Эдгар Аллан По «Сердце-обличитель»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой рассказа реализует свою навязчивую идею об убийстве старика — своего соседа.
«Я любил этого старика. Он ни разу не причинил мне зла. Ни разу не нанес обиды. Золото его меня не прельщало. Пожалуй, виной всему был его глаз! Да, именно! Один глаз у него был, как у хищной птицы, — голубоватый, подернутый пленкой. Стоило ему глянуть на меня, и кровь стыла в моих жилах; мало-помалу, исподволь, я задумал прикончить старика и навсегда избавиться от его глаза...»
Входит в:
— цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения» > Рассказы > антологию «Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам», 2019 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne, tom I», 1913 г.
— журнал «Weird Tales, November 1923», 1923 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— антологию «The Midnight Reader», 1942 г.
— антологию «Tales of Terror», 1943 г.
— антологию «The Pocket Book of Ghost Stories», 1947 г.
— журнал «Fantastic, Fall 1952», 1952 г.
— журнал «Startling Mystery Stories, Summer 1966», 1966 г.
— антологию «Thrillers and More Thrillers», 1968 г.
— антологию «Thirteen Tales of Terror», 1971 г.
— антологию «Nightfrights: An Anthology of Macabre Tales That Have Terrified Three Generations», 1972 г.
— антологию «The 8th Fontana Book Of Great Horror Stories», 1973 г.
— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.
— антологию «The Second Book of Unknown Tales of Horror», 1978 г.
— антологию «Haunting Ghost Stories», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century», 1983 г.
— антологию «Racconti Fantastici Dell’Ottocento», 1983 г.
— антологию «Tune in for Fear», 1985 г.
— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.
— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— антологию «Страх», 1993 г.
— антологию «100 Crooked Little Crime Stories», 1994 г.
— антологию «Thrillers», 1994 г.
— антологию «Master's Choice: Mystery Stories by Today's Top Writers and the Masters Who Inspired Them. Volume II», 2000 г.
— антологию «My Favorite Horror Story», 2000 г.
— антологию «The 13 Best Horror Stories of All Time», 2002 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.
— антологию «The Mammoth Book of Body Horror», 2012 г.
— антологию «Psycho-Mania!», 2013 г.
— антологию «Золотая коллекция классического детектива», 2013 г.
— журнал «Histeria 2016/1 (12), styczeń 2016», 2016 г.
— антологию «Сияние во тьме», 2017 г.
— антологию «Spectral Tales: Classic Ghost Stories», 2019 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
Экранизации:
— «Сердце-обличитель» / «The Tell-Tale Heart» 1953, США, реж: Тед Пармли
— «Тайна и воображение: Сердце-обличитель» / «Mystery and Imagination: The Telltale Heart» 1968, Великобритания, реж: Роберт Тронсон
- /языки:
- русский (96), английский (39), испанский (2), итальянский (3), украинский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (137), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Бальмонт (7), Э. Витторини (1), К. Воронцова (1), Б. Лесьмян (2), Е. Малыхина (1), Т. Манувахов (1), С. Мартынова (1), В. Михалюк (5), В. Неделин (26), Д. Пило (1), В. Хинкис (41), В. Шовкун (1), М. Энгельгардт (5), Р. де Навейра (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 8 мая 2020 г.
Как ни странно, я это действительно только сейчас прочитал, не имея ни малейшего представления о сюжете, кроме самого смутного. Хотя это очень известный рассказ. Больше всего удивило, насколько он крохотный по объему – но очень мощный. Погружение в сознание преступника (возможно, психически нездорового), которого замучила то ли совесть, то ли собственный страх — выполнено блестяще. Интересно, кстати, что все происходит как бы в прошлом, будучи воспоминаниями рассказчика (вероятно, находящегося уже в тюрьме) – но при этом потрясающе передан эффект присутствия, словно события происходят в реальном времени, прямо перед нашими глазами.
Paganist, 16 августа 2018 г.
Мистика — не мистика. Детектив — не детектив. Психологический рассказ или ирония? В небольшой новелле намешано столько всего, что жанр определить сложно. Впрочем, пусть жанровой принадлежностью занимаются специалисты. Читателю сразу бросается в глаза типичная манера Эдгара По: блестящий стиль, виртуозное владения языком и мастерское развёртывание сюжета.
Собственно, рассказ иллюстрирует известную поговорку «На воре и шапка горит». Более чем уверен, что в финал произведения — всего лишь следствие из первого абзаца, ибо
Хороший рассказ. Необычный.
Yargaro, 16 марта 2015 г.
В моем представлении это и есть истинный По, не детективы и даже не поэзия, а именно это. Скромный рассказ, не повествующий о подробностях даже того, кто такие главные герои. Это из самых мрачных рассказов автора, один из самых страшных, если вникать, задумываться и переживать прочитанное, разумеется.
Как же поражает та уверенность персонажа в своей вменяемости, а еще больше, его хладнокровность в таком аморальном, негуманном и просто отвратительном действии. А какой мотив? Казалось это самое меньшее, что способно толкнуть человека на убийство, но если каждый из нас задумается о себе, покопается в себе самом. то поймет, что все как раз таки и наоборот. То, что толкает рассказчика (повествование ведется от первого лица) на этот отчаянный, полностью лишенный человечности шаг — это самое малое из того, за что один человек способен убить другого. Этому нет оправдания, но в какой-то мере это можно понять.
Проблема вменяемости и психического равновесия поднимается также и в другом рассказе Эдгара По «Система доктора Смолла и доктора Перрье», где рассказывается о душевно больных людях и о том, на что они способны. Как оказывается и в «Сердце-обличителе» такие люди способны на многое. Полная концентрация и методичность в деле, направленность чувств и мышления на достижении своей цели, какой бы безумной она не казалась нормальным людям — все это свойственно психически больному человеку. Он будет уверять вас, что здоров или вы будете видеть его, как полностью неспособного к логически обоснованным действиям или он вообще не будет показывать каких либо признаков жизнеспособности и понимания происходящего, но все это может оказаться ложью. Мотивы таких людей нам не понятны, мотивацией таких людей есть они сами и их мысли. Но все же, у них есть совесть, им свойственны душевные терзания, они глубоко переживают содеянное и в конце концов не могут этого выдержать.
Этим своим отзывом я ни коим образом не хочу оскорбить душевно больных людей или выказывать какую-то надменность по отношению к ним и уже тем более, у меня в мыслях не было считать их хуже остальных, надеюсь читающие это поймут мою мысль.
Orm Irian, 26 июня 2013 г.
Идеальное описание параноидальной шизофрении... от первого лица. Здесь и навязчивая идея, и продуманность деталей исполнения, которая так часто отличает сумасшедших маньяков — это хладнокровное просчитывание подробностей при самых безумных мотивах. «О нет, я не сумасшедший! Сумасшедший не мог так все продумать!» Это практически самовосхваление своей гениальности в совершении убийства.
И напряжение той ночи. Только сумасшедший мог вытерпеть стоять там, не двигаясь, так долго. Только ради идеи-фикс. И нарастающее напряжение следующего дня... Настолько сильно передано внутреннее состояние!
Как-то не верится, что автор сам вполне нормален, настолько все правдоподобно. Как будто действительно на короткое время проникаешь в голову безумца. Рассказ достоин места в учебнике для психиатров.
KatrinBelous, 16 февраля 2016 г.
Жутковатый рассказ.
Все-таки из-за какой мелочи может прийти в больную голову убить человека! Эта история мне остро напомнила Достоевского с его «Преступлением и наказанием», только с той разницей, что тут убийца считает себя совершенно нормальным и не расскаивается в совершенном. А возмездие за преступление всегда последует, если уж не от правосудия, то от мук нечистой совести.
BroonCard, 11 мая 2015 г.
Что есть истинное сумасшествие — четкое уверенность в собственной нормальности и отвержение факта расстройства, или же неописуемое желание лишить мир от какого-либо противоестественного тебе признака внешней среды. Для каждого, после прочтения сего рассказа, этот вопрос начинает иметь свой ответ.
Эдгар Аллан По как обычно подаёт ситуацию сквозь свою «фирменную», пропитанную мистицизмом и ужасом, призму своеобразного отчаяния. Он вновь сумел вогнать читателя в крепкую атмосферу чего-то запредельно неясного для самого «слушателя повествования» и, «отдавая» нам всё новые и новые страницы, только усилил данное давящее чувство — под конец и сам волей-неволей задумался, насколько нормален я. Ибо тут, где всё дано с таким непостижимым абсурдом, высвобожденном в поступках главного героя, ты, вдаваясь в дебри вопроса нормальности и безумия, начинаешь всё больше и больше размышлять по поводу своего причастия к тому или иному «классу» людей. И ладно если бы мысли были не шибко долговечны, так нет: сопоставляя детали из рассказа да свои поступки из жизни, кое-где находишь чистейшее сопротивление.. а кое-где и сам уже не уверен в собственной ясности ума.
В общем, сильно долго я разглагольствовать не буду — лучше просто прочтите «Сердце-обличитель» и вы поймёте, почему же, задумавшись о главном смысле данного творения можно «зайти» в невозвратные философичные дали, а также почему-таки Сердце — всё же обличитель...
punker, 25 мая 2017 г.
Смотрел классификатор, в нем данный рассказ отмечен по жанру как мистика, ничего мистического в нем не вижу, как любитель саспенса и детекива, вижу в нем задатки психологического детектива, который более развился в середине 20 века.
Эдгар По является отцом-основателем не только классического детектива,но и многих его поджанров.
A.Ch, 23 октября 2016 г.
История убийства от возможных невозможных мотивов и до открытия истинного дела. Скупыми мазками и сильными метафорами. Как расправляющаяся тугосжатая пружина, как медленный ход минутной стрелки до боя часов.
Слышен стук под половицами – что-то рассказывает свою историю, собственную, разоблачающую. Ведь Вы слышите? Слышите?!
Просто и сильно.
Шпион, 14 декабря 2014 г.
Очень мрачно, очень жутко. Всё, как я люблю) Если уж я был шокирован кровожадности По, то что уж говорить о его современниках. Неудивительно, что Эдгар был непопулярен в своё время. Он был рождён раньше лет на сто. «Сердце-обличитель» дал мне возможность узнать, что в литературе допускается описывать жестокое убийство, расчленение и прочий мрак. Говорят, что По — основоположник детектива, но скажу от себя — что и основоположник сплаттерпанка.
ХАРТС, 14 июня 2014 г.
Пять страниц изумительной шизофрении. Эдгар По безумный гений, Тёмный Властелин заблудших душ и демонов, что живут в каждом из нас. Его вклад в литературу ужаса непомерный. Описать шизофреника от первого лица — это самому надо быть сумасшедшим. Поэтому в сотый раз убеждаюсь что, все гении безумцы.
invikto, 26 декабря 2011 г.
Что чувствует убийца в момент совершения преступления? Чем он оправдывает свои ужасные действия? Насколько тяжело ему нести своё нелёгкое бремя? Ответы на эти вопросы можно отыскать в данном рассказе. У автора очень хорошо получилось заглянуть в мрачную душу маньяка и поделиться увиденным с читателями.
События в рассказе протекают неспешно, но потихоньку напряжение нарастает. Внутреннее состояние рассказчика становится подобно натянутой струне, готовой вот-вот порваться, что в конце концов и происходит.
duke, 13 ноября 2007 г.
Гениальный рассказ безумного писателя о «больном» человеке. Достоевский с его Раскольниковым «отдыхает». Самая страшная история у По (имхо). Людям с тонкой психикой читать не рекомендуется.
Dr.Octavius, 28 декабря 2007 г.
Очередное гениальное творение. Все грехи человеческие от его страха. И даже после того, как Главный герой избавляется от источника страха его начинает мучить совесть, которая также проистекает из страха.
Yazewa, 3 марта 2008 г.
Повествование безумца... И ведь проникаешься этим безумием, и тоже ненавидишь этот гадкий птичий глаз, который необходимо любой ценой закрыть... Держите меня, граждане! :eek: