Аркадий и Борис Стругацкие «Почти такие же»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Во всю разгорается эра космонавтики. Аккуратно, шаг за шагом люди выходят в космос. Но молодым курсантам некогда ждать. Им нужны подвиги и нужны уже сейчас. Они не собираются ждать, когда космолёты станут безопаснее, и небо будет готово принять любых желающих. Они готовы пройти любые испытания ради своей мечты.
Первоначально самостоятельный рассказ, который безуспешно предлагался для публикации в журнал «Юность», а затем вошёл в авторский сборник «Путь на Амальтею» (1960).
С 1967 года вошёл в состав повести «Полдень, XXII век».
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Почти такие же
— сборник «Путь на Амальтею», 1960 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
- /языки:
- русский (43), литовский (1), чешский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (37), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- Э. Скурская (1), Й. Тыч (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 11 июня 2022 г.
Ох уж эта непоседливая, торопливая молодёжь, которая вот любой ценой хочет рискнуть жизнью и совершить что-нибудь выдающееся и полезное. Рассказ получился во многом философский и дискуссионный, но лично я склоняюсь, что да — пусть рискуют, жертвуют собой и познают вкус жизни. Конечно же, для многих такой риск станет смертельным, но это лучше, чем сытая гарантированная безопасность — выжившие больше жизнь ценить будут и станут только сильней.
artem-sailer, 6 февраля 2021 г.
Рассказ с говорящим названием. Если я правильно прочитал метафору авторов, то речь идёт о современной на момент написания, любопытной, энергичной, развивающей свои таланты молодёжи, только с поправкой на межпланетное и даже межзвёздное будущее. То есть авторы хотели сказать: вот, они такие же как вы, только живут в другую эпоху. И если вы будете работать и творить с искренней самоотдачей, то это будущее действительно настанет.
Рассказ написан в пору знаменитого противостояния «лирики-физики», и это можно увидеть по отрывочным диалогам на литературные темы. Этакий дух времени.
Этот спор канул в небытие, а предрекаемое авторами будущее, как известно, так и не наступило. Об этом остаётся лишь сожалеть. И перечитывать старые книжки, запечатлевшие чаяния, стремления людей начала космической эры, эпохи подлинного и позитивного энтузиазма.
MarchingCat, 19 октября 2016 г.
Почти такие же. Да что там «почти». На момент написания рассказа, курсанты (студенты) показаны точно такими же, как и учащиеся ВУЗов эпохи написания рассказа. Это сейчас студент сперва получает высшее образование, и уже затем задумывается кем же он хочет и сможет работать. А в те годы идеал был. На кого учился — в основном, по той специальности и работал.
А за исключением этого нюанса (ну и штрихов будущего) — самые обычные молодые люди. Дурачатся, влюбляются, мечтают, переживают. Живут, одним словом, текущей студенческой жизнью. И это здОрово. Всё человеческое можно направить в нужную социальную сторону, но не искоренить (да и не нужно).
Просто молодые люди. И нас были шансы такими стать, так жить. Хотя кто-то со мной и не согласится.
wertuoz, 9 января 2017 г.
Трогательная история про молодость, про стремление быть кем-то, кем-то значимым, сильным, полезным обществу, полезным прогрессу. История о молодом курсанте, который пошел в разрез своим человеческим желаниям в угоду желаниям абстрактным, от того более сложным и несовместимым с человеческими мирскими радостями, которые требуют неимоверных усилий и стараний.
Это история о сложно расставленных приоритетах, приоритетах дружбы, любви и собственных предпочтений. И как именно Кондратьев расставляет эти приоритеты, говорит нам о том, что он делает довольно сложный выбор, в котором кроется некая доля самопожертвования в угоду общественного блага, прогресса и развития. По сути этот парень жертвует своей залихватской молодостью и полностью отдает себе в этом отчет.
Ведь время не пощадит никого из тех, кто захочет заглянуть за видимый горизонт событий. На Земле пройдет несколько тысяч лет, изменится строй, изменятся технологии, само познание о вселенной шагнет далеко вперед, и те юные смелые космологи, которым был дан приказ исследовать ближайшую туманность, уже не будут важны, а их бережно добытые знания не будут так значимы и глобальны. Они вернутся уже в другой мир, в котором у них не останется друзей, родных, знакомых вещей и понятий. Они уходили в космос молодыми авантюристами в поисках знаний, терзаемые любопытством, а вернутся в другое время, в другую жизнь. Ибо даже время относительно во вселенной. И сами студенты это понимают, на полном серьезе ведя философские беседы за обеденным перерывом. Но Кондратьеву на это плевать, ибо он хочет попробовать сделать что-то великое и уверен, что у него это получится.
И, наверное, для нас — детей современности — это неимоверно странное и чуждое решение. Ведь наша реальность уже другая, а наше поколение воспитано уже по другому. Нет вот этого стержня, запала, понимания, идеи, идеи и веры в собственные силы, когда желание что-то изменить или что-то созидать перебарывает любую лень и мещанские мирские удовольствия или блага. Когда студенты каждый день стремятся получить какие-то знания, улучшить свои навыки, чтобы в будущем применять их на практике, получая от собственного занятия душевное удовлетворение. Ведь именно на этом и строится парадигма прогресса, когда человек сам хочет развиваться, когда у него нет ни минуты на лень.
У Стругацких это снова та самая идейная цивилизация будущего, где студенты не ковыряются в носу на переменах, а стремятся стать настоящими героями, не упуская ни дня для достижения своих великих целей.
VAI, 19 июля 2010 г.
Ну почему этот немудреный рассказ хочется читать и перечитывать, снова и снова?..
Просто один день студенческой жизни, обычные парни и девчата, учеба и шутки, мечты и размышления о смысле жизни. Все, как у нас. Только учатся они водить космические корабли, шутят с использованием компьютеров (не забудьте, написано в 1950-м, 50 лет назад!), мечтают о далеких звездах и спорят о том, зачем к этим звездам лететь.
Все это показано в целом фейерверке диалогов, малозначащих фраз, шуток и коротких споров; кроме них в рассказе ничего и нет, но все прорисовывается ярко и четко — и мечты Сергея Кондратьева о дальнем космосе и его переживания по этому поводу и его отношения с друзьями и его несостоявшаяся любовь... И почему же каждое слово цепляет за душу? Ведь не только потому, что я сам был студентом в 60-х... Это — легкий, как бы акварельный набросок мира, еще недалеко ушедшего от нас, еще не доросшего до Мира Полудня, но уже чем-то очень симпатичного и привлекательного. И если дело все же в ностальгии и рассказ интересен, как воспоминание о собственной молодости, то ведь это не наша молодость показана — молодость нашей мечты!
vadim309mail, 1 июня 2015 г.
Я не читал всех произведений, в которых персонажи «Почти такие же» так или иначе фигурируют, поэтому мог что-то упустить. Но, сказать по правде, в данном рассказе они меня жутко бесят. Думаю это из-за того что окажись я на месте одного из персонажей (да в прочем и не только я) выглядело бы это как если бы Вага Колесо прибыл бы с Арканара на Землю. Дело тут не только в излишней идеализации героев. Ну нельзя же рассчитывать, что кто-то, играющий в четырёхмерные шахматы и читающий Хемингуэя, будет столь простодушен как Кондратьев к примеру. Как вообще, они, живущие в утопии, могут понимать и ценить Хемингуэя?
А что до конфликта между Паниным и Кондратьевым, мне кажется он очень актуален и сейчас, как конфликт между пилотируемой и беспилотной космонавтикой. И судя по тому что последний полёт человека на Луну был 43 года назад, история рассудила в пользу первого.
тессилуч, 2 февраля 2014 г.
Прекрасный рассказ о воспитании космолетчиков. Курсанты учатся и работают ради своей мечты о космосе. Обычные студенческие будни и разговоры о звёздах. Только такие увлеченные люди могут их достичь. В земной жизни всё по другому. Даже и не знаю мечтают ли сейчас даже космонавты и астронавты. Или думают только о карьере.
god54, 10 апреля 2014 г.
Если убрать из рассказа всего одну фразу о межзвездном корабле, то получится рассказ из жизни курсантов, готовящихся стать летчиками сверхзвуковых самолетов. Именно так их тогда готовили, именно так они спорили о нужности и ненужности полетов к звездам. И конечно вскользь о первой любви, ссоре и т.п. Может в рамках романа, как часть большого целого, для раскрытия характера героев это и нужно, но как отдельный фантастический рассказ ни в какие ворота.
lubar, 12 марта 2010 г.
Интересный рассказ. Обычная студенческая жизнь. Но немного в будущем (хотя если по времени то это как раза сейчас)
Если считать что действия в Стажерах происходят через 25 лет после рождения Жени Славина, то Сережа вполне мог учится, когда Быков уже совершил свой подвиг по пути на Альматею. Вот только перегрузки были обещаны восьмикратные, а студенческих легендах стали двенадцати кратные.
Тут мы встречаемся еще с молодым Валей Петровым, который в «Частных предположениях» проверит свои гипотезы. Интересно нельзя ли было «Частные предположения» включить в цикл.
Почти отрицательный Панин выступает пророком для Сережи Кондартьева.
Но только читая Моби Дик я кажется понял причины поведения Сережи по отношению к Кате.
morbo, 27 марта 2010 г.
Что хорошего во всех рассказах этого цикла? В отличие от «Туманности Андромеды», в цикле «Полдень, XXII век» все действующие лица являются простыми людьми, не ставящими перед собой столь грандиозных задач и не произносящим пафосных речей. В этом рассказе всё просто — парни и девушки учатся, мечтают о будущей работе, хотят летать на новых, недавно изобретённых, звездолётах. Немного тревожатся из-за высокой скорости научно-технического прогресса и малой скорости полёта межзвёздных кораблей...
Ladynelly, 15 ноября 2008 г.
Стругацкие в этом рассказе прямо ставят вопрос: зачем лететь к звездам? Как нас встретят наши потомки? Каким будет будущее? Нужны ли будут кому-либо результаты экспедиции?
И дают неожиданно очень жесткие и жестокие варианты ответов...
Но в конечном итоге все зависит только от человека.
aps, 8 сентября 2008 г.
Хороший и интересный рассказ, действие которого я все же отнес бы к предполуденному циклу.
Он позволяет в дальнейшем провести сравнение молодежи прошлого и будущего, их жизненные цели, переживания и воспитания. Сравнить и сказать «почти такие же«! И пусть одни -предки, которые строили этот мир, а вторые потомки, которые этот мир улучшают и ведут к новым вершинам. Все равно «почти такие же». Почти, но не полностью. Различия есть. И это различие в жажде к новым знаниям, новым мирам и в стремлении сделать все, что бы их получить. Как мне кажется этого качества больше у Сергея Кондратьева и Евгения Славина, чем у Геннадия Комова и команды.
Kairan, 16 марта 2007 г.
Да, нынешнюю молодежь заботит совершенно другое. :mad: А когда-то они до хрипоты обсуждали, как лучше добраться до звезд, и стоит ли туда лететь, когда на Земле еще не все обустроено. И я еще помню те времена, когда ездил в астрономический кружок во Дворце Пионеров, и вел похожие споры с таким же юношеским максимализмом.
Yazewa, 11 апреля 2008 г.
Светлая вещь, как и все о Мире Полудня. Как хочется видеть вокруг себя таких людей! Как хочется найти в себе что-нибудь от них!
viv, 7 декабря 2007 г.
Молодежь, курсанты, народ юморной и мечтательный. Но прекрасно знающий свою цель в жизни и уже сейчас делающий все, чтобы ее достичь!