М. Чуковская (295), Н. Чуковский (297), К. Чуковский (8), М. Чумаков (3), А. Шаров (13), А. Шерман (1), П. Шидловский (2), Б. Шотт (2), В. Штенгель (182), Н. Явно (49), А. Янкута (1), Н. д'Андре (12)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 2 января 2023 г.
Вот я и одолел всего Шерлока Холмса от Конан Дойла. Путешествие было интересным и очень увлекательным. Нет, кое-где, конечно же, можно было ловить истории на нестыковках. Кое-где истории сводились к определённому авторскому штампу – например, негодяи чаще всего оказывались из-за рубежа, откуда-нибудь из колоний, а если Холмс брался за дело человека, обвинённого в чем-то, то этот человек всегда оказывался невиновным, и повести были будто двойными историями: расследования в одной части, драматическая почти самостоятельная история в другой. Но сейчас, по итогу, это всё кажется мелочами. Да, и до Дойла были логические детективы – Эдгар По не даст соврать. Но именно Холмс стал олицетворением сыщика, его эталоном. А такие вещи не случаются просто так. Рассказы о Холмсе действительно очаровательны. Они, чёрт возьми, ещё и учат думать – ведь читая истории Дойла, хочется даже мыслить как Холмс!
Интересно было смотреть, как меняется персонаж. Изначально созданный как некая почти асоциальная личность – его самомнение, привычка высказываться об окружающих нелицеприятно (даже про своего друга Уотсона!), пренебрежение ко всему, что не касается ремесла (вспомните, как в первой повети он говорит об искусстве, например), пристрастия к наркотикам, в конце-то концов… Всё это сгладилось в той или иной мере. Остался его ироничный стиль, его артистизм и склонность к эффектам – и эти вещи вкупе с дедуктивным методом делают его невероятно притягательной фигурой.
В первых сборниках рассказов, кажется, что разгадать ребус для него важнее, чем поймать преступника – были такие истории, в которых преступник оказывался не найден, зато обстоятельства преступления были полностью раскрыты Холмсом. Но дальше рассказы стали более завершёнными – даже если преступник и избегал правосудия, то оно настигало его другими путями, вплоть до несчастных случаев (ещё один авторский штамп, кстати).
Где-то к середине цикла, в его пиковый момент едва не поставивший точку во всей истории, появился мощный антагонист – профессор Мориарти. Появился он, конечно, весьма внезапно (как бы автор не пытался это исправить в повести «Долина страха») – чуть попахивая искусственностью. Но ход был столь сильным, что антагонисты стали появляться часто, скрашивая многие истории – полковник Моран, король шантажа Милвертон, и многие другие, менее именитые. Появились умы, сопоставимые с Холмсом. И не только его брат Майкрофт. Был даже один сельский констебль, который действовал параллельно и едва не обошёл великого сыщика! Много дел о бумагах, которые нужно вернуть – частных или государственных. Кстати, политика начинает проникать в истории, возводя расследования Холмса в ранг государственных.
Великий сыщик дебютировал в самом расцвете Викторианской эпохи, а в последнем сборнике вовсю проступал двадцатый век. Вместо преступников-индивидуалистов, преступников-джентльменов появились шайки, напоминающие мафию, появились личности с явными психологическими патологиями (читай: «маньяки»). Сами истории ускорились и стали напоминать борьбу мускулов, вместо дуэли мозгов; Холмс стал больше проводить стандартные методы следствия, нежели раскрывать дело дедукцией, не вставая с кресла. Истории приблизились к нуару…
А ещё удивительно было осознавать, что в такой негласный канон, созданный из экранизаций и фольклора, попали далеко не все яркие личности. Конечно, Холмс, доктор Уотсон/Ватсон, инспектор Лестрейд, Ирен Адлер, Мориарти, полковник Моран, миссис Хадсон… Та же миссис Хадсон, например, в историях присутствует всегда где-то на фоне, а то и вовсе не присутствует. Её самый большой вклад в дела Холмса – поворачивать восковую голову манекена в рассказе «Пустой дом». Но в фольклоре, в кино и прочем, она занимает столь же важное место, сколь и доктор Уотсон! Символом опрометчивости полицейских сил стал инспектор Лестрейд, хотя был тот же смышленый инспектор Мортон, почитающий Холмса как своего учителя. И помимо Мориарти и Морана было множества весьма колоритных преступников, хотя короля преступного мира переплюнуть, конечно же, сложно… Это к тому, что некоторые вещи уходят в народ иногда даже вопреки канону авторскому, начинают жить своей жизнью.
astb, 9 мая 2022 г.
Я не являюсь поклонникам детективного жанра, а все потому, что всегда можно подглянуть в самый конец книги — неодобрямая, но столь часто используемая многими привычка. Рассказы о Шерлоке исключение, ими можно зачитываться, и даже знание концовки не убавит интереса к книге, просто потому, что любопытно, как его распутали. Шерлок подробно рассказывает о дедуктивном методе… маловероятно однако, что он применим в реальной жизни. Примечательно, что Шерлок никогда не влюблялся и не женился, мысли о семейном счастье чужды ему, зато отлично описывается крепкая дружба между ним и доктором Ватсаном.
Впрочем, также отлично описан и зловещий Мориарти. Быть может, и гениальнее самого Шерлока. Ни один преступник не захочет, чтобы его наказывали за преступление, мстили, портили репутацию и тому подобное. Но только Мориарти обладал достаточным интелллектом выходить сухим из воды. Конечно, Шерлок побеждает Мориарти — в книге.
cherrybella, 26 июня 2021 г.
Моё знакомство с Шерлоком Холмсом произошло, когда на мой двенадцатый день рождения папа подарил мне сборник с рассказами со словами о том, что мне следует начать читать что-то посерьёзнее (в то время я в основном увлекалась фэнтези и подростковой литературой). И вот, я погрузилась в чарующий Лондон XIX века...
Я помню свои впечатления от этих рассказов: я была в восторге! Для меня жанр детектива был в новинку, и каждая история меня глубоко поражала и восхищала. Я была очень восхищена дедуктивным методом Холмса – это казалось мне чем-то нереально классным и интересным. Позже я докупила всю коллекцию замечательных историй о великом детективе.
Эти книги сильно на меня повлияли. Во-первых, именно с них я начала углубление в классику, особенно зарубежную. Атмосфера Викторианской Англии так запала мне в сердце, что после прочтения других произведений в подобном сеттинге, этот период стал моим самым любимым в истории. Я стала подробно изучать те времена, купила несколько книг по истории Великобритании. Во-вторых, я попала в огромную, если можно так выразиться, фанбазу. Прочитав все книги, я перешла на разные экранизации, и каждая нравится мне по-своему. Холмс везде предстаёт по-разному, но его образ всегда остаётся мне мил. Я нежно люблю эту вселенную и этих персонажей, и очень рада, что даже спустя больше чем век фанаты всё ещё вдохновляются этой вечной классикой.
Артур Конан Дойл подарил нам множество ярких персонажей: Шерлок Холмс, доктор Уотсон, профессор Мориарти, Майкрофт Холмс, Ирен Адлер, Лестрейд, Хопкинс... Выделю некоторые свои любимые рассказы: «Скандал в Богемии», «Пёстрая лента», «Медные буки», «Пустой дом», «Пляшущие человечки», «Конец Чарльза Огастеса Милвертона». Любимая повесть, пожалуй, «Знак четырёх». Мне очень нравятся те истории, в которых есть налёт мистики и мрачности.
Справедливости ради, эти рассказы не совсем идеальны. Некоторые из них скучноваты, а после многих перечитываний начинаешь находить разные небольшие сюжетные дыры и странные нелогичные моменты. В некоторых местах дедукция Холмса кажется немного натянутой. Но несмотря на всё это, я всё равно очень люблю все сборники – они мне как родные!
Я считаю, что канонические произведения о Шерлоке Холмсе должен прочитать каждый. Ведь это, разумеется, самая что ни на есть классика. И в наше время, когда имя этого детектива стало нарицательным, и его образ стал чуть ли не карикатурным, я думаю, все должны прочесть оригинал и проникнуться самобытностью этого персонажа; понять, насколько он глубокий и интересный.
Честно, я поражаюсь мастерству Артура Конан Дойла. Ему удалось написать нечто настолько оригинальное и увлекательное, что даже спустя большое количество времени остаётся актуальным. Ведь, всё-таки, чтобы создать гения, нужно самому им быть.
malecula, 26 мая 2013 г.
Не могу отнести себя к поклонникам детективного жанра. Меня никогда не привлекала основная идея жанра — не знать, кто преступник до самой последней страницы. Но к Шерлоку Холмсу испытываю самые нежные чувства. В деятельности знаменитого сыщика я вижу не расследования преступлений, а гимнастику для ума или даже игру.
Конан Дойл создал для своего персонажа целую индустрию развлечений: собственный дедуктивный метод, фантастическое внимание к деталям и глубокие узкоспециализированные исследования – табак, парфюм, яды, следы велосипедных покрышек, а также то, что сейчас называют, наверное, криминалистикой и судебной медициной.
Некоторые преступления в рассказах выглядят примитивно для современного читателя, а мистические составляющие автор объясняет просто новыми изобретениями (как воздушное ружье) или заморскими составляющими (как неизвестные в Европе яды, экзотические звери или варварские обряды). Однако многие схемы просто великолепно коварны и остроумны. Иногда, в тех местах, когда Холмс, по обыкновению, рассказывает этапы своих рассуждений, хочется хлопать в ладоши от восторга. Впрочем, автор явно не хотел, чтобы мы забывали, что Холмс – тоже человек, поэтому время от времени подбрасывал соперников посерьезнее или показывал, что даже всезнающий сыщик может опоздать.
Сама личность сыщика вылеплена детально и очень привлекательна. Шерлок местами мизантроп, но иногда проявляет поразительное участие к своим клиентам или даже к тем, кого поймал на преступлении. Мне кажется, многие современные персонажи являются отражениями Холмса.
Отдельное спасибо Конан Дойлу за блестящий образец дружбы. Прямо завидно, как эти двое нашли друг друга. Ведь сложно провести всю жизнь, как доктор Ватсон, рядом с таким эксцентричным гением и не устать выказывать своё восхищение.
Нельзя также забыть, что приключения Холмса неразрывно связаны с Лондоном: мрачные трущобы, бары, набережная Темзы, доки и опиумокурильни, кэбмены, полицейские и посыльные, а также банки, мастерские, клубы и изящные коттеджи приличных районов. Автору удалась и провинция: пасторальные пейзажи и поместья, а также потрясающая по мрачности округа Баскервиль-холла.
Что и говорить, Шерлок Холмс и доктор Ватсон покорили сердца многих читателей по всему миру. Столько лет мы продолжаем смотреть экранизации и всевозможные интерпретации. Всегда приятно снова вспомнить и прикоснуться к их истории.
Halkidon, 25 февраля 2017 г.
Неувядающая и неподражаемая классика. Последнее стоит особо отметить. Ни одно из подражаний рассказам и повестям Дойла (а я собираю эти подражания) нельзя поставить в один ряд вместе с оригинальными историями. Ни одно. даже рассказы Адриана Дойла вторичны. Подражатели и продолжатели редко начинают свои опус с классической заставки Дойла — интеллектуальной разминки Холмса, обращающего внимание доктора на какие-то вещи, которые, буквально «бросаются в глаза», но их почти никто не видит. Вспомним про ступеньки, ведущие в квартиру!:) У них редко описывается расследование, которое Холмс ведет, изучая посредство лупы, микроскопа, химических реактивов, рулетки и др. вещей найденные им подозрительные предметы-улики. Почти на 100% подражатели вводят на роль полицейского сыщика-недотепы Лестрейда, хотя у Дойла упоминаются и другие работники Скотленд-Ярда. У подражателей нет почти ничего кроме преступления и расследования, нередко очень неубедительного. Нет Лондона с его туманами, кэбами, уличными мальчишками, газетами, клубами и ресторанами. Нет цитат из классиков, от римских до современников Дойла, которые Холмс время от времени приводит для повышения убедительности своих слов. Нет размышлений Уотсона, у подражателей он гораздо бледнее и поверхностей, нежели у Холмса. Подражатели — это наши современники, у многих из них — примитивный язык, которым они наделяют и самого Холмса. У них Холмс может вопить, кривиться, дергаться, орать, ухмыляться, ворчать, кричать, тогда как Дойл предпочитает спокойные глаголы «сказал», «воскликнул» (это про Уотсона), «произнес». Джентльмен не может и не должен вопить и орать.
Вернемся к Дойлу. В некоторых рассказах у него тоже нет никакого расследования. Например, в «Медных буках», «Приключениях клерка», «Желтом лице», «Одинокой велосипедистке», «Женщине под вуалью», «Пропавшем регбисте» Холмс, по сути, ничего не делает и не сделал, как детектив. Но его вмешательство, активность изменяет положение дел, направляет их в новую сторону, ведет к развязке. В «Человеке на четвереньках», «Установлении личности», «Горбуне», «Львиной гриве» есть тайна, но нет преступления. В «Вампире в Суссексе» есть только одна деталь, которая помогает Холмсу понять, что случилось. В «пяти апельсиновых зернышках» всё расследование ограничивается просмотром подшивки газет, в «Глория Скотт» — осмотром руки старика и выслушиванием его рассказа (или чтением письма), в «Человеке с рассеченной губой» — сидением с трубкой на целой куче подушек. В «Долине страха» нет, по сути, самого Холмса. Эта повесть разочаровала меня, и думаю, не только меня. К самым слабым рассказам я бы отнес «Камень Мазарини», в котором почему-то рассказ ведется не от имени Уотсона, а все герои говорят на каком-то чудовищном языке.
На самом деле, Холмс не так уже часто шныряет по месту преступления с лупой и рулеткой, конвертом и пинцетом. Еще большей редкостью является применение им силы или оружия. Зато он умело провоцирует подозреваемого в преступлении, заставляя его выйти из себя, сделать опрометчивый проступок. Любопытно, что Холмс, кажется, всего только один раз вышел из себя при разоблачении и задержании преступника («Три Гарридеба»). Он корректен и вежлив даже с теми, кто ужасен и отвратителен. У Холмса нет к ним ненависти и страсти наказать и «раздавить гадину», как у Жавера из «Отверженных» В. Гюго. Но он весьма редко рассуждает о социальной несправедливости, т.н. «социальные вопросы» его, вероятно, не интересуют.
lammik, 16 января 2020 г.
Я долго думал, почему именно Шерлок Холмс пользуется такой популярностью во всём мире у миллионов самых разных людей вот уже больше сотни лет. Потом понял. Шерлок Холмс — это образ Идеального Отца. Он мудр и справедлив, всегда сохраняет самообладание, всегда внимательно выслушает и защитит, самоотверженно рискуя своей жизнью.
Нескорений, 29 февраля 2016 г.
Полностью ознакомившись с циклом, соединив свои полузабытые детские эмоции с новыми взрослыми впечатлениями, я наверняка убедился, что недаром Шерлока Холмса называют самым известным детективом всех времен и народов. В чем же секрет его неугасающей популярности? Как сто лет назад первые читатели этих историй с нетерпением ждали свежего номера журнала, где будет опубликовано очередное расследование Холмса, так и теперь многие с удовольствием смотрят новые зарубежные сериалы и фильмы, снятые по мотивам приключений Холмса и Ватсона. Канонический цикл включает в себя четыре романа и пятьдесят шесть рассказов, разбитых на пять сборников, а счет всевозможных пародий и вольных продолжений давно перевалил за сотни и тысячи. В нашей стране огромное влияние на популяризацию образа Холмса оказала замечательная советская экранизация, образ, созданный талантом В. Ливанова получил высочайшее признание не только у нас, но и за рубежом, где и своих исполнителей этой роли хватало.
Конан Дойлу удалось попасть точно «в яблочко», найти золотое сечение гармонии, которая находит живой отклик в сердцах абсолютного большинства читателей, некоторые из которых вообще не интересуются детективным жанром. Богатство фантазии и изобретательность автора воплотились в потрясающем разнообразии предлагаемых вниманию читателя историй — здесь есть рассказы приключенческие и плутовские, психологические и псевдомистические, страшные и забавные — каждый читатель может найти среди этого пестрого разноцветья что-то свое. Не могу сказать наверняка, был ли сэр Артур первым, кто предложил схему «проницательный детектив и его верный, но недалекий помощник», но именно с его подачи она стала классической. Мало было предложить схему, заслуга автора еще и в том, что ему удалось создать живые, насыщенные образы главных героев. Почти каждая история добавляет новые штрихи к личностям Холмса и Ватсона, они меняются в процессе, порой предстают перед нами с неожиданной стороны и этим подкупают читателя.
Именно душевные, проработанные образы персонажей стали для автора необходимым подспорьем, позволявшим вытягивать даже не самые сильные детективные сюжеты, хотя надо признать, что большинство расследований Холмса прописаны на редкость интересно и изобретательно. Обратившись к аналогичным детективным циклам современных Конан Дойлу авторов, можно сказать, что они также хороши, но в том или ином элементе как правило не дотягивают. Очень похож на Холмса бостонский профессор ван Друзен по прозвищу Думающая машина, созданный воображением Ж. Фатрелла, но ему не хватает глубины и живости, противоречивости натуры Холмса. При этом расследования профессора достаточно интересны, а пейзажи Новой Англии не уступают по очарованию лондонским улочкам. Инспектор Скотланд-Ярда Аддингтон Пис, ставший персонажем детективных историй товарища Конан Дойла Б.Ф. Робинсона, очень напоминает Холмса, у него есть даже свой Ватсон — журналист Джеймс Филлипс, а иные его расследования по изобретательности и выдумке ничуть не хуже знаковых дел Холмса. Однако здесь бросается в глаза пренебрежение антуражем, да и сам образ Писа не так проработан, к тому же явно вторичен — скрипку заменили на флейту, доктора на журналиста.
Во время знакомства с практикой Шерлока Холмса мы словно проживаем вторую жизнь — от первого дела, посвященного расследованию мятежа на «Глории Скотт», которое Холмс вёл будучи студентом колледжа, еще не до конца сформировав и отточив свой дедуктивный метод, до «Его последнего поклона», где Великий Сыщик предстает в образе пожилого контрразведчика, разоблачающего германских агентов в преддверии Первой мировой. Автор заставляет нас сжиться со своими персонажами, мы становимся свидетелями первого знакомства Холмса и Ватсона, очевидцами смертельного поединка на краю Рейхенбахского водопада, вместе с Ватсоном стоим у изголовья кровати смертельно больного Холмса, умирающего от экзотической хвори в рассказе «Шерлок Холмс при смерти». Также мы по-дружески радуемся женитьбе доктора, который нашел свою любовь на страницах романа «Знак четырех», грустим, узнав о смерти его жены в «Пустом доме», но втайне испытываем надежду, что доктор вновь вернется на Бейкер-стрит и по первому зову Холмса будет отправляться со своим другом на место очередного преступления.
По законам жанра автор всегда предлагает в качестве решения даже самого запутанного дела рациональное научное объяснение, этот момент также во многих случаях интригует и заставляет читать очередную историю с громадным интересом. Какими бы невероятными ни были начальные условия задачи, мы всегда знаем, что автор найдет способ логично все разъяснить, но как он это сделает — в этом порой такая интрига, что забываешь обо всем. Взять хотя бы эталонную «Собаку Баскервилей», которая по атмосфере мрачности и таинственности не уступает лучшим готическим романам ужасов, даже Холмс в кульминации на какое-то время поверил в сверхъестественную природу собаки, как же мог читатель не поддаться на уловки автора? И таких историй не так уж мало — страшная смерть юной девушки и предшествовавший этому загадочный свист в «Пёстрой ленте», сумасшествие и смерть от неведомого ужаса в «Дьяволовой ноге», мать, пьющая кровь своего младенца в «Вампире из Суссекса» и загадочная погибель, вызванная страшными ожогами, на пустынном пляже в «Львиной гриве».
Нет, старина Холмс нисколько не постарел — как много поколений читателей выросло на этих историях, а сколько их еще будет? Для взрослых эти рассказы просто интересны, а для юных читателей еще и крайне поучительны, ведь Шерлок — не типичная полицейская ищейка, но свободная личность с собственным кодексом чести и понятием справедливости, он не связан косными рамками человеческих законов, но способен оправдать заведомого преступника при наличии определенных обстоятельств и покарать злодея, который по формальным правовым нормам мог бы уйти от ответа. Эти книги учат жить по совести, формируют свободную и независимую личность, развивают наблюдательность и внимательность к мелочам. Настоящая мужская дружба, искреннее товарищество и чувство локтя, способность к самопожертвованию и понятие чести — всё это заложено здесь, прочитанные в детстве, эти истории формируют правильное отношение к жизни, остаются с нами навсегда.
mputnik, 5 декабря 2018 г.
Да, тут некая сложность принципиальная. Тому, кто прочёл, пытаться «добавить что-то от себя» — это, как бы, не очень умно. А тому, кто НЕ читал – надо выдать что-то настолько действенное, что даже сложно заранее оценить – что же конкретно это могло бы быть. Ежели человек – при таком обилии рекламы – что называется «не удосужился»…, ну, это… — серьезно, видимо. Если наши Ливанов с Соломиным (которые, кстати, в Великобритании признаны лучшей экранизацией) — не убедили.
Но один аспект – значимый — все же имеется. Именно – в ЭТОЙ связи
В отличие, например, от того же Акунина (пусть возьмём «Статского советника» — для наглядности) — в данном конкретном случае — книга если не лучше фильма, то – железобетонно – вполне сравнима с фильмом.
Ничего плохого про «наших» Холмса и Ватсона сказать не могу, фильм – на все времена, жуть как хорош. НО. И – еще раз: НО. Книга – САМОЦЕННА.
Кто сомневается – не сомневайтесь. Читайте. Не пожалеете. Масса НОВЫХ впечатлений — гарантирована
Сандро, 10 апреля 2017 г.
Классика детективного жанра, задавшая многие его каноны. Но нельзя не отметить, что у цикла есть проблемы с антагонистами. Холмс гениален и велик, но автором ему предлагается не так много по-настоящему эпохальных преступлений и серьезных противников. Нет, главный злодей тоже изобретен, но вот беда — большая часть противостояния с Мориарти остается за кадром, собственно детективной линии в посвященном ему рассказе практически нет.
При этом зачастую супердетективу выпадает разбираться с довольно прозаичными семейными историями или даже разоблачать шпаргалящих студентов. Конечно, написано все равно рукой мастера (да и случаи бывают нестандартные, есть где поработать дедукции), но при масштабе Холмса невольно хочется, чтобы уровень «Собаки Баскервилей», «Этюда в багровых тонах» или даже «Союза Рыжих» выдерживался чаще. С другой стороны, настоящим детективам приходится в большинстве своем заниматься как раз «обыкновенными» делами, и Шерлок в этом смысле вполне реалистичен. Так что зря недоброжелатели из полиции называют его «теоретиком».
И все-таки, определенный дефицит в части элитного злодейства присутствует. Кажется, что это ощущение разделяют и многочисленные продолжатели серии, и те же разработчики игр. Неслучайно же они «сталкивают» Холмса с ожившим Мориарти, Джеком-Потрошителем, Арсеном Люпеном и т.д. Но это уже совсем другая, не классическая история.
mart.Я, 22 июня 2016 г.
У каждого своя история знакомства с мистером Шерлоком Холмсом. Моя же началась в очень раннем возрасте. Как-то летом моей старшей сестре дали почитать четыре тома восьмитомника Конан Дойла (те черненькие, 1966 года). А я только закончила первый класс и ни в чем не хотела уступать сестре, которая старше меня на пять лет. Хотя к тому времени читательский опыт был уже «солидный» — читаю с четырех лет, но Конан Дойл — это, пожалуй, был перебор. Я потом, когда стала взрослой, спрашивала у мамы, почему они не следили за моим чтением, но как-то так и не поняла, почему эти четыре тома все-таки были мной прочитаны. На мою детскую психику эти чудесные рассказы произвели ужасающее воздействие — я боялась выходить из дома — везде мерещились убийцы и преступники. Это уже потом, когда стала старше, я вновь встретилась с Шерлоком Холмсом как со старым знакомым, рассказы меня больше не пугали, они были прекрасны. А еще позже появился профессор Челенджер, что навсегда сделало Конан Дойла одним из любимейших авторов на всю жизнь.
А у тех историй, прочитанных после первого класса школы было замечательное продолжение. Во второй класс я пошла не с теми детьми, с кем начинала учиться, меня и еще одну девочку перевели в другой класс. И мы, единственные знакомые друг-другу среди чужих детей, на переменках стояли у окна и я пересказывала ей страшные истории, прочитанные летом, а она рассказывала что прочитала она. Так на почве летнего чтения возникла дружба, которая длится вот уже почти пятьдесят лет.
Сейчас я не очень люблю детективы, но Конан Дойл не воспринимается мной как автор детективов, он описывал тот Лондон, который еще немного сохранился, и, если Вы будете в Лондоне, обязательно зайдите на Бейкер-стрит, Вы увидите, как за поворотом мелькнет кэб, а в окно дома номер 221 бис выглянет Доктор Ватсон. В музее Вы обязательно посидите в кресле Шерлока Холмса и сфотографируетесь с лупой и трубкой. Потому что любовь к этим книгам не пройдет никогда.
i_am_misha1991, 15 июня 2017 г.
Именно книги о Шерлоке Холмсе мне привили такую любовь к детективному жанру, за что я очень благодарен Артуру Конану Дойлю. Всезнающий (в тех областях, которые он считает нужными) и харизматичный Холмс, по незначительным, на первый взгляд, деталях, раскрывающий великие и запутанные преступления, а так же его верный друг и помощник Ватсон, пройдут вместе длинный путь и откроют читателю всю невероятность дедуктивного метода, который в умелых руках настолько действенный, что в глазах окружающих это выглядит как чудо.
Однозначно высшая оценка!
STARKILLER00, 24 августа 2011 г.
Сборник приключений Шерлока Холмса — цикл невероятно интересных произведений, в каждом из которых мы чуточку ближе знакомимся с самим знаменитым сыщиком, с его поразительным дедуктивным методом и, конечно же, раскрываем очередное загадочное преступление.
По манере написания, по стилю Конан Дойлю нет равных. В его рассказах всё четко и ясно, отсутствуют лишние отхождения от сюжета, которые присутствуют в «великолепных» детективах Дарьи Донцовой.
Сравним
Конан Дойль -- один рассказ приблизительно 30-40 страниц. Причем всё дело раскрыто полностью не оставлены без внимания все мелочи. Произведения почти не связаны между собой. Основным связующим моментом является Доктор Ватсон (сначала он холост, потом у него появляется жена, потом он вдовец).
Донцова -- около 350 страниц мыльной оперы на тему жизни главного героя, его ссоры с друзьями, родственниками и т. п. Из этих 350 страниц, чистого детектива — от силы 100. По ходу чтения вы встретите кучу отсылок к предыдущим литературным опусам Донцовой, не прочитав которых, вы не узнаете полную историю главного героя (или героини).
Цикл произведений Конан Дойля о знаменитом на всю Европу сыщике Шерлоке Холмсе по праву занимает место среди лучших детективов. Бесспорно 10.
bubnov1959, 10 января 2016 г.
Два хороших мужика заняты достойнейшим делом: спасать людей от зла. Для них подвиг начинается со звонка в дверь на Бейкер-стрит и заканчивается там же в уютных креслах у камина. И настоящая дружба, в которую веришь. А каковы приключения мысли! И благородство! Конан Дойль ведь писал о себе и своих друзьях, а значит истории о Холмсе и Ватсоне правда — добавлены лишь возможные варианты развития. И реальна эта поэма о старой доброй Англии, которая желанна даже со всеми своими преступлениями и притонами. Рад, что Россия внесла достойный вклад в знаменитом сериале Масленникова по прекрасному сценарию Фрида и Дунского и замечательной игре Василия Ливанова и Виталия Соломина, а также Рины Зеленой и Брондукова и многих других. Соавторами можно назвать наших талантливых переводчиков.
_SLIM_, 20 января 2013 г.
Шерлок Холмс наилучший детектив всех времен, его будут читать и через сотни лет. Им еще зачитывались наши родители, будут зачитываться и наши дети. Множество интересных историй, прекрасное повествование, незабываемые герои — все это находится в данной книге! После прочтения 50 страниц я не смог остановиться. В общем это настоящий шедевр классики!
dempic, 10 июня 2015 г.
Пожалуй самая долгоиграющая книга во все времена.
О приключениях Шерлока Холмса будут читать, снимать фильмы, разрабатывать всевозможные игры и конечно об этих приключениях будут писать. Писать будут новые авторы. Придумывать новые сюжетные линии. Могут перенести персонажей из обыденного в фантастический стимпанк и так далее и тому подобное. Могут даже сделать киборгом. Единственное что не измениться во всех этих произведениях — это дух того самого Шерлока Холмса с которым нас всех познакомил сэр Артур Конан Дойл. За что ему большое, человеческое, спасибо!