fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Почти такие же»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
1144
Моя оценка:
-

подробнее

Почти такие же

Рассказ, год (год написания: 1959); цикл «Мир Полудня»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 157
Аннотация:

Во всю разгорается эра космонавтики. Аккуратно, шаг за шагом люди выходят в космос. Но молодым курсантам некогда ждать. Им нужны подвиги и нужны уже сейчас. Они не собираются ждать, когда космолёты станут безопаснее, и небо будет готово принять любых желающих. Они готовы пройти любые испытания ради своей мечты.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первоначально самостоятельный рассказ, который безуспешно предлагался для публикации в журнал «Юность», а затем вошёл в авторский сборник «Путь на Амальтею» (1960).

С 1967 года вошёл в состав повести «Полдень, XXII век».


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Почти такие же


Похожие произведения:

 

 


Путь на Амальтею
1960 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Возвращение. Полдень, XXII век. — Попытка к бегству
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Далекая радуга
1997 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Полдень, XXII век
2004 г.
Билет в детство
2005 г.
В поисках Странников
2005 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Полное собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Мир Полудня
2016 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полдень, XXII век
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.
Полдень, XXII век. Страна багровых туч. Путь на Амальтею
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
1960-1962. Полдень, XXII век. Стажеры. В наше интересное время
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.
Полдень, XXII век
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Полдень, XXII век
2017 г.
Шесть спичек
2020 г.
Полдень, XXII век
2024 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полдень, XXII век
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)
Maszyna życzeń i inne opowiadania
2022 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эта непоседливая, торопливая молодёжь, которая вот любой ценой хочет рискнуть жизнью и совершить что-нибудь выдающееся и полезное. Рассказ получился во многом философский и дискуссионный, но лично я склоняюсь, что да — пусть рискуют, жертвуют собой и познают вкус жизни. Конечно же, для многих такой риск станет смертельным, но это лучше, чем сытая гарантированная безопасность — выжившие больше жизнь ценить будут и станут только сильней.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ с говорящим названием. Если я правильно прочитал метафору авторов, то речь идёт о современной на момент написания, любопытной, энергичной, развивающей свои таланты молодёжи, только с поправкой на межпланетное и даже межзвёздное будущее. То есть авторы хотели сказать: вот, они такие же как вы, только живут в другую эпоху. И если вы будете работать и творить с искренней самоотдачей, то это будущее действительно настанет.

Рассказ написан в пору знаменитого противостояния «лирики-физики», и это можно увидеть по отрывочным диалогам на литературные темы. Этакий дух времени.

Этот спор канул в небытие, а предрекаемое авторами будущее, как известно, так и не наступило. Об этом остаётся лишь сожалеть. И перечитывать старые книжки, запечатлевшие чаяния, стремления людей начала космической эры, эпохи подлинного и позитивного энтузиазма.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти такие же. Да что там «почти». На момент написания рассказа, курсанты (студенты) показаны точно такими же, как и учащиеся ВУЗов эпохи написания рассказа. Это сейчас студент сперва получает высшее образование, и уже затем задумывается кем же он хочет и сможет работать. А в те годы идеал был. На кого учился — в основном, по той специальности и работал.

А за исключением этого нюанса (ну и штрихов будущего) — самые обычные молодые люди. Дурачатся, влюбляются, мечтают, переживают. Живут, одним словом, текущей студенческой жизнью. И это здОрово. Всё человеческое можно направить в нужную социальную сторону, но не искоренить (да и не нужно).

Просто молодые люди. И нас были шансы такими стать, так жить. Хотя кто-то со мной и не согласится.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трогательная история про молодость, про стремление быть кем-то, кем-то значимым, сильным, полезным обществу, полезным прогрессу. История о молодом курсанте, который пошел в разрез своим человеческим желаниям в угоду желаниям абстрактным, от того более сложным и несовместимым с человеческими мирскими радостями, которые требуют неимоверных усилий и стараний.

Это история о сложно расставленных приоритетах, приоритетах дружбы, любви и собственных предпочтений. И как именно Кондратьев расставляет эти приоритеты, говорит нам о том, что он делает довольно сложный выбор, в котором кроется некая доля самопожертвования в угоду общественного блага, прогресса и развития. По сути этот парень жертвует своей залихватской молодостью и полностью отдает себе в этом отчет.

Ведь время не пощадит никого из тех, кто захочет заглянуть за видимый горизонт событий. На Земле пройдет несколько тысяч лет, изменится строй, изменятся технологии, само познание о вселенной шагнет далеко вперед, и те юные смелые космологи, которым был дан приказ исследовать ближайшую туманность, уже не будут важны, а их бережно добытые знания не будут так значимы и глобальны. Они вернутся уже в другой мир, в котором у них не останется друзей, родных, знакомых вещей и понятий. Они уходили в космос молодыми авантюристами в поисках знаний, терзаемые любопытством, а вернутся в другое время, в другую жизнь. Ибо даже время относительно во вселенной. И сами студенты это понимают, на полном серьезе ведя философские беседы за обеденным перерывом. Но Кондратьеву на это плевать, ибо он хочет попробовать сделать что-то великое и уверен, что у него это получится.

И, наверное, для нас — детей современности — это неимоверно странное и чуждое решение. Ведь наша реальность уже другая, а наше поколение воспитано уже по другому. Нет вот этого стержня, запала, понимания, идеи, идеи и веры в собственные силы, когда желание что-то изменить или что-то созидать перебарывает любую лень и мещанские мирские удовольствия или блага. Когда студенты каждый день стремятся получить какие-то знания, улучшить свои навыки, чтобы в будущем применять их на практике, получая от собственного занятия душевное удовлетворение. Ведь именно на этом и строится парадигма прогресса, когда человек сам хочет развиваться, когда у него нет ни минуты на лень.

У Стругацких это снова та самая идейная цивилизация будущего, где студенты не ковыряются в носу на переменах, а стремятся стать настоящими героями, не упуская ни дня для достижения своих великих целей.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну почему этот немудреный рассказ хочется читать и перечитывать, снова и снова?..

Просто один день студенческой жизни, обычные парни и девчата, учеба и шутки, мечты и размышления о смысле жизни. Все, как у нас. Только учатся они водить космические корабли, шутят с использованием компьютеров (не забудьте, написано в 1950-м, 50 лет назад!), мечтают о далеких звездах и спорят о том, зачем к этим звездам лететь.

Все это показано в целом фейерверке диалогов, малозначащих фраз, шуток и коротких споров; кроме них в рассказе ничего и нет, но все прорисовывается ярко и четко — и мечты Сергея Кондратьева о дальнем космосе и его переживания по этому поводу и его отношения с друзьями и его несостоявшаяся любовь... И почему же каждое слово цепляет за душу? Ведь не только потому, что я сам был студентом в 60-х... Это — легкий, как бы акварельный набросок мира, еще недалеко ушедшего от нас, еще не доросшего до Мира Полудня, но уже чем-то очень симпатичного и привлекательного. И если дело все же в ностальгии и рассказ интересен, как воспоминание о собственной молодости, то ведь это не наша молодость показана — молодость нашей мечты!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал всех произведений, в которых персонажи «Почти такие же» так или иначе фигурируют, поэтому мог что-то упустить. Но, сказать по правде, в данном рассказе они меня жутко бесят. Думаю это из-за того что окажись я на месте одного из персонажей (да в прочем и не только я) выглядело бы это как если бы Вага Колесо прибыл бы с Арканара на Землю. Дело тут не только в излишней идеализации героев. Ну нельзя же рассчитывать, что кто-то, играющий в четырёхмерные шахматы и читающий Хемингуэя, будет столь простодушен как Кондратьев к примеру. Как вообще, они, живущие в утопии, могут понимать и ценить Хемингуэя?

А что до конфликта между Паниным и Кондратьевым, мне кажется он очень актуален и сейчас, как конфликт между пилотируемой и беспилотной космонавтикой. И судя по тому что последний полёт человека на Луну был 43 года назад, история рассудила в пользу первого.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ о воспитании космолетчиков. Курсанты учатся и работают ради своей мечты о космосе. Обычные студенческие будни и разговоры о звёздах. Только такие увлеченные люди могут их достичь. В земной жизни всё по другому. Даже и не знаю мечтают ли сейчас даже космонавты и астронавты. Или думают только о карьере.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если убрать из рассказа всего одну фразу о межзвездном корабле, то получится рассказ из жизни курсантов, готовящихся стать летчиками сверхзвуковых самолетов. Именно так их тогда готовили, именно так они спорили о нужности и ненужности полетов к звездам. И конечно вскользь о первой любви, ссоре и т.п. Может в рамках романа, как часть большого целого, для раскрытия характера героев это и нужно, но как отдельный фантастический рассказ ни в какие ворота.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Обычная студенческая жизнь. Но немного в будущем (хотя если по времени то это как раза сейчас)

Если считать что действия в Стажерах происходят через 25 лет после рождения Жени Славина, то Сережа вполне мог учится, когда Быков уже совершил свой подвиг по пути на Альматею. Вот только перегрузки были обещаны восьмикратные, а студенческих легендах стали двенадцати кратные.

Тут мы встречаемся еще с молодым Валей Петровым, который в «Частных предположениях» проверит свои гипотезы. Интересно нельзя ли было «Частные предположения» включить в цикл.

Почти отрицательный Панин выступает пророком для Сережи Кондартьева.

Но только читая Моби Дик я кажется понял причины поведения Сережи по отношению к Кате.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что хорошего во всех рассказах этого цикла? В отличие от «Туманности Андромеды», в цикле «Полдень, XXII век» все действующие лица являются простыми людьми, не ставящими перед собой столь грандиозных задач и не произносящим пафосных речей. В этом рассказе всё просто — парни и девушки учатся, мечтают о будущей работе, хотят летать на новых, недавно изобретённых, звездолётах. Немного тревожатся из-за высокой скорости научно-технического прогресса и малой скорости полёта межзвёздных кораблей...

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стругацкие в этом рассказе прямо ставят вопрос: зачем лететь к звездам? Как нас встретят наши потомки? Каким будет будущее? Нужны ли будут кому-либо результаты экспедиции?

И дают неожиданно очень жесткие и жестокие варианты ответов...

Но в конечном итоге все зависит только от человека.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший и интересный рассказ, действие которого я все же отнес бы к предполуденному циклу.

Он позволяет в дальнейшем провести сравнение молодежи прошлого и будущего, их жизненные цели, переживания и воспитания. Сравнить и сказать «почти такие же«! И пусть одни -предки, которые строили этот мир, а вторые потомки, которые этот мир улучшают и ведут к новым вершинам. Все равно «почти такие же». Почти, но не полностью. Различия есть. И это различие в жажде к новым знаниям, новым мирам и в стремлении сделать все, что бы их получить. Как мне кажется этого качества больше у Сергея Кондратьева и Евгения Славина, чем у Геннадия Комова и команды.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, нынешнюю молодежь заботит совершенно другое. :mad: А когда-то они до хрипоты обсуждали, как лучше добраться до звезд, и стоит ли туда лететь, когда на Земле еще не все обустроено. И я еще помню те времена, когда ездил в астрономический кружок во Дворце Пионеров, и вел похожие споры с таким же юношеским максимализмом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Светлая вещь, как и все о Мире Полудня. Как хочется видеть вокруг себя таких людей! Как хочется найти в себе что-нибудь от них!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодежь, курсанты, народ юморной и мечтательный. Но прекрасно знающий свою цель в жизни и уже сейчас делающий все, чтобы ее достичь!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх