Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1306

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»

«Чёрный кот»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 13 февраля 2007 г. в 20:03

За этот рассказ я поставлю максимальный балл, потому что у меня появились противоречивые чувства, как сострадание и неприязнь к человеку, снискавшему славу убийцы. И пусть раскаяние у него пришло потом, но что стоило ему подумать, прежде чем совершать столь чёрные преступления?

Оценка : 10
«Прыг-скок»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 13 февраля 2007 г. в 20:01

Вот и доверяй после этого шутам и скоморохам. По стилю похоже на рассказы Лавкрафта, только без излишней «черноты» и мистики последнего. =)

Оценка : 8
«Знаменитость»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 12 февраля 2007 г. в 20:04

Бредовый рассказ, из которого можно вынести только одну светлую мысль, что зазнайство никогда не поощряется. Кроме этого рассказ скучен.

Оценка : 4
«Демон Извращённости»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 10 февраля 2007 г. в 20:08

А ведь бесу противоречия есть одно название, которое никак не может быть иным — Совесть. Что же как не совесть заставляет нас признаваться в том, что мы сделали безрассудного?

Оценка : 8
«Маяк»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 10 февраля 2007 г. в 00:05

А начало было таким многообещающим... Только-только интрига зародилась... :-(

«Коттедж Лэндора»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 16 января 2007 г. в 23:22

Описание местности, пейзажа, домика восхитительны, но не хватает, ох не хватает динамики... Хоть самую малость! 8:-0

Оценка : 7
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 3 ]  +

an2001, 10 января 2007 г. в 08:06

Две трети повести прекрасно и с интересом читается.Несколько смазывает впечатление последняя часть — о таинственных туземцах, живущих на островах близ Южного полюса. А несколько мистическое окончание скорее говорит о том, что фантазии автора пришлось совсем плохо :(

Оценка : 7
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 3 ]  +

Ruddy, 09 января 2007 г. в 20:35

Порой убеждаешься, что некоторые таланты неплохо бы и заполучить. Авось точно также поможет, как и в рассказе. =)

Оценка : 8
«Украденное письмо»
–  [ 3 ]  +

ZiZu, 04 декабря 2006 г. в 13:36

Прекрасные логические рассуждения. По очень интересно обосновал почему логика математиков далека от совершенства. А вот логика, которой пользуется поэт более правдива.

Оценка : 9
«Колодец и маятник»
–  [ 3 ]  +

ivanov, 03 ноября 2006 г. в 02:36

А вот поставлю-ка 6. Написано, несомненно, отлично, читается, несмотря на моё отвращение к этому жанру, с удовольствием. Но ощущения при этом неприятные. Возможно, иногда и стоит читать такое. А может и нет. По крайней мере, перечитывать не намерен.

Оценка : 6
«Ангел необъяснимого. Экстраваганца»
–  [ 3 ]  +

asb, 24 августа 2006 г. в 17:28

Одна из первых историй по Фому неверующего>:-|. Но... при прочтении рассказа закрадыватся мысль, что все приключения героя — просто белая горячка. Уж очень много алкоголя он принимает.

Оценка : 7
«Береника»
–  [ 3 ]  +

asb, 19 августа 2006 г. в 17:33

Творчество Стивена Кинга берёт своё начало от По...и особенно от таких вот рассказов.

Оценка : 10
«Человек толпы»
–  [ 3 ]  +

Nodd, 08 июля 2006 г. в 19:51

Я — человек толпы! Я чувствую это постоянно. Возможно, это только мое, но тогда почему этот человек почти два века назад сказал обо мне?!! Эдгар, согласись, ведь не о «грешках» (Psihea) речь!

Для gams: не страх перед «сам с собой» (это как раз и есть главная задача человека!), а суета толпы, из которой всеж-таки хочешь «вытащить» что-то стоящее, что-то имеющее значение! В чем значение твоей толпы?

Оценка : 10
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 3 ]  +

ozor, 01 мая 2006 г. в 23:54

Один из моих самых любимых рассказов блестящего мастера. Нет идеальных людей, человеку свойственны самые разные поступки по жизни — вопрос в количестве?

Оценка : 10
«Морелла»
–  [ 3 ]  +

ozor, 01 мая 2006 г. в 23:48

Морелла, Береника, Лигейя и другие — целый сонм особей женского пола со сложной судьбой в новеллах Э.По. Надо же, ни одного выстрадавшегося Иван Иваныча ;-)

Оценка : 8
«Человек толпы»
–  [ 3 ]  +

gams, 22 марта 2006 г. в 03:46

Рульное произведени про людей коих особо много в неше время,и те кто бежит от себя-ибо самая страшная кара и мука для них-остатса сам с собой на едине-и они бегут,в толпу,где с трах уходит.Для них-толкотня лучше рая,а тишина-хуже похоронного звона-И По очень хорошо описал это-браво!!!!^_^^_^^_^

Оценка : 10
«Вильям Вильсон»
–  [ 3 ]  +

gams, 22 марта 2006 г. в 03:22

Одно из мощнейших проиведений-бой с самим собой!!!То в чем каждый человек,его сущность,его душа и совесть(меж раем и адом)!!!!^_^^_^^_^И у автора вышло хорошо написать трагедию победы ада...

Оценка : 10
«Остров феи»
–  [ 3 ]  +

gams, 22 марта 2006 г. в 02:48

Прекрасное,фантастическое,«чистое произведение»,о жизни и смерти как логическое продолжение одного другим-цикл,который не должен прирватся иначе придет Великое НИЧТО.Ведь смерть как и жизнь-стороны одной монеты,и из одной рождается другая.Бок о бок...:-[

Оценка : 10
«Лигейя»
–  [ 3 ]  +

v_by, 04 декабря 2005 г. в 19:05

«Труп, повторяю, пошевелился» — мило, мило... Хотя, в общем и целом, чушь.

Э.По сочинил много наивных лирико-мистических рассказулек с непременным шевелящимся трупом в финале. В то время это было круто. ;-)

Лигеия написана искуснее других.

Оценка : 7
«Вильям Вильсон»
–  [ 2 ]  +

Дочь Самурая, 12 марта 2025 г. в 07:32

Интереснейщий рассказ Эдгара По. Тема двойника, тени, доппельгенгера можно сказать классическая. От какого-нибудь Доктора Джекила и Мистера Хайда до Бойцовского клуба. Кстати, кмк, в последнем очень сильно влияние этого рассказа. Но если обычно главный герой хороший или хотя бы неплохой, а его двойник тёмная сущность, соблазняюшая на темные дела, то тут ситуация прямо противоположна. У нас главный герой тёмный и злой, а его двойник — светлый. Казалось бы, какая разница? Но кмк, это коренное различие. Является ли человек изначально хорошим или плохим? Что в нем первично? Добро или зло? Его соблазняет на дурные поступки или он сам по себе склонен к ним? Кажется, По, и сам склонный к различным страстям, считает людей изначально греховными, порочными и лишь иногда в них просыпается совесть.

Финал обрывается на убийстве двойника, который говорит, что вместе с ним умрёт и герой. Здесь имеется в виду духовная смерть потому что в физическом плане герой продолжает жить, здравствовать и делать свои тёмные делишки. Как часто и бывает в жизни.

Оценка : 8
«Король Чума»
–  [ 2 ]  +

darken88, 30 января 2025 г. в 17:45

Когда я слышу сочетание «макабрический рассказ», часто вспоминаю именно эту увеселительную новеллу Э.А. По. Хотя, на сей раз, перечитать ее меня побудил сборник Чамберса, взятый с полки, где также очень горячо и непредвзято говорилось о макабрическом и гротескном. И, мне снова доставили удовольствие приключения двух ротозеев, не заплативших за выпивку, а потому убежавших от хозяев таверны для матросов в самые зараженные уголки Лондона, без приглашения ввалившись на пир Короля Чумы.

Считается, что этот рассказ, по сути сатира на некоторые произведения, в частности «Вивиан Грей» Бенджамина Дизраэли, однако, в отличие от этого забавного в чем-то и чрезмерно растянутого, аристократично-гедонистического произведения, «Король Чума» короток, весел и, одновременно страшен. Он воспринимается, как матросская байка, где герои бахвалятся не столько встречей с демонами Чумы, но своим азартом выпивки, ну а финал, безусловно, намекает и на то, что во-многом — это макабрический и гротескный пьяный бред двух забулдыг. Впрочем, никакого поучительного эффекта рассказ не несет, поэтому все, что произошло — вполне могло случиться и не в зачумленном Лондоне, а хоть на островах Юга, или в снегах Севера — везде, где алкоголь — хорошая потеха для джентльменов, особенно если они не перебирают.

Оценка : 8
«Остров феи»
–  [ 2 ]  +

traveller54, 02 ноября 2024 г. в 14:04

Замечательный рассказ-размышление о природе, красоте и скоротечности жизни. Особенно хороша его художественная часть — о фее на челне. Здесь — ожившая картина природы, в которой из реального буквально выплывает воображаемое и создается ощущение единства яви и грёз. Но — всё скоротечно: картинка возникает и гаснет. Но нет и мрачного оттенка, свойственного многим произведения Э. По, посвященным темам жизни и смерти. Очень тонко, очень лирично.

Оценка : 9
«Вильям Вильсон»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 31 октября 2024 г. в 17:59

Тема двойничества часто присутствует в рассказах По – но больше сокрыто, являясь частью мозаики намеков и неопределенностей, которые и создают в историях мистический налёт. А тут он вывел тему на поверхность, обозначил её четко и ясно. Но, вместе с тем не лишая истории всё той же многозначительной неопределенности и тонких странностей, что, накапливаясь, вызывают тревогу и легкий суеверный страх. В конце концов, жутковатая догадка только крепнет – является ли двойник героя человеком в принципе? – и эта мысль в накале не подтверждается и не отвергается (вот вам рецепт стойкого мистического послевкусия).

Эта же неопределённость играет и на вариативность восприятия. Историю можно воспринимать буквально и реалистично (такое роковое совпадение, усиленное конфликтом детства), можно романтически (двойник как некий дух противоречия, или даже, погибающей совести героя), а можно – да! – психологически, совсем по современному канону. Ведь, возможно, и не было никакого двойника – лишь раздвоение одной личности, психический конфликт с самим собой, всё более разрывающий героя. Мне кажется, современный режиссер, возьмись он снимать экранизацию рассказа, непременно уперся бы в последнюю версию.

Одно, на мой взгляд, несомненно – Эдгар По со своим художественным мастерством привел готическую тему двойников в такой крепкий многогранный вид, что в нём угадываются зачатки многих даже современных (как, например, «Бойцовский клуб») историй о двойниках, моральных падениях и психических расстройствах.

Оценка : 9
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 2 ]  +

David Blain, 27 сентября 2024 г. в 12:58

Это произведение — один из самых знаменитых случаев «ненадежного рассказчика» в мировой литературе.

Многие авторы ниже задавали один и тот же вопрос — что же это за огромная и жгучая обида, за которую Монтрезор так изощренно и зверски отомстил? Попробую и я порассуждать на эту тему.

Первое что я хочу отметить — Фортунато не считает Монтрезора врагом! Ровно наоборот — увидев его на празднике, Фортунато начинает кричать «ДРУЖИЩЕ» и трясти его за руку. Если я считаю кого-то врагом — то я с ним даже разговаривать не стану, и уж тем более не буду орать «ДРУЖИЩЕ», и совсем точно не пойду к нему домой в темный страшный подвал. Даже если между ними была какая-то ссора или обида — Фортунато давно про все забыл. И если остальные не удивляются увидев их вместе — скорее всего остальные об этой обиде тоже давно забыли, или даже не знали о ней.

Итак, осталось только три варианта.

Первый — Монтрезор крайне мнительный человек, и посчитал смертельной обидой то событие, которое Фортунато и остальные даже не заметили, или не придали значения. Более того — похоже его не может вспомнить даже сам Монтрезор!

Второй — Монтрезор психически болен (как впрочем и многие другие персонажи Эдгара По), и эта обида — лишь бред его больного мозга. Как возможно и вся эта история!

Третий — Монтрезор просто завидует богатому, сильному и красивому Фортунато; прямо говорится что Монтрезор из обедневшего дворянского рода, и не пользуется успехом у женщин (скорее всего он некрасив). Он убил Фортунато именно из зависти, а потом, чтобы успокоить совесть, он придумал всю эту историю со страшной обидой, и так часто её повторял, что постепенно и сам в нее поверил.

Но даже если история с обидой подлинная — Монтрезор всё-равно полное чудовище!

Оценка : 10
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 2 ]  +

Нэнбала, 08 августа 2024 г. в 12:55

Один из моих самых любимых рассказов у По. На мой взгляд, в нем сошлись все те элементы, обычно раскиданные по разным произведениям, которые у него получаются лучше всего. Это и «рассказ-катастрофа», основанный если и не на реальных событиях, то с привязкой к действительно существующим местам и явлениям. Немалый акцент здесь сделан на душевном состоянии рыбака-авантюриста на грани гибели. Обычно рассказчик у По – интеллигентный джентльмен из высшего общества, чувствительный и романтически настроенный, здесь же значительная часть повествования ведется от лица бывалого моряка, впечатлить которого – и это ощущается – не так просто, поэтому переход его мыслей от задачи выживания к благоговению перед силой стихии производит на читателя куда как более сильное впечатление. Достаточно в рассказе и «готики», присущей По образности – полная луна в просвете штормовых туч, радуга над бездной посреди бушующего моря… Красиво. И эта красота – не самоцель, чем отличаются некоторые ранние произведения По, она именно поддерживает, органично дополняет повествование. Наконец, здесь есть и «торжество человека», «торжество науки» — вера в то, что человек, вооружившись логикой и знанием, способен – пусть и не без помощи удачи – вырвать свою жизнь из лап стихии, изменить судьбу. Лейтмотив о разуме, развеивающем тьму, в произведениях Эдгара По тоже звучит постоянно, и в «Низвержении…», на мой взгляд, одна из наиболее удачных его реализаций.

Кажется, этот рассказ я перечитывала раза три, в разные периоды своей жизни – и каждый раз он заново меня очаровывал. Рекомендую.

Оценка : 9
«Сфинкс»
–  [ 2 ]  +

Нэнбала, 02 августа 2024 г. в 23:34

Не самый удачный, на мой взгляд, рассказ у По. Здесь явно первой была придумана мораль – а вот с сюжетом, который должен был мораль отразить, что-то пошло не так. Идея хорошая: многие суеверия и народные придания родились из того, что у страха глаза велики – наука поможет преодолеть этот страх. Но сама ситуация, иллюстрирующая зарождение очередного мифа, какая-то странная. Если По желает провозгласить торжество логики и естествознания, стоило бы учесть тот факт, – сейчас поумничаю – что бинокулярное зрение человека в нормальном состоянии отлично позволяет определить расстояние до предметов и их расположение относительно друг друга – это залог выживания людей как вида, не меньше. Так что ту загадку, которую в финале блестяще решил друг рассказчика, читатель сам решить не сможет по вине автора – меня это немного расстроило (ожидала какой-нибудь экзотический экскаватор, эх). Но даже зная ответ и проведя некоторое время в гугле, рассматривая этот «ответ» со всех сторон – соотнести описание с увиденным удается с очень большим трудом, и то не целиком. Так что интрига в рассказе достигнута, я считаю, не честным путем – но интрига все равно держала, подгоняя читать быстрее, так что рассказ в целом оцениваю средне.

Оценка : 7
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 2 ]  +

strannik102, 30 мая 2024 г. в 06:04

По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там...

Этот единственный роман Эдгара По с полным правом относят к фантастике. Хотя с не меньшим правом его можно отнести и к маринистике, и к путешественным книгам, и мимо некоторой доли хоррора не проскочишь, и триллера здесь хватает. Не говоря уже о натурализме. А всё дело в том, что мистер По сумел все эти жанры сюда поместить таким образом, что они ничуть друг другу не мешают и не выпихивают один другого из книжной формы.


Начинается книга вполне реалистично и довольно долго так и продолжается, постепенно приобретая черты триллера и приключенчества. Это примерно первая четверть романа, в которой мы знакомимся с его главными героями и отправляемся вместе с ними в морское путешествие. Довольно скоро превратившееся в череду испытаний и бедствий, кораблекрушений и даже людоедства.

Затем мы просто находимся в теме географических открытий и путешествий, знакомясь с их историей и географией. И постепенно наше морское путешествие начинает приобретать черты фантастики — это когда наши друзья оказываются в самых южных широтах, настолько южных, что они уже вполне имеют право называться полярным районом. И вот тут уже пошла волна и фантастики, и фантасмагории, причём к концу книги герои попадают в такую ситуацию, из которой сложно было бы найти разумный выход. И мистер По не стал заморачиваться поисками достойного финала, попросту перескочив к эпилогу, из которого мы просто понимаем, что как-то друзья из переделки выбрались.

Немного покоробило, что когда автор описывает историю поисков южного полярного материка (мы его знаем как Антарктиду), то рассказывая о плаваниях Кука и прочих мореплавателей, он вообще не упоминает о экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, хотя на тот момент она уже состоялась и Антарктида была фактически открыта. Возможно Эдгар По попросту не знал об этом обстоятельстве…

Оценка : 8
«Трагическое положение. Коса времени»
–  [ 2 ]  +

Groucho Marx, 24 мая 2024 г. в 11:08

Как уже отмечали, рассказ является пародийным дополнением к памфлету «Как писать рассказы для Блэквуда». Но — не только. Здесь мы видим первый набросок к шедевру Эдгара По «Колодец и маятник», поскольку «коса времени» описана — правда, в несколько ином виде — и в более поздней новелле.

Разумеется, это в первую очередь упражнение в манере «черного юмора», однако «как бы смешной» рассказ содержит нечто большее. Тема неотвратимо, механически, безлико и безморально приближающейся смерти — очень важный мотив творчества Эдгара По в целом.

Оценка : 7
«Фолио-клуб»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. в 19:19

Рамочная история к условному циклу «байки клуба Фолио». Слегка юмористическое описание вымышленного клуба, участники которого обязаны регулярно радовать товарищей интересными историями, причем автор лучшего рассказа получает награду и избирается временным председателем, а автор худшего – проставляется на всю компанию. Достойный почин, и конкурсы интересные. Все это, как водится, наверняка содержит кучу каких-то отсылок к современникам и знакомым автора, но нам таковые вряд ли будут понятны без подробных комментариев. Сами рассказы, “входящие” в условный цикл, абсолютно ничего друг с другом не связывает, а потому и рассматривать их вместе не вижу смысла – объединяли их в сборник уже без всякого участия автора и в основном после его смерти. Сам По включил в истории клуба только один рассказ «Метценгерштейн».

Оценка : 6
«Падение дома Ашеров»
–  [ 2 ]  +

Селеста, 15 октября 2023 г. в 11:33

Моё знакомство с Эдгаром По началось с поэзии — мрачной, пропитанной безумием. «Падение дома Ашеров» же стало первым шагом в мир его прозы. И не скажу, что шагом головокружительным. И дело вовсе не в том, что рассказ устарел. Без сомнения, читать его сложно из-за громоздкого языка, свойственного литературе тех лет. Однако если, к примеру, «Поворот винта» Генри Джеймса, написанный в том же столетии и столь же тяжёлым для восприятия языком несёт в себе историю, атмосферу, идею и смысл, то «Падение дома Ашеров» кажется мне пустоватым. Или взять рассказы Говарда Лавкрафта, написанные по тому же лекалу нагнетания страха перед неизведанным — не все они удачны, но в большинстве своём цепляют сильнее. «Падение дома Ашеров» несомненная классика жанра, с которой обязательно стоит ознакомиться, если вы поклонник творчества того же Говарда Лавкрафта или Ширли Джексон, но не стоит ждать чего-то крышесносного. Возможно, не хватило объёма: герой только-только приехал, и вот уже три страницы спустя сестра-близнец Ашера умирает от неизвестной, а ещё через две страницы мы узнаём, что на самом-то деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поехавший Ашер похоронил её живой.
А проклятие, висевшее над домом Ашеров, то ли было, то ли нет. Очень мало, очень скупо — невозможно за пятнадцать страниц (одну из которых занимает стихотворение) раскрыть такую историю и, тем более, заставить читателя ею проникнуться. И даже для вполне простой идеи упадка аристократии, которую Эдгар По вложил в свой рассказ, не хватило страничного объёма. Семь рыцарей из десяти.

Оценка : 7
«Свидание»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 05 августа 2023 г. в 21:28

Рассказ оставил странное впечатление. Делится он на две неравнозначные части. В одной рассказчик делится впечатлениями от необычной и драматичной сцены, свидетелем которой стал в Венеции. Маленький ребенок богатой графини упал в воду канала, и слуги тщетно пытаются спасти наследника. Но помощь приходит с неожиданной стороны. Странная история, которую мы видим очевидно не с начала и не до конца, и можем лишь строить догадки обо всем, что осталось за кадром. Затем следует продолжение – личная встреча рассказчика с одним из участников той самой сцены в неформальной обстановке. Интересна очень ярко показанная вычурная, душная обстановка, где роскошь интерьеров дополняется столь же причудливыми цветастыми отрывками стихов и пафосными фразами. Финал с мрачным трагическим вот-это-поворотом в духе романтизма – ну, уже даже и лишний, как мне показалось, после предыдущих усилий автора по созданию обволакивающей атмосферы.

Оценка : 6
«Чёрный кот»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 01 февраля 2023 г. в 21:12

Отличный по литературному качеству рассказ. Мистика в рассказе приговоренного к смерти преступника плавно переходит в хоррор. При этом обыденная и легко представляемая ситуация — будни пьяницы, потом мучителя животного, а потом — убийцы, представлены очень наглядно, а сочувствие, которое невольно создаётся у читателя к несчастному Плутону и супруге падшего грешника вполне искреннее.

В общем как развязка, так и уровень изложения рассказа безусловно сделаны с вдохновением и талантом.

Оценка : 9
«Трагическое положение. Коса времени»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г. в 12:57

Это сугубо пародийная вещь, конечно – которую стоит читать вместе с «Как писать рассказ для Блэквуда». Стилизация под определенный тип литературы, популярный в модных журналах того времени. Самое смешное, что автора этой пародии читают и знают до сих пор, а вот пародируемых им современников – навряд ли. Вряд ли кто-то внесет данный рассказ в число лучших творений По, но он определенно необычен для автора и заслуживает ознакомления.

Оценка : 7
«Колодец и маятник»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 19 ноября 2022 г. в 00:29

Хороший атмосферный рассказ. 1808 год, испанская инквизиция, психологические и физические пытки, безнадежность и крысы, полчища крыс. Ужас. Удивительно то, что Антуан Лассаль реальный персонаж и он со своей армией действительно вошли в Толедо в этом году. Его Эдгар По рисует как спасителя. Хочу теперь почитать про испанскую инквизицию и действительно ли она лютовала в 1808 году.

Оценка : 9
«Четыре зверя в одном»
–  [ 2 ]  +

Iricia, 05 января 2022 г. в 02:43

Причудливый, красочный, и откровенно комический под конец рассказ. Если в начале он выглядит как попытка визуализировать перед зрителем улицы и атмосферу древнего города, то в конце звучит как откровенная насмешка над толпой и обществом, которая готова превозносить власть имущего за всё, что угодно, включая трусость и будущие «заслуги» авансом.

Оценка : 7
«Тень. Парабола»
–  [ 2 ]  +

Iricia, 05 января 2022 г. в 02:25

У По рассказы, связанные с Чумой, Смертью и людьми, которые сталкиваются с ними очень атмосферные. Вот и тут может и нет особого сюжета, но написан он очень красочно и жутко и мурашки после себя оставляет.

Оценка : 6
«Бон-Бон»
–  [ 2 ]  +

Iricia, 26 декабря 2021 г. в 05:29

Рассказ особо может и блещет, но меня почему-то изрядно концовка позабавила: надо же уметь так неудачно заключать сделки, что даже черту стало неудобно соглашаться так облапошить героя.

Оценка : 5
«Поэтический принцип»
–  [ 2 ]  +

Paganist, 08 июля 2021 г. в 20:24

Актёры-неудачники преподают актёрское мастерство. О том, как заработать миллионы, учат аферисты без копейки за душой. К счастью, По отнюдь не был бездарем, поэтому имел полное право рассуждать о поэтическом принципе. А именно о том, что есть основное в поэзии, а что второстепенное, что важное и на что обращать внимание в последнюю очередь. По блестяще аргументирует свои обычно оригинальные идеи и привычно критикует узколобых «ценителей поэзии». В целом, любопытное эссе, которое лучше помогает разобраться во вкусах и предпочтениях Эдгара По.

Оценка : 8
«Дневник Джулиуса Родмена»
–  [ 2 ]  +

Paganist, 16 марта 2021 г. в 14:56

Тему для рассказа (который по объёму скорее повесть) По выбрал интересную. В первой половине XIX столетия на Земле ещё хватало белых пятен на карте. Что уж говорить о XVIII веке! В той же Северной Америке хватало уголков, куда не ступала нога белого человека.

По демонстрирует прекрасную осведомлённость об истории исследований Дикого Запада и Скалистых гор в частности. И походные записки виделись прекрасной иллюстрацией красот дикой природы Северной Америки. Ведь во времена По западное побережье вместе с Калифорнией были крем географии и таким захолустьем, о котором мало кто к востоку от Миссисипи что-то знал. Разумеется, приключенческая повесть должна была заинтересовать читателя. Но вот беда, сам По потерял в ней интерес, как только был уволен из журнала, где работал и где публиковал «Дневник...».

Особых художественных достоинств у повести нет. Слог автора в этом произведении непривычно для По сух и лаконичен. Впрочем, описания природы удались, и река Миссури хорошо представлялась в моей голове. С другой стороны, повествование скачкообразное. Приводятся лишь отдельные фрагменты дневника путешественника, а многое, видимо, за ненадобностью опущено. И это как раз мешает восприятию. Может, По сам осознал это и потому забросил повесть, не веря в её потенциал?

Оценка : 7
«Система доктора Смоля и профессора Перро»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 16 декабря 2020 г. в 22:12

Как бы вы повели себя, если б вдруг по воле судьбы оказались среди сумасшедших? Предвижу как минимум три типа реакции. Кто-то испуганно вздрогнет и сделает непроизвольный защитный жест, другой, наоборот, ехидно улыбнется и довольно потрет руки, третий же скучным голосом сообщит, что он всю свою жизнь окружен сумасшедшими и уже привык к этому. Ну, если вам точно известно, кто тут сумасшедший, дело значительно упрощается. А сможете ли вы отличить психически-здорового человека от больного?

Персонаж данной новеллы Эдгара По не смог и из-за этого чуть было сам не угодил в сумасшедший дом. Вернее, попал он туда вполне добровольно, руководствуясь исключительно нездоровым интересом к заведениям данного типа. А попав туда, не сразу сообразил, кто там сумасшедший. Потому что сумасшедшие — тоже люди и зачастую ведут себя вполне здраво. Заметить странности в их поведении сможет далеко не каждый желающий. Поведение человека слишком разнообразно и уникально, чтобы можно было с уверенностью сказать, нормально оно или аномально. Часто бывает, что больные люди ведут себя более адекватно, чем иные здоровые. Возьмите, хотя бы, некоторых «телезвездных» артистов. Порой отдельные их капризы или желание покрасоваться перед аудиторией выглядят как последняя стадия психического заболевания. Я еще помню скандал, который устроил Киркоров в 2004 году на пресс-конференции в Ростове. Рассердившись за вполне уместный вопрос журналистки о римейках, он вдруг сказал: «Вы мне надоели! Меня раздражает ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон!» и потребовал, чтобы девушка покинула зал. Сказать, что его слова вызвали настоящий шок у окружающих, — значит, вообще ничего не сказать! Такую реакцию известного певца вряд ли назовешь нормальной и адекватной. Собственно, она и разрушила его карьеру. Или другой пример. Известный рок-кумир 80-х Андрей Макаревич в 2014 вдруг решил съездить с концертом к украинским националистам. Это уже, по крайней мере, странно: что он забыл среди этих нелюдей, патологически ненавидевших русских и хладнокровно убивавших мирное население Донбасса? Но артист пошел гораздо дальше простой глупости, публично назвав Россию агрессором, а ее население — ничего не понимающим в искусстве быдлом. И это при всем при том, что это самое население обожало и боготворило его! Если присовокупить к этому поведение отдельных личностей в период нынешней пандемии, явно можно спутать их с пациентами психлечебниц.

Как видно, установить наличие у человека отклонений в психике не так-то просто. Даже психиатры не всегда могут это сделать с уверенностью. В их лексиконе не так много названий для подобных расстройств. Кретина, дебила и имбецила можно еще как-то вычислить по внешнему виду — тут дефективность ума в прямом смысле отражается на лице больного. Но шизофреника и параноика можно только ЗАПОДОЗРИТЬ на основании весьма длительного наблюдения за его поведением. Собственно, большую часть времени они ведут себя как нормальные люди, срываясь на разного рода неадекватности в определенных ситуациях. Почитайте, к примеру, знаменитый роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Там вполне здоровый человек попадает в психлечебницу, чтобы «откосить» от суда. И быстро понимает, что он мало чем отличается от настоящих больных! Кто же тогда сумасшедший в этом обществе?! Автор оставляет читателя без ответа, намекая лишь на то, что инвалидами людей делают обстоятельства их жизни. Подобные вопросы звучат и в «Играх разума» Рона Говарда. Фильм основан на вполне реальной биографии нобелевского лауреата по экономике Джона Нэша, сошедшего с ума на почве шпионской страстей времен 50-х годов. Самое ужасное, что этот человек понимал свою ущербность, но не всегда мог отличить больные фантазии своего разума от жестокой реальности...

Финал эдгаровской новеллы оптимистичен: сумасшедшие наказаны за свою выходку, и в лечебнице восстановлен покой и порядок. Но в жизни чаще бывает как раз наоборот: сумасшествие растет как снежный ком, пока не приводит к трагедии. Не только потому, что какой-то чиновник допустил преступную халатность в исполнении своих обязанностей, а еще и потому, что выявить всех сумасшедших просто не представляется возможным. Они буквально во всех сферах занятости: от дворника до президента. В болезни кого-то из них виновата наследственность, другие сходят с ума от горя и страданий, а третьи становятся ненормальными от слишком ХОРОШЕЙ и легкой жизни, которая им досталась совсем не по заслугам. Независимо от причин болезни, лечить ее так и не научились: слишком плохо мы понимаем, как работает наше сознание...

---------

ИТОГ: печальный этюд о том, как сложно в нашей жизни отличить сумасшедших от обычных людей. Потому как психические болезни — и не болезни вообще, а вариативные аномалии в поведении человека.

Оценка : 8
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 05 декабря 2020 г. в 19:43

Впервые я прочитал данный рассказ, когда еще учился в 6 классе, поэтому мало чего в нем понял. Почему-то мне тогда показалось, что речь в нем шла о Гольфстриме — самом известном морском течении нашей планеты. Наверное, известную путаницу тут внес только что вышедший на экраны фильм «Капитан Немо» советского режиссера Василия Левина: его герои, сбегая с «Наутилуса», попадают в Гольфстрим и чуть было не погибают в одном из его водоворотов. Эта картина так живо стояла перед моими глазами, что я без колебаний перенес ее и на Мальстрём Эдгара По. На самом деле, Мальстрём (точнее, Москестрём — «течение у острова Моске») — это система турбулентностей внутри Вест-Фьорда — широкого морского залива между северо-западным побережьем Норвегии и Лофотенскими островами. Возникают эти водные аномалии во время прилива, а их мощь определяется плавно-сужающейся формой залива. Конечно, водоворот не так велик и могуч, как это описано в рассказе, но всё же представляет собой нешуточную угрозу для малых и средних судов. Но автору он понадобился совсем для другой цели — показать первозданную дикость океана, которую человек не в силах укротить, несмотря на все свои технологии. На нашей планете, утверждает писатель, всегда найдется такой уголок, где все достижения человеческой цивилизации не будут иметь никакого значения. Подобный мотив звучит и в самом знаменитом романе Конан-Дойля «Затерянный мир». Даже в наши дни эта мысль не потеряла своей актуальности. Человек в своем высокомерии совершает множество разных глупостей, расплачиваясь за ошибки собственной жизнью. Я имею в виду не его хозяйственную деятельность, а т.н. «экстремальный отдых», т.е. скитания по планете в поисках приключений (так и хочется добавить: «на своё интимное место»). Еще свежи воспоминания о трагедии, развернувшейся в 1996 году на склонах высочайшей вершины планеты — Джомолунгмы. Кое-кто посчитал тогда, что гора уже достаточно обжита и освоена, чтобы можно было проводить на ее склонах платные экскурсии для всех желающих. Иллюзия стоила жизни семерым восходителям, один из которых был профессиональным альпинистом. Природа показала человеку, что он царь, но отнюдь не властелин этого мира. Думаю, нам не следует об этом забывать никогда.

----------

ИТОГ: леденящий душу рассказ о противостоянии человека и морской стихии. Человек выжил только затем, чтобы рассказать об этом другим и предупредить их: с природой шутки плохи!

Оценка : 8
«Повесть крутых гор»
–  [ 2 ]  +

Yarowind, 29 октября 2020 г. в 14:21

Рассказ о переселении душ, видениях и путешествиях в прошлое. Сейчас читается с улыбкой, но в середине 19 века наверняка впечатления были другие.

Оценка : 6
«Остров феи»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 10 октября 2020 г. в 17:32

Маленькая зарисовочка, где рассказчик, наблюдающий за природой, видит кое-что не совсем обычное на реке, что заставляет его задуматься о неких серьезных вещах. Как часто у этого автора, лирика сочетается с размышлениями о жизни и смерти, и прочим «господа, тщетно бытие!». Впрочем, в его годы это было очень модно и даже свежо.

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 19 мая 2020 г. в 17:44

Интересный рассказ, один из основоположников современного детективного жанра (так считается). Рассказчик вспоминает, как его друг, Огюст Дюпен, обладатель редкого аналитического ума, раскрыл поставившее полицию в тупик загадочное преступление на улице Морг – двойное убийство, совершенное с особой жестокостью, после которого преступник словно растворился в воздухе.

Хотя развязка интриги сейчас уже не является секретом (ну классика, сто раз обыгранная в литературе и на экране), однако следить за ходом мысли главного героя крайне интересно – а потом находить подтверждения его догадкам.

Оценка : 8
«Падение дома Ашеров»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 19 мая 2020 г. в 17:41

Трагическая, мрачная и преисполненная символизма новелла про визит главного героя к своему другу – наследнику угасающего древнего рода. Родерик Ашер живет в уединенном древнем замке на краю озера, в компании обожаемой сестры и немногочисленных слуг. Но над всем этим домом словно нависает какая-то мрачная тень, заставляющая последних Ашеров необратимо угасать. Леди Мэдилейн медленно умирает от неведомого недуга, а ее брат все больше погружается в бездну черной меланхолии. Трагедия достигнет своей неожиданной развязки в одну грозовую ночь…Отборная классика готической литературы, очень поэтично, зловеще, наполнено атмосферой упадка, деградации и неминуемой погибели.

Оценка : 8
«Маска Красной смерти»
–  [ 2 ]  +

Zombie 1st class, 19 мая 2020 г. в 17:34

«...и с последним из них угасла жизнь эбеновых часов, потухло пламя в жаровнях, и над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Красная Смерть.»

Очень поучительная [выглянув за окно: еще какая!] история о том, как в разгар эпидемии князь Просперо со своими придворными укрылся в горной крепости, намереваясь там, в безопасности и роскоши пересидеть бедствие, предаваясь пьянству, разврату и безудержному веселью, пока подданных косит чума. Но однажды, ровно в полночь, на очередной веселый бал-маскарад явился странный гость в необычном облачении. Кто он, и как попал в закрытый дворец?

Один из самых страшных и леденящих душу из рассказов По, на мой вкус. Был экранизирован (вместе с рядом других рассказов) в одноименном фильме 1964 года с Винсентом Прайсом — кино отличное, всем рекомендую. Рассказ также упоминается и играет важную символическую роль в романе Дэна Симмонса «Террор».

Оценка : 9
«Система доктора Смоля и профессора Перро»
–  [ 2 ]  +

Doerty, 28 января 2020 г. в 13:34

Отечественному читателю сложно не воспринимать произведение как пророчество о грядущих тоталитарных режимах, подчас столь же экстравагантных, сколь и жестоких, о революциях безумных интеллектуалов. Однако современность диктует новое прочтение, и в этом смысле весьма любопытна осуществлённая Брэдом Андерсоном экранизация, известная у нас под названием «Обитель проклятых». В оригинале она названа по имени одного из центральных персонажей, «Элиза Грейвз», пациентки, чьё душевное расстройство усилил травматический брак с лордом-психопатом и варварские методы лечения. Один этот образ позволяет судить об осуществлённом с позиций нынешних представлений переосмыслении сюжета По, с ревизией старосветской эпохи с её лицемерием, жестокостью и пренебрежением к правам личности, царящими под прикрытием добропорядочности, хороших манер и незыблемости нравственных ориентиров. В соответствии с этой трактовкой, среди постояльцев сумасшедшего дома, помимо по-настоящему буйных и опасных субъектов, немало и совершенно безобидных меланхоликов, чудаков или людей, страдающих «неизлечимым гомосексуализмом».

Если у По бунт пациентов стал возможен благодаря тому, что медики практически ничем не ограничивали их свободу, то в ленте Андерсона, напротив, он обусловлен стремлением больных избавиться от невыносимых страданий и защитить поруганное чувство собственного достоинства. Эта история о психиатрической лечебнице, в которой даже сумасшедшие оказываются лучшими руководителями, чем доктора, предстаёт символом революционных катаклизмов XX века, чьё наступление в фильме победившие безумцы приветствуют, устроив символическое сожжение обломков свергнутой власти.

Сюжет о законных правителях, не способных эффективно и справедливо управлять своим народом, угнетающих своих подданных и при этом вынуждающих их проявлять худшие пороки человеческой природы весьма актуален и для нашего времени, в особенности для тех наших сограждан, что продолжают борьбу за то, чтобы среди власть предержащих наконец прервалось чередование здравомыслящих негодяев и искренних безумцев.

Оценка : 8
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ 2 ]  +

Doerty, 27 января 2020 г. в 23:49

Довольно любопытная интерпретация темы самоуверенного учёного, вторгающегося в пределы, куда не следует входить смертному. По сути, эксперимент не оборачивается серьёзными последствиями

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(мсье Вольдемар умирает, как ему и полагалось)
, однако читатель ощущает неестественность происходящего с учёными мужами, словно заменившими у смертного одра скорбящую родню и священника, отсутствие и у наблюдателей, и у самого умирающего если не страха- что может вызвать скорее уважение, -то всякого почтения перед роковой чертой, ощущения торжественности перехода в иной мир, сожалений, раскаяния и сочувствия. Пожалуй, единственным следствием проведённого опыта стал своеобразный духовный шок героев, ощутивших, что бытие не является исследовательской лабораторией, что в нём присутствует нечто, не подвластное научному гению прогресса.

Оценка : 8
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 2 ]  +

Paganist, 30 ноября 2019 г. в 16:52

Зрелый По прекрасен тем, что в его рассказах меньше красивости и вычурности, а больше сути. То есть, конечно, слог его привычно безупречен, но он всецело подчинён идее и замыслу. Данный рассказ это наглядно демонстрирует. Собственно, сама история не столь уж и оригинальная, если не учитывать ключевую сцену. Но подана она (история) мастерски. Понятное дело, что по части «деталей дела» можно отыскать нестыковки и даже ляпы, но показалось, что сам тон повествования — несколько ироничный. А потому уж слишком серьёзно происходящее воспринимать, пожалуй, не стоит.

Как кажется, в этом рассказе По предвосхитил тип «случайного детектива», каким является знаменитая мисс Марпл Агаты Кристи.

Оценка : 8
«Маска Красной смерти»
–  [ 2 ]  +

sato4i, 26 июня 2019 г. в 13:26

Классика ужасов. «Классика»... Этим сказано многое: уже не страшно, с новинками не потягается, но, чёрт возьми, такую атмосферную вещь надо ещё постараться написать! Особенно хорошо, если не рассматривать рассказ как аллегорию. В форме мистической истории он очарователен, а символизм это скучно.


  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»



⇑ Наверх