Эдгар Аллан По «Береника»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Частый сюжет Эдгара По: кузен влюблен в свою кузину. Оба они тяжело больны, больны душевно.
Когда-то Береника была красавицей и любила кузена, он же полюбил ее только теперь, когда она до неузнаваемости переменилась.
Они — двое душевнобольных молодых людей — решают пожениться. Накануне бракосочетания случается ужасное...
Входит в:
— условный цикл «Tales of the Folio Club»
— сборник «Гротески и арабески», 1839 г.
— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.
— антологию «The Second Omnibus of Crime», 1931 г.
— журнал «Weird Tales, April 1932», 1932 г.
— антологию «Best Horror Stories», 1957 г.
— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.
— антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.
— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.
— антологию «Histoires étranges et récits insolites», 1965 г.
— антологию «The Nightmare Reader», 1973 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 1», 1986 г.
— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.
— антологию «Lovers & Other Monsters», 1992 г.
— антологию «The Second Daedalus Book of Decadence: The Black Feast», 1992 г.
— антологию «100 Hair-Raising Little Horror Stories», 1993 г.
— антологию «Ловец человеков», 1993 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «100 Wild Little Weird Tales», 1994 г.
— антологию «Bodies of the Dead and Other Great American Ghost Stories», 1995 г.
— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.
— антологию «Гость Дракулы и другие истории о вампирах», 2007 г.
— журнал «Супер Триллер №8 (131)», 2007 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
— антологию «Красная книга вампиров», 2009 г.
— антологию «Трактат по вампирологии доктора Абрахама Ван Хельсинга», 2009 г.
— антологию «When Churchyards Yawn», 2012 г.
— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
— антологию «Расследования в английском стиле. Сборник классического детектива», 2020 г.
- /языки:
- русский (106), английский (20), французский (4), итальянский (1), украинский (5), польский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (131), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Адамышева (1), К. Бальмонт (6), Ш. Бодлер (2), Ф. Гримберг (1), И. Гурова (47), Е. Дудка (1), Б. Лесьмян (1), Ю. Лисняк (2), С. Мартынова (1), В. Михалюк (4), В. Неделин (29), О. Українець (1), О. Федорченко (1), М. Энгельгардт (5)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 11 августа 2023 г.
Вот этим рассказом По меня сумел удивить. Ожидал я очередного готического меланхоличного бубубу в духе «Элеоноры» или «Дома Эшеров» (ничего не имею против, такое тоже люблю). А получил весьма криповенький психо-ужастик, вполне пугающий даже по прошествии стольких лет. Хотя по первым страницам этого и сказать нельзя. Завязка традиционная для автора вообще: астеничный и впечатлительный герой, наследник старинного рода, влюбленный в свою кузину, страдающий от редкого психического заболевания, все происходит в древнем замке с библиотеками, сквозняками, склепами и подземельями. Отлично передано мышление нездорового человека со склонностью зацикливаться на деталях, также используются некоторые элементы «ненадежного рассказчика». Финал шокирующий и на удивление натуралистичный в своей жестокости.
Bluegrass, 19 мая 2024 г.
Обычно рассказы По вызывают страх или смех. Иногда сочувствие, как «Продолговатый ящик». Однако же эта история вызвала в основном гадливость. Может быть, По хотел доказать себе и другим, что и так тоже умеет. Ему удалось.
Iricia, 1 января 2022 г.
Восхитительно-мрачный рассказ, который с головой погружает читателя в безумие отдельно взятого персонажа — Эдгар По вообще это умеет. В данном случае «пациент» страдает мономанией, болезненной одержимостью, а её объект — зубы его кузины-возлюбленной. Яркие образы, дающие понятие об образе мышления, окружении и обстоятельствах героя, и прекрасно выстроенный сюжет, который нагоняет жути и оставляет читателя с ужасным и пугающим осознанием в финале.
Вертер де Гёте, 30 сентября 2010 г.
В ночи, как и в душе, черно.
Не слышно крика.
Жизнь — просто мутное пятно.
Лишь Береника....
Она одна — как солнца луч,
Где мрак так жуток.
Её присутствие как ключ,
Хранит рассудок.
Между безумием и сном,
Мечтой и явью
Брожу я юным стариком,
Эстетом-рванью.
Хотя бы раз ещё припасть
К родному лику.
Моя единственная страсть.
О, Береника!
© Вертер де Гёте
Рассказ «Береника» — мой фаворит среди «страшных историй По. Пожалуй, квинтэссенция мистической части творчества писателя. Традиционные для По мотивы и образы (влюблённые друг в друга родственники, больные душой и телом; навязчивые идеи,
greyofthedawn, 26 августа 2016 г.
Один из самых монументальных рассказов Эдгара Аллана По, во всей мрачной красоте отражающий темную грань его творчества.
Тонкий, пронзительный, поэтический, бесконечный в вещах, о которых он рассказывает, он берет свое начало, повествуя о многогранности печали, о таинстве прошлых жизней, о людях, живущих в своих грезах, чтобы затем превратится в рассказ о болезненной, искаженной любви человека, страдающего необычным недугом — мономанией, маниакальной одержимостью некоей идеей или предметом, который влюбился в улыбку (хотя точнее было бы сказать, в белоснежные зубы) своей смертельно больной кузины, и сосредоточил все свои жизненные стремления на том, чтобы овладеть ею. И даже ее внезапная смерть не станет этому преградой...
Очень темный и абсолютно безумный рассказ. И невероятно пугающим является сходство персонажей и судеб, описанных в нем, с реальной трагической историей любви самого писателя к своей кузине Вирджинии, которая стала его женой, но умерла в юном возрасте от чахотки.
Orm Irian, 26 сентября 2013 г.
Самое яркое после «Сердца-обличителя» описание маниакальной фиксации на предмете, ведущей к катастрофе. По всегда мастерски пишет про нервные и умственные расстройства, но эти два рассказа самые жуткие, потому что по сути являются залезанием в голову настоящих маньяков. При этом ощущения очень сильные. И да, умеет он вставить физиологические подробности куда надо, не перебарщивая, как это нередко делают теперь, и благодаря этому сохраняя силу впечатления.
Об атмосферности и художественности стиля упоминать не буду, это уже само собой разумеется. И интересно, что здесь, как и во многих других его рассказах, причиной расстройства является слишком сильное увлечение «заоблачными» материями, всякой разной эзотерикой и прочей романтикой. Автор явно считает сие занятие вредным для впечатлительных юнош эпохи романтизма)))
KatrinBelous, 20 февраля 2016 г.
«Горе многолико. Печаль земная многогранна.» (с)
Вырождение древнего рода на лицо. Все эти браки между родственниками в конце концов приводят лишь к одному — дети от таких союзов становятся слабыми духом и подверженными различным болезням. Главные герои рассказа — такой вот потомок древнего семейства, страдающий мономанией (болезненный интерес к мельчайшим деталям, предметам и т.д.), и его кузина, подверженная приступам эпилепсии. В общем, два сумасшедших, вынужденных сосуществовать в одном замке, каждый из которых жил своей жизнью. Пока не пришла им в голову блажь пожениться.
И вот тут главный герой начинает страдать очередной навязчивой идеей — его пленили белоснежные и красивые зубы! невесты. А дальше сюжет классического и от этого не менее мерзкого ужастика: ее хоронят, приняв очередной приступ эпилепсии за смерть, женишок совершенно не озабочен смертью своей нареченной и даже не потрудился присутствовать на похоронах, а дальше...в полночь из могилы девушки до слуха слуг доносятся душераздирающие крики!
Думаю не трудно догадаться, что послужило их причиной. Как развивались дальнейшие события даже не хочу себе представлять...И тем более думать, как сложилась дальнейшая жизнь главных героев. В этой истории По все же удалось нагнаться на меня страху и напомнить, почему я побаиваюсь таких людей.
mario1205, 23 сентября 2015 г.
Могу точно сказать, что это произведение мне не понравилось и уж точно не вошло в список любимых, но впечатлило своей эффектной концовкой
Сколько я рассказов у По не читал, до сих пор не понимаю, как ему это удается — не описывая никаких жутких ужасов, создать атмосферу страха в голове читателя. Но, все равно, «Береника» не идет ни в какое сравнение с рассказом «Колодцем и маятником» и «Убийством Мари Роже», которые я перечитывал не раз.
Как в старом анекдоте, что женщина должна уметь из ничего сделать три вещи (салатик, скандал и шляпку), Эдгар По, как талантливый писатель, абсолютно из ничего умеет создать атмосферу мистического ужаса, который марширует толпами мурашек по спинам читателей, заставляя их оглядываться и проверять, не ползают ли по стенам комнаты какие-то странные тени и не колышется ли подозрительным образом занавеска у закрытого окна.
Ishamael, 5 июня 2013 г.
Мрачный этюд в пастельных тонах, развивающейся до последней страницы и там преходящий к своему пику. Оригинальная и блестяще исполненная идея показать внутренней мир не здорового душой человека. Весь ужас в беспомощности, неосознанности поступка главного героя. Ему было просто невозможно противиться своей болезни и она, жестоко обошлась с ним, лишив самого дорогого человека.
Подкупает и слог По и его манера с первых строк обрисовывать темные краски. В таком маленькой по объему рассказе, присутствует линия двух судеб, переплетенных вместе. Любовь, которую главный герой ощутил к Беренике, ощутил гораздо позже нее, стала для него и отдушиной и привела к трагедии. Финал, как апофеоз драмы героя.
narsyy, 29 августа 2014 г.
Эталонное исполнение рассказа жанра ужасов/ хоррора. Коротенький сюжет, необходимые объяснения, упоминания там где надо и совершенно потрясающая концовка.
AlisterOrm, 12 октября 2011 г.
Конёк По — психология безумцев, чей взгляд на мир искажён, изломан. Вот и Эгей, влюблённый в свою кузину, постепенно сходит с ума, доведённый до отчаяния её смертью.
Жуткий рассказ, без капли мистики, но всё равно бьющий по воображению. А уж конец, где мелькаю зубки Береники, и вовсе...
link-link, 17 июня 2012 г.
Потрясный, мистический рассказ в готическом стиле. По как обычно умеет нагнетать атмосферу, а под конец дать неожиданный, шокирующий конец.
Два душевно больных влюбленных на пару сходят с ума, а мир фантазий главного героя постепенно становится реальностью.
Отличная такая сказка на ночь.
sham, 15 ноября 2009 г.
Рассказ надо было назвать «Зубы». Так было бы интереснее. Повествование напомнило лазарет для душевнобольных. На семи страничном повествоании — два больных — это много. причем экзотично больных: одна впадает в кому, и ее не отличить от умершей, другой страдает мономанией, то есть увлекшись чем-то теряет над собой контроль. И вот один увлекся зубами, а вторая уснула... Эх... славная страшилка наверно была в те времена...
2480, 7 апреля 2010 г.
Безумие в чистом виде (частая тема Эдгара По). Прекрасно показано внутреннее смятение безумца, который не помнит своего страшного деяния, а испытывает страх и прочие сопутствующие чувства при упоминании об этом деянии.
Короткий рассказ, сразу вводящий в дебри ненормальной психики, впечатывающийся в память... Одно из лучших творений По:super:
nickolos, 13 октября 2009 г.
Собственно рассказ начинается, я бы сказал — мелодрамотично. Но какое психологическое давление и ужас удается автору описать на последних страницах. По как всегда на высоте. И каждый раз смотришь на год написания его рассказов, и зная ответ за ранее, все равно восхищаешся!