fantlab ru

Межавторский цикл «Скандинавский Эддический эпос»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.90
Оценок:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Скандинавский Эддический эпос

Eddas

Цикл; цикл «Древнегерманский героический эпос»

Аннотация:

Скандинавский эддический эпос состоит из нескольких частей. В него входят «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

До 1643 «Младшая Эдда» была известна просто как «Эдда», книга средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанная в 1222—1225 годах.

В 1643 году Епископ Бриньольв Свейнссон нашел пергаментный кодекс (Codex Regius*), который содержал ряд песен о богах и героях, — о которых говорится и в книге Стурлусона. Бриньольв решил, что нашел произведение самого Сэмунда Мудрого, который в Средние века прослыл в народе могущественным чернокнижником. Сэмунду приписывали универсальную мудрость, и сложилось впечатление, что Стурлусон в своей «Эдде» основывался на сочинении Сэмунда. Бриньольв написал на списке найденного им кодекса: «„Edda“ Saemundi muliscii», то есть «„Эдда“ Сэмунда Мудрого».

С этого момента слово «Эдда» приобрело новое значение. Вскоре оно было употреблено в печати. Впоследствии было установлено, что найденные Бриньольвом записи не имеют никакого отношения ни к названию «Эдда», ни к Сэмунду, однако название это закрепилось за ними. Они стали называться «Эддой Сэмунда», «Песенной Эддой» или «Старшей Эддой». А книга Снорри Стурлусона была названа, «Эддой Снорри», «Эдда в Прозе» или «Младшей Эддой». В дневниках и рукописях различных писателей и историков, датируемых 17- 19 веками, это произведение Снорри продолжают называть просто «Эддой».

Эддические песни не составляют связного единства, и ясно, что до нас дошла лишь часть их. Отдельные песни кажутся версиями одного произведения; так, в песнях о Хельги, об Атли, Сигурде и Гудрун один и тот же сюжет трактуется по-разному. «Речи Атли» иногда истолковывают как позднейшую расширенную переработку более древней «Песни об Атли».

В целом же все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, «посмертной» его версии) .

А. Гуревич

Примечание:

Именно в скандинавском эпосе кроются корни таких средиземских народов, как эльфы и гномы. Можно поимённо назвать гномов, чьи имена взяты из «Младшей Эдды»: это все участники похода за драконовым сокровищем к Одинокой горе. Первый гномий король — Дарин (Дурин), так же звали и второго среди цвергов. И скандинавские карлики, и гномы Толкина живут под землёй, и те и другие — мастера-кузнецы, создающие магические вещи. В «Малой эдде» Локи отправляется к чёрным альвам (эльфам, svartálfum) Ивальди чтобы получить волшебные волосы взамен отрезанных волос Сив, затем Локи спорит с карлом (гномом, dverga) Брокком и его братом Эйтри, и у Толкина эльфы в мастерстве изготовления волшебных предметов не уступают гномам.

Черты же асов приобрели средиземские эльфы. И те и другие видели мир с самого его сотворения, без них не обходилось ни одно важное событие, и они знали, что рано или поздно придётся уйти. С ними в новорождённый мир пришли войны, предательства, убийства, зависть и ложь, подобно тому, как каждое действие асов становилось очередным шагом к Рагнарёку. Самые могущественные магические предметы Толкин отдал перворождённым. Асы тоже накапливали волшебную утварь, с той разницей, что им приходилось привлекать мастеров-цвергов. А средиземские эльфы сами справлялись и с кузнечными работами, и с чарами не хуже гномов.

Но, конечно, эльфы Толкина ближе не к богам, а к светлым альвам. Это племя, как описано в «Эддах», «обликом своим прекраснее солнца», обитает в небесных чертогах Альвхейма и отвечает за растительное изобилие и разнообразие. Дивный народ Средиземья получил всё те же качества, кроме небесной резиденции. Всё-таки Заокраинный Запад куда романтичнее.

В фэнтези второй половины XX века только ленивый не позаимствовал у Толкина сюжетный ход про могущественный артефакт не в тех руках. А откуда сам Профессор взял любимое украшение Чёрного Властелина?

Первое, о чем обычно вспоминают, говоря о Кольце, — это проклятое сокровище карлика Андвари, родом из «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Изначально оно приумножало богатство владельца, только и всего. Но когда Локи отобрал кольцо у Андвари, тот наложил на него проклятие. Теперь «сокровище» будет приносить только раздоры и смерть. Так и вышло, причём с первого же счастливого обладателя. О власти и могуществе в речи не шло. Этот мотив появился у композитора Рихарда Вагнера, а именно в оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Кольцо даёт власть, если хозяин найдёт в себе силы отказаться от любви и человечности. Поэтому богу Вотану (Одину) не под силу добыть кольцо, оно даётся только человеку, свободному от пороков и страха, — герою Зигфриду. И кольцо же, олицетворяющее власть, становится причиной его гибели и наступления сумерек богов.

Сам Толкин шутил, что общего между его Кольцом Всевластия и кольцом Нибелунгов — только то, что оба круглые. Но оправдываться ему пришлось потому, что сходство всё же есть. Кольцо Всевластия — слишком тяжкая ноша и для рыцаря, и для эльфийской королевы, и для могущественного мага; хранить и уничтожить его под силу только слабому хоббиту.

Мария Кузнецова

  • Королевский кодекс (лат. Cōdex Rēgius; исл. Konungsbók, букв. — «Королевская книга») — древнеисландская рукопись, в которой сохранилась «Старшая Эдда». Рукопись является основным источником для большинства содержащихся в ней поэм. Кодекс написан приблизительно в 1270-х годах.



  • Содержание цикла:


    • Старшая Эдда / Eddukvæði  [= Elder Edda; Poetic Edda; Sæmundar Edda; Эймундова сага; Эдда Сэмунда; Песенная Эдда; Понятие о древней Едде] написано в 1270 // Автор: Неизвестный автор  
    9.38 (82)
    -
    3 отз.
    9.74 (23)
    -
    • Песни о богах // Автор: Неизвестный автор
    9.19 (61)
    -
    1 отз.
    8.69 (70)
    -
    9.15 (54)
    -
    9.07 (56)
    -
    1 отз.
    • Ивальда отпрыски / Ívalda synir  [= Чёлн досчаный в начале Ивальди чада; В древнее время корабль смастерили] // Автор: Неизвестный автор  
    8.91 (35)
    -
    • Поездка Скирнира / Skírnismál  [= Песнь о Скирнире, Skírnesmál, Sayings of Skírnir; The Ballad of Skírnir, The Lay of Skírnir, Skírnir's Journey] // Автор: Неизвестный автор  
    8.80 (54)
    -
    8.93 (54)
    -
    8.80 (51)
    -
    9.14 (56)
    -
    8.93 (54)
    -
    1 отз.
    • Речи Альвиса / Alvíssmál  [= Talk of Alvíss, The Ballad of Alvís, The Lay of Alvís, All-Wise's Sayings] // Автор: Неизвестный автор  
    8.75 (52)
    -
    1 отз.
    • Песни о героях / Heroic lays // Автор: Неизвестный автор
    9.01 (48)
    -
    1 отз.
    9.03 (35)
    -
    9.00 (44)
    -
    9.03 (43)
    -
    9.10 (42)
    -
    9.43 (35)
    -
    1 отз.
    • Frá dauða Sinfjötla  [= On the death of Sinfjötli; Sinfjötli's Death, The Death of Sinfjötli] // Автор: Неизвестный автор  
    9.36 (14)
    -
    8.93 (43)
    -
    1 отз.
    9.12 (44)
    -
    9.14 (43)
    -
    9.12 (44)
    -
    • The Great Lacuna // Автор: Неизвестный автор
    8.86 (42)
    -
    9.18 (44)
    -
    9.15 (41)
    -
    9.18 (41)
    -
    9.13 (30)
    -
    9.10 (43)
    -
    9.02 (43)
    -
    1 отз.
    8.98 (41)
    -
    9.21 (43)
    -
    9.14 (42)
    -
    9.35 (17)
    -
    9.00 (41)
    -
    1 отз.
    8.98 (41)
    -
    • Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи / Mythological Poems // Автор: Неизвестный автор
    9.25 (36)
    -
    9.19 (26)
    -
    9.24 (38)
    -
    8.98 (38)
    -
    1 отз.
    9.08 (38)
    -
    9.55 (29)
    -
    9.80 (15)
    -
    9.75 (16)
    -
    9.80 (15)
    -
    9.77 (13)
    -
    9.22 (38)
    -
    9.62 (13)
    -
    9.33 (30)
    -
    9.73 (11)
    -
    9.82 (11)
    -
    9.73 (11)
    -
    9.82 (11)
    -
    9.55 (11)
    -
    • Младшая Эдда / Snorra Edda  [= Den yngre Edda; Prose Edda; Laufás-Edda; Edda Magnúsar Olafssonar; Upsalensis Edda; Codex Wormianus; The Arna-Magnæan manuscripts 242; Edda Islandorum; Edda Snorronis Sturlaei; Сноррова Эдда; Эдда в Прозе; Эдда; Едда, или иконословие кельтское] написано в 1222 // Автор: Снорри Стурлусон  
    9.31 (55)
    -
    2 отз.

    Входит в:


    
    Введение въ Историю Датскую, часть вторая содержащая въ себе достопамятности иконословия и стихотворения древнихъ северныхъ народовъ
    1785 г.
    Стихотворения
    1935 г.
    Младшая Эдда
    1970 г.
    Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
    1975 г.
    Скандинавия. Литературная панорама
    1989 г.
    Сокровище Нифлунгов
    1996 г.
    Корни Иггдрасиля
    1997 г.
    Старшая Эдда
    2000 г.
    Наставления
    2005 г.
    Младшая Эдда
    2006 г.
    Старшая Эдда. Скандинавский эпос
    2006 г.
    Самые знаменитые сказания и легенды
    2007 г.
    Скандинавский эпос
    2008 г.
    Скандинавский эпос
    2009 г.
    Старшая Эдда. Песни о божествах
    2010 г.
    Старшая Эдда
    2010 г.
    Младшая Эдда. Ирландские саги. Беовульф
    2011 г.
    Младшая Эдда
    2012 г.
    Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
    2013 г.
    Младшая Эдда
    2015 г.
    Старшая Эдда
    2015 г.
    Страшные стихи
    2016 г.
    Боги и герои древней Европы. Кельты, норманны, германцы, финны
    2018 г.
    Младшая ЭДДА (Видение Гюльви. Язык поэзии)
    2021 г.
    Старшая Эдда. Песни о богах в пересказе Ильи Бояшова
    2021 г.
    Эдда: скандинавский эпос
    2021 г.
    Старшая Эдда
    2021 г.
    Старшая Эдда
    2021 г.
    Скандинавский эпос. Старшая Эдда
    2023 г.
    Старшая Эдда
    2023 г.
    Средневековый героический эпос: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
    2024 г.

    Издания на иностранных языках:

    The Prose Edda: Norse Mythology
    2006 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва




    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх