fantlab ru

Неизвестный автор «Старшая Эдда»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.38
Оценок:
82
Моя оценка:
-

подробнее

Старшая Эдда

Eddukvæði

Другие названия: Elder Edda; Poetic Edda; Sæmundar Edda; Эймундова сага; Эдда Сэмунда; Песенная Эдда; Понятие о древней Едде

Сборник, (год написания: 1270); цикл «Древнегерманский героический эпос»

Аннотация:

Древнейший поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории.

Примечание:

Старшая Эдда, — сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории, сохранилась в Королевско кодексе, Cōdex Rēgius, древнеисландской рукописи, которая является основным источником для большинства содержащихся в ней поэм. Впервые песни были записаны приблизительно в 1270-х годах. На основе палеографических данных полагают, что рукопись Старшей Эдды была полностью написана одним автором в Исландии вероятно в середине XIII века на основании оригинальных протографов. При этом автор неизвестен. Легенда приписывает авторство исландскому ученому Сэмунду Мудрому (Сэмунд Сигфуссон (1056—1133)). Однако нет сомнений в том, что песни возникли намного раньше и в течение столетий передавались в устной традиции. Некоторые из них восходят к южногерманским прототипам.

В 1643 году Епископ Бриньольв Свейнссон нашел пергаментный кодекс (Codex Regius*), который содержал ряд песен о богах и героях, — о которых говорится и в «Эдде» Стурлусона. Бриньольв решил, что нашел произведение самого Сэмунда Мудрого, который в Средние века прослыл в народе могущественным чернокнижником. Сэмунду приписывали универсальную мудрость, и сложилось впечатление, что Стурлусон в своей «Эдде» основывался на сочинении Сэмунда. Бриньольв написал на списке найденного им кодекса: «„Edda“ Saemundi muliscii», то есть «„Эдда“ Сэмунда Мудрого».

Впоследствии было установлено, что найденные Бриньольвом записи не имеют никакого отношения ни к названию «Эдда», ни к Сэмунду, однако название это закрепилось за ними. Они стали называться «Эддой Сэмунда», «Песенной Эддой» или «Старшей Эддой». А «Эдда» Снорри Стурлусона была названа, «Эддой Снорри», «Эдда в Прозе» или «Младшей Эддой».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


9.77 (22)
-
  • Песни о богах
9.18 (60)
-
1 отз.
8.67 (69)
-
9.13 (53)
-
9.06 (55)
-
1 отз.
8.91 (35)
-
8.78 (53)
-
8.91 (53)
-
8.78 (50)
-
9.13 (55)
-
8.91 (53)
-
1 отз.
8.73 (51)
-
1 отз.
  • Песни о героях / Heroic lays
9.03 (47)
-
1 отз.
9.06 (34)
-
9.03 (43)
-
9.05 (42)
-
9.10 (41)
-
9.44 (34)
-
1 отз.
9.36 (14)
-
8.93 (42)
-
1 отз.
9.14 (43)
-
9.15 (42)
-
9.14 (43)
-
  • The Great Lacuna
8.88 (41)
-
9.19 (43)
-
9.15 (40)
-
9.20 (40)
-
9.17 (29)
-
9.10 (42)
-
9.05 (42)
-
1 отз.
9.00 (40)
-
9.22 (42)
-
9.15 (41)
-
9.44 (16)
-
9.03 (40)
-
1 отз.
9.00 (40)
-
  • Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи / Mythological Poems
9.27 (34)
-
9.19 (26)
-
9.24 (38)
-
8.95 (37)
-
1 отз.
9.06 (37)
-
9.55 (29)
-
9.79 (14)
-
9.73 (15)
-
9.79 (14)
-
9.77 (13)
-
9.22 (38)
-
9.62 (13)
-
9.34 (29)
-
9.73 (11)
-
9.82 (11)
-
9.73 (11)
-
9.82 (11)
-
9.55 (11)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Введение въ Историю Датскую, часть вторая содержащая въ себе достопамятности иконословия и стихотворения древнихъ северныхъ народовъ
1785 г.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
1975 г.
Скандинавия. Литературная панорама
1989 г.
Старшая Эдда
2000 г.
Старшая Эдда. Скандинавский эпос
2006 г.
Скандинавский эпос
2008 г.
Старшая Эдда. Песни о божествах
2010 г.
Старшая Эдда
2010 г.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
2013 г.
Старшая Эдда
2015 г.
Эдда: скандинавский эпос
2021 г.
Старшая Эдда
2021 г.
Старшая Эдда
2021 г.
Скандинавский эпос. Старшая Эдда
2023 г.
Старшая Эдда
2023 г.
Средневековый героический эпос: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я добралась прочитать Эдду целиком, и заодно убедилась, что профессор попятил оттуда не только значительную часть своих имен, но и кое-какие сюжеты, в частности, например, историю о том, как Турин убивает дракона, переползающего над ущельем, распоров ему брюхо (в оригинале Сигурд так убил Фафнира). Раньше я была знакома только с Песнями о богах, но совершенно не знала Песни о героях, и появление истории нибелунгов и их золота во всей вагнеровской красе было для меня удивительным.

Песни, конечно, написаны разными людьми и в разное время, поэтому различаются и стилистически, и «по уровню». Некоторые возвышенные, некоторые очень комические («Перебранка Локи» в этом плане бесподобна, конечно). Однако форма у всех относительно сходна (сейчас профессиональные стиховеды должны меня побить), и эта волшебная краткость и четкость стиха делает их очень выразительными и запоминающимися. Удивительным образом песни не просто немнословны, а заканчиваются куда раньше, чем читатель успевает войти во вкус, и даже длинные перечни имен настолько необычны или забавны, что не надоедают.

Изложение скандинавской мифологии в Песнях о богах со всеми вполне житейскими перепетиями асов и ванов для человека, выросшего в лоне христианства, конечно, удивительны, первым делом подобным «сниженным» отношениям к богам. Не говоря уж о кардинально другой аксиологии, культе мужества и войны, притом, что, как показывают «Речи Высокого», житейский здравый смысл был современникам авторов совершенно не чужд. Сложно поверить не в то, что древние скандинавы действительно верили в свою мифологию с Локи, который нарожал много всякого, мировым змеем, Фенриром и великанами. Но общество, которое действительно живет с культом войны и личной доблести, причем не облагороженным еще никакими рыцарскими мотивами, куда более удивительно. И не сказать, к слову, чтобы оно было так уж патриархально: при необходимости Гудрун достала меч и всех там порешила, и ей практически ничего за это не было, что характерно. А валькирии — вообще такие скандинавские эмансипе, летают, где хотят, сражаются в свое удовольствие, и категорически не выходят замуж. Вот это сочетание воинских идеалов с идеалами, скажем так, «разумного хозяйствования», которые проскальзывают в описаниях, сколько у какого конунга было добра и рабов, дает удивительный эффект.

Несмотря на то, что из Старшей Эдды песни про богов все-таки обычно знают лучше, «героическая» часть тоже прекрасна, и кровавая баня там похлеще. Притом, что в ней также сочетаются жажда крови с голосом разума, и герои, которые еще вчера перебили друг у друга всех родичей, вполне могут сказать «ну хватит», и замириться без ущерба для собственной репутации.

Комментарии Стеблин-Каменского доставляют отдельно; подозреваю, но не преследовал цель сделать их комическими, но и своего чувства юмора удержать местами не смог.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шаманское путешествие начинается через пророчества или визуальные эффекты?????? Множество имен Одина, больше только заимствований и приспособлений. Старые предания предков из времен Великого переселения народов, всего в достаточной мере такой, что не хватает сути. Притчи мешали жизни или пытались спасти положение дел??? Книжное фиксирование не помогло утвердиться религии. Славу дает совсем другое.......

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно написать рецензию на такое объемное и сложное для прочтения произведение. Я его решила прочесть на волне популярности фильма «Мстители». Конечно книга совсем другое дело.

Каждая история это миф о народе и Богах, которые очень человечные со своими проблемами и не однозначными характерами. Еще это источник информации об истории Скандинавского региона и географии мира в понимании древних людей. Стихотворный способ написания не упрощает, а усложняет работу с книгой особенно радуют имена, но продравшись сквозь все это начинаешь думать, что любое другое произведение для тебя просто легкое чтиво.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх