Филип Дик «Предпоследняя правда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Бушует Третья Мировая война, по крайней мере в это верят миллионы людей, переполнившие подземные бункеры. В течение полутора десятков лет подземная человеческая цивилизация ловила ежедневные радиопередачи о всепоглощающем ядерном разрушении и о вере во всемогущего Защитника. Однако, нашлись смельчаки, вышедшие на поверхность и не нашедшие никаких разрушений, никакой войны. Власти организовали массовую ложь, теперь осталось определить почему, и кому это выгодно.
- /языки:
- русский (4), английский (4)
- /тип:
- в планах (1), книги (7)
- /перевод:
- П. Киракозов (1), С. Никшич (1), М. Пчелинцев (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Puxum, 22 августа 2024 г.
Рассматриваю данное произведение как очень внятное продолжение/ параллельное повествование «1984» Джорджа Оруэлла. Завязка и середина произведения весьма интересны, а вот концовка пошла по …, не срослась в общем, на мой взгляд. Точнее вот прям сам финал понятен и логичен, но великовозрастный индеец, поживший тут и сям выбивается из общей картины. Хотя это особенность произведений Дика, на мой взгляд. В части того, что сюжет в любой момент может не просто свернуть «не туда», а резко измениться до неузнаваемости.
В целом, есть о чем подумать после прочтения и это очень хорошо.
vfvfhm, 12 июня 2021 г.
Невероятно, но мое удивительное темпоральное приключение с этим романом, наконец, завершилось! Впервые я начал читать его больше четверти века назад — и подумать страшно! — еще в старших классах школы (Дика я полюбил очень рано, подростком). Застрял на третьей главе. Потом было еще пять или шесть попыток, но дальше двух первых глав дело никак не шло. Даже теперь, сборник из серии «Классика мировой фантастики», в котором я с этим романом-таки разобрался, чалился у меня на полке с 2005 года.
И ведь не в качестве текста дело было. Напротив, начало книги одни из лучших страниц, написанных Диком. А почему не пошло, черт его знает! Судьба?
Впрочем тут судьба сыграла роль доброй феи. Прочитай я эту книгу в девяностых-нулевых, не оценил бы по достоинству. Потому что — удивительно, но факт — Дик написал роман о нашей эпохе! Даже действие разворачивается практически в наше время — май 2025 года, но это скорее совпадение. Главное — ухвачен дух конца первой четверти 21 века. И чтобы не ткать длиннющие простыни, скорее перечислю, что он предвидел:
- постправда, когда тебе не просто врут в лицо (вранье политиков старше египетских пирамид), а не скрывают лжи, да еще и подмигивают, в плечо пихаются: «эк, как мы завернули, зацени!»
- интеллектуальная деградация от тотального вранья и полного размытия культурных кодов и норм.
- уютные цифровые лагеря уничтожения.
- нейросети, знающие наш образ мыслей и наши вкусы лучше нас самих.
- кино, снятое по сверхсекретным документам и фальшивое как трехдолларовая бумажка.
- частные полицейские и военные корпорации.
- роботы, охотящиеся на людей (у кого была просрочка по кредиту, знает, что с ними шутки плохи!).
- а еще он предсказал полную реабилитацию нацизма в странах Западной демократии и точно указал, что это приведет к новой мировой войне!
Вообще, Дик описывает мир, в котором целые государственные мир-системы могут существовать опираясь на электронную двоичную пустоту.
Он даже случайно угадал один из основных политических конфликтов нашей эпохи. Завязывается интрига романа из-за грызни строителя Рансибла и представителя тайной властной верхушки, опирающейся на машину масс-медиа, Броуза. Чем вам не схватка «дип стейта» и его говорящей головы — Байдена — и представителя промышленного капитала, строителя Трампа?!
В общем, я читал и пот ушанкой вытирал. Параллельно смотрел несколько роликов на Ютубе, посвященных текущему политическому моменту и транслирующих различные идеологические воззрения, и диву давался — я живу в мире, выдуманном фантастом Филипом Диком! В поисках реальной реальности он ее деконструировал, и в этом состоянии полураспада смыслов мы теперь и существуем. Есть от чего почувствовать легкое умственное недомогание! И все время ты находишься на уровне «предпоследней правды», не на что опереться...
Даже форма романа работает на общую задачу. Начинается все традиционно — одному герою, политтехнологу Адамсу, работа осточертела, а привилегий с ней связанных не хочется лишаться, другому — работяге Сент-Джеймсу — срочно требуется сложное медоборудование, чтобы спасти друга. Но дальше Дик начинает (мне очень нравится эта формула Егора Радова) «двигаться от абсурда к маразму». И финал — это сразу штук шесть-семь матрешечных заговора, реализующихся в течении суток. Все сваливается в полное безумие, которым дирижирует бессмертный индеец из средневековья. Ну а как можно было рационально закончить роман о нашей реальности, ставшей ахинеей?! Тут сам Дик интеллектуально честен до конца. С его сумасшедшими приемами композиции и конфликтов приходится смиряться, как смиряемся мы с повседневностью.
Ну и шарашило его, конечно, от «спидов» и прочих психотиков. Так что он мог на одной странице заявить, что Вторую мировую войну выиграла Красная Армия под Сталинградом (спасибо!), а на другой на голубом глазу сказать, что Третью мировую заставили своих правителей развязать простые граждане, и только укатав их в подземелье, ее удалось свернуть. Вот уж точно бред, «спидовая» паранойя!
И все равно, не смотря на классические для Дика недостатки — идиотский сюжет, дурацкие персонажи, нелепая композиция, это один из лучших фантастических романов 20 века от настоящего, а не назначенного СМИ визионера и пророка. Хотите узнать лучше тот мир, в котором живете? Не в пабликах зависайте и не темнейших Тэлботов Янси слушайте, а читайте Дика. Последнюю страшную правду он, может, и не откроет, но усвояемую психикой предпоследнюю истину представит в полном объеме.
morbo, 4 августа 2013 г.
Идея романа довольно интересна, хоть и не оригинальна: нечто похожее можно найти в «1984» Джорджа Оурэла. Из общего можно отметить военно-политические блоки вроде англо-американского, коммунистического, азиатского, повсеместную промывку мозгов средствами массовой информации и фальсификацией истории, работу рядовых граждан во имя победы в некоей войне, о которой достоверно ничего не известно, включая то, идёт ли она вообще. Ещё с некоторой натяжкой можно отметить желание властей разобщить общество. У Оурэлла это достигалось постоянным изменением языка (новояза), так что разные поколения людей с трудом понимали друг друга и в памяти которых могли отложиться другие исторические сведения, которые, как и язык, тоже постоянно менялись. У Дика в этом романе разобщению способствовало то, что люди жили в совершенно изолированных друг от друга «баках» — подземных городах.
В кое-каких идеях этот роман пересекается с другим романом Дика: «Симулякры». И там и тут фактическая власть находится в руках не известных широкой публике людей, а официальная власть является всего-лишь медийным образом. Человек, которого показывают людям по телевидению, на самом деле никогда не существовал и является лишь искусно сделанной механической куклой, управляемой компьютером, речи для которой пишет коллектив профессиональных авторов, а репортажи с мест боевых действий снимаются профессиональным постановщиком комбинированных съёмок.
Поначалу роман мне очень понравился. «Наконец-то» — подумал я, будучи несколько разочарованным качеством других недавно прочитанных романов Дика. Однако, дальнейшее повествование стало довольно сумбурным, что ещё было бы терпимо, но затем объяснения происходящего стали уже совсем натянутыми и читать стало не интересно. Не понимаю, зачем для объяснения происходящего нужно было придумывать индейца, облик которого постоянно меняется, который каким-то образом прожил 600 лет, каким-то образом избежал депортации на Марс, а потом ещё весь ход войны и часть послевоенных событий прожил в «баке», как бы дожидаясь своего часа. Мне кажется, что можно было бы придумать что-то более достоверное, не прибегая к настолько неуклюжему приёму deus ex machina.
В целом, получше некоторых других романов Дика, но из-за столь неровного качества я остался разочарованным.
Гриф Рифт, 8 декабря 2010 г.
Прочитав очередной роман Филипа Дика начинаешь понимать насколько события в его жизни отразились на его творчестве. Вся его ненависть к власти вылилась и переплелась в этом романе. На этот раз нам описывается не ядерная война и её последствия, а имитация военных действий правительством, теми же военными, которым было выгодно держать людей в бункерах, и дезинформировать их. А сами тем временем те кто на поверхности жили припеваючи, в то время как подземные жители работали на оборону страны, считая что наверху продолжается война с марсианами. Что ж очень тонкий ход со стороны правительства... Поступить по скотски с людьми, по сути истинными хозяевами свой планеты! И ведь если бы не стечение обстоятельств, понуждающее президента «муравейника» Николаса Сент-Джеймса выбраться наружу, правда так и не орткрылась бы... Ведь снаружи шла нешуточная политическая борьба на уничтожение. Деспот, узурпатор, сибарит -Броуз Стентон пытается удержать власть в своих собственных руках, когда наконец понимает исходящую угрозусуществуют противоборствующие ему силы в лице Рандсибла И Д. Лантано.
Филип Дик очень красочно показал на что способна четвёртая власть в руках правительства. ведь всегда становиться понятно то, что власть не всегда действует в интересах граждан, власть всегда ищет свою выгоду, пусть даже успешно это маскируя, и скрывая от народа. А граждан он отразил в этом романе как живой скот, безропотно принимающий на веру всё что будет сказано обличённым властью человеком. Понятны и причины такого поступка со стороны правительства, ведь любая власть боиться быть свегргнутой своим собственным народом! Вобщем и целом роман очень интересно завёрнут и прочитать его однозначно стоит. Лично я очень крепко подсел на творчество этого писателя! Удивляешься только одному. насколько ловко у Ф.К. Дика получается вплетать в свои произведения факты из собственной биографии... Этот роман исключительно отличается от предидущих романов прочитанных мной. здесь нет параллельных миров, и причудливых игр с физикой, здесь была выбрана не мнее действенная тактика — описание воздействия на людей извне различными способами ( в данном случае СМИ), что делает роман только лишь привлекательней. Ведь в реальной жизни каждый день сталкиваешься с облопошиванием людей вокруг себя, и себя любимого. Остаётся только понимать во что верить, а во что нет. Но ведь распозновать ложь способны далеко не все, а единицы. Вся прелесть состоит в том что человек не всегда догадывается в какой момент его обманывают, он осознаёт это только тогда, когда этот обман будет открытым для него, и касаться интересов его личности в отдельности. Но чаще всего происходит это незаметно для всего общества в целом. СМИ это незаметное оружие, влияющее на подсознание людских масс. Тот кто формирует и контролирует СМИ- тот контролирует умы людей. недаром в военные годы были попытки завладеть, внедриться или уничтожить вражеские СМИ. Очень понравился стиль изложения.... в общем нет слов, одни эмоции.
Last Resort, 2 марта 2012 г.
Хорошая книга о лжи. О том, как день за днем можно плести гладкое с виду полотно вранья, но там и тут будут появляться зацепки и торчать ниточки и в итоге ткань окажется дырявой, как бы ни был искусен тот, кто её создал.
Иногда становится жаль, что политики наши читают редко и мало, и уж точно не фантастику.
Может, прочёл бы Чуров это произведение — и не было бы 146% голосов в сумме, и ложь была бы не такая наглая. А может и вообще не было бы её.
manjula, 1 апреля 2011 г.
Филипа Дика открыл для себя не давно. Просто случайно узнал, что один из моих любимых фильмов «Бегущий по лезвию бритвы» был снять по мотивам его произведения. После прочтения сразу же выбрал наугад следующую книгу- «Предпоследняя правда».
По правде говоря очень позабавило описание автором «фантастического» быта: магнитные пленки, телевизоры и прочее. Видать до цифрового века было еще далеко :)
Под конец, казалось, автор сам не мог решить какой должна быть концовка, прыгал с места на место и,по моему мнению, развязки так и не произошло. Первая и последняя трети произведения- очень отличаются по стилю изложения. Начинается, как очень вдумчивое произведение, а заканчивается чем-то вроде action.
Итог: книга в целом понравилась.
vsvld, 8 февраля 2011 г.
У Дика есть несколько архетипических вещей, т.е. таких, к-рые программировали будущие сюжеты других авторов, м.б., и не сознававших это. Сюда, например, относится «Распалась связь времен», а также «Стигматы», «Убик»... и эта вещь тоже — но сам этот сюжет оказался актуальнее для тоталитарных и пост-тоталитарных обществ, где его реализовали в таких фильмах, как «Секс-миссия», «Подполье» и даже в анекдотах. В Америке же его архетипический потенциал так и не реализовался. Проблема книги в том, что Дик писал далеко не анекдот и даже не детектив, а политический роман, и он получился даже лучше, чем другие его вещи подобной направленности — психология, в основном, в характере Адамса, более правдоподобна, чем обычно у этого автора, а запутанные интриги делают вещь интересной даже при том, что финал, в общем-то, предсказуемый. Очень удачна идея осциллирующего персонажа (от Лантано к Янси), к-рая связана явно не только с тем, что это может быть побочным эффектом путешествий во времени, но и служит визуализацией той общей неуверенности, в коей пребывают запутавшиеся герои книги, чья позиция (по отношению к тому же Лантано) тоже как бы осциллирует.
Недостатком текста, включенного в ПСС, являются, видимо, некоторые решения переводчика: «оловяшки», например. Оригинала я не видел, но рискну предположить, что подразумеваются оловяные солдатики. Переводчик заменил их неологизмом и тем самым как бы скрыл авторскую мысль, состоявшую в том, чтобы описать общество, где люди загоняют друг друга под землю ради того, чтоб на поверхности шуровали солдатики, т.е. марионетки. Хотя — не видев оригинала — не настаиваю.
Oswald, 26 марта 2009 г.
Дик просто ненавидел власть во всех ее формах и проявлениях, и роман этот лишнее тому подтверждение. Местами тон книги прямо таки ернический. Роман буквально пропитан сарказмом не только по отношению к власти и даже не столько по отношению к ней, сколько к молчаливому людскому большинству, готовому безропотно подчиняться любым, часто абсолютно абсурдным приказам этой самой власти. А еще там очень много автобиографиоческих мотивов. У Дика потрясающе получается вплетать факты из собственной жизни в свои произведения.
Сказочник, 24 марта 2011 г.
Самая любимая книга самого любимого автора. Книга о многослойности лжи, о подноготной пропаганды, о том, что выгоднее держать людей в неведении и как можно дальше/глубже от настоящей жизни... О том, как один человек пытается перевернуть ход истории, и что из этого может получиться...
k2007, 1 декабря 2010 г.
Книга в том, что правительство врет, и врет всегда, о том, что нельзя верить пропаганде, и о том, что всегда найдутся люди, даже в самом поганом обществе, сознающие свою ответственность и готовые действовать
Vlad Tot, 13 июля 2010 г.
Довольно занятная книга о вечном вопросе правдивости массовой информации.
На мой взгляд маловато описаний.
Constantin, 11 июня 2009 г.
Все во что они верили, что заставляло их работать, наполняло смыслом жизнь — на самом деле пустышка, иллюзия, но четко продуманная модель устройства псевдо-постъядерного мира, которая выгодна властям и подчиненным им структурам.
Роман поднимает злободневную тему. Одурачивание простых людей есть и в нашем мире (не в таких масштабах как в романе, но все возможно), когда с экранов телевизоров нам рассказывают одну правду или несколько, а на самом деле все далеко не так. А многие из тех, кто являются представителями власти, всего лишь марионетки. В романе все это утрировано и переведено на фантастический лад.
Манера изложения несколько напомнила «Человек без лица» Альфреда Бестера. К недостаткам отнесу прямоту действий главных героев в финале романа.
Призрак, 26 июля 2008 г.
Довольно таки необычный роман описывающий нам события не после ядерной войны, а после ее имитации. Именно благодаря такой имитации военные и смогли подчинить людей, превратив их таким образом в почти рабов, которые только и делают, что работают ради них. Кстати довольно удачно описано влияние средств массовой информации на сознание людей. Да и описание жизни людей ничем не уступают. Я считаю, что это вполне хорошо написанное произведение.
shishkinroman, 6 октября 2010 г.
Интересная книга. как я понял с неё матрицу и терминатора немного скопировали. единственное концовка не очень внятная
zubeilo, 21 марта 2008 г.
В книге нет типичных для Дика игр с физикой, зато очень ярко рассматривается влияние на сознание людей извне.