FantLab ru

Фольклорное произведение «Коза-дереза»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Коза-дереза

Другие названия: Коза-обманщица; Каза-манюка

Сказка; цикл «Фольклор народов Европы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Однажды мужик купил на базаре козу и привел ее в дом. Дереза все жаловалась на свою плохую прежнюю жизнь, все ее жалели и работать не заставляли.

© Daryl
Другая аннотация:

Лживая коза чуть было не рассталась с жизнью за свои проделки. Но и во второй раз её ждало наказание...


Примечание:

Сказка относится к раннему фольклору из сказок о животных. Широко распространена у восточных славян. Так насчитывают 30 русских вариантов, 27 украинских и 9 белорусских. Сюжет также популярен в болгарской и чешской традициях, сказки о козе лупленой встречаются и по всей Европе. В итальянских, португальских и французских вариантах коза порой убивает хозяина.

По сюжету мужик (дед, отец) отправляет по очереди родню (сыновей, дочерей, бабу, внучку) пасти козу; затем их наказывает (бьёт, прогоняет, убивает); из занятого чужого (зайчика) жилья козу пытаются выгнать разные звери, но удаётся это в разных вариантах петушку, раку или пчеле.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 12
1948 г.
Коза-дереза
1950 г.
Украинские народные сказки
1951 г.
Украинские народные сказки
1954 г.
Русские народные сказки
1955 г.
Коза-дереза
1955 г.
Украинские народные сказки
1957 г.
Белорусские народные сказки
1958 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 8
1960 г.
Нет козы с орехами
1973 г.
Нет козы с орехами
1975 г.
Русские народные сказки
1976 г.
Русские народные сказки
1977 г.
Русские народные сказки
1983 г.
Русские народные сказки
1985 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 8
1985 г.
Русские народные сказки
1987 г.
Русские народные сказки. Том 2
1987 г.
Сказки
1987 г.
Сказки. Том 2. Книга 1
1988 г.
Лисичка-сестричка и волк
1990 г.
Русские народные сказки
1990 г.
Русские сказки про зверей
1991 г.
Вечер любимой сказки
1992 г.
Белорусские народные сказки. Два камня
1992 г.
Коза-дереза
1992 г.
Народные сказки. Том 1
1992 г.
Хрестоматия по литературе для дошкольников
1999 г.
Русские народные сказки
2002 г.
Русские сказки о животных
2004 г.
Готовимся к школе!
2006 г.
Готовимся к школе!
2006 г.
Книга любимых сказок
2006 г.
Любимые сказки
2006 г.
Мои первые русские сказки
2006 г.
Русские народные сказки для детей до 5 лет
2006 г.
Русские народные сказки
2007 г.
Расскажи сказку!
2008 г.
Русские народные сказки
2009 г.
Большая хрестоматия любимых русских сказок
2011 г.
Сказки для малышей
2011 г.
Сказки для малышей
2011 г.
Новогодняя книга русских сказок
2014 г.
Лучшие сказки про животных
2015 г.
Русские сказки для детей
2016 г.
Сказки для малышей
2016 г.
Украинские народные сказки
2017 г.
Белорусские народные сказки
2018 г.

Аудиокниги:

Сказки
2004 г.
Аудіоказки від Домовичка
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Каза-манюка
1961 г.
(белорусский)
Українські народні казки
1976 г.
(украинский)
Каток-залаты лабок
1977 г.
(белорусский)
Українські народні казки
1988 г.
(украинский)
Українські народні казки
1990 г.
(украинский)
Коза-дереза
1996 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать сказку с точки зрения современной морали, то за нее и посадить могут. Коза нагло врет своему хозяину, что его сын не кормит ее. В более современных вариантах тот лишь бранит сына, но в тех, что подавнее... выгоняет из дому, а то и... убивет! Козу же хозяин тоже не милует и начинает заживо сдирать с нее шкуру (потому она и «на пол бока луплена»). Что интересно, сцену наказания часто умалчивают, но когда коза удирает и встречает зверей, в своей песенке не забывает упомянуть, что пол шкуры-то на ней нет. И вот коза, ничему не научившись, чувствуя безнаказанность, с помощью запугивания отнимает у зверей дом. Слетевшую с катушек скотину все боятся выгнать. На помощь приходит лишь рак (реже петух) и коза бежит вон. Наглость — второе счастье.

Если же копнуть в верования европейских народов, то выясняется, что коза — тотемное животное. Сатир и черт не спроста полу-козлы, а на Рождество до сих пор «водят козу» и вспоминают ее в колядках. Так смысл сказки получается более приемлемый: священное животное надо беречь, а то будет хуже. Если сын по тем временам — собственность отца, то коза — собственность высших сил, что нашлют потом такую буйную козу, как на Крит огнедышащего быка. Потому и наказывают ее не люди, а также звери, смахивающие на тотемных.

Однако, издатели забывают или не знают, что сказки предназначались не только детям, да и детство в древности было иное. От того и хочется на некоторые повесить знак: «Только для взрослых».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх