Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.
Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.
Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!
В 50-80-е годы ХХ века в Советском Союзе жанра литературы ужасов не существовало. Только некоторым писателям фантастам удавалось написать произведения близкие к этому жанру. Не всегда это делалось специально, но рассказы оказывали определенное воздействие.
Наиболее часто это получалось у Севера Гансовского, Анатолия Днепрова и Александра Шалимова.
У Гансовского известны рассказы "День гнева"(1964г), "Хозяин Бухты"(1962г) "Стальная змея" (1963г) и "Полигон"(1966г); у Днепрова "Крабы идут по острову"(1959г), "Глиняный бог" (1963г) и "Формула бессмертия"(1962г), а у Шалимова повести "Охотники на динозавров" (1962г) и "Призраки ледяной пустыни"(1967г). По этим произведения создано несколько диафильмов и мультфильм "Полигон" (1977г), а также фильм "День гнева"(1985г).
Хозяин бухты
Также страшные романы написали: Братья Стругацкие "Отель "У погибшего альпиниста" (1970г), Александр Мирер "Дом скитальцев"(1969,1976гг) и Ариадна Громова "Поединок с собой"(1962г), а рассказы Юрий Котляр "Расплата"(1965г), Александр Колпаков "Самуры"(1967г), Герман Чижевский "Гамадриады подстерегают в саду" (1969г) и Ю Тупицын "Дьяволы"(1971г). По произведениям Стругацких и Мирера в 1979 и 1990 годах поставлены художественные фильмы. Сразу как-то видно разделение на две команды.
Самуры
Эти произведения написаны в период оттепели или сразу после неё. В это же время был снят фильм "Вий"(1967г) по Николаю Гоголю.
Затем ужастики снова начали писать и снимать фильмы уже в середине 80-х годов. Это повести и рассказы Е Гуляковского "Шорох прибоя"(1982г) и И Росоховатского "Ураган"(1975г) и "Белые звери"(1981г), а также первые рассказы В Щепетнёва о Черной земле (1990-92гг)
Белые звери
В период перестройки было снято несколько фильмов: "Заклятие долины змей"(1987г), "Господин оформитель" (1988г), "Псы"(1989г), "Феофания, рисующая смерть"(1991г), и другие.
Получается, что в СССР народ разрешалось пугать в основном в период так называемой демократии.
Вчера пересмотрел фильм "Хранитель времени" про альтернативную реальность с элементами Клокпанка. Хотя показаны 1926-28годы во Франции, но местное общество выглядит отсталым. Такое впечатление, что развитие цивилизации искусственно заторможено. Одним из тормозов является уход из кинотеатров фантастики Жоржа Мельеза. Люди потеряли мечту и уперлись в бытовуху. Одновременно читаю тайм-панковскую "Таинственную историю Заводного человека" М Ходдера об альтернативной реальности середины девятнадцатого века.
Для меня оба эти произведения являются переплетением Стим и Клок панка.
Страх перед машинами развился ещё в 19 веке, когда появились паровые машины и шахматные автоматы. Шахматных автоматов было создано несколько. С одним из них сражался даже Наполеон. Конечно в нем был обман, там прятался инвалид, но слава об этом автомате облетела всю Европу. Некоторые писатели психологического направления развивали и поддерживали этот страх. Э Т А Гофман в своем "Песочном человеке"(1815г) вывел бездушую куклу Олимпию, а в рассказе "Автомат" (1814г) говорящего деревянного истукана. Джером К Джером написал на данную тему рассказ "Партнёр по танцам"(1893г), а А Бирс в рассказе "Хозяин Моксона" (1897г) описал бунт шахматного автомата. Бунт машин также описывали в своих произведениях В Брюсов и К Чапек.
В СССР страх перед андроидами также прослеживается в произведениях двадцатых годов. Это Александр Грин со своим Ксаверием из "Золотой цепи"(1924г), хотя принцип его работы явно не связан с часовым механизмом. Шахматный автомат на основе механизмов действует в рассказах Ал. Абрамова "Гибель шахмат"(1926г), В Мазуркевича "Последняя партия" (1928г), Л Кацнельсона "Месть шахматного автомата"(1977г), а у Юрия Олеши в повести-сказке "Три толстяка"(1928г) у куклы наследника Тутти явная часовая механика.
Так что в отечественной литературе также были произведения клокпанкоской направленности.
Strugatzki A. Die gierigen Dinge des Jahrhunderts: Phantastischer Roman / Strugatzki A., Strugatzki B.; Aus dem Russ. von H.Kuebart; Umschlagzeichnung: T.Franke. — [Frankfurt am Maine]: Suhrkamp, 1982. — (Suhrkamp Taschenbuch 827; Phantastische Bibliotek Band 78). — 208 S. — ISBN 3-518-37327-7<800>. — Нем. яз. — Загл. ориг: Хищные вещи века.
Что можно сказать об издании... Помимо того, что в немецком _так_ плохо вычленяются имена собственные...
Часть имен затранслитерирована (Pek Senai, Iwan Shilin, Amad, Wusi и т.д.). Из хоть сколько-то интересного — Riemaier и Pablebridge. И как-то подозрителен мне Sjan Schikuj (который "Неизданный Сянь Ши-куй"). Ляпа — Mus. Рыбари — похоже, Fischern. Чушики — Quatschissimo. А вот "растопырочка" — sexy, что тоже удивительно. Bibberlein — дрожка.
P.S. А этого издания на сайте нет. Мягкая обложка, 17,5 на 10,7 см по обложке.
Стругацкий А. Понедельник начинается в субботу / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Худ. А.Дубовик; Серийное оформление и компьютерный дизайн В.Воронина. — М.: Изд-в АСТ, 2015. — 288 с. — ISBN 978-5-17-093039-5. — Подп. в печ. 04.09.2015. — Заказ 6683. — 7.000 экз.
Что хорошего можно сказать об издании?.. Текст стандартный восстановленный, в послесловии опять упоминаются иллюстрации (в тексте отсутствующие). Название серии скрыто мраком. На Фантлабе считают, что она называется "Книги братьев Стругацких", для себя я ее называю "Магии книг" (сокращение от слогана на обложке: "Магии книг братьев Стругацких подвластны все!").
А об обложке ничего хорошего сказать не получается, потому что обложки "по мотивам "Миров братьев Стругацких"" мне сильно надоели.
Третий номер 1988 года делают те же люди. Тираж на достигнутом уровне -- 200 тысяч экземпляров. В «Галерее» в этом номере представлены репродукции работ замечательного английского художника ПАТРИКА ВУДРОФФА/Patric Woodroffe (внешняя и внутренняя стороны передней обложки и стр. 7, 10, 17, 47, 50). На задней обложке репродукция работы польской художницы ТЕРЕЗЫ ЦЕНЬСКОЙ/Teresa Cieńska.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie LXI 3
Opowidania i nowele
Ian Watson W duchu Lukrecjusza 4
Ludvik Souček Przysięga Hipokratesa 12
Powieść
Larry Niven Pierścień (1) 21
Z polskiej fantastyki
Wojciech Maziarski Wir 18
Komiks
Wilcza klątwa (3)
Krytyka i bibliografia
Recenzje 54
Bibliografia utworów fantastycznych 55
Słownik polskich autorów fantastyki 55
Science fiction 58
Wywiad z Rogerem Caillois 61
Wśród fanów
Nauka i SF
Czas ujemny 62
SF na świecie 62
Film i fantastyka
Chochliki i czarownice 64
Здесь, пожалуй, следует сказать, что в Сети можно найти репродукции работ Патрика Вудроффа в гораздо лучшем разрешении, чем те, что показаны выше. Вот, например: